Исследование плакатных образов для формирования мягких навыков у студентов высшей школы

Тарханова Е.Г.1
1 Байкальский государственный университет

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 3 (Июль-сентябрь 2024)

Цитировать:
Тарханова Е.Г. Исследование плакатных образов для формирования мягких навыков у студентов высшей школы // Лидерство и менеджмент. – 2024. – Том 11. – № 3. – С. 1089-1112. – doi: 10.18334/lim.11.3.121487.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=73654394

Аннотация:
В настоящее время тема формирования мягких навыков у молодого поколения очень популярна, что подтверждается как нормативно-правовыми актами, так и образовательным контентом различных курсов и программ. В статье представлены результаты исследования образного и информационного наполнения учебно-образовательных плакатов на тему «Управление личной эффективностью» как средства формирования мягких навыков у студентов высшей школы. В рамках работы выявлены визуальные архетипы плакатов-аналогов, курсов личностного роста и плакатов, предпочтительных для целевой аудитории. На основе этого сформировано концептуальное решение и определены средства художественной выразительности для серии плакатов. Исследовано информационное наполнение плакатов для их соответствия выявленным визуальным архетипам. В итоге представлены разработанные плакаты и определены способы оценки эффективности их действия, а также пути ее повышения. Последние сводятся к формированию интерактивного видео-контента и отражают концепцию аудитории как медиакоммуникатора.

Ключевые слова: мягкие навыки, управление личной эффективностью, архетип, образ

JEL-классификация: C21, C31, C32



Введение

Природа и масштаб проблемы. В настоящее время назрела реформа в области экономики и образования для формирования технологического суверенитета страны. Согласно Концепции технологического развития до 2030 г., кадры должны иметь мягкие навыки и способности по управлению личной эффективностью в плане обеспечения «бесшовной» реализации творческих идей на практике и их коммерциализации [20].

Формировать мягкие навыки достаточно проблематично. Несмотря на сложности, уже сейчас видно, что их развитие стало приоритетом на всех уровнях образования: от программ бакалавриата до курсов повышения квалификации. В статье пойдет речь о высшей школе.

В практике педагогической деятельности достаточно широко используются различные методы формирования мягких навыков: начиная с флешмобов [13], заканчивая различными формами учебных заданий [18]. Одним из средств формирования гибких навыков является вовлечение обучающихся в процесс создания плакатов [21]. Думается, что и пассивное изучение наглядности также является источником формирования нужного мировосприятия.

Плакаты должны облегчать восприятие методов управления личной эффективностью студентами, позволять преподавателям визуализировать основные управленческие идеи, мотивировать как студентов, так и преподавателей к применению рассматриваемых механизмов. Вспоминая пример Софьи Ковалевской, у которой стены в комнате были обклеены страницами из учебника по математике, можно сказать: информационно-смысловое окружение является отправной точкой дальнейшего формирования личности.

Вместе с тем, образ методов, несмотря на их очевидную пользу, является довольно спорным. Это связано в первую очередь с обилием информационных поводов: известна масса практик, так называемых, тренингов личностного роста [22]. Они приводили к печальным последствиям: искалеченным судьбам, потере денег и даже смерти. Поэтому в плакатах нужно использовать только проверенную и безопасную информацию, а используемый в плакате образ не должен «иметь привкус инфоцыганства».

Проблемы исследования. В связи с этим в данном исследовании будут решаться следующие проблемы: формирование информационного наполнения плакатов, а также разработка положительного образа методов управления личной эффективностью.

Проверяемые гипотезы:

1) визуальные образы курсов личностного роста не подходят учебно-познавательным плакатам;

2) не вся информация по управлению личной эффективностью, преподносимая в курсах личностного роста, является полезной для учащихся и академически ценной.

Контекст, цели и задачи исследования. В данной работе была поставлена следующая цель: разработать серию плакатов в соответствии с содержанием базовой дисциплины «Управление личной эффективностью» кафедры «Менеджмента и сервиса» Байкальского государственного университета (БГУ).

Для реализации указанной цели были выполнены следующие задачи:

1) выявление тенденций развития плакатного искусства;

2) анализ аналогов в сфере тематического и образовательного плаката;

3) исследование существующих образов, связанных с негативным восприятием методов управления личной эффективностью;

4) обоснование информационного и концептуального решения серии плакатов;

5) выбор и обоснование средств художественной выразительности;

6) обоснование информационного содержания и создание серии плакатов.

Обзор литературы. При проведении исследования рассматривался комплекс источников, которые можно объединить в следующие группы: вопросы управления личной эффективностью, формирование рекламных и художественных образов, дизайн-проектирование и психология.

При формировании коммуникативных образов в плакате был рассмотрен ряд практических исследований, которые касались вопросов управления карьерой, стрессом, речевой формой выступления. Так, Фролова Ю. [29] обобщает ряд исследований по проблемам стресса и стрессоустойчивости. В журнале Форбс приводятся исследования среди россиян о привлекательности разных видов карьеры и последствиях неправильного управления ею [5, 16].

Кроме этого, по вопросам управления личной эффективностью изучены работы академического плана. В частности, это работа Парахиной В. И. и Перовой В. И. [25], в которой самоменеджмент рассматривается как набор инструментов по управлению ресурсами времени, работоспособности, активности и т.д. В работе Шумилова В. Н. [30] представлены принципы работы мозга и строится его модель на основе аналогий с компьютерной системой. У Резника С. Д. [23] приводится классификация приемов самоменеджмента по функциям управления.

Изучению сущности и формированию рекламных и художественных образов посвящен большой комплекс работ. Савченко Д. Г. [24] рассматривает содержание понятия образ, сравнивает функции рекламного и художественного образов. Карчаа Л. Р. [11] описывает силу воздействия визуальных образов, прерогатива которых в настоящее время – передавать эмоции и впечатления. Ефремова Е. Н. [7] рассуждает о соотношении и взаимосвязи художественных и рекламных образов, а также о большой силе влияния последних на общество. Кыштымова И. М. [15] проводит исследование, которое показывает, что рекламные образы имеют разную силу воздействия на разную аудиторию (в статье описывается гендерные отличия). Красноярова О. В. [14] пишет о том, что сейчас аудитория превратилась в потребителей образов и медиакоммуникатора, который поглощает и производит тексты.

Отдельно в этой группе работ следует поговорить о концепции архетипов Юнга К. и его последователе Пирсон К. С. (описаны в [4]). По Юнгу К. архетип составляет собой любой символ или образ, который одинаково рассматривается и воспринимается повсеместно. Пирсон К. С. приложила концепцию Юнга К. к вопросам маркетинга, конкретизировав архетипы под указанную сферу: наивный, мудрец, исследователь, бунтарь, маг, воин, любовник, шут, славный малый, опекун, правитель, творец. Исходя из характеристик представленных архетипов маркетологи выбирают рекламные образы, а дизайнеры – средства художественной выразительности.

Последние хорошо описаны в обзорах ведущих школ дизайна. Сюда относятся тренды в цветах (например, градиенты и природная гамма), графике (например, «наивная» графика и пиктограммы), а также в композиции (например, подчеркнутая строгость и разбросанная композиция). В целом в настоящее время дизайн в большей мере акцентируется на типографике, а не изображениях [2, 6, 26].

Стоит учитывать, что дизайн-проектирование основывается на процессном подходе, который предполагает проведение предпроектного и проектного анализа [28]. Указанные этапы и легли в основу дальнейшей работы в данном исследовании.

Методология исследования. Исследование проводилось в несколько этапов. Сначала был проведен предпроектный анализ. Сюда вошли изучение аналогов тематического и образовательного плаката, анализ негативных практик и образов, а также исследование предпочтений целевой аудитории.

В рамках кабинетного исследования анализировались имеющиеся практики в сфере плакатного искусства и рекламы курсов личностного роста. Анализ в себя включал структурирование, архетипирование по классификации Пирсон К. С. (описана в [4]) и ранжирование на основе экспертного мнения.

Полевое исследование проводится с помощью экспертного опроса. В качестве экспертов выступили студенты и преподаватели кафедры Менеджмента и сервиса БГУ. Эксперты на первом этапе опроса определяли волнующие их вопросы по тематике управления личной эффективностью, предпочтительную стилистику и цветовую гамму. На втором этапе определялся вид предпочтительного эскиза. Опрос проводился с помощью онлайн-формы Google. В нем приняли участие 36 человек, из которых, из которых 64% – студенты (рис. 1). Респонденты являются целевой аудиторией для разрабатываемых плакатов. Их структура в целом совпадает со структурой генеральной совокупности, что говорит о репрезентативности мнений данных экспертов.

Диаграмма ответов в Формах. Вопрос: Кем Вы являетесь:. Количество ответов: 36 ответов.

Рис. 1. Участники опроса

Источник: составлено автором на основе опроса.

Следующий этап – проектный анализ. На этом этапе проводилась генерация образов для плакатов в соответствии с выработанной на предыдущем этапе концепцией. Для формирования образов применялся метод мозгового штурма: в нем участвовали независимые эксперты, кроме того, привлекался искусственный интеллект (нейросеть Шедеврум).

Последний этап – дизайн-проектирование. Этот этап работы связан с выбором средств художественной выразительности и итоговой версткой плакатов. Здесь также привлекались эксперты, имеющие высшее художественное и дизайнерское образование. Они оценивали цветовое решение, шрифты и пластику в плакатах по пятибалльной шкале.

На этом же этапе проводился анализ, систематизация и кодирование информации. Для этого привлекалось экспертное мнение научного консультанта с профильным образованием и степенью, а также опытом преподавания одноименных дисциплин. Кроме этого, ценность и значимость информация оценивались по ряду критериев, указанных в разделе с результатами.

Основная часть

Результаты. В ходе исследования было достигнуто несколько результатов, которые связаны с выполнением задач, заявленных в начале статьи.

1. Выявлены позитивные примеры дизайна и наполнения обучающих плакатов. Первая группа – тематические плакаты, размещенные на Behance (рис. 2). Исходя из содержания описания сквозь призму элементов графического дизайна [4, 27], в указанных аналогах выявлен архетип «мудреца» (основная характеристика – структурированность, обилие иконок).

Рис. 2. Тематические плакаты, авторы: Лаура Абросимова, Ольга Терещенко

Источник: Поисковый запрос «Тематические плакаты». Behance: Изображения. URL: https://www.behance.net/search/images (дата обращения 12.07.2024).

Вторая группа – это аналоги, непосредственно связанные с тематикой разрабатываемых плакатов (рис. 3). Им также соответствует архетип «мудреца».

Рис. 3. Тематические плакаты по книгам

Источник: Поисковый запрос «Плакаты по самоменеджменту». Pinterest: Поиск. URL: https://ru.pinterest.com/pin/2322237301122668/ (дата обращения 12.07.2024).

Следующая группа плакатов принадлежит издательству Манн, Иванов и Фербер (рис. 4). Кроме архетипа «мудрец», здесь используются архетипы «исследователь» (ввиду наличия образов дороги), а также «наивного» (применяются простые иллюстрации).

Рис. 4. Тематические плакаты по книгам Издательства «Манн, Иванов и Фербер»

Источник: [9].

2. Определена базовая концепция, образы и стилистика общепризнанных «инфоцыган». Как видно из табл. 1, «лидеры» инфобизнеса выбирают образы богатства, элитарности, активности, успешности, сексуальности и свободы. Рассмотренные примеры маркетинговых коммуникаций несут в себе следующие архетипы по классификации Пирсон К. С. [4]: любовник, маг, славный малый (самые популярные, по мнению экспертов).

Таблица 1

Образно-концептуальное содержание медианосителей «инфоцыган»

Название
Пример медианосителя
Образ.
Архетипы (указаны пятью экспертами)
Психология цвета
Спокойные образы
«Марафоны желаний» Е. и А. Блиновских

Теплый шоколадный цвет, градиент, образ успешности и жизненного баланса.
Архетипы: творец, маг, любовник, любовник, любовник.
Коричневый – стабильность, плодородие, естественность.
Курс «Я выбираю себя» Н. Серовски

Серо-голубые цвета, вьющаяся зелень, девушка с распущенными волосами в светлом платье.
Архетипы: искатель, любовник, опекун, любовник, любовник.
Белый – чистота, простота, естественность. Золотистый – богатство. Зеленый – безопасность, умиротворение.
Курс «Я – женщина-богиня» В. Бони

Небесно-голубые облака, голуби, мягкая зелень в воздушной перспективе, девушка в образе древнегреческой богини, розовые акценты.
Архетипы: искатель, любовник, правитель, любовник, любовник.
Белый – чистота, простота, естественность. Розовый – доверие.
Курс «Скорость» Аяза Шабутдинова

Черный цвет, красные диагонали, образ своего парня в коричневой куртке, эмблема как признак элитарности.
Архетипы: славный малый, славный малый, искатель, славный малый.
Красный – энергия. Коричневый – стабильность. Белый – естественность.
Курс «Инсталогия 2.0» А. Митрошиной

Черный, золотисто-оранжевые оттенки, красный и белый, образ таинственности.
Архетипы: маг, любовник, бунтарь, любовник, любовник.
Оранжевый – активность, авантюризм. Красный – энергия. Белый – простота.
Активные и агрессивные образы
Онлайн-курс О. Самойловой «Стратегия на миллион»

Шахматы, бизнес-леди, успешность, черный, белый и фиолетовый цвета.
Архетипы: правитель, любовник, маг, любовник, любовник.
Фиолетовый – уникальность, роскошь. Черный – роскошь, престиж.
Марафоны «Новая жизнь» В. и А. Чекалиных

Темно-фиолетовая подложка, текст по диагонали, активная подтянутая женщина, яркий розовый цвет.
Архетипы: бунтарь, любовник, шут, любовник, любовник.
Розовый жизнерадостность. Черный –престиж.
Курс «Мышление миллионера» Г. Гасанова

Темно-бордовый градиент, образ молекулярных формул, красивый ухоженный мужчина.
Архетипы: маг, шута, маг, ребята с нашего двора, мыслитель.
Черный – престиж. Бордовый – элитарность.
Источник: составлено автором на основе [22], экспертного опроса.

Конечно, формат учебных плакатов сам по себе не предполагает использование указанных образов. Этого как раз стоит избегать, чтобы сформировать положительный имидж методов управления личной эффективностью. Но в то же время очень притягательны образы, в которых используются коричневые оттенки. Кроме того, по смыслу для студенческой аудитории должны быть достаточно интересными архетипы «славного малого» и «творца».

3. Сформулировано концептуальное решение для учебных плакатов. Для этого эксперты определяли предпочтительную стилистику (примеры на рис. 5). Всего было предложено 19 вариантов.




Инфографика
Образный плакат
Советский стиль
Рис. 5. Примеры стилистик по группам

Источник: составлено автором на основе Поискового запроса «Плакаты по самоменеджменту». Pinterest: Поиск. URL: https://ru.pinterest.com/pin/2322237301122668/ (дата обращения 12.07.2024).

По итогам опроса было выявлено семь наиболее предпочтительных стилистик (табл. 2). По итогам опроса решено воплотить в серии плакатов сочетание образности в виде простого рисунка, структурированности и инфографики.

Таблица 2

Варианты стилистики

Образец
Количество голосов
Изображение (графика)
Композиция
Образы, символы

9
Пиктограммы, линия, пятно
Статика, ритм
Схема

12
Иконки-иллюстрации, линия, пятно
Статика, модульная сетка
Схема

11
Пиктограммы, линия, пятно
Статика, модульная сетка, простота, минимализм
Схема

8
Наивная графика, линия, пятно
Динамика, сторрителлинг
Схема

9
Пиктограммы, линия, пятно
Минимализм, строгость, модульная сетка
Схема

9
Пиктограммы, концептуальность, линия, пятно
Статика, модульная сетка
Схема

14
Концептуальность, дизайн-философия, линия, пятно
Статика, ассиметрия
Метафора
Источник: составлено автором на основе Поискового запроса «Плакаты по самоменеджменту». Pinterest: Поиск. URL: https://ru.pinterest.com/pin/2322237301122668/(дата обращения 12.07.2024), опроса.

В дальнейшем более подробно шла работа над образом (табл. 3). По итогу основным смысловым инструментом кодирования образов стала природная тематика, а именно флора и фауна.

Таблица 3

Генерация и выбор образов по тематике плакатов

Вопрос
Образ/метафора
Ключевая фраза
варианты
выбор
Самоменеджмент как технология эффективной деятельности человека в организации
Паровая машина. Кузница. Молоток и наковальня. Муравей. Муравейник.
Муравей с огромной шишкой
Максимизация производительности при минимальных затратах
Методы управления своим временем
Плотина. Песок. Йог. Камни. Фонтан. Чаша с водой. Одуванчик. Дерево. Верблюд и верблюжья колючка.
Верблюд с горбом и верблюжья колючка с мощной корневой системой
Принцип Парето: 80% результата от 20% усилий и, наоборот, оставшиеся 20% результатов от 80% усилий.
Законы работы мозга
Дерево. Медуза. Лабиринт. Грецкий орех. Оркестр. Космос. Полка с книгами. Чердак. Губка. Компьютер. Гепард.
Гепард устремленный вверх и отдыхающий гепард
Скоростные показатели работы мозга в целом и памяти, в частности
Финансовое планирование жизни
Карта. Полевка. Крот. Бурундук. Хомяк.
Бурундук с толстыми щеками и орехами
40% сбережений и 60% текущих затрат
Методы управления ресурсом активности и работоспособности
Пчела. Бобер. Сова. Голубь. Жаворонок.
Сова. Голубь. Жаворонок
Биоритмы и время смены вида активности
Индивидуальное управление карьерой
Огонь. Лабиринт. Пчела. Лев. Обезьяны. Капуцины. Волки. Панды.
Волки с вожаком стаи. Панда с бамбуком
Вертикальная карьера строится по уровням иерархии. Горизонтальная карьера – высокая специализация или ее смена.
Стрессоустойчивость и управление стрессом
Крокодил. Черепаха. Удав. Обезьяны.
Группа обезьян, которые ищут друг у друга блох
Любимая работа успокаивает, особенно если вокруг есть поддержка
Работа над речевой формой выступления
Дельфины. Киты. Слоны. Павлины.
Павлин распускает хвост перед другими павлинами и издает звуки
Оратор и слушатели разных категорий (активные, пассивные и хейтеры)
Источник: составлено автором на основе [3], мозгового штурма, запросов нейросети Шедеврум.

Если посмотреть на аналоги, рассмотренные выше (см. рис. 2, 3, 4, табл. 1), можно заметить, что вопросы управления личной эффективностью и тайм-менеджмента раскрываются в основном за счет механистических образов и образов элитарности. Это не отражает естественность методов: человек представляется как робот, одни принижаются за счет успешности других.

В разрабатываемых плакатах методы управления собой представляются, как нечто, продиктованное и идущее от природы человека. Сами природные образы являются метафорами к ключевым фразам плакатов, а также общепринятыми обозначениями явлений в жизни человека.

4. Выбраны и обоснованы средства художественной выразительности: цветовое и пластическое решения, а также шрифт. Как и в случае с концептуальным решением, выбор был определен пожеланиями целевой аудитории (табл. 4).

Таблица 4

Выбор средств художественной выразительности

Образец
Шрифт
Цвет
Пластика

Акцидентный и легкий угловатый наборный
Одноцветность
Резкое угловатое

Акцидентный плюс простой наборный курсив
Природная гамма
Гибкое, с острыми углами

Простой без засечек
Одноцветность
Острые углы, круги

Акцидентный плюс легкий наборный
Одноцветность
Гибкое, без острых углов

Простой без засечек
Близкие цвета
Сочетание округлостей и углов

Простой без засечек
Темная тема, многоцветность пиктограмм, близкие и противоположные цвета
Гибкое, без острых углов

Простой без засечек
Темная тема, одноцветность
Острые углы
Источник: составлено автором на основе Поискового запроса «Плакаты по самоменеджменту». Pinterest: Поиск. URL: https://ru.pinterest.com/pin/2322237301122668/ (дата обращения 12.07.2024)., опроса.

Предложенные на опросе варианты цветового решения были определены фирменным стилем БГУ, а также трендовыми вариантами (рис. 6):

Диаграмма ответов в Формах. Вопрос: Какое цветовое решение для Вас предпочтительнее:. Количество ответов: 36 ответов.

Рис. 6. Выбор предпочтительного цветового решения

Источник: составлено автором на основе опроса.

По результатам опроса (рис. 6) наиболее предпочтительным вариантом стала природная цветовая гамма (рис. 7). На основе исследования наиболее популярных вариантов стилистик (табл. 2) можно отметить предпочтительность малого количества цветов.

Рис. 7. Природная цветовая гамма

Источник: [2].

Исходя из этого, для плакатов выбран вариант цветового решения с двумя основными цветами и тоновым разнообразием акцептового цвета (рис. 8). Необходимо добавить, что цвет #F0DBB8 используется на подложке плакатов. Он дополнен текстурой старой бумаги, что дополняет используемый образ природности.

Рис. 8. Цветовое решение

Источник: составлено автором на основе [2].

Что касается шрифта, то здесь стоит отметить следующее: в наиболее предпочтительных вариантах стилистики в основном используются простые наборные и акцидентные шрифты. Поэтому принято решение применять VAG World Bold. Он является простым, но в тоже время очень мягким и красивым, что сочетается с концепцией естественности и природности (рис. 9). Кроме того, для придания акцента цифрам используется GymnasiaC Normal.

Picture background

Рис. 9. Шрифт VAG World Bold

Источник: VAG World. ВсеШрифты.рф: Поиск. URL: https://xn--b1agj5adjn3a5a.xn--p1ai/search/?q=VAG+World+Bold&s (дата обращения 12.07.2024).

Наконец, последний элемент художественной выразительности – это пластика. В выбранных целевой аудиторией вариантах стилистик не просматривается единого решения. На основе этого принято решение также сочетать гибкость и угловатость.

5. Выявлена тематика и обосновано информационное содержание плакатов по ряду выработанных критериев. Круг вопросов, необходимых для освещения темы управления личной эффективностью, определялся исходя из предпочтений целевой аудитории в рамках экспертного опроса по темам отрецензированного учебного пособия авторского коллектива кафедры менеджмента и сервиса БГУ [3] (табл. 5).

Таблица 5

Обоснование информационного наполнения плакатов по теме «Управление личной эффективностью»

Вопрос
Голосов, проц.
Количество использованных статистических исследований
Количество общепризнанных концепций или понятий
Количество упоминаний в РИНЦ
Количество публикаций, выполненных по госзаказам
Самоменеджмент как технология эффективной деятельности человека в организации
33,0
2
12
4374
-
Методы управления своим временем
41,7
-
6
203270
-
Законы работы мозга
36,1
1
9
97167

Финансовое планирование жизни
44,4
-
1
117842
1
Методы управления ресурсом активности и работоспособности
36,1
-
14
104028
-
Индивидуальное управление карьерой
47,2
2
3
103787
-
Стрессоустойчивость и управление стрессом
41,7
1
1
102739
-
Работа над речевой формой выступления
36,1
1
8
57077
-
Источник: составлено автором на основе [3], опроса целевой аудитории, содержания разработанных плакатов, Поисковая форма запроса. Научная электронная библиотека: Поиск. URL: https://elibrary.ru/querybox.asp (дата обращения 12.07.2024).

Основная часть претензий, возникающих к представителям инфобизнеса, состоит в отсутствии практической пользы информации и ее обоснованности. Например, критика [10] «Марафона желаний» Е. Блиновской сводится к объяснению действенности методов автора курса ее магическим характером и волшебством, законами астрологии, а также другими эзотерическими практиками. Критики также отмечают, что Е. Блиновская пользуется психотерапевтическими методами, которые изобретены не ею, но их использование без наблюдения психотерапевта может быть опасным. Если посмотреть объективно на содержание учебников по самоменеджменту или управлению личной эффективностью и сравнить их с содержанием курсов той же Е. Блиновской, то совпадений будет достаточно много: составление списков задач (желаний, ценностей), установление целей по системе SMART (избегание отрицательных формулировок, конкретика, даты), поиск возможностей (шансов по Е. Блиновской) и проч. Это действительно довольно простые техники, но их сложно ввести в привычные действия. Е. Блиновская воздействует на свою аудиторию образным языком и не использует статистические доказательства. В целом это с позиций маркетинга разумно: научные обоснования и научный язык не соответствует ее целевой аудитории.

Однако в научно-познавательных плакатах информация должна обосновываться исследованиями теоретического и практического плана (например, с помощью показателей из табл. 5), а язык должен соответствовать архетипам визуальных образов.

6. После анализа существующих практик, обоснования концепции, средств художественной выразительности и практической значимости собранной информации по управлению личной эффективности была разработана серия плакатов по указанной тематике (рис. 10).

Рис. 10. Плакаты серии «Управление личной эффективностью»

Источник: разработаны автором на основе проведенного исследования.

Для этого необходимо было создать эскизы. Для достижения этой задачи были дополнительно подобраны аналоги (рис. 11).

Рис. 11. Аналоги для формирования эскизов

Источник: Поисковый запрос «Плакаты с иконками и иллюстрациями». Pinterest: Поиск. URL: https://ru.pinterest.com/ (дата обращения 12.07.2024).

В итоге было разработано четыре эскиза. После голосования экспертами был определен вариант для дальнейшей работы над серией: второй вариант со штриховым рисунком – за него проголосовало более 60% респондентов (рис. 12).



Вариант 1
Вариант 2


Вариант 3
Вариант 4
Рис. 12. Эскизы плаката «Самоменеджмент: технологии»

Источник: разработаны автором на основе опроса.

Рис. 13. Итоговый вариант плаката «Самоменеджмент: технологии»

Источник: разработан автором на основе [1, 3, 8, 12, 19, 23].

После доработки и правок получен итоговый вариант плаката (рис. 13) (использовались Adobe Illustrator, Procreate).

Обобщение основных выводов. Предпочтения целевой аудитории по образам и стилистике частично совпадают с архетипами аналогов авторского тематического плаката и издательской инфографикой. Кроме того, целевую аудиторию привлекает архетип «маг» курсов личностного роста, которые создают негативный имидж теме управления личной эффективностью (рис. 14). В связи с этим атрибутами данного архетипа нужно пользоваться с осторожностью.

Рис. 14. Соотнесение архетипов по группам

Источник: составлено автором на основе анализа архетипов.

Для учебно-познавательного плаката по управлению личной эффективностью не подходит не столько информационное наполнение курсов личностного роста, сколько способ изложения и обоснование. Можно сказать, что большое влияние на восприятие информации несет не только визуальный, но и языковой образ (архетип). Языковой и визуальный архетипы курсов личностного роста соответствуют друг другу и целевой аудитории. Для изменения негативного имиджа методов управления личной эффективностью нужно использовать архетипы «мудреца» и «исследователя» не только по отношению к визуальным образам, но и языковой форме изложения материала.

Соотнесение выводов с первоначальной гипотезой. Как видно из выводов, первоначальные гипотезы не в полной мере совпадают с выводами. Визуальные архетип «любовника», действительно, не следует использовать в образовательных плакатах, однако образы «славного малого» и «мага» вполне уместны в таком формате коммуникаций. Гипотеза о том, что информационное наполнение курсов личностного роста не соответствует академическим целям также соответствует выводам не в полной мере. Только языковая форма представления и обоснования информации подобных курсов не соответствует архетипам «мудреца» и «искателя».

Сильные и слабые стороны исследования. Сильными сторонами проделанной работы является ее комплексность и завершенность. Сформированные образы для плакатов учитывают мнение целевой аудитории, сложившиеся тренды в дизайне, лучшие практики в смежной среде образовательного и тематического плаката. Кроме того, исследование основано на изучении архетипов тех практик, которые могут создать негативный образ темы «Управление личной эффективностью».

К слабым сторонам исследования относятся по большей части описательный характер. Основные выводы применимы к узкой части целевой аудитории и ограничены экспертными мнениями. Несмотря на то, что эксперты обладают подходящей квалификацией и привлечены на многих стадиях исследования, их количество невелико.

Заключение

Важность результатов. Несмотря на ограничения исследовательской части работы, ее результаты имеют большую практическую ценность. Проведенная работа позволила сформировать образы, отличные от уже использующихся, для плакатов по тематике, к которой в обществе сформировалось предвзятое отношение. Это позволит преподнести студентам методы управления личной эффективностью в новой естественной форме.

Понимание области и необходимости дальнейших исследований. Для преодоления недостатков требуется проведение дополнительного исследования, в котором бы определялась эффективность разработанных образов опытным путем. За основу можно взять классификацию составляющих коммуникативной эффективности, описанную Н. И. Мелентьевой [17]. Данный автор представляет коммуникативную эффективность в виде системы, в которую входит эффективность передачи и восприятия сообщения, а также эффективность взаимодействия.

До оценки коммуникативной эффективности необходимо усовершенствовать канал взаимодействия с аудиторией, исходя из ранее рассмотренного положения о ней как медиакоммуникаторе [15]. Это потребует усовершенствовать интерактивную часть плакатов: для этого можно использовать сторрителлинг и видеозахват в целях формирования звукового сопровождения и пояснений к основным информационным и графическим блокам. Этот материал тоже можно разместить в ссылке qr-кода, что в итоге увеличит информационный эффект плакатов.


Источники:

1. 10 лучших сервисов для эффективного тайм-менеджмента в 2022 году. ООО «ТаймВэб»: Комьюнити. [Электронный ресурс]. URL: https://timeweb.com/ru/community/articles/servisy-dlya-effektivnogo-taym-menedzhmenta (дата обращения: 12.07.2024).
2. 28 трендов графического дизайна на 2024-й год. Площадка vc.ru: Дизайн. [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/design/953307-28-trendov-graficheskogo-dizaina-na-2024-i-god?ysclid=lwpt68byre290166051 (дата обращения: 12.07.2024).
3. Арбатская Е.А. и др. Управление личной эффективностью. / Учебное пособие. - Иркутск: Изд. дом БГУ, 2022. – 133 c.
4. Архетипы в дизайне: как подбирать шрифты, графику и фотостиль. AdIndex — информационное отраслевое издание. [Электронный ресурс]. URL: https://adindex.ru/publication/opinion/creative/2022/12/22/309522.phtml?ysclid=lymowi271h278380303 (дата обращения: 15.07.2024).
5. Больше половины россиян считают привлекательным горизонтальный карьерный рост. Forbes.ru: Новости компаний. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/novosti-kompaniy/508012-bol-se-poloviny-rossian-scitaut-privlekatel-nym-gorizontal-nyj-kar-ernyj-rost (дата обращения: 12.07.2024).
6. Главные тренды графического дизайна в 2024 году. Media contented: Инструменты. [Электронный ресурс]. URL: https://media.contented.ru/znaniya/instrumenty/trendy-graficheskogo-dizayna-2024/?ysclid=lwpr51pzox670320726 (дата обращения: 12.07.2024).
7. Ефремова Е.Н. Художественность современного рекламного образа // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2012. – № 7-3(21). – c. 64-69.
8. Зорина В. Трекеры привычек. Тинькофф Журнал: Шорты. [Электронный ресурс]. URL: https://journal.tinkoff.ru/short/habits-tracking/?ysclid=lwu8hdgwgz995289760 (дата обращения: 12.07.2024).
9. Исупова Е. Еще больше инфографики! Ловите. Издательство «МИФ»: Блоги. [Электронный ресурс]. URL: https://blog.mann-ivanov-ferber.ru/2019/02/18/eshhe-bolshe-infografiki-lovite-10-novyx-plakatov (дата обращения: 17.07.2024).
10. Карасева О. Мечты не сбываются: что не так с марафонами желаний. Тинькофф Журнал. [Электронный ресурс]. URL: https://journal.tinkoff.ru/wish-marathon/ (дата обращения: 15.07.2024).
11. Карчаа Л.Р. Образы рекламы: визуализация и стиль // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – № 5. – c. 392-396.
12. Клочков А.К. KPI и мотивация персонала. Полный сборник практических инструментов. Hr-academy.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://hr-academy.ru/templates/3_KPI_Klochkov.pdf (дата обращения: 12.07.2024).
13. Коршунова В.В. Практики формирования soft skills воспитанников ДОУ: опыт Сибирского региона // Вестник педагогических инноваций. – 2019. – № 2(54). – c. 80-85.
14. Красноярова О.В. Развитие массовой коммуникации и изменения статуса аудитории // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). – 2014. – № 4. – c. 29.
15. Кыштымова И.М. Габитарные маркеры гендерных установок как детерминанты имиджевой оценки (на примере рекламных образов) // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2015. – № 6. – c. 1085-1090. – doi: 10.17150/1993-3541.2015.25(6).1085-1090.
16. Лермонтова О. Карьерное планирование: как продумать стратегию своего будущего. Forbes.ru: Forbes Woman. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/forbes-woman/433215-karernoe-planirovanie-kak-produmat-strategiyu-svoego-budushchego?ysclid=ly87b2wg4498495283 (дата обращения: 12.07.2024).
17. Мелентьева Н.И. Структурно-функциональные аспекты эффективности маркетинговых коммуникаций // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). – 2010. – № 6.
18. Меньшенина С.Г., Позднякова Г.А. Формирование гибких навыков студентов бакалавриата в процессе обучения иностранному языку // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2019. – № 3(43). – c. 106-115. – doi: 10.17673/vsgtu-pps.2019.3.9.
19. Многозадачность ухудшает производительность на 40%. Wrike: Blog. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wrike.com/ru/blog/mnogozadachnost-uhudshaet-proizvoditelnost-na-40/ (дата обращения: 12.07.2024).
20. Об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 г.: распор. Правительства РФ от 20 мая 2023 г. № 1315-р. Гарант.ру. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406831204/?ysclid=lypipcl7vb200100334 (дата обращения: 15.07.2024).
21. Добрякова М.С., Казакова Е.И. Поддержка и развитие «мягких навыков» в школе. - Москва: Издательский дом ВШЭ, 2020.
22. Полоротов А. Топ-10 инфоцыган России: сотни миллионов за марафон и ноль ответственности. Компромат.Ru: Библиотека компромата. [Электронный ресурс]. URL: https://web.archive.org/web/20231228154058/https://www.compromat.ru/page_43197.htm (дата обращения: 17.07.2024).
23. Резник С.Д. и др. Персональный менеджмент. / Учебник – 5-е изд., перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2016. – 585 c.
24. Савченко Д.Г. О понятии «рекламный образ» // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. – 2018. – № 18(816). – c. 308-319.
25. Парахина В.И., Перова В.И. Самоменеджмент. / Учебное пособие. - Москва: Издательство Московского университета, 2012. – 368 c.
26. Семенова А., Косинцева В., Оробец Е. 15 трендов графического дизайна в 2024 году. Markway.ru: Блог. [Электронный ресурс]. URL: https://markway.ru/blog/15-trendov-graficheskogo-dizajna-v-2024-godu/?ysclid=lwpr1qv62r398369502 (дата обращения: 12.07.2024).
27. Старцева П. Теория архетипов в дизайне и маркетинге: что об этом нужно знать. Skillbox.ru media. [Электронный ресурс]. URL: https://skillbox.ru/media/design/archetypes-in-simple-words/?ysclid=lyi7ghzhb7935015458 (дата обращения: 12.07.2024).
28. Тарабуко Н.И. Плакат: конспект лекций. Репозиторий ВГТУ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rep.vstu.by/bitstream/handle/123456789/12285/Tarabuko_Plakat.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 12.07.2024).
29. Фролова Ю. Сколько россиян испытывает стресс на любимой и нелюбимой работе. Тинькофф Журнал: Мозг. [Электронный ресурс]. URL: https://journal.tinkoff.ru/stress-na-rabote-stat/ (дата обращения: 12.07.2024).
30. Шумилов В.Н. Принципы функционирования мозга. / 2-е изд., перераб. и доп. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2015. – 188 c.

Страница обновлена: 25.10.2024 в 19:38:30