Казахстанская осень 2022: особенности мягкой силы Астаны на новом этапе формирования многополярного мира

Захарьев Я.О.1, Шарипов У.З.2
1 МГИМО (У) МИД РФ, Россия, Москва
2 Институт Востоковедения РАН, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика Центральной Азии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 6, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50405940

Аннотация:
В статье отражена специфика мягкой силы Республики Казахстан, которая активно проявилась на фоне осложняющейся международной обстановке, связанной с утратой США и ЕС господствующих позиций в системе мирового порядка и неспособности данных субъектов международных отношений строить конструктивный равноправный диалог с остальными странами. Казахстан проявил себя как особая платформа и нарождающийся центр силы в октябре 2022, тогда, когда ключевые игроки, полагали, что после событий января 2022 Астана будет долго восстанавливаться после провалившейся попытки западных стран осуществит военный переворот в форме очередной цветной революции. Казахстан инициировал комплекс переговоров по лини разнообразных организаций параллельно сессиям ООН так, что характер представительности по уровням делегаций разных государств значительно превосходил параллельные делегации в Нью-Йорке. Что говорит об утрате доверия стран Азии и Африки к ООН, давно управляемой США и начале создания новых организаций, обеспечивающих мир и порядок на планете.

Ключевые слова: Казахстан, мягкая сила, международные отношения, Азия, Африка

JEL-классификация: F10, F15, F36, F37, F52, F63, F68



Введение

Динамично изменяющаяся геостратегическая конъюнктура архитектуры международных отношений требует новых стабильных платформ эффективного многостороннего диалога на фоне вырождающихся действующих институтов [28], явно проваливших функции обеспечения всемирной безопасности и мирового правового порядка [1–32] (Amy Chua, 2003; Sharipov, 2018; Aubakirova, Isataeva, 2021; Zhaylauov, Ulybyshev, Petrenko, Kenzhebekov, 2020; Aubakirova, 2019; Moldabekova, Satpaeva, 2021). Так, неурожаи 2022 года в ряде стран Азии и Африки обнажили крах авторитета UNCTAD & FAO.UN с точки зрения многолетних отчетов и цифр продовольственной самообеспеченности ЕС и США [28], которые по факту десятилетиями приписывали себе несуществующие выращенные объемы продовольствия, покрывая их серым импортом из развивающихся стран, подгоняя отчеты организаций ООН под свои нужды [1–32] (Amy Chua, 2003; Sharipov, 2018; Aubakirova, Isataeva, 2021; Zhaylauov, Ulybyshev, Petrenko, Kenzhebekov, 2020; Aubakirova, 2019; Moldabekova, Satpaeva, 2021).

Кража странами ЕС танкеров с зерном под эгидой призывов ООН передать его голодающим странам Азии и Африки говорит о многом [10].

В это сложное время, когда коллективный Запад теряет роль ведущего в многополярном мире, существует возможность для ряда развивающихся стран стать новыми центрами силы на новом этапе развития многополярного мира [1–32] (Amy Chua, 2003; Sharipov, 2018; Aubakirova, Isataeva, 2021; Zhaylauov, Ulybyshev, Petrenko, Kenzhebekov, 2020; Aubakirova, 2019; Moldabekova, Satpaeva, 2021).

Казахстан не упускает свой шанс в данном направлении. Астана воспользовалась заложенными в 2000-х гг. предпосылками к созданию новых и развитию ранее созданных международных организаций, которые начинают играть все большую роль на фоне коррумпированного разложения ООН, которое активно шло с 1990-х гг. по настоящее время [11, 28].

Октябрь 2022 года доказал, что Республика Казахстан (РК) становится не только региональным центром силы многополярного мира, но и имеет свою особую мягкую силу, которая эффективна в комплексных международных отношениях как с историческими партнерами, так и с новыми игроками глобального пространства, с кем Астана ранее не имела партнерских стабильных отношений [12–25]. Удобство платформы страны оценили лидеры более 80 государств мира, посетивших РК в рамках многосторонних переговоров по линиям Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Евразийского экономического союза (ЕврАзЭС). Особую роль на платформах международных многоканальных переговоров играл и отчет по учениям ОДКБ в конце сентября 2022 года в Казахстане.

В Астане при посредничестве Президента Российской Федерации были проведены встречи по инициированным западными спецслужбами новыми витками киргизско-таджикского и армяно-азербайджанского конфликтов.

Цель исследования: на основе источников методом комплексного подхода проследить особенности развития мягкой силы Казахстана с учетом событий октября 2022 в рамках объема проведенных мероприятий в стране – новом центре силы в многополярном мире.

Основная часть

По расчетам западных аналитиков, события января 2022 года, когда была осуществлена попытка государственного переворота при непосредственном участии спецслужб государств ЕС, Соединенного Королевства и США, повлекшая за собой серьезный ущерб национальной экономике и массовые жертвы среди многонационального населения Казахстана, должны были отбросить страну на десятилетия назад, и ни о каком нарождающемся центре силы многополярного мира с их точки зрения речи идти не могло [2–4].

Однако страна в рекордные 6 месяцев не только восстановила докризисные показатели развития национальной экономики, но и предприняла комплекс мер, направленных на укрепление авторитета Астаны в регионе Центральная Азия, а также на международной арене. Тактику президента Казахстана вполне можно характеризовать как мягкая сила с национальной спецификой. Был претворен в жизнь курс создания нового имиджа Казахстана как не просто крупного государства, но открытой платформы к равноправному диалогу на фоне разжигаемых коллективным Западом с начала 1990-х гг. пожаров по миру, известному по труду Эми Чуа «Мир в огне: как экспортировать свободную рыночную демократию, сея национальную ненависть и глобальную нестабильность» [1] (Amy Chua, 2003). Неслучайно Казахстан инициировал комплекс переговоров многостороннего равноправного диалога по всем платформам, предпосылки к которым были заложены еще в начале 2000-х гг. именно в октябре 2022 года [1–4, 12–22] (Amy Chua, 2003; Sharipov, 2018). Сейчас, понимая, что коллективный Запад пришел уничтожить казахскую государственность, превратив страну в очередную Ливию или Сирию уже у дверей России, Москва активно начала способствовать инициативам президента Касыма-Жомарта Кемелевича Токаева [29–32] (Aubakirova, Isataeva, 2021; Zhaylauov, Ulybyshev, Petrenko, Kenzhebekov, 2020; Aubakirova, 2019; Moldabekova, Satpaeva, 2021) и стала активнейшим участником всех видов многосторонних международных переговоров и медиатором на самом высоком уровне. Так, триггер уничтожения не просто сплотил Казахстан и Российскую Федерацию, но инициировал объем становления фундамента и первых этажей новой архитектуры мирового порядка (без посредничества дискредитировавшей себя еще с 1990-х гг. ООН) на базовом принципе взаимовыгодного равноправного сотрудничества со всеми странами, уставшими от эксплуатации коллективным Западом, понимающими, что далее неоколониальная система США и ЕС, базирующаяся на грабеже и создании войн, придет разрушать уже их государственность, где вдруг обнаружится под любым надуманным предлогом недостаток демократии, как ее видят в Брюсселе и Вашингтоне [1, 10].

Неслучайно и время всех инициированных в Астане переговоров: оно проходило аккурат во время сессий Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН, на которых характер представительности стран – участниц многоканальных многосторонних переговоров в Казахстане существенно уступал в характере представительности в Нью-Йорке.

Неурожаи 2022 года в Азии и Африке, а также откровенный грабеж коллективным Западом продовольственных ресурсов [10] серого импорта украинского зерна еще более дискредитировали ООН в глазах голодающих и нуждающихся с этого года бывших экспортеров продовольствия [11, 28], побудили развивающиеся страны всего мира активно включиться в инициированные Астаной переговоры, которые быстро, в отличие от коррумпированных институтов ООН, позволят решить продовольственный кризис, в том числе через поставки зерна из РФ и РК. Были инициированы новые коридоры торговых маршрутов – ось «Север – Юг» через Россию, Азербайджан, Иран и Индию с вариациями маршрутов (например, версия Астрахань – Баку – Бендер – Энзели), а также возможности прямого маршрута через Казахстан – Киргизию – Афганистан – Кашмир при условии налаживания инфраструктуры и вопросов безопасности Кабулом, Дели и Исламабадом в рамках действующих конфликтов в Афганистане, индийско-пакистанского (Кашмир), афгано-пакистанского, китайско-индийского и иных.

Наибольших успехов «Казахстанский октябрь 2022» добился в повышении роли и статуса международной организации «Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии» (СВМДА) [6, 7], в оперативном разрешении киргизско-таджикского конфликта, заложении новых раундов переговоров по армяно-азербайджанскому конфликту, делегировав часть медиации в Астане и последующих раундах Турции и России без США и ЕС, несмотря на то, что Турция выступает и членом НАТО, и союзником Азербайджана, т.е. стороной конфликта, Эрдоган начал новый этап стратегии Анкары в данном региональном конфликте, более с точки зрения медиатора, что не отменяет поставок вооружения Баку. В этой связи медиация России как гаранта безопасности в Карабахе и Армении выходит на новый уровень, чему также способствовал комплекс переговоров в Астане [6–32] (Sharipov, 2018; Aubakirova, Isataeva, 2021; Zhaylauov, Ulybyshev, Petrenko, Kenzhebekov, 2020; Aubakirova, 2019; Moldabekova, Satpaeva, 2021).

Рисунок 1. Страны СВМДА, синий цвет – участники, зеленый – наблюдатели

Источник: CICA. URL: https://www.s-cica.org/ [Электронный ресурс]. (дата обращения: 26.10.2022)

Рисунок 2. Вариант преимуществ маршрута оси «Север – Юг» синим цветом, над действующим через Суэцкий канал (красный)

Источник: Военное обозрение 26.10.2022.

Заключение

Изменения архитектуры геостратегической конъюнктуры глобального порядка создают предпосылки развития новых центров силы на новом этапе формирования многополярного мира. Тенденции перехода от глобализации, проводимой коллективным Западом, в ущерб остальному миру идут к многофакторной активной регионализации, создают особые условия и предпосылки к развитию Республики Казахстан. За короткое время Астана продемонстрировала эффективный вид национальной мягкой силы, который оказался гораздо более ярким и результативным, чем деградирующие институции ООН.

Казахстан инициировал дальнейшие шаги по становлению государства в системе многополярного мира как самостоятельного игрока, медиатора региональных локальных и глобальных конфликтов, площадки промежуточных и окончательных решений комплексных вопросов международных отношений, внешней и внутренней политики.

Все вышеизложенное будет способствовать становлению государства на новых уровнях с точки зрения перспектив многополярного мира с базисной ценностью взаимовыгодного сотрудничества через призму равноправных диалогов субъектов международных отношений [1–32] (Amy Chua, 2003; Sharipov, 2018; Aubakirova, Isataeva, 2021; Zhaylauov, Ulybyshev, Petrenko, Kenzhebekov, 2020; Aubakirova, 2019; Moldabekova, Satpaeva, 2021).


Источники:

1. Amy Chua World on Fire: How Exporting Free Market Democracy Breeds Ethnic Hatred and Global Instability. - New York, 2003. – 5-100 p.
2. Новое время. 12.01.2022.
3. BBC News. 12.01.2022.
4. The Times. 06.01.2022.
5. Сысоев И. Из-за засухи в европейских реках находят камни с обещаниями неурожая и голода. [Электронный ресурс]. URL: iz-za-zasuhi-v-evropejskih-rekah-nahodiat-kamni-s-obeshchaniiami-neurozhaia-i-goloda.html (дата обращения: 14.08.2022).
6. Voice of Asia: CICA digest. Vol. 3(4). 2022. Pp 4-39.
7. Cica. [Электронный ресурс]. URL: https://www.s-cica.org/ (дата обращения: 26.10.2022).
8. Военные ОДКБ отработают ликвидацию конфликта в Центральной Азии. [Электронный ресурс]. URL: kazakhstan-ucheniya-odkb-1051666032.html (дата обращения: 01.10.2022).
9. Первый груз из Петербурга доставлен в Индию по новому коридору Север-Юг. [Электронный ресурс]. URL: https://crossroadorg.info/north-south-10-7-2022/ (дата обращения: 10.10.2022).
10. Сеть: «Отобрали у голодающих» — РФ запросила у ООН данные, куда ушло зерно. [Электронный ресурс]. URL: https://regnum.ru/news/polit/3733195.html (дата обращения: 27.10.2022).
11. Scandal shakes the UN and gives us lessons in how to reform it. [Электронный ресурс]. URL: https://www.thenationalnews.com/opinion/comment/2022/05/20/scandal-shakes-the-un-and-gives-us-lessons-in-how-to-reform-it/ (дата обращения: 20.10.2022).
12. Военное обозрение. 26.10.2022.
13. ЕврАзЭС. [Электронный ресурс]. URL: http://www.evrazes.com/ (дата обращения: 19.10.2022).
14. Шанхайская организация сотрудничества. [Электронный ресурс]. URL: http://rus.sectsco.org/ (дата обращения: 27.10.2022).
15. Шарипов У.З. Первые десятилетия ХХ1 века: империализм и национальные трагедии на Ближнем и Среднем Востоке. - М., 2018. – 13-501 c.
16. Ось Мировой политики ХХ1 век: обострение борьбы за ресурсы в Азии и Африке. / Ред. Хазанов А.М. - М.: Центр стратегической конъюнктуры, 2012. – 472 c.
17. Изменения в геостратегической карте Азии и Северной Африки в начале XXI века. / Ред. Хазанов А.М. - М.: Центр стратегической конъюнктуры, 2014. – 424 c.
18. Азия и Африка через 100 лет после Октябрьской революции 1917 г.. / Ред Хазанов А.М., Шарипов У.З. - М.: Центр стратегической конъюнктуры, 2019. – 216 c.
19. Xinhua. [Электронный ресурс]. URL: https://Xinhua.net (дата обращения: 20.10.2022).
20. Renminribao. [Электронный ресурс]. URL: Renminribao.online (дата обращения: 20.10.2022).
21. Iranpress. [Электронный ресурс]. URL: https://iranpress.com/ (дата обращения: 25.10.2022).
22. Tehran Times. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tehrantimes.com/ (дата обращения: 25.10.2022).
23. Российское информационной агентство Iran.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://iran.ru (дата обращения: 23.10.2022).
24. Mehr News Agency. [Электронный ресурс]. URL: https://MehrNews.com (дата обращения: 02.02.2022).
25. Riyadh Daily. [Электронный ресурс]. URL: http://www.alriyadhdaily.com/ (дата обращения: 02.02.2022).
26. Saudi Arabia’s Vision 2030. p. 12-50. [Электронный ресурс]. URL: https://english.alarabiya.net/features/2016/04/26/Full-text-of-Saudi-Arabia-s-Vision-2030 (дата обращения: 28.10.2022).
27. Berita Harian, Daily Express. 25.10.2022. Рр. 4-6.
28. Рейтинг стран мира по уровню валового национального дохода на душу населения. Гуманитарная энциклопедия: Исследования. [Электронный ресурс]. URL: https://gtmarket.ru/ratings/rating-countries-gni/rating-countries-gni-info (дата обращения: 27.04.2022).
29. Аубакирова Г.М., Исатаева Ф.М. Экономика, предпринимательство и право. , 2021. – 827-844 c.
30. Жайлауов Е.Б., Улыбышев Д.Н., Петренко Е.С., Кенжебеков Н.Д. Оценка результативности государственной региональной политики Республики Казахстан // Экономические отношения. – 2020. – № 3. – c. 787-810. – doi: 10.18334/eo.10.3.110879.
31. Аубакирова Г.М. Новые подходы к построению модели экономического роста Казахстана // Экономические отношения. – 2019. – № 1. – c. 123-134. – doi: 10.18334/eo.9.1.39729.
32. Молдабекова А.Т., Сатпаева З.Т. Проблемы повышения научно-технологического потенциала страны в условиях социально-экономического развития: факторный анализ на примере Казахстана // Экономика Центральной Азии. – 2021. – № 3. – c. 353-372. – doi: 10.18334/asia.5.3.113589.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:56:26