Systematic approach to routing and career guidance of young people in the labor market

Vashalomidze E.V.1, Ryzhov D.A.1, Solovyeva E.V.2
1 «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
2 Российский университет транспорта

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 14, Number 12 (december 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=80348055

Abstract:
The article deals with the problem of young people's career guidance and the difficulties of their employment in the context of an acute shortage of personnel in the Russian economy. The author focuses on the high proportion of young people who do not work or study, despite the historically low unemployment rate in the country. The scientific novelty of the article lies in the organization of a unified process of youth career guidance based on the involvement of all labor market actors, the development of a route for youth career guidance in each client group based on a risk-based approach and the use of various career guidance tools, taking into account the specifics of certain segments of the labor market, including regional ones. The proposed system allows to respond quickly to the demands of the labor market and takes into account the needs of young people, which helps to increase their employment. The article will be of interest to researchers in the field of labor market, specialists in youth policy, representatives of educational organizations and public authorities interested in solving the problem of youth employment.

Keywords: labor market, unemployment, young employee, career guidance, improvement, youth value orientation

JEL-classification: J21, J23, J24



.

Введение

Современная молодежь – поколение Z отличается по своим ценностным ориентациям от предыдущих поколений. При поиске работы не только высокая конкуренция влияет на трудоустройство молодежи, но и их ценностные ориентации, и прежде всего баланс между работой и жизнью. Они не готовы строить карьеру любой ценой. Поколение Z – поколение, выросшее в цифровой среде, объем цифровых навыков – это их несомненный «плюс», но в тоже время и предъявляет повышенные требования к конкретным рабочим местам, которые должны быть цифровизированы. Рутинная работа, бюрократическая иерархия пугает молодых работников, и они отдают предпочтение гибкому графику и удаленной работе. Довольно слабые социальные «навыки» молодежи, привыкшей к виртуальному общению в социальных сетях, являются причиной их слабой связи с компанией, довольно легкому уходу с рабочего места.

Отсутствие опыта, не только профессионального, но и социального, недостаточно высокий уровень знаний своих прав, приводит к тому, что молодые люди выбирают неформальную занятость. Такой выбор в настоящее время имеет и экономические причины: заработная плата в сфере неформальной занятости бьет все рекорды – сфера доставки предлагает заработные платы выше (средняя заработная плата за ноябрь-декабрь 2024 года), чем у ИТ-специалистов [1].

Проблему трудоустройства молодых специалистов усугубляют влияние нескольких факторов - необходимость быстрого трудоустройства после окончания профессионального обучения для обеспечения стабильного заработка, не востребованность полученной профессии на региональном рынке труда [1].

В последние годы снижается численность обучающихся в вузах на очной форме обучения [2]. В тоже время молодежь заинтересована в карьерном росте, профессиональном развитии, имеющаяся тенденция вряд ли положительно скажется на дальнейшем развитии экономики, основанной на инновационных технологиях.

К сожалению, нет статистических данных о численности работающей молодежи в платформенной занятости, самозанятости, но несомненно, что эта сфера составляет жесткую конкуренцию за молодежь и в дальнейшем эта тенденция сохранится.

Также существует определенная группа молодых людей, которые нигде не работают и не учатся. Согласно оценке вице-премьера РФ Татьяны Голиковой, численность таких молодых людей за последние пять лет сократилась и в 2024 году составила 8,7 % [2]. Однако даже при таком снижении это остается значительным резервом потенциальных трудовых ресурсов, особенно в условиях острого кадрового дефицита в экономике.

Современная молодежь отличается от предшествующих поколений в силу экономических и политических обстоятельств, развития информационных технологий и изменения ценностных ориентаций. Сегодня работодатели выявляют необходимость нового подхода к взаимодействию с молодёжью на рынке труда [3].

Молодежь в возрасте до 30 лет, не смотря на низкий профессиональный статус, достаточно мобильна как с точки зрения профессионально-квалификационных характеристик, так и с точки зрения пространственной мобильности. В силу возраста молодые люди еще не имеют «привязки» к рабочему месту, территории или сфере деятельности. Это обеспечивает им высокую степень гибкости, адаптивности и оперативности в рамках постоянно изменяющейся конъюнктуры рынка труда.

Основными их «слабыми» сторонами являются отсутствие профессионального и социального опыта, а как следствие, низкая востребованность со стороны ряда работодателей [4].

Структурными проблемами рынка труда молодых специалистов являются диспропорции в системе профессионального образования и реальной ситуации на рынках труда в региональном и профессиональном аспектах, ограниченность доступа к качественному профессиональному образованию в полной мере учитывающему современные профессионально-квалификационные и компетентностные требования, что в свою очередь негативно сказывается на дальнейшей мотивации молодых людей к образованию и профессиональной занятости [5].

К проблемам трудоустройства молодежи можно отнести:

- дисбаланс количества соискателей без опыта трудовой деятельности и количества вакансий для первого рабочего места. В 2020 году в среднем на 1 рабочее место для молодежи было подано порядка 14 резюме. В некоторых регионах таких как Санкт-Петербург и Ленинградская область, Северо-Кавказский Федеральный округ, Сибирский Федеральный округ, оно приближается к соотношению 20 резюме на 1 рабочее место. Молодежь без опыта работы практически не востребована. Для неё со стороны работодателей в среднем предлагается 1 % вакансий [6].

- отсутствие профессионального образования или подготовки к моменту выхода на рынок труда;

- низкая конкурентоспособность в связи с отсутствием трудового опыта, в том числе в сегменте квалифицированного труда;

- требовательность работодателя к качеству рабочей силы. В настоящее время ценится не только высокая квалификация, но и мобильность, креативное мышление, знание программирования, владение цифровыми системами [7].

- несформированность профессиональных ориентиров для построения трудовой карьеры.

Вместе с тем, остается актуальной задача по обеспечению возможности для молодежи реализовать свой трудовой потенциал. Перед современной молодёжью стоит двоякая задача – развитие комплексного набора навыков и умений, чтобы быть конкурентоспособными на данном этапе формирования рынка труда и наращивание новых компетенций для успешной адаптации к его изменениям [8].

Таким образом, вопросы профессиональной ориентации и маршрутизации молодежи на рынок труда приобретает особую значимость в условиях быстроменяющейся экономической среды, цифровизации, и растущего дефицита квалифицированных кадров в ряде отраслей. Молодежь сталкивается с уникальными вызовами, включая неравномерное развитие образовательных программ, несоответствие профессиональных навыков требованиям работодателей, а также недостаточную информированность о возможностях трудоустройства. Кроме того, растет доля молодых людей, которые не учатся и не работают (NEET), что представляет угрозу для социальной стабильности и экономического роста и снижает перспективы их маршрутизации на рынок труда.

Существующие исследования уделяют внимание либо общим аспектам профессиональной ориентации, либо отдельным механизмам взаимодействия образовательных учреждений и рынка труда. Однако недостаточно разработан системный подход, который бы объединял ключевых участников процесса (образовательные учреждения, работодателей, государственные структуры) и обеспечивал оперативную маршрутизацию молодежи с учетом как запросов рынка, так и индивидуальных потребностей. Авторы ставят своей целью восполнить данный пробел, предложив интегрированную модель, которая обеспечивает гибкость и адаптивность системы профориентации и маршрутизации.

Научная гипотеза - интеграция системного подхода к профессиональной ориентации и маршрутизации молодежи, основанного на координации образовательных учреждений, работодателей и государственных институтов, позволяет не только повысить уровень занятости молодежи, но и эффективно удовлетворить потребности рынка труда в условиях нехватки рабочей силы.

Цель работы – оценить перспективы профессиональной ориентации молодежи с целью ее эффективного трудоустройства и удовлетворения спроса на рынке труда в условиях острого кадрового дефицита.

Методы исследования.

Общетеоретические и специальные научные методы, как системный, аналитический, сравнительно-технический, системно-структурный, диалектический.

Основная часть

В данной связи проблематику и важность профориентации и маршрутизации выпускников колледжей и вузов к работодателям сложно переоценить: по экспертным оценкам до 2030 года экономике России дополнительно потребуется около 2,4 млн. специалистов [3].

Первичный выход на рынок труда, трудоустройство на первую работу, для молодых людей является одним из самых болезненных этапов построения карьеры. Уровень безработицы молодых людей по сравнению с другими возрастными группами при минимальных цифрах безработицы в российской экономике остается достаточно высоким (таблица 1).

Таблица 1

Уровень безработицы населения в возрасте 15 лет и старше по возрастным группам, %


Всего
в том числе в возрасте, лет
15-19
20-24
25-29
30-34
35-39
40-44
45-49
50-54
55-59
60-69
70 и старше
2024 сентябрь
2,4
15,7
8,1
2,8
2,5
1,8
1,7
1,7
1,7
2,5
1,5
2,9
среднее значение с октября 2023 по сентябрь 2024
2,7
17,5
8,1
3,2
2,8
2,2
2,0
1,9
1,9
2,3
2,0
1,4
Источник: составлено авторами по данным выборочного обследования рабочей силы. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13265 (дата обращения: 25.12.2024)

Уровень безработицы в возрастных группах 15-19 и 20-24 лет значительно превышает уровень безработицы в других возрастных группах, хотя среднее значение в возрастной группе 15-19 лет снизилось за 12 месяцев, в возрастной группе 20-24 года значение показателя не изменилось. В возрастной группе 25-29 лет уровень безработицы снизился и ненамного превышает значение в более старших возрастных группах.

В тоже время среднее время поиска работы в возрастных группах 15-19 лет и 20-24 года – 4 месяца, в то время как в других возрастных группах поиск работы занимает 5-6 месяцев [4]. Однако это связано не только с тем, что работодатели начали набирать молодежь без опыта работы, но и со спецификой трудоустройства молодежи этих возрастных групп. Подросткам и студентам активно предлагают вакансии курьеров, кассиров, продавцов, администраторов, др. обслуживающего персонала. Молодых людей охотно берут в сферу услуг, поскольку здесь высока текучесть и доля временной занятости, к сожалению, чаще всего опыт такой работы не способствует развитию профессиональных навыков студенческой молодежи по той специальности, по которой она проходит обучение.

Тенденции развития отечественного рынка труда обусловлены изменением демографической ситуации и корректировкой спроса на специалистов со стороны работодателей — речь идет, в первую очередь, о запросе на высококвалифицированных рабочих.

Наиболее значимым вызовом для молодых людей в сфере труда и занятости остается проблема безработицы, которая определяет не только конкурентоспособность и степень их интеграции в современный рынок труда, но и социальный статус [9].

Последствия неудачного трудоустройства могут способствовать возникновению ситуаций, при которых многие попросту не готовы позиционировать себя специалистами в своей отрасли и перестают искать место работы, считая, что это не принесет результата. В конечном итоге подобный опыт может выходить далеко за рамки трудовой жизни, оказывая негативное влияние на социализацию и взросление [10].

Удовлетворение потребностей работодателей в сложившихся условиях возможно путем эффективного задействования внутренних ресурсов. Имеется в виду качественная профориентация с учетом реального запроса работодателей, быстрое трудоустройство выпускников и переобучение россиян для их дальнейшей занятости на современных производствах.

Решить такую задачу возможно только в тесном сотрудничестве Федерального Собрания Российской Федерации, министерств, институтов развития, работодателей, экспертов как федерального, так и регионального уровня, с полным вовлечением учебных заведений, бизнеса и кадровых центров «Работа России» как основного модератора процесса.

Минтруд России в партнерстве с Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов, Минобром, Минпросветом, Минпромторгом разработал и утвердил Методические рекомендации для исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в сфере образования, в сфере содействия занятости населения, общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, а также учредителей указанных образовательных организаций по организации системы профессиональной ориентации и маршрутизации обучающихся и выпускников организаций среднего профессионального и высшего образования, а также молодых специалистов на конкретные предприятия (организации) региона (далее – Методические рекомендации) [11].

Документ получил поддержку широкого круга экспертов, обсуждался регионами, в том числе с участием Полномочных представительств Президента в федеральных округах. Особенность подхода, реализованного в Методических рекомендациях, выделение различных клиентских групп в довольно большом сегменте населения «молодежь». Для каждой из этих групп дополнены направления работы со стороны всех участников системы маршрутизации и профориентации, что позволяет персонализировать подход к каждому молодому человеку.

Например, для подростков акцент делается на экскурсиях (профтурах) на предприятия, профориентационных консультациях для родителей и детей, что помогает осознанно выбирать будущую профессию. А для студентов, получающих высшее образование, особое внимание уделяется стажировкам и практикам, которые помогут раннему трудоустройству.

Работа по выбору профессии, согласно Методическим рекомендациям, начинается еще в школе, а ключевой клиентской группой становятся студенты, которые проходят через различные этапы профессионального становления — от обучения в общеобразовательных учреждениях до выхода на рынок труда и построения карьеры.

Документ предназначен для объединения всех участников профориентации и маршрутизации молодежи в единую систему взаимодействия, способную оперативно и синхронно реагировать на текущие и будущие запросы рынка труда и потребности молодых людей. Задачи включают в себя выстраивание: единого процесса; единой информационной среды; единого методического подхода.

Важно отметить, что методические рекомендации включают как реализуемые в настоящее время мероприятия, так и подходы и инструменты на перспективу, основу которых необходимо закладывать уже сейчас на уровне участников системы профориентации и маршрутизации.

В методических рекомендациях выделяются блоки общесистемных мероприятий. Под системными мероприятиями понимаются мероприятия, не привязанные к конкретному этапу или маршруту клиента-молодого человека, а оказывают влияние на всю систему профориентации и маршрутизации. Задают контур работы системы с точки зрения потребности работодателей (через прогноз, контрольные цифры приема, целевое обучение, мониторинг выпускников).

Первое, это прогноз потребности рынка труда в кадрах. Результаты прогноза в системе маршрутизации учитываются при определении контрольных цифр приема в учебные заведения.

Второе, на каждом этапе возникает определенная оценка эффективности работы, проделанной участниками системы профориентации и маршрутизации, как на этапе выпуска из школы, так и на этапе выпуска из профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.

Третье, это мониторинг трудоустройства выпускников. Его результаты также оказывают влияние при определении контрольных цифр приема в учебные заведения. Это же и метрики для оценки эффективности маршрутизации, собственно главный ключевой показательно эффективности (КПЭ) всего процесса.

Остановимся отдельно на участии трека занятости в реализации задач.

Методические рекомендации предусматривают подключение кадровых центров «Работа России» к реализации школьного Единого профориентационного стандарта уже в седьмом классе. По сути, речь идет о реализации индивидуального плана профориентации. Это могут быть знакомства с профессиями в игровой форме, профтуры на предприятия региона, визиты в кадровый центр. Все это с акцентом на те отрасли и предприятия, где сформирована четкая потребность в перспективе нескольких лет. Самое важное на этом этапе — чтобы школьник определился со своей будущей профессией.

Начиная с 14 лет школьник активнее вовлекается в систему профориентации. Ему могут быть предложены варианты временного трудоустройства, участие в ярмарке учебных мест, мастер-классах от профессионалов и профессиональных пробах, доводится информация о востребованных профессиях, об имеющихся подготовительных курсах и образовательных программах.

Выбор вида образования и учебного заведения на этом этапе также маршрутизируется. Приемная кампания организуется таким образом, чтобы дать информацию абитуриентам об уровне трудоустройства по учебным заведениям, прогнозируемым к спросу специальностям, возможностям пойти по пути целевого обучения и сразу тем самым закрепиться за работодателем.

Во время обучения реализуется основной этап маршрутизации. Часть задач может решаться онлайн: например, на платформе «Работа России» уже есть функционал для прохождения практик и стажировок. На этом этапе предстоит большая совместная работа кадровых центров и центров карьеры образовательных учреждений.

Молодежь, владеющая ценными профессиональными навыками, имеет большую вероятность найти подходящую работу и рассчитывать на высокую заработную плату.

Следует отметить, что с получением базового профессионального образования и приобретением необходимых профессиональных навыков, умений и компетенций доля безработных молодых людей в возрастной категории 20-24 лет сокращается в среднем до 15 % [12].

Совместными задачами центров карьеры и центров занятости на данном этапе является подготовка студентов к рынку труда – обеспечение всех атрибутов для эффективного выхода на контакт с работодателем. Подготовка резюме, собеседований. Вторая группа задач – обеспечение максимального числа контактов с потенциальными работодателями. Ярмарки вакансий, учебные программы на базе предприятий (учебно-производственные комплексы), мастер-классы, опять же эффективны профтуры, а также привлечение работодателей на экзамены. Третья группа задач – создание условий для совмещения учебы и работы.

Предлагается внедрить рискориентированный подход: если уровень риска нетрудоустройства выпускника оценивается как высокий, на критическом последнем курсе обучения данные о таком студенте передаются в кадровый центр «Работа России». Центр закрепляет за выпускником персонального куратора, который сопровождает его до момента трудоустройства. Курирование включает снятие стресса, поиск трудовой мотивации, помощь в составлении резюме, проведение проактивного подбора вакансий и установление контактов с работодателями. Все меры поддержки фиксируются в индивидуальном плане трудоустройства, который разрабатывается совместно с куратором. Такой подход позволяет интегрировать усилия образовательных учреждений, центров

Неотъемлемой частью профориентации и маршрутизации молодых специалистов в будущем выглядит формирование цифрового профиля специалиста, который объединит в одном месте сведения из разных информационных систем на одной платформе. Например, наличие опыта волонтерской или социальной работы будет иметь значение в том случае, если работодателю требуется специалист с для работы в формате «человек-человек».

Выпуском из учебного заведения и трудоустройством сопровождение молодого специалиста не заканчивается. На этом этапе ведущую роль играет работодатель. Главная цель — удержать молодого специалиста в профессии. Помочь в этом может повышение квалификации за счет государства, создание комфортных условий труда, развитие карьеры. Возможен и переход из профессии в профессию при сохранении специалиста для экономики — за счет переобучения в рамках работающего сейчас нацпроекта «Демография» или дополнительного профессионального образования, такие возможности предполагается, что будут и в нацпроекте «Кадры».

После получения первого трудового опыта может возникнуть потребность повысить квалификацию, получить дополнительные знания. Здесь снова должны сработать синхронно и службы занятости, и образовательные учреждения, и работодатели.

Необходимо отметить, что каждое ведомство вносит свой вклад в построение карьерного маршрута молодежи. Вместе с тем, для создания единой системы профориентации и маршрутизации необходимо синхронизировать существующие направления работы и применить комплексный подход на всех этапах жизненного цикла карьерного маршрута.

Методическими рекомендациями предполагается создать единую информационную среду, которая объединит все необходимые ресурсы и платформы. Данное нововведение обосновано, в том числе широким составом участников системы профориентации и маршрутизации молодежи.

Методические рекомендации по профориентации и маршрутизации выпускников образовательных организаций к работодателям предполагается пилотировать и апробировать в 6 регионах РФ: Липецкой, Омской, Самарской, Тульской, Ярославкой областях и Хабаровском крае.

В целях поэтапного сопровождения в рамках пилотирования видится разумным провести количественный анализ клиентских групп, определить клиентские запросы и профилировать их, определить перечни направлений работы и мероприятий, их форматов и сроков проведения по каждой клиентской группе, провести опросы и тестирования студентов в целях определения уровня риска нетрудоустройства.

Планирование проведения мероприятий необходимо осуществлять не менее чем на год согласно всем этапам сопровождения карьерного маршрута клиентских групп, план информирования разрабатывать с акцентом на использование цифровых платформ и соцсетей.

В реализацию мероприятий в общеобразовательных организациях и центрах занятости необходимо включить: профориентацию, профтуры, ярмарки учебных мест и др.

В организациях высшего и профессионального образования: целевое обучение, стажировки и практики, тренинги и др.

Кроме того, организовать по направление студентов последних курсов в центры занятости населения для содействия в поиске подходящей работы в центрах занятости мероприятия по: профилированию молодежи, подготовке индивидуальных планов, кураторству молодых людей с риском нетрудоустройства, предоставлению соответствующих сервисов, созданию на базе центров занятости населения молодежных клубов или сообществ.

Заключение

Важнейшей составляющей работы по профориентации и маршрутизации молодежи должен стать анализ кадровой потребности в регионе, инфраструктуры и оценки эффективности реализуемых мероприятий. Инструментарием для осуществления анализа кадровой потребности могут является: организация процесса анализа мониторинга трудоустройства выпускников, формирования критериев оценки эффективности работы в субъекте РФ, прогнозирование кадровой потребности и уточнением контрольных цифр приема на его основе, организация проведения ежегодного мониторинга готовности выпускников к трудоустройству, уточнение образовательных программ под требования работодателей

Анализ кадровой потребности в регионе, инфраструктуры и оценка эффективности мероприятий должны стать ключевыми элементами системы профессиональной ориентации и маршрутизации молодежи на рынок труда. Данный подход напрямую связан с выдвинутой в статье научной гипотезой, согласно которой интеграция системного подхода, объединяющего образовательные учреждения, работодателей и государственные институты, позволяет не только повысить уровень занятости молодежи, но и эффективно удовлетворить кадровые потребности экономики.

Кроме того, важно адоптировать мероприятия под региональные потребности, выявлять и тиражировать лучшие практики, разрабатывать новые региональные сервисы в сфере занятости, разрабатывать региональные программы и проекты, направленные на содействие трудоустройству выпускников.

На фоне драматических событий последних лет ситуация может быстро меняться, внося коррективы в поведение молодых людей на рынке труда. В особенности это касается тех, кто делает первые шаги на профессиональном поприще.

Молодые люди играют важнейшую роль в развитии трудового потенциала страны, поэтому их положению на рынке труда должно уделяться особое внимание.

[1] Коммерсант. Курьеры начали новогодний спринт. 9декабря 2024 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/7362722 (дата обращения: 25.12.2024)

[2] РИА Новости. Число молодежи, которая не работает и не учится, сократилось. 4 апреля 2024 года. [Электронный ресурс]. URL:https://ria.ru/20240404/molodezh-1937891845.html?ysclid=m55bcwh117771723951 (дата обращения: 25.12.2024)

[3] Голикова оценила потребность в дополнительных кадрах в 2,4 млн человек до 2030 года. Интерфакс. 15.04.2024 [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/russia/957733 (дата обращения: 25.12.2024)

[4] Итоги выборочного обследования рабочей силы. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13265 (дата обращения: 25.12.2024)


References:

Gregg P. (2001). The Impact of Youth Unemployment on Adult Unemployment in the NCDS The Economic Journal. 111 626–653. doi: 10.1111/1468-0297.00666.

Kargapolova E.V., Kargapolov S.V., Davydova Yu.A., Dulina N.V. (2020). Informatsionnye kompetentsii molodezhi v usloviyakh tsifrovizatsii obshchestva [Information competences of young people within digitalization of society]. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 13 (3). 193-210. (in Russian). doi: 10.15838/esc.2020.3.69.13.

Kolesnik E.A., Polovinko V.S. (2023). Molodezh na regionalnom rynke truda: strategii zanyatosti v usloviyakh neopredelennosti [Youth in the regional labor market: employment strategies in conditions of uncertainty]. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya «Ekonomika». 21 (4). 98-100. (in Russian). doi: 10.24147/1812-3988.2023.21(4).98-109.

Lagutina E.E., Kozlova O.A. (2023). Molodezh na rynke truda v period Kadrovogo goloda (analiz realizovannogo proekta po trudoustroystvu molodezhi) [Young people on the labor market in the period of staffing famine (analysis of the implemented youth employment project)]. International Journal of Humanities and Natural Sciences. (10-4 (85)). 139-143. (in Russian). doi: 10.24412/2500-1000-2023-10-4-139-143.

Leonidova G.V., Dimoni K.O. (2021). Trudovoy potentsial molodezhi: zaprosy sovremennogo rynka truda [Labor potential of young people: demands of contemporary labor market]. Problems of Territory’s Development. 25 (6). 7-31. (in Russian).

Medvedeva I.V., Barkova V.V. (2013). Poisk raboty molodymi spetsialistami: problemy i ikh resheniya Vestnik KemGU. (4(56)). 243-247.

Merkusheva M.V., Onoprich Ya.E. (2021). Aktualnye voprosy molodezhnoy zanyatosti v Rossii [Current issues of youth employment in Russia]. Vestnik Kerchenskogo gosudarstvennogo morskogo tekhnologicheskogo universiteta. (2). 275-290. (in Russian). doi: 10.47404/2619-0605_2021_2_275.

Merkusheva M.V., Onoprich Ya.E. (2021). Aktualnye voprosy molodezhnoy zanyatosti v Rossii [Current issues of youth employment in Russia]. Vestnik Kerchenskogo gosudarstvennogo morskogo tekhnologicheskogo universiteta. (2). 275-290. (in Russian). doi: 10.47404/2619-0605_2021_2_275.

Merkusheva M.V., Onoprich Ya.E. (2021). Aktualnye voprosy molodezhnoy zanyatosti v Rossii [Current issues of youth employment in Russia]. Vestnik Kerchenskogo gosudarstvennogo morskogo tekhnologicheskogo universiteta. (2). 275-290. (in Russian). doi: 10.47404/2619-0605_2021_2_275.

Popandopulo O.A. (2023). Professionalnaya orientatsiya molodyh lyudey kak faktor effektivnogo razvitiya rynka truda [Professional orientation of young people as a factor of effective development of the labor market]. Sotsiodinamika. (4). 44-53. (in Russian).

Rybakova I. S. (2024). Dinamika zanyatosti molodezhi s vysshim obrazovaniem v Rossii [Employment dynamics of young people with higher education in Russia]. Russian Journal of Labour Economics. 11 (11). 1861-1880. (in Russian). doi: 10.18334/et.11.11.121925.

Страница обновлена: 26.04.2025 в 05:48:59