Взгляд акторно-сетевой теории на предпринимательскую возможность

Головин Т.Ю.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 2 (Февраль 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63548382

Аннотация:
Поиск предпринимательской возможности является одним из ключевых этапов предпринимательства как такового и важным объектом для изучения. В данной статье рассматривается появление акторно-сетевой теории и её связка с предпринимательской возможностью, для понимания которой предпринимательство рассматривается как динамичный и непрерывный процесс \\\\\\\\\\\\\\\'перевода\\\\\\\\\\\\\\\' идей в собственно в возможности с участием различных акторов. В статье не только разбираются модели предпринимательской возможности Шейна и Крюгера и их недостатки, но и предлагается подход, в котором акторы и сети действуют как внутри, так и за пределами предпринимательской сферы, влияя на возникновение и развитие предпринимательских возможностей. В завершении, предлагается новая модель предпринимательской возможности, рассматриваются вопросы её дальнейшего развития и корректировок, а также возможных ограничений

Ключевые слова: акторно-сетевая теория, предприниматель, предпринимательская возможность, предпринимательское намерение

JEL-классификация: L26, M11, M21

Источники:

1. Alvarez S.A., Barney J.B. Discovery and creation: Alternative theories of entrepreneurial action // Strategic Entrepreneurship Journal 1. – 2007. – № 1-2. – p. 11-26.
2. Akrich M. The De-Scription of Technical Objects. - MINES ParisTech, 1992.
3. Baker T., Nelson R.E. Creating something from nothing: Resource construction through entrepreneurial bricolage // Administrative Science Quarterly. – 2005. – № 3. – p. 329-66.
4. Bird B. Toward a theory of entrepreneurial competency // Advances in Entrepreneurship, Firm Emergence and Growth. – 2019. – № 21. – p. 115-131.
5. Blank Steve The Four Steps to the Epiphany: Successful Strategies for Products that Win. - Wiley, 2005.
6. КаллонМишель, Некоторыеэлементысоциологииперевода: одомашниваниеморскихгребешковирыбаковзаливаСен-Бриё// Социологиявласти, 2015
7. Callon Michel and Latour Bruno, Unscrewing the big Leviathan: how actors macro-structure reality and how sociologists help them to do so // Advances in social theory and methodology: Toward an integration of micro- and macro-sociologies, ed. Karin D. Knorr-Cetina, and Aaron V. Cicourel, 277–303. New York: Routledge Press
8. Casson M. The Entrepreneur. Barnes and Noble Books, Totowa. - NJ., 1982.
9. Cunningham James, Fraser Simon S. Images of entrepreneurship: divergent national constructions of what it is to ‘do’ entrepreneurship // Entrepreneurship & Regional Development. – 2022. – № 34:7-8. – p. 567-581.
10. Денисова Г. С., Полонская И. Н., Сусименко Е. В. Акторно-сетевая теория: инновационные аспекты социологической методологии // Вестник Института социологии. – 2022. – № 2. – c. 137–158.
11. Dimov D. Beyond the single-person, single-insight attribution in understanding entrepreneurial opportunities // Entrepreneurship Theory and Practice. – 2007. – № 5. – p. 713-31.
12. Donald F. Kuratko & Greg Fisher & David B. Audretsch, Unraveling the entrepreneurial mindset // Springer Science+Business Media, 2020
13. Дроздов И.Н. Компетенции успешного предпринимателя: концептуальные основы исследования // Креативная экономика. – 2020. – № 9. – c. 1989–2002.
14. Eckhardt J.T., Shane S.A. Opportunities and entrepreneurship // Journal of Management. – 2003. – № 3. – p. 333-349.
15. Флек Людвиг ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАУЧНОГО ФАКТА: Введение в теорию стиля мышления и мыслительного коллектива. - Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999.
16. Fuller Steve “The philosophy of science and technology studies” // Routledge Taylor & Francis Group, 2006
17. Gherardi Silvia, Under what conditions is a domain-specific practice theory of entrepreneurship possible? // In book: Research Handbook on Entrepreneurship as Practice (pp.21-39), Edward Elgar 2022
18. KouroshEsfandiara, Mohamad Sharifi-Tehranib, Stephen Prattc, LeventAltinayd Understanding entrepreneurial intentions: A developed integrated structural model approach // Journal of Business Research, 2019
19. Korsgaard Steffen, Entrepreneurship as translation: Understanding entrepreneurial opportunities through actor-network theory // Entrepreneurship and Regional Development, 2011
20. Krueger N. F. Entrepreneurial intentions are dead: Long live entrepreneurial intentions. / In A. Carsrud, & M. Brännback (Eds.). Understanding the entrepreneurial mind: Opening the black box. - New York: Springer, 2009. – 51–72 p.
21. Organization
22. Латур Б. Дайте мне лабораторию, и я переверну мир. - Логос, 2002.
23. Latour B. Reassembling the social. - Oxford University Press, 2005.
24. Mets, Tõnis&Trabskaya, Julia &Raudsaar, Mervi. (2019). The entrepreneurial journey of venture creation: reshaping process and space. // Revista de EstudiosEmpresariales Segunda Época
25. Мухачева А.В., Зарецкая А.С. Предпринимательство в России глазами общественности, статистики и самих предпринимателей // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 4. – c. 1125-1142.
26. Напреенко И.В. Делегирование агентности в концепции Бруно Латура: как собрать гибридный коллектив киборгов и антропоморфов? // Социология власти. – 2015. – № 1. – c. 108-121.
27. Shane S., Venkataraman S. The promise of entrepreneurship as a field of research // Academy of Management Review. – 2000. – № 25(1). – p. 217-226.
28. Shane S. Prior knowledge and the discovery of entrepreneurial opportunities // Organization Science. – 2000. – № 4. – p. 448-469.
29. Shane S. A general theory of entrepreneurship: The individual-opportunity nexus. - Cheltenham: Edward Elgar, 2003.
30. Trabskaja J., Mets T. Ecosystem as the Source of Entrepreneurial Opportunities // Foresight and STI Governance. – 2019. – № 4. – p. 10-22.
31. Томин Леонид &Балаян Александр. (2018). Акторно-сетевая теория в контексте дискуссий об идеологии и политической онтологии. ВестникБалтийскогоФедеральногоУниверситета Общество и политика
32. Van de Ven A. H., Hudson R., Schroeder D. M. Designing new business startups: Entrepreneurial, organizational, and ecological considerations // Journal of Management. – 1984. – № 10(1). – p. 87–107.
33. Земцов С.П. Технологическое предпринимательство как фактор развития России // Журнал новой экономической ассоциации. – 2022. – № 1(53). – c. 212–223.
34. Рис Эрик Бизнес с нуля. Метод LeanStartup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели. - Альпина Паблишер, 2018.
35. Https://www.apple.com/newsroom

Страница обновлена: 11.09.2025 в 17:11:26

 

 

The view of actor-network theory on business opportunity

Golovin T.Yu.

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 14, Number 2 (February 2024)

Citation:

Abstract:
The search for a business opportunity is one of the key stages of entrepreneurship and an important subject of study. This article examines the emergence of actor-network theory and its connection with business opportunity. To understand this theory, entrepreneurship is seen as a dynamic and continuous process of "translating" ideas into actual opportunities with the participation of various actors. The article not only examines Shane and Kruger's business opportunity models and their shortcomings, but also proposes an approach in which actors and networks both inside and outside the business sphere influence the emergence and development of business opportunities. Finally, a new model of business opportunity is proposed; and issues of its further development and adaptation, as well as possible limitations, are considered.

Keywords: actor-network theory, businessman, business opportunity, business intention

JEL-classification: L26, M11, M21