Modern approaches to migration regulation in Russia: digitalization, integration and international cooperation

Zinich L.V.1
1 Омский государственный аграрный университет

Journal paper

Economics and society: contemporary models of development (РИНЦ)
опубликовать статью

Volume 14, Number 4 (October-December 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=80549194

Abstract:
The article examines the characteristics of the migration process and its contribution to the demographic, economic, and social development of Russia. The reasons for the changes in migration flows are considered. To solve the identified problems, modern approaches to the regulation of migration flows are proposed, which consist in the digitalization of migration control, flexible quotas and patent system, integration program and cultural adaptation, international cooperation and regional coordination, support of internal migration and redistribution of labor resources. The development of a comprehensive migration policy and the introduction of effective regulatory measures will help minimize the risks and maximize the potential of migration processes for the development of the country.

Keywords: migration, digitalization, integration, international cooperation, migration process

JEL-classification: О15, F22, J61



Введение

Миграционные процессы играют важную роль в демографическом, экономическом и социальном развитии России. С одной стороны, они помогают компенсировать нехватку рабочей силы и способствуют экономическому росту, с другой – несут в себе ряд вызовов и проблем [1].

Миграционная политика России является важной областью научных исследований в таких дисциплинах, как социология, демография, политология, экономика и право. Проблемы миграции и миграционной политики отражены в трудах таких отечественных ученых, как Зайончковская Ж.А. [2], Ноздрина Н.Н [2], Ивахнюк И.В. [3], Рязанцев С.В. [4], Брагин А.Д. [4], Чудиновских О.С. [5], Красинец Е.С. [6], Хазова В.Е. [7].Несмотря на значительное количество научных работ, вносящих вклад в понимание миграционных процессов и разработку рекомендаций по совершенствованию государственной миграционной политики России, современные изменения миграции требуют новых подходов, которые способствуют формированию эффективных стратегий для регулирования миграции, поддержания экономической стабильности и обеспечения социальной интеграции мигрантов.

Целью исследования является разработка современных подходов к регулированию миграции в России.

Научная новизна исследования заключается в учёте современных изменений миграционных процессов и предложении новых подходов к их регулированию и оптимизации.

Основная часть

Миграционные процессы играют важную роль в социально-экономическом развитии любой страны, и Россия не является исключением. В последние десятилетия миграция стала одной из ключевых сфер, требующей активного государственного вмешательства и регулирования. В условиях демографического спада и экономической нестабильности миграционная политика России направлена на решение целого ряда задач, начиная от привлечения трудовых мигрантов и заканчивая вопросами интеграции и социальной адаптации.

Особенности миграционного процесса в России:

Географическая специфика. Россия, будучи крупнейшей страной в мире, граничит с множеством государств, что делает её одной из ключевых транзитных и принимающих стран для мигрантов из стран СНГ и Азии. Основные потоки мигрантов идут из Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Украины и других соседних государств.

Рабочая миграция. Основную часть миграционного потока составляют трудовые мигранты, приезжающие на временные работы. Россия является привлекательным местом для мигрантов, особенно в строительной, сельскохозяйственной и торговой сферах. Это объясняется разницей в уровне жизни и заработных платах, а также наличием сезонных вакансий, которые местные жители не всегда готовы занимать.

Этническое и культурное разнообразие. Большинство мигрантов приезжает из стран с близкими культурными и языковыми особенностями (например, бывшие советские республики), что облегчает их адаптацию. Однако также существует поток мигрантов из стран с иными культурными традициями, что иногда вызывает трения и проблемы интеграции.

Миграция из депрессивных регионов. Внутренняя миграция в России также значительна: из экономически слабых регионов (Дальний Восток, Северный Кавказ, некоторые регионы Сибири) население активно переезжает в крупные города и центральные регионы, такие как Москва и Санкт-Петербург.

Политические и экономические факторы. Изменения в политической и экономической ситуации (санкции, кризисы, конфликты) существенно влияют на миграционные потоки. Например, введение визового режима или ужесточение миграционной политики может снизить количество приезжающих мигрантов.

Миграция в России остаётся сложным и многосоставным процессом, который оказывает значительное влияние на демографическую и экономическую ситуацию в стране. С одной стороны, мигранты способствуют экономическому развитию и восполняют дефицит рабочей силы, с другой – вызывают социальные и культурные вызовы, требующие активного вмешательства государства (рисунок 1).

Рисунок 1. Последствия миграции в России

Источник: составлено автором

Миграция в Россию представляет собой многоаспектный феномен, оказывающий значительное влияние на экономическое развитие страны. В последние годы общество и правительство все больше осознают важность иммигрантов как весомого фактора, способствующего устойчивому экономическому росту, заполнению дефицита рабочей силы и улучшению демографической ситуации. Одним из ключевых аспектов, подчеркивающих роль иммиграции в экономике России, является вклад трудовых мигрантов.

49,6% трудовых мигрантов в России – из Узбекистана, 30,5% – граждане Таджикистана. Оставшуюся часть делят между собой выходцы из Беларуси, Украины, Китая, Армении, Кыргызстана, Казахстана и Молдавии.

Больше всего мигрантов за I полугодие 2022 года прибыло в Россию из Таджикистана и составило 82,7 тысячи человек. За последние 3 года (включая допандемийный 2019 год) – это самый высокий показатель. Количество приезжих из остальных стран составило:Украина – 57,9;Армения – 30,9;Казахстан – 30,6;Киргизия – 27,9;Узбекистан – 25,0;Азербайджана – 16,3;Молдавия – 11,1;Белоруссия – 9,0;Другие страны – 3,6.Увеличилось в 2022 году число приезжих из Китая – 3045 человек (2478 в 2021 году) и из Индии – 2575 (2102 человек в 2021 году).

Среди поставленных на миграционный учет по месту пребывания иностранцев в 2022 году на первом месте – граждане Узбекистана (37,9%). Затем идут в порядке убывания граждане Таджикистана (26,4%), Киргизии, Украины, Армении, Казахстана, Беларуси, Азербайджана, Молдавии и Китая [1].

На первом месте по числу иностранцев, которые получили российское гражданство – Украина. Ее граждане получили 260 500 российских паспортов. На втором месте – Таджикистан, гражданам которого выдали 119 600 паспортов РФ. Это в 2 раза больше, чем в 2021 году [8].

Миграция сейчас – единственный способ сохранить численность населения в России. Если прогноз Росстата сбудется и рождаемость начнет расти, коэффициент суммарной рождаемости к 2045 году достигнет лишь 1,7 рождений на одну женщину. Этого недостаточно, чтобы компенсировать убыль населения.

Значительная часть работников родом из-за рубежа сконцентрировано в Москве и Подмосковье. В 2022 году в столице находилось около 40% всех трудовых мигрантов – 1,23 миллиона человек. На втором месте (12,4%) – Санкт-Петербург и область (383,7 тысяч человек) [1].

Еще около миллиона трудовых мигрантов находится в остальных регионах России (таблица 1).

Таблица 1 – Распределение трудовых мигрантов по регионам России

Область/край
Численность
% от общего числа
Краснодарский
86,2
2,8
Иркутская
75,2
2,4
Свердловская
69,3
2,2
Приморский
57,4
1,8
Амурская
54
1,7
Самарская
51,8
1,7
Красноярский
50,6
1,6
Источник: составлено автором по [8].

Наименее популярны у иностранных работников Ненецкий автономный округ, Марий-Эл, Калмыкия, Тыва, Чечня, Еврейская автономная область, Чувашия, Хакасия, Северная Осетия и Чукотка. В этих регионах количество зарегистрированных иностранцев не превышает 3 тысяч человек.

До 2022 года число мигрантов в России росло, но так и не достигло показателей, как в период до коронавирусной инфекции.

Таблица 2 –Численность мигрантов в России

Год
Количество приезжих, тыс. чел. в год
2020
3 979
2021
1 117
2022
2 598
2023
3 469
Источник: составлено автором по [8].

Министерство труда прогнозирует, что к 2030 году число иностранных работников вырастет до 3,5 миллиона человек. Ожидается, что доля трудовых мигрантов в российских компаниях вырастет до 4,7%. В то же время рабочая сила должна вырасти до 74,4 миллиона человек.

Для решения проблем, связанных с миграцией, в России активно разрабатываются и внедряются различные меры. Государственная политика направлена на упрощение процедур легализации мигрантов, борьбу с нелегальной миграцией и улучшение условий интеграции. Основные направления:

- ужесточение контроля за миграционными потоками и усиление пограничного контроля;

- введение квот и патентной системы для трудовых мигрантов;

- разработка программ интеграции и социальной адаптации, включая языковое обучение и культурные курсы;

- поддержка внутренней миграции с целью равномерного распределения рабочей силы по регионам.

Миграция остаётся одним из ключевых факторов, влияющих на социально-экономическое развитие России. В последние годы наблюдаются значительные изменения в структуре и объемах миграционных потоков, что требует разработки новых подходов к регулированию миграционных процессов. Учитывая экономические, демографические и геополитические вызовы, Россия вынуждена адаптировать свою миграционную политику и разрабатывать современные методы управления миграцией [9, 10, 11, 12].

Перед российской миграционной политикой стоят следующие ключевые вызовы [13]:

1. Демографический спад и старение населения. Низкая рождаемость и рост числа пожилых людей создают дефицит рабочей силы, особенно в экономически активных регионах.

2. Изменение структуры миграционных потоков. В последние годы наблюдается увеличение притока мигрантов из стран Средней Азии и уменьшение числа трудовых мигрантов из Европы и стран СНГ. Это связано с изменениями в экономической ситуации и визовой политике России.

3. Нелегальная миграция и проблемы легализации. Несмотря на внедрение патентной системы и ужесточение миграционного контроля, проблема нелегальной миграции остаётся актуальной. Нелегальные мигранты часто работают без документов, что приводит к экономическим и социальным последствиям.

4. Социальная напряжённость и культурные различия. Приток мигрантов в крупные города может вызывать недовольство местного населения и усиливать культурные конфликты.

Для решения вышеперечисленных проблем государство внедряет современные методы и механизмы регулирования миграционных потоков:

1. Цифровизация миграционного контроля. Цифровизация миграционных процессов – это один из ключевых направлений развития миграционной политики. Внедрение новых технологий позволяет значительно упростить процесс регистрации и учёта мигрантов, а также повысить прозрачность миграционных потоков.

- Единая цифровая платформа. Разработка единой цифровой платформы для учёта мигрантов, которая объединит данные из различных источников, таких как пограничная служба, налоговые органы и полиция. Это позволит государству лучше контролировать передвижение и трудоустройство мигрантов, а также минимизировать случаи нелегальной работы.

- Электронные визы и патенты. Введение электронных виз и патентов на работу ускоряет процесс оформления документов для мигрантов, снижает уровень бюрократии и уменьшает риск коррупции.

2. Гибкое квотирование и патентная система. Традиционные квоты на привлечение иностранных рабочих не всегда отвечают текущим потребностям рынка труда. В связи с этим Россия переходит к более гибкой системе квотирования и расширяет использование патентов для трудовых мигрантов.

- Гибкие квоты. Установление квот на трудовую миграцию теперь основывается на реальных потребностях экономики и запросах работодателей, что позволяет точнее регулировать численность иностранных работников в стране.

- Расширение патентной системы. Введение патентов на работу для мигрантов из стран с безвизовым режимом позволяет упростить легализацию трудовых мигрантов и увеличить налоговые поступления в бюджет.

3. Интеграционные программы и культурная адаптация. Успешная интеграция мигрантов в российское общество является важным аспектом миграционной политики. Государство внедряет различные программы, направленные на социальную и культурную адаптацию мигрантов.

- Языковое обучение. Организация курсов русского языка для мигрантов помогает преодолеть языковой барьер и ускорить процесс адаптации.

- Культурные программы. Проведение мероприятий, направленных на ознакомление мигрантов с российской культурой и традициями, позволяет снизить уровень ксенофобии и укрепить межкультурное взаимодействие.

- Поддержка семейной миграции. Введение специальных программ для поддержки мигрантов, приезжающих с семьями, способствует более стабильной интеграции и снижению социальной напряжённости.

4. Международное сотрудничество и региональная координация. Для эффективного управления миграционными потоками Россия активно развивает международное сотрудничество и координирует свои действия с соседними странами.

- Сотрудничество с государствами СНГ. Разработка совместных программ по регулированию миграционных потоков, обмен данными и координация усилий помогают снизить уровень нелегальной миграции и улучшить условия труда для трудовых мигрантов.

- Взаимодействие с международными организациями. Россия активно сотрудничает с такими международными организациями, как Международная организация по миграции (МОМ) и Международная организация труда (МОТ), для разработки эффективных политик и обмена опытом в области регулирования миграции.

5. Поддержка внутренней миграции и перераспределение трудовых ресурсов. Внутренняя миграция также становится важным элементом государственной политики. Для равномерного распределения трудовых ресурсов и снижения миграционного давления на крупные города вводятся программы поддержки внутренней миграции.

- Программы переселения. Государственные программы стимулируют переселение населения из депрессивных регионов в экономически активные, такие как Дальний Восток и Сибирь.

- Развитие региональной инфраструктуры. Увеличение инвестиций в развитие инфраструктуры и создание рабочих мест в регионах способствует снижению оттока населения в мегаполисы.

Заключение

Миграционная политика России находится на этапе активного реформирования и адаптации к современным вызовам. Новые подходы к регулированию миграционных процессов включают цифровизацию, гибкость в квотировании, развитие интеграционных программ и международное сотрудничество. Эти меры направлены на повышение эффективности управления миграцией, снижение уровня нелегальной миграции и улучшение условий интеграции мигрантов в российское общество. Грамотная реализация этих инициатив позволит минимизировать риски и использовать потенциал миграции для устойчивого развития страны [14, 15, 16]. Статья будет интересна представителям государственного и муниципального управления в решении вопросов, связанных с эффективным управлением миграцией, улучшением интеграции мигрантов в российское общество, а также развитием цифровых и международных механизмов миграционного регулирования.


References:

Andrichenko L.V. (2022). Bezhentsy i vynuzhdennye pereselentsy: Pravovye problemy [Refugees and internally displaced persons: Legal problems]. Gosudarstvo i pravo. (5). 39-47. (in Russian).

Chudinovskikh O.S. (2024). Osnovnye izmeneniya zakonodatelstva v oblasti mezhdunarodnoy migratsii i priobreteniya grazhdanstva Rossiyskoy Federatsii, 2023-2024 gg.: novye pravovye normy, proekty zakonov i diskussiya [Major legislative changes in the field of international migration and acquisition of citizenship of the Russian Federation, 2023-2024: new legal norms, draft laws and discussion]. Demoscope Weekly. (1021-1022). 21-30. (in Russian).

Iontsev V.A. (2024). Migratsiya naseleniya. Vyp. 3: Mezhdunarodnaya migratsiya [Migration of the population. Issue 3: International migration] (in Russian).

Ivakhnyuk I.V. (2023). Mezhdunarodnaya migratsiya v Rossii i v mire: novye trendy i perspektivy [International migration in Russia and worldwide: new trends and prospects]. Mezhdunarodnaya analitika. 14 (3). 11-22. (in Russian). doi: 10.46272/2587-8476-2023-14-3-11-22.

Kodzokova L.A., Sayfutdinova A.D., Khalimova A.G. (2023). Osnovy formirovaniya migratsionnoy politiki v Rossiyskoy Federatsii [Basics of formation of migration policy in the russian federation]. Pravo i upravlenie. (10). 50-55. (in Russian).

Krasinets E.S. (2023). Trudovaya migratsiya v Rossiyu: trendy razvitiya i posledstviya dlya rynka truda [Labor migration to Russia: development trends and consequences for the labor market]. Regional problems of transforming the economy. (12). 189-198. (in Russian). doi: 10.26726/1812-7096-2023-12-189-198.

Miroshnichenko E.A. (2023). Problemnye aspekty upravleniya migratsionnoy politiki na sovremennom etape razvitiya Rossii [Problematic aspects of migration policy management at the present stage of Russia's development]. Sovremennye gumanitarnye issledovaniya. (1). 21-24. (in Russian).

Mongush O.N., Ondar Ch.Yu. (2023). Sovershenstvovanie gosudarstvennoy migratsionnoy politiki v Rossiyskoy Federatsii [Improvement of the state migration policy in the Russian Federation]. Economics and business: theory and practice. (6-2). 78-80. (in Russian). doi: 10.24412/2411-0450-2023-6-2-78-80.

Myagkova S.V., Khazova V.E. (2024). Gosudarstvennaya migratsionnaya politika sovremennoy Rossii [State migration policy of contemporary Russia]. Altayskiy yuridicheskiy vestnik. (3). 114-119. (in Russian).

Ryazantsev S.V., Bragin A.D. (2023). Migratsiya v selskoy mestnosti etnonatsionalnyh regionov Rossiyskoy Federatsii: trendy i posledstviya [Migration in rural areas of ethno-national regions of the Russian Federation: trends and consequences]. Urbanistics. (4). 62-77. (in Russian). doi: 10.7256/2310-8673.2023.4.69059.

Rybakovskiy L.L. (2023). Migratsionnaya komponenta i eyo vklad v demograficheskoe razvitie sovremennoy Rossii [The migration component and its contribution to the demographic development of modern Russia]. Living standards of the population of Russian regions. 19 (3). 327-337. (in Russian). doi: 10.52180/1999-9836_2023_19_3_2_327_337.

Rybakovskiy O.L. (2023). Zakonomernosti i osobennosti mezhregionalnyh migratsionnyh svyazey naseleniya Rossii za 50 let [Patterns and features of interregional migration relations of the Russian population over 50 years] Moscow: FNISTs RAN. (in Russian).

Rybakovskiy O.L., Savinkov V.I., Kozhevnikova N.I. (2023). Demograficheskoe razvitie Aziatskoy Rossii v KhKh–KhKhI vekakh: otsenka rezultatov [Demographic development of Asian Russia in the 20th – 21st centuries: evaluation of the results]. Sociological Studies (Sotsiologicheskie Issledovaniia). (11). 64-73. (in Russian).

Zayonchkovskaya Zh.A., Nozdrina N.N. (2008). Migratsionnyy opyt naseleniya regionalnyh tsentrov Rossii (na primere sotsiologicheskogo oprosa v 10 gorodakh) [The migration experience of the population of Russian regional centers, based on a sociological survey in 10 cities]. Problems of forecasting. (4). 98-111. (in Russian).

Zinich L.V., Kuznetsova N.A., Evdokhina O.S. (2021). Politika upravleniya znaniyami v sisteme formirovaniya chelovecheskogo kapitala [Knowledge management policy in the system of human capital development]. Creative economy. 15 (12). 4599-4612. (in Russian). doi: 10.18334/ce.15.12.113938.

Zinich L.V., Plaksina A.V. (2024). Osobennosti i posledstviya migratsionnogo protsessa v Rossii [Features and consequences of the migration process in Russia]. Aktualnye voprosy sovremennoy ekonomiki. (8). 336-342. (in Russian).

Страница обновлена: 23.04.2025 в 22:23:25