Peculiarities of postal operators' occupational safety in electronic office conditions
Ilyin S.M.1, Samarskaya N.A.1, Simanovich S.V.1
1 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Download PDF | Downloads: 34
Journal paper
Russian Journal of Labour Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 11, Number 2 (February 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=61180741
Abstract:
The article examines the main characteristics of occupational safety for employees of postal operators and logistics companies in the conditions of electronic offices, including the introduction of digital technology and autonomous robotic systems. Based on the best practices of foreign logistics companies and the development strategy of the leading operator of the Russian public postal service Russian Post JSC, the authors present an analysis of the risks inherent to employees in the process of performing their functional duties. The purpose of this study is to identify harmful and dangerous factors of production in electronic offices when working with autonomous robotic systems for further study of occupational safety issues, analysis of working conditions and development of recommendations for implementation into the occupational safety management system of postal operators and logistics companies.
The relevance of scientific research in the field of occupational safety in electronic offices, which are accompanying elements of the digital revolution in postal communications and logistics and are associated with the active introduction of robotics into production, is obvious. The research results will form the basis for the future development of occupational safety standards in the electronic offices of postal operators and logistics companies in the process of implementing and using autonomous robotic systems. The presented recommendations will help to prevent occupational risks, form a labor protection management system, and identify safe technology for integrating robotic systems into production.
Keywords: occupational safety, postal operator, robotic systems, electronic office, harmful factors, dangerous factors, interaction with robots, drone, delivery, logistics, robotic technology
JEL-classification: J28, J81, J83
Введение
В последние десятилетия сфера электронной коммерции и сервиса претерпевает значительные изменения под воздействием инновационных решений в области техники и технологий [1]. Одним из перспективных направлений показывает себя внедрение и использование в разнообразных сегментах экономики разнообразных технических систем на базе автономных робототехнических устройств или, как их принято называть, - дронов: как беспилотных летательных аппаратов, так и наземных платформ. Опуская масштабное применение таких систем в военном деле, становится очевидным все более активное применение таких беспилотных устройств в сфере логистики и коммуникаций – от автоматизированных транспортных терминалов до систем городской доставки товаров.
Одним из первопроходцев в области беспилотной доставки была компания «Starship Technologies», созданная сооснователями популярной платформы для голосовых и видео звонков Skype [2]. Эта практика единичного, по сути – тестового использования дронов незамедлительно вызвала повышенный интерес профессионалов, специализирующихся не только в области повышения эффективности и рентабельности бизнеса, но и в области рекламы. Не случайно в настоящее время использование дронов стало модным брендом многих активных участников рынка, среди которых можно выделить глобальные логистические компании и крупных операторов почтовой связи, включая ведущих участников электронной торговли и технологических гигантов [3].
Оснащение современных робототехнических систем эффективными системами навигации и связи обеспечивает их способность эффективно передвигаться в условиях городской инфраструктуры, проектировать оптимальный маршрут в режиме on-line, обходить препятствия и избегать аварийных ситуаций. Доставка почтовой корреспонденции и продукции с использованием дронов может быть сделана заказчиком через специализированные мобильные приложения в сетях, и пользователи могут отслеживать движение автономных дронов-доставщиков в реальном времени.
В России на сегодняшний день избран курс по развитию секторов цифровой экономики, ставящий перед всеми сферами экономики задачу по постоянной адаптации к меняющимся условиям [1]. Решение этой задачи наиболее актуально в крупных населенных пунктах, городах с высокой плотностью населения, проживающего в многоквартирных домах. В этих условиях при наличии соответствующего уровня развития инфраструктуры применение автономных дронов, особенно в области сервиса и коммуникаций, представляется более эффективным и продуктивным в сравнении с использованием человеческих ресурсов.
Эксперименты и проекты, нацеленные на гиперлокальную доставку почтовых отправлений и обслуживание городских жителей нашей страны, становятся всё более популярными и демонстрируют значительный потенциал использования беспилотных технологий для улучшения качества и эффективности логистики. Наиболее ярко это продемонстрировал имиджевый проект АО «Почта России» и «Яндекс» [4].
В свою очередь, необходимо отметить, что насыщенная технологическими инновациями экономика достаточно быстрыми темпами приобретает цифровой характер, что, в свою очередь, требует внедрение эффективных стратегий, где цифровая трансформация менеджмента, аналитика данных и интернет вещей выступают основными катализаторами. В таких условиях ключевым элементом, интегрирующим цифровые инновации в организационную структуру производства, систему менеджмента, а также систему управления охраной труда становится электронный офис.
Электронный офис, широко вводимый в повседневную практику отечественного производства в сфере почтовой связи, сервиса и коммуникаций как система всестороннего использования средств вычислительной техники и телекоммуникаций в управленческой деятельности, становится важной составляющей современного рабочего пространства [5]. Вместе с этим, претерпевая стремительные изменения в условиях цифровой трансформации, электронный офис становится частью новой экосистемы, где инновационные технологии находят синергию с автоматизацией производства и средств его обеспечения.
Как и все крупные мировые логистические компании, АО «Почта России» в своей стратегии на 2020-2030 годы нацелена на цифровую трансформацию и эффективное внедрение инноваций [6].
Внедрение цифровых технологий, включая цифровую трансформацию менеджмента и аналитику данных, позволит АО «Почта России» повышать эффективность, снижать издержки и улучшать качество услуг для населения и бизнеса, способствуя развитию электронной коммерции и обеспечению государственных и социальных сервисов по всей стране. Организующим элементом в этих процессах так же является электронный офис, который обеспечивает управление информацией и процессами, поддерживая гарантированную доставку корреспонденции и юридически значимых коммуникаций в цифровом формате.
Оптимизация рабочих процессов, характерная для электронного офиса почтового оператора, дополняется эффективными средствами логистики и сервиса, успешно предоставляемой автономными дронами. Вместе с тем такой симбиоз вносит значительные изменения в условия труда персонала, что, безусловно, может потребовать от руководства предприятия соответствующих корректив в организации и обеспечении охраны труда.
Современные вызовы в области охраны труда операторов почтовой связи при выполнении работ в электронных офисах
Практика показывает, что курс на оптимизацию логистических процессов подразумевает активное внедрение в производство беспилотных платформ. Так, АО «Почта России» планирует к 2024 году использовать до 25 беспилотных грузовиков для наземных перевозок между логистическими центрами в Москве и Санкт-Петербурге, включая возможность автономного режима перевозки по федеральным трассам. Компания уже начала доставку посылок с помощью дронов, преодолевающих расстояния до 150 км. Так, дрон успешно доставил макет груза из города Салехард в Ямало-Ненецком автономном округе в удаленный населенный пункт Аскара и вернулся обратно в Салехард [7].
Кроме этого, с 2021 года АО «Почта России» началось активное и массовое внедрение в регионах страны систем доставки корреспонденции и других почтовых отправлений с использованием автономных робототехнических систем (роверов «Яндекса») [8].
Такие случаи успешного применения робототехнических систем показывают объективную необходимость активизации цифровой трансформации современного электронного офиса, который может с высокой вероятностью стать ключевым аспектом управления отечественными бизнес-процессами.
Однако вместе с этим внедрение таких систем с использованием роботов-доставщиков порождает актуальные проблемы, связанные с безопасностью, организацией и регулированием производства почтового оператора. В контексте взаимодействия роботов с офисным персоналом, обычными работниками, объектами инфраструктуры и окружающей средой возникают новые потенциальные опасности, требующие решения задач в сфере правового регулирования, ответственности, безопасности, охраны труда. Решение этих задач невозможно без тщательного изучения, научного анализа и разработки безопасных моделей внедрения электронного офиса в систему управления производством или бизнесом. В частности, как отмечается некоторыми авторами, текущие реалии цифровой трансформации и внедрения автономных роботов в курьерскую доставку почтовых отправлений и товаров диктуют необходимость в адаптации нормативной базы, поднимают вопросы формирования культуры безопасности труда, которая будет отражать специфику работы с такими технологиями [9].
Таким образом, в условиях цифровой трансформации производства и бизнеса вопросы адаптации системы управления охраной труда, закладывающей основы формирования культуры безопасности труда, включающей специфику взаимодействия с автономными робототехническими системами, становится очевидной.
Право на безопасный труд в условиях, соответствующих гигиеническим требованиям, в Российской Федерации является одним из фундаментальных принципов, закрепленных в Статье 37 Конституции Российской Федерации [2]. Это право в свою очередь определяет обязанность государства и работодателей обеспечивать соответствующие условия труда, гарантирующие сохранение жизни и здоровья работников, комфортное и безопасное выполнение функциональных обязанностей.
Трудовой кодекс России расширяет регулируемые вопросы охраны труда, конкретизирует наиболее важные аспекты. Согласно статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации [3], работодатели обязаны обеспечивать соблюдение законодательства о труде и охране труда, обязует соблюдать установленные правила, создавать условия труда, соответствующие требованиям безопасности, предоставлять средства индивидуальной и коллективной защиты, а также осуществлять контроль за их использованием.
Эти базовые нормы применяются ко всем сферам труда, где деятельность работников в электронных офисах не является исключением. Однако в этом случае практика производства стремительно обгоняет разработку нормативной базы, являющейся основой организационных и управленческих решений. В настоящее время вопросы организации работы электронных офисов, обеспечивающих использование автономных робототехнических систем в производстве и бизнесе, не имеют достаточного научного обоснования ввиду недостаточной степени изученности, и особенно – в области обеспечения охраны труда.
Специфика системы управления охраной труда при выполнении работ в электронных офисах
Электронные офисы предъявляют новые требования к системам управления охраной труда, которые являются основой обеспечения безопасности, здоровья и благополучия работников. В целях разработки эффективных систем управления охраной труда рассматриваемую проблему представляется целесообразным рассмотреть на основе передового стороннего опыта. Ниже представлена попытка первичного анализа особенностей организации системы управления охраной труда в электронных офисах, учитывая широкий спектр рискообразующих факторов – от обслуживания и использования робототехнических автономных систем до обеспечения кибербезопасности предприятия в целом.
1. Роботизация и управление автономными дронами. В период стремительного совершенствования робототехнологий, эффективное внедрение в офисные условия требует новых подходов в решении вопросов безопасности. Безусловно, что использование роботов для выполнения сложных, порой опасных задач, таких как инспекция месторождений нефти или подъем тяжестей в здравоохранении, обеспечивает удаление работника от потенциальных опасностей. Однако, несмотря на потенциальные выгоды, существуют риски, связанные как с нарушением техники безопасности при обслуживании робототехнических систем операторами и обслуживающим персоналом, так и при возникновении опасных ситуаций в результате случайного взаимодействия дрона со сторонними людьми, объектами инфраструктуры и природной среды. Для нивелирования таких рисков требуются принципиально новые технологии и методики обеспечения безопасности. Так, на основе выборки из 369 случаев происшествий с роботами с участием операторов в Корее, некоторыми авторами успешно использовалась Технику Системного Анализа Причин (SCAT) и Анализ Первопричин (RCA) для изучения основных и непосредственных причин этих инцидентов. Несмотря на внедрение мер контроля, исследователи выяснили, что наиболее частой прямой причиной происшествий являются небезопасные действия работников, такие как доступ к опасным узлам или деталям автономных платформ, что может быть связано, например, с невозможностью сопоставить собственные физические возможности и уровень готовности с возникающими психологическими стрессорами [10].
2. Психофизиологическая нагрузка. Изменение характера и плотности коммуникативного пространства в электронных офисах в плане взаимодействия человека и автономного дрона создает проблему когнитивной нагрузки и психологического стресса. Переход к совместной работе с роботами, особенно в условиях высокоскоростного взаимодействия, повышает риски возникновения стрессовых ситуаций и фрустрации у персонала, что предполагает необходимость внедрения человекоцентрированных дизайнов и принципов когнитивной эргономики для уменьшения ментальной нагрузки и улучшения восприятия безопасности [11]. Некоторыми специалистами в области робототехники предлагается внедрение модуля мониторинга и фиксации рисков в систему кибер-физического взаимодействия [4] «человек-робот», позволяющий оценивать расстояние в режиме реального времени и измерять частоту сердечных сокращений оператора при изменении расстояния. В исследованиях демонстрируется, что при уменьшении расстояния увеличивается частота сердечных сокращений у работника, что приводит к повышенному уровню стресса. Для повышения уровня воспринимаемой человеком безопасности авторы указывают на необходимость разработки систем безопасности с коротким временем реакции для эффективной реализации стратегий предупреждения [12].
3. Эргономика и физическая нагрузка. Немаловажным аспектом обеспечения безопасности и организации комфортных условий труда в электронных офисах является физическая эргономика, оказывающая нормирующее воздействие на физическую нагрузку работников при выполнении профессиональных обязанностей. В этих целях использование дронов и стационарных автоматов для выполнения монотонных задач поиск и разработка эргономических средств мониторинга позы, предупреждения монотонности, снижения динамических и статических нагрузок [14], становится неотъемлемой частью системы управления охраной труда.
4. Вопросы обеспечения кибербезопасности. С увеличением числа электронных устройств, объединенных подключением к сетям, растет риск кибератак. Электронные офисы нуждаются в системах управления охраной труда, включающих в себя организационные, технические и технологические меры по обеспечению кибербезопасности. Тенденция стремительного расширения сферы использование автономных дронов с одновременной привязкой систем управления ими к внешним глобальным сетями увеличивает вероятность киберугроз, включающих утечку данных, повреждение, утрату или похищение дронов и транспортируемой продукции, умышленное нарушение работы или уничтожение офисного программного обеспечения и даже угрозы здоровью сотрудников электронного офиса [15]. Ввиду этого вопросы обеспечения защищенности систем организации работы, управления и непрерывного мониторинга использования автономных дронов от потенциальных киберугроз становятся базовыми в систему управления охраной труда электронных офисов.
5. Мониторинг и предотвращение столкновений. Условия деятельности электронных офисов, подразумевающих непосредственные контакты персонала и дронов, определяют востребованность систем обнаружения, предупреждения и предотвращения столкновений – случайных контактов дронов с персоналом, сторонними людьми и объектами окружающей среды. Такие системы могут включать в себя как средства программного обеспечения для перепланирования траекторий, так и аппаратные решения для детектирования столкновений в реальном времени. Перспективным видится объединение двух этих концепций, которое подразумевает контролируемое снижение скорости вплоть до остановки дрона при обнаружении в рабочей зоне оператора, стороннего человека или объекта, а также фиксации его приближения на определенной скорости [16].
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что в перспективе развития электронных офисов одним из ключевых моментов в управлении охраной труда станет система прогнозирования и анализа опасностей и оценки рисков, учитывающая как традиционные аспекты охраны труда, так и новые – в области кибербезопасности и вопросов взаимодействия человек-робот. Эффективная работа систем позволит обеспечить безопасность и благополучие персонала, повысить эффективность работы электронного офиса и рентабельность предприятия в целом.
Рекомендации по организации системы управления охраной труда в электронном офисе
Перед внедрением робототехнических решений в электронных офисах критически важно провести подготовительные мероприятия аналитического и прогностического характера, которые позволят сформулировать содержание технических, технологических и управленческих решений по организации системы управления охраной труда.
Безусловно, тщательному анализу должны подвергнуться структура, окружающая среда офиса, его оборудование и особенно − производственные процессы. Цель − выявить потенциальные опасности, связанные с внедрением элементов робототехники и искусственного интеллекта в процесс производства: плотность коммуникативного пространства, интенсивность и условия взаимодействия дронов с персоналом, потенциал и соответствие электрические и электронных систем, эргономику и оборудование рабочих мест, обработку материалов и условия окружающей среды.
То есть самым первым этапом будет прогнозирование и оценка рисков возможных и преобладающих вредных (опасных) факторов производственной среды и характера трудового процесса, в данном случае непосредственно зависящих от степени взаимодействия с дронами и сопутствующим оборудованием (табл. 1).
Таблица 1 – анализ вредных (опасных) факторов по видам деятельности при взаимодействии с робототехническими системами
Вид деятельности
|
Степень взаимодействия с
робототехническими системами
|
Преобладающие вредные и опасные
факторы
|
Инженеры-программисты, специалисты по
мониторингу и сопровождению почтовой корреспонденции и грузов
|
Низкая
(отсутствие непосредственного взаимодействия) |
Напряжённость трудового процесса
(интеллектуальные, сенсорные нагрузки)
|
Операторы, контролеры, сортировщики, техники,
загружающие доставляемые почтовую корреспонденцию и грузы
|
Средняя
(непосредственное взаимодействие на начальной и завершающей стадии маршрута) |
Тяжесть трудового процесса (физическая
динамическая нагрузка, стереотипные рабочие движения, наклоны корпуса, масса
поднимаемого и перемещаемого груза вручную); напряжённость трудового процесса
(сенсорные нагрузки)
|
Инженеры, техники, обслуживающий
персонал, занятый сервисными работами
|
Высокая
(непосредственное взаимодействие в процессе выполнения протоколов работ) |
Физический (шум, вибрация, параметры
световой среды); тяжесть трудового процесса (стереотипные рабочие движения,
наклоны корпуса); химический
|
Оперативные ремонтные (аварийные)
бригады
|
Физический (шум, вибрация, параметры
световой среды, микроклимат на открытых территориях); тяжесть трудового
процесса (физическая динамическая нагрузка, стереотипные рабочие движения,
наклоны корпуса, масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную);
напряжённость трудового процесса (интеллектуальные нагрузки, эмоциональные
нагрузки); химический
|
Второй этап фокусируется на обеспечении безопасной реализации робототехнических устройств и искусственного интеллекта через соответствующую подготовку сотрудников почтового оператора. Проводится оценка потребностей в обучении персонала и анализа их потребной профессиональной компетентности, выявляются возможные пробелы в знаниях, навыках и готовности в профессиональной деятельности в условиях электронного офиса, определяются конкретные решения, направленные на повышение квалификации.
Необходимо определить программы обучения, которые будут охватывать ключевые аспекты работы с внедряемыми на конкретном производстве робототехническими решениями, опираясь на понимание технологии, протоколы безопасности при действиях в чрезвычайных ситуациях при работе с оборудованием. При этом предполагается, что эффективными инструментами в обучении персонала будут интерактивные обучающие модули, программы симуляции виртуальной реальности или демонстрации деятельности на рабочем месте. При этом процесс обучения должен иметь не одноразовый, но системный характер, включать в себя регулярные производственные тренинги, организуемые с учетом рекомендаций специалистов, ведущих непрерывный мониторинг и аналитику деятельности системы управления охраной труда при выполнении работ в электронном офисе.
Третий этап должен фокусироваться на техническом обеспечении безопасности работ и состояния инфраструктуры офиса почтового оператора, оборудования производственных помещений и площадок, включающих установку физических барьеров безопасности, физических и световых ограждений, ограничивающих доступ и предотвращающих несанкционированный доступ в зоны, где функционируют дроны или роботизированные стационарные автоматы. Также необходимо учитывать необходимость обратного ограничения зон для рассматриваемых систем, к которым можно отнести виртуально ограниченные зоны или переносные «виртуальные стены».
Создание выделенных зон производственных площадок, зон сортировки, погрузки и т.п., регулярные плановые и внеплановые проверки и обслуживание гарантируют взаимную ограниченность доступа, что помогает снизить риск опасного взаимодействия или столкновения.
Четвёртый этап является логическим продолжением третьего – установка систем визуального мониторинга, звуковой и световой сигнализации, нанесение чётко видимых знаков и маркировки в зонах, где функционируют дроны, на траекториях их передвижения, а также в помещениях, в которые доступ дронам не предполагается. При этом размещение знаков и маркировки должно быть логичным и обеспечивать максимальное визуальное их восприятие персоналом.
Эти меры превентивного характера играют важную роль в поддержании установленных условий труда и безопасности рабочей среды, так как позволяют избежать или своевременно идентифицировать потенциальные риски при взаимодействии с робототехническими системами и предупредить возможные опасности.
Пятый этап фокусируется на обеспечении максимальной безопасности робототехнических операций, подразумевая установку датчиков безопасности, которые предназначены для обнаружения присутствия людей, объектов среды или препятствий в зоне функционирования дрона, предотвращая столкновения и обеспечивая безопасную рабочую среду.
Датчики безопасности могут быть разнообразны, включая датчики приближения, системы компьютерного зрения или лазерные сканеры. Они предоставляют оператору данные об обстановке в зоне деятельности дрона в режиме реального времени, и, взаимодействуя с управляющей системой робота, позволяют своевременно снизить скорость передвижения, изменить маршрут его передвижения с целью предотвращения возможного столкновения, приостановить или полностью остановить дрон.
Шестой этап – дополнительные меры обеспечения безопасности работников и оперативного реагирования в чрезвычайных ситуациях. Технически это выражается в установке легкодоступных приспособлений аварийной остановки, которые служат быстрым и эффективным средством полной остановки деятельности дрона, предотвращая развитие аварийной ситуации или повреждения. Такие устройства (аварийные выключатели) должны иметь стандартизированный дизайн, легко узнаваемый сотрудниками офиса и сторонними сотрудниками сферы поддержания правопорядка и безопасности. Обычно это крупные кнопки с ярко выделенными метками, делающими их легко различимыми на корпусе дрона и среди элементов управления на рабочем месте оператора. Традиционное использование ярких цветов, таких, как красный, дополнительно повышает их видимость и обозначает их экстренную функцию по предупреждению аварийных ситуаций.
Заключение
В свете имеющей место переориентации отечественного рынка на сотрудничество со странами азиатского сектора, трансформация российской экономики в части касающейся внедрения и использования электронных офисов в сфере почтовой связи и транспортно-логистической сфере в целом становится очевидной. Санкции Евросоюза лишь усилили этот импульс к этой тенденции, в полной мере соответствуя Концепции внешней политики России и направлениям развития отечественной экономику, определенных Президентом России В.В. Путиным 22 февраля 2023 г. в Послании Федеральному Собранию [17]. Тесное партнерство между Россией и странами азиатского региона обусловит пересмотр логистических и безопасностных подходов в электронных офисах, связанных с доставкой. Новые технологии, включая робототехнику и искусственный интеллект, будут интегрированы для оптимизации логистики, обеспечения безопасности и повышения эффективности складских операций.
Учитывая стратегию развития АО «Почта России» на 2020-2030 годы, ориентированную на цифровую трансформацию и современные технологии, создание нового офиса, способствующего гармоничному взаимодействию человека и автономных робототехнических систем, приобретает стратегическое значение. Начиная проектирование «с чистого листа», можно оптимизировать структуру и инфраструктуру офиса для совместной работы людей и дронов. Анализ условий и целей предстоящей производственной деятельности позволит осуществить выбор оптимальных моделей и количества дронов, произвести расчет потребного для обеспечения их деятельности и деятельности сотрудников оборудования, определить рабочую нагрузку и требования к профессиональной подготовке персонала, рассчитать и спроектировать эффективную систему управления охраной труда создаваемого электронного офиса.
[1] Указ Президента РФ о цифровой экономике от 09.05.2017. Электронный ресурс. Режим доступа: URL: https://digital.ac.gov.ru/poleznayainformaciya/4203/ (дата обращения: 10.12.2023)
[2] Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года). Электронный ресурс. Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 12.12.2023 г.)
[3] Трудовой кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 21.12.2001 г. № 197-ФЗ. Электронный ресурс. Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения: 12.12.2023).
[4] встроенные системы, объединяющие цифровые и физические процессы для мониторинга и управления устройствами [13]
References:
A revolution in local delivery. Retrieved October 10, 2023, from https://www.starship.xyz/company/
Andreev, N. A. (2023). Perspektivy primeneniya bespilotnogo transporta v Rossii [Prospects for the use of unmanned vehicles in Russia]. Otkhody i resursy. 10 (1). 39. (in Russian). doi: 10.15862/42ECOR123.
Cerqueira S.M., Da Silva A.F., Santos C.P. (2020). Smart Vest for Real-Time Postural Biofeedback and Ergonomic Risk Assessment IEEE Access. (8). 107583-107592.
Ibragimov F. R. (2022). Giperlokalnaya dostavka otpravleniy robotom-kurerom [Hyperlocal delivery of shipments by a courier robot] Penza : Penzenskiy gosudarstvennyy agrarnyy universitet. (in Russian).
Karpunina E. K., Isaeva E.A., Rodin A. Y. [et al.] (2021). E-Commerce as a Driver of Economic Growth in Russia Modern Global Economic System: Evolutional Development vs. Revolutionary Leap: Institute of Scientific Communications Conference. Cham: Springer Nature. (198). 1622-1633.
Khalid A., Khan Z.H., Idrees M., Kirisci P., Ghiri Z., Thoben K-.D., Pannek J. (2022). Understanding vulnerabilities in cyber physical production systems International Journal of Computer Integrated Manufacturing. (35(6)). 569-582.
Lee K., Shin J., Lim J.-Y. (2021). Critical Hazard Factors in the Risk Assessments of Industrial Robots: Causal Analysis and Case Studies Saf. Health Work. (12(4)). 496-504.
Maric B., Mutka A., Orsag M. (2020). Collaborative Human-Robot Framework for Delicate Sanding of Complex Shape Surfaces IEEE Robotics and Automation Letters. (5(2)). 2848-2855.
Nikolakis N., Maratos V., Makris S. (2019). A cyber physical system (CPS) approach for safe human-robot collaboration in a shared workplace Robotics and Computer-Integrated Manufacturing. (56(3)). 233-243.
Podberezkina O. A., Sazonov S. L. (2023). Rossiysko-kitayskoe sotrudnichestvo v oblasti transporta i logistiki. V novyh geopoliticheskikh usloviyakh v 2022-2023 gg [Russian-Chinese cooperation in transport and logistics in new geopolitical conditions in 2022-2023]. Obozrevatel. (3(398)). 44-55. (in Russian). doi: 10.48137/2074-2975_2023_3_44.
Shilo A. A. (2018). Elektronnyy dokument i elektronnyy dokumentooborot kak sostavnye elektronnogo ofisa [Electronic document and electronic document management as components of an electronic office] Donetsk : Donetskiy natsionalnyy universitet. (in Russian).
Tarasov A. Yu., Tarasova I. A. (2023). Perspektivy pravovogo regulirovaniya ispolzovaniya robotov-dostavshchikov [Prospects for legal regulation of the use of delivery robots]. Probely v rossiyskom zakonodatelstve. 16 (2). 31-35. (in Russian).
Villani V., Pini F., Leali F., Secchi C. (2018). Survey on human–robot collaboration in industrial settings: Safety, intuitive interfaces and applications Mechatronics. (55). 248-266.
Wanasinghe T.R., Galagedarage Don M., Arunthavanathan R., Gosine R.G. (2022). Chapter Four - Industry 4.0 based process data analytics platform Methods in Chemical Process Safety. Elsevier. (6). 101-137.
Страница обновлена: 26.05.2025 в 14:22:02