Значение концепции устойчивого развития для российских энергетических компаний в контексте санкционного ограничения их деятельности
Пучкова С.И.1, Кожокарь А.В.1
1 Московский государственный институт международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 3
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 7, Номер 8 (Август 2024)
Цитировать:
Пучкова С.И., Кожокарь А.В. Значение концепции устойчивого развития для российских энергетических компаний в контексте санкционного ограничения их деятельности // Экономическая безопасность. – 2024. – Том 7. – № 8. – С. 2201-2217. – doi: 10.18334/ecsec.7.8.121616.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=72103229
Аннотация:
В статье рассматривается участие российских энергетических компаний в реализации концепции устойчивого развития в условиях введения санкций, направленных в значительной степени на энергетический сектор экономики России. Особое внимание уделено обоснованию значимости энергетического аспекта в концепции устойчивого развития и раскрытию предпосылок ее реализации в России. Рассматривается регулирование этих вопросов в стране в сравнении с регулированием аналогичных сфер деятельности в ЕС и США. Анализируются раскрытие компаниями информации об устойчивом развитии по экологическим, социальным и управленческим вопросам в своей отчетности, а также участие в рейтингах ESG
Ключевые слова: устойчивое развитие, энергетика, санкции, цели в области устойчивого развития, ESG, отчетность по устойчивому развитию
JEL-классификация: L51, L52, O25
Введение. В первоначальном виде концепция устойчивого развития была сформулирована в 1987 г. в докладе Международной комиссии по окружающей среде и развитию ООН – «Наше общее будущее» [38]. Основной идеей данной концепции, в условиях понимания влияния человеческой деятельности на экологию, ограниченности и исчерпаемости ресурсов, необходимости преодоления проблем бедности в ряде регионов, является проведение такой экономической политики странами, которая позволяла бы не только удовлетворять потребности населения в настоящем времени, но и не ограничивать потребности будущих поколений. Для проведения в жизнь замысла концепции в 2015 г. странами-членами ООН была принята повестка, в которой формулировались цели устойчивого развития (ЦУР; Sustainable Development Goals, SDG) и направления их реализации к 2030 г. [13; 32].
Одновременная ориентация целей устойчивого развития на продвижение чистых источников энергии и формирование доступных цен на энергию для населения во многом противоречива [14]. Лишь развитые страны находят финансово возможным активно развивать генерацию энергии из возобновляемых источников. Кроме того, на современном экономическом и технологическом этапе для многих стран крайне затратным является частичный или полный отказ от ископаемого топлива, т.е. проведение декарбонизации экономики [8].
Несмотря на возникшие трудности, российская электроэнергетика продолжает развиваться: по итогам 2023 г. показатели выработки электроэнергии и ее потребления составили 1,15 трлн киловатт-часов (кВт·ч) и 1,14 трлн кВт·ч соответственно [17], что превышает соответствующие показатели 2022 г., по итогам которого было выработано 1,14 трлн кВт⋅ч электроэнергии и потреблено 1,12 трлн кВт⋅ч электроэнергии [29]. Российские энергетические компании продолжают следовать концепции устойчивого развития, что подтверждается их действиями по раскрытию и публикации информации об устойчивом развитии, соотнесением их деятельности целям в области устойчивого развития и Глобальному Договору ООН, участием в ESG-рейтингах. Санкции, введенные против российской экономики, во многом были нацелены на российскую энергетику и стали вызовом для российских энергетических компаний. Фактор санкций для российской энергетики оказался несоизмеримо большим, чем климатический фактор [25]. Санкционные ограничения побудили компании топливно-энергетического комплекса искать новые рынки сбыта, перенаправить часть добываемых ресурсов на внутренний рынок, активнее инвестировать в собственные технологии и заниматься вопросами импортозамещения [22; 24; 26].
Российская энергетика главным образом представлена компаниями, занимающимися добычей и переработкой нефти, газа, угля. В составе части нефтегазодобывающих компаний имеются подразделения, ответственные за электроэнергетику. Так, ПАО «Лукойл» является мажоритарным акционером ПАО «ЭЛ5-Энерго», занимающегося газовой и возобновляемой генерацией, а ООО «Газпромэнерогохолдинг» владеет контрольными пакетами акций ПАО «Мосэнерго», ПАО «МОЭК» и ряда других [6]. В работе сделан акцент на электроэнергетических компаниях, которые в своей отчетности раскрывают вопросы устойчивого развития и ESG-факторы. К таким компаниям следует отнести те, которые занимают лидирующие позиции в отрасли:
– «ИнтерРАО» – диверсифицированный энергетический холдинг;
– «ЭЛ5-Энерго», заметную своими значительными инвестициями в возобновляемые источники энергии;
– ПАО «Юнипро», эффективно производящую электрическую и тепловую энергию;
– ПАО «РусГидро», являющегося одним из крупнейших российских энергетических холдингов;
– ГК «Росатом», в состав которой входит АО «Концерн Росэнергоатом», выполняющего функции оператора атомных станций.
Введенные против энергетического комплекса России санкции поставили под вопрос целесообразность деятельности энергетических компаний, направленной на достижение целей устойчивого развития. В данном контексте актуальным выглядит вопрос о продолжении или прекращении поддержки целей устойчивого развития российскими энергетическими компаниями.
Цель исследования: изучить подход российских энергетических компаний к концепции устойчивого развития в новой, изменившейся из-за введенных санкций экономической обстановке.
Задачи исследования:
– выявить связанные с энергетикой цели устойчивого развития ООН;
– провести сравнительный анализ регулирования вопросов устойчивого развития энергетики в США, ЕС и РФ;
– сформировать набор показателей для определения заинтересованности компаний в соответствии своей деятельности концепции устойчивого развития.
Научная новизна исследования содержится в анализе деятельности российских электроэнергетических компаний в области устойчивого развития, поскольку в отличие от деятельности компаний нефтегазового сектора на страницах российской научной печати данной тематике не отводится должного места.
Исследование представляет практическую значимость для консалтинговых компаний, аналитических центров, Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства энергетики Российской Федерации, поскольку оно может иметь рекомендательный характер при разработке стратегических направлений государственной политики в области устойчивого развития для электроэнергетических компаний.
Основная часть. Следование концепции устойчивого развития подразумевает достижение определенных задач в рамках 17 целей. Из них на энергетику приходится 2 цели – «Недорогостоящая и чистая энергия» (недорогое и надежное энергоснабжение; продвижение генерации энергии из возобновляемых источников; повышение энергоэффективности) и «Борьба с изменением климата» (повышение устойчивости к климатическим явлениям; включение мер реагирования на изменения климата в государственную политику; улучшение общественной осведомленности по климатическим вопросам) [27].
Россия продолжает следовать реализации целей устойчивого развития, прогресс по которым ежегодно публикуется в сборнике Росстата «Цели устойчивого развития в Российской Федерации». С 2017 г. по 2021 г. фиксируется улучшение таких показателей устойчивого развития в энергетике, как энергоемкость ВВП, производство электроэнергии из возобновляемых источников, потребление электроэнергии на душу населения, однако фиксируется ухудшение ситуации с выбросами парниковых газов [15; 28].
Достижение 17 целей в области устойчивого развития фигурирует и в планах США. Доклад, подготовленный в марте 2022 г. важным аналитическим центром Брукингский институт (Brookings Institution), показали, что США серьезно отстают в достижении более высокой доли возобновляемых источников энергии в энергобалансе, удвоении своей энергоэффективности и сокращении выбросов парниковых газов к 2030 году [34]. Резкий рост цен на мировых энергетических рынках в 2022 г. привел новые аргументы в пользу развития возобновляемой энергетики, и в середине 2022 г. в США был принят Закон о снижении инфляции (Inflation Reduction Act), который включает многомиллиардные государственные инвестиции через налоговые послабления, гранты, кредитные гарантии в развитие внутри страны возобновляемой энергетики и производства электромобилей [30].
Результаты работы стран ЕС на пути достижения целей устойчивого развития на 2024 г. фиксируется в докладе Сети по выработке решений в области устойчивого развития (Sustainable Development Solutions Network, SDSN). Согласно докладу, в ЕС следует немного ускорить выполнение цели «Недорогостоящая и чистая энергия»; кроме того, в ЕС имеются серьезные препятствия в вопросе противодействия изменению климата и в данном вопросе заметна определенная стагнация [33]. После 2022 г. в ЕС стали интенсифицировать усилия по ускоренной декарбонизации, что способствовало принятию Еврокомиссией плана REPowerEU. Благодаря мерам, направленным на повышение энергоэффективности в экономике, на март 2024 г. спрос на природный газ по сравнению с августом 2022 г. снизился на 18%, на 1 апреля 2024 г. газовые хранилища были заполнены на 59% и в 2024 г. около 46% электроэнергии стало производиться из возобновляемых источников [35].
В опубликованном в июле 2023 г. докладе ЮНКТАД World Investment Report 2023 сообщалось о стремлениях развивающихся стран достичь целей устойчивого развития. Однако, эти страны сталкиваются с финансовыми трудностями из-за недостаточного финансирования целей в предшествующие годы и роста цен на продовольствие и топливо. В период с 2022 г. по 2030 г. для достижения ЦУР развивающимся странам потребуется 4 трлн долл. в год или около 30 трлн долл. за весь период. Из 4 трлн долл. более половины (2,2 трлн долл.) предназначается на развитие проектов, связанных с энергетикой [40].
С укреплением концепции устойчивого развития в экономике, большинство стран приходят к пониманию необходимости серьезных изменений в энергетической политике. На ноябрь 2023 г. в 145 странах утверждены планы или рассматривается возможность достижения углеродной нейтральности [31]. Так, в ЕС и США в качестве целевого года достижения углеродной нейтральности рассматривается 2050 год, в России определен 2060 год.
В важнейшем для российской энергетики документе – Распоряжении Правительства РФ «Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года» – ясно обозначен вектор страны на следование концепции устойчивого развития. В документе подчеркивается, что «Российская Федерация исходя из своих национальных интересов … с учетом необходимости достижения целей устойчивого развития … вносит существенный вклад в обеспечение глобальной энергетической безопасности». В числе приоритетов государственной энергетической политики также выделяется «переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике» [4]. В приложении к Стратегии указывается, что на территории России должно быть создано или локализовано производство оборудования для ветроэнергетики и солнечной энергетики. В другом значимом документе – Распоряжении Правительства РФ «Об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 года» – также прослеживается влияние концепции устойчивого развития, в частности, в отношении энергосберегающих технологий [3].
В России уже приняты и реализуются нормативные правовые акты (НПА), основным из которых является федеральный закон 2021 г. «Об ограничении выбросов парниковых газов». Введением понятия «углеродная единица» [1] федеральный закон подготовил основу для появления в России системы, подобной системе торговли квотами на выбросы ЕС, стимулирующей компании снижать свой углеродный след [1]. Другим важным НПА является Постановление Правительства РФ № 1587, в котором сформулированы критерии оценки проектов устойчивого развития и подготовлены требования к системе верификации инструментов финансирования устойчивого развития в России [2].
Внедрение в народном хозяйстве энергосберегающих технологий происходит недостаточными темпами. Энергоемкость ВВП РФ, измеренная Международным энергетическим агентством как отношение предложения первичных энергоресурсов (primary energy supply) к ВПП по паритету покупательной способности (ППС) по курсу 2017 года, в 2020 г. равнялась 8,15 мегаджоуля (МДж) на 1 долл. ВВП. Российская экономика уступает по данному показателю странам БРИКС в его первоначальном составе (табл. 1). Данные страны также имеют более высокие показатели по объему энергии, произведенной из возобновляемых источников энергии.
Таблица 1. Сравнение энергетических показателей стран БРИКС на 2023 г.
Страна
Показатель |
Бразилия
|
Россия
|
Индия
|
Китай
|
Южная Африка
|
Энергоемкость ВВП (2020 г., МДж / 1
долл. ВВП (ППС)
|
4,00
|
8,15
|
4,27
|
6,37
|
6,94
|
Производство энергии из возобновляемых
источников (2022, тераватт-часы (ТВт⋅ч)
|
164,5
|
7,4
|
205,9
|
1367,0
|
16,3
|
Данная таблица свидетельствует, что показатель энергоемкости ВВП (ППС) России превышает соответствующие показатели остальных стран БРИКС. Кроме того, Россия существенно уступает странам БРИКС по показателю производимой энергии из возобновляемых источников.
Раскрытие как финансовых, так и нефинансовых показателей позволяет компании показать заинтересованным сторонам «ответственный подход к ведению бизнеса» с учетом целей устойчивого развития [20], уменьшить «информационные асимметрии» между менеджментом компании и инвесторами [21], дополнить отчетность «глобальными социальными и экологическими вопросами» [7]. Информация об устойчивом развитии обычно публикуется компаниями в отчете об устойчивом развитии (ОУР) или годовом отчете (ГО) с информационными секциями. В отличие от бухгалтерской (финансовой) отчетности обязательные требования по подготовке, составу, отчетному периоду отчетности в области устойчивого развития в России пока не утверждены и только формируются. Составление и публикация ОУР являются таким образом добровольными действиями со стороны российских компаний.
Энергетические компании могут продемонстрировать, что их деятельность соответствует не только двум целям устойчивого развития, связанным с энергетикой, осуществляя экологические и социальные инвестиции. Кроме того, многие энергетические компании могут раскрывать свое участие в инициативе ООН Глобальный договор (UN Global Compact). Инициатива, созданная в 2000 г., в 10 принципах которых призывает компании к ответственному отношению к правам и труду человека, окружающей среде и к противодействию коррупции [39].
Для финансирования проектов в области устойчивого развития компании могут опираться на специальные финансовые инструменты. Такие инструменты подразумевают целевое привлечение средств [12] на определенные проекты, связанные с устойчивым развитием. В настоящий момент особо широкое распространение получили «зеленые» облигации [16]. «Зеленые» облигации как ценная бумага могут обращаться на бирже и таким образом привлекать средства инвесторов. На Московской бирже создан «Сектор устойчивого развития», где помимо «зеленых» облигаций обращаются другие виды облигаций, например, «социальные» облигации или «облигации устойчивого развития» [23].
Близкая по своим целям концепции устойчивого развития ESG-концепция подразумевает, что у компаний есть ответственность перед обществом и другими заинтересованными сторонами в контексте окружающей среды (Environment), социальных вопросов (Social) и корпоративного управления (Governance). Чтобы оценить прогресс компаний в этих трех областях, международные рейтинговые и информационные агентства (Moody’s, S&P, FTSE Russell, Refinitiv, Sensefolio, Sustainalytics, Institutional Shareholder Services (ISS) проводят оценку информации, раскрываемой компаниями, и присваивают ESG-рейтинги. Агентства, присваивающие ESG-рейтинги, пользуются разработанной методикой с определенным набором показателей [5], что не позволяет напрямую сравнивать компании, имеющие рейтинги разных агентств, даже если они похожи буквенными или числовыми обозначениями. После 2022 г. международные агентства перестали работать с некоторыми российскими компаниями или понизили присваиваемые им рейтинги в связи с ростом рисков, в связи с чем, российские компании расширили сотрудничество с национальными агентствами (АКРА, Эксперт РА, НКР, НРА, RAEX).
Санкции, которые были введены против российской экономики, осложнили ведение деятельности для энергетических компаний. Прекращение публикации информации по устойчивому развитию могло бы выглядеть ожидаемым действием со стороны компаний для экономии своих ресурсов, что, однако, не происходит.
Ответственным подходом к ведению бизнеса примечательно ПАО «ИнтерРАО», деятельность которого помимо производства электрической и тепловой энергии касается энергосбыта, международного энерготрейдинга и инжиниринга. В 2023 г. компанией был подготовлен годовой отчет за 2022 год, где раскрыта информация по устойчивому развитию [9]. В своей деятельности компания реализует достижение всех 17 целей в области устойчивого развития, при этом 6 из них признаны приоритетными, с 2019 г. ПАО «Интер РАО» является участником инициативы Глобальный договор ООН. Облигации устойчивого развития не размещались компанией на Московской бирже. ПАО «Интер РАО» присвоены рейтинги от следующих агентств: АКРА (ESG-2, где ESG-1 – наивысший рейтинг), RAEX (A, где AAA – наивысший рейтинг), AK&M (RESG 1, являющийся высшим уровнем раскрытия информации об устойчивом развитии в отчетах), НРА (1 группа рейтинга, характеризующаяся высоким уровнем интеграции ESG-повестки в свою деятельность).
ПАО «ЭЛ5-Энерго» является энергетической компанией, где вопросам устойчивого развития отводится особое внимание, что подтверждается значительными инвестициями компании в развитие генерации энергии из возобновляемых источников. В 2023 г. компания раскрыла информацию о деятельности в области устойчивого развития в своем отчете за 2022 год [19]. Компанией поддерживается достижение всех 17 целей ООН в области устойчивого развития, 4 цели являются для компании приоритетными; информация об участии компании в Глобальном Договоре ООН отсутствует, однако компания заявляет о частичной интеграции принципов данной инициативы в свой отчет. Компания не размещала облигации устойчивого развития на Московской бирже. ПАО «ЭЛ5-Энерго» отмечает получение высоких ESG-рейтингов и оценок от НКР (первый уровень, являющийся самым высоким), RAEX (A, где AAA – наивысший рейтинг), НРА (0,861 балла в итоговой оценке, что причисляет компанию к 1-й группе компаний, демонстрирующих лидерство в интеграции повестки ESG в свою деятельность).
Несмотря на то, что тепловая электрогенерация считается недостаточно экологичной, ПАО «Юнипро» опровергает данный стереотип своим ответственным подходом к производству энергии. В 2023 г. был опубликован годовой отчет за 2022 год с информацией по устойчивому развитию [11]. Компания отмечает 12 целей в области устойчивого развития, в достижение которых может внести наибольший вклад, с 2005 г. компания соблюдает принципы Глобального Договора ООН. Компания не размещала облигации устойчивого развития на Московской бирже. Прогресс компании в области ESG оценен RAEX (B, где AAA – наивысший рейтинг), Эксперт РА (1,58 балла из возможных 2,00 в рэнкинге ESG-прозрачности), НРА (группа 2 – развитый уровень).
Немаловажное значение для экономики России представляет ПАО «РусГидро», во владении которой находятся большая часть гидроэлектростанций России и многие ТЭС. Компания регулярно раскрывает информацию об устойчивом развитии – в 2023 г. компания опубликовала соответствующий годовой отчет за 2022 год [10]. Деятельность компании касается всех 17 целей ООН в области устойчивого развития, из них 9 – наиболее релевантные, с 2017 г. ПАО «РусГидро» является членом Глобального Договора ООН. Информация о размещении кампанией на МосБирже облигаций устойчивого развития отсутствует. Компания имеет высокие ESG-рейтинги и оценки от АКРА – ESG-2 (где ESG-1 – наивысший рейтинг) и Эксперт РА – ESG II(b) (где ESG-I представляет наивысший уровень), ранее компания сообщала о получении рейтингов от Sustainalytics, Bloomberg, S&P.
Вопросы устойчивого развития значимы и для государственной корпорации «Росатом», в исключительном управлении которой находятся все АЭС России и смежные ядерной энергетике предприятия. В 2023 г. ГК «Росатом» подготовила отчет о прогрессе в области устойчивого развития за 2022 год [18]. Деятельность государственной корпорации касается всех 17 целей в области устойчивого развития, 6 целей являются для госкорпорации ключевыми, с 2020 г. ГК «Росатом» принимает участие в инициативе Глобальный договор ООН. Через АО «Атомный энергопромышленный комплекс» ГК «Росатом» 2 раза (25.06.2021 и 06.12.2022) размещала облигации устойчивого развития на Московской бирже. Государственной корпорации присвоен высокий ESG-рейтинг от АКРА – ESG-2 (где ESG-1 – наивысший рейтинг), в 2020-2021 гг. рейтинг присваивался Vigeo Eiris (Moody’s). Активность энергетических компаний в области устойчивого развития отражена в таблице 2.
Таблица 2. Активность энергетических компаний в области устойчивого развития
Компания
Показатель |
ПАО «Интер
РАО»
|
ПАО
«ЭЛ5-Энерго»
|
ПАО «Юнипро»
|
ПАО «РусГидро»
|
ГК «Росатом»
|
Информационная
активность в 2023 г.
|
Публикация ГО
за 2022 год
|
Публикация ОУР
за 2022 год
|
Публикация ГО
за 2022 год
|
Публикация ГО
за 2022 год
|
Публикация ОУР
за 2022 год
|
Затрагиваемые
в деятельности ЦУР ООН
|
17 (6
–приоритетные)
|
17 (4 –
приоритетные)
|
12
|
17 (9 –
наиболее релевантные)
|
17 (6 – ключевые)
|
Участие
в ГД ООН
|
+, с 2019 г.
|
–
|
+, с 2005 г.
|
+, с 2017 г.
|
+, с 2020 г.
|
Размещение
облигаций устойчивого развития на Московской бирже
|
–
|
–
|
–
|
–
|
+ (через АО
«Атомный энергопромышленный комплекс»)
|
Агентства,
оценивающие прогресс в области ESG
|
АКРА, RAEX, AK&M и др.
|
НКР, RAEX, НРА
|
RAEX, Эксперт РА и
др.
|
АКРА, Эксперт
РА
|
АКРА
|
Несмотря на активное сотрудничество энергетических компаний с национальными провайдерами ESG-рейтингов, их участие в международных рейтингах имеет важное значение, поскольку это позволяет сравнивать российские компании с иностранными в рамках определенной методики от одного агентства. Российские энергетические компании, получая иностранные ESG-рейтинги, формировали представления о том, какие процессы в области ESG им следует улучшить. Кроме того, стремление российских энергетических компаний к высоким рейтингам и оценкам вызывал интерес иностранных инвесторов к ним.
Заключение
Результаты исследования показали, что несмотря на усилившееся после 2022 г. санкционное давление и возникшие из-за этого трудности, российские энергетические компании стараются осуществлять свою деятельность в соответствии с концепцией устойчивого развития. Компании все так же заинтересованы в раскрытии и публикации информации об устойчивом развитии, достижении целей ООН в области устойчивого развития, участии в Глобальном Договоре ООН, получении и подтверждении ESG-рейтингов от национальных и, если возможно, от международных кредитных и информационных агентств. В то же время энергетические компании пока не проявляют особый интерес в привлечении средств для осуществления проектов в области устойчивого развития через такой механизм, как размещение облигаций устойчивого развития.
Также следует отметить особую роль энергетики при реализации концепции устойчивого развития. Во многом реализация данной концепции будет зависеть от того, как в государствах будет функционировать энергетика.
Хотя в энергетике России имеются трудности, приводящие к высокой энергоемкости ВВП и пока не значительному объему выработки электроэнергии из возобновляемых источников, на законодательном уровне в России готовы предпосылки к более активному внедрению концепции устойчивого развития в энергетике и экономике.
[1] Согласно федеральному закону, углеродная единица эквивалентна 1 тонне углекислого газа; получение углеродных единиц возможно при реализации климатических проектов, направленных на сокращение выбросов парниковых газов; углеродные единицы записываются в специальном реестре и могут быть засчитаны их владельцем в целях снижения углеродного следа.
Источники:
2. Постановление Правительства РФ от 21.09.2021 N 1587 (ред. от 30.12.2023) «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации инструментов финансирования устойчивого развития в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_396203/ (дата обращения: 30.07.2024).
3. Распоряжение Правительства РФ от 20.05.2023 N 1315-р «Об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 года» (вместе с «Концепцией технологического развития на период до 2030 года»). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_447895/ (дата обращения: 30.07.2024).
4. Распоряжение Правительства РФ от 09.06.2020 N 1523-р (ред. от 28.02.2024) «Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_354840/ (дата обращения: 30.07.2024).
5. Бабкин А.В., Салимова Т.А., Солдатова Е.В. ESG-рейтинги: тенденции развития, международная и национальная практики // Π-Economy. – 2023. – № 6. – c. 77-92. – doi: 10.18721/JE.16606.
6. Бракк Д. Г., Лев Ю. Г. Анализ показателей функционирования Группы ПАО «Газпром» в контексте воздействия на экологическую систему арктической зоны России // Развитие и безопасность. – 2023. – № 1(17). – c. 59-73. – doi: 10.46960/2713-2633_2023_1_59.
7. Воронова Е.Ю., Пучкова С.И. Интегрированная отчетность как основа социально ответственного инвестирования // Аудитор. – 2023. – № 4. – c. 18-24. – doi: 10.12737/1998-0701-2023-9-4-18-24.
8. Глебова А.Г., Данеева Ю.О. Адаптация российской энергетики к декарбонизации мировой экономики // Экономика. Налоги. Право. – 2021. – № 14(4). – c. 48-55. – doi: 10.26794/1999-849X-2021-14-4-48-55.
9. Годовой отчет ПАО «Интер РАО» за 2022 год. ПАО «Интер РАО». [Электронный ресурс]. URL: https://www.akm.ru/upload/akmrating/Inter_RAO-sustainability-report_2022.pdf (дата обращения: 15.06.2024).
10. Годовой отчет ПАО «РусГидро» за 2022 год. ПАО «РусГидро». [Электронный ресурс]. URL: https://ar2022.rushydro.ru/ru (дата обращения: 30.07.2024).
11. Годовой отчет ПАО «Юнипро» за 2022 год. ПАО «Юнипро». [Электронный ресурс]. URL: https://unipro.energy/files/27652/ (дата обращения: 30.07.2024).
12. Дорофеев М.Л. Особенности стоимости капитала на рынке зеленых облигаций // Журнал «ЭКО». – 2020. – № 5. – c. 62-76. – doi: 10.30680/ECO0131-7652-2020-5-62-76.
13. Лев М.Ю., Лещенко Ю.Г. Анализ концепции безопасности Организации Объединенных Наций в процессе глобальной интеграции // Экономическая безопасность. – 2022. – № 1. – c. 11-44. – doi: 10.18334/ecsec.5.1.113726.
14. Лев М. Ю., Казанцев С. В. Цены, инфляция и безопасность общества. - Москва: ООО "Первое экономическое издательство", 2024. – 230 c.
15. Лещенко Ю. Г., Бракк Д. Г. Анализ расходов на охрану окружающей среды и инновации, направленные на обеспечение экологической безопасности России // Актуальные вопросы экономики, менеджмента и инноваций: материалы Международной научно-практической конференции ученых, специалистов, преподавателей вузов, аспирантов, студентов, Нижний Новгород, 23 ноября 2023 года. – Нижний Новгород: Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева. Нижний Новгород, 2024. – c. 101-108.
16. Мирошниченко О.С., Мостовая Н.А. «Зеленый» кредит как инструмент «зеленого» финансирования // Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice. – 2019. – № 2(23). – c. 31-43. – doi: 10.26794/2587-5671-2019-23-2-31-43.
17. Новак А. ТЭК России сегодня и завтра: итоги и задачи // Энергетическая политика. – 2024. – № 1 (192). – c. 6-13. – doi: 10.46920/2409‑5516_2024_1192_6.
18. Отчет о прогрессе в области устойчивого развития ГК «Росатом» за 2022 год. ГК «Росатом». [Электронный ресурс]. URL: https://www.rosatom.ru/upload/iblock/70d/70d99675f59b0e160147e6ffda (дата обращения: 15.06.2024).
19. Отчет об устойчивом развитии ПАО «ЭЛ5-Энерго» за 2022 год. ПАО «ЭЛ5-Энерго». [Электронный ресурс]. URL: https://www.el5-energo.ru/upload/iblock/522 (дата обращения: 30.07.2024).
20. Пучкова С.И., Марьина Е.Д. Современные тенденции регулирования отчетности по устойчивому развитию компаний // Аудитор. – 2022. – № 3. – c. 44-50. – doi: 10. 12737/1998-0701-2022-8-3-44-50.
21. Пучкова С.И., Сотнева Ю.Д. Информационно-аналитическое обеспечение устойчивого развития компаний на основе МСФО // Аудитор. – 2021. – № 11. – c. 43-49. – doi: 10.12737/1998-0701-2021-7-11-43-49.
22. Пыхов П.А. Оценка влияния санкций на энергетическую безопасность России // Креативная экономика. – 2022. – № 12. – c. 4731-4746. – doi: 10.18334/ce.16.12.116997.
23. Сектор устойчивого развития Московской биржи. Московская биржа. [Электронный ресурс]. URL: https://www.moex.com/s3019 (дата обращения: 30.07.2024).
24. Семикашев В. Экономическая политика для отраслей ТЭК России в условиях санкций // Энергетическая политика. – 2022. – № 8(174). – c. 28-40. – doi: 10.46920/2409-5516_2022_8174_28.
25. Сендеров С., Рабчук В. Энергетическая безопасность сегодня и основные методики ее обеспечения // Энергетическая политика. – 2022. – № 11 (177). – c. 56-69. – doi: 10.46920/2409‑5516_2022_11177_56.
26. Трегубенко Ф.В. Устойчивое развитие ТЭК России в условиях санкций коллективного Запада // Российский внешнеэкономический вестник. – 2024. – № 1. – c. 107-117. – doi: 10.24412/2072-8042-2024-1-107-117.
27. Цели ООН в области устойчивого развития. Оон. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/ (дата обращения: 30.07.2024).
28. Цели устойчивого развития в Российской Федерации. 2023. / Краткий статистический сборник / Федеральная служба государственной статистики. - М., 2023. – 100 c.
29. Энергопотребление России в 2023 году. Тасс. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/19814169 (дата обращения: 30.07.2024).
30. Badlam J., Cox J., Kumar A., Mehta N., O’Rourke S., Silvis J. The Inflation Reduction Act: Here’s what’s in it. McKinsey & Company. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mckinsey.com/industries/public-sector/our-insights (дата обращения: 30.07.2024).
31. CAT net zero target evaluations. Climate Action Tracker,. [Электронный ресурс]. URL: https://climateactiontracker.org/global/cat-net-zero-target-evaluations (дата обращения: 30.07.2024).
32. Historic New Sustainable Development Agenda Unanimously Adopted by 193 UN Members. Un. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/blog/2015/09/historic-new (дата обращения: 30.07.2024).
33. Performance of European Countries Against the SDGs. Sustainable Development Solutions Network. [Электронный ресурс]. URL: https://eu-dashboards.sdgindex.org/chapters/part-2 (дата обращения: 30.07.2024).
34. Pipa T., Rasmussen K., Pendrak K. The State of the Sustainable Development Goals in the United States. The Brookings Institution. [Электронный ресурс]. URL: https://www.brookings.edu/wp-content/uploads/2022/03/2022 (дата обращения: 30.07.2024).
35. REPowerEU at a glance. European Commission,. [Электронный ресурс]. URL: https://commission.europa.eu/strategy-and-policy/priorities-2019-2024/ (дата обращения: 30.07.2024).
36. SDG 7: Energy Intensity. International Energy Agency. [Электронный ресурс]. URL: https://www.iea.org/reports/sdg7-data-and-projections/energy-intensity (дата обращения: 30.07.2024).
37. Statistical Review of World Energy 2023. Energy Institute. [Электронный ресурс]. URL: https://www.energyinst.org/__data/assets/pdf_file/0004/1055542/EI_Stat_Review_PDF_single_3.pdf (дата обращения: 30.07.2024).
38. Sustainable Development. International Institute for Sustainable Development. [Электронный ресурс]. URL: https://www.iisd.org/mission-and-goals/sustainable-development (дата обращения: 30.07.2024).
39. UN Global Compact. Un. [Электронный ресурс]. URL: https://unglobalcompact.org (дата обращения: 30.07.2024).
40. World Investment Report 2023 - Investing in sustainable energy for all. United Nations Conference on Trade and Development. [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/wir2023_en.pdf (дата обращения: 15.06.2024).
Страница обновлена: 09.10.2024 в 10:52:25