Analysis of the competitiveness of the modern shipbuilding industry of the People's Republic of China
Kostin K.B.1, Mamedova L.E.1
, Lenskaya V.A.
1 Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
Download PDF | Downloads: 6
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 14, Number 12 (december 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=80348037
Abstract:
The article examines the competitiveness of the shipbuilding industry of the People's Republic of China and identifies factors contributing to its improvement. The key areas that determine the progressive development of the shipbuilding industry in the People's Republic of China, such as digitalization and information technology, industrial innovation, automation of production processes, environmental sustainability and energy conservation, investment in R&D, are studied. The results of the analysis and assessment of the competitiveness of the shipbuilding industry in China are presented. The results of the comparative economic analysis of the world's largest state-owned Chinese shipbuilding company, CSSC, and the largest group of private shipbuilding companies in China, Yangzijiang Shipbuilding Group, are presented. The authors' assessment of their activities is given. On the basis of the conducted research, the authors' recommendations for the progressive development of the domestic shipbuilding industry have been formed.
Keywords: shipbuilding, China, competitiveness, industry, manufacturing industry, ship construction
JEL-classification: O31, O32, O33, M11, M21
Введение
Современное судостроение в КНР представляет собой мощную и динамично развивающуюся отрасль, активно интегрированную в глобальную экономику. Китайские верфи продолжают совершенствовать свои технологии, инвестировать в научные исследования и развивать сотрудничество с зарубежными партнерами. Основное влияние китайских судостроительных предприятий проявляется через их способность производить суда быстро и по конкурентоспособным ценам. Значительные инвестиции в инфраструктуру и передовые технологии позволили КНР стать одним из лидеров в массовом производстве больших судов, таких как контейнеровозы, нефтеналивные танкеры и балкеры [1]. Это положило начало изменениям в глобальных цепочках поставок и перевозках, которые в настоящее время зависят от огромных объемов, предоставляемых Китаем, что способствует укреплению позиций КНР на мировом рынке и дальнейшему развитию судостроительной отрасли. В глобальном контексте Китай не только укрепляет своё лидерство, но и расширяет сферу своего влияния, активно развивая сотрудничество с другими странами. Китайские судостроительные компании заключают договора с международными партнерами, открывают совместные предприятия и активно участвуют в реализации крупных инфраструктурных проектов по всему миру.
С.н.с., к.п.н. Семенова Н.К., в работе [5] исследует стадии эволюции портов Китайской Народной Республики, текущую структуру портовой системы страны, а также современные тенденции и перспективы развития, охватывающие как материковые, так и зарубежные порты Китая. По результатам проведенных исследований автор приходит к обоснованному заключению, что китайские предприятия по судостроению и судоремонту, а также портовая индустрия, в настоящее время занимают передовые позиции на мировой арене [5].
Исследование китайского судостроения в 2024 году проводилось также несколькими ключевыми организациями, каждая из которых внесла ценный вклад в анализ и интерпретацию соответствующих данных [13]. Значительную роль сыграла Китайская судостроительная ассоциация (China Association of the National Shipbuilding Industry) [40], которая опубликовала отраслевые отчеты и аналитику, описывающую соответствующие технологические и рыночные тенденций развития судостроительной отрасли. Не менее важными представляются исследования Китайского института водного транспорта (China Institute of Marine Transportation) [35], посвященные логистическим маршрутам и оценке эксплуатационных характеристик судов. Результаты комплексного анализа экономического влияния судостроительной отрасли на национальную и глобальную экономику опубликованы китайским центром международного экономического обмена (China Center for International Economic Exchanges [33]), что также послужило основой для настоящей работы авторов.
В работе [3] ряда авторов данной монографии представлены результаты сравнительного анализа судостроительной отрасли КНР и Южной Кореи, на основе которого авторы приходят к выводам, что Китай можно объективно считать наиболее развитым регионом в сфере морских перевозок среди Азиатских стран [3].
В научной работе к.т.н. Сергеевой К.И. определены факторы, влияющие на поступательное развитие судостроительной отрасли в стране; рассматриваются также особенности внешнеэкономической деятельности Китая и роль судостроения в экономике [6]. Вышеуказанный автор выдвигает тезис о том, что программа «Сделано в Китае 2025» должна повысить уровень развития судостроительной отрасли и сохранить стране количественное преимущество на рынке [6].
Актуальность темы работы обусловлена тем, что судостроение в КНР продолжает динамично развиваться, играя важную роль в глобальной экономике и способствуя укреплению позиций Китая на мировой арене.
Цель работы заключается в выявлении ключевых факторов, определяющих конкурентоспособность судостроительной отрасли Китайской Народной Республики.
Научная новизна работы состоит в определении факторов, направленных на повышение конкурентоспособности судостроительной отрасли на основе авторского исследования конкурентоспособности судостроительной отрасли Китая и результатах соответствующего анализа, проведенного авторами.
Гипотеза исследования заключается в том, что объем государственного финансирования, качество инновационных технологий, размер инвестиций в НИОКР, и масштаб внедрения цифровых технологий определяют страны лидеры в области современного судостроения.
Обзор и экономический анализ судостроительная отрасли КНР
Основные судостроительные мощности Китайской Народной Республики имеют важное значение в мировой экономике и геополитике. На протяжении последних десятилетий Китай сделал ряд значимых шагов к тому, чтобы стать ведущей державой в области судостроения [16]. Это стало возможным благодаря комплексной государственной поддержке и стратегическому планированию [10]. Как уже было отмечено, КНР является одним из мировых лидеров в судостроительной отрасли, и на его территории расположено множество судостроительных предприятий [51].
Залогом успешного функционирования китайских судостроительных предприятий в первую очередь является их географическое расположение, которое априори усиливает их конкурентоспособность и эффективность. Стратегически судостроительные предприятия КНР расположены вблизи основных портов и морских путей. Такие локации, как Шанхай и Шаньдун играют ключевую роль благодаря своему доступу к международным морским маршрутам и развитой логистической инфраструктуре. Близость к морю обеспечивает удобство доставки материалов и соответствующих компонентов, а также облегчает экспорт готовых судов. Кроме того, важным фактором является наличие индустриальных зон, которые формируют соответствующую инфраструктуру вокруг себя, и, как следствие, эффективную цепочку поставок необходимых материалов и технологий. Например, в Шанхае и его окрестностях создан мощный индустриальный кластер, где сосредоточены предприятия, занимающиеся производством и поставкой металлургической, электротехнической и прочей продукции, которая необходима для судостроительства. Кроме того, в Шанхае также расположен технопарк Shanghai Zizhu National High-tech Industrial Development Park [25]. Основанный в 1992 году, он стал важным центром инноваций в Китае. В технопарке компании и исследовательские институты занимаются разработкой и внедрением новейших технологий в различные сектора производства. Такой подход, по мнению авторов, способствует сокращению затрат на транспортировку и увеличению эффективности производственных процессов.
Китайские судостроительные предприятия часто располагаются в районах с научно-исследовательскими и образовательными учреждениями. Близость к университетам и исследовательским центрам обеспечивает постоянный поток квалифицированных кадров и доступ к передовым технологиям. В частности, по состоянию на 2023 год в одной из крупнейших судостроительных корпораций CSIC (Китайская корпорация судостроительной промышленности), расположенной в Шанхае, было занято около 30 483 человек [50]. Многие промышленные рабочие на ежедневной основе приезжают в Шанхай из близлежащих городов, таких как Чанчжоу, Цзясин, Ханчжоу, Шаосин и Нинбо [23].
Основная продукция судостроительных предприятий КНР включает в себя разнообразные типы судов и морской техники, которые играют ключевую роль как в национальной экономике страны, так и на глобальном рынке. Судостроительные предприятия Китая производят следующие классы судов, которые систематизированы авторами в таблице 1.
Таблица 1. Виды производимых судов в КНР. Составлено авторами по [15].
Классы
судов
|
Типы судов
|
Коммерческие
суда
|
балкеры; контейнеровозы; суда для
перевозки сверхтяжелых грузов; газовозы; танкеры; ролкеры; лесовозы
|
Военные
суда
|
ракетоносцы;
многоцелевые лодки; эсминцы; миноносцы; корветы; авианосцы
|
Исследовательские
суда
|
океанографические исследовательские
суда; плавучие высокотехнологичные лаборатории; батискафы
|
Служебно-вспомогательные суда
|
суда для обслуживания буровых платформ; суда-трубоукладчики;
суда-рефрижераторы
|
Китайские верфи строят грузовые суда, такие как контейнеровозы, балкеры, танкеры и многофункциональные суда, предназначенные для перевозки различных видов грузов.
Основные показатели и статистика, отражающие развитие отрасли, свидетельствуют о высоком уровне технологий и производственных мощностей, достигнутом в стране [27]. В период с 2019 по 2020 годы китайский судостроительный сектор значительно расширился, особенно в области круизных лайнеров и судов для перевозки сжиженного природного газа. Также наблюдался существенный рост в сегментах контейнеровозов, нефтевозов и сухогрузов за последние два года [15]. В 2020 году Китай стал лидером по количеству спущенных на воду новых судов, обеспечив 43,1% мирового объема. Кроме того, страна получила 48,8% всех новых заказов на производство судов. Китай владел 44,7% от всех имеющихся мировых заказов [17]. В 2023 году, по информации Министерства промышленности и информатизации Китая, в стране было завершено строительство кораблей с общим дедвейтом в 42,32 млн тонн [21]. Это на 11,8% больше по сравнению с предыдущим годом и составляет 50,2% от общего мирового объема построенных судов [21]. К концу июня 2024 года китайские верфи исполняли заказы на 171,55 млн дедвейт-тонн, что на 38,6% больше, чем в аналогичный период прошлого года. На Китай пришлось 58,9% от глобального объема заказов [12].
Таким образом, импорт и экспорт судов играет важную роль в экономике Китая. В 2023 году экспорт товаров группы «Суда, лодки и плавучие конструкции» из Китая достиг 31 млрд долларов [7]. Если сравнивать с 2022 годом, стоимость поставок продукции этой группы выросла на 20%, что составляет дополнительные 5,45 млрд долларов (в 2022 году экспорт составил 26 млрд долларов) [7]. «Суда, лодки и плавучие конструкции» занимала 0,943% от общего экспорта Китая в 2023 году (общий экспорт Китая в 2023 году составил 3,37 трлн долларов). В сравнении с 2022 годом, доля товаров данной группы в совокупном экспорте Китая увеличилась на 0,207 процентных пункта (в 2022 году она составляла 0,735%, при общем экспорте в 3,59 трлн долларов) [7].
Судостроительные предприятия КНР за последние десятилетия достигли невероятного прогресса, став мировыми гигантами в этой отрасли. Лидеров в судостроении можно разделить, по мнению авторов, на государственные и частные предприятия. Крупнейшие представители государственных и частных судостроительных производств КНР представлены на рисунке 1.
Рассмотрим особенности работы государственного судостроительного предприятия CSSC и частного судостроительного предприятия Yangzijiang Shipbuilding Group. Выбор данных предприятий обусловлен тем, что CSSC является крупнейшей государственной судостроительной корпорацией, а Yangzijiang Shipbuilding Group является крупнейшей группой частных судостроительных предприятий в Китае. В CSSC объединяет множество верфей и дочерних компаний по всей стране – такие мощности, по мнению авторов, обеспечивают корпорации возможность одновременно вести строительство множества проектов [11], а Yangzijiang Shipbuilding Group расположенная на территории более 2,5 миллионов квадратных метров, является одной из крупнейших судостроительных верфей не только в Китае, но и в мире [48].
Рисунок 1. Крупнейшие представители судостроительных предприятий КНР. Составлено авторами по [49].
Китайская государственная судостроительная корпорация (CSSC), как уже было отмечено ранее, это крупнейшее в мире судостроительное предприятие [11]. Образованное в результате слияния нескольких влиятельных компаний, это китайское государственное предприятие концентрирует в себе передовые технологии и многолетний опыт проектирования, постройки и оснащения судов различных типов и назначений. С момента своего основания, корпорация продемонстрировала стремительный рост и достигла заслуженного международного признания. Репутация корпорации основана на высоких стандартах качества и инновационных решениях, обеспечивающих востребованность ее продукции на мировом рынке [37]. Ассортимент продукции варьируется от гражданских судов, таких как контейнеровозы и круизные лайнеры, до военных кораблей, включая современные фрегаты и эсминцы. Головной офис компании расположен в Шанхае, одном из крупнейших экономических и технологических центров Китая. Однако география деятельности компании охватывает как внутренние, так и зарубежные рынки, что позволяет ей оставаться конкурентоспособной на фоне растущих мировых вызовов [46]. Растущая глобализация и всевозрастающая требовательность заказчиков, по мнению авторов, стимулируют корпорацию к внедрению инновационных технологий, таких как автоматизация и цифровизация производственных процессов. Основные экономические показатели Китайской государственной судостроительной корпорации (CSSC) за 2023 год представлены в таблице 2.
Таблица 2. Основные экономические показатели Китайской государственной судостроительной корпорации (CSSC) за 2023 год [24], [38].
Показатель
|
2023
год
|
2022
год
|
Выручка
|
46,36 млрд. CNY
(или
6, 396, 428, 280 $)
|
43,80 млрд. CNY
(или 6, 043, 217, 400 $)
|
Чистая
прибыль
|
-781,86 млн. CNY
(или
-107, 875, 569 $)
|
-2,21 млрд. CNY
(или -304, 920, 330 $)
|
Рентабельность
чистой прибыли
|
-1,69%
|
-5,05%
|
Дивиденды
на акцию
|
0,01 CNY (или
0,00138 $)
|
0,00 CNY (или
0,00 $)
|
Дивидендная
доходность
|
0,24%
|
0,00%
|
Задолженность
|
32,82 млрд. CNY
(или
4, 528, 273, 860 $)
|
34,35 млрд. CNY
(или
4, 739, 372, 550
$)
|
Рентабельность
по EBITDA
|
-4,77%
|
-7,94%
|
Стоимость
компании
|
51,29 млрд. CNY
(или
7, 076, 635, 170
$)
|
39,51 млрд. CNY
(или
5, 451, 313, 230
$)
|
Выручка у корпорации увеличилась в 2023 году на 353,2 млн. $, в сравнении с 2022 годом. Увеличилась чистая прибыль на 197 млн. $., но все также имеет отрицательное значение (-107, 875, 569 $). Авторы предполагают, что это связано с погашением имеющихся у корпорации задолженностей. Рентабельность чистой прибыли выросла на 3,36%, но все также имеет отрицательное значение (-1,69%). Отрицательная рентабельность чистой прибыли связана с отрицательной чистой прибылью. Дивиденды на акцию выросли на 0,01 $, соответственно, и дивидендная доходность выросла на 0,01%. У компании уменьшилась задолженность на 211,15 тыс. $. В 2023 году рентабельность по EBITDA у CSSC увеличилась на 3,17%, но все также имеет отрицательное значение (-4,77%). Авторы статьи видят причину отрицательного значения в высоком уровне капитальных затрат, необходимых для судостроения. Судостроительная отрасль требует значительных вложений в производственные мощности, материалы и технологии. Такие расходы могут оказать существенное влияние на EBITDA, особенно в случае длительных сроков строительства. Стоимость компании увеличилась на 2,45 млрд. $.
Таким образом, можно сделать выводы о том, что снижение большинства важных экономических показателей требует от руководства China State Shipbuilding Corporation внимательной оценки текущей ситуации и разработки стратегий для восстановления и укрепления финансовой устойчивости в долгосрочной перспективе. Но, несмотря на отрицательные экономические показатели, CSSC продолжает оставаться крупнейшей судостроительной корпорацией в мире, имея в своей структуре 60 промышленных предприятий и НИИ. Имея финансовые трудности, CSSC демонстрирует стойкость и надежность, продолжая эффективно функционировать и развиваться в сфере судостроения.
Далее рассмотрим частную судостроительную компанию Yangzijiang Shipbuilding Group. Основанная в 1956 году на берегах реки Янцзы, компания начинала свою деятельность как небольшое судостроительное предприятие, посвятившее себя созданию высококачественных морских судов, которые могли бы выдержать сложные условия мореплавания [43]. Поворотный момент в истории компании наступил в 2007 году, когда она вышла на Сингапурскую фондовую биржу, что позволило начать международную экспансию [47]. Также компания стала первой китайской судостроительной компанией, зарегистрированной в Сингапуре [47]. В это время внимание уделялось инновациям и технологиям, что позволило Yangzijiang Shipbuilding построить множество современных контейнеровозов, балкеров и газовозов. Китайская компания объявила о рекордной прибыли в 2023 финансовом году, составившей 4,1 млрд юаней, что на 57% больше по сравнению с 2022 годом [14]. За 2023 год выручка увеличилась на 16,5% и достигла 24,1 млрд юаней, а валовая прибыль выросла на 22,4%, в то время как годом ранее этот показатель составлял 15,4%. На конец 2023 года общий портфель заказов включал 182 судна стоимостью $14,5 млрд [14]. В течение 2023 года компания получила 97 новых заказов на сумму $7,1 млрд, что обеспечит доходы верфи до 2027 года [52]. Основные экономические Yangzijiang Shipbuilding Group за 2023 год представлены в таблице 3.
Таблица 3. Основные экономические показатели Yangzijiang Shipbuilding Group за 2023 год [54].
Показатель
|
2023
год
|
2022
год
|
Выручка
|
3,46 млрд. $
|
3,16 млрд. $
|
Чистая
прибыль
|
588,92 млн. $
|
428,45 млн. $
|
Рентабельность
чистой прибыли
|
17,01%
|
12,62%
|
Дивиденды
на акцию
|
0,05 $
|
0,04 $
|
Дивидендная
доходность
|
4,36%
|
3,68%
|
Задолженность
|
788,12 млн. $
|
656,69 млн. $
|
Рентабельность
по EBITDA
|
25,21%
|
15,28%
|
Стоимость
компании
|
2,94 млрд. $
|
2,88 млрд. $
|
Выручка у компании увеличилась в 2023 году на 30 млн. $, в сравнении с 2022 годом. Также увеличилась чистая прибыль на 160,47 млн. $. Рентабельность чистой прибыли выросла на 4,39%. Дивиденды на акцию выросли на 0,01 $, соответственно, и дивидендная доходность выросла на 0,68%. У компании увеличилась задолженность на 131,43 млн. $. Авторы данной статьи предполагают, что увеличение задолженности связано с инновациями и необходимостью соответствия новым стандартам безопасности и экологичности. Данные факторы требуют постоянного финансирования, что может увеличивать долг компании, если собственных средств не хватает для необходимых затрат. В 2023 году рентабельность по EBITDA у Yangzijiang Shipbuilding Group увеличилась на 9,93%, а стоимость компании увеличилась на 0,06 млрд. $.
Таким образом, исходя из вышеприведенного анализа соответствующих показателей компании, можно сделать вывод, что Jiangsu New Yangzi Shipbuilding Co. является финансово-устойчивой частной судостроительной компанией КНР.
Проанализировав географию расположения судостроительных предприятий КНР, основную выпускаемую ими продукцию, показатели в прибыли, выручке и рентабельности, – сравним теперь Китай с главным конкурентом в области судостроения – Южной Кореей. Исходя из данных, представленных в данной работе, Южная Корея занимает 2 место в мире в отрасли судостроения, поэтому сравнительный анализ позволит определить ключевые показатели, определяющие поступательное развитие мировых судостроительных предприятий. Соответствующие критерии и показатели по КНР и Республике Корея представлены в таблице 4.
Таблица 4. Сравнение ключевых показателей судостроительной отрасли КНР и Республики Корея. Составлено авторами по [18], [19], [24], [27], [28], [32], [41].
Критерии
сравнения
|
Китай
|
Южная
Корея
|
Количество
заказов за 2023 год
|
24,46 млн брутто-тонн
(CGT) в новых заказах, 59% от общемирового объема
|
10,01 млн
брутто-тонн (CGT) новых заказов, 24% от общемирового объема
|
Доход от
экспорта судов за 2023 год
|
31,627
млрд. $
|
17,33
млрд. $
|
Доход от
импорта судов за 2023 год
|
527
млн. $
|
2,296
млрд. $
|
Мощность грузовых судов за 2023 год
|
38 млн. дедвейт
|
42.32
млн. дедвейт
|
Выручка судостроительной отрасли за 2023 год
|
87 млрд. $
|
25,38
млрд.
$ (Samsung Heavy Industries
– 4,98 млрд. $, Hanwha Ocean Co Ltd – 5,26 млрд. $, HD Hyundai Co. Ltd –
15,14 млрд. $)
|
На основании анализа соответствующих данных, представленных в таблице 4, можно сделать выводы о том, что Китай превосходит показатели Южной Кореи по таким критериям, как количество заказов и доходы от экспорта, мощность грузовых судов, выручка, но уступает в доходе от импорта судостроительной продукции. По мнению авторов, судостроительная отрасль в Китае превосходит судостроительную отрасль Южной Кореи благодаря таким факторам как государственная поддержка и доступ к обширным ресурсам, в том числе трудовым. Южная Корея, несмотря на высокий уровень технологий и качество продукции, сталкивается с вопросами высокой стоимости производства и ограниченности ресурсов.
Превосходство КНР над Южной Кореей в области судостроения является результатом многолетней работы и стратегического планирования, направленного на укрепление позиций Китая на мировой арене. Судостроительная отрасль Китая демонстрирует передовые инновации и поступательное развитие опережающее конкурентов темпами, что позволяют стране оставаться лидером в этой сфере. В совместном исследовании, проведенном Bloomberg, Lloyd’s Register of Shipping, компанией Qinetiq и Университетом Стратклайда, прогнозируется, что к 2030 году Китай будет обеспечивать 55% всех новых судостроительных заказов, а Республика Корея займёт долю в 27% [22].
В следующем разделе рассмотрим факторы, определяющие конкурентоспособность КНР в области судостроения.
Анализ конкурентоспособности китайских судостроительных компаний
Как уже было отмечено, современное судостроение в Китайской Народной Республике (КНР) является одним из самых значимых и быстроразвивающихся секторов мировой промышленности. Китай за последние десятилетия трансформировался из регионального игрока в глобального лидера в области судостроения. Рассмотрим ключевые особенности, которые способствовали развитию судостроительного производства в КНР:
1) Масштабное государственное финансирование. Государственные программы поддержки включают техническую модернизацию верфей, субсидии, налоговые льготы и льготные кредиты. В рамках государственных программ, крупнейшие банки страны (Китайский банк развития, Экспортно-импортный банк Китая) предоставляют долгосрочные кредиты и льготное финансирование для судостроительных предприятий [26]. Эти кредиты позволяют компаниям инвестировать в оптимизацию производственных процессов и разработку новых видов судов. По данным Foreign Policy, государство оплачивает от 13 до 20% стоимости коммерческих судов, спускаемых на воду китайскими компаниями [45]. Кроме того, государственное финансирование направлено на поддержку экспорта китайских судостроительных компаний. Программы экспортного субсидирования и кредитования позволяют китайским производителям укреплять свои позиции на мировом рынке и конкурировать с зарубежными судостроительными компаниями [2]. Так, например, в 2023 году компания China Shipbuilding Industry Company Limited, зарегистрированная на Шанхайской бирже и также известная как CSICL, в предоставленных биржевых отчетах сообщила о получении государственных субсидий на сумму примерно в 28 миллионов долларов США [39];
2) Внедрение инновационных технологий и автоматизация процессов. Китайские судостроительные компании активно вкладывают ресурсы в разработку и внедрение передовых технологий, таких как роботизация и использование интеллектуальных систем управления производственными процессами. Одним из примеров таких инноваций является использование аддитивных технологий, таких как 3D-печать, для создания сложных компонентов судов. Это позволяет повышать производительность, снижать затраты и повышать качество конечного продукта [4];
3) Экологические инициативы. Одна из основных инициатив заключается в разработке и внедрении современных технологий, направленных на сокращение выбросов углекислого газа и других вредных веществ в атмосферу. Китайские инженеры работают над созданием судов, использующих альтернативные источники энергии [20]: сжиженный природный газ (СПГ), водородные топливные элементы. Эти инновации позволяют значительно уменьшить углеродный след мирового флота и способствуют улучшению качества воздуха в прибрежных регионах. Особое внимание КНР уделяет также защите морских экосистем. В результате строгого соблюдения экологических норм и стандартов при строительстве и эксплуатации судов, китайские судостроительные предприятия активно предотвращают загрязнение морской среды, уменьшая утечки нефти и контроль за сбросом химических веществ и сточных вод [9]. Китайское правительство намерено ускорить создание новых судов, работающих на топливе с низким или нулевым выбросом углерода, с целью занять более половины рынка судостроения, ориентированного на экологические стандарты, к 2025 году. К 2030 году план предполагает полную перестройку отраслевых практик и технологий, чтобы обеспечить лидирующую позицию Китая в мировом рейтинге экологически чистых судоходных отраслей [36]. Также, согласно статистике, представленной Министерством промышленности и информационных технологий Китая, в первые девять месяцев 2024 года Китай получил более 70% мировых заказов на экологически чистые суда [34].
Рассмотрев особенности судостроения в КНР, рассмотрим теперь и инновационные аспекты судостроительного производства. Китайская Народная Республика (КНР) занимает лидирующие позиции в мировом судостроении, демонстрируя стремительное развитие в этой отрасли за последние десятилетия. Залогом успеха является внедрение передовых технологий, развитие инфраструктуры и наращивание производственных мощностей. В комплексной оценке инновационных аспектов судостроительных производств КНР можно выделить несколько ключевых направлений, представленных в таблице 5.
Таблица 5. Инновационные аспекты судостроительных производств КНР. Составлено авторами по [29].
Цифровизация и информационные технологии
|
Современное судостроение в Китае активно
использует достижения цифровых технологий. Применение средств автоматизации
позволяет значительно повысить точность проектирования судов, снизить сроки
сдачи судов в эксплуатацию и затраты на производство. Суда и их компоненты
проектируются с применением компьютерного моделирования, что минимизирует
человеческие ошибки и оптимизирует все стадии производства.
|
Инновации на производстве
|
Китайские судостроительные компании активно
разрабатывают и внедряют новые материалы (композитные материалы, легкие
алюминиевые сплавы, высокопрочные стали). Это позволяет создавать суда с
улучшенными эксплуатационными характеристиками и повышенной прочностью, а
также снижать их вес, что благоприятно сказывается на энергоэффективности.
|
Автоматизация производственных процессов
|
Современные производственные линии на китайских
судоверфях оснащены робототехникой и автоматизированными системами
управления, что значительно повышает производительность труда и качество
продукции. Роботы выполняют многие работы, что обеспечивает высокую точность
и качество исполнения операций при минимизации участия человеческого труда.
|
Экологическая устойчивость и энергосбережение
|
КНР придает большое значение развитию экологически
чистого судостроения. Внедрение инновационных технологий позволяет снизить
выбросы вредных веществ в атмосферу и водную среду. Кроме того, китайские судостроители
активно работают над созданием судов с альтернативными источниками энергии
|
Инвестиции в научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы (НИОКР)
|
Значительная часть успеха китайского судостроения
во многом объясняется объемом финансирования НИОКР. Государственная поддержка
научных исследований и создание высокотехнологичных кластеров позволяют
разрабатывать инновационные решения, которые впоследствии находят применение
в серийном производстве судов.
|
Рассмотрим ключевые примеры таких инноваций в КНР. Одним из ярких примеров является строительство контейнеровоза COSCO Shipping Universe [44], который в момент своего спуска на воду стал самым большим судном такого типа в мире. Судно было построено на верфях компании China State Shipbuilding Corporation (CSSC) и воплотило в себе самые современные технологические достижения [44]. Контейнеровоз оснащен системой управления энергией нового поколения, что позволяет значительно уменьшить потребление топлива и негативное воздействие на экологию.
Другим ярким примером инноваций является проектирование и строительство автономных судов. В 2017 году Китай впервые спустил на воду безэкипажный автономный корабль MASS (Maritime Autonomous Surface Ship) [30]. Этот проект стал результатом многолетних исследований и разработок в области искусственного интеллекта и автоматизации. Использование автономных судов позволит значительно повысить уровень безопасности морских перевозок и уменьшить соответствующие затраты на эксплуатацию.
Несмотря на технический прогресс и большую долю на мировом рынке в судостроительной отрасли, у КНР имеются проблемы, которые требуют дополнительного внимания и стратегического подхода. Одна из основных проблем связана с зависимостью от импорта высокотехнологичных компонентов и оборудования [42]. Несмотря на значительные инвестиции в исследования и разработки, Китай всё ещё нуждается в критически важных технологиях из-за рубежа. Это делает отрасль уязвимой к международным торговым конфликтам и политическим изменениям. Кроме того, существует проблема недостаточной квалификации рабочей силы. Хотя Китай активно работает над модернизацией образовательных программ и повышением профессионального уровня инженеров и технических специалистов, дефицит высококвалифицированных кадров продолжает оказывать негативное влияние на возможности отрасли [8]. Экологическая ситуация также требует особого внимания. Стремительный рост производства сопровождается увеличением выбросов и загрязнением окружающей среды. Усиливающийся международный контроль и экологическое законодательство вынуждают компании адаптироваться к новым стандартам, что требует дополнительных финансовых вложений и изменения существующих технологий производства [31].
Но, несмотря на эти вызовы, Китай демонстрирует свою способность адаптироваться к изменяющимся условиям. Комплексный подход, включающий цифровизацию, применение новых материалов и экологических стандартов, по мнению авторов, способствует созданию высококачественных судов, соответствующих международным требованиям и стандартам. Введение новых программ поддержки, привлечение иностранных инвестиций и ставка на устойчивое развитие могут стать решением существующих проблем и обеспечить дальнейший поступательный рост судостроительной отрасли КНР в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Заключение
Таким образом, можно заключить, что судостроительная промышленность Китая является одной из ведущих и ключевых отраслей в его экономике. При этом китайское судостроение демонстрирует впечатляющие темпы роста и технологического развития на протяжении последних десятилетий. Сложно переоценить влияние, которое эта отрасль оказывает как на внутренний рынок Китая, так и на мировую экономику в целом. Технологическое развитие играет ключевую роль в успехе китайской судостроительной отрасли. КНР уделяет значительное внимание инновациям и внедрению передовых технологий, что позволяет производить современные и экологически чистые суда. Многие китайские верфи активно сотрудничают с международными исследовательскими центрами и ведущими инженерными компаниями для разработки новых решений и повышения уровня безопасности и эффективности судов.
Кроме технологического прогресса, важным аспектом является и экономическая составляющая. Китайские судостроительные компании предлагают конкурентоспособные цены на свои продукцию, что привлекает клиентов со всего мира. Возможность сочетать высокое качество и оптимальные цены делает китайские судостроительные предприятия одними из самых востребованных на международной арене. Рабочая гипотеза, сформулированная авторами в начале своего исследования, получила свое подтверждение.
References:
A study on green technology efficiency of China’s marine ship industry chain based on meta-frontier framework and three-stage EBM model (2022). Front. Mar. Sci. doi: 10.3389/fmars.2022.996919.
Aleksandrova M.V., Mustafaeva E.D. (2024). Stanovlenie knr kak krupneyshey sudostroitelnoy derzhavy mira (1949-2019 gg.) [The emergence of the prc as the largest shipbuilding power in the world (1949-2019)]. Vostochnaya Aziya: fakty i analitika. (3). 65-79. (in Russian). doi: 10.24412/2686-7702-2024-3-65-79.
Capacity of flagged cargo ships in South Korea from 2014 to 2023(in million DWT)Statista. Retrieved September 25, 2024, from https://www.statista.com/statistics/1480784/south-korea-flagged-cargo-ship-capacity/
China Center for International Economic Exchanges (CCIEE)Belt and Road Studies Network. Retrieved September 26, 2024, from https://www.brsn.net/jgcy-Institutions/zhiku_en/detail/20190423/1005000000046181570696524938921373_1.html
China Maritime Studies Institute. Lines of EffortChina Maritime Studies Institute (CMSI). Retrieved September 23, 2024, from https://usnwc.edu/Research-and-Wargaming/Research-Centers/China-Maritime-Studies-Institute
China Shipbuilding Group is now the World’s Largest ShipbuilderNaval News. Retrieved October 02, 2024, from https://www.navalnews.com/naval-news/2019/11/china-shipbuilding-group-is-now-the-worlds-largest-shipbuilder/
China Shipbuilding Industry Company LimitedTrading view. Retrieved September 26, 2024, from https://ru.tradingview.com/symbols/SSE-601989/
China gets most orders for green shipsChina Daily Information Co (CDIC). Retrieved September 25, 2024, from https://www.chinadaily.com.cn/a/202410/11/WS67087825a310f1265a1c6ff8.html
China sets out strategy to dominate green shipbuildingKuehne-nagel company. Retrieved September 27, 2024, from https://mykn.kuehne-nagel.com/news/article/china-sets-out-strategy-to-dominate-green-shi-05-Jan-2024
China's Shipyards Rake in $87B in Revenue - With Slim MarginsThe Maritime Executive, LLC. Retrieved September 29, 2024, from https://maritime-executive.com/article/china-s-shipyards-rake-in-87b-in-revenue-with-slim-margins
China's shipbuilding industry cruising to bigger successChina Council for the Promotion of International Trade (CCPIT). Retrieved September 22, 2024, from https://en.ccpit.org/infoById/e8c7257253ad11eeab3f0242ac1a0702/4
China: Government subsidies for listed company China Shipbuilding Industry Company Limited in year 2023Global Trade Alert. Retrieved September 03, 2024, from https://www.globaltradealert.org/intervention/137144/financial-grant/china-government-subsidies-for-listed-company-china-shipbuilding-industry-company-limited-in-year-2023
Chinese Shipbuilding: Growing Fast, But How Good Is It?Naval Institute. Retrieved September 03, 2024, from https://www.usni.org/magazines/proceedings/2008/march/chinese-shipbuilding-growing-fast-how-good-it
Company. Group profileYangzijiang Shipbuilding Group. Retrieved October 27, 2024, from https://www.yzjship.com/en/about.html
Container Ship COSCO SHIPPING UNIVERSEMarinetraffic.com. Retrieved September 27, 2024, from https://www.marinetraffic.com/en/ais/details/ships/shipid:5554510/mmsi:477157400/imo:9795610/vessel:COSCO_SHIPPING_UNIVERSE
Forget About Chips—China Is Coming for ShipsForeign Policy. Retrieved September 27, 2024, from https://foreignpolicy.com/2024/04/19/china-ships-shipbuilding-shipping-shipyards-unfair-competition/
Hidden Harbors: China’s State-backed Shipping IndustryCenter for Strategic & International Studies. Retrieved October 02, 2024, from https://www.csis.org/analysis/hidden-harbors-chinas-state-backed-shipping-industry
Is It Too Late To Consider Buying Yangzijiang Shipbuilding (Holdings) Ltd. (SGX:BS6)Yahoo finance. Retrieved October 02, 2024, from https://finance.yahoo.com/news/too-consider-buying-yangzijiang-shipbuilding-063418635.html
Kostin K.B., Mamedova L.E., Zolotov A.S. (2023). Issledovanie innovatsionnyh tekhnologiy proizvodstva na primere yuzhnokoreyskikh sudostroitelnyh predpriyatiy «Bolshoy troyki» [Innovative production technology on the example of South Korean Big Three shipbuilders]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (12). 6649-6664. (in Russian). doi: 10.18334/epp.13.12.120213.
Kuzmina A.V. (2020). Sudostroitelnaya promyshlennost Respubliki Koreya i Kitayskoy Narodnoy Respubliki: sravnitelnyy analiz konkurentnyh preimushchestv [Shipbuilding industry of the Republic of Korea and the People's Republic of China: comparative analysis of competitive advantages] Saint Petersburg: Sankt-Peterburgskiy gosudarstvennyy universitet. (in Russian).
New Yangzi ShipbuildingTrusted docks. Retrieved October 02, 2024, from https://www.trusteddocks.com/shipyards/5312-new-yangzi-shipbuilding
Olu Saloni, Victor, Oluwaseun Ayeni The Development of Maritime Autonomous Surface Ships: Regulatory Challenges and the Way ForwardResearchGate. Retrieved September 26, 2024, from https://www.researchgate.net/publication/363481105_The_Development_of_Maritime_Autonomous_Surface_Ships_Regulatory_Challenges_and_the_Way_Forward
Osipov V.A., Zhilina L.N., Astafurova I.S. (2016). Praktika gosudarstvennoy podderzhki sudostroeniya v stranakh zarubezhya [Foreign practice of shipbuilding industry government support]. Izvestiya of the Far Eastern Federal University. Economics and Management. (1(77)). 77-86. (in Russian). doi: 10.5281/zenodo.54930.
Report on China’s shipbuilding industry and policies affecting itOECD Science, Technology and Industry Policy Papers. Retrieved September 23, 2024, from https://www.oecd.org/en/publications/report-on-china-s-shipbuilding-industry-and-policies-affecting-it_bb222c73-en.html
Semenova N.K. (2024). Sovremennaya struktura portovoy sistemy KNR: regionalizatsiya, marshruty, sudostroenie [Modern structure of the prc port system: regionalization, routes, shipbuilding]. Vostochnaya Aziya: fakty i analitika. (1). 52-68. (in Russian). doi: 10.24412/2686-7702-2024-1-52-68.
Sergeeva K.I., Konshina K.V. (2024). Problemy i perspektivy razvitiya sudostroeniya v Kitae [Problems and prospects for the development of shipbuilding in china]. Vectoreconomy. (3(93)). (in Russian).
Shanghai Economy: Agriculture, Industries with DevelopmentTravelChinaGuide.com. Retrieved September 20, 2024, from https://www.travelchinaguide.com/cityguides/shanghai/economy.htm
Top 10 Shipyard Companies in China in 2023OrbitsHub - global partner for maritime consultation. Retrieved October 01, 2024, from https://seanews.ru/2019/11/27/ru-kitaj-obedinil-gosudarstvennye-sudostroitelnye-aktivy/
Xiao S., Feng Li. (2023). Innovation ecosystem innovation coordination management of Chinese shipbuilding enterprises SHS Web of Conferences. 154 03018. doi: 10.1051/shsconf/202315403018.
Yangzijiang Shipbuilding Group LtdChina Shipbuilding. Retrieved September 23, 2024, from http://chinashipbuilding.cn/shipyard.aspx?pklujyukkpp4JgSsFanmkhTk8Pl4E
Yangzijiang Shipbuilding Holdings, LtdTrading view. Retrieved September 25, 2024, from https://ru.tradingview.com/symbols/OTC-YSHLF/financials-statistics-and-ratios/
Yangzijiang Shipbuilding books $7.1 billion of newbuilds in 2023Sea trade maritime. Retrieved October 02, 2024, from https://www.seatrade-maritime.com/shipyards/yangzijiang-shipbuilding-books-7-1-billion-of-newbuilds-in-2023
Страница обновлена: 12.04.2025 в 17:15:36