Family business as a special form of mentoring

Korneeva I.V.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Journal paper

Leadership and Management (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 12, Number 1 (January 2025)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=80301640

Abstract:
Family business influences the development of the economy of any country; and this relationship has been traced for many centuries. Mentoring, as a way of transferring experience, skills, production secrets and innovation from one generation to another, is an integral part of a family business and a tool that allows it to be preserved and developed. As a result of the analysis, the characteristics of mentoring in family business were identified; the main problems in the field of mentoring faced by family businesses were identified;and ways of solving them were proposed. The article substantiates the necessity of revival and development of national mentoring traditions of famous business dynasties in Russia. The results of the study may be of interest to entrepreneurs who organize family businesses, as well as used to improve government support measures for family business.

Keywords: mentoring, family business, business dynasty, mentoring type, labor dynasty



Введение

Семейное предпринимательство – это старейшая, наиболее распространенная во всем мире модель коммерческой организации, нацеленная на стратегическое развитие и долголетие.

Исследованию семейного бизнеса посвящено достаточно работ, среди которых публикации таких специалистов и представителей предпринимательских династий как Абрикосов Д.П. [1], Варкулевич Т.В. [2], Исаев Д.П. [6], Клименко Л.В. [9], Кузнецова И.В. [10], Мурзина Ю.С. [12] и другие. Однако анализ литературных источников показал, что проблемы семейного предпринимательства по-прежнему остаются актуальными и недостаточно изученными, особенно это касается вопросов наставничества.

Целью исследования является анализ наставнической деятельности в семейном предпринимательстве, выявление её характерных особенностей, а также анализ основных проблем наставничества в семейном предпринимательстве и определение путей их решения. Научной новизной данной работы выступает формирование авторского подхода к особенностям осуществления наставничества в семейном предпринимательстве, его психолого-педагогической составляющей, а также выявление основных отличий от наставничества в трудовых династиях.

Гипотеза исследования – можно предположить, что наставническая деятельность в семейном предпринимательстве существенно отличается от других видов наставничества и имеет свои характерные особенности по времени, целям и формам осуществления.

В ходе исследования изучалась научная литература, посвященная вопросам семейного предпринимательства, были использованы общенаучные методы, в частности, методы исторического и системного анализа, а также синтез, наблюдения, обобщения и др.

Основная часть

Семейные предпринимательские компании, как правило, относятся к малому и среднему бизнесу и являются главным источником создания богатства и занятости во всех странах с рыночной экономикой. По данным на 2024 год на территории Российской федерации уже практически 4,5 миллиона семейных компаний, а это уже весомая доля, 74% от всей массы малого и среднего бизнеса страны в целом [21]. Однако анализировать данные предприятия сейчас не просто. Сведения об организации, ведении бизнеса, его результатах, как правило, публично размещаются редко.

По-существу, можно выделить две основные проблемы – это возможность наследования семейного бизнеса и осуществление наставнической деятельности в нем. Что касается возможности передачи по наследству бизнеса, то на сегодняшний день, не существует официально закрепленного статуса семейного предпринимательства в Российском законодательстве. Следовательно, проблемы наследования выступают существенным препятствием к развитию сектора семейного предпринимательства. По данным торгово-промышленной палаты (ТПП), 76% российских семейных организаций считают необходимым изменить законодательство в сфере трудовых отношений и налоговой политики. Данные ТПП также свидетельствуют, что 57% предпринимателей в России являются основателями своего бизнеса в первом поколении, 36% представителей семейного бизнеса предприниматели двух поколений, и лишь 7% компаний вовлекают в деятельность три поколения своей семьи [17]. Результаты социологического опроса, проведенного ВТБ и банком «Открытие», показали, что каждый третий хотел бы вести его с членами семьи, а 70% — передать по наследству или вовлечь в семейное дело детей [16].

В рамках исследования проанализируем историю некоторых династий российских предпринимателей с точки зрения преемственности делового поведения, передачи производственного опыта от старшего поколения к молодому поколению, продолжения семейных традиций в бизнесе.

Во времена Российской империи приверженность к семейному делу бережно передавалась от потомка к потомку на протяжении столетий и при этом бизнес-династии, их семейные предпринимательские компании составляли основу экономики страны. В таблице представлены лишь некоторые наиболее известные династии предпринимателей, несколько поколений, которых развивали производство практически во всех сферах экономики страны.

Таблица Основные династии предпринимателей дореволюционной России

(Источник: составлено автором на основе [20])

Династия
Период существования семейного производства в Российской империи
Сфера деятельности
Строгановы
1515 - 1917 гг.
Солеварение и металлургия
Демидовы
1702 - 1810 гг.
Горное и оружейное дело
Мальцовы
1724 - 1918 гг.
Производство стекла и хрусталя
Глазуновы
1782 – 1918 гг.
Книгопечатание
Кузнецовы
1810 - 1917 гг.
Производство фарфора
Морозовы
1770 - 1917гг.
Текстильная промышленность
Мамонтовы
1716 - 1918гг.
Железные дороги
Смирновы
1827 - 1917 гг.
Вино-водочное производство
Елисеевы
1813 - 1917 гг.
Торговля и банковское дело
Брокары
1836 - 1900 гг.
Парфюмерное производство
Шустовы
1863 - 1917 гг.
Коньячное производство
Бродские
1840 - 1903 гг.
Сахарная промышленность
Стахеевы
1782 - 1918 гг.
Золотодобыча
Фирсановы
1732 - 1917гг.
Торговля лесом
Сорокоумовские
1646 - 1917 гг.
Торговля мехом и изготовление меховых изделий
Нобели
1837 - 1918 гг.
Нефтяная промышленность, машиностроение
Абрикосовы
1804 - 1918 гг.
Кондитерское производство
Многие компании, которые зародились в рамках семейного бизнеса того времени, продолжают успешно функционировать и по сей день. Приведем только несколько примеров:

- предприятие династии Кузнецовых по производству фарфора в Дулёво;

- кондитерский комбинат, который сейчас называется «Бабаевский», но основанный знаменитой династией Абрикосовых;

- машиностроительный завод «Людвиг Нобель» в Санкт-Петербурге, основанный династией Нобелей и переименованный в «Русский дизель» в 1918 году.

К сожалению, в настоящее время в современной России отсутствует система учета количества созданных предприятий семейного бизнеса, в том числе по отраслям. Росстат формирует данные лишь по количеству малого, среднего и крупного бизнеса, не включая при этом компании, созданные на основе семейного бизнеса в разрезе по видам деятельности [4].

Безусловно, династии предпринимателей дореволюционной России так долго не смогли бы существовать без наставничества. Образцовым выглядит наставление потомкам Т.В. Прохорова (представителя второго поколения династии Прохоровых, владельца Трехгорной мануфактуры), согласно которому «надобно впредь детей купеческих приучить к постоянному труду, к охотному богатению, но без малейшей алчности и зависти, к равнодушию в потерях выгод, но к неравнодушию потери совести и честного имени» [6].

Наставничество - это постоянный и обязательный процесс в семейном бизнесе, который имеет, на наш взгляд, ряд особенностей.

В семейном предпринимательстве, прежде всего, задействованы все виды наставничества. Наставник, являясь членом семьи, выступает в роли коуча, тренера и фасилитатора, причем одновременно. Как коуч, он помогает молодому человеку определить свой жизненный путь, оценить профессиональные интересы и раскрыть свой личностный потенциал. Как тренер, работает над конкретными профессиональными компетенциями и навыками молодого члена семьи, помогает их приобрести и совершенствовать. А, как фасилитатор, стремиться облегчить процесс обучения, создает благоприятную, поддерживающую и стимулирующую среду, способствующую комфортному процессу получения знаний и умений.

Процесс наставничества в семейном предпринимательстве по сути непрерывный, т.е. фактически - это двадцать четыре на семь. Причем, как правило, наставником выступает не один человек, а несколько, зачастую вся семья. Наставникам важно как можно раньше разглядеть интересы и наклонности молодого поколения семьи, мотивировать и развивать их стремления к занятию семейным делом. Следовательно, может быть выделена особая роль психолого-педагогической составляющей в наставничестве при ведении семейного бизнеса. Она предполагает тесное переплетение воспитания с всесторонним образованием молодого поколения.

Интересно описаны уроки наставничества в семейном бизнесе действующим представителем предпринимательской династии Абрикосовых – Дмитрием Петровичем Абрикосовым. В своей книге он описывает их так: «В семейных делах супруги Абрикосовы поддерживали друг друга, понимая, что именно дети – будущее семьи и дела. Все дети, включая дочерей, которые обучались в частных пансионах, получили достойное образование, причем, что интересно, абсолютно не связанное с коммерческой деятельностью. «Этому учатся только приказчики», – говорил Алексей Иванович (основатель династии), считая, что научиться считать не составляет труда, гораздо важнее уметь перспективно мыслить. Он успешно руководил многими важными проектами, делегируя свои полномочия тем, кто мог их выполнять с успехом, ведя поручения так, как будто занимается собственным делом, по призванию. Семья Абрикосовых всесторонне развивала своих детей. Они не просто получали образование, а имели живой образец созидательной деятельности перед глазами. Окончив свои европейские университеты, никто из потомков Абрикосова не остался за границей, все вернулись на родину и продолжили работу в семейных коммерческих предприятиях отца» [1].

Октябрьская революция 1917 года объявила семейный бизнес в России вне закона и лишь в последнее десятилетие ХХ века традиции семейного предпринимательства в стране начали постепенно возрождаться. В советское время успешно существовали и приветствовались трудовые династии, т.е. работники, представляющие нескольких поколений семьи и осуществляющие свою профессиональную деятельность в одной сфере. Наставничество в трудовых династиях и династиях предпринимателей, ведущих семейный бизнес, имеет существенное отличие. В трудовых династиях старшее поколение прививает любовь к конкретной профессии, помогает ею овладеть. Цель наставничества в династиях предпринимателей более глубокая. Это не просто получение новых профессиональных знаний и умений молодым поколением, но и развитие семейного дела, повышение эффективности бизнеса в целом, создание особой корпоративной культуры, основанной на семейных ценностях, культурном наследии семьи.

На наш взгляд, для создания эффективной системы наставничества в рамках семейного бизнеса важна работа по ряду направлений. Результаты исследования позволили выделить основные составляющие наставничества в семейном бизнесе.

Первая составляющая - это анализ и подготовка. На этом этапе требуется внимание и наблюдение за подрастающим поколением в семье, занимающейся предпринимательством, с точки зрения определения их интересов и наклонностей, желания их заниматься семейным бизнесом.

Если в семье царит взаимопонимание, доверие и уважение друг к другу, то не трудно понять характер и устремления близкого человека, а искренняя заинтересованность в развитии его как личности, позволит найти возможности применение его талантов. Важно, чтобы дети получали хорошее образование, в том числе по профилю семейного дела, но и не только, как показывает исторический опыт предпринимательских династий России.

Вторая включает проблему распределения ролей. Следует отметить, что для семейного бизнеса характерна индивидуализация обучения с раннего возраста, а роль наставника выполняет, как правило, вся семья. Это не только родители, но дедушки и бабушки, дяди и тети, старшие братья и сестры. Здесь может быть использована форма, которая получила название баддинг. Она предполагает наличие старшего наставника как хорошего друга, который может помочь и советом, и делом. По-сути, наставничество включено в систему воспитания подрастающего поколения семьи. Главный принцип здесь – личный пример взрослых членов семьи и ответственность всей семьи за результаты бизнеса. Именно семейное предпринимательство позволяет получить навыки работы в команде на единый результат и понять свою роль в семейной команде.

Для правильного выбора наставника можно воспользоваться таким инструментом, как организационная схема семьи. Она позволяет выявить модель взаимоотношения между поколениями, понять какие отношения складываются, например, близкие, конфликтные, разобщенные и т.д., а затем продумывать следующие шаги по реализации семейного наставничества. Следует отметить, что именно в семейном бизнесе возможна и применима взаимозаменяемость наставников. Это очень важно, поскольку каждый член семейной команды уникален и может дать молодому представителю семьи что-то своё в бизнесе, абсолютно непохожее и очень ценное.

Третья составляющая – это разработка системы мотивации и стимулирования. Представители старшего поколения предпринимательской династии имеют крепкую мотивацию для вовлечения молодого поколения в семейный бизнес. Они, безусловно, хотят оставить семейный бизнес в надежных руках следующих поколений, понимать, что их дело, которому они отдали столько сил, будет продолжено и приумножено. Поэтому представители старшего поколения готовы сделать всё для того, чтобы дать хорошее и всестороннее образование молодым членам семьи, передать свой опыт и семейные секреты бизнеса, даже не учитывая затраченного времени на наставничество. Что касается младшего поколения, то здесь важно стимулировать их активность в получении знаний и навыков, которые могут пригодиться в семейном предпринимательстве и послужат увеличению капитала семейной компании. Важно разработать систему стимулирования для каждого молодого представителя династии с учетом особенностей его характера, интересов молодого человека, его стремлений. Данная система, на наш взгляд, должна включать как материальные, так и нематериальные стимулы. Молодой человек должен отчетливо видеть, что его упорный труд в семейном бизнесе приносит доход как семье, так и ему лично, в целом увеличивая капитал и деловую репутацию семейной компании. Он должен понимать, что в дальнейшем эти материальные блага перейдут ему по наследству. Но не менее важно сделать этот труд в семейном бизнесе значимым и интересным для наследника, как личности, позволяющим развивать все его способности.

Заключение

В ходе проведенного исследования были выявлены основные проблемы наставничества в семейном предпринимательстве и даны авторские рекомендации по их решению.

Прежде всего, это необходимость создания эффективной системы наставничества в рамках семейного бизнеса. Для решения этой проблемы необходимо возрождение и развитие традиций наставничества, изучение и использование опыта известных династий предпринимателей дореволюционной России. Автор считает важным при разработке системы наставничества использовать подход с точки зрения психолого-педагогической составляющей. Это предполагает взаимосвязь изучения интересов подрастающего поколения, предоставления ему разностороннего образования с воспитательным процессом в семье, с целью приобщения к семейному бизнесу.

В работе подчеркивается, что особенностями наставничества в семейном предпринимательстве выступают: время (процесс наставничества начинается с детства и носит постоянный характер); количество наставников (зачастую вся семья), их взаимозаменяемость и взаимодополняемость; возможность подобрать наставника в зависимости от характера психологической совместимости между членами семьи; получение навыков командной работы; одновременное использование всех видов наставничества.

В данном исследовании автор выявил отличия наставничества в семейных компаниях, от наставничества в трудовых династиях, подчеркнув, что наставничество в семейном предпринимательстве – это не просто получение новых профессиональных знаний и умений молодым поколением, но и развитие семейного дела, повышение эффективности бизнеса в целом. В этой связи, важным является решение такой проблемы, как возможность наследования семейной компании. Поспособствовать этому может ускорение процесса принятия закона о семейном бизнесе, который законодательно урегулирует взаимоотношения в рамках семейного предпринимательства.

Автором предложены этапы осуществления наставничества в семейном предпринимательстве, выделены и описаны три составляющих, которые помогут разработать эффективную систему наставничества в семейном предпринимательстве.


References:

Budushchee semeynogo biznesa v Rossii: peredacha biznesa preemnikam [Future of the russian family business: transfer of the business to successors]. (2015). Russian Journal of Entrepreneurship. 2 (2). 141-158. (in Russian). doi: 10.18334/lim.2.2.540.

Dinastiynost v malom biznese v sovremennoy Rossii: strategii i perspektivy vosproizvodstva [Small business dynasties in modern russia: strategies and prospects for reproduction]. (2021). SOTsIOLOGIChESKAYa NAUKA I SOTsIALYNAYa PRAKTIKA. 9 (1 (33)). 43-60. (in Russian). doi: 10.19181/snsp.2021.9.1.7871.

Institutsionalizatsiya nastavnichestva v predprinimatelskikh dinastiyakh [Institutionalization of mentoring in entrepreneurial dynasties]. (2022). VESTNIK MOSKOVSKOGO UNIVERSITETA. SERIYa 18. SOTsIOLOGIYa I POLITOLOGIYa. 28 (2). 99-120. (in Russian). doi: 10.24290/1029-3736-2022-28-2-137-165.

Mezhpokolencheskaya translyatsiya formalnyh i neformalnyh norm professionalnoy deyatelnosti v biznes-dinastiyakh (na primere rossiyskogo malogo biznesa) [Formal and informal professional norms transfer within generations of business dynasties (russian small business case)]. (2020). Gumanitariy yuga rossii. 9 (5). 125-134. (in Russian). doi: 10.18522/2227-8656.2020.5.10.

Professionalnye dinastii v biznese: spetsifika i potentsial razvitiya [Business dynasties: their specifics and the potential for development]. (2020). Mir rossii. sotsiologiya. etnologiya. 29 (1). 80-102. (in Russian). doi: 10.17323/1811-038X-2020-29-1-80-102.

Semeynoe predprinimatelstvo kak osnovnaya forma razvitiya malogo i srednego biznesa v Rossii [Family entrepreneurship as the main form of development of small and medium-sized businesses in russia]. (2023). AGRARNOE I ZEMELYNOE PRAVO. (11 (227)). 188-190. (in Russian). doi: 10.47643/1815-1329_2023_11_188.

Transformatsiya opyta predprinimatelstva v Rossii v kontekste formirovaniya i evolyutsii professionalnyh dinastiy [Transformation of entrepreneurship in russia in the context of formation and evolution of professional dynasties]. (2019). Power. 27 (6). 148-156. (in Russian). doi: 10.31171/vlast.v27i6.6843.

Semeynyy biznes & LegalTech: nauchnye resheniya dlya professionalnoy predprinimatelskoy deyatelnosti [Family Business & LegalTech: scientific solutions for professional entrepreneurship] (2023). Moscow: Prospekt. (in Russian).

Abrikosov D.P. (2023). Glavnye tayny semi Abrikosovyh [The main secrets of the Abrikosov family] Moscow: Kuchkovo pole. (in Russian).

Bezvikonnaya E.V., Bogdashin A.V., Morozov A.A. (2022). Tekhnologiya nastavnichestva v adaptatsii molodyh spetsialistov obrazovatelnoy organizatsii [Mentoring technology in the adaptation of young professionals in an educational organisation]. Leadership and Management. 9 (4). 1189-1204. (in Russian). doi: 10.18334/lim.9.4.116792.

Chumakov V.Yu. (2017). Udivitelnaya istoriya russkogo predprinimatelstva [The amazing history of Russian entrepreneurship] Moscow: Enas-kniga. (in Russian).

Kalinin A.F., Isaeva S.V. (2021). Povyshenie effektivnosti i upravlyaemosti protsessa proizvodstvennogo nastavnichestva cherez klassifikatsiyu ego vidov [Improving the efficiency and manageability of the industrial mentoring process through the classification of its types]. Creative Economy. 15 (5). 1869-1882. (in Russian). doi: 10.18334/ce.15.5.112012.

Mansurov V.A., Ivanova E.Yu. (2023). Professionalnaya kultura i professionalnaya dinastiya: puti vzaimodeystviya [Professional culture and professional dynasty: ways of interaction]. Izvestiya uralskogo federalnogo universiteta. seriya 1: problemy obrazovaniya, nauki i kultury. 29 (3). 144-155. (in Russian). doi: 10.15826/izv1.2023.29.3.055.

Ponomarev D.A. (2021). Ponyatie i priznaki semeynogo predprinimatelstva [The concept and characteristics of family entrepreneurship]. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya i pravo. 11 (5). 54-64. (in Russian). doi: 10.21869/2223-1501-2021-11-5-54-64.

Potanina M.V. (2021). Osobennosti semeynogo predprinimatelstva kak ustoychivoy formy vedeniya biznesa [Features of family entrepreneurship as a sustainable form of doing business]. Aktualnye voprosy ucheta i upravleniya v usloviyakh informatsionnoy ekonomiki. (3). 451-456. (in Russian).

Rudenko G.G., Sidorova V.N., Sidorov N.V. (2018). Opyt v sfere upravleniya talantami: ot mikrourovnya k globalnym kursam [Experience in the sphere of talent management: from the microlevel to global courses]. Bulletin of Omsk University Series. (1). 127-133. (in Russian). doi: 10.25513/1812-3988.2018.1.127-133.

Varkulevich T.V., Beloglazova V.A. (2023). Semeynoe predprinimatelstvo kak osnovnaya forma razvitiya malogo i srednego biznesa v Rossii [Family entrepreneurship as the main form of small and medium-sized business development in Russia]. Creative economy. 17 (8). 2797-2814. (in Russian). doi: 10.18334/ce.17.8.118719.

Vorotilkina A.M. (2018). Analiz osobennostey razvitiya semeynogo biznesa v Rossii i za rubezhom [Analysis of peculiarities of the development of family business in Russia and abroad]. Russian Journal of Entrepreneurship. 19 (4). 933-944. (in Russian). doi: 10.18334/rp.19.4.38904.

Zhuk A.A., Potiy K.M. (2017). Fenomen semeynogo predprinimatelstva v sovremennoy ekonomicheskoy teorii [Family business phenomenon in the modern economic theory]. Russian Journal of Entrepreneurship. 18 (19). 2891-2908. (in Russian). doi: 10.18334/rp.18.19.38321.

Страница обновлена: 05.05.2025 в 18:19:33