Интеграция методов адаптивного управления в стратегическое планирование дорожного строительства
Айрапетян Р.Г.1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Скачать PDF | Загрузок: 2
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 10 (Октябрь 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=75096485
Аннотация:
В статье рассматривается методология адаптивного управления в контексте стратегического планирования дорожного строительства. Исследование фокусируется на применении методов ситуационного подхода, теории адаптивного управления, логико-лингвистического моделирования, ситуационного анализа и сценарного планирования для улучшения качества плановых решений и учета внешних факторов. Автор анализирует различные виды планирования (стратегическое, среднесрочное, текущее и оперативное) и их специфические характеристики, а также подчеркивает важность использования современных методов и инструментов для повышения эффективности стратегического планирования и управления рисками. Статья представляет интерес для специалистов в области управления, планирования дорожным строительством, так как предлагает новые подходы к решению проблем, связанных с адаптацией к динамично меняющимся условиям внешней среды и потребностью в эффективном использовании ресурсов и минимизации рисков
Ключевые слова: стратегическое планирование, управление, ситуационный подход, адаптивное управление, методы
JEL-классификация: E24, J24, O15
1. Введение
Актуальность.
В текущих реалиях работы плановой службы дорожно-строительной организации отмечается переход к структурированному подходу к организации системы планирования, основывающейся на принципах планомерности, ответственности и минимизации рисков, что ранее было характерно для предприятий, функционирующих в командно-административной экономике [1, c. 117]. Социальные обязательства, многосложность экономических взаимоотношений, разнообразие контактов и связей, а также неоднородность уровней цифровизации элементов планирования требуют формального установления стандартизованных единиц задач, поручений и знаний в ходе планирования, гарантирования целевого регулирования количественных и качественных характеристик плана для анализа промежуточных итогов и достижения финальных целей. Все это требует особого подхода к управлению информацией и знанием в системе планирования,т.е. постепенной формализации стандартных единиц задач, заданий и знаний в планово-бюджетной работе, а также использования подсистемы динамического нормирования количественных и качественных показателей плана для анализа промежуточных результатов и достижения конечной цели. Основная научная задача состоит в конкретизации современных методик и подходов к планированию в дорожном строительстве, учитывая особенности данной отрасли и сложность современных хозяйственных отношений и рынка.
Литературный обзор
Методологические проблемы стратегического планирования во многом зависят от конкретизации научного фундамента и практического применения нормативно-правовых актов. Аналитический доклад Высшей школы экономики (ВШЭ) "Стратегическое планирование в Российской Федерации: состояние методического обеспечения" 2016 года отмечает необходимость улучшения методологии для повышения эффективности государственного управления [2, c.51].
Е.Б. Ленчук [3, c.26] и О.О. Смирнова [4, c.38] отмечают, что не обеспечивается сбалансированность документов стратегического характера по направлениям и задачам, а также гибкость и адаптивность при смене целевых ориентиров, отсутствуют нормы регулирования единой последовательности разработки и утверждения документов стратегического характера и связи между стратегическим целеполаганием и реализацией государственных программ.
В научных трудах С.Ю. Глазьева [5, c.16], А.Г. Аганбегяна [6, c.39], Г.Б. Клейнера [7, c.11] И.Л. Авдеевой [8, c.191] отмечается необходимость повышения эффективности функции государственного управления через развитие методологии стратегического планирования, так как современные подходы к организации системы планирования требуют предвидения возникновения угроз стратегических проблемных ситуаций [9, c.38] в процессе целереализации. Необходимость пересмотра методов и моделей формирования плановых решений возникает с развитием информационно-коммуникационных технологий управления и использованием интеллектуальных решений в экономике и финансах отмечается в трудах В.В. Громова [10, c.127] и С.Д. Бодрунова [11 , c.13], А.Е. Городецкий [12, c.120] . Современные условия развития методологии управления требуют умных решений руководства, проверки сценариев и гипотез планов на риски и многомерность угроз на каждом ярусе управления [13, c. 33].
Однако, как показал литературный обзор, по методологии стратегического планирования в дорожном строительстве крайне мало научных исследовательских материалов. По этим вопросам следует отметить работы И.М. Царенковой [14, c.100] по концепции развития, В. И. Майорова [15, c.29] по синхронизации задач государственной политики, Л.Г. Кириллова, А. А. Ишанкулова [16, c.28] по проблемам государственного управления дорожным хозяйством.
Научный пробел
Существует необходимость в новых подходах к стратегическому планированию в дорожном строительстве, которые бы учитывали изменения внешней среды и требования к ресурсоэффективности и минимизации рисков. Традиционные методы стратегического планирования часто оказываются недостаточно гибкими и адаптируемыми к современным условиям.
Цель исследования
Целью исследования является конкретизация методических решений на основе адаптивного управления для разработки стратегического планирования дорожно-строительной организации, которая позволила бы улучшить качество принимаемых решений, учесть внешние факторы и снизить риски.
Научная новизна
Методология адаптивного управления предлагает новые подходы к стратегическому планированию, основанные на логико-лингвистическом моделировании и современных инструментах анализа и планирования. Это позволяет учитывать динамику внешней среды, проводить ситуационный анализ и разрабатывать сценарии решений, что повышает гибкость и адаптивность планов.
Авторская гипотеза
Использование для проверки сценарив (гипотез) плана лингвистических качественных переменных и логических правил для структурирования информации согласно методологии адаптивного управления будет способствовать повышению эффективности стратегического планирования в дорожном строительстве, улучшению качества принимаемых решений и снижению рисков. Это будет достигнуто за счет лучшего учета внешних факторов, использования современных методов управления знанием в планировании, а также более тщательного управления ресурсами и рисками.
Методология
Методология исследования включает анализ литературы по адаптивному управлению и стратегическому планированию, разработку теоретических основ методологии адаптивного управления, создание концептуального каркаса сложной экономической системы, ориентированной на дорожное строительство, и применение когнитивных динамических сценариев. Также используется фреймовое представление знаний и технологии целевого нормирования.
В конце 1990-х годов теория адаптивного управления промышленными комплексами как один стратегических подходов в управлении экономикой и планировании получил признание благодаря трудам Б.Л. Кукора [17, c.120] и Г.В. Клименкова. Этот подход базируется на важной кибернетической концепции Д.А. Поспелова [18, c.56], которая касается ситуационного управления сложными социальными и экономическими системами, обей параметрической теории А.И. Уемова [19, c.130], концепции современного языкознания В.Я.Шабеса [20, c.97]. Следует выделить два основных направления формирования плановых решений в системе: исследовательское и нормативное:
1) В исследовательском отношении сценарии и гипотезы плана описывались как «будущие потребности и возможности» [21, с.104];
2) В нормативном отношении они составляли базу данных, информации (норм, целевых нормативов) знаний как «плановые, организационные и координационные процессы» [21, с.104] для принятия решений и закрепления ответственности в управляющей структуре.
Главная цель этого подхода заключалась в поддержании устойчивого динамического равновесия [21, с.105].
Базой данного подхода и основой для организации планирования явлются - концептуальный каркас сложной экономической системы, ориентированной на предметную область исследования - дорожное строительство, и использование рискозащищённых технологий планирования, включая динамические когнитивные сценарии [22, c.214], фреймовое представление знаний и технологии целевого нормирования. Методы теории адаптивного управления промышленными комплексами Б.Л. Кукора базируется на логико-лингвистическом моделировании стратегических проблемных ситуаций и управлением знаниями, интегрируя количественные и качественные показатели через семантическое моделирование (интеграцию смыслов), выраженную фразами естественного языка. Моделирование предполагает использование фреймов для представления знаний субъекта об объекте исследования (включая взаимосвязи и отношения), что способствует обобщению производственных и финансовых показателей различных уровней, в данном случая для дорожного строительства. Результатом оценки работы модели являются рекомендации по выбору сценария решения.
Тогда в следующей таблице 1 можно представить перечень и описание обеспечивающих, функциональных подсистем для организации планово-бюджетной деятельности:
Таблица 1. Описание обеспечивающих подсистем
Обеспечивающая
подсистема
|
Описание
|
Для
стратегического (долгосрочного)
|
Организация механизма
осознанного выбора структуры потока продукции и услуг
|
Для
среднесрочного
|
Организация
механизма адаптивного управления
|
Для
текущего
|
Организация
механизма динамического нормирования
|
Для
оперативного
|
Организация способов
актуализации информации, стадийного планирования
|
Подсистема взаимодействия
с информационными и
геоинформационными системами |
Обмен данными и
информацией с разнообразными партнерскими
и внешними системами |
Подсистема
административного контроля, мониторинга и оценки результатов
|
Эффективное управление и
контроль
за реализацией стратегических планов |
Планирование дорожного строительства осуществляется с помощью различных методов и инструментов. Одним из основных методов является технико-экономическое обоснование (ТЭО), которое позволяет оценить экономическую эффективность проекта, включая затраты на строительство, эксплуатацию и возможную прибыль. Для этого часто используются специализированные программы, такие как Project Expert, который помогает провести анализ затрат и выгод, определить срок окупаемости проекта и оценить риски. Для проектирования дорог применяются геоинформационные системы (ГИС), которые позволяют создавать цифровые карты местности, проводить анализ геологических и гидрогеологических характеристик, оценивать влияние строительства на окружающую среду и разрабатывать оптимальные маршруты. Примером такой ГИС может служить ArcGIS.
В связи со сменой парадигм государственного управления и пересмотром положений теории экономики и управления следует признать необходимость применения новых подходов к стратегическому планированию, особенно для критически важной составляющей народного хозяйства - дорожному строительству. Для стратегического планирования рекомендуется использовать проверенные методы и инструменты [23, c.1185], такие как моделирование плановых решений, поддержка принятия решений, системный подход, ситуационный анализ, сценарное планирование [24, c.70], компьютерная диагностика и проектирование, а также технологии искусственного интеллекта.
В аналитических и прогностических задачах предлагается использовать сквозные информационно-коммуникационные модули для сбора и обработки больших данных, а также машинное обучение. Аналитические инструменты могут включать методы системного анализа (сценарии, экспертные методы), методы формализованного представления систем (экономические, математические, графические), а также когнитивное моделирование (логико-лингвистические, семиотические методы).
Конкретизация методов и инструментов стратегического планирования включает представление способов разработки и обоснования плановых решений, анализ их связей с целями, параметрами плана, прогнозируемыми последствиями при распределении ресурсов и ответственности.
На начальном этапе используются методы поиска, обработки данных и информации, ее верификации, систематизации и актуализации. Применяются методы стратегического анализа деятельности объектов планирования (PESTEL, SWOT, методы развития инноваций, открытые инновации), а также методы обработки информации, включая системно-структурный анализ, Agile-методы, структуризацию целей и функций, сетевой анализ, управление измерениями, сценарный подход, кластерный анализ и сегментацию рынка, многокритериальный анализ.
Используются комплексные методы выработки плановых решений, такие как программно-целевой, сценарный, балансовый, сетевой подходы, а также методы моделирования управленческих решений, методы оптимизации и когнитивные методы.
2. Результаты
2.1. Распознавание стратегических проблемных ситуаций: стратегия -план - целевой норматив - распределение ресурсов и закрепление ответственности - контроль
Основой разработки планов является стратегия развития дорожно-строительной организации, которая, согласно ситуационному подходу, обеспечивает всестороннее решение стратегических проблемных ситуаций и предотвращает риск их возникновение. Инструментом их выявления в условиях динамичности внешней среды является механизм адаптивного управления [25, с.117], разработанный в рамках теории адаптивного управления.
Распознавание стратегических проблемных ситуаций в дорожном строительстве включает антиципацию угроз проявления стратегических проблемных ситуаций, разработку и проверку гипотез плановых сценариев их решения, а также актуализацию и установление целевых нормативов в соответствующих базах знаний.
Этот процесс начинается с идентификации стратегических проблемных ситуаций (в объекте, субъекте и отношениях между ними), влияющих на развитие и функционирование дорожной инфраструктуры в регионе, например, таких как недостаточная пропускная способность дорог, плохое состояние покрытия, неэффективная организация дорожного движения и низкий уровень безопасности.
Затем разрабатываются сценарии (фреймы) для решения этих проблем и исследуются их причинно-следственные связи посредством дискретно-ситуационной сети, например, включая улучшение качества и количества дорог, внедрение современных технологий управления движением и повышение стандартов безопасности.
Для управления, особенностью этого процесса является установление и актуализация целевых нормативов, которые будут служить ориентиром для оценки выигрышей и потерь, оценки эффективности взаимодействия, скорости разрешения проблемных ситуаций, т.е. для анализа действенности и эффективности реализуемых мер.
Банк информации по актуальным целевым нормативам может включать показатели пропускной способности, количества аварий, характеристики прецедентов, времени ожидания на светофорах и других метрик, отражающих качество дорожной инфраструктуры и безопасность движения.
Таким образом, гибкость интегрированных методов распознавания проблемных ситуаций в системе планирования позволяет быстро адаптироваться к изменениям внешней среды и внутренней структуры организации, а интерактивность интерфейса системы планирования обеспечивает взаимодействие между различными уровнями управления и подсистемами для обеспечения эффективного функционирования всей системы.
При этом, подчеркнем, что автоматическая проверка гипотез плана, сценариев может и должна происходить на основе экспертных систем, сквозных технологий управления в цифровом формате и такой высокий уровень их прогнозируемости позволяет предсказывать будущие события и тенденции на основе анализа данных и статистических моделей. Кроме того, современные экспертные системы, например «Руководитель» [26, c. 26] могут использовать технологии искусственного интеллекта и машинного обучения для оптимизации процессов принятия плановых решений и управления рисками.
Важность планомерного развития дорожной строительной организация во многом связано с ресурсным обеспечением, т.е. с распределением ресурсов, ответственности и контролю.
Вопросы верификации, калибровки данных и информации в системе стратегического управления требуют совершенствования функциональных подсистем для целевого нормирования, адаптации и прогнозирования внешних условий для хозяйствующих субъектов различного масштаба.
2.2. Параметры и показатели планирования для дорожной строительной организации
В контексте методологических проблем стратегического планирования, необходимо учитывать специфику системного подхода в области дорожного строительства, когда стратегические задачи и основные целевые нормативы включают разработку и реализацию долгосрочных планов ( в основном на основе проектного подхода к управлению), но которые непременно учитывают не только текущее состояние инфраструктуры, но и будущие потребности общества в транспорте и коммуникациях, это значит что необходимо расширять традиционные показатели и параметры планирования за счет интеграции качественных, лингвистических переменных и логических правил. Современная система планирования дорожно-строительной организации должна предусматривать использование современных технологий проектирования и мониторинга строительных работ, а также включать механизмы адаптации к изменениям окружающей среды и экономическим тенденциям, подсистемы управления риском и проч.. Важным аспектом является учет экологических и социальных последствий строительства дорог, а также разработка мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду.
Параметры и показатели планирования для дорожной строительной организации включают нижеследующее:
1. В качестве стратегических целей могут быть выдвинуты:
· Долгосрочное развитие и расширение инфраструктуры.
· Повышение качества и безопасности дорог.
· Внедрение инновационных технологий и материалов [27, c.142].
2. В качестве инвестиционо-финансовых показателей:
· Целесообразность.
· Доходность и долгосрочная окупаемость проектов.
· Инвестиционные затраты и возвратность инвестиций.
· Эффективность использования финансовых ресурсов.
3. Как технологические показатели применяются:
· Качество и долговечность дорожного покрытия.
· Использование современных технологий и материалов.
· Совершенствование техники и оборудования.
4. Для организационных показателей могут быть использованы:
· Эффективность управления проектами.
· Качество управления человеческими ресурсами.
· Уровень профессионализма и компетентности сотрудников.
5. Экологические показатели могут быть представлены:
· Минимизация экологического воздействия.
· Применение экологически безопасных технологий и материалов.
· Соблюдение норм и стандартов экологической безопасности.
6. Социальные показатели - это такие, как:
· Улучшение условий труда и безопасности работников.
· Участие в социальных и благотворительных программах.
· Влияние на социальную инфраструктуру региона.
При этом важными операционными параметрами и показателями в системе планирования, подсистеме динамического нормирования в дорожном строительстве выступают - сведения о кратчайшем расстоянии между крайними пунктами дороги; возможности сокращения длины дороги за счет строительства мостов, дамб, путепроводов, тоннелей; учитываются опасности схождения с близлежащих гор лавин и камнепадов на дорогу; обращается внимание на необходимость сноса сооружений, мешающих прокладыванию дороги. Интеграция лингвистических качественных переменных и актуализация логических правил в процессе динамического формирования гипотез и сценариев плана позволит в уточнить и конкретизировать промежуточные итоги выполнения плановых заданий и своевременно скорректировать необходимые действия в случае выявленных отклонений от плана, выявления диспропорций и т.д.. В планировании и нормировании с помощью семантического моделирования слабоструктурированной информации учитываются показатели нарушения экологии, архитектурных ансамблей и археологических раскопок, а также препятствия других линий коммуникаций, что в общем и целом влияют на общую стоимость строительства и продолжительность дорожно-строительных работ. Итак, для эффективного применения методов и моделей планирования необходимо интегрировать лингвистические качественные переменные и актуализировать логические правила в процессе динамического формирования гипотез и сценариев плана.
Как и при проектировании, в системе нормирования и планирования результаты инженерных изысканий, сведения по обоснованию определения границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, а также данные схемы организации движения транспорта и пешеходов, схемы границ территорий объектов культурного наследия, схемы границ зон с особыми условиями использования территории.
Далее необходимо конкретизировать основные параметры и показатели планирования дорожно-строительной организации (табл.2):
Таблица 2. Основные параметры и показатели планирования
Вид
планирования
|
Стратегическое
(долгосрочное)
|
Среднесрочное (Ср)
Текущее (Т) Оперативное (Оп) |
Номенклатура
|
Номенклатура
продукции по ОКПД 2
|
Ø Ср
- перечень приоритетной продукции;
Ø Т - весь перечень продукции; Ø Оп - подробный перечень; |
Ресурсов
|
Ориентировоч-
ная, уточнимая |
Ø Ср
- величина расходов по всем типам ресурсных комплексов;
Ø Т - величина расходов по всем типам ресурсных комплексов и всей номенклатуре; Ø Оп - подетальные и пооперационные нормы и нормативы по типам ресурсных комплексов и по полной номенклатуре; |
Сроки
|
Ориентировоч-ные
|
Ø Ср
- календарные сроки;
Ø Т - точные сроки; Ø Оп - графики проведения работ (посуточные, часовые); |
Эффективность
|
Оценка достижимости целей,
обеспеченности ресурсами, окупаемости, экологизации
|
Ø Ср
- проверка соотношения доходов и расходов, хозрасчет, экологичность;
Ø Т - соблюдение баланса плана по производительности труда, окупаемости, рентабельности; Ø Оп - своевременность и полнота выполнения плана по номенклатуре и срокам; |
Документы
|
Стратегический план,
программа производства и сбыта, программа инноваций и инвестиций, план
финансирования
|
Ø Ср
- план технического развития и организации производства, план снижения
издержек и повышения качества, финансовый план, НИОКР, по труду и заработной
плате, МТО, закупок;
Ø Т - годовой план, плановые технико-экономические и экологические нормативы и нормы, план по себестоимости, прибыли, рентабельности; Ø Оп - оперативные планы в разрезе кварталов, месяцев... суток; |
Исполнители
|
Указываются исполнители
без указания соисполнителей
|
Ø Ср
- устанавливаются исполнители и соисполнители по этапам сетевого графика и
видам работ;
Ø Т - устанавливаются подробные сведения о распределении работ по этапам, номенклатуре и по исполнителям (участникам); Ø Оп - подетальное/постадийное закрепление работ по исполнителям; |
Из таблицы 2 видно, что стратегическое планирование направлено на долгосрочную перспективу и охватывает номенклатуру продукции по ОКПД 2. Стратегическое планирование в дорожном строительстве и развитии дорожной инфраструктуры [28, c.43] ориентировано на долгосрочные цели и задачи функционирования дорожно-строительной организации, включающие разработку планов строительства новых дорог, модернизации существующих, внедрения современных технологий и материалов, а также создания условий для безопасного передвижения. Как правило, оно включает ориентировочные расходы по всем типам ресурсных комплексов и ориентировочные сроки, а эффективность оценивается по достижимости целей, обеспеченности ресурсами, окупаемости и экологичности. Основными документами являются стратегический план, программа производства и сбыта, программа инноваций и инвестиций, план финансирования, но исполнители определяются без указания соисполнителей [29, c.211].
Далее среднесрочное планирование основывается на перечне приоритетной продукции и величинах расходов по всем типам ресурсных комплексов. Среднесрочное планирование функционирования дорожно-строительной организации заключается в плановых расчетах по конкретным проектам, таких как строительство определенных участков дорог и транспортных артерий, модернизация отдельных их участков, внедрение новых технологий и применения нового оборудования и спецтехники, импортозамещения [30, c.4] на основе подсистемы целевого динамического нормирования. Оно включает календарные сроки и проверяет соотношение доходов и расходов, хозрасчет и экологичность. При этом документы включают план технического развития и организации производства, план снижения издержек и повышения качества, финансовый план, НИОКР, по труду и заработной плате, МТО, закупок. Устанавливаются исполнители и соисполнители по этапам сетевого графика и видам работ.
В итоге текущее планирование оперирует полным перечнем продукции и величинами расходов по всем типам ресурсных комплексов и всей номенклатуре [31, c.180]. Текущее планирование, как правило, через систему нормирования и механизм адаптивного управления связано с управлением текущими работами и расходами с акцентов на временной их аспект, такими как ремонт и содержание дорог, организация движения, обеспечение безопасности на дорогах. В месте с тем, точные сроки устанавливаются наряду с соблюдением баланса плана по производительности труда, окупаемости и рентабельности. Документы включают годовой план, плановые технико-экономические и экологические нормативы и нормы, план по себестоимости, прибыли и рентабельности. Подробные сведения о распределении работ по этапам, номенклатуре и по исполнителям устанавливаются.
В заключении оперативное планирование использует детальный перечень продукции и подетальные и пооперационные нормы и нормативы по типам ресурсных комплексов и по полной номенклатуре. Оперативное планирование (а также диспетчеризация) касается ряда важных повседневных операций - таких как проведение ремонтных работ, уборка снега, организация дорожного движения в чрезвычайных ситуациях. Графики проведения работ (посуточные, часовые) служат для определения сроков. Соблюдается своевременность и полнота выполнения плана по номенклатуре и срокам. Оперативные планы составляются в разрезе кварталов, месяцев... суток. Подетальное/постадийное закрепление работ по исполнителям является обязательным.
Как заметно из приведённого выше перечня показателей, в дорожном строительстве одной из главных проблем является наличие ресурсных ограничений, включая KPI по финансам, материалам, спецоборудованию и квалифицированному персоналу, экологии, качеству, инновациям (новым технологиям, материалам). Финансовые ограничения могут привести к задержкам в строительстве или даже к остановке проектов из-за недостатка средств, конфликтам на местах (вплоть до уголовно- административной ответственности). Материальные ограничения, включая нехватку асфальта, бетона или других строительных материалов, также могут существенно замедлить работу и увеличить стоимость проекта. Недостаточное количество современного оборудования и техники приводит к снижению эффективности работы, снижению производительности труда и повышению вероятности просчетов и ошибок. Кроме того, нехватка квалифицированного персонала, особенно инженеров и рабочих с опытом в дорожном строительстве, затрудняет выполнение сложных проектов и увеличивает риск несчастных случаев. Объективированная ответственность должна быть распределена в соответствии с риском.
3. Выводы
Таким образом, в исследовании подчеркивается необходимость перехода от хаотичного подхода к планированию к более структурированному, системному, что обусловлено необходимостью адаптации к изменяющимся внешним условиям хозяйствования.
В исследование показано, что для проверки сценариев (гипотез) плана (особенно в течение сроков его исполнения) следует использовать лингвистические качественные переменные и логические правиле в целях структурирования информации, что повышает качество управления и служит контролю за ресурсами. Внедрение системы стратегического планирования, включающей анализ параметров и показателей планирования, а также описание под системы динамического нормирования и других, способствует лучшему пониманию целей и задач организации и контролю их выполнения.
Такой подход предполагает использование принципов планомерности, ответственности и минимизации рисков, что обеспечивает большую предсказуемость и организованность в процессе планирования, а значит требует пересмотра общих и функциональных подсистем планирования и применение современных методов и инструментов, таких как ситуационный подход и адаптивное управление, которые позволяют оперативно реагировать на изменения внешней среды и корректировать планы и стратегии соответственно. Технологии управления знаниями (динамический когнитивный сценарий) играют ключевую роль в оптимизации процессов планирования, предоставляя возможность для актуализации информации и управления процессом на разных стадиях.
Итак, использование современных методов и инструментов, таких как моделирование плановых решений, поддержка принятия решений, системный подход, ситуационный анализ и сценарное планирование, позволяет более точно прогнозировать результаты и принимать обоснованные планово-бюджетные решения.
Источники:
2. Клименко А. В., Королев В. А., Двинских Д. Ю., Рычкова Н. А., Сластихина И. Ю. Стратегическое планирование в Российской Федерации: состояние методического обеспечения. Аналитический доклад (по результатам мониторинга реализации федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»). - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. – 60 c.
3. Ленчук Е. Б. Стратегическое планирование в России: проблемы и пути решения // Инновации. – 2020. – № 2(256). – c. 24-28.
4. Смирнова О. О., Беляевская-Плотник Л.А., Бочарова Л.К. Методологические подходы к реализации принципов формирования системы стратегического планирования в РФ // Инновации. – 2020. – № 2(256). – c. 37-42.
5. Глазьев С. Ю. Стратегическое планирование как интегративный элемент в системе управления развитием // Экономическое возрождение России. – 2021. – № 3(69). – c. 14-19.
6. Аганбегян А. Г. О необходимости планирования в новой России // Вопросы политической экономии. – 2021. – № 2. – c. 27-44.
7. Клейнер Г.Б., Рыбачук М.А., Карпинская В.А. Стратегическое планирование и системная оптимизация национальной экономики // Проблемы прогнозирования. – 2022. – № 3(192). – c. 6-15.
8. Авдеева И. Л. Методология стратегического управления изменениями в контексте современных вызовов и возможностей экономики // Среднерусский вестник общественных наук. – 2022. – № 1. – c. 186-200.
9. Сильвестров С.Н., Крупнов Ю.А., Старовойтов В.Г. Определение и реализация национальных целей развития в российском стратегическом планировании // Российский экономический журнал. – 2021. – № 1. – c. 32-44.
10. Громов В.В., Сажнева Л.П., Черемисина А.А. Особенности функционирования системы стратегического планирования организации для достижения ее экономической безопасности // Петербургский экономический журнал. – 2019. – № 1. – c. 125-129.
11. Бодрунов С. Д. Современная стратегия развития требует поворота к планированию // Планирование в рыночной экономике: воспоминания о будущем, Санкт-Петербург, 25–26 марта 2021 года: Институт нового индустриального развития имени С.Ю. Витте. – Санкт-Петербург: Ассоциация "Некоммерческое партнерство по содействию в проведении научных исследований "Институт нового индустриального развития им. С.Ю. Витте". Санкт-Петербург, 2021. – c. 9-18.
12. Городецкий А. Е. Государственное стратегическое планирование: региональный опыт // Экономическое возрождение России. – 2019. – № 2(60). – c. 115-131.
13. Дымковец И. И. Методология и инструменты логико-лингвистического моделирования социально-экономических систем // Вестник Российской академии естественных наук (Санкт-Петербург). – 2014. – № 2. – c. 31-34.
14. Царенкова И. М. Разработка концепции экономического развития дорожного хозяйства на основе логистического подхода // Вестник НГИЭИ. – 2020. – № 9(112). – c. 99-111.
15. Майоров В. И. Цель и задачи государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения: в контексте стратегического планирования // Современная наука. – 2024. – № 2. – c. 28-31.
16. Кириллов Л. Г., Ишанкулов А. А. Актуальные проблемы государственного управления вопросами развития и обеспечения сохранности сети автомобильных дорог, дорожной деятельности и развития дорожного хозяйства на региональном уровне (управленческий аспект) // Государственное управление. – 2021. – № 1(50). – c. 26-32.
17. Кукор, Б. Л. Адаптивное управление промышленным комплексом региона: теория, методология, практика : монография / Б. Л. Кукор, Г. В. Клименков; Российская академия наук, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования, Уральское отделение, Институт экономики, Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт–Петербургский государственный экономический университет». – Екатеринбург : Институт экономики Уральского отделения РАН, 2017. – 305 с. – ISBN 9785946465762
18. Поспелов Д. А. Ситуационное управление: теория и практика. / монография. - Москва: Наука, 1986. – 288 c.
19. Уёмов А. И. Системный подход и общая теория систем. / монография. - Москва: Издательство «Мысль», 1978. – 272 c.
20. Шабес В. Я. Событие и текст. - Москва: Высшая школа, 1989. – 175 c.
21. Кукор Б. Л. Общие аспекты концепции системы стратегического управления регионом // Вестник Российской академии естественных наук (Санкт–Петербург). – 2012. – № 2. – c. 104–106.
22. Воронова Н.С., Яковлева Е.А., Шарич Э.Э., Яковлева Д.Д. Когнитивные динамические сценарии в системах поддержки принятия финансовых решений // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 1. – c. 211-222. – doi: 10.18334/epp.12.1.114200.
23. Добрякова К.В., Ляхович Д.Г. Планирование реализации проектов в проектно-ориентированной организации: система и алгоритм внедрения // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 3. – c. 1179-1192. – doi: 10.18334/vinec.10.3.110743.
24. Деев А.А. Сценарное планирование в сложных социально-экономических системах // Креативная экономика. – 2010. – № 2. – c. 68-73.
25. Мелешин К. Ю. Методика организации комплексного мониторинга угроз экономической безопасности социально-экономических систем в рамках механизма адаптивного управления // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. – 2012. – № 1(73). – c. 115a-118.
26. Клименков Г. В., Кукор Б. Л., Пыткин А. Н. Экспертные системы и системы ситуационного управления на базе логико-лингвистических моделей // Вестник Пермского научного центра УрО РАН. – 2010. – № 2. – c. 26-37.
27. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Башлыков Т.В., Сухина Ю.В., Володина А.И. Планирование инновационного развития региональных систем на основе цифровизации государственного стратегического управления // Вопросы инновационной экономики. – 2024. – № 1. – c. 139-156. – doi: 10.18334/vinec.14.1.120684.
28. Жаров В. С., Токаренко А. А. Количественная оценка уровня устойчивости промышленных предприятий как основы стратегического планирования и управления развитием // Друкеровский вестник. – 2023. – № 5(55). – c. 37-47. – doi: 10.17213/2312-6469-2023-5-37-47.
29. Журавлева Л. С. Тенденции и перспективы развития рынка строительных инноваций в РФ. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, 2021. – 207-216 c.
30. Купрейшвили, Е. Т., Соловёв Б.А., Тимофеев А.И. Современные тенденции импортозамещения на рынке дорожно-строительной техники // Вестник евразийской науки. – 2023. – № 3.
31. Капустина Л.М., Изакова Н.Б., Коровина Е.И. Стратегии трансформации бизнес-моделей производителей дорожно-строительной техники в условиях конкуренции с иностранными компаниями // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. – 2023. – № 58(1). – c. 164-190.
Страница обновлена: 03.12.2024 в 13:40:02