Форсайт финансового кризиса в мировой экономике

Максимцев И.А.1, Костин К.Б.1, Борисов Ф.А.1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 1 (Январь-март 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье проанализированы ретроспективные события и выявлены закономерности, приводящие к кризисных ситуациям в экономике. Исследованы предпосылки и последствия мировых финансовых кризисов 2008 г. и 2020 г., представлен авторский прогноз развития кризисных ситуаций в экономике разных странах мира на примере России и США. Представлены стратегии борьбы с глобальным кризисом как в России, так и в США, исследована взаимосвязь экономик двух стран. Предложена авторская методика форсайта нового глобального кризиса

Ключевые слова: форсайт, экономика, кризис, пандемия, США, Россия, банковский сектор, нефть

JEL-классификация: F52, H56, H12



Введение

Финансовый кризис является тем элементом развития общества и разных стран, без которого невозможно представить экономический цикл [9]. Финансовые кризисы сопровождают человечество на протяжении многих веков. Исследуемое авторами экономическое явление, зачастую, сопровождается резкими изменениями в экономической ситуации определённого региона, страны, оказывая при этом негативное влияние на глобальную мировую экономику [4]. В современном мире финансовый кризис научились прогнозировать. Форсайт, как одна из методик прогнозирования глобального экономического кризиса, является популярной тематикой для изучения российскими и зарубежными авторами. Так, из российских авторов следует выделить таких как Гапоненко Н. В. [4], Дробот Е. В. [11], Кулакова В. К. [18], Никитин Л. В. [22]. Все перечисленные авторы являются специалистами в различных вопросах, касающихся форсайта, а также исследователями, экономистами, учеными. При проведении собственных исследований авторами были также изучены соответствующие зарубежные источники по тематике форсайта и прогнозирования возможного мирового экономического кризиса следующих авторов: Бентон T. [28], Чермак Т. [29], Далио Р. [38], Талеб Н. [39, 40, 41]. Перечисленные зарубежные авторы известны многочисленными трудами на тему исследования мирового экономического кризиса, форсайта, факторов возникновения кризисных ситуаций, управленческих решений и др. Так, например, Талеб Н. затрагивает важнейшие аспекты управленческих решений и их влияние на возникновение триггеров для развития кризиса [39, 40, 41]. Все труды вышеперечисленных авторов можно рассматривать как руководство по анализу множества факторов, переменных, форсайт сроков, этапов, а также ключевых событий, которые могут произойти как в отдельных государствах, так и затронуть экономики соседних стран, экономические международные блоки и мировую экономику в целом, и определить вектор их будущего развития.

Важным аспектом, который нужно учитывать при рассмотрении мирового кризиса является взаимодействие стран, а также финансовые стратегии, к которым прибегают отдельные государства, и используемые ими техники и инструменты для стабилизации внутренней экономической обстановки [27]. Можно выделить несколько инструментов, позволяющих уменьшить влияние кризиса на экономику. Одним из наиболее популярных и понятных инструментов является форсайт [1].

Научная новизна работы

Новизна научной работы состоит в выявленных авторами закономерностях, которые приводят к кризисным ситуациям в экономике. В исследовании сформирован авторский прогноз развития кризисных ситуаций в экономике разных странах мира на примере России и США, а также предложена авторская методика форсайта нового глобального кризиса.

Цель работы

Целью написания данной статьи является выявление закономерностей возникновения мирового кризиса, а также обоснование необходимости использования форсайта для прогнозирования новых глобальных кризисных ситуаций. Задачами проводимого исследования являются:

1. Рассмотреть мировой кризис 2008 года и предпосылки его возникновения на примере США и России.

2. Рассмотреть мировой кризис 2020 года и предпосылки его возникновения на примере США и России.

3. Проанализировать и сравнить предпосылки обоих кризисов для выявления соответствующих закономерностей.

4. Проанализировать текущую экономическую ситуацию в 2024 году на примере США и России.

5. Проанализировать и сделать выводы о вероятности наступления нового глобального кризиса, а также периода его возникновения.

Форсайт

Рассмотрим определение данного термина, а также явление форсайта в качестве инструмента прогнозирования положительной или отрицательной динамики экономического развития, а также наступления кризиса. Форсайт – термин, обозначающий систематизированный процесс исследования определённых явлений для конкретных целей [16]. Самой важной из них является анализ возможных путей развития, изменения рассматриваемых явлений. Применительно к теме данной статьи, можно сказать, что форсайт – это процесс анализа экономических явлений, изменений в структуре экономики, внутренней политике и геополитике различных государств с целью выявления тенденций возникновения кризиса или, наоборот, выходов из него [4]. Приведем также несколько определений изучаемого термина. «Форсайт – это система методов экспертной оценки перспектив и согласования приоритетов инновационного развития, выявления технологических прорывов, способных оказать максимальное воздействие на экономику и общество в средне- и долгосрочной перспективе» [35]. «Форсайт представляет собой систему методов экспертной оценки стратегических направлений социально-экономического и инновационного развития, выявления технологических прорывов, способных оказать воздействие на экономику и общество в средне- и долгосрочной перспективе» [5].

Форсайт, сам по себе, предполагает возможность использования множества различных инструментов. Проанализируем соответствующий инструментарий:

1. Идентификация рисков. Форсайт, как инструмент, позволяет выявлять риски, имеющие наивысшую вероятность реализации, которые, в последствии, могут привести к возникновению кризиса. Риски могут быть абсолютно различными, от экологических и социальных факторов, до политических и экономических.

2. Подготовка и стратегическое планирование. Форсайт служит инструментом описания различных сценариев возникновения кризисных ситуаций. Благодаря этому, различные страны и регионы могут своевременно принять меры и разработать стратегии, необходимые для предотвращения наступления кризиса или замедления его темпа.

3. Инновации. В качестве инструмента форсайт позволяет выявить и определить инновации, технологические прорывы и иное. Также, что не менее важно, форсайт помогает различным организациям подготовиться к внедрению новых технологий и более мягкой адаптации к ним. Таким образом, можно обеспечить принятие изменений, минимизировав потери, которые могут возникнуть в результате возникновения кризисных ситуаций.

4. Стимулирование дискуссии. В этом случае форсайт является неким связующим звеном между двумя или более заинтересованными сторонами. Сам процесс форсайта поощряет факт дискуссии, обмена мнениями сторон, рассуждения и логических выводов. Все это в значительной мере может помочь выявить неожиданные кризисные ситуации либо пути, которые ведут к ним.

5. Устойчивость и гибкость. Форсайт является инструментом совершенствования различных организаций. При использовании данного инструмента организации могут обеспечить свою стабильность и экономическую устойчивость, а также наметить пути совершенствования внутренней организационной структуры и внешнего развития. Таким образом, форсайт помогает заранее прогнозировать изменения, которые могут иметь высокую вероятность возникновения, а также своевременно отреагировать на них.

Как итог, можно заключить, что форсайт является инструментом долгосрочного планирования рисков и кризисных ситуаций, а также действенным инструментом антикризисной политики [1]. Благодаря методологии форсайта организации могут своевременно предпринять шаги для предотвращения кризиса в любой сфере деятельности. Для того, чтобы наглядно увидеть эффекты от форсайта, рассмотрим примеры кризисов прошлых лет и сделаем из них соответствующие выводы.

Мировой финансовый кризис 2008 года

Данный кризис получил название «великая рецессия», так как он оказал влияние на все крупные экономики и стал значимым рубежом в мировой истории после Великой депрессии 1930-х годов. Последствия экономического кризиса 2008 года для каждой из стран оказались абсолютно разными. Для сравнения степени влияния кризиса на экономику рассмотрим Россию и США.

По мнению многих международных экспертов, США оказались эпицентром мирового кризиса, а также начальной точкой его возникновения [22]. В экономической системе Америки начали появляться явные проблемы в сегменте ипотечного кредитования, в частности, в разрезе субстандартных ипотек [20]. Считается, что американские финансовые учреждения допустили ошибку, предоставив кредиты с очень высоким риском – заемщикам, которые не имели возможности их обслуживать. В итоге, ипотечные кредиты были выданы, рынок жилья перестал набирать обороты, а большинство заемщиков являлись неплатежеспособными. Таким образом, в сентябре 2008 года в США произошел обвал акций и последующее банкротство крупнейшего инвестиционного банка Lehman Brothers, что стало мощнейшим катализатором глобального финансового кризиса. Данное событие повлекло за собой целую череду банкротств крупнейших финансовых организаций, что привлекло к краху фондового рынка. Правительство Соединенных Штатов Америки прибегло к различным финансовым инструментам для предотвращения развития ещё большего кризиса. Для спасения экономической системы страны и ее последующей стабилизации, была оказана многомиллиардная поддержка, в частности банковскому сектору. Данная программа получила название – Программа помощи с проблемными активами (TARP – Troubled Asset Relief Program) [43]. Не менее важным инструментом стало изменение политики федеральной резервной системы США (далее – ФРС) [18]. ФРС практически до нуля снизила процентные ставки, а также приступила к реализации программы количественного смягчения. Суть этой программы заключалась в использовании соответствующих инструментов для стимулирования экономики за счёт увеличения государственного долга и иных различных финансовых активов страны.

Перейдём к рассмотрению примера России в ситуации мирового экономического кризиса.

В нашей стране экономический кризис начался не с банковской системы, как в США. На российскую экономику кризисное воздействие оказало резкое падение цен на нефть на международном рынке, а также существенное сокращение капитальных вложений внутренними инвесторами. Российская экономика в 2008 году имела сильную зависимость от доходов, получаемых от экспорта нефти и газа. Соответственно, резкое падение цен на нефть оказало шоковое давление на экономику и значительно ослабило государственный бюджет.

Поскольку еще до 2008 года стало наблюдаться постепенное снижение инвестиционной активности, капитальные вложения в условиях кризиса резко сократились, а российский и иностранный капитал был перенаправлен в экономики более привлекательных (стабильных) государств. Утечка капитала привела к снижению курса рубля и дестабилизации экономической системы в целом. В нашей стране крупные банки и финансовые организации столкнулись с проблемой привлечения внешних заимствований, а также с частичной или полной невозможностью рефинансирования собственных долгов.

Правительство Российской Федерации приняло ряд мер для поддержки внутренней экономической ситуации и ослаблению влияния экономического кризиса.

Согласно Программе антикризисных мер Правительства Российской Федерации [17], на первоочередные мероприятия было зарезервировано 10 трлн рублей средств федерального бюджета, ЦБ РФ и резервных фондов. Наибольшая часть - на кредиты банковским организациям (5 трлн рублей). 950 млрд было выделено на пополнение капиталов банков. Почти триллион рублей - на поддержку аграрно-промышленного комплекса [17]. 12 декабря 2008 г. были введены дополнительные ввозные пошлины на свинину и птицу. Антикризисная помощь в виде кредитов, сокращения пошлин и налогов также была выделена оборонному комплексу, нефтяной промышленности, автомобилестроению, авиаперевозчикам, строительным предприятиям. Поддержка была оказана малому и среднему бизнесу. 50 млрд рублей было выделено на содействие занятости населения [17].

Если говорить о последствиях экономического кризиса 2008 года, а также провести сравнительный анализ его последствий для США и России, то можно заключить, что, в конечном итоге, после крупнейшего кризиса обе страны смогли стабилизировать экономическую ситуацию. При этом, следует еще раз подчеркнуть, что США восстанавливались за счёт проведения особых реформ и стимулирующих мер, которые применялись для финансового сектора. Одним из таких инструментов было ужесточение законодательных норм, применяемых к банкам, другим – наложение ограничений на процесс торговли деривативами. США приняли решение о том, что им необходимо диверсифицировать экономические риски, а также различными способами снизить зависимость от нефтегазового сектора.

2008 год показал мировому сообществу, насколько сильны связи экономик различных стран, и как локальная кризисная ситуация в одной стране может повлиять на международную экономику. В таких случаях важно объединяться, ввести диалог и работать на благо общественных гуманитарных целей. Рассматриваемый кризис – наглядный пример того, что форсайт является необходимым инструментом для регулирования финансовых рынков, а также снижения и диверсификации рисков.

Вторым, не менее значимым примером, является кризис 2020 года. Для наглядности рассмотрим в качестве стран те же – Россию и США.

Мировой финансовый кризис 2020 года

Экономический кризис 2020 года – явление сравнительно недавнее, был вызван пандемией вируса SARS – CoV-2 (коронавирус тяжелого острого респираторного синдрома-2). Пандемия, которая захлестнула весь мир в 2020 году, оставила свой мощнейший отпечаток как на экономике отдельных стран, так и на мировой экономике.

США. Во время начавшегося распространения вируса в США наблюдался один из самый крупных экономических спадов во всей ее истории.

В первом квартале 2020 года многие предприятия малого и среднего бизнеса были вынуждены существенно ограничить свою деятельность, сократить численность рабочих мест и объем производства. Все эти явления повлекли за собой крайне негативные последствия – резкое повышение уровня безработицы в стране без возможности быстрого урегулирования ситуации. В апреле 2020 года в США был зарегистрирован экстремально высокий уровень безработицы, который составлял 14,8% [6,20]. Такой высокий уровень безработицы в США не наблюдался со времен Великой Депрессии.

В сложившейся ситуации были приняты меры по стабилизации экономической ситуации в стране через социальную сферу. Именно этот аспект лег в основу предпринимаемых мер по сдерживанию кризиса в стране. Правительство США начало реализовывать ряд соответствующих программ. Одна из них – программа защиты зарплаты. В пакете данной программы были заложены как выплаты малому и среднему бизнесу, так и выплаты гражданам. Сама федеральная резервная система страны сократила процентные ставки в банковском секторе практически до нуля, тем самым начав достаточно агрессивную политику для стимулирования экономики страны. Именно перечисленные действия помогли стабилизировать экономику США, и к концу 2020 года экономика начала восстанавливаться.

Россия. Российская Федерация так же оказалась под влиянием кризиса 2020 г., который затронул всю планету. В России, в первую очередь, ограничения коснулись экспорта и импорта отдельных категорий товаров, что, впоследствии, привело к снижению экономической активности нашей страны. Кризисная ситуация начала усугубляться, когда Россия испытала нефтяной шок [12]. Цены на нефть, как и в 2008 году, резко упали. Однако ситуация оказалась настолько критичной, что цены на нефть стали отрицательными. Правительством Российской Федерации были приняты соответствующие меры по поддержке экономики и действовавшее бюджетное правило позволили стабилизировать экономику и разрешить кризисную ситуацию.

Если проанализировать кризисы 2008 и 2020 годов, то можно заметить общую тенденцию начала кризиса в Российской Федерации – резкое снижение уровня цен на нефть на международных рынках. В 2020 году оно сильно сказалось как на бюджете нашей страны, так и на дальнейшей денежно-кредитной политике [12,20]. Курс рубля снова оказался нестабильным, меняясь в сторону увеличения под давлением различных внешних факторов. Правительство России экстренно разработало ряд мер, которые должны были помочь ослабить давление кризиса. В частности, были утверждены программы для поддержки малого и среднего бизнеса, финансовой поддержки населения Российской Федерации, что, в конечном итоге, помогло стабилизировать экономическую ситуацию. В качестве антикризисных мер также было проведено изменение налоговой политики, а также введены временные запреты на взыскание долгов с малого и среднего бизнеса. Не менее важным шагом было введение мер для поддержки медицинских работников и государственных больниц.

Таким образом, кризис 2020 года показал, что экономика обеих рассматриваемых стран имеет ряд узких мест и структурных проблем. Пандемия стала глобальным вызовом как для Америки, так и для России, который обнажил необходимость модернизации системы здравоохранения. Кроме этого, для США первостепенное значение приобрело решение проблем роста долговой нагрузки граждан. Для России же четко определилась необходимость уменьшения зависимости от экспорта нефти и газа, и концентрация усилий на развитии внутреннего производства с высокой добавленной стоимостью.

Оба кризиса можно считать катализаторами структурных изменений, которые должны были пройти обе страны. Соединенные Штаты Америки пошли по пути экономического восстановления через социальную сферу. Были разработаны следующие решения:

1. Американский план спасения. Принят в марте 2021 года и включал в себя меры поддержки граждан, семей, и был направлен на помощь малому и среднему бизнесу, а также, непосредственно, выплаты населению.

2. Инвестиции в инфраструктуру. Главной целью принятия этой меры было активное создание дополнительных рабочих мест для граждан Америки.

3. Третей мерой было усиление борьбы с изменениями климата страны. Данная экологическая мера была принята с целью поддержки, а также продвижения и популяризации разработки альтернативных источников энергии.

4. Четвёртой, не менее важной мерой, была реформа в области здравоохранения. Она включила в себя ее укрепление через расширение доступа населения как к различным медицинским услугам, так и к необходимым лекарствам.

Россия выбрала стратегию совершенствования социальной и экономической устойчивости. Рассмотрим меры, которые были приняты в нашей стране в целях минимизации негативных последствия кризиса:

1. Разработка и принятие новых национальных проектов и государственных программ. Все они были направлены на разные аспекты социальной и экономической сферы, но имели общую цель – развитие внутреннего промышленного производства, поддержка государством социальных инициатив, повышение уровня жизни граждан.

2. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса, а также населения. В Российской Федерации были введены налоговые льготы, социальные выплаты, программы субсидирования.

3. Цифровизация и развитие импортозамещения в области цифровых технологий. Данная мера была направлена на стимулирование и развитие отечественного программного обеспечения.

4. Изменения в финансовом секторе, а именно, в бюджетной денежно-кредитной политике. Центральным банком России был принят ряд мер, направленных на поддержку действовавшего уровня процентных ставок, а также на регулирование курса валют таким образом, чтобы сохранить конкурентоспособность отечественной экономики.

Форсайт мирового экономического кризиса

Для того, чтобы иметь возможность спрогнозировать новую волну кризисную волну, необходимо проанализировать текущую ситуацию в экономике различных стран. Рассмотрим, как и ранее, ситуацию в России и США. Для этого определим и проанализируем соответствующие факторы, являющиеся предвестниками надвигающегося экономического кризиса. Первым и очень значимым фактором, являются торговые войны [11]. В период 2018 – 2019 гг. их развязывал Дональд Трамп, который являлся действующим американским президентом [3]. Он выступал за «справедливую международную торговлю», т.е. обеспечение приоритета американских интересов в мировой торговле, несмотря на возможный ущерб сложившимся торговым отношениям и соглашениям. Была осуществлена попытка защитить американские отрасли и рабочие места путем пересмотра торговых соглашений и введения тарифов на иностранный импорт, которые считались несправедливыми по отношению к другим странам. Администрация Трампа использовала различные законодательные инструменты для введения пошлин и изменения ситуации в мировой торговле в целях защиты американских интересов. Для примера можно рассмотреть крупнейшие автоконцерны – General Motors и Ford, которые вынужденно сократили производство автомобилей из-за введения импортных пошлин на сталь и алюминий, которые вступили в силу в 2018 году. Последствиями стал рост цен внутри страны – металл в США стал одним из самых дорогих в мире, а стоимость производимых автомобилей значительно выросла. Мировые торговые партнеры стали применять ответные меры. В частности, были введены пошлины со стороны КНР на сельскохозяйственную продукцию из США. В результате этого, существенная часть сельскохозяйственной отрасли США оказалась под угрозой, поскольку значительно возросли риски сокращения экспорта американской сельскохозяйственной продукции, а именно: сои, пшеницы, хлопка и ряда других продуктов. Взаимные ограничения и пошлины привели к возникновению «торговой войны», которая, в скором времени, была остановлена по договорённости обеих стран. В этой ситуации каждое государство принимало соответствующие меры, направленные на стабилизацию экономической ситуации.

Политику Дональда Трампа в вышеуказанный период можно считать крайне агрессивной, в том числе из-за угроз выхода Соединенные Штаты Америки из Всемирной торговой организации (далее – ВТО). Д. Трамп таким образом хотел добиться изменения правил, с целью проведения международных торговых сделок исключительно в американских интересах [2]. Вышеописанные изменения могли поставить под удар мировую экономику в целом, а также правила международной торговли, закрепленные в международных договорах и соглашениях [11].

Рассмотрим темпы роста мирового ВВП, а также темп роста объема мировой торговли: соответствующие результаты анализа представлены на рисунке 1 [6,32, 33].

Рис.1 – Темпы роста мировой торговли и мирового ВВП за 2014 – 2023 гг. (составлено авторами по данным [6,32,33]).

Figure 1 – Growth rates of international trade and world GDP in 2014 – 2023 (compiled by authors based on [6,32,33]).

На основе анализа данных, представленных на рис. 1, можно определить тенденцию стагнации темпов роста мирового ВВП, а также объема мировой торговли в процентном соотношении. Это обуславливается тем, что крупнейшие отрасли, являющиеся главными катализаторами экономического роста, практически исчерпали возможности для обеспечения роста мирового ВВП. Кроме этого, указанный факт можно объяснить несколькими сложившимися в мировой экономике тенденциями. Во-первых, даже при постоянном повышении качества производимой продукции, её технологичности, потребительский спрос постепенно снижается. В частности, современное предложение компьютерной техники, а также новых смартфонов значительно превышает потребительский спрос. Кроме того, за рассматриваемый период существенно снизились объемы мировой торговли что также следует из анализа данных, представленных на рисунке 1.

Для того, чтобы предвосхитить, и, по возможности, предотвратить развитие мирового кризиса в 2025 году, необходимо проанализировать темп роста мирового ВВП, представленного выше, а также рассмотреть и принять во внимание соответствующие экономические показатели России и США, представленные на рисунке 2.

Рис.2 – Темпы роста реального ВВП в США и России за 2022 – 2024 гг. (составлено авторами по [31, 32, 33]).

Figure 2 – Real GDP growth rate in USA and Russia in 2022 – 2024 (compiled by authors based on [31, 32, 33]).

На основе анализа данных, представленных на рисунке 2, можно определить снижение темпов роста реального ВВП как в США, так и в России в 2024 году, что может свидетельствовать о приближении новой волны кризиса не только в данных странах, но и в мировой экономике в целом. Данная тенденция начала формироваться еще в 2023 году. Кроме того, экономическая аналитика в настоящее время демонстрирует значительные расхождения в перспективах роста между различными регионами мира, а также крупнейшими державами. Расхождения, в основном, возникают по объемам производства [32, 33, 42, 44].

В целом, после окончания пандемии 2020 года мировая экономическая ситуация подавала признаки устойчивости, но в 2023 году ряд государств начали применять политику сдерживания инфляции, что, в конечном итоге, с высокой вероятностью приведет к снижению экономической активности государств. США вносит значительный вклад в предотвращение внутренней финансовой нестабильности, однако на фоне формирования рецессии европейской экономики сохраняется высокая вероятность наступления мирового кризиса.

Очевидна необходимость проведения структурных реформ в различных странах, в частности, для предотвращения развития инфляционных процессов и сохранения их целевых уровней.

Дополнительным источником возможности формирования мирового кризиса в 2025 году является статистика объема нереализованных убытков Американских банков за 2020 – 2024 гг., представленная на рисунке 3.

Рис.3 – Нереализованные убытки Американских банков с 2020 года по I квартал 2024 года, млрд. долларов США (составлено авторами по [31]).

Figure 3 – Unrealized losses of American banks from 2020 to the first quarter of 2024, billions of US dollars (compiled by authors based on [31]).

На основе анализа данных, представленных на рис. 3, можно определить суммарный объем нереализованных убытков американских банков, который бьет все «рекорды», начиная с первого квартала 2022 г., когда сумма нереализованных убытков составила 517 млрд. долл. К такой ситуации привело ужесточение монетарной политики в США. Приведенная статистика показывает приближение банковской системы США к краху, если не будут предприняты соответствующие меры для улучшения ситуации. Тенденции прошлых кризисов как 2008, так и 2020 году позволяют сделать вывод, что возникновение тяжелой экономической ситуации в США является одной из главных причин начала мирового финансового кризиса [14, 24].

Данный вывод можно подтвердить, рассмотрев индекс акций региональных банков США, представленный на рисунке 4. В 2023 году экономический мир потрясла новость о том, что индекс акций региональных банков в США опустился ниже кризисного уровня 2020 года. По состоянию на 24 сентября 2024 г. уровень индекса региональных банков был зарегистрирован на отметке 112,68 пунктов, что является крайне низким значением. Несмотря на то, что в сентябре 2024 года индекс поднимался почти до 130 пунктов, показатель и по сей день не может вернуться к целевому значению 2022 года, когда индекс восстанавливался после кризиса.

Рис.4 – Индекс акций региональных банков США (составлено авторами по [26, 31]).

Figure 4 – Index of shares of US regional banks (compiled by authors based on [26, 31]).

Рассмотрим экономику России и возможные предпосылки к возникновению нового финансового кризиса. В Центральном Банке России допустили драматичный сценарий развития экономического кризиса в стране – стагфляцию. В этой ситуации экономический рост замедлится, а цены продолжат повышаться, что также прогнозирует агентство Bloomberg [23,30,44].

Однако Центральный Банк России не использует термин «стагфляция», но отмечает наличие признаков «охлаждения внутреннего спроса без снижения инфляционного давления», при этом рост цен остается высоким из-за «перегрева экономики» [23]. К стагфляции экономику подталкивают многочисленные международные санкции, нехватка квалифицированной рабочей силы, замедление роста доходов бюджета от экспорта нефти и газа, а также сокращение инвестиций в производство из-за высоких кредитных ставок и других факторов.

Таким образом, исходя из анализа предпосылок нескольких кризисов, рассмотренных ранее, авторы предлагают следующие метрики показателей, которые можно использовать в качестве индикаторов приближающегося экономического кризиса. Соответственные данные представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Индикаторы, указывающие на вероятное наступление мирового финансового кризиса [составлено авторами].

Table 1 – Metrics indicating the likely onset of a global financial crisis [compiled by authors]

Метрика
Прослеживалась ли в 2008 году
Прослеживалась ли в 2020 году
Прослеживается ли сейчас
Значительная зависимость экономических институтов от сложных финансовых инструментов
Да
Да
Да
Избыточное кредитование ненадежных заемщиков
Да
Нет
Да
Отсутствие диалога между странами, отсутствие сотрудничества в целях решения экономических вопросов
Да
Да
Да
Высокий уровень зависимости мировых рынков от определенных товаров определенных стран, торговые войны
Да
Да
Да
Нерациональное поведение инвесторов
Да
Нет
Да
Влияние экзогенных факторов
Нет
Да
Да
В таблице 1 представлены соответствующие индикаторов, выявленные авторами, указывавших на приближение мировых финансовых кризисов 2008 и 2020 гг. Метрики были определены на основании результатов исследований, описанных ранее. На настоящий момент подавляющее число индикаторов указывают на высокую вероятность наступления мирового финансового кризиса. Как в США, так и в России прослеживается значительная зависимость экономических институтов от применяемых государством стабилизационных финансовых инструментов, закредитованность при низкой платежеспособности, пассивное поведение инвесторов.

Заключение

На основании изложенного в настоящей научной статье анализа экономических кризисов 2008 и 2020 годов при помощи методики форсайта можно сделать вывод о наличии на данный момент предпосылок для возникновения глобального экономического кризиса в 2025 году.

В тоже время международная политическая ситуация не вселяет оптимизма в отношении сближения позиций по возобновлению какого-либо диалога между Россией и США, в частности, в целях минимизации риска дальнейшего развития международного экономического кризиса. С некоторой вероятностью, смена президента и кабинета министров США в 2025 году может повлечь ряд изменений в международной политике. В случае, если следствием этих изменений будет ослабление санкций или их полная отмена, то это положительно отразится на всей мировой экономике, и существенно снизит вероятность наступления мирового экономического кризиса.

В отношении развития российской экономики в условиях санкций необходимо отметить значительный рост внутреннего производства в рамках политики импортозамещения, что при сохранении его существующих темпов и внедрении передовых технологий в перспективе должно обеспечить большую независимость отечественной экономики и большие конкурентные преимущества российской продукции на международных рынках.

В геополитических условиях 2024 года развитие международного сотрудничества Российской Федерации показывает стабильную положительную динамику в рамках Союзного государства с Республикой Беларусь [7], Евразийского экономического [8] союза и БРИКС [13]. Данное сотрудничество в долгосрочной перспективе должно обеспечить формирование нового центра экономического взаимодействия, на площадках которого формируются общие подходы государств участников к вопросам реформирования международной валютно-финансовой системы, и способствующие приданию ей более справедливого, стабильного и эффективного характера, что улучшит внешние условия для развития экономики и финансовой системы Российской Федерации и других государств.


Источники:

1. Бруммер В., Коннола Т., Сало А. Многообразие в форсайт-исследованиях. Практика отбора инновационных идей // Форсайт. – 2010. – № 4. – c. 59-66.
2. Виноградов А.О., Заклепенко А.Ю. США, Китай и ВТО: последствия американо-китайского торгового конфликта для мировой торговли // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. – 2019. – № 24. – c. 187-206. – doi: 10.24411/2618-6888-2019-10011.
3. Выходка Трампа: мировая экономика в шаге от катастрофы. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rbc.ru/opinions/economics/19/10/2016/580740d79a7947a964a6da81 (дата обращения: 07.10.2024).
4. Гапоненко Н. В. Форсайт. Теория. Методология. Опыт. / монография. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 284 c.
5. Гохберг Л. М. Будущее как стратегическая задача // Форсайт. – 2007. – № 1. – c. 4.
6. Данные по международной торговле. Trendeconomy. [Электронный ресурс]. URL: https://trendeconomy.ru/data/commodity_h2 (дата обращения: 30.09.2024).
7. Договор между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 "О создании Союзного государства". Консультант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_25282/ (дата обращения: 05.10.2024).
8. "Договор о Евразийском экономическом союзе" (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 25.05.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.06.2024). Консультант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/ (дата обращения: 26.10.2024).
9. Дробот Е.В. Новый мировой экономический порядок в постпандемический период: соперничество между Китаем и США // Экономические отношения. – 2022. – № 1. – c. 51-68. – doi: 10.18334/eo.12.1.113818.
10. Дробот Е.В., Потехина Н.В. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности как инструмент обеспечения экономической безопасности // Экономические отношения. – 2017. – № 3. – c. 229-246. – doi: 10.18334/eo.7.3.37803.
11. Дробот Е.В., Лосинкова В.А., Поспелова А.Л., Утябаева Э.Р., Федаш К.А. Обзор ключевых подходов к классификации стран мира и сравнительный анализ основных макроэкономических показателей ведущих мировых экономик // Экономические отношения. – 2018. – № 2. – c. 105-138. – doi: 10.18334/eo.8.2.39014.
12. Онцепция долгосрочного социально- экономического развития РФ на период до 2020 года. Сайт компании «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 04.10.2024).
13. "Концепция участия Российской Федерации в объединении БРИКС" (утв. Президентом РФ). Консультант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_143690/ (дата обращения: 26.10.2024).
14. Костин К. Б. Анализ кризисных явлений в мировой экономике // Глобализация и мирохозяйственные процессы. 2019. – c. 8-9.– url: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44491630.
15. Костин К. Б., Хомченко Е. А. Влияние пандемии COVID-19 на мировую экономику // Экономические отношения. – 2020. – № 4. – c. 4-5.
16. Костин К. Б. Проблемы форсайта в мировой экономике // Архитектура финансов: иллюзии глобальной стабилизации и перспективы экономического роста: Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 04–06 апреля 2017 года / Под научной редакцией И.А. Максимцева, В.Г. Шубаевой, И.Ю. Евстафьевой. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет. Санкт-Петербург, 2019. – c. 253-357.
17. "Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год" (утв. Правительством РФ). Консультант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_85941/ (дата обращения: 25.10.2024).
18. Кулакова В. К. Результаты и перспективы финансовой реформы в США // США и Канада: экономика, политика, культура. – 2014. – № 9. – c. 47—58.
19. Любимый индикатор Баффета сигнализирует о надвигающихся рыночных потрясениях. BCS express. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37529657 (дата обращения: 08.10.2024).
20. Международный валютный фонд. Адаптация к расхождениям в мировой экономике. [Электронный ресурс]. URL: https://www.imf.org/ru/Publications/WEO/Issues/2023/10/10/world-economic-outlook-october-2023 (дата обращения: 11.10.2024).
21. Мутугуллина И.А. Применение энергосервисного договора в России // Вестник Казанского технологического университета. – 2013. – № 19. – c. 90-92.
22. Никитин Л. В. От домны к банку: развитие кредитного сектора в традиционных промышленных центрах США (1980-е — начало 2010-х гг.) // Вестник Пермского университета. Серия: История. – 2014. – № 2 (25). – c. 172—182.
23. Резюме обсуждения ключевой ставки // Банк России. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/dkp/mp_dec/decision_key_rate/summary_key_rate_25092024/ (дата обращения: 12.12.2024).
24. Решение ФРС США по процентной ставке. Mfd.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://mfd.ru/calendar/details/?id=232 (дата обращения: 03.10.2024).
25. Сараев А., Щурихина Е., Якушкина К. Итоги 2020-го и прогноз на 2021 год на рынке ипотеки: постковидная диета. Рейтинговое агентство «Эксперт РА». [Электронный ресурс]. URL: https://www.raexpert.ru/researches/banks/ (дата обращения: 28.09.2024).
26. Смирнов А. Ипотечный кризис в США: причины и следствия. Финансовая аналитическая платформа Финам. [Электронный ресурс]. URL: https://www.finam.ru/analysis/forecasts/ipotechnyiy-krizis-v-ssha-prichiny-i- (дата обращения: 28.09.2024).
27. Супян В.Б. Послекризисное развитие экономики США: новые вызовы // США и Канада: экономика, политика, культура. – 2011. – № 5. – c. 3-16.
28. Benton T. H. Thirty Years\' View (Vol. II of 2)
29. Chermack, Thomas J. & Coons, Laura M. 2015, “Scenario planning: Pierre Wack’s hidden messages”, Futures, vol. 73, October, pp. 187-193
30. Exports: Oil. Ustradenumbers.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ustrade- (дата обращения: 02.10.2024).
31. Нереализованные убытки банков США. Investing.com. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.investing.com/analysis/article-200313471 (дата обращения: 11.10.2024).
32. GDP Growth. The World Bank Data. [Электронный ресурс]. URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP/MKTP/KD/ZG?end=2017&start=2008 (дата обращения: 10.10.2024).
33. GDP Growth. The World Bank Data. [Электронный ресурс]. URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP/MKTP/KD/ZG?locations=CN (дата обращения: 10.10.2024).
34. Federal Deposit Insurance Corporation. Industry Analysis. Institution Directory. [Электронный ресурс]. URL: https://www5fdic.gov/idasp/advSearchLanding.asp (дата обращения: 15.10.2024).
35. Kostin K. B. Foresight of the Global Digital Trends // Strategic Management. – 2018. – № 1. – p. 11-19.
36. Kostin K. B. Foresight Based on Global Economic Cycles. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2019. – 185 p.
37. Martin B. R. Foresight in Science and Technology // Technology Analysis & Strategic Management. – 1995. – № 2. – p. 139–168.
38. Ray Dalio, A Template For Understanding Big Debt Crises (2018)
39. Taleb Nassim Nicholas Fooled by Randomness: The Hidden Role of Chance in Life and in the Markets. - New York: Random House, 2005.
40. Taleb Nassim Nicholas Le Hasard Sauvage. - Paris: Les Belles Lettres, 2005.
41. Taleb Nassim Nicholas The Black Swan: The Impact of the Highly Improbable. - New York: Random House, 2007.
42. Trade in Goods with World. Census.gov. [Электронный ресурс]. URL: https://www.census.gov/foreign-trade/balance/c0004.html (дата обращения: 12.10.2024).
43. U.S. Department of the Treasury. Troubled Asset Relief Program (TARP). [Электронный ресурс]. URL: https://home.treasury.gov/data/troubled-asset-relief-program (дата обращения: 10.10.2024).
44..World Economic Outlook Update. International Monetary Fund. [Электронный ресурс]. URL: https://www.imf.org/en/Publications/WEO/Issues/2019/01/11/weoup-date-january-2019 (дата обращения: 10.10.2024).

Страница обновлена: 10.01.2025 в 20:19:49