Удаленная работа: современные реалии трудовой сферы

Уфимцева Е.В.1, Волчкова И.В.2, Шадейко Н.Р.2, Геворгян О.И.3
1 Томский государственный архитектурно-строительный университет
2 Томский государственный педагогический университет
3 Национальный исследовательский Томский государственный университет

Статья в журнале

Экономика труда
Том 8, Номер 1 (Январь 2021)

Цитировать:
Уфимцева Е.В., Волчкова И.В., Шадейко Н.Р., Геворгян О.И. Удаленная работа: современные реалии трудовой сферы // Экономика труда. – 2021. – Том 8. – № 1. – С. 23-38. – doi: 10.18334/et.8.1.111351.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44649321

Аннотация:
В статье сделан обзорный анализ современных реалий трудовой сферы с позиции массового практического опыта перехода на удаленную работу и современных тенденций внедрения удаленной работы в планетарных масштабах. В ходе обзора использованы методы сравнительного, аналитического и логического анализа. В качестве методологической основы выбраны системный и структурный подходы. Выполнена систематизация терминологического аппарата: от «удаленки» до «фриланса», показан потенциал и последствия удаленной работы: взгляд из-за рубежа, обозначена востребованность и перспективность удаленной работы. В целом, очевидно, что в России и за рубежом офисный рынок трансформируется, наблюдается переход к новой модели – «activity-based office». Правительственные меры всего мира для подавления распространения вируса COVID-19 оказали мгновенное влияние на рынок труда. При этом социальное дистанцирование и возможности удаленной работы из-за профессиональной и производственной специфики деятельности в отраслях будут иметь как разную специфику, так и динамику развития в разных странах. Более того во всем мире появилось четкое осознание того, что физического присутствия в офисе для успешной работы требуется не всегда. Удаленная работа устраняет географические барьеры при приеме на работу, также для независимых специалистов дистанционная форма работы открывает возможности для работы с компаниями и клиентами по всему миру

Ключевые слова: удаленная работа, практический опыт, современные тенденции

JEL-классификация: J21, J22, J24



Введение

Современные реалии трудовой сферы все чаще приводят к переосмыслению отношения к человеку и его труду. Развитие и модернизация форм организации человеческого труда, в частности удаленных рабочих мест, выступают следствием формирования нового общества информационного типа. Удаленная работа традиционно позволяла людям гибко подходить к организации труда, ее преимущества и проблемы подробно описаны в литературе. Однако в связи с недавним быстрым переходом значительной части рабочей силы к удаленной работе традиционные представления о данной форме занятости были поставлены под сомнение [1]. Удаленная работа выглядит совершенно по-другому, когда ее выполняют все. В настоящее время целые семьи вынуждены адаптировать свою трудовую жизнь к пребыванию дома.

Сегодня последствия COVID-19 существенно сказались на увеличении уровня безработицы и усилении неравенства на рынке труда. Кроме того, для подавляющего большинства предприятий радикальный переход к удаленной работе – новый эксперимент, выраженный в новых способах работы.

Систематизация терминологического аппарата: от «удаленки» до «фриланса»

Во многих имеющихся на сегодняшний день российских и зарубежных исследованиях помимо важности изучения практического опыта перехода организаций на удаленную работу подчеркивается особая значимость обобщения и систематизации терминологического аппарата и разграничения таких понятий, как удаленная работа, надомная работа, дистанционная работа, опосредованное взаимодействие и др. При этом зачастую складывается впечатление, что употребление данных терминов происходит по наитию, а контекст понимания определяется субъективной моделью интерпретации. Поскольку современная реальность становится преимущественно толерантной, осуществим попытку осветить обозначенный вопрос в общепонятной форме.

Прежде отметим, что удаленная работа, в просторечии «удаленка», бывает нескольких видов: надомная, дистанционная и фриланс. Следовательно, в том случае, когда употребляется термин «удаленка», то в соответствии с российским законодательством необходимо конкретизировать, что имеется в виду: то ли это надомная работа, или же дистанционная. С видом удаленной работы «фриланс» относительно все ясно: работник (фрилансер) не зачислен в штат и работает по договору ГПХ, в котором прописывается конкретное задание, устанавливаются сроки и пр. Мы же попытаемся внести ясность в сложившуюся трактовку терминов «надомная работа», «дистанционная работа» и «опосредованное взаимодействие».

ТК РФ ст. 312.1 определяет дистанционную работу как выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, вне стационарного рабочего места. Для выполнения трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, обязательно использование информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, сети Интернет в том числе.

При этом из ст. 310 ТК РФ следует, что надомная работа – это выполнение определенной трудовым договором работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых надомником за свой счет.

Следовательно, исходя из ТК РФ, основная разница между дистанционной и надомной работой заключается в том, что, во-первых, надомная – исключительно на дому, дистанционная – дом и иные помещения, подходящие для выполнения трудовой функции; во-вторых, дистанционная, в отличие от надомной, подразумевает обязательное выполнение работы посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей (ИКТ) общего пользования. При этом «опосредованное взаимодействие» подразумевает взаимодействие при помощи дополнительных средств, т. е. процесс восприятия и передачи информации через ИТК общего пользования. Таким образом, объединяет дистанционную и надомную работу – нахождение вне помещения работодателя.

Здесь стоит отметить, что планируемые дополнения в ТК РФ изменят представления об удаленной работе, разделяя ее на два режима [2]: временный, когда работник будет определенный срок трудиться вне офиса; смешанный, или комбинированный, когда работник будет сочетать работу удаленно и в офисе. Указанные два режима удаленной работы будут иметь отношение непосредственно к удаленной дистанционной работе.

Для систематизации терминологического аппарата обратимся к существующей трактовке терминов «удаленная работа» и «дистанционная работа» в трудовом законодательстве разных стран (табл. 1).

Таблица 1

Некоторые трактовки терминов «удаленная» и «дистанционная» работа в трудовом законодательстве разных стран

Страна/республика
Сущность и трактовка терминов
«удаленная» и «дистанционная» работа
Страны ЕС и США
В отношении работы, связанной с использованием телекоммуникаций, порядка 10 лет назад получил распространение термин «телеработа».
2002 г.: телеработа – форма организации и (или) выполнения работы с использованием информационных технологий в контексте трудового договора/отношения, где работа, которая также может быть выполнена в помещениях работодателя, осуществляется вне этих помещений на регулярной основе [3].
Согласно закону США, телеработа относится к организации гибкого графика работы, при котором работник выполняет обязанности и исполняет обязательства по такой должности работника, а также иную разрешенную деятельность с одобренного рабочего места, в отличие от места, на котором бы в противном случае работал работник [4].
В исследовании, посвященном новым формам занятости, проведенном в 2015 г. Еврофондом, упоминается понятие «мобильная работа», которая подразумевает использование ИКТ и не предполагает какого-либо закрепления рабочего места, как следствие, возникает понятие «мобильные работники» [5].
В 2016 г. государственный департамент США (DOS) распространил меморандум исполнительного секретаря, озаглавленный как «Требования к сотрудникам исполнительной власти, работающим по телеработе за рубежом», также известный как соглашение о телеработе домашних работников за рубежом (DETO) [6]
Казахстан
Дистанционная работа – особая форма осуществления трудового процесса вне места расположения работодателя с применением в процессе работы ИКТ (ст. 138) [7]. Работодатель обязан предоставлять работнику средства коммуникаций и нести расходы по их установке и обслуживанию либо выплачивать работнику компенсацию в случае, когда работник использует собственные средства коммуникаций на постоянной основе. Размер и порядок выплаты подобной компенсации устанавливаются в трудовом договоре о дистанционной работе. По соглашению сторон работнику могут возмещаться и иные расходы, связанные с выполнением работы для работодателя (например, стоимость электроэнергии, воды и др.).
Надомная работа – выполнение работы на дому личным трудом согласно трудовому договору со своими материалами и с использованием своего оборудования, инструментов и приспособлений или выделяемых работодателем либо приобретаемых за счет средств работодателя (ст. 137 ТК РК)
Беларусь
Дистанционная работа – работа, которую работник выполняет вне места нахождения нанимателя с использованием для выполнения этой работы и осуществления взаимодействия с нанимателем информационно-коммуникационных технологий [8]. По соглашению сторон работнику, выполняющему дистанционную работу, могут возмещаться иные расходы, связанные с исполнением трудовых обязанностей
Киргизия
Дистанционная работа – это выполнение трудовой функции, определенной договором, вне места нахождения работодателя, его структурных подразделений, вне стационарного рабочего места, территории или объекта. При этом должно выполняться одно из условий – наличие и применение сетей общего пользования, например интернета или мобильной связи, для осуществления обязанностей и взаимодействия с работодателем. Если сотрудник отправляется на «удаленку», работодатель должен обеспечить его средствами коммуникации и оплатить расходы на их установку и обслуживание. По соглашению сторон могут возмещаться и иные расходы, связанные с выполнением работы, например затраты на электроэнергию или транспорт [9]
Украина
В соответствии с трудовым законодательством дистанционная работа есть надомная работа. Дистанционная (надомная) работа – это такая форма организации труда, когда работа выполняется работником по месту его жительства или в другом месте по его выбору, в том числе с помощью ИКТ, но вне помещения работодателя [10]. В КЗоТ ст. 60 сказано, что на время угрозы распространения эпидемии, пандемии и (или) на время угрозы военного, техногенного, природного или иного характера условие о дистанционной (надомной) работе и гибком режиме рабочего времени может устанавливаться в приказе (распоряжении) собственника или уполномоченного им органа без обязательного заключения в письменной форме трудового договора о дистанционной (надомной) работе. При дистанционной (надомной) работе работники распределяют рабочее время по своему усмотрению, на них не распространяются правила внутреннего трудового распорядка, если иное не предусмотрено в трудовом договоре
Источник: составлено авторами.

Можно заключить, что помимо ряда схожих положений существуют и некоторые различия. Общим подходом к определению дистанционной работы как в России, так и в ряде зарубежных стран (Казахстан, Киргизия, Белоруссия) является то, что под дистанционной работой понимается та работа, которая осуществляется вне места нахождения работодателя и с применением ИКТ общего пользования. В КЗоТ Украины понятия «дистанционная» и «надомная» работа не обособлены. Данное обстоятельство позволяет предположить, что если работник работает с использованием ИКТ «по месту жительства», значит, он будет выполнять «надомную» работу, если «в другом месте по его выбору» – «дистанционную». Если же, по замыслу законодателя, «дистанционную» и «надомную» работу возможно выполнять «по месту его жительства или в другом месте по выбору работника», то разницы между данными понятиями нет.

Потенциал и последствия удаленной работы: взгляд из-за рубежа

Стоит отметить, что пандемия COVID-19 вызвала повышенный интерес к исследованию потенциала и последствий удаленной работы не только у российских, но и зарубежных исследователей. Остановимся на некоторых из них.

Согласно исследованиям [11–13] (Delaporte, Peña, 2020; Gottlieb, Grobovšek, Poschke, 2020; Hatayama, Viollaz, Winkler, 2020), в настоящее время потенциал для работы на дому весьма ограничен для многих профессий и секторов, особенно в развивающихся странах. Так, например, в США только 37% рабочих мест можно полностью перевести на удаленную работу, при этом значение данного показателя существенно разнится по отраслям и городам [14] (Dingel, Neiman, 2020). Практика Ирландии показывает, что в сфере образования, ИКТ и финансов наблюдается самый высокий процент сотрудников, работающих удаленно. В административном секторе, здравоохранении, строительстве, розничной торговле, транспорте только каждый 10-й сотрудник работает на дому [15] (Redmond, McGuinness, 2020). В странах Латинской Америки и Карибского бассейна доля людей, которые могут работать из дома, варьируется от 7% до 16% [16] (Delaporte, Peña, 2020). При этом больше возможности работать из дома в странах с высоким уровнем экономического развития, а в более бедных странах, где преобладает ручной труд, имеет место плохой доступ к сети Интернет, слабо развиты ИТК – работать удаленно сложней [13] (Hatayama, Viollaz, Winkler, 2020).

В отчете 2019 г. Федерального правительства, который опубликован Управлением персонала США (OPM) [17], имеются следующие данные о динамике удельного веса сотрудников, участвующих в дистанционной и удаленной работе (рис. 1). Данные рисунка 1 свидетельствуют об устойчивом росте на протяжении 2012–2018 гг. удельного веса сотрудников, участвующих в дистанционной и удаленной работе.

Рисунок 1. Динамика удельного веса сотрудников, участвующих в дистанционной и удаленной работе в США в 2012–2018 гг.

Источник: составлено авторами.

Данные исследования [18] (Brynjolfsson, Horton, Ozimek, Rock, Garima Sharma, Hong-Yi TuYe, 2020), проведенного группой ученых в 2020 г. в США, свидетельствуют о том, что во время первой волны пандемии COVID-19 на удаленную работу в большей степени перешли сотрудники предприятий, занятые в информационной сфере. В результате пандемии количество удаленной работы в США резко возросло, более половины американцев работали из дома. При этом ожидаемые темпы роста удаленной работы в течение следующих пяти лет прогнозируются на уровне 30–65%.

Что касается оценки последствий перевода сотрудников на удаленную работу, то большинство исследователей сходятся во мнении, что они не будут одинаковыми как для работников, так и для отраслей экономики. Например, работникам более молодого возраста, менее образованным сотрудникам, а также самозанятым людям с большей вероятностью будет труднее работать удаленно [19]. Кроме того, низкооплачиваемые работники, а также работники с низким уровнем образования в большей степени подвержены рискам в условиях пандемии.

Результаты проведенного исследования [20] свидетельствуют о том, что сотрудникам, переведенным на удаленную работу, пришлось справляться с огромными изменениями в привычном распорядке рабочего дня. В условиях изоляции они работали в окружении семьи или соседей по квартире, что зачастую предполагало удовлетворение требований и потребностей, не связанных с рабочими целями. Постоянное пребывание в одном и том же пространстве вызывало дополнительные отвлекающие факторы: шум от соседей, прерывание работы водителями доставки и т.п. Кроме того, расплывчатое чувство времени, сложность игнорирования домашних обязанностей, ослабление различий между рабочими и выходными днями, забота о детях – далеко не полный перечень отвлечений, с которыми пришлось столкнуться удаленным сотрудникам.

Исследования, проведенные в Ирландии, убедительно доказывают, что потенциал удаленной работы значительно разнится по отраслям экономики (табл. 2) [21]. Так, если рассматривать сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство, водоснабжение; канализация, утилизация отходов – можно отметить ограниченный потенциал для удаленной работы.

Таблица 2

Потенциал удаленной работы по секторам в Ирландии

Название сектора
Потенциал удаленной работы
Сельское, лесное и рыбное хозяйство (A)
0,03
Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров (B)
0,26
Производство (C)
0,31
Электроэнергия, газ, пар и кондиционирование воздуха (D)
0,57
Водоснабжение; канализация, удаление отходов (E)
0,35
Строительство (F)
0,15
Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов (G)
0,59
Транспортировка и хранение (H)
0,23
Услуги общественного питания (I)
0,53
Информация и связь (J)
0,86
Финансовая и страховая деятельность (К)
0,78
Операции с недвижимым имуществом (L)
0,69
Административная и вспомогательная деятельность (N)
0,41
Профессиональная, научная и техническая деятельность (М)
0,82
Государственное управление и оборона; обязательное социальное страхование (О)
0,6
Образование (P)
0,92
Здоровье человека и социальная деятельность (Q)
0,86
Искусство, развлечения и отдых (R)
0,76
Прочая сервисная деятельность (S)
0,84
Источник: [21].

Надо отметить, что ряд зарубежных исследователей при оценке последствий перевода работников на удаленную работу подчеркивают важность оценки потенциально возможных рисков, связанных как с техническими сбоями, так и с безопасностью данных [22, 23] (Malecki, 2020). В силу того, что переход миллионов людей на удаленную работу происходил в короткие сроки, например, только в США более 16 миллионов работников умственного труда были переведены на удаленную работу в первые несколько дней пандемии COVID-19 [24], крайне необходимо обеспечить безопасность данных. Согласно проведенному исследованию [25], с февраля по апрель 2020 г. на фоне всплеска COVID-19 и перевода сотрудников на удаленную работу кибератаки увеличились на 238%.

Удаленная работа: востребованность и перспективность

Весьма интересным, на наш взгляд, является краеугольный камень философии американской медицинской компании Magellan Health, который заключается в следующем: «Вы бы предпочли, чтобы нужный человек работал удаленно или почти нужный человек сидел с вами в одном помещении?». В этой связи выполним обзор практического опыта перехода организаций на удаленную работу (табл. 3).

Таблица 3

Краткий обзор практики перехода организаций и компаний на удаленную работу в России и за рубежом

Организация/компания
Краткое описание перехода организаций на удаленную работу
Федеральная пассажирская компания (ФПК) (АО ФПК – дочернее общество ОАО РЖД)
Задействованы сервисы «Ростелекома» для оперативной организации удаленной работы и коммуникации сотрудников. К внутренним системам были подключены свыше 3000 сотрудников ФПК, работающих вне офиса. К каждому рабочему месту был подключен сервис по защите от утечки информации и контролю коммуникаций сотрудников на базе решения Solar Dozor. Это позволило ФПК осуществлять профилактику инцидентов информационной безопасности, связанных с действиями сотрудников, а также контролировать эффективность их рабочего времени
Администрация Костромской области
Благодаря развернутому гособлаку Администрация Костромской области перевела пользователей в режим работы из дома. Осуществлено написание инструкции и отлажены некоторые бизнес-процессы в системе. На удаленную работу перевели около 30% госслужащих. Рассматривается возможность закрепить принцип удаленной работы на законодательной основе. На федеральном уровне также разрабатывается законопроект, который будет регулировать данный вопрос
Правительство Мурманской области
Использование и планомерное развитие системы документационного управления «Приоритет» позволили быстро и эффективно организовать удаленный формат работы специалистов и обеспечить возможность оперативного издания юридически значимых электронных документов, включая правовые акты регионального уровня. Более 1000 сотрудников всех исполнительных органов госвласти Мурманской области могут дистанционно работать в системе электронного документооборота на базе платформы Docsvision
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
ГМИИ им. А.С. Пушкина был обеспечен оборудованием, необходимым для организации безопасной удаленной работы сотрудников. Сотрудники музея имеют удаленный доступ ко всем внутренним цифровым ресурсам Пушкинского и в т. ч. могут быстрее готовить онлайн-проекты и экскурсии. Партнером проекта выступила компания Cisco
«ОбнинскОргСинтез» – один из лидеров на российском рынке автомобильных спецжидкостей
Штат «Обнинскоргсинтеза» насчитывает около 2000 человек. Компания работает более чем со 150 дистрибьюторами и имеет порядка 70 тыс. торговых точек. Все внутренние процессы перевели в онлайн. Благодаря ELMA организация удаленной работы заняла всего 5 ч. Именно за это время разработчики компании создали и запустили процесс «Управление рабочим днем подчиненных». Созданный процесс реализует трехэтапную систему контроля сотрудника и позволяет оценить его загрузку и эффективность
Контакт-центр АКЦ Гран
Операторы ГРАН подключаются к платформе Naumen Contact Center с помощью веб-приложения Naumen WebPhone, которое открывается непосредственно в браузере и не требует установки дополнительного софта на домашние компьютеры сотрудников. В перспективе рассматривается WebPhone как основной инструмент оператора, поэтому разработка всех функций сосредоточена в этом направлении. В ближайшем релизе обеспечится возможность работы с текстовыми каналами, автоподъем трубки, постоценка звонков в IVR. В 2021 г. с помощью WebPhone можно будет делать видеозвонки и осуществлять совместный браузинг
Почта России
ИТ-службы предприятия обеспечили сотрудников VPN-каналами и приложениями для удаленной работы. Всего по стране открыто около 3000 удаленных рабочих мест с безопасным доступом ко всем корпоративным сервисам. Отвечая на вопрос о том, что входит в понятие «удаленное рабочее место», сообщили, что это доступ с домашнего компьютера или с корпоративного ноутбука к рабочему месту в офисе. В стек решений удаленного доступа также входит продукт «МойОфис» для части сотрудников, которые участвуют в пилотном проекте по его внедрению
Туристическое агентство Китая Ctrip со штаб-квартирой в Шанхае
Насчитывает 20 000 сотрудников. Для начала компания перевела на удаленку половину сотрудников и отслеживала их показатели в течение 9 мес., остальная часть работала только из офиса. Николас Блум, профессор Стэнфордского университета, отметил, что продуктивность сотрудников увеличилась на 13%
Американская корпорация в сфере веб-программирования Automattic
В Automattic существует единая система, через которую работают все сотрудники, коммуникацию поддерживают благодаря периодическим видеоконференциям. Компания имеет 800 сотрудников в 67 странах. Встреча организуется один раз в год, чтобы объединить людей, сблизить их и показать сплоченность. Automattic предоставляет сотрудникам необходимую технику и финансовые средства для создания идеального рабочего пространства, в т. ч. и стипендию
Банк Monzo в Лондоне
Сотрудники каждые две недели работают из дома, и около 37% специалистов компании трудятся в home office постоянно. Чтобы поддерживать связь со всеми членами команды, руководители записывают все очные встречи, а также периодически устраивают видеоконференции, а для создания комфортного домашнего офиса компания помогает с оборудованием и настройкой внутренних систем для удобной коммуникации и выполнения задач
Американская медицинская компания Magellan Health
Более половины работников предпочитают home office, остальные посещают штаб-квартиру в свободном режиме. Компания стремится к сохранению work-life balance, предоставляя возможность находиться в спокойном рабочем месте, уделять больше внимания близким людям и выстраивать гибкий график. Компания приобретает специалистов из разных областей
Японская компания Fujitsu – лидер рынка информационных и коммуникационных технологий, предлагающая полный спектр технологических продуктов, решений и услуг
Работу сотрудников из дома компания назвала «сменой трудовой жизни для новой нормы». Планирует отправить на удаленку 80 тысяч сотрудников – 60% персонала, в целом в компании работает почти 130 000 человек. Это позволит сократить площадь арендуемых офисов вдвое. Чтобы работники создали дома необходимые условия, им будут доплачивать по 5000 иен в месяц
Google – крупнейшая американская компания, занимающаяся разработкой информационных технологий для работы в интернете
Большинство сотрудников будут работать удаленно до июня 2021 г. Генеральный директор компании Сундар Пичаи сообщил сотрудникам, что это «обеспечит гибкость, которая позволит нашим сотрудникам сбалансировать работу с заботой о себе в течение следующих 12 месяцев»
Siemens – немецкая технологическая компания
Планирует полностью изменить режим офисной работы. 140 тысяч сотрудников в 43 странах смогут работать удаленно 2–3 дня в неделю. По словам гендиректора Siemens, такой режим не только скажется на результатах работы, но и поднимет престиж корпорации
Facebook– крупнейшая социальная сеть в мире
Офисы открылись еще в начале июля 2020 г., но руководство компании разрешило сотрудникам работать из дома до конца года. Марк Цукерберг отметил, что выходить в офис могут люди, которым неудобно по каким-то причинам работать дома. До этого он говорил, что к 2030 г. половина всех сотрудников перейдут на удаленку
Twitter – американская интернет-компания
Руководство компании пообещало открыть офисы в сентябре 2020 г., но выходить будет необязательно. Если работа не требует физического присутствия, то можно трудиться дома сколько угодно
Uber – американская международная публичная компания из Сан-Франциско
Все сотрудники, которые захотят, могут оставаться работать из дома до июня 2021 г. Для организации рабочего места выдадут по 500 долларов. Весной 2021 г. руководство решит, продлевать ли удаленный режим
Источник: составлено авторами.

Таким образом, пандемия COVID-19 заставила большинство организаций и компаний перевести своих сотрудников на удаленную работу и выполнить целый ряд оперативных мер.

Оценивая перспективы развития бизнеса в формате удаленной работы, приведем результаты опроса руководителей крупнейших компаний мира, представленные на российском официальном сайте аудиторской компании «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит» (PwC) [26]. В указанном опросе, проходившем в июне – июле 2020 г., приняли участие более 600 респондентов из 67 стран. Так, по мнению руководителей компаний, основные изменения, вызванные пандемией COVID-19, выражаются, прежде всего, в переходе на удаленный режим работы (считают 78% руководителей), ускорении автоматизации (76%) и снижении численности сотрудников в офисах (61%). Кроме того, 61% опрошенных склоняются к тому, что в будущем их бизнес-модель будет более цифровой – это то изменение, которое только ускорилось в результате пандемии.

В России на вопрос «Планируете ли вы в будущем переход на удаленный режим работы?» 26% респондентов ответили утвердительно, 52% – отрицательно, 22% – частично. После весенней пандемии 2020 г. намерение перейти на «удаленку» высказали представители 69% ИТ-компаний, 60% интернет-магазинов, 41% консалтинговых организаций, 34% строительных и архитектурных организаций и 24% респондентов, представляющих торговлю. Практически или совсем не планируют работать в удаленном формате организации, представляющие сферы безопасности, юридических услуг, недвижимости, страхования, а также гостиничный, ресторанный бизнес, салоны красоты. В данном опросе [27] приняли участие 412 представителей организаций малого и среднего бизнеса (руководители, сотрудники).

По данным HeadHunter, количество вакансий с удаленной работой по России за период с апреля по август 2020 г. составило 71 969, что на 77% выше, чем за аналогичный период 2019 г. В топ профессиональных областей по числу вакансий с удаленкой вошли IT и телеком, продажи и маркетинг [28]. Исследование, проведенное сервисом «Битрикс24» совместно с агентством J’son & Partners Consulting в 2014–2020 гг., показало, что средняя доля постоянно удаленных сотрудников составляла 20% (табл. 4).

Таблица 4

Доля сотрудников, работающих дистанционно в России

Размер компаний
Доля офисных сотрудников, в среднем, %
Доля постоянно удаленных сотрудников, в среднем, %
Доля удаленных время от времени сотрудников, в среднем, %
Микропредприятия (1–15 чел.)
46
30
24
Малые+средние предприятия
(16–250 чел)
58
20
22
Крупные до 1000 чел.
67
16
17
Крупные, более 1000 чел.
72
10
18
В среднем по компаниям
60
20
20
Источник: [29].

Исследование J’son & Partners Consulting показало, что российские производители ежегодно наращивают выпуск инфо-телекоммуникационного оборудования, особенно в части серверов и систем хранения данных общего назначения. Однако их общая доля на российском рынке в ряде сегментов не превышает еще 20%. Например, отечественный рынок инфо-телекоммуникационного оборудования в 2016–2018 гг. увеличивался со среднегодовыми темпами около 20% и на конец 2018 г. суммарно достиг почти 800 млрд руб. годового потребления, или около 2% от общемирового потребления, что в целом соответствует доле нашей страны в мировом ВВП. При этом Россия критически зависит от импорта инфо-телекоммуникационного оборудования. Отечественное производство определенных видов ИКТ-оборудования невелико, что создает потенциальные угрозы для критической информационной инфраструктуры государства и бизнеса, значительно увеличивающиеся по мере роста уровня автоматизации. Решение этих задач крайне необходимо для обеспечения устойчивости национальной информационной инфраструктуры. Без их решения все организационные усилия по защите отечественных производителей будут носить временный и ограниченный характер, а экономическая целесообразность вернет на рынок России зарубежных производителей.

Заключение

Резюмируя, сделаем ряд выводов. В последнее время в России и за рубежом все очевидней становится неизбежность трансформации офисного рынка, оптимизации использования рабочего пространства. Наблюдается переход к новой модели – activity-based office, когда офисное пространство планируется не вокруг посадочных мест, а вокруг тех функциональных задач, которые решаются в той или иной рабочей зоне. Во всем мире появляется осознание того, что физическое присутствие в офисе для успешной работы требуется не всегда. Меры, принятые правительствами всего мира для подавления распространения вируса COVID-19, оказали мгновенное влияние на рынок труда. Вместе с тем социальное дистанцирование и возможности удаленной работы из-за профессиональной и производственной специфики деятельности в отраслях будут иметь как разную специфику, так и динамику развития в разных странах.

Зарубежные исследования показывают, что при переводе работников на дистанционную работу с учетом профиля их деятельности появляется потенциальная возможность увеличения производительности труда на 10% [18, 30] (Brynjolfsson, Horton, Ozimek, Rock, Garima Sharma, Hong-Yi TuYe, 2020). Вместе с тем существует мнение, что переводить на дистанционный режим труда большое количество сотрудников нецелесообразно [31] (Ermakov, Savelova, 2015), однако некоторые подгруппы сотрудников могут работать дистанционно. В качестве преимуществ удаленной работы для сотрудников можно выделить отсутствие поездок на работу, меньшее количество ненужных встреч и меньше отвлекающих факторов в офисе, в качестве недостатков – технические проблемы, а также риски, связанные с утечкой конфиденциальной информации.

В целом результаты исследований разных стран показывают, что эксперимент с удаленной работой прошел лучше, чем ожидалось. Ощущаемые преимущества удаленной работы заставляют предприятия значительно увеличивать планы удаленного найма в будущем. Переход предприятий на удаленную работу может устранить многие проблемы, обусловленные наличием традиционной рабочей силы в офисе. Многие компании уже ощутили различные преимущества подобной гибкости. Удаленная работа устраняет географические барьеры при приеме на работу. Для независимых специалистов дистанционная форма работы открывает возможности для работы с компаниями и клиентами по всему миру.


Источники:

1. Shamsi Iqbal, Jina Suh, Mary Czerwinski, Gloria Mark, and Jaime Teevan. 2018. Remote Work and Well-being. InNFOW’20: The 2020 Workshop on theNew Future of Work, August 3–5, 2020 (Virtual).ACM, New York, NY, USA, 7 pages. Retrieved from: https://www.microsoft.com/en-us/research/publication/remote-work-and-well-being/
2. Изменения в ТК по удаленной работе. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kdelo.ru/art/385981-izmeneniya-v-tk-po-udalennoy-rabote-20-m10.
3. Европейское рамочное соглашение о телеработе от 16 июля 2002 года
4. Закон США № 111-292 «Об усовершенствовании телеработы» от 9 декабря 2010 года
5. Eurofound. New forms of employment. P. 73
6. The Department of State’s Authority Regarding Domestic Employees Teleworking Overseas. Retrieved from. [Электронный ресурс]. URL: https://www.telework.gov/guidance-legislation/telework-guidance/overseas-telework/.
7. Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23.11.2015 г. № 414-V (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.07.2020 г.). [Электронный ресурс]. URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=38910832#pos=2064;-49.
8. Трудовой кодекс Республики Беларусь. Гл. 251 ст. 3071. [Электронный ресурс]. URL: https://etalonline.by/document/?regnum=hk9900296.
9. Труд вне офиса Российская газета – Неделя – Киргизия № 113(8167). [Электронный ресурс]. URL: URL: https://rg.ru/2020/05/27/v-zakonodatelstvo-kirgizii-vnesut-popravki-o-rabote-na-udalenke.html.
10. КЗот Украины. Ст. 60. [Электронный ресурс]. URL: https://novarobota.ua/articles-employer/kzot-ukrainy-2020-305.
11. Delaporte, I., Peña, W. Working From Home Under COVID-19: Who Is Affected? Evidence From Latin American and Caribbean Countries // COVID Economics. – 2020. – № 14.
12. Gottlieb C., Grobovšek J., Poschke, M. Working from home across countries // COVID Economics. – 2020. – № 1.
13. Hatayama M., Viollaz M., Winkler H. Jobs' amenability to working from home: Evidence from skills surveys for 53 countries // World Bank Policy Research Working Paper 9241. – 2020.
14. Dingel J. I., Neiman B. How many jobs can be done at home? // COVID Economics. – 2020. – № 1.
15. Redmond P., McGuinness S. Who can work from home in Ireland? // Retrieved from Dublin. – 2020.
16. Delaporte I., Peña W. Working From Home Under COVID-19: Who Is Affected? Evidence From Latin American and Caribbean Countries // COVID Economics. – 2020. – № 14.
17. Status of Telework in the Federal Government Report to Congress. Fiscal Year 2018. Р. 8
18. Erik Brynjolfsson, John J. Horton, Adam Ozimek, Daniel Rock, Garima Sharma, Hong-Yi TuYe COVID-19 and Remote Work: An Early Look at US Data // NBER Working Paper. – 2020. – № 27344.
19. DiscoverRudnicka, A., Newbold, JW., Cook, D., Cecchinato, ME., Gould, S., Cox, AL. (2020) Eworklife: developing effective strategies for remote working during the COVID-19 pandemic. In: Eworklife: developing effective strategies for remote working during the COVID-19 pandemic. The New Future of Work Online Symposium. 03 August 2020 – 05 August 2020. Retrieved from: https://discovery.ucl.ac.uk/id/eprint/10106475/
20. Crowley F., Daly H., Doran J., Ryan G. COVID-19, social distancing, remote work and transport choice // COVID Economics. – № 30.
21. Frank Crowley, Justin Doran (2020). COVID‐19, occupational social distancing and remote working potential: An occupation, sector and regional perspective. Retrieved from: https://rsaiconnect.onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1111/rsp3.12347
22. Malecki F. Overcoming the security risks of remote working // Computer Fraud & Security. – 2020. – № 7. – p. 10-12.
23. StorageCraft Research Reveals Rampant Data Growth, and Inadequate IT Infrastructures Are a Source of Global Concern and Risk. StorageCraft, 12 Sep 2019. Accessed Jun 2020. Retrieved from: www.storagecraft.com/press-releases/storagecraft-research-reveals-rampant-data-growth-and-inadequateit-infrastructures
24. Report: Remote work in the age of Covid-19: 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://slackhq.com/report-remotework-during-coronavirus.
25. Modern Bank Heists’ Threat Report from VMware Carbon Black Finds Dramatic Increase in Cyberattacks Against Financial Institutions Amid COVID-19. [Электронный ресурс]. URL: https://beforeitsnews.com/press-releases/2020/05/modern-bank-heists-threat-report.
26. 78% руководителей крупнейших компаний мира признали режим удаленной работы долгоиграющим последствием от пандемии COVID-19. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pwc.ru/ru/press-center/2020/rukovoditeli-priznali-rezhim-udalennoy-raboty.html.
27. 53% российских компаний восстановились после COVID-кризиса. [Электронный ресурс]. URL: http://www.marketingnews.ru/news/?act=view&id=622.
28. Вышел на работу – остался дома Российская газета. Рубрика: Экономика. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2020/09/21/v-rossii-znachitelno-vyroslo-chislo-vakansij-s-udalennoj-zaniatostiu.html.
29. Перспективы распространения дистанционной занятости в России, 2014–2020 гг. Комментарии к результатам. [Электронный ресурс]. URL: https://json.tv/ict_telecom_analytics/it_cloud_services_saas_iaas_bpaas_b2b_hardware_software_information_technologies/page/2.
30. Ozimek, Adam, The Future of Remote Work (May 27, 2020). [Электронный ресурс]. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3638597.
31. Ермаков К.С., Савелова А.В. Анализ практики применения дистанционных трудовых отношений и расчета экономической эффективности дистанционного труда на авиапредприятии // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. – 2015. – № 216. – c. 40–46.

Страница обновлена: 22.04.2021 в 06:37:00