Scientific and technological cooperation in the Eurasian Economic Union in the context of technological sovereignty
Davydenko E.V.1
1 Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения
Download PDF | Downloads: 36
Journal paper
Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 15, Number 1 (January-March 2025)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=80555450
Abstract:
The article evaluates scientific and technological cooperation in the Eurasian Economic Union in modern conditions. The author has carried out a comprehensive analysis of scientific and technological cooperation between the member states of the Eurasian Economic Union in the context of technological sovereignty and identified problems, challenges and prospects. The author clarified the definition of technological sovereignty in relation to the integration agreement, and developed recommendations for strengthening scientific and technological cooperation within the framework of the Eurasian Economic Union.
According to the results of the study, in the conditions of the new world order, the strengthening of scientific and technological cooperation is an important vector for the development of the integration agreement.
The effectiveness of scientific and technological cooperation in the Eurasian Economic Union depends largely on the level of integration development, as well as on the efforts of the Eurasian Economic Union member states in this area. The results of the study can be used to model the strategy of scientific and technological cooperation of the Eurasian Economic Union.
Keywords: Eurasian Economic Union, integration agreement, scientific and technological cooperation, Russian Federation, technological sovereignty
JEL-classification: F52, H56, H12
Введение
Движущей силой четвертой промышленной революции является научно-технологическая конкуренция между макроэкономическими системами. Развитие научно-технологической сферы неизбежно связано с достижением и обеспечением технологического суверенитета, что особенно актуально в условиях геополитических и экономических бифуркаций последнего времени, противостояния держав на мировой арене. Действия государств в области обеспечения технологического суверенитета могут быть синергетически увеличены за счет объединения усилий – развития научно-технологического сотрудничества и углубления кооперационного взаимодействия, особенно в рамках интеграционных объединений. Актуальность тематики исследования определяется тем, что в условиях санкционного давления важность обеспечения технологического суверенитета Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в процессе научно-технологического сотрудничества многократно возрастает.
Теоретические и практические аспекты научно-технологического сотрудничества и технологического суверенитета государств рассмотрены во многих монографических и экспертных исследованиях. В частности, разработке теоретических основ научно-технологической сферы посвящены работы Глазьева С.Ю., Митяева Д.А., Толкачева С.А. [1], Бодрунова С.Д. [2], Косакяна Д.Л. [3], Ивановой Н.И. [4], Петрова М.Н. [5], Портера М. [6], Адхиона П., Антонин С., Бунела С. [7]. Проблемы формирования технологического суверенитета рассматриваются Афанасьевым А.А. [8], Грантом П. [9], Дизеном Г. [10], Кашкиным С.Ю. [11] и др. Вопросы функционирования ЕАЭС и анализ научно-технологического сотрудничества исследуются в научных трудах Никифоровой Н.А., Бариленко В.И., Бурцевой К.Ю. [12], Андроновой И.В. [13], Ильиной И.Е. [14], Лисицы Е.С. [15], Данюковой М.Н. [16], Киселевой О.Н. [17], Глазьева С.Ю. [18], Макаренко Е.Н. [19] и др. Вместе с тем, вопрос научно-технологического сотрудничества Евразийского экономического союза в контексте технологического суверенитета интеграционных объединений практически не нашел отражение в научной литературе.
Цель исследования состоит в разработке и обосновании научно-практических рекомендаций по укреплению научно-технологического сотрудничества ЕАЭС в контексте обеспечения технологического суверенитета.
Научная новизна исследования заключается в дополнении и совершенствовании понятийного аппарата технологического суверенитета, разработке рекомендаций по укреплению научно-технологического сотрудничества в контексте обеспечения технологического суверенитета ЕАЭС.
Авторская гипотеза предполагает, что глубина научно-технологического сотрудничества государств-членов ЕАЭС во многом определяется уровнем развития интеграционного процесса. Укрепление научно-технологического взаимодействия в рамках ЕАЭС будет способствовать усилению технологического суверенитета ЕАЭС как интеграционной группировки, так и государств-членов ЕАЭС.
Методология исследования. При написании научной статьи были использованы отдельные элементы методологии неоклассической и неоинституциональной экономических теорий, концепции и модели научно-технологического развития. Методами, использованными в научной статье, являются анализ, синтез, систематизация, индукция, дедукция, сравнение.
В соответствии с целью научной статьи предполагается решение следующих задач:
- уточнение дефиниции технологического суверенитета применительно к интеграционной группировке;
- анализ нормативно-законодательной базы ЕАЭС и государств-членов по урегулированию научно-технологического сотрудничества;
- анализ современного состояния научно-технологического сотрудничества в контексте обеспечения технологического суверенитета в Евразийском экономическом союзе;
- выделение основных проблем, тормозящих научно-технологическое сотрудничество в ЕАЭС;
- разработка рекомендаций по укреплению научно-технологического сотрудничества в контексте обеспечения технологического суверенитета в рамках ЕАЭС.
Информационной основой исследования послужили нормативно-правовая документация Евразийского экономического союза и государств-членов по вопросам научно-технологического сотрудничества, статистика ООН, Евразийской экономической комиссии, доклады и отчеты экспертов, научные статьи зарубежных и отечественных ученых.
Основная часть
Современная фаза глобализации мирохозяйственных связей проявляется, в частности, в усилении научно-технологического сотрудничества. Однако в условиях турбулентности мировой экономики научно-технологическая мощь государств и интеграционных объединений неразрывно связана с обеспечением технологического суверенитета. Не является исключением и ЕАЭС, включающий пять государств: Российскую Федерацию, Беларусь, Казахстан, Армению, Кыргызстан и функционирующий с 2015 года. Укрепление научно-технологического сотрудничества в контексте обеспечения технологического суверенитета является одним из важных векторов работы в Евразийском экономическом союзе.
Вопрос взаимосвязи научно-технологического сотрудничества и технологического суверенитета является достаточно инновационным и стал серьезно прорабатываться в научной литературе относительно недавно, преимущественно под воздействием новых вызовов мировой экономики – ее фрагментарности, роста числа рестрикционных и санкционных мер и др. Одна из ведущих научно-исследовательских организаций в мире – институт Фраунгофера технологический суверенитет определяет как «способность государства или федерации государств располагать технологиями, которые они считают критически важными для своего благосостояния и конкурентоспособности, а также как возможность разрабатывать их или получать от экономик других стран без односторонней структурной зависимости» [20].
В рамках данного проекта технологический суверенитет будет исследован применительно к интеграционной группировке. Определим технологический суверенитет интеграционного союза как способность интеграционного объединения обеспечивать потребности своих экономических субъектов в критических технологиях, созданных как национальными производителями, так и совместно на паритетных началах с хозяйствующими субъектами из государств-членов, предлагать конкурентоспособные на внутреннем и мировом рынках высокотехнологичные товары и услуги. Таким образом, благодаря укреплению научно-технологического сотрудничества государства в рамках интеграционного объединения могут усиливать свой технологический суверенитет.
Деятельность ЕАЭС в сфере научно-технологического развития включает в себя нормативно-правовую и финансовую составляющие. Законодательную базу научно-технологического сотрудничества в рамках ЕАЭС составляет следующая документация [21]: Договор №279 от 03.10.2014 «Договор о Евразийском экономическом союзе», планы научно-исследовательских работ Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) на год, Решение ЕЭК от 11.12.2020 №12 «О стратегических направлениях развития евразийской интеграции до 2025 года» [22], Декларация о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках ЕАЭС до 2030 года и на период до 2045 года «Евразийский экономический путь» [23] и др. Учредительный Договор о ЕАЭС констатирует, что в ЕАЭС «обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики» [21]. Выступая на заседании Высшего Евразийского экономического совета в 2023 году, В. Путин в дополнение к четырем свободам предложил добавить пятую свободу в рамках ЕАЭС – обеспечить «свободу знаний» [24]. Свобода знаний непосредственно связана с научно-технологическим сотрудничеством, гармонизацией образовательных систем. В настоящее время данный вопрос активно прорабатывается.
Широкий перечень разработанной документации в области научно-технологического сотрудничества ЕАЭС свидетельствует о глубоком интересе и внимании к данному направлению. Однако в настоящее время научно-технологическое сотрудничество и обеспечение технологического суверенитета ЕАЭС развиваются пока в параллельных плоскостях. Более того отсутствует стратегия научно-технологического сотрудничества ЕАЭС на долгосрочный период с учетом обеспечения технологического суверенитета. Таким образом, реальные практические шаги по достижению и обеспечению технологического суверенитета в рамках ЕАЭС демонстрируют существенный отрыв от задач, которые во многом носят декларативный характер.
Среди основных направлений стратегического сотрудничества ЕАЭС до 2025 года согласно Решению ЕЭК от 11.12.2020 №12 «О стратегических направлениях развития евразийской интеграции до 2025 года» особо выделяется научно-технологическое направление, а именно: проведение совместных научно-исследовательских работ; формирование цифрового пространства Евразийского экономического Союза, цифровых инфраструктур и экосистем; а также выстраивание эффективной системы управления совместными кооперационными проектами и их финансирования, создание и развитие высокопроизводительных, в том числе экспортоориентированных секторов экономики [22].
В рамках научно-технологического сотрудничества ЕАЭС приоритетными составляющими являются:
- цифровизация экономики: повсеместная глобализация технологических процессов, сопровождаемая концентрацией технологических разработок;
- здравоохранение и фармацевтика: наблюдается заметное развитие иммуно-онкологии и технологий по целевой доставке лекарств;
- распространение новых материалов;
- технологии в транспортной сфере: повышение доли электромобилей, внедрение цифровых технологий, в частности интеллектуальные системы управления транспортной инфраструктурой;
- сельское хозяйство;
- биотехнологии: биоинформатика и биосенсеры, аугментация органов и тканей человека, медицинские способы лечения и биомедицинские технологии, синтетическая биология;
- передовые технологии машиностроения: создание технологических платформ является базой для развития процессов роботизации и автоматизации в реальном секторе экономик государств-членов ЕАЭС;
- связь и информационно-телекоммуникационные технологии: беспроводной, широкополосный Интернет, мультимедиа, ликвидация компьютерной безграмотности, роботехника;
- строительство: ключевые технологические изменения в сфере строительства связаны с использованием новых материалов, технологий строительных работ, цифровых технологий в ходе проектирования и строительства [21].
Вышеперечисленные составляющие научно-технологической политики ЕАЭС являются критическими на мировом рынке и определяют степень конкурентоспособности держав в мировой экономике. Развитие вышеперечисленных сфер научно-технологической политики ЕАЭС способно значительно повысить степень технологического суверенитета ЕАЭС и снизить зависимость интеграционной группировки от третьих стран и внешних рисков.
Научно-технологическое сотрудничество ЕАЭС осложняется тем, что на текущем этапе развития интеграционного объединения национальное законодательство государств-членов ЕАЭС практически не гармонизировано. В таблице приведены основные нормативно-законодательные акты, которыми регулируется научно-технологическая сфера в государствах-членах ЕАЭС.
Таблица
Национальное законодательство государств-членов ЕАЭС по регулированию научно-технологической сферы
The national migration legislation of the member states of the Eurasian Economic Union on regulation of the scientific and technological sphere
Россия
|
Казахстан
|
Беларусь
|
Армения
|
Кыргыз-стан
|
1.
Кон-цепция технологи-ческого развития
РФ до 2030 года от 20.05.2023 №1315-р
2. Стра-тегия научно-технологи-ческого развития РФ от 01.12.2016 №642 3. ФЗ РФ «О развитии технологи-ческих компаний» от 04.08.2023 №478-ФЗ 4. Указ Президента РФ «О националь-ных целях развития РФ на период до 2030 г.» от 21.07.2020 №474 |
1.
Предпринима-тельский кодекс Республики
Казахстан от 29.10.2015 №375-V ЗРК
2. Закон «О промышленной политике» от 27.12.2021 №86-VII 3. Концепция развития науки Республики Казахстан на 2022-2026 гг. от 25.05.2022 №336 4. Концепция развития высшего образования и науки в Республике Казахстан на 2023-2029 гг. от 28.03.2023 №248 |
1.
Госу-дарственная программа иннова-ционного
развития Республики Беларусь на 2021-2025 гг. от 14.02.2020 №2
2. На-циональная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 г. от 04.02.2020 №3 |
1.
Закон «О государ-ственном содействии
иннова-ционной деятель-ности» от 23.05.2006 №ЗР-63
2. Закон «О научной и научно-технической деятель-ности» от 05.12.2000 №ЗР-119 |
1.
На-циональ-ная стратегия развития
Кыргыз-ской Респуб-лики на 2018-2040 гг. от 31.10.2018 УП №221
|
Исходя из таблицы, можно сделать вывод, что национальная нормативно-правовая база научно-технологического развития государств-членов ЕАЭС нуждается в совершенствовании и гармонизации с основными документами ЕАЭС в данной области. Например, в Казахстане отсутствует долгосрочная Стратегия инновационного развития, в Армении в настоящее время лишь прорабатывается проект Стратегии научно-технологического развития. В большей степени сближение научно-технологической сферы наблюдается в отношениях России и Беларуси, тесное сотрудничество которых закреплено в Стратегии научно-технологического развития Союзного государства на период до 2035 года от 29.01.2024 №2. Таким образом, пятая свобода в рамках ЕАЭС – формирование общего рынка знаний в отличие от других свобод (товаров и услуг, рабочей силы и капитала) реализована в наименьшей степени.
Оценка эффективности научно-технологического сотрудничества государств-членов ЕАЭС в контексте обеспечения технологического суверенитета осложняется отсутствием универсальной методики оценки технологического суверенитета государств [8]. Для определения уровня технологического суверенитета ЕАЭС воспользуемся статистическими показателями и рейтинговыми индексами.
Несмотря на увеличение промышленного производства, темпов экономического развития в странах-членах ЕАЭС в последние годы, зависимость интеграционного объединения от поставок высокотехнологичной продукции из третьих государств весьма существенна. Так, по данным Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), импорт высокотехнологичных товаров в страны ЕАЭС составляет около 60% от общего объема импорта [25].
Источником технологических инноваций и ведущим государством в научно-технологическом сотрудничестве ЕАЭС в контексте обеспечения технологического суверенитета является Россия, которая обладает среди государств-членов ЕАЭС наибольшим научно-технологическим потенциалом. В 2023 году доля расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) в РФ была наивысшей среди всех стран-членов ЕАЭС – 1,1% от ВВП страны, в 2022 году – 0,9% [26]. Для сравнения, согласно статистическим данным Организации Объединенных Наций (ООН), расходы на НИОКР в других странах-членах ЕАЭС в 2022 году составляли соответственно в Армении – 0,2%, в Беларуси – 0,5%, Казахстане – 0,1%, Кыргызстане – 0,1% [27]. В ходе сопоставления с аналогичными показателями промышленно развитых государств приведенные цифры очень незначительны и не могут кардинально улучшить научно-технологическую составляющую ни стран-членов ЕАЭС в отдельности, ни интеграционного объединения в целом и способствовать формированию общего рынка знаний.
Невысокие показатели стран-членов ЕАЭС в глобальном инновационном рейтинге также подтверждают низкий уровень инновационной активности и научно-технологический потенциал государств-членов ЕАЭС. По данным 2024 г. в глобальном инновационном рейтинге (по убыванию) Россия занимает 59-ое место, Армения – 63-ое, Казахстан – 78-ое, Беларусь – 85-ое, Киргизия – 99-ое место [28]. Следовательно, повышение научно-технологического потенциала государств-членов ЕАЭС будет способствовать укреплению научно-технологического сотрудничества ЕАЭС и, как следствие, укрепление технологического суверенитета интеграционного объединения и входящих в него стран.
Невысокий научно-технологический потенциал государств-членов ЕАЭС обусловлен недостаточным финансированием научно-технологической сферы. Средства НИОКР в существенной степени связаны с реализацией национальных проектов развития и имеют особую значимость для научно-технологического сотрудничества всего ЕАЭС. Важное место в реализации проектов национального научно-технологического развития государств-членов ЕАЭС занимает программа «Евразийская цифровая платформа» по формированию общей цифровой экосистемы, включающей электронное правительство, торговые платформы и систему кибербезопасности.
Помимо обеспечения нормативно-законодательной базы в последние годы в ЕАЭС с целью укрепления научно-технологического сотрудничества в контексте обеспечения технологического суверенитета уделяется внимание финансовой составляющей. По данным на 30 июня 2024 года Евразийский Банк развития осуществляет финансирование 78 проектов, в основном в сферах транспортной инфраструктуры, цифровых систем, зеленой энергетики, машиностроения. Среди них можно выделить проект по расширению и модернизации Международного аэропорта Алматы, проект по строительству и эксплуатации ГЭС «Куланак» в Кыргызстане и др. [35]. В Декларации о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках ЕАЭС до 2030 года и на период до 2045 года «Евразийский экономический путь» сформирована задача развития механизмов поддержки реализации кооперационных проектов [29]. В настоящее время страны-члены ЕАЭС уже запустили пилотный механизм финансовой поддержки за счет бюджета ЕАЭС кооперационных проектов, которые будут реализовываться на их территории [30]. Научно-технологическое сотрудничество в контексте обеспечения технологического суверенитета ЕАЭС сможет обеспечить устойчивость производственных комплексов к внешним и внутренним факторам и рискам. Достижение и укрепление технологического суверенитета ЕАЭС возможно за счет объединения ресурсов и промышленно-технологической кооперации стран-членов ЕАЭС.
В целом можно утверждать, что научно-технологическое сотрудничество ЕАЭС последовательно укрепляется. Подтверждением данному тезису служит продвижение цифровой повестки, промышленной кооперации, развитие совместной информационной системы и др. Однако на пути научно-технологического развития ЕАЭС стоят существенные проблемы: разный научно-технический потенциал государств-членов ЕАЭС, отсутствие общей долгосрочной комплексной научно-технологической стратегии и программы в контексте обеспечения технологического суверенитета в рамках ЕАЭС, недостаток финансирования, кадровые проблемы, проблемы с инфраструктурным обеспечением и др.
Для укрепления научно-технологического сотрудничества в контексте обеспечения технологического суверенитета ЕАЭС можно порекомендовать реализацию следующих мероприятий:
- разработка общей долгосрочной стратегии, а также конкретных программ и планов по укреплению научно-технологического сотрудничества в контексте обеспечения технологического суверенитета ЕАЭС с оценкой эффективности проводимых мероприятий и инструментов;
- увеличение расходов НИОКР в странах-членах ЕАЭС и привлечение частных, в том числе прямых иностранных, инвестиций. Полагаясь на результаты исследований, очевидно, что именно расходы на НИОКР и прямые иностранные инвестиции являются ключевыми детерминантами для увеличения научно-технологического потенциала и выпуска высокотехнологичной продукции.
- формирование специализированного органа в рамках ЕАЭС, содействующего научно-технологическому сотрудничеству в контексте технологического суверенитета интеграционной группировки и осуществляющего контроль за эффективностью данного процесса;
- создание общего бюджетного фонда в рамках Евразийского экономического союза по выравниванию технологического суверенитета государств-членов ЕАЭС, финансированию мероприятий по достижению и обеспечению технологического суверенитета ЕАЭС.
По нашему мнению, предложенные выше рекомендации будут способствовать укреплению научно-технологического сотрудничества и повышению технологического суверенитета Евразийского экономического союза. По мере усиления интеграционного взаимодействия и научно-технологического взаимодействия в ЕАЭС потребность в усилении технологического суверенитета будет возрастать, что самым благоприятным образом скажется на эффективности данного процесса. Углубление технологической интеграции в ЕАЭС будет способствовать усилению технологического суверенитета интеграционного объединения.
Научно-технологическое сотрудничество государств-членов ЕАЭС может быть укреплено за счет развития технологического потенциала государств-членов, внедрения передовых научно-технических решений в ведущие сектора экономики, активизации взаимодействия в области цифровой трансформации, реализации совместных высокотехнологичных проектов.
Заключение
В ходе проведенного исследования можно вывести следующие выводы и умозаключения.
Важность разработки концепции технологического суверенитета применительно к макроэкономической системе – интеграционной группировке в условиях новой реальности не подлежит сомнению. Нами предлагается уточнение дефиниции технологического суверенитета, а именно соединение способности и возможности государства самому или в кооперации с другими государствами производить критически важные технологии и предложении инновационных благ на мировом рынке. Укрепление научно-технологического сотрудничества государств в рамках интеграционной группировки будет автоматически способствовать усилению технологического суверенитета как ЕАЭС, так и государств-членов.
В настоящее время научно-технологическое сотрудничество Евразийского экономического союза осложняется невысоким уровнем развития научно-технологического потенциала государств-членов, отсутствием долгосрочной комплексной стратегии по достижению технологического суверенитета интеграционной группировки в целом и достаточно скромным финансированием, выделяемым на данные цели. Каждое государство-член Евразийского экономического союза имеет свои национальные интересы и специфические потребности в сфере обеспечения технологического суверенитета, что тормозит выработку совместной стратегии действий [21]. По мнению автора исследования, углубление интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза будет способствовать усилению научно-технологического сотрудничества и координации усилий стран в сфере обеспечения технологического суверенитета ЕАЭС. Дальнейшее развитие тематики исследования связано с оценкой эффективности современного этапа научно-технологического сотрудничества во взаимосвязи с обеспечением технологического суверенитета. Также интересным направлением исследовательского развития является дальнейшая проработка вопросов корреляции технологического суверенитета и технологической безопасности в рамках ЕАЭС.
References:
(in Russian).
Afanasev A.A. (2022). Tekhnologicheskiy suverenitet kak nauchnaya kategoriya v sisteme sovremennogo znaniya [Technological sovereignty as a scientific category in the contemporary knowledge system]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (9). 2377-2394. (in Russian).
Aghion P., Antonin C., Bunel S. (2021). The Power of Creative Destruction: Economic Upheaval and the Wealth of Nations
Andronova I.V. (2020). Ekonomicheskaya bezopasnost EAES [Economic security of the EAEU] (in Russian).
Danyukova M.N., Noga V.I. (2023). Otsenka sovremennogo sostoyaniya sistemy nauchno-tekhnicheskogo razvitiya v stranakh-chlenakh EAES [Assessment of the current state of the scientific technological development system in the EAEU member countries]. Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava. (11(2)). 185-190. (in Russian).
Diesen G. (2021). Great power Politics in the Fourth Industrial Revolution: The Geoeconomics of Technological Sovereignty
Edler J., Blind K., Frietsch R. Technology sovereignty. From demand to conceptFraunhofer Institute for Systems and Innovation Research. Retrieved November 23, 2024, from https://www.isi.fraunhofer.de/content/dam/isi/dokumente/publikationen/technology_sovereignty.pdf
Glazev S.Yu. (2024). Evraziyskaya ekonomicheskaya integratsiya v kontekste stanovleniya novogo mirokhozyaystvennogo uklada [Eurasian economic integration in the context of the emergence of a new world economic structure]. The Economic Revival of Russia. (2 (80)). 34-45. (in Russian).
Glazev S.Yu., Bodrunov S.D. (2023). Zakonomernosti formirovaniya osnov noonomiki kak gryadushchego obshchestvennogo ustroystva: znat i deystvovat [Patterns of formation of the foundations of noonomics as a future social structure: know and act] (in Russian).
Glazev S.Yu., Kosakyan D.L. (2024). Sostoyanie i perspektivy formirovaniya 6-go tekhnologicheskogo uklada v rossiyskoy ekonomike [State and prospects of 6th technological mode in russian economy]. Ekonomika nauki. (2). 11-29. (in Russian).
Glazev S.Yu., Mityaev D.A., Tolkachev S.A. (2023). Tsiklicheskie zakonomernosti razvitiya tekhnologicheskikh i mirokhozyaystvennyh ukladov [Cyclical patterns of development of technological and world economic structures] (in Russian).
Global Innovation Index 2024. Retrieved December 16, 2024, from https://www.wipo.int/gii-ranking/en/rank
Grant P. (1983). Technological sovereignty: forgotten factor in the hi-tech razzamatazz
Ilyina I.E., Vasileva I.N., Gagiev N.N. (2023). Mezhdunarodnoe nauchno-tekhnicheskoe sotrudnichestvo v Rossii: analiz opyta i perspektivy razvitiya [International scientific and technical cooperation in Russia: experience analysis and development prospects] (in Russian).
Ivanova N. I. (2020). Innovatsionnaya konkurentsiya [Innovative competition] (in Russian).
Kashkin S.Yu., Chetverikov A.O. (2023). Mezhdunarodnaya integratsiya i tekhnologicheskiy suverenitet: pravovye resheniya (zarubezhnyy opyt) [International integration and technological sovereignty: legal solutions (foreign experience)] (in Russian).
Kiseleva O.N., Plotnikov A.P., Bekher V.V. (2024). Napravleniya dostizheniya tekhnologicheskogo suvereniteta ekonomicheskikh sistem razlichnogo urovnya v stranakh EAES [Directions for achieving technological sovereignty of economic systems at various levels in the EAEU countries] (in Russian).
Lisitsa E.S., Karapetyan A.G. (2021). Nauchno-tekhnicheskoe sotrudnichestvo v EAES: sostoyanie i perspektivy [Scientific and technical cooperation in the EAEU: status and prospects] Strategy of sustainable development in crisis management of economic systems. (in Russian).
Makarenko E.N., Vovchenko N.G., Nivorozhkina L.I. (2023). Determinanty razvitiya ekonomiki Rossii v usloviyakh tsifrovoy transformatsii i obespecheniya tekhnologicheskogo suvereniteta [Determinants of the development of the Russian economy in the context of digital transformation and ensuring technological sovereignty] (in Russian).
Nikiforova N.A., Barilenko V.I., Burtseva K.Yu. (2021). Analiz ekonomicheskogo sostoyaniya, perspektiv i riskov prostranstva EAES [Analysis of the economic status, prospects and risks of the EAEU space] (in Russian).
Petrov M.N. (2022). Teoreticheskie osnovy razvitiya innovatsionnogo i proektnogo menedzhmenta v period chetvertoy promyshlennoy revolyutsii [Theoretical foundations of the development of innovation and project management during the Fourth Industrial Revolution] (in Russian).
Porter M. (2021). Mezhdunarodnaya konkurentsiya. Konkurentnye preimushchestva stran [International competition. Competitive advantages of countries] (in Russian).
Страница обновлена: 30.05.2025 в 10:50:55