Разработка инструкционно-технологических карт как метод оптимизации управленческого труда
Давыдовский Ф.Н.1
1 Северо-западный открытый технический университет, г. Санкт-Петербург
Скачать PDF | Загрузок: 8 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 3, Номер 2 (Апрель-Июнь 2016)
Цитировать:
Давыдовский Ф.Н. Разработка инструкционно-технологических карт как метод оптимизации управленческого труда // Лидерство и менеджмент. – 2016. – Том 3. – № 2. – С. 121-132. – doi: 10.18334/lim.3.2.35378.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=28094644
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Статья посвящена разработке инструкционно-технологических карт должностей руководителей и специалистов в качестве исследования содержания их труда и оптимизации требований по конкретной должности при формировании системы профессиональных стандартов на промышленных предприятиях.
Ключевые слова: регламентация труда, инструкционно-технологическая карта, профессиональный стандарт должности
JEL-классификация: M12, M54, J80
Введение
В практике деятельности машиностроительных предприятий успешное применение находят методы сравнительного анализа содержания и организации труда инженерно-технических работников различных структурных подразделений. Данные методы используются руководителями с целью выявления инженеров и специалистов с наилучшими показателями содержания труда и его организации в разрезе существующих профессионально-должностных групп работников. На основании этого появляется возможность не только исследовать наилучшие способы организации управленческого труда, но и значительно улучшить структуру и содержание труда всех инженеров и специалистов, вплоть до уровня комбинированной нормы. Для этого необходимо в ходе анализа и проектирования рациональной структуры содержания управленческого труда сформировать функционально-информационные нормативы с использованием соответствующих методов. Поскольку содержание управленческого труда отражает различные количественные и качественные сочетания трудовых функций, а его организация связана с формированием определенной системы разделения и кооперации, необходимо установить и проанализировать существующие организационные взаимосвязи на предмет их эффективности и адекватности поставленным задачам, выявить наиболее сильные и слабые стороны деятельности инженеров и специалистов.
Основная часть
Среди возможных методов, направленных на нахождение оптимальных сочетаний способов применения управленческого труда, наиболее доступным является разработка инструкционно-технологических карт, отражающих содержание и рекомендуемую структуру содержания труда. В качестве примера можно привести инструкционно-технологическую карту, условно заполняемой на главного диспетчера службы производственного планирования (таблица).
С одной стороны, содержание данной карты должно отражать предписывающую и рекомендательную норму трудовой деятельности на данной должностной позиции. Соответственно, данное содержание целесообразно рассматривать как инструкционную часть карты, предназначенной для описания конкретной должности. С другой, содержание карты также должно включать в себя основные формы управленческой технологии и отражать норму на деятельность и норму на санкции по данной должностной позиции.
Таким образом, при наличии всех вышеперечисленных составляющих, можно переходить к решению вопроса стандартизации (регламентации) трудовой деятельности по той или иной должности [1, 2]. При этом необходимость регламентации деятельности вызвана, прежде всего, задачей оптимизации содержания управленческого труда. Разработка же и внедрение в практику управления инструкционно-технологических карт нужно рассматривать в качестве метода решения подобной задачи [3].
Таблица
Инструкционно-технологическая карта главного диспетчера
I. Назначение
подразделения
| |||
Оперативное руководство
оперативно-диспетчерским персоналом по обеспечению бесперебойного хода
производственного процесса, разработка и контроль соблюдения режимов
работы производственного оборудования.
| |||
II.Функциональные
обязанности главного диспетчера
| |||
1.Оперативное
руководство ремонтно-эксплуатационным персоналом.
| |||
2.Обеспечение
выполнения плановых заданий по производству деталей и узлов.
| |||
3.Установление
заданий диспетчерам, инженерам и техникам службы.
| |||
4.Правильная
расстановка и кадровый подбор работников службы.
| |||
5.Обеспечение
технологии производства, производственной и трудовой дисциплины, техники
безопасности.
| |||
6.Обеспечение
сохранности оборудования и других материальных ценностей.
| |||
7.Ведение
оперативной и технической документации.
| |||
8.Ежедневное
информирование руководства о режимах работы оборудования,
о выполнении плановых и аварийных работ.
| |||
9. Корректировка
режимов работы оборудования.
| |||
10. Согласование
планов-графиков останова оборудования.
| |||
11. Оперативное
руководство локализацией и ликвидацией аварий.
| |||
III. Функциональные
права главного диспетчера
| |||
1.Получать
от подразделений необходимые сведения и материалы.
| |||
2.В
установленном порядке после утверждения главным инженером принимать
и освобождать работников службы от занимаемых должностей.
| |||
3.Налагать
дисциплинарные взыскания и выдвигать предложения о премировании
работников.
| |||
4.Вносить
руководству предложения по совершенствованию организации работы службы,
по корректировке планов экономии топлива, электроэнергии и т.п.
| |||
5.Требовать
от оперативного персонала соблюдения инструкций, правил, положений
приказов и указаний в части оперативно-диспетчерского управления
и регулирования.
| |||
6.Вызывать
персонал подразделений для локализации и ликвидации аварий.
| |||
7.Устанавливать
порядок смен оперативного персонала и очередных отпусков.
| |||
IV. Функциональная
ответственность главного диспетчера
| |||
Главный диспетчер несет персональную
ответственность за невыполнение своих обязанностей (нарушения техники
безопасности, трудовой дисциплины, неудовлетворительное состояние
оборудования, невыполнение плановых заданий, превышение прав и т.п.).
| |||
V. Основные
требования к должности главного диспетчера
| |||
1.Главный
диспетчер должен знать: назначение, технические и экономические
показатели процесса производства, технологию производства, основы
электротехники и электрофизики.
| |||
2.Главный
диспетчер должен уметь: организовывать свой рабочий день и обеспечить
инструктаж подчиненных, проявлять заботу о сотрудниках службы,
устанавливать нормальный психологический климат и контакт
с персоналом, самостоятельно решать входящие в его компетенцию
вопросы, в необходимых случаях применять методы убеждения работников
службы.
| |||
3.Главный
диспетчер должен обладать: высшим образованием и стажем работы
по специальности не менее трех лет, выдержкой и тактом,
твердостью, педагогическими и организаторскими способностями,
самоорганизацией и т.п.
| |||
4.Главный
диспетчер должен изучать: специализированную литературу по технологии,
технике и организации производства и оперативного управления
производством применительно к специфике того или иного участка.
| |||
VI. Порядок оценки
работы и аттестации главного диспетчера
| |||
Порядок оценки работы
и аттестации главного диспетчера излагается на основании Положения
о премировании и материальном стимулировании работников
предприятия, а также Положения об аттестационной комиссии
предприятия.
| |||
VII.
Возможные
перспективы карьерного роста
| |||
Порядок оценки перспективы карьерного
роста главного диспетчера излагается на основании Положения
о премировании и материальном стимулировании работников, Положения
о кадровой и учетной политике персонала.
| |||
VIII. Рекомендуемая
структура содержания труда главного диспетчера по укрупненным элементам,
мин.
| |||
7.30 – 11.30; 11.30 – 16.30
| |||
1.Технологические
работы
| |||
Ознакомление работников
со сменным заданием 10-43
| |||
Оперативный контроль за ходом
производства
и наблюдение за техникой безопасности 20-40 | |||
Проверка качества регулирования хода
производства 8-40
| |||
Оказание методической помощи
работникам службы 10-50
| |||
2.Расчетно-вычислительные
работы
| |||
Ежедневный анализ работы службы,
рассмотрение сменного задания на следующий день, корректировка планов
производства в соответствии с изменениями параметров хода
производства 10-50
| |||
3.Административная
работа
| |||
Рассмотрение и оформление заявок
работников
Службы по личным вопросам и вопросам производственного быта 4-20 | |||
Обход помещений Службы, контроль
за приемом и сдачей смены 10-50
| |||
Проведение собраний, диспетчерских
пятиминуток 5-25
| |||
4.Документальные
и прочие работы
| |||
Ведение оперативной и технической
документации, составление ежедневных отчетов 5-25
| |||
Изучение специализированной
литературы, повышение квалификации 10-50
| |||
Участие в совещаниях, посещение
других подразделений по вопросам деятельности Службы 8-40
| |||
IX. Некоторые
рекомендуемые методы организаторской деятельности в работе главного
диспетчера
| |||
1.Рациональное
сочетание награждения за успешную работу и наказания
за проступок, упущения и недоработку.
| |||
2.Строже должен
быть наказан не тот работник, который плохо выполнил работу, а тот,
который работу совсем не выполнил и не приступал к ее
выполнению.
| |||
3.Необходимо
не только устранять возникший сбой в работе, но главное –
предусматривать меры, устраняющие причины его возникновения.
| |||
4.Необходимо
предусматривать, чтобы сотрудники, работающие вместе, были психологически
совместимы.
| |||
5.Никто
не должен выполнять работу, которую может сделать другой, менее
квалифицированный работник, или работу, которая может выполняться
при помощи вычислительной техники.
| |||
6.Немедленно
информировать главного инженера о возможных срывах в работе.
| |||
Рекомендуемая
структура рабочего дня главного диспетчера:
| |||
7.30 – 7.40
|
Обход помещений щитового оборудования
и РНГ. Контроль за сохранностью материальных ценностей
и состоянием рабочих мест.
| ||
7.40 – 7.55
|
Подготовка к диспетчерской
пятиминутке. Уточнение заданий диспетчерской группе и РНГ.
| ||
7.55 – 8.05
|
Диспетчерская пятиминутка. Итоги
вчерашней работы. Задачи на сегодняшний день.
| ||
8.05 – 9.20
|
Запуск диспетчерской смены. Проверка подготовки
производственной организации рабочих мест по своевременному началу
работы. Текущий анализ работы Службы.
| ||
9.20 – 10.00
|
Контроль за соблюдением техники
безопасности. Подготовка к диспетчерскому совещанию. Формулировка
требований главного диспетчера к работе структурных подразделений
и вышестоящей диспетчерской службе.
| ||
10.00 – 10.30
|
Диспетчерский час.
| ||
10.30 – 11.00
|
Ознакомление с текущим состоянием
технологических процессов.
| ||
11.00 – 11.30
|
Обход диспетчерских помещений.
Проверка работы смены перед обеденным перерывом, контроль за техникой
безопасности.
| ||
11.30 – 12.10
|
Обеденный перерыв
| ||
12.10 – 12.30
|
Контроль за организованным
началом работы смены, соблюдением технологических процессов, техники
безопасности.
| ||
12.30 – 13.10
|
Ознакомление со специальной
литературой, нормативно-справочной информацией о ходе производственного
процесса.
| ||
13.10 – 14.30
|
Решение организационно-технических
вопросов, оперативная работа с техническим и инженерным персоналом
РЭС по вопросам выполнения планов-графиков производства
| ||
14.30 – 15.40
|
Обход диспетчерского участка. Проверка
отклонений заданных параметров производства, соблюдения техники безопасности,
рассмотрение личных заявлений работников Службы. Посещение других структурных
подразделений и совещаний.
| ||
15.40 – 16.00
|
Завершение работ. Проверка работы
оборудования, приборов учета параметров производства, датчиков и т.п.
| ||
16.00 – 16.10
|
Контроль за уборкой щитов
управления, рабочих мест персонала Службы. Сдача и прием новой смены,
проверка регистрационных журналов записей.
| ||
16.10 – 16.30
|
Подготовка вопросов для решения
у главного инженера. Подготовка к отчету о работе
за сутки.
| ||
16.30
|
Окончание работы.
| ||
X.
Порядок
и сроки предоставления отчетности
| |||
1.Устный отчет
о работе смены (диспетчерский час)
|
Главный
инженер
|
Ежедневно
в 10.00
| |
2.Отчет
о выполнении сменного задания
|
Главный
инженер
|
Ежедневно
в 10.00
| |
3.Отчет
по расходу сырья и топлива
|
Начальник
ПЭО
|
Каждое
15-е число месяца
| |
4.Отчет
о срывах энергоснабжения
|
Начальники
ПТО, ПЭО, ремонтно-эксплуатационных подразделений
|
Каждое
5-е число месяца
| |
5.Режимные карты
|
Главный
инженер
|
Каждое
25-е число месяца
| |
6.Графики ППР
|
Главный
инженер
|
Каждое
25-е число месяца
| |
7.Программы
работы оборудования
|
Главный
инженер
|
По
мере разработки
| |
XI.
Порядок,
виды и сроки контроля
| |||
1.Контроль
за соблюдением технологических процессов
|
Наблюдение
|
Ежедневно
| |
2.Контроль
качества производственного процесса
|
Анализ
отклонений параметров, анализ жалоб и звонков потребителей
|
По
мере необходимости или периодически 1 раз в 3 дня
| |
3.Контроль
за соблюдением Правил техники безопасности
|
Наблюдение
и анализ травматизма
|
Ежедневно
или по мере необходимости
| |
4.Контроль
за правильным расходом топлива, сырья и материалов
|
Анализ
расхода топлива, сырья и материалов
|
Каждое
15-е или 25-е число месяца
| |
XII.
Порядок
поступления информации (выборочно)
| |||
1.Производственная
программа
|
Письменно
в виде плана от начальника ПЭО
|
Ежеквартально
20-го числа последнего месяца квартала
| |
2.Графики
дежурного персонала
|
Начальники
структурных подразделений
|
Ежедневно
| |
3.Информация
о ходе выполнения плана и диспетчерского графика нагрузок
|
Устно
на диспетчерской
|
Ежедневно
| |
4.Информация
о произошедших авариях и неполадках
|
Начальники
структурных подразделений
|
По
мере возникновения
| |
По нашему мнению, при разработке карт необходимо выделить следующие разделы:
- назначение подразделения организации;
- функциональные обязанности;
- функциональные права;
- функциональная ответственность;
- основные требования к должности (профессиональные знания и умения, общие компетенции);
- порядок оценки работы и аттестации;
- возможные перспективы карьерного роста;
- рекомендуемая структура содержания труда;
- рекомендуемые методы организаторской деятельности;
- порядок и сроки предоставления отчетности;
- порядок, виды и сроки контроля;
- порядок поступления информации.
Возможно, что приведенный автором перечень может быть, как увеличен, так и сокращен. Например, возможно включение такого раздела инструкции как «Критерии оценки результативности труда» или «Ключевые показатели эффективности труда». Последнее целесообразно использовать при переходе к соответствующей премиальной системе [4, 5]. Это позволит, в свою очередь, увязать методы регламентации труда руководителей и специалистов с системами и формами их оплаты и премирования. Сочетание этих двух методов организации и стимулирования труда, в частности, позволило автору в составе исследовательской рабочей группы решить задачу перехода на новую систему оплаты труда на предприятиях судостроительной отрасли Санкт-Петербурга [6, 7].
Заключение
Таким образом, предложенная форма инструкционно-технологической карты может быть разработана по любой должностной позиции и включать в себя любые важнейшие составляющие. Данный метод исследования содержания труда является одним из наиболее эффективных при переходе к системе профессиональных стандартов, объявленной в качестве стратегической задачи дальнейшего развития кадровой политики нашей страны.
Источники:
2. Давыдовский Ф.Н. Методические аспекты управления производительностью труда на судостроительных предприятиях Санкт-Петербурга // Российское предпринимательство. – 2014. – № 24. – C. 62–70.
3. Давыдовский Ф.Н. Управление производительностью труда: проблемы регламентации и нормирования на промышленных предприятиях: Монография. – СПб: НОУ ВПО «Институт бизнеса и права», 2013.
4. Ветлужских Е.Н. Мотивация и оплата труда. Инструменты. Методики. Практика. – М.: Альпина Паблишер, 2013. – 152 с.
5. Давыдовский Ф.Н. Система оплаты труда и проблема материального вознаграждения инженерно-технических работников, участвующих в реализации инновационных проектов // Вопросы инновационной экономики. – 2014. – № 2. – С. 13–21.
6. Величко Е.А., Давыдовский Ф.Н. Методические вопросы апробации премиальных систем на предприятиях судостроительного комплекса города // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». – 2015. – № 3. – С. 76–84.
7. Величко Е.А., Давыдовский Ф.Н. Ключевые показатели эффективности труда и концепция построения премиальных систем сотрудников проектных команд // Системное управление. Электронное научное периодическое издание. – 2015. – № 2. – http://sisupr.mrsu.ru/2015-2/PDF/Davydovskiy_F_N_Velichko_E_A_2015-2.pdf
Страница обновлена: 17.07.2024 в 07:23:26