Практика применения типовых проектов жилищного строительства при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в иркутском регионе
Грушина О.В.1, Меркушева Н.Ю.1
1 Байкальский государственный университет
Скачать PDF | Загрузок: 3
Статья в журнале
Жилищные стратегии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 3 (Июль-сентябрь 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=68608173
Аннотация:
В статье поднимаются вопросы теории и практики типизации проектов жилищного строительства. Возвращение к советскому опыту на новом этапе развития экономических отношений дает новую трактовку понятия «типовой проектной документации». Теперь это та документация, которую можно использовать повторно после получения положительного заключения государственной экспертизы. Основными преимуществами использования типовой проектной документации традиционно являются: уменьшение количества разрабатываемых разделов снижает трудозатраты, время и стоимость проектных работ; возможность применения для всех видов объектов капитального строительства; повторно использованная проектная документация подлежит государственной проверке только в связи с результатами технических (инженерных) исследований. Авторы поставили себе целью проанализировать скорость процесса типизации жилищных проектов и ограничивающие данный процесс проблемы, а также оценить влияние типового проектирования на деятельность по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в части восстановления объектов утраченного жилого фонда. Новизной в данном аспекте является разработка программы действий, способствующих развитию строительной отрасли и снижающих уровень риска от чрезвычайных ситуаций. Статья будет интересна студентам и аспирантам направления экономики в строительстве, представителям региональных властей, специалистам в области жилищного строительства
Ключевые слова: типизация проектов, типовая проектная документация, жилищное строительство, восстановление жилого фонда, чрезвычайные ситуации
JEL-классификация: L74, R21, R31
Введение
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена как законодательными изменениями, так и экономической необходимостью быстрой и эффективной застройки территорий, пострадавших от чрезвычайных ситуаций. Типовые проекты станут обязательными для строек с бюджетным финансированием. Соответствующее Постановление Правительства будет подготовлено в течение двух месяцев. Об этом заявил глава Минстроя России Ирек Файзуллин на «правительственном часе» в Совете Федерации 27 февраля 2024 г [1].
Последние десятилетия 20 века в нашей стране были отмечены масштабным домостроением индустриального типа на основе применения методов типового проектирования. По данным Росстата, с 1986 г. по 1990 г. было введено в действие 343,4 млн. м2 жилья, из них в 1990 г. – 61,7 млн. м2. Уровень применения типовых проектов в эти годы достигал в жилищном строительстве 98%, в сельском строительстве – 96%, в промышленном – 71%, в строительстве объектов культурно-бытового назначения – 87% [1, с. 55].
Разработка типовых проектов, как один из инструментов решения масштабных задач обеспечения осваиваемых территорий на востоке и севере страны социальной инфраструктурой, активно применялась в СССР. В последние пятилетки советской экономики типовое проектирование осуществлялось на основании Инструкции Госстроя СССР 1982 года [2].
Вплоть до 2007 г., согласно соответствующим строительным нормам и правилам [3], под типовой проектной документацией понимались разработанные на основе унификации и типизации объемно-планировочных решений и включенные в Федеральный фонд документации в строительстве комплекты документов на создание зданий и сооружений, конструкций, изделий и узлов для многократного применения в строительстве. На сегодняшний день типовой проектной документацией считается проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы и применяемая повторно. Таким образом, это может быть любое зарекомендовавшее себя проектное решение, которое прошло экспериментальную проверку временем, то есть по которому уже были построены и введены в эксплуатацию объекты [4].
Застройщик или технический заказчик при использовании типовой проектной документации вправе внести изменения в проектную документацию.
Использование типовой документации, по нашему мнению, прежде всего, должно существенно сокращать сроки разработки проектов и упрощать процедуру экспертизы проектной документации. Результаты экспертизы проектной документации в 2018 – 2024 гг. не позволяют, на настоящем этапе, в полной мере подтвердить эту гипотезу. По состоянию на 20 мая 2024 г. в «Едином государственном реестре заключений» [5] содержится информация о 409357 заключений российских экспертных организаций. Указанные заключения относятся к различным видам проектируемых работ и проектно-сметной документации и подготовлены в отношении проектов, расположенных во всех субъектах Российской Федерации.
В настоящее время типовая проектная документация по-прежнему в незначительном объеме применяется в российской практике проектирования. Из 409 тыс. экспертных заключений, выданных более чем за шесть последних лет, доля проектов, выполненных с использованием типовой документации, составляет менее одного процента (3270 заключений). Среди проектов, выполненных с использованием типовой документации, доля отрицательных заключений составляет 7,1%. Это превышает средние показатели по всем заключениям за анализируемый отрезок времени. Доля отрицательных заключений в целом по стране в этот период составляла 4,1%. Показатель «4,1% отрицательных заключений» характерен как для общего количества выданных заключений, так для группы проектов, которые выполнялись без использования типовой документации [2].
Можно предположить, что превышение доли отрицательных заключений среди «проектов с типовой документацией» связано с недостаточным постсоветским опытом проектирования «по аналогам», избыточным периодическим обновлением нормативно-технического законодательства и незначительной базой планировочных и/или конструктивных решений среди типовой документации. Последний факт представляется наиболее значимым в связи с тем, что территория страны расположена во множестве природно-климатических поясов, площадки для проектирования объектов кардинально отличаются между собой сочетанием геологических и гидрологических условий.
Выборочный анализ результатов экспертизы проектов в регионах, приближенных по условиям хозяйствования к Иркутской области, свидетельствует о различных подходах. Наибольшее количество проектов, выполненных с использованием типовой документации, зафиксировано в Забайкальском крае – 2,6% от общего числа заключений. Однако при этом в регионе также и самое большое (среди анализируемых субъектов) количество отрицательных заключений среди проектов, подготовленных с использованием типовой документации – 6,2%. Также высока доля отрицательных заключений среди проектов «с типовой документацией» в республике Саха Якутия (8,5%). В Иркутской области использование типовой документации к настоящему времени не нашло широкого применения. Только один из 1121 проектов, получивших заключение, подготовлен с использованием проектной документации. В Красноярском крае, несмотря на значительные объемы строительства в регионе, доля использования типовой документации ниже общероссийского показатели более чем в два раза и составляет 0,3%. В целом следует отметить, что в большинстве рассмотренных регионов «доля типовой документации» в прошедших экспертизу проектах превышает средний для страны показатель в 1,5 – 3,25 раза. Выборочные результаты анализа использования типовой документации при проектировании представлены на рис.1.
Рис 1 Доля заключений на проектно-сметную документацию (ПСД), выполненную с использованием типовой документации (ТД), в общем объеме выданных заключений и среди заключений, выданных на ПСД, подготовленную с использованием ТД, 2018 г. – янв.-май 2024 г., процентов (рассчитано по данным [5]).
Целью данного исследования является комплексный анализ применения типовых проектов жилищного строительства, в том числе, в чрезвычайных ситуациях. Наводнение 2019 г. в городах Тулуне и Нижнеудинске Иркутской области поставило чрезвычайную проблему перед Правительством региона по скорейшему восстановлению объектов капитального строительства, в первую очередь, объектов утраченного жилищного фонда, в том числе, за счет типизации их проектов. Новизной в данном аспекте является разработка программы действий, способствующих развитию строительной отрасли и снижающих уровень риска от чрезвычайных ситуаций. Авторской гипотезой является утверждение того, что, в отличие от обыденного понимания, типовые проекты не всегда влекут за собой экономический эффект снижения временных и денежных затрат, если они не соответствуют технологическим возможностям и минерально-сырьевой базе региональной индустрии. Типизация проектом постфактум, а не априори стала особым прецедентом наводнения 2019 г., но не должна стать системным событием при других подобных ситуациях.
Для достижения целей и задач была использована классическая методология научного познания: общенаучные, частнонаучные и специальные методы. Основу работы составил сравнительно-правовой и формально-юридический метод познания, позволивший проанализировать нормативно-правовую базу.
Методика исследования
Особенности разработки типовых проектов в жилищном строительстве
Обязательность использования типовых проектов на бюджетных стройках будет законодательно закреплена.
В настоящее время количество типовых проектов, утвержденных Минстроем, становится все больше. Это позволяет формировать банк типовых решений в крупных комплексных проектах. Для этого уже имеется нормативная база, а в регионах отобрано 1046 объектов для повторного использования. Например, для отрасли здравоохранения признаны типовыми уже 204 проекта.
Однако такие решения пока являются рекомендуемыми и в регионах продолжают проектировать бюджетные объекты самостоятельно. Поэтому будет подготовлен законопроект, который закрепит правило: если в типовом банке имеется готовый утвержденный типовой проект, то его использование обязательно при строительстве с бюджетным финансированием.
Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации издан приказ [6] которым в рамках реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда предусмотрена возможность применения комплектов домов высокой степени заводской готовности на основе деревянного каркаса, массивных деревянных панелей и (или) клееных конструкций для возведения многоквартирных жилых зданий при наличии заключения экспертизы проектной документации, предусмотренного статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Применение указанных комплектов домов придаст импульс развитию индустриального деревянного домостроения, использованию современных строительных материалов из древесины, отвечающим самым высоким требованиям огнестойкости, прочности, а также приведет к сокращению сроков строительства многоквартирных домов и соответственно к ускоренному расселению граждан из аварийного жилищного фонда.
В настоящее время на основе выполненного цикла научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ разработаны и актуализированы 8 сводов правил и 30 основных стандартов, положения которых позволяют проектировать и строить многоэтажные здания в зависимости от вида несущих деревянных конструкций в различных климатических зонах Российской Федерации.
В не сейсмических районах допустимая высота зданий с применением деревянных конструкций, в том числе из незащищенной древесины, определяется требованиями нормативных документов в области обеспечения пожарной безопасности.
Стоит отметить, что приказом Минстроя России от 2 августа 2022 г. № 633/пр утверждена методика отбора проектов индивидуальных жилых домов для переселения граждан из аварийного жилищного фонда. В указанном отборе вправе участвовать проекты индивидуальных жилых домов с использованием деревянных домокомплектов.
В строительстве индивидуальных жилых домов и многоквартирных домов с использованием деревянных домокомплектов можно воспользоваться, например, предложениями от CLT Development, ПАО «Сегежа Групп».
Результаты
Во второй половине июня 2019 года на западе Иркутской области возникла чрезвычайная ситуация природного характера. В результате наводнения погибло 25 человек [7], уничтожены полностью или получили повреждения большое количество объектов. Согласно действующей системы оценки наводнение в Иркутской области относится к катастрофическим [8].
Для оперативной ликвидации последствий на пострадавших территориях 27.06.2019 года был установлен режим чрезвычайной ситуации (ЧС). Особенности установления подобных, специальных правовых режимов подробно рассмотрены учеными [9]. Отметим, что легализация сложившейся ситуации как «чрезвычайной» упрощает принятие решений органами власти. Наряду с определением границ пострадавших от ЧС территорий, правовой режим ЧС позволил определить перечень мер для ликвидации ЧС и источники их финансирования, круг субъектов, привлекаемых для участия в устранении последствий ЧС.
Наводнение 2019 года затронуло несколько муниципальных образований Иркутской области и темпы возведения (реконструкции) объектов жилого и социального назначения – важнейший фактор ликвидации последствий. С учетом ограничений сибирского климата к ноябрю 2019 года работы начались только на 146 пострадавших объектах, несмотря на то, что границы территорий, затронутых паводком, были установлены. Современные технологии позволяют оперативно и достоверно оценивать общие границы затопленных территорий. Рис. 2 и 3 наглядно иллюстрируют масштабы затопления наиболее крупных городов из числа пострадавших.
Рис. 2. Границы зон затопления муниципального образования «Город Тулун» во время наводнения 29.06.2019 г. [10]
Рис. 3. Границы зон затопления муниципального образования «Город Нижнеудинск» во время наводнения 28.06.2019 г. [10]
Также оперативно были определены поселения, которые потенциально подвержены риску затопления в связи с высоким уровнем грунтовых вод.
В случае ликвидации ЧС «стандартный» в строительном цикле этап «предпроектной подготовки», предшествующей строительству, ремонту, реконструкции объектов занимает больше времени. Наряду с привычными экспертизами и изысканиями в условиях ЧС потребовалось обследование фактического состояния объектов и территорий, оценка размера нанесенного ущерба, установление перечня объектов, подверженных потенциальному риску, выявление круга пострадавших лиц и иные действия. Часть данных поэтапно собиралась непосредственно от граждан, «в заявительном порядке» и обрабатывались областными и местными организациями.
Отдельные показатели объема разрушений «Тулунского» наводнения представлены в табл. 1.
Таблица 1
Количество объектов/субъектов, учтенных в качестве пострадавших от наводнения в г. Тулуне Иркутской области (по состоянию на 02.09.2019г.)
№
|
Категория пострадавших объектов /
субъектов
|
Ед. изм.
|
Количество
|
1
|
Муниципальные
районы
|
ед.
|
11
|
2
|
Населенные
пункты
|
ед.
|
135
|
3
|
Жилые
дома
|
ед.
|
11169
|
4
|
Объекты
социальной инфраструктуры,
в т.ч.:
|
ед.
|
137
|
5
|
-
объекты образования
|
ед.
|
42
|
6
|
-
объекты здравоохранения
|
ед.
|
24
|
7
|
-
объекты культуры
|
ед.
|
27
|
8
|
-
объекты спорта
|
ед.
|
13
|
9
|
-
объекты ветеринарии
|
ед.
|
7
|
10
|
-
объекты социального назначения
|
ед.
|
5
|
11
|
-
объекты административного назначения
|
ед.
|
19
|
12
|
Объекты
транспортной инфраструктуры, в т.ч.:
|
ед.
|
89
|
13
|
-
автомобильные мосты
|
ед.
|
23
|
14
|
-
участки автомобильных дорог
|
ед.
|
56
|
15
|
Граждане,
в т.ч.:
|
чел.
|
45999
|
16
|
-
детей
|
чел.
|
7921
|
Причины катастрофических последствий наводнения, число пострадавших уточняется до настоящего времени. Равно как и анализируются действия властей и предприятий строительного комплекса в процессе ликвидации последствий наводнения. Исследователями достаточно подробно изучены климатологические и геологические причины наводнения [12, 13, 14, 15]. Предпринимаются попытки исследовать социально-экономические последствия рассматриваемой и подобных чрезвычайных ситуаций [16, 17, 18]. Реакция органов власти всех уровней на случившуюся катастрофу была оперативной, решением Президента РФ были определены основные направления работ по ликвидации последствий [19]. Последующие нормативные акты федеральных и региональных органов власти подготовлены и реализованы в соответствии с упомянутым указом. Мероприятия по ликвидации последствий наводнения планируется завершить до 2026 года.
В настоящее время в мероприятия по обеспечению жильем семей, жилые помещения которых были расположены за пределами пострадавшей от наводнения территории и утрачены в результате подъема грунтовых вод, включены 1174 жилых дома. Данный перечень включает многоквартирные, индивидуальные и блокированные жилые дома, включающие 2379 помещения. Ранее, в соответствии с установленными региональным законодательством требованиями [20] с заявлениями о предоставлении жилых помещений из государственного жилищного фонда Иркутской области, обратились 1417 семей. В течение 2020-2022 гг. правительством региона возведен жилой фонд для обеспечения жильем 920 пострадавших семей (табл. 2).
Таблица 2
Количество возведенных жилых объектов
№
|
Наименование объекта
|
Количество, ед.
|
Общая площадь, кв.м.
|
|
Многоквартирные дома, восьмиэтажные
|
10
|
43000
|
|
Многоквартирные дома, двухэтажные
|
3
|
2500
|
|
Индивидуальные жилые дома
|
47
|
3500
|
|
Блокированные жилые дома
|
24
|
3200
|
Несмотря на наличие финансирования, строительство жилья в зоне, пострадавшей от наводнения, столкнулось со значительными ограничениями, не позволяющими оперативно восстановить привычную среду обитания граждан. В период 2020-2022 гг. на строительство жилья было затрачено 3203,5 млн. руб., основная часть которых составили средства федерального бюджета – 2181,2 млн. руб. Дополнительные расходы на обеспечение жильем 371 семьи, права которых не были восстановлены до 2023 года, составят более 2600 млн. руб. Указанные капиталовложения, наряду с иными, должны быть осуществлены в рамках «Программы по восстановлению жилья, объектов связи, социальной, коммунальной, энергетической и транспортной инфраструктур, гидротехнических сооружений, административных зданий, поврежденных или утраченных в результате наводнения на территории Иркутской области» [21].
Предваряя анализ особенностей строительства нового жилого фонда в пострадавших территориях следует указать:
- за постсоветский период в этих территориях не сформировался рынок коммерческого жилья в многоквартирных домах. Более 2/3 имевшегося многоквартирного жилого фонда введено в период индустриального освоения Сибири, с 1970 по 1989 годы;
- на территориях отсутствуют предприятия индустрии строительных материалов, способные обеспечить строительство современного многоквартирного жилого фонда в кратчайшие сроки. Ближайшие производители стеновых материалов расположены в городах Красноярск, Ангарск, Иркутск, Саянск;
- в этих муниципальных образованиях отсутствуют эксплуатируемые (лицензированные) месторождения общедоступных полезных ископаемых (гравий, песок), необходимых для оперативного развертывания массового строительства жилья, объектов социальной инфраструктуры и иных;
- отсутствует типовая проектная документация, актуализированная для рассматриваемой территории в установленном законом порядке [4];
- стоимость одного квадратного метра общей площади жилья, установленная для реализации государственных программ [22] в регионе составляла 42319 руб., в то время как средняя цена аналогичного показателя в области в середине 2019 года превысила 60000 рублей [23].
Также следует указать, что местные органы власти не были подготовлены к работе в условиях масштабной чрезвычайной ситуации. В числе мероприятий по ликвидации последствий ЧС было создано государственное казенное учреждение Иркутской области «Служба заказчика Иркутской области». Основной целью деятельности учреждения являлось оказание государственных услуг, выполнение работ и исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством полномочий органов государственной власти Иркутской области в части обеспечения реализации мероприятий по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области.
Летом 2019 года пострадавшие граждане были оперативно размещены в социальных объектах, неприспособленных для этих целей, например, в школах. Маневренным жилым фондом местные власти не располагают до настоящего времени. Свободного жилья и гостиниц в подтопленных населенных пунктах недостаточно для размещения сколько бы то ни было значительного количества людей.
Для снижения социальной напряженности в пострадавших территориях часть граждан, взамен части утраченных жилых объектов, получили компенсационные выплаты и переселились в другую местность. За 2019-2021 гг. реализации мероприятий компенсационные выплаты предоставлены на общую сумму более 28 млрд. руб., из которых 7752 семьи предоставлено на жилье более 23 млрд. руб. Большая часть социальных выплат реализованы на территориях города Иркутска и Иркутского района, путем приобретения жилых помещений на вторичном рынке.
Подготовка земельных участков для строительства первых объектов индивидуального жилищного строительства (ИЖС), включая землеустроительные работы и организацию транспортной и инженерной инфраструктуры, была, в основном, завершена к марту 2020 года (район «Березовая роща») (рис. 4). Последующее строительство объектов ИЖС заняло от 40 дней до нескольких месяцев. В течение 1,5 месяцев (до мая 2020 года) на предоставленных участках были смонтированы два десятка сборных индивидуальных дома. Сроки строительства были частично сокращены за счет упрощения (в условиях ЧС) части процедур государственного контрактования. Но основная причина ускорения процесса была в наличии в избранных подрядчиками проектных решениях. При строительстве были применены «домокомплекты» высокой степени строительной готовности, выполненные локальным производителем АО «Иркутский домостроительный комбинат» (ИДСК). Последнее имело на момент ЧС наиболее подготовленные проектную и производственную базу. Несмотря на то, что удаление от места сборки объектов составило более 400 км, жилье из домокомплектов ИДСК оказалось первым из числа возведенных на площадке.
Рис. 4. Планировочные решения части земельного участка, предполагаемые застройщики и конструктивные решения по состоянию на 15.01.2019 г. [3]
Общая площадь земельного участка в районе «Березовая роща» (г. Тулун) составляет 423,9 га, на которых предполагалось разместить до 1500 объектов ИЖС.
Завершено строительство 292 жилых домов на 941 жилое помещение:
- 13 многоквартирных домов на 662 жилых помещения;
- 279 индивидуальных жилых домов на 279 жилых помещений (в том числе: 136 по трехсторонним договорам, 57 ИЖС государственного жилищного фонда Иркутской области в мкр. Березовая роща г. Тулуна, 76 жилых помещений в домах типа «дуплекс» государственного жилищного фонда Иркутской области в мкр. Березовая роща г. Тулуна, 10 жилых помещений государственного жилищного фонда Иркутской области в мкр. Восточный г. Нижнеудинска).
Успешный опыт применения домокомплектов из железобетона в условиях сибирской зимы был обусловлен наличием готовых «типовых» проектов (у локального производителя), высокой строительной готовностью изделий, фактическим отсутствием «мокрых» процессов, наличием у производителя собственной базы инертных стройматериалов. В отличие от планировавшихся к возведению объектов их пенобетона, газо-, песко-блоков, внутренняя отделка домов может быть выполнена в более краткие сроки. Запроектированные дома, как крупноблочных, так и деревянных конструкций, были введены в эксплуатацию на рассматриваемой площадке в 2021-2022 гг.
Например, ранее упомянутые индивидуальные жилые дома, возведенные их железобетонных домокомплектов в пострадавшем о наводнения в 2019 году г. Тулуне, были комплектно доставлены из Иркутска и менее чем за два месяца смонтированы на площадке Березовая роща. На момент строительства указанных домов производства иркутского домостроительного завода, их проекты не были включены в «Единый реестр типовой документации». Последнее несколько увеличило срок подготовки проектно-сметной документации и время прохождения экспертизы. Сейчас эти проекты уже являются типовыми [24]. Таким образом, как демонстрирует опыт ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, включение в «Единый реестр типовой документации» достаточного количества проектов, апробированных в регионе, могло бы существенно упростить задачу.
В ноябре 2020 г. в г. Тулуне были введены два пятиэтажных многоквартирных крупнопанельных жилых дома. Эти объекты были построены менее чем за один год. Столь краткий срок обусловлен, прежде всего, тем, что при их проектировании использовались конструкции, ранее апробированные в схожих сейсмических и климатических условиях. Конструкции рассматриваемых объектов изготовлены на серийном производстве в республике Хакасия и ранее использовались в г. Абакане. Это позволило оперативно подготовить проектно-сметную документацию и получить 27.02.2020 г. положительное заключение АУ «Государственная экспертиза республики Хакасия». На момент строительства проект пятиэтажных домов был освоен на производстве, неоднократно использован, но не включен в «Единый реестр типовой документации».
С учетом накопленного опыта, выше упомянутые сборные железобетонные комплекты индивидуальных домов были использованы спустя год для возведения жилья на другой территории, пострадавшей от наводнения 2019 г. В г. Нижнеудинске в 2021 году были построены 10 блокированных дома из «типовых» домокомплектов того же производителя. На момент строительства конструкции домов были освоены иркутским заводом, но не включены в «Единый реестр типовой документации».
При строительстве многоквартирного среднеэтажного жилья на пострадавших территориях были использованы типологизированные проекты. За основу принята конструктивная схема восьмиэтажных домов с монолитным железобетонным каркасом и заполнением из штучных материалов. Строительство домов этой категории велось в 2020-2022 гг. в г. Тулуне. Средний срок строительства составил 1 год.
Заключение
Приведенный краткий анализ работы строительных организаций и органов власти по ликвидации последствий наводнения 2019 г. позволяет предложить несколько действий, способствующих развитию отрасли и снижающих уровень риска:
- Прежде всего, следует указать на необходимость организации в Иркутской области работы по повышению устойчивости городов, включению крупнейших городов региона в кампанию «Мой город готовится!» в соответствии с принципами ООН [25];
- Указание в региональных документах стратегического характера и последовательная разработка в среднесрочных планах мероприятий по обследованию и мониторингу жилого фонда и объектов инфраструктуры жизнедеятельности муниципальных образований, потенциально подверженных риску негативного природного воздействия;
- Принимая во внимание высокий уровень риска южных территорий региона, в том числе – опасность разрушительных наводнений и землетрясений, региональным властям следует принять меры к обследованию и мониторингу жилого фонда и объектов жизненно важной инфраструктуры на постоянной основе за счет средств регионального бюджета. Результатом мониторинга должно быть определение набора мер по снижению уровня потерь от чрезвычайных ситуаций, в том числе – оценка экономической целесообразности сохранения сложившейся региональной структуры размещения производительных сил, установление источников финансирования мероприятий по защите от ЧС, сроков и условий расселения жилого фонда, восстановление которого экономически нецелесообразно;
- На регулярной основе органы власти должны проводить отбор и заниматься включением в государственный реестр проектных решений, которые реализованы в области и освоены местными производителями. Имеющиеся в «Реестре типовой проектной документации» проекты затруднительно оперативно запустить в производство, если они не соответствуют технологическим возможностям локальной индустрии. Таким образом, постепенно будет создаваться региональная база типовой проектной документации, на основе имеющихся в производстве (у локальной стройиндустрии) проектов высокой степени строительной готовности. Ассортимент «локализованных» типовых проектов в сочетании регулярной работой по актуализации региональных данных в ФГИС «Ценообразование в строительстве» могут позволить поддерживать уровень цены на продукцию отрасли во взаимоприемлемом диапазоне;
- Региональные органы власти должны предпринять активнейшие действия для расширения минерально-сырьевой базы индустрии строительных материалов. Дислокация подготовленных для эксплуатации (лицензированных) месторождений должна быть достаточной для оперативного развертывания производства в случае ЧС.
Предлагаемые мероприятия призваны не только снизить потенциальный уровень риска негативного воздействия природного характера, но и создать дополнительные перспективы для развития строительной отрасли региона.
Минстрой России проводит указанные мероприятия в соответствии с утвержденными правилами [4].
Принимая во внимание частоту природных чрезвычайных ситуаций геологического и гидрологического характера Правительством Иркутской области рассматривается вопрос о необходимости создания базы «Типовой проектной документации». В первую очередь предполагается включить в перечень типовой проектную документацию, по которой возведены объекты в районах, пострадавших от чрезвычайной ситуации, произошедшей в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области.
В целях принятия решения о признании проектной документации типовой Правительством Иркутской области направлена проектная документация по объектам «Индивидуальные жилые дома в микрорайоне Березовая Роща, г. Тулун, Иркутская область, 1-2 этапы строительства» (рис.5), «Индивидуальные жилые дома блокированной застройки в микрорайоне Березовая роща, г. Тулун, Иркутская область» (рис.6).
Рис. 5. Индивидуальные жилые дома в микрорайоне Березовая Роща, г. Тулун, Иркутская область, 1-2 этапы строительства [4]
Рис. 6. Индивидуальные жилые дома блокированной застройки в микрорайоне Березовая роща, г. Тулун, Иркутская область [5]
Включение проектов в реестр типовых позволяет существенно сэкономить время на подготовку и экспертизу проектно-сметной документации строительства новых объектов. Сокращение, как минимум, на 25-40 дней на данном этапе срока возведения объекта за счет использования «типовой документации» позволяет, даже в суровых климатических условиях Сибири, оперативно реализовывать проекты. Последнее крайне важно в рамках воплощения задачи государственных программ и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Наводнение в районе г. Тулуна в 2019 году затронуло более 11 тысяч домовладений. Наводнение в 2024 году в районе г. Орска и Оренбургской области только по предварительным подсчетам превысило количество пострадавших объектов в г. Тулуне [26]. Это потребует концентрации всех усилий местных властей на максимально быстром восстановлении разрушенных объектов, опыт Иркутской области может стать очень ценным для любого региона России.
[1] Типовые проекты могут сделать обязательными для строек с бюджетным финансированием – URL: https://sro-a.ru/news/tipovye-proekty-mogut-sdelat-obyazatelnymi-dlya-stroek-s-byudzhetnym-finansirovaniem/ (дата обращения: 17.05.2024).
[2] Рассчитано на основании данных: Единый государственный реестр заключений. ФАУ Главное управление государственной экспертизы. Москва. – URL : https://egrz.ru (дата обращения: 17.05.2024).
[3] Документация по планировке территорий. Официальный сайт администрации городского округа муниципального образования – г. Тулун – URL: https://tulunadm.ru/qa/360.html (дата обращения 22.05.2024).
[4] Строительство объекта: «индивидуальные жилые дома в микрорайоне березовая роща, г. Тулун, Иркутская область, 1-2 этапы строительства (42 дома)». КонтурЗакупки. – URL: https://zakupki.kontur.ru/R2381146387020000046 (дата обращения 22.05.2024).
[5] Там же.
Источники:
2. Инструкция по типовому проектированию. Строительные нормы 227-82 : Постановление Госстроя СССР от 18 мая 1983 г. № 141 // СПС «ТехЭксперт»
3. Типовая проектная документация. СНиП 11-03-2001. Строительные нормы и правила Российской Федерации : Постановление Госстроя России от 29 нояб. 2001 г. № 122 // СПС «ТехЭксперт»
4. Об утверждении Правил принятия решения о признании проектной документации типовой проектной документацией и отмены такого решения, Правил использования типовой проектной документации, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации : Постановление Правительства РФ от 01 март. 2022 г. № 278 // СПС «КонсультантПлюс»
5. Единый государственный реестр заключений : офиц.сайт. ФАУ Главное управление государственной экспертизы. [Электронный ресурс]. URL: https://egrz.ru (дата обращения: 17.05.2024).
6. О внесении изменений в методические рекомендации по формированию субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 11 ноября 2021 г. № 817/пр : Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 27 апр. 2023 г. № 311/пр // СПС «КонсультанПлюс»
7. Курганова О. П., Шептунов М. С. Опыт работы специалистов Управления Роспотребнадзора по Амурской области при оказании практической помощи в организации противоэпидемических мероприятий в г. Тулуне Иркутской области в период наводнения 2019 года // Дальневосточный журнал инфекционной патологии. – 2019. – № 37. – c. 109-111.
8. Аюбов Э. Н., Лукьянович А. В., Новиков О. Н. Природные угрозы. - Москва : Издательство ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2017. – 58 c.
9. Старостин С. А. Чрезвычайные административно-правовые режимы. / монография. - Москва : Проспект, 2022.
10. Парыгина Е. А., Слепнева Е. В. Установление границ зон затопления с использованием ГИС и пространственного анализа спутниковых снимков (на примере малых городов Иркутской области) // Географические науки и образование: материалы XV Всерос. науч.-практ. конф., Астрахань, 2022. – Астрахань : Издательство ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет». Астрахань, 2022. – c. 112-117.
11. Материалы Совещания Президента Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения граждан, пострадавших в ходе паводка, произошедшего на территории Иркутской области от 2 сентября 2019 года : офиц. портал. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/61426 (дата обращения: 20.03.2024).
12. Шаликовский А. В., Лепихин А. П., Тиунов А. А., Курганович К. А., Морозов М. Г. Наводнения в Иркутской области 2019 года // Водное хозяйство России. – 2019. – № 6. – c. 48-65.
13. Слепнева Е. В., Парыгина Е. А., Кичигина Н. В. Генезис наводнений в Иркутской области // Иркутский государственный университет. Серия «Науки о Земле». – 2020. – c. 96-112.
14. Кичигина Н. В. Наводнения Сибири: географический и статистический анализ за период климатических изменений // Вестник СПбГУ. Науки о Земле. – 2021. – № 1.
15. Тимофеева С. С., Эглит В. Э., Морозова О. В. Мониторинг наводнений на территории Иркутской области на основе ретроспективного анализа // Вестник ИрГТУ. – 2011. – № 9(56). – c. 82-89.
16. Дугарова Г. Б. Анализ и оценка последствий наводнения в г. Тулуне (Иркутская область) // Всероссийский экономический журнал ЭКО. – 2021. – № 1. – c. 130-150.
17. Авакян А. Б., Истомина М. Н. Наводнения как глобальная проблема // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. – 2013. – № 1 (4). – c. 180-193.
18. Тимофеева С. С., Хамидуллина Е. А., Дроздова Т. А. Природные и техногенные риски Южного Прибайкалья» // Проблемы анализа риска. – 2022. – № 3. – c. 32–44.
19. Указ Президента Российской Федерации от 03 июля 2019 г. № 316. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/44394 (дата обращения: 20.03.2024).
20. Постановление Правительства Иркутской области от 17 июля 2020 г. № 594-пп // СПС «КонсультантПлюс»
21. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 сент. 2019 г. № 2126-р // СПС «КонсультантПлюс»
22. О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на II квартал 2019 года : Приказ Минстроя России от 01 апр. 2019 г. № 197/пр// СПС «КонсультантПлюс»
23. Индекс цен вторичного рынка на квартиры в Иркутске : офиц. сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.realtymag.ru/irkutskaya-oblast/irkutsk/kvartira/prodazha/prices/ 2019 (дата обращения: 20.03.2024).
24. Приказ Министерство строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации от 21 декабря 2023 г. N 964/пр«О признании проектной документации типовойпроектной документацией»// СПС «КонсультантПлюс»
25. Сендайская рамочная программа по снижению риска бедствий на 2015–2030 гг. : принята на Третьей Всемирной конференции ООН 18 март. 2015 г. : офиц. портал. [Электронный ресурс]. URL: https://www.preventionweb.net/files/43291_russian sendaiframeworkfordisasterri.pdf? (дата обращения: 20.03.2024).
26. Крупнейшие наводнения последних десятилетий в России : офиц. сайт. Ведомости. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/society/galleries/2024/04/10/ 1030924-krupneishie-navodneniya (дата обращения: 20.05.2024).
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:55:00