Reducing resistance to changes in the process of digital transformation of investment and construction companies
Kisel T.N.1
1 Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет
Download PDF | Downloads: 4
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 14, Number 12 (december 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=80348043
Abstract:
The article examines issues of reducing resistance to change in investment and construction companies during their digital transformation aimed at the introduction of information modeling technologies. Digital transformation of investment and construction companies has significant specifics that need to be taken into account when managing resistance to change; and universal approaches and methods for the reduction of resistance to change must be clarified or refined for use in specific situations. An analysis of a wide range of sources has shown that there are no such studies in the scientific literature. The research objective was to develop methodological provisions to reduce the level of resistance to change in the process of digital transformation of investment and construction companies.
In the course of the research, the author of the article has developed methodological guidelines for gradual reduction of the level of resistance to changes in the process of digital transformation of investment and construction companies. These methodological guidelines take into account the specifics of the industry, as well as the specifics of the processes of implementing information modeling technologies, which distinguishes the result from the results of other researchers and ensures the scientific novelty of the developed methodological guidelines. The focus of the methodological provisions on the application of information modeling technologies in the situation of implementation ensures the concreteness of the proposals, which determines the practical significance of the obtained result. The article may be of interest to management representatives of investment and construction companies that are in the process of implementing information modeling technologies and are faced with resistance to change at various levels.
Keywords: investment and construction sector, information modeling technology, digital transformation, organizational changes, restructuring, resistance to change
JEL-classification: O31, O32, O33
Введение
Одним из наиболее значимых направлений развития российской экономики и входящих в нее отраслей и сфер деятельности является цифровизация и цифровая трансформация. Этот тренд поддерживается на государственном уровне. Так, в 2017 г. была утверждена Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг. [26], в рамках которой развитие информационного общества отнесено к вопросам национальной безопасности Российской Федерации, обеспечения национальных интересов и реализации стратегических приоритетов. В качестве одного из ключевых национальных интересов в данном документе указано именно формирование цифровой экономики. Для реализации указанного национального интереса (формирование цифровой экономики) утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [22]. Она направлена на ликвидацию существовавшего на тот момент (и ещё не преодоленного по сегодняшний день) отставания в развитии цифровой экономики от мировых лидеров. Для реализации указанных направлений разработана и принята в 2019 г. национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [23].
Разработка и утверждение указанных выше документов дали толчок к формированию региональных и отраслевых стратегий и программ цифровой трансформации. Для обеспечения цифровой трансформации российской инвестиционно-строительной сферы (ИСС) в 2021 г. был принят отраслевой документ – «Стратегическое направление в области цифровой трансформации строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства РФ до 2030 г.» [24]. Данным документом предусмотрено внедрение технологий информационного моделирования (ТИМ) на всех этапах жизненного цикла объекта недвижимости. Внедрение ТИМ позволяет повысить качество проектирования и строительства, добиться сокращение сроков строительства и стоимости работ как в ходе строительства, так и в ходе эксплуатации объекта недвижимости. Однако ТИМ, представляющий новый подход к управлению инвестиционно-строительными проектами, по сути является новым технологическим укладом в строительстве, что требует значительных преобразований на предприятиях, внедряющих данные технологии: требуется замена оборудования, закупка и установка программного обеспечения, обучение персонала [27]. Эти изменения сопровождаются, как правило, организационной реструктуризацией, изменением бизнес-процессов (производственной реструктуризацией) и носят комплексный характер.
Процесс внедрения ТИМ характеризуется наличием целого ряда рисков – ресурсных, организационных, инвестиционных, кредитных (в случае использования кредитных средств для обеспечения процесса внедрения), инновационных. В данном исследовании при выявлении ключевых рисков внутреннего характера (именно эти риски могут быть объектом управления в организации – могут быть предприняты меры по снижению вероятности их возникновения, снижению значимости риска и т.д.) мы опираемся на данные исследований, поведенных методом социологического опроса [20, 31]. Такие данные могут быть опорой для изучения рисков внедрения ТИМ, поскольку среди методов выявления рисков выделяют экспертный [11, 12] и социологический [8, 15] методы.
Так, в рамках исследования, проведенного НИУ МГСУ в конце 2021-начале 2022 года и посвященного анализу проблем внедрения технологий информационного моделирования в инвестиционно-строительных проектах российских компаний [20], респондентам, которыми стали представители предприятий ИСС различных видов деятельности, был задан вопрос о рисках внедрения ТИМ из представленного перечня с возможностью отметить несколько наиболее значимых позиций или вписать свой вариант ответа. Среди рисков внешнего характера называлась высокая стоимость внедрения, формирующая риски финансового характера, недостаточная проработка нормативно-правовой и нормативно-технической базы, острый дефицит квалифицированных кадров на рынке труда и др. Среди рисков внутреннего характера наиболее серьезным риском респонденты считают то, что длительность внедрения и адаптации ТИМ вызывает временное снижение эффективность деятельности сотрудников и общее снижение эффективности деятельности предприятий (отмечено 53,9%и респондентов). Данный риск является характерным риском для процессов внедрения инноваций. Снизить ущерб возможно за счет рационального распределения сотрудников на группы, включающие группу, обучающуюся работе с ТИМ и группу, продолжающую работать с использованием традиционных методов и инструментов, а также распределением проходящих обучение на группы и выделением этапов их обучения [27].
Вторым по уровню значимости внутренним риском оказалось сопротивление внедрению технологий со стороны строительных организаций (сотрудников, менеджмента, собственников) – данный ответ отметили 35% респондентов. Также респондентами отмечались риски, связанные с корректностью работы программного обеспечения. Кроме того, 8,3% опрошенных считают важным риском внедрения ТИМ то, что повышение конкурентоспособности строительного предприятия не станет прямым следствием внедрения ТИМ, и, соответственно, внедрение ТИМ не приведет к значительному росту эффективности и конкурентоспособности.
Остановимся подробнее на вопросах сопротивления изменениям. Оно является распространенной реакцией сотрудников предприятия на серьезные изменения в деятельности предприятия. Среди причин возникновения сопротивления организационным изменениям как правило, называют:
· чувство неопределенности будущего или даже пессимистичная оценка перспектив, что связано, как правило, с недостатком информации;
· ощущение угрозы социальному положению: в процессе реструктуризации часто изменяется организационная структура, проводятся кадровые перестановки;
· нежелание сотрудников обучаться новым навыкам и изменять род деятельности;
· страх не справиться с новыми задачами или нежелание увеличения трудовой нагрузки и т.д.
Формы сопротивления изменениям могут быть различны, например, открытая оппозиция и возмущение, жалобы, равнодушие, снижение интенсивности труда, халатный подход к выполнению новых задач, уход с работы и многие другие [9]. В связи с тем, что сопротивление изменениям в процессах организационных изменений может значительно снизить их эффективность, исследования, направленные на снижение такого сопротивления на основе научно обоснованных методов и инструментов обладают актуальностью и практической значимостью.
Феномен сопротивления изменениями исследовался многими учеными:
- Кобзева Н.М. системно описывает явление сопротивления изменениям, его виды и формы проявления [10, с. 298-303];
- Мкртычян Г. А. в ряде трудов исследует причины сопротивления изменениям [16, с. 45-52; 17, с. 266-271; 18, с. 22-33];
- Богма Е. С. представляет классификацию причин сопротивления изменениям [3, с. 42-47];
- Четверикова Н.А. описывает сопротивлением изменениям как реакцию сотрудников предприятий на ситуацию неопределенности [29, с. 159-163];
- Эленберг А.Н. описывает виды и причины сопротивления изменениям на примере промышленных предприятий [30, с. 184-189]
- Удальцова Н.Л. рассматривает универсального характера стратегии преодоления сопротивления изменениям [28, 1011-1024] без акцента на какой-либо отраслевой составляющей или сути происходящих организационных изменений, вызвавших данное сопротивления;
- Мэнин Х. изучает процессы сопротивления изменениям, связанные с цифровизацией и цифровой трансформацией предприятий, и говорит о необходимости изменения организационной культуры как ключевой направлении работы по снижению сопротивления изменениям [19, с. 66-70]:
- Багратиони К.А. исследует роль неформальных связей на предприятия как источника сопротивления цифровой трансформации [1, с. 95-111; 2, с. 26-34];
- Букалова А. Ю., Авдеева К. В. указывают на сопротивление изменениям как важный риск при внедрении ТИМ [4].
Также имеются исследования, направленные на разработку механизмов и методов снижения сопротивления изменениям в процессе цифровизации и цифровой трансформации предприятий, не имеющие отраслевой привязки. Так, механизм преодоления сопротивления инновациям в условиях цифровизации бизнеса представили Саяпин А. В., Саяпина К. В. [25, с. 40-49], концепцию снижения сопротивления изменениям и обеспечения поддержки персонала в процессе внедрения инновационных технологий разработал Лепа Р. Н. [13, с. 14-27; 14, с. 53-65]
Однако в научной литературе отсутствуют исследования, посвященные снижению сопротивления изменениям в процессе цифровой трансформации предприятий ИСС, направленной на внедрение ТИМ. Такие процессы обладают существенной спецификой, которая должна быть учтена при управлении процессами сопротивления изменениям, а универсальные подходы и методы должны быть уточнены для применения в специфической ситуации. Отсутствие научных разработок, посвященных методам и инструментам управления сопротивления изменениям в процессе цифровой трансформации предприятий инвестиционно-строительной сферы, направленной на внедрение ТИМ рассматривается нами как научная проблема.
Целью исследования является разработка методических положений по снижению уровня сопротивления изменениям в процессе цифровой трансформации предприятий ИСС. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- изучить модели управления изменениями на предприятиях, выделив те из них, которые в наибольшей степени учитывают фактор наличия сопротивления изменениям и позволяют выстроить работу по его снижению; - определить принципы управления, направленные на снижение сопротивления изменениям в процессе цифровой трансформации;
- предложить методические положения по поэтапному снижению уровня сопротивления изменениям в процессе цифровой трансформации предприятий ИСС.
Разрабатываемые методические положения должны учитывать отраслевую специфику, а также специфику процессов внедрения технологий информационного моделирования, что будет отличать их от результатов других исследователей, обеспечивая научную новизну исследования.
Представленное исследование посвящено изучению вопросов сопротивления изменениям в процессе внедрения ТИМ и поиску путей снижению уровня сопротивления изменениям. Объектом исследования стали предприятия ИСС, находящиеся в процессе внедрения ТИМ. Предметом – процессы управления сопротивлением изменениям при внедрении ТИМ, направленные на его снижение и минимизацию негативных процессов их проявления.
Гипотеза исследования формулируется нами следующим образом: разработка методических положений по снижению уровня сопротивления изменениям в процессе цифровой трансформации предприятий ИСС позволит рационально и последовательно организовать процесс снижения сопротивления изменениям в процессе внедрения ТИМ на предприятиях ИСС, а также снизить негативные последствия их проявлений.
В ходе исследования применялись такие общенаучные методы как анализ и синтез, сравнение, идеализация и моделирование.
Основная часть
Для принятия организационных изменений сотрудниками предприятия на различных уровнях и формирования новой организационной культуры руководители (лидеры изменений) используют различные методы преодоления сопротивления организационным изменениям, каждый из которых имеет свои особенности применения, преимущества и недостатки. К таким методам относятся: информирование, вовлечение, стимулирование, переговоры, кадровые перестановки, принуждение и т.д. Поскольку социальная сторона управления изменениями, связанная с необходимостью снижения и преодоления сопротивления изменениям со стороны сотрудников, является значимой, она стала предметом интереса многих ученых и практиков. Некоторые из них предложили собственные подходы и модели управления изменениями на предприятиях, кратко охарактеризованные в таблице 1:
Таблица 1. Модели управления изменениями на предприятиях, разработанные различными исследователями (составлено автором)
Автор подхода
|
Суть подхода к управлению изменениями
|
К.
Левин [33]
|
Выделяется
3 основных этапа изменений:
1) «размораживание» – оценка состояния предприятия и возможных направлений изменений; 2) «движение» - непосредственно осуществление изменений; 3) «замораживание» - закрепление полученных результатов. |
Дж.
Коттер [32]
|
Выделяет
8 этапов в процессе организационных изменений:
1) создание ощущения неотложности и срочности перемен; 2) создание и поддержка команды реформаторов; 3) формирование стратегического видения и стратегии изменений; 4) пропаганда с целью привлечения большего числа добровольцев внедрения изменений; 5) устранение барьеров; 6) фокусирование внимания сотрудников на достижения и праздновать «быстрые победы»; 7) поддержка темпа ускорения; 8) изменение культуры. Особенностью подхода является признание наличия и значимости сопротивления изменениям, которые необходимо преодолевать за счет информирования, вовлечения и мотивации сотрудников [14]. |
Дж.
Хайатт [6]
|
Создал
модель управления организационными изменениями ADKAR,
предполагающую реализацию 5 основных шагов для достижения стратегически
важных изменений:
1) awareness – осознание, что изменения необходимы; 2) desire ‑ желание поддерживать изменения; 3) knowledge ‑ знания что и как нужно делать; 4) ability ‑ способность сделать все необходимое для внедрения изменений; 5) reinforcement ‑ закрепление изменений. |
Р.Бекхард
и Р.Харрис
|
Предложили
модель, состоящую из 5 этапов, а также выделили ключевые факторы изменений.
Этапы осуществления изменений: 1) внутренний организационный анализ ‑ выявление сил против изменений и текущей организационной ситуации; 2) понимание, зачем нужно меняться ‑ определение необходимости изменений, определение того, что следует менять, и определение видения; 3) анализ разрывов ‑ определение текущего состояния организации в зависимости от желаемого состояния; 4) планирование действий ‑ оценка настоящего с точки зрения будущего, чтобы определить работу, которая должна быть сделана; 5) управление переходом ‑ реализация плана посредством эффективного сотрудничества и назначения ролей. В качестве ключевых факторов изменений авторами обозначены недовольство текущей ситуацией, видение будущего после изменений, конкретные действия по реализации видения и сопротивление изменениям. Авторы считают, что изменения становятся успешными в случае, если действие первых трех фaкторов оказывается сильнее сопротивления изменениям [7]. |
Д.Д.
Дак [5]
|
Кривая
перемен Д.Д. Дака описывает 5 фаз перемен:
1)«застой» - слабость стратегии, использование старых технологий ограничивают развитие предприятия; 2) «подготовка», фаза принятия решения о целесообразности изменений и разработка стратегии проведения изменений; 3) «реализации» - разработка конкретного плана действий по реализации стратегии, распределение ответственности между подразделениями и сотрудниками; 4) «проверка» – происходит апробация изменений, вносятся необходимые корректировки; 5) «достижение целей» - закрепление полученных результатов и оценка преимуществ нововведений |
Из представленных выше подходов модель Дж.Коттера представляется наиболее рациональной для целей снижения сопротивления изменениям, поскольку включенные в нее этапы по содержанию проводимых мероприятий в наибольшей степени направлены на устранение основных причин сопротивления изменениям. Однако в отношении процессов цифровой трансформации предприятий ИСС данная модель требует уточнения и доработки с учетом специфики как отрасли, так и процесса цифровой трансформации с учетом внедрения ТИМ.
В первую очередь, следует определить основные принципы управления, направленные на снижение сопротивления изменениям в процессе цифровой трансформации:
1) информированность – изменения не должны быть неожиданными для коллектива, необходимо раскрывать информацию о планируемых изменениях;
2) обоснованность – в рамках процесса информирования должно быть четко организовано распространение информации о необходимости перемен в силу неэффективности/деструктивности/несоответствия рыночной ситуации существующих тенденций и процессов;
3) вовлеченность – следует вовлекать сотрудников в процесс реструктуризации с помощью открытого обсуждения некоторых вопросов;
4) опора на лидеров мнений - следует определить в коллективе неформальных лидеров и заинтересовать, вовлечь их в процесс организационных преобразования, включить их в состав группы реформаторов [9];
5) декларация выгод – в рамках процесса информирования сотрудников о предстоящих изменениях необходимо особо подчеркивать те позитивные стороны, которые будут получены не только предприятием в целом, но и конкретными сотрудниками - насколько удобнее станет работать, насколько более качественный результат сможет получить отдельно каждый и команда работы над проектом, как оптимизируются производственные операции, взаимодействие участников и т.д.;
6) обучение и адаптация сотрудников – в процессах внедрения ТИМ обучение сотрудников является одним из ключевых процессов, обеспечивающих переход на цифровое строительство, к тому же понимание сотрудниками, что их обучение организовано и оплачено организацией является благоприятным фактором. Кроме того, сотрудники нуждаются в поддержке в процессе адаптации, для чего привлекаются консультанты и/или формируется консультативная группа, состоящая из сотрудников, наиболее успешно освоивших ТИМ;
7) наличие плана действий – должен быть сформирован план (график) работ по переходу на ТИМ. Данный план воспринимается сотрудниками как график выполнения рабочих задач, что формирует понимание необходимости их выполнения и неотвратимости перемен;
8) участие топ-менеджмента – топ-менеджмент демонстрирует свою осведомленность и вовлеченность в процесс преобразований и существующие проблемы, идет навстречу при разрешении таких проблем, проявляет уверенность в правильности выбранного пути;
9) мониторинг результатов – должен быть организован мониторинг промежуточных результатов, информация о достижения должна активно распространяться;
10) поощрение и наказание – следует определить и декларировать принципы поощрения сотрудников за высокие результаты в процессе перехода на ТИМ и в ряде случаев (при наличии такой необходимости) определить санкции за проявление сопротивления изменениям.
На основе 8-миэтапной модели управления изменениями Дж. Коттера и с учетом изложенных выше принципов снижения сопротивления изменениям в процессе цифровой трансформации представим методические положения по поэтапному снижению уровня сопротивления изменениям в процессе цифровой трансформации предприятий ИСС. Для удобства 8 этапов управления изменениями Дж.Коттера были разделены на 3 блока – подготовки к изменениям, реализации изменений и закрепление изменений (сопоставило с тремя этапами, выделенными К.Левином, однако соответствующие по содержательному наполнению этих блоков именно подходу Дж. Коттера) и наполнены мероприятиями, по сути соответствующими специфике процессов внедрения ТИМ (таблица 2).
Таблица 2. Мероприятия по снижению сопротивления изменениями (составлено автором на основе модели управления изменениями Дж. Коттера [32])
Блок
|
Этап (процесс)
|
Сущность мероприятий по снижению
сопротивления изменениям
|
Подготовка
к изменениям
|
Создание
ощущения неотложности и срочности перемен
|
Стихийное
формирование инициативной группы внедрения ТИМ. Внимание менеджмента к данной
группе и ее идеям.
Распространение информации о планируемом внедрении ТИМ и преимуществах ТИМ в коллективе. Формирование понимания необходимости внедрения ТИМ как единственного способа поддержания и повышения конкурентоспособности предприятия в долгосрочной перспективе. Снижение тревожности относительно неизвестности будущего при внедрении новых технологий. |
Создание
и поддержка команды реформаторов
|
Команда
инициаторов внедрения ТИМ получает официальную поддержку менеджмента.
Формирование понимания неотвратимости внедрения ТИМ укрепляется. Формирование представления о престижности причастности к процессам внедрения ТИМ. Формирование представления о повышении собственной профессиональной квалификации за счет участия в процессе внедрения ТИМ. | |
Формирование
стратегического видения и стратегии изменений
|
Восприятие
сотрудниками стратегии цифровой трансформации как плана работы с
установленными сроками и целевыми результатами.
Снижение неопределенности будущего за счет появления Стратегии цифровой трансформации как официального локального нормативного акта. Внедрение системы стимулирования персонала на период внедрения ТИМ (материальное стимулирование участия в переменах). Снижение беспокойства сотрудников, связанного с повышением нагрузки на основании ясности плана и понимания конечности периода внедрения, требующего высокой нагрузки, а также информации о материальном стимулировании за высокую интенсивность труда на период внедрения. | |
Реализации
изменений
|
Пропаганда
с целью привлечения большего числа добровольцев внедрения изменений
|
Формирование
привлекательности участия в процессах внедрения ТИМ.
Расширение круга сотрудников, выражающих желание пройти обучение. |
Устранение
барьеров
|
Формирование
восприятия сотрудниками успехов в обучении и применении ТИМ как критерия
эффективности работы на предприятии.
Материальное стимулирование участников процесса внедрения ТИМ Поддержка участников процесса внедрения консультативной группой. Проведение организационной и производственной реструктуризации, в результате которой наиболее успешные сотрудники получают новые должности и новое положение. Разработка пилотной версии корпоративного ТИМ-стандарта и ТИМ-регламента в целях поддержания новых моделей производственной деятельности и поведения сотрудников. | |
Фокусирование
внимания сотрудников на достижения и праздновать «быстрые победы»
|
Снижение
неопределенности относительно новых способов работы и взаимодействия на
основе внедренных в действие стандартов и регламентов..
Материальное стимулирование участников процесса внедрения ТИМ. Стабилизация бизнес-процессов и взаимодействия подразделений и сотрудников. Снижение сомнений и уровня критики относительно возможности реализации новых подходов. | |
Закрепление
изменений
|
Поддержка
темпа ускорения
|
Накопление
библиотеки элементов и тенденции к снижению трудоемкости работ
Повышение уверенности в сформированных навыках. Материальное стимулирование участников процесса внедрения ТИМ. Публичное обсуждение процессов, поддержка участников, определение лидеров. Поддержка команды проекта консультативной группой. Оценка первых реальных результатов. Открытое обсуждение с упором на позитивные достижения. Вовлеченность в процесс преобразований практически всего коллектива |
Изменение
культуры
|
Стабилизация
и закрепление новых подходов к работе, новой организационной культуры за счет
их формализации в должностных инструкциях, положениях о подразделениях,
системе стимулирования и прочих регламентирующих документах.
|
Так, первый блок - подготовка к изменениям - включает 3 этапа:
- создание ощущения неотложности и срочности перемен. На основании действующих нормативно-правовых документов, определяющих поступательное движение ИСС к распространению ТИМ на предприятии появляются инициаторы внедрения ТИМ и/ или самопроизвольно формирующаяся группа инициаторов внедрения ТИМ, которые доносят до менеджмента информацию о возможностях ТИМ, а также результатах по опыту других предприятий (в том числе качестве работ, рентабельности проектов, сроках, затратах, количестве переделок и простоев у предприятий). Проводится сравнительный анализ с показателями деятельности предприятия, в результате которого выявляется низкая конкурентоспособность предприятия по сравнению с предприятиями, применяющими ТИМ. Менеджмент принимает принципиальное решение о внедрении ТИМ на основе понимания необходимости внедрения ТИМ как единственного способа поддержания и повышения конкурентоспособности предприятия в долгосрочной перспективе Информация о планах внедрения и преимуществах ТИМ активно распространяется, формируя ощущение необходимости перемен у коллектива;
- создание и поддержка команды реформаторов. Группа инициаторов внедрения ТИМ получает официальную поддержку менеджмента, который дает поручение подразделениям (производственные, маркетинговые, планово-финансовые) подключиться к процессу оценки уровня готовности предприятия к внедрению ТИМ.
Производственные, маркетинговые, планово-финансовые подразделения передают инициативной группе информацию для оценки уровня готовности к цифровой трансформации. Инициативная группа набирает «вес» в коллективе, взаимодействует с различными подразделениями. Формируется представление о том, что был членом данной инициативной группы престижно.
Инициативная группа при поддержке менеджмента (а в случае привлечения консультантов, и консультанты тоже) продолжает вести информационную кампанию по распространению преимуществ ТИМ;
- формирование стратегического видения и стратегии изменений. Инициативная группа при поддержке менеджмента, а также при участии производственных, маркетинговых, планово-финансовых подразделений, а также подразделения, отвечающего за стратегическое развитие, формируют стратегию цифровой трансформации предприятий ИСС с учетом внедрения ТИМ.
Стратегия цифровой трансформации синхронизируется с положениями корпоративной стратегии и утверждается менеджментом и вводится в действие приказом руководителя. Определяются этапы внедрения, создается отдел, координирующий процесс внедрения (включающий представителей инициативной группы), закрепляются подразделения, отвечающие за те или иные процессы и результаты. Формируется система стимулирования персонала на период внедрения ТИМ (на основе КПЭ по достижению плановых показателей Стратегии).
Так, второй блок – реализация изменений – также содержит 3 этапа:
- пропаганда с целью привлечения большего числа добровольцев внедрения изменений. Отдел закупок организует закупку нового оборудования и обучение сотрудников. У обучающихся сотрудников (представители основных производственных подразделений) формируются общие интересы, темы для обсуждения, общая деятельность, то способствует формированию неформальных групп. Их компетентность растет. Становится привлекательной принадлежность к группе обучающихся. Обучающиеся распространяют информацию о своем обучении. Привлекаются неформальные лидеры (лидеры мнений) для распространения информации о преимуществах обучения как для работы, так и для профессионального и личностного роста.
- устранение барьеров. Происходит постепенное обучение новых групп сотрудников, реализация первых пилотных проектов сотрудниками основных производственных подразделений при участии менеджмента.
Применение менеджментом и планово-финансовыми службами введенной система стимулирования персонала на период внедрения ТИМ для того, чтобы поддержать сотрудников в непростой период адаптации при сохранении необходимости выполнять свои трудовые обязанности. Поддержка консультативной группой.
Проведение организационной и производственной реструктуризации, в результате которой наиболее успешные сотрудники получают новые должности, корректировка, Разработка пилотной версии корпоративного ТИМ-стандарта и ТИМ-регламента. Все действия направлены на поддержание новых моделей производственной деятельности поведения сотрудников.
- фокусирование внимания сотрудников на достижениях и праздновать «быстрые победы». Сотрудники основных производственных подразделений завершают работы с пилотными проектами. Проводится оценка их результатов, публичное обсуждение достигнутых успехов, отличившихся в процессе внедрения ТИМ сотрудников, их материальное стимулирование за достижение КПЭ (менеджмент совместно с планово-финансовыми службами). Проводится выявление типичных ошибок, накопление данных (начинает формироваться библиотека элементов), на основании чего проводится корректировка пилотных версий ТИМ-регламента и ТИМ-стандарта и утверждение итоговой редакции документов. Стабилизация процедур снижает страх неизвестности от внедрения новых технологий и формирует ощущение определенности.
Третий блок – закрепление изменений –содержит 2 этапа:
- поддержка темпа ускорения. Реализация производственным подразделениями реальных проектов с применением ТИМ на основе утвержденных ТИМ-регламента и ТИМ-стандарта. На этой стадии вновь приобретает большое значение активная вовлеченность менеджмента в процесс реализации проектов на основе применения ТИМ, поддержка команд, применение системы стимулирования персонала на период внедрения ТИМ (менеджмент совместно с планово-финансовыми службами; требуются финансовые ресурсы). Публичное обсуждение процессов, поддержка участников, определение лидеров (осуществляется менеджментом). Реализуется активная поддержка команды проекта консультативной группой. По итогам проекта проводится оценка первых реальных результатов, открытое обсуждение с упором на позитивные достижения. Открытые обсуждения приводят к высокому уровню вовлеченности в процесс преобразований практически всего коллектива. Наглядность результатов повышает уверенность сотрудников в сформированных навыках, снижает напряжение и страх не справиться с новым, повышает самооценку сотрудников;
- изменение культуры. На этом этапе проводится ликвидация менеджментом действующего на предприятии положение о стимулировании (действовавшего до внедрения ТИМ) и введенной временной системы стимулирования персонала на период внедрения ТИМ. Формируются новое положение о стимулировании персонала, новые положения о подразделениях, новые должностные инструкции с учетом новой организационной структуры, должностей, функций и т.д. Одновременно проводится дооснащение технико-технологическими ресурсами, дополнительное обучение, в том числе тех, кто решил присоединиться к работе с ТИМ.
Заключение
В качестве цели исследования заявлена разработка методических положений по снижению уровня сопротивления изменениям в процессе цифровой трансформации предприятий ИСС. При этом под цифровой трансформацией предприятий ИСС в настоящем исследовании понимаются процессы внедрения ТИМ, обеспечивающие переход ИСС на новый технологический уклад.
В ходе исследования были изучены наиболее известные модели управления изменениями на предприятиях. Обосновано, что модель Дж. Коттера, состоящая из 8 этапов проведения организационных изменений в наибольшей степени учитывает наличие фактора сопротивления изменениям и содержит рекомендации по его поэтапному преодолению, однако в исходной виде не имеет практической значимости для управления процессами сопротивления изменениям на предприятиях ИСС в процессе цифровой трансформации, направленной на внедрение ТИМ. С учетом данной модели, на основании выделенных в процессе исследования принципов управления, направленных на снижение сопротивления изменениям в процессе цифровой трансформации, предложены методические положения по поэтапному снижению уровня сопротивления изменениям в процессе цифровой трансформации предприятий ИСС. Учет специфики ИСС, а также процессов цифровой трансформации и внедрения ТИМ на предприятии отличает полученный результат от результатов других исследователей, обеспечивая научную новизну разработанных методических положений. Данные методические положения позволяют обеспечить вовлеченность коллектива в изменения, снизить напряжение относительно будущего и с учетом выгод, которые формируются на уровне предприятия, а также на уровне отдельных сотрудников в части роста их профессиональных компетенций. Их направленность на ситуацию внедрения ТИМ на предприятии обеспечивает конкретность предложений, обеспечивающую практическую значимость полученного результата.
References:
Bagrationi K.A., Volkov O.S. (2022). Soprotivlenie tsifrovoy transformatsii v logisticheskoy kompanii: rol neformalnyh svyazey menedzherov srednego zvena [Resistance to digital transformation in a logistics company: the role of informal personal ties of middle management]. Organizatsionnaya psikhologiya. (2). 95-111. (in Russian).
Bagrationi K.A., Volkov O.S., Prilipko A.G., Urvachev S.A. (2022). Soprotivlenie tsifrovoy transformatsii kompanii: rol sotsialnogo kapitala. Chast 2 [Resistance to digital transformation: the role of the social capital. part 2]. Trudy instituta sistemnogo analiza rossiyskoy akademii nauk. (1). 26-34. (in Russian).
Bogma E. S. (2016). Klassifikatsiya prichin soprotivleniya personala organizatsionnym izmeneniyam na predpriyatiyakh [Classification of the reasons for staff resistance to organizational changes in enterprises]. Nauchnyy rezultat. Ekonomicheskie issledovaniya. (1 (7)). 42-47. (in Russian).
Bukalova A. Yu., Avdeeva K. V. (2020). Izmenenie upravlencheskoy struktury pri vnedrenii informatsionnyh tekhnologiy v deyatelnost stroitelnoy organizatsii [Change in the management structure in the implementation of information technologies in the activities of the construction organization]. Ivd. (11(71)). 93-105. (in Russian).
Chetverikova N.A. (2018). Soprotivlenie personala izmeneniyam kak reaktsiya na sostoyanie riska i neopredelennosti Vestnik Universiteta (State University of management). (9). 159-163.
Dak Dzh.D. (2002). Monstr peremen: prichiny uspekha i provala organizatsionnyh preobrazovaniy [The Monster of Change: the reasons for the success and failure of organizational transformation] (in Russian).
Elenberg A.N. (2010). Upravlenie soprotivleniem izmeneniyam v sisteme promyshlennogo predpriyatiya [Management of resistance to changes in the industrial enterprise system]. Economic sciences. (11(72)). 184-189. (in Russian).
Ildarkhanova A. K., Ibatullina A. A. (2024). Modeli upravleniya izmeneniyami na promyshlennyh predpriyatiyakh [Models of change management in industrial enterprises]. Kant. (1). 22-28. (in Russian).
Ivanova O.Ya. (2019). Metodologii upravleniya izmeneniyami [Change management methodologies]. Modern scientific researches and innovations. (4). 27. (in Russian).
Kisel T.N. (2014). Razrabotka organizatsionno-ekonomicheskogo mekhanizma integratsionnoy restrukturizatsii promyshlennyh predpriyatiy [Development of an organizational and economic mechanism for the integration restructuring of industrial enterprises] (in Russian).
Kisel T.N., Mishlanova M.Yu., Galeev K.F. (2022). A Study Of Risks Borne By Participants In Investment And Construction Projects Amid The Introduction Of Bim Technologies Real Estate: Economics, Management. (4). 37-40.
Kobzeva N. M. (2013). Fenomen soprotivleniya izmeneniyam: sushchnost, vidy i formy proyavleniya [The phenomenon of resistance to change: the nature, types and forms]. Vestnik VGUIT. (4 (58)). 298-303. (in Russian).
Kotter J.P. (2007). Leading Change: Why Transformation Efforts Fail Harvard Business Review. (1). 96-103.
Kulik Yu. A., Volovich V. N., Privalov N. G., Kozlovskiy A. N. (2012). Klassifikatsiya i kachestvennaya otsenka riskov innovatsionnyh proektov [Classification and qualitative assessment of risks of innovative projects]. Zapiski Gornogo instituta. 197 124-128. (in Russian).
Kurkina E.P., Shuvalova D.G. (2017). Otsenka riska: ekspertnyy metod [Risk assessment: an expert method]. Problemy nauki. (1(14)). 63-69. (in Russian).
Lepa R. N., Trubchanin V. V., Kholkovskaya O. A. (2016). Kontseptsiya obespecheniya podderzhki personalom vnedreniya innovatsiy na predpriyatii [The concept of providing the personnel support for innovation at the company]. Vestnik Instituta ekonomicheskikh issledovaniy. (3 (3)). 14-27. (in Russian).
Lepa V. V., Belobrova N. V. (2016). Modelirovanie urovnya podderzhki personalom vnedreniya innovatsiy na predpriyatii [Modeling the level of the personnel support for innovation at the company]. Vestnik Instituta ekonomicheskikh issledovaniy. (3 (3)). 53-65. (in Russian).
Lewin K. (1951). Field theory in social sciences
Matveeva K.A. (2009). Osobennosti sotsiologicheskogo izucheniya riskov [Peculiar features of sociological research on risks]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya «Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika». (1). 131-137. (in Russian).
Menin Kh. (2019). Izmenenie organizatsionnoy kultury predpriyatiya kak preodolenie soprotivleniya tsifrovoy transformatsii [Change of organizational culture of the enterprise as overcoming of digital transformation resistance]. Vestnik Universiteta (State University of management). (12). 66-70. (in Russian).
Mkrtychyan G. A., Voylokova E. E. (2013). Opyt postroeniya klassifikatsii prichin soprotivleniya organizatsionnym izmeneniyam [The classification of causes of resistance to organizational changes]. Trudy NGTU im. R. E. Alekseeva. (4 (101)). 262-271. (in Russian).
Mkrtychyan G.A., Isaeva O.M. (2015). Prichiny soprotivleniya personala organizatsionnym izmeneniyam: vzglyad menedzherov kak agentov peremen [Reasons for staff resistance to organizational change: the view of managers as agents of change]. Organizatsionnaya psikhologiya. (1). 22-33. (in Russian).
Mkrtychyan G.A., Voylokova E.E. (2015). Soprotivlenie personala izmeneniyam v otsenke HR-menedzherov [Resistance of the personnel to change as assessed by hr managers]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. Seriya: Sotsialnye nauki. (1 (37)). 45-52. (in Russian).
Ponomarev A. L. (2020). Analiz modeley upravleniya organizatsionnymi izmeneniyami v sovremennyh usloviyakh [Analysis of organizational change management models in modern conditions]. Economics and business: theory and practice. (5-3). 165-170. (in Russian).
Sayapin A. V., Sayapina K. V. (2019). Mekhanizm preodoleniya soprotivleniya innovatsiyam v usloviyakh tsifrovizatsii biznesa [Coping mechanism of resistance to innovation in business digitalization conditions]. Innovations. (1(243)). 40-49. (in Russian).
Udaltsova N. L. (2024). Strategii preodoleniya soprotivleniya izmeneniyam v kompanii [Strategies for overcoming resistance to change in the company]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 14 (4). 1011-1024. (in Russian). doi: 10.18334/epp.14.4.120534.
Zubkov V.I. (2006). Risk kak predmet sotsiologicheskogo analiza [Risk as an object of sociological analysis] (in Russian).
Страница обновлена: 21.03.2025 в 04:06:17