Directions for improving state support for the development of renewable energy in Russia
Bernyukevich T.V.1, Glazkova V.V.1
, Pakhomenko E.S.1
1 Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет
Download PDF | Downloads: 20
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 14, Number 8 (August 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=69296540
Abstract:
Strategic documents regulating the development of the Russian fuel and energy complex consolidate its transition to a more agile and sustainable energy sector, focusing it on the development of alternative energy. These points determine the importance and relevance of energy conservation and development of renewable energy sources for the domestic energy complex. Analysis of economic and managerial literature on the development of alternative energy in Russia and the world has shown that the directions for improving state support for the development of renewable energy sources in Russia do not seem to be fully studied.
The current state support measures are mainly aimed at attracting public investments, while areas related to attracting private sources of financing are not given due attention. In this regard, the study suggests ways to improve the state support, which, unlike the existing ones, contribute to attracting private investments in the development of renewable energy sources. This solves the scientific task of forming investment prospects for renewable energy in Russia. The results of the study are primarily of interest to the authorities implementing legislative and executive initiatives in the field of alternative energy development, as well as to researchers involved in the development of alternative energy in Russia.
Keywords: energy, alternative energy, renewable energy, low carbon energy
JEL-classification: Р28, О38
Введение
Согласно Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года в ближайшие годы в энергетике России должен произойти ускоренный переход к более гибкой и устойчивой энергетике, способной ответить на современные вызовы в этой сфере. Негативное воздействие отраслей топливно-энергетического комплекса (далее ТЭК) России на окружающую среду является одним из таких вызовов, в результате которого энергетический комплекс страны должен существенно нарастить усилия по низкоуглеродному развитию, противодействию изменению климата и загрязнению окружающей среды. Еще в 2021 г. в обращении Президента РФ к Федеральному собранию отмечалось, что к 2024 г. «в 12 крупнейших индустриальных центрах страны объём вредных выбросов в атмосферу должен снизиться на 20%», а к 2050 г. «накопленный объём чистой эмиссии парниковых газов в России должен быть меньше, чем в Евросоюзе» [12].
Значительная доля углеродного следа приходится на энергетический комплекс России и промышленность, поэтому многие страны мира, в числе которых и Россия, идут по пути переориентации энергетического комплекса в направлении развития альтернативной энергетики, называемой в разных источниках, «чистой энергетикой», «возобновляемой энергетикой». Возобновляемые источники энергии (далее ВИЭ), к которым относят энергию солнца, ветра, воды, приливов, геотермальную энергию, энергию от сжигания биомасс, имеют, как правило, природное происхождение, и, в силу своей неисчерпаемости (возобновляемости), наносят минимальный вред окружающей среде по сравнению с традиционными (первичными) источниками энергии (нефть, газ, уголь и др., рисунок 1) [14,15].
Рисунок 1 — Среднее значение удельных выбросов парниковых газов в течение жизненного цикла объекта генерации, экв./кВт*ч (составлено авторами на основе материалов Ассоциации развития возобновляемой энергетики [3])
Расширение использования ВИЭ (таблица 1) произошло также благодаря развитию технологий в этой сфере, которые повлияли на снижение себестоимости производства энергии в ходе применения ВИЭ: отмечается, что за последние 15 лет себестоимость возведения новых солнечных электростанций сократилась (далее СЭС) на 60%, а себестоимость возведения новых ветровых электростанций (далее ВЭС) сократилась на 40% по сравнению с 2010 г. [10]. Важно, что и полная приведенная стоимость электрической энергии по видам ВИЭ сократилась: для СЭС этот показатель к 2021 г. снизился на 88% по сравнению с 2010 г., для башенных СЭС он снизился на 68% за тот же период, стоимость электрической энергии, вырабатываемой наземными ВЭС сократилась на 68% к 2021 г. по сравнению с 2010 г., а снижение по морским ВЭС составило 60% за рассматриваемый период [3].
Таблица 1. Динамика установленной мощности ВИЭ в мире за период 2012-2021 гг., ТВт (составлена авторами на основе материалов Ассоциации развития возобновляемой энергетики [3])
Вид ВИЭ
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
ГЭС
|
0,98
|
1,03
|
1,07
|
1,1
|
1,13
|
1,15
|
1,17
|
1,19
|
1,21
|
1,23
|
СЭС
|
0,1
|
0,14
|
0,18
|
0,23
|
0,3
|
0,4
|
0,49
|
0,59
|
0,72
|
0,85
|
ВЭС
|
0,27
|
0,3
|
0,35
|
0,42
|
0,47
|
0,51
|
0,56
|
0,62
|
0,73
|
0,82
|
Другие
виды ВИЭ
|
0,09
|
0,1
|
0,1
|
0,1
|
0,11
|
0,12
|
0,14
|
0,14
|
0,15
|
0,16
|
ВСЕГО
|
1,44
|
1,57
|
1,7
|
1,85
|
2,01
|
2,18
|
2,36
|
2,54
|
2,81
|
3,06
|
Анализ экономической и управленческой литературы, посвященной вопросам развития альтернативной энергетики в России и мире, показал, что ряд авторов (С.Г. Панкратьева, Е.В. Резак, М.В. Червякова [10], Ю.А. Назарова, Н.Ю. Сопилко, А.Ф. Орлова, Р.Ш. Болотова, Г.В. Гавловская [7] и др.) исследовал перспективы развития и использования ВИЭ для мировой и отечественной энергетике. Исследования Т.В. Мартыненко, В.Д. Коноплевой [5], В.Х. Бердина, А. Кокорина, В.Ю. Поташникова, Г.М. Юлкина [1], Н.С. Низамутдиновой, И.М. Кирпичниковой, О.С. Пташкиной-Гириной [9] и др. посвящены мировому опыту поддержки развития ВИЭ со стороны государства. Однако вопросы совершенствования направлений государственной поддержки ВИЭ в России не были изучены в достаточной мере, что определило цель настоящего исследования – сформировать направления совершенствования поддержки развития возобновляемой энергетики в России со стороны государства. С учетом, что в настоящий момент в мире используется большое количество мер поддержки ВИЭ, авторской гипотезой является предположение о том, что предложенные направления совершенствования государственной поддержки будут, во-первых, способствовать привлечению не только государственных, но и частных инвестиций в развитие ВИЭ, во-вторых, повышению эффективности управления процессами государственной поддержки развития ВИЭ в России.
Методология
Формирование авторского подхода к выбору направлений совершенствования государственной поддержки развития возобновляемой энергетики в России основано на анализе практики и сложившихся особенностей развития энергетики в России и странах мира путем применения методов систематизации, анализа и обобщения. Исследование предполагает изучение практических примеров и опыта поддержки проектов ВИЭ в России и за рубежом с целью выявления наиболее перспективных для применения в отечественном энергетическом комплексе с учтём специфики его функционирования и развития.
Обеспеченность страны первичными ресурсами (запасами полезных ископаемых) влияет на особенности развития альтернативной энергетики на ее территории (рисунок 2-4). Россия, безусловно, обладает значительными запасами традиционных источников энергии, однако в эпоху мировых трансформационных преобразований в энергетике, сопровождающихся расширением рынка энергетического сырья за счет альтернативных источников, России важно использовать сложившуюся ситуацию, в том числе, геополитического и экономического характера, как время новых возможностей.
Рисунок 2 — Запасы нефти в мировых странах в 2023 г., млрд баррелей (составлен авторами по материалам ОПЕК)
|
Рисунок 3 — Запасы природного газа в мировых
странах в 2023 г., трлн м3 (составлен авторами по материалам ОПЕК)
|
|
Эксперты отмечают, что в сложившихся условиях развития ВИЭ в мире, доля которых в 2022 г. уже составляет 30% мирового энергетического баланса, в нашей стране также прогнозируется устойчивый рост в сфере альтернативных источников энергии [2,4]. Исследуя мировой опыт использования ВИЭ, можно сделать вывод, что Бразилия, Колумбия и Новая Зеландия отмечены высокой долей выработки энергии за счет гидроресурсов, страны Европы в виду амбициозной государственной политики в области развития ВИЭ значительно увеличили использование энергии солнца и ветра при производстве электроэнергии. В целом в 2021-2022 гг. сохраняется тенденция роста доли ветровой и солнечной энергетики в мировом энергетическом балансе: прирост в 2022 г. составил 12,2% по сравнению с предыдущим годом: этому показателю в значительной степени способствовали Китай (прирост на 13,5% за рассматриваемый период), США (прирост на 14%) и страны Европы (прирост на 22% в 2022 г. по сравнению с 2021 г.). Также значительные результаты развития ветровой и солнечной энергии в 2022 г. показали Австралия, страны Латинской Америки и Азии. Например, Коста-Рика в последние годы производит 95% всей электроэнергии за счет использования ВИЭ, в Уругвае этот показатель достиг почти 100% [10].
Таким образом, не вызывает сомнения, что тенденция развития ВИЭ во всем мире набирает обороты: страны, в зависимости от географического положения и климата, применяют различные альтернативные источники энергии. С точки зрения перспектив развития ВИЭ, по мнению экспертов, основной технический потенциал сосредоточен в энергии солнца (62,52% в общей структуре потенциала ВИЭ) и геотермальной энергии (32,75%). Также в структуре технического потенциала ВИЭ в мире энергии мирового океана отводится 4,47%, энергии ветра – 0,23%, гидравлической энергии – 0,03% [3].
Аналитики заявляют, что совокупная мощность СЭС в перспективе 10 лет вырастет в 6 раз по отношению к текущему периоду, достигнув в 2840 ГВт к 2030 г., увеличившись еще в несколько раз к 2050 г. (прогнозируется рост до 8519 ГВт в 2050 г.). Одним из перспективных направлений развития ВИЭ в последние 2-3 года стала оффшорная ветроэнергетика, которая позволяет создавать альтернативу наземным ветровым установкам в виду ограничений территории (как, например, в Европе). Сейчас оффшорная ветроэнергетика широко эксплуатируется в Северном море и у берегов Атлантического океана. Значительную долю мировых морских ветроэнергетических проектов занимают страны Европы, Китай, США, Бразилия и Тайвань. В ближайшие годы планируется развитие оффшорной ветроэнергетики в Северной Америке и Океании, что позволит увеличить общую потребляемую мощность данного типа ветровых электростанций в 5 раз к 2030 г. [10].
Основная часть
В России доля использования ветровой и солнечной энергии пока незначительна в мировом масштабе – менее 1% [2]. Однако с учетом динамики использования ВИЭ в России (рисунок 5), и того, какой приоритет отдается ВИЭ в нашей стране, перспективность развития в России представляется оправданной.
Рисунок 5 — Совокупная установленная мощность электростанций в России на основе ВИЭ, ГВт (составлен авторами на основе материалов Ассоциации развития возобновляемой энергетики [3])
Например, на Камчатке в силу природных особенностей региона, активно используется геотермальная энергия, а отдельные регионы России (южная часть Сибирского региона, Алтай, Забайкалье, Краснодарский край и Кавказ) демонстрируют среднегодовые показатели инсоляции, соотносимые с югом Германии или севером Испании [6]. Отмечается перспективность развития ветроэнергетики в районах Арктики и Крайнего Севера.
С точки зрения ретроспективы вопроса государственной поддержки ВИЭ, первым основополагающим нормативным документом, который зафиксировал направления поддержки объектов генерации энергии, использующих ВИЭ, является Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», отдельные положения которого определяют также полномочия и обязанности органов государственной власти в направлении поддержки развития ВИЭ в России [13]. Также важным документом, регулирующим использование и развитие ВИЭ в нашей стране, является Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.01.2009 г. №1-р, определяющее основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования ВИЭ на период до 2035 года [11]. Программа была разработана в 2009 г. и предусматривала срок реализации до 2024 г. Однако, в виду значимости вопросов развития ВИЭ по истечению этого срока была актуализирована и продлена на период до 2035 г.
Государственная поддержка развития ВИЭ, согласно Распоряжению Правительства РФ №1-р выстраивается на основе системы принципов, к которым относится необходимость координации всех представителей государственной власти в этом вопросе, учет бюджетного законодательства, применение экономических стимулов и поддержки экспорта в сфере ВИЭ, принципа общедоступности информации, а также проведения контроля и надзора за осуществляемыми мероприятиями в ходе поддержки развития ВИЭ в России.
Распоряжение Правительства РФ №1-р в качестве целевого показателя оценки эффективности реализации мер по государственной поддержке развития ВИЭ выделяет показатель доли производства и потребления энергии с применением ВИЭ, который в 2024 г. должен составить 4,5%, а в 2026 г. – 6% и более. Для достижения значений данного целевого показателя основной мерой государственной поддержки предусматривается поддержка инвестиционных проектов по возведению генерирующих объектов с использованием ВИЭ. Конкурсный отбор таких проектов проводится в соответствии со следующим характеристиками:
- для оптовых рынков: величина капитальных затрат на возведение объекта ВИЭ (капитальные затрат на возведение 1 кВт установленной мощности генерирующего объекта), показатели эффективности возводимого объекта, а также максимальные технологически достижимые значения коэффициента использования установленной мощности, которые принимают соответствующие значения в зависимости от вида ВИЭ (коэффициент 0,55 для ВЭС, 0,3 – СЭС, 0,8 – ГЭС малой мощности).
- для объектов, функционирующих на розничных ранках, к показателям капитальных затрат, добавляются показатели постоянных эксплуатационных затрат на обслуживание 1 кВт установленной мощности объекта и переменных эксплуатационных затрат на выработку 1 МВт ч произведенной электрической энергии [11].
Анализируя содержание положений Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике», а также Распоряжения Правительства РФ №1-р, можно прийти к выводу, что предлагаемые меры поддержки со стороны государства в основном рассчитаны на привлечение инвестиций государственного характера и сводятся к непосредственному бюджетному финансированию проектов, отобранных в результате конкурсной процедуры в соответствии с наиболее привлекательными значениями показателей, перечисленных выше. Вместе с тем, в настоящее время в мире используется большое количество мер поддержки ВИЭ. Изучению вопроса, отражающего опыт мировых стран по поддержке развития ВИЭ посвящены работы Т.В. Мартыненко, В.Д. Коноплевой [5], В.Х. Бердина, А.О. Кокорина, В.Ю. Поташникова, Г.М. Юлкина [1], Н.С. Низамутдиновой, И.М. Кирпичниковой, О.С. Пташкиной-Гириной [9] и др. Исследователи определили, что, помимо государственного заказа и финансирования, довольно распространенными инструментами поддержки стали зеленые сертификаты, тарифы на подключение, возмещение затрат на подключение, гранты, налоговые льготы и кредиты, субсидирование стоимости заемного капитала. Т.В. Мартыненко и В.Д. Коноплева отмечают, что одной из наиболее эффективных мер поддержки из перечисленных является фиксированная ставка за возобновляемую энергию [5].
Несмотря на то, что благодаря реализации основных направлений поддержки развития объектов ВИЭ, заявленных в соответствующем Распоряжения Правительства РФ №1-р [11], планируется строительство и ввод в эксплуатацию объектов ВИЭ, которые принесу дополнительно 7 ГВт энергии, при сумме расходов на поддержку около 400 млрд. руб., нельзя забывать, что в ходе этого процесса необходимо решать определенные задачи, способствующие развитию государственной поддержки в рассматриваемом вопросе и повышению эффективности управления процессами государственной поддержки развития ВИЭ в России.
Во-первых, в условиях санкционных ограничений трудности могут испытывать производители ВИЭ-оборудования, с вязи с чем направление государственной политики целесообразно дополнить мерами поддержки отечественных производителей и поставщиков, реализацию которых должно взять на себя профильное Министерство промышленности и торговли РФ.
Во-вторых, учитывая, что программа государственной поддержки, рассчитанная на период до 2035 г., формировалась в 2024 г., система целевых показателей и индикаторов, в ней содержащихся, а также выстроенная на их основе государственная статистическая отчетность будет требовать актуализации в соответствии с современными тенденциями функционирования и развития ВИЭ, приоритетами развития промышленности и энергетики в стране.
В-третьих, существующая программа поддержки в большей степени ориентируется на финансирование проектов создания объектов ВИЭ за счет средств бюджета, в то время как развитию государственно-частного партнерства в этом направлении уделяется меньшее внимание. В связи с этим целесообразно сформировать направления поддержки, стимулирующие бизнес участвовать в данных проектах, поощрять его «зеленую» деятельность, в том числе, рассмотрев направления содействия развития малого и среднего предпринимательства, функционирующего в сфере использования ВИЭ.
Заключение
Таким образом, результаты исследования показывают, что в России использование ВИЭ осуществляется более низкими темпами по сравнению с странами Европы и рядом мировых стран, что, в первую очередь, вызвано сильной привязкой страны к традиционным источникам энергии, а также технологическими сложностями развития сферы в условиях санкционных ограничений. Вместе с тем, анализ использования ВИЭ в России показывает устойчивый рост в данной сфере, тенденция к которому прогнозируется и далее. Исследование направлений поддержки ВИЭ в России показало, что значительная роль в организации процесса перехода к альтернативной энергетике и использованию ВИЭ на современном этапе отведена государству. Однако сформированная на сегодняшний день программа поддержки в основном рассчитана на привлечение инвестиций государственного характера, а направления, связанные с привлечением частных источников финансирования ВИЭ, остаются не до конца проработанными. В этой связи для достижения поставленных целей и задач в части развития ВИЭ, а также повышения эффективности управления процессами государственной поддержки развития ВИЭ в России, в исследовании были сформулированы предложения по её совершенствованию в части поддержки отечественных производителей ВИЭ, а также развития государственно-частного партнерства в рассматриваемой сфере. В перспективе дальнейших исследований представляется необходимой разработка соответствующего управленческого инструментария, который может применяться для реализации предложенных направлений совершенствования государственной поддержки развития ВИЭ в России.
References:
Akan T. (2023). Investigating renewable energy–climate change nexus by aggregate or sectoral renewable energy use? Environmental Science and Pollution Research. 30 (1). 2042-2060. doi: 10.1007/s11356-022-22201-x.
Berdin V. Kh., Potashnikov V. Yu., Kokorin A. O., Yulkin G. M. (2020). Razvitie VIE v Rossii: potentsial i prakticheskie shagi [Renewable energy development in Russia: potential capacities and practical steps]. “Economic Policy” Journal. (2). 106-135. (in Russian). doi: 10.18288/1994-5124-2020-2-106-135.
Koshcheeva E.S., Smirnov M.A. (2023). Environmental safety through the prism of legal regulation of renewable energy in Russia Theoretical and Applied Ecology. (4). 199-207. doi: 10.25750/1995-4301-2023-4-199-207.
Martynenko T.V., Konopleva V.D. (2022). Politika Rossiyskoy Federatsii v oblasti vozobnovlyaemoy energetiki: sovremennoe sostoyanie, zakonodatelnaya baza i perspektivy razvitiya [Russian Federation policy in the field of renewable energy: current status, legislative framework and development prospects]. Gosudarstvennoe i munitsipalnoe upravlenie. Uchenye zapiski. (1). 127-132. (in Russian). doi: 10.22394/2079-1690-2022-1-1-127-132.
Nazarova Yu. A., Sopilko N. Yu., Orlova A. F., Bolotova R. Sh., Gavlovskaya G. V. (2017). Otsenka perspektiv razvitiya vozobnovlyaemyh istochnikov energii dlya Rossii [Assessment of the prospects for the development of renewable energy sources for Russia]. International Journal of Energy Economics and Policy. 1-6. (in Russian).
Nekrasov S.A., Grachev I.D. (2020). Vozobnovlyaemaya energetika: perspektivy korrektirovki razvitiya energosnabzheniya v Rossii [Renewable energy supply industry. prospects of energy supply development adjustment in Russia]. Problems of forecasting. (1). 99-109. (in Russian). doi: 10.17213/2312-6469-2019-3-230-251.
Nizamutdinova N.S., Kirpichnikova I.M., Ptashkina-Girina O.S. (2018). Mirovoy i rossiyskiy opyt primeneniya gosudarstvennoy podderzhki vozobnovlyaemoy energetiki [World and Russian experience of the renewable energy state support application]. Bulletin of the South Ural State University. Series: Energy. 18 (1). 140-145. (in Russian). doi: 10.14529/power180117.
Pankrateva S.G., Rezak E.V., Chervyakova M.V. (2021). Razvitie alternativnoy energetiki v mire i v Rossii: vozobnovlyaemye istochniki energii i ikh rol v obespechenii potrebiteley energiey [Development of alternative energy in the world and in Russia: renewable energy sources and their role in providing consumers with energy]. Regional economics and management: electronic scientific journal. (4). (in Russian).
Zakharov A.N., Karpova A.A. (2022). Razvitie alternativnoy energetiki v Rossii s uchetom kitayskogo opyta [Development of alternative energy in Russia and chinese experience]. Russian Foreign Economic Bulletin. (5). 34+35. (in Russian). doi: 10.24412/2072-8042-2022-5-34-45.
Страница обновлена: 11.05.2025 в 17:56:38