Инновации и совершенствование услуг в области вида спорта «фехтование»

Бармина К.В.1
1 Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

Статья в журнале

Экономика и управление в спорте (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 4, Номер 1 (Январь-март 2024)

Цитировать:
Бармина К.В. Инновации и совершенствование услуг в области вида спорта «фехтование» // Экономика и управление в спорте. – 2024. – Том 4. – № 1. – С. 61-70. – doi: 10.18334/sport.4.1.120588.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63546558

Аннотация:
В связи с повышением роли сферы услуг в системе управления социально-экономическими процессами, управление регионом и страной не представляется возможным без развития спортивных услуг и, в частности, в области вида спорта «фехтование». В условиях инновационного развития необходимо использовать усовершенствованные инструменты управления. В работеисследована терминология сферы спортивных услуг и управления данными услугами, а также влияние качества оказываемых услуг на развитие спортивных услуг в фехтовании.Определены типы и сущность инноваций в системе управления услугами в области вида спорта «фехтование». Результаты получены на основе научного и системного анализа с применением аналитических оценок. Основной целью работы является выявление типов инноваций в сфере услуг в области вида спорта «фехтование» и определение влияния качества на развитие спортивных услуг

Ключевые слова: инновации, управление в области вида спорта «фехтование», совершенствование услуг, развитие региона

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение.

Динамичные изменения, привлекаемые в спортивные услуги, оказывают непосредственное влияние на регулирование и развитие фехтования. Потребителями услуг выступают как спорт высший достижений, так и население (индивидуальные потребители). Спрос на услуги в области вида спорта «фехтование» подкрепляется выступлением сборной РФ на последних Олимпийских играх, а также современными изменениями, непрерывным развитием спортивной индустрии, осознанием преимуществ, обеспечиваемых цифровыми технологиями. Однако, основными проблемными моментами является недостаточность развития инновационной деятельности и управления качеством услуг в «фехтовании». На сегодняшний день необходима максимальная гибкость и индивидуальный подход к возрастающим потребностям потребителей спортивных услуг, в частности в фехтовании. Таким образом, определение инновационной составляющей в фехтовании и определение влияния качества на развитие услуг является превалирующим.

Для получения объективных сведений был проведен научный анализ, который позволил детально рассмотреть специфику управления фехтованием, как одной из составляющей сферы услуг, а также определены типы инноваций в системе управления фехтовальными услугами. В качестве объекта исследования выступают услуги в области вида спорта «фехтования». Предметом исследования качество услуг и инновации в области вида спорта «фехтование».

В рамках исследования изучены результаты теоретических и практических исследований ученых в области управления сферой услуг и инноваций.

Прежде всего, внимания заслуживают семантические аспекты исследуемой темы, в связи с чем исследованы разнообразные подходы к определению терминов «услуга», «сфера услуг», что нашло отражение в работах А.А. Гиндиева [4], А.А., Н.В. Рябовой [9], В.А. Перепелкина [8] и др.

Современные аспекты развития в сфере услуг отражены в работах M. Kanerva [16], P. den Hertog [14], А.А. Аль-Нсур [1], В.М. Каточкова [6], Е.Н. Кононовой [7], М.П. Логинова [11], О.Е. Токаревой [10], Н.М. Тюкавкина [7] и др.

Исследование инновационного аспекта сферы услуг затрагивается в трудах J. Howells [15], А.И. Афоничкина [2], Т.В. Дивиной Т.В. [5], А.П. Мусина [5], Н.Г. Устиновой [12,13] и др.

Несмотря на то, что использование инновационных решений в спортивной индустрии в последние годы все чаще рассматривается, как объект научных исследований, тем не менее в литературе недостаточно освещены вопросы инноваций при управлении сферой услуг в области вида спорта «фехтование» при существующих отличиях в организации и качестве предоставления услуг.

Основная часть.

Фехтование в широком смысле, понимании этого понятия рассматривается как способ управления и контроля собственными наступательными действиями, а также сведения ударов противника впустую, и способы и эти приобретённые человеком в далёкой древности [3].

Однако конкретного понятия «управления фехтованием» или «управления в области вида спорта фехтование» в терминологическом аппарате не представлено, поэтому в целях выявления сущности данных услуг, целесообразно обратиться к понятию «спортивные услуги» и «услуги» в целом как самостоятельной категории.

А.М. Гиндиев в рамках исследования понимает услугу как «результат экономически полезной деятельности, проявляющейся либо в виде товара, либо непосредственно в виде деятельности» [4, с. 14]. В.А. Перепёлкин останавливается на понятии «услуги», как феномена, характеризуемого совпадением производства и потребления неосязаемого блага в пространстве и времени [8]. Представленные подходы к терминологии определяют услугу преимущественно как результат деятельности. Е.В. Рябовой предложен иной подход, заключающийся в идентификации услуги как процесса, связанного с изменениями и востребованного потребителем [9].

Таким образом, услуга носит «двойной» характер: с одной стороны (поставщика) – это выполнение определенной работы, с другой стороны (потребителя) – это непосредственно получение услуги. Ученые расходятся во мнении о том, что представляет собой услуга – процесс или результат. В контексте развития услуг в фехтовании на региональном уровне наиболее объективным, на наш взгляд, представляется описание услуги, синтезирующее оба подхода. При этом качество оказания услуг как результата может обеспечить удовлетворение потребностей потребителя или, наоборот, не оправдать его ожидания. Как следствие, влияние качества услуг на развитие данного сектора осуществляется по двум направлениям: через высокое качество сервиса и эмоциональную лояльность потребителя услуг или через низкое качество сервиса и необходимость усовершенствования услуг в фехтовании в целях минимизации неудовлетворенности оказываемыми услугами, представлено на рисунке 1.

В настоящее время многие руководители заинтересованы в изучении спортивной сферы, в частности процесса управления услугами в области вида спорта «фехтование». Поэтому данное исследование сосредоточено на процессе взаимодействия субъектов в рамках спортивных услуг в фехтовании и ее инновационной деятельности.

Инновационная деятельность твердо закрепила за собой роль инструмента, способствующего росту на разных уровнях управления. Оказание качественного обслуживания – одна из важнейших задач, решаемых спортивными организациями, ориентированных на повышение конкурентоспособности. В свою очередь, инновации выступают средством достижения спортивными организациями конкурентных преимуществ и способны более полно удовлетворить спрос потребителя. Внедрение инноваций обеспечивает качественное изменение всех элементов технической, организационной, экономической, социальной системы организации.

Рисунок 1 – Влияние качества на развитие услуг в области вида спорта «фехтование»

Источник: составлено автором

А инвестиции в новые технологии распространяются не только в наиболее коммерчески успешных видах спорта, таких как футбол или теннис. На глобальном уровне вложения в спортивные технологии имеют довольно сбалансированную долю рынка с точки зрения спортивных дисциплин [5].

Эффективный механизм обеспечения модернизации сферы спортивных услуг базируется на исследованиях трактовки инноваций, учета их специфики в сфере спортивных услуг. Для этого целесообразно систематизировать понятийный аппарат с точки зрения инновационного аспекта сферы услуг в области вида спорта «фехтование». Традиционно выделяют 3 типа инноваций: технологические (продуктовые и процессные), маркетинговые и организационные. Нами исследованы наиболее общие подходы к типологии сервисных инноваций. При этом ряд исследователей отмечает, что организации сферы услуг сосредоточены преимущественно на организационных инновациях, нежели на технологических [15, 16].

P. den Hertog классифицирует инновации в зависимости от объекта изменения [14]. Ученый выделяет инновации, основанные на:

1) новой концепции услуги (новый способ удовлетворения потребностей);

2) новых процессах создания стоимости (вовлечение в процесс разработки новой услуги деловых партнеров; создание бизнес-платформ взаимодействия и т.д.);

3) новых способах извлечения дохода;

4) внедрении информационных технологий и др.

Близка к классической классификации типология О.Е. Токаревой, в исследовании которой выделены такие типы инноваций в сфере обслуживания, как технические (обновление технической оснащенности процесса обслуживания), организационно-технологические (новые виды услуг, формы обслуживания), управленческие (обновление эндогенных и экзогенных связей организации), комплексные [10].

А.А. Аль-Нсур утверждает о превалирующем большинстве процессных инноваций в сфере обслуживания [1, с. 63]. В.М. Каточков предлагает 5 типов инноваций в сфере обслуживания в зависимости от объекта модернизации: технологические (технологии оказания услуг), сервисные (качество услуг), организационно-управленческие (процессы), социально-экономические (развитие организации), финансовые (развитие инвестиционного механизма) [6].

Однако представленная типология не охватывает маркетинг услуг. В свою очередь, маркетинговым инновациям посвящено исследование Н.М. Тюкавкина и Е.Н. Кононовой, под которыми авторы понимают внедрение франчайзинга, консалтинга, новых концепций продвижения услуг (привлечение СМИ), «развитие гудвилла, брендинга и ребрендинга организации», новые методы ценообразования [11, с. 25].

Учитывая специфику сферы услуг, ученые расширяют классификационный ряд. Так в трудах М.П. Логинова 3 типа инноваций дополнены четвертым – экологическими инновациями, обретающими высокую значимость в условиях популяризации устойчивого развития, в том числе сферы услуг [7]. При этом автором детально представлены результаты внедрения каждого типа инноваций в сферу обслуживания. Однако, на наш взгляд, выделение М.П. Логиновым категории «экологические инновации» наряду с организационными или технологическими недостаточно объективно, поскольку они уже охватывают обновления организационного или технологического характера.

Отдельного внимания заслуживают институциональные инновации, в основе которых лежат институциональные изменения. Н.Г. Устинова определяет данную категорию как «новшества в функционировании формальных и неформальных институтов, или правил игры, а также во взаимосвязи между институтами» [12, с. 50] и раскрывает их специфику на примере информационных услуг. Содержательно подход автор сводится к тому, что институциональные инновации связаны с трансформацией порядка взаимодействия между участниками экономических систем (формальных и неформальных правил), модернизацией бизнес-процессов на основе информационных технологий [13]. Развивая тематику информатизации общества, важным типом инноваций становятся информационные инновации, которые, по мнению, А.И. Афоничкина связаны «с оптимизацией информационных потоков в сфере инновационной деятельности» [2, с. 421].

Таким образом, систематизируя теоретические исследования отечественных и зарубежных ученых, предложим уточненный подход к классификации инноваций в сфере спортивных услуг, в частности в «фехтование» (таблица 1).

Таблица 1 – Типы инноваций в сфере услуг в области вида спорта «фехтование»

Тип инноваций
Сущность инновации
Технологические продуктовые
новый способ удовлетворения потребностей населения в услугах в виде спорта «фехтование», новая услуга, усовершенствованная услуга;
Технологические процессные
усовершенствование (перепроектирование) процесса оказания фехтовальных услуг населению (в том числе посредством внедрения или модульной модернизации информационных технологий, направленной на повышение качества обслуживания клиента), новые методы и каналы взаимодействия с клиентом (включая создание бизнес-сетей и бизнес-платформ);
Маркетинговые
новые способы, методы и инструменты реализации маркетинговой стратегии спортивной организации: в части рекламной кампании (новые технические решения), стратегии ценообразования, деловой репутации и др.;
Организационные
новые методы управления персоналом, направленные на стимулирование персонала к предложению или разработке новых решений в услугах в области вида спорта «фехтование»; новые методы ведения бизнеса, позволяющие сократить административные и трансакционные издержки организации;
Информационные
новые методы обработки данных, характеризующих спрос и предложение услуг в области вида спорта «фехтование»;
Институциональные
новые формальные и неформальные правила, определяющие поведение участников рынка услуг в области вида спорта «фехтование», в частности связанные с внедрением информационных технологий.
Источник: разработано автором

Выводы.

Спортивные услуги есть не просто результат деятельности, но и непосредственно процесс, работы, действия по удовлетворению потребностей различных субъектов на возмездной и безвозмездной основе. Нами была исследована терминология сферы услуг и управления данными услугами, а также предопределяющее влияние качества оказываемых услуг на развитие спортивных услуг в фехтовании. Для более грамотного и сбалансированного управления необходимо повышать качество услуг в области вида спорта «фехтование», внедрять инновации в вид спорта, а также разрабатывать новые инвестиционные проекты.

Как было отмечено выше, одним из эффективных методов развития и совершенствования спортивных услуг является внедрение инноваций, что подразумевает оказание услуг на основе совершенствования технологий и применения новых организационно-экономических механизмов. Инновационные решения способствуют повышению качества оказываемых услуг, освоению новых рыночных ниш.

Таким образом, в связи с повышением роли сферы услуг в системе управления социально-экономическими процессами, управление регионом и страной не представляется возможным без развития спортивных услуг в целом и в частности в области вида спорта «фехтование», а в условиях инновационного развития необходимо использовать усовершенствованные инструменты управления.


Источники:

1. Аль-Нсур А.А. Инновации в сфере услуг: виды и подходы к классификации // Вестник Российской академии естественных наук (Санкт-Петербург). – 2013. – № 2. – c. 62-65.
2. Афоничкин А.И. Основы менеджмента. - СПб.:Питер, 2007. – 528 c.
3. Флорио Б., Середняк Т.К. Наука фехтования: трактат. - Днепр: Середняк Т.К., 2017. – 140 c.
4. Гиндиев А.М. Методологические основы управления развитием сферы услуг. / автореферат диссертации на соискание степени канд. экон. наук: 08.00.05. - Махачкала, 2004. – 57 c.
5. Дивина Т.В., Мусин А.П. К вопросу о возможностях процесса цифровизации в спортивной индустрии // Экономика и управление. – 2023. – № 3. – c. 175-188.
6. Каточков В.М. Инновационные направления развития сферы услуг как фактор экономического роста // Вопросы инновационной экономики. – 2014. – № 1. – c. 14-20.
7. Тюкавкин Н.М., Кононова Е.Н. Маркетинговые инновации в сфере услуг // Вестник Самарского муниципального института управления. – 2015. – № 4. – c. 21-29.
8. Перепёлкин В.А. Ускоренный рост сектора услуг как закономерность структурного развития постиндустриальной экономики: автореферат диссертации на соискание степени канд. экон. наук 08.00.05. - Самара, 2011. – 42 c.
9. Рябова Е.В. Функционально-ориентированное управление стратегическими изменениями в сфере услуг: теория и методология. / автореф. дис.,.. докт. экон. наук: 08.00.05. - Самара, 2013. – 37 c.
10. Токарева О.Е. Теоретические аспекты анализа сущности инноваций в сфере услуг // Вестник Тюменского государственного университета. – 2012. – № 11. – c. 14-20.
11. Логинов М.П., Усова Н.В. Особенности управления инновациями в сфере услуг // Вестник Челябинского государственного университета. – 2019. – № 3(425). – c. 120-131.
12. Устинова Н.Г. Генерация и воспроизводство институциональных инноваций // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2016. – № 1. – c. 48-54.
13. Устинова Н.Г. Институциональные инновации развития бизнес-структур в условиях информатизации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2017. – № 1. – c. 37–43.
14. Den Hertog, P. Capabilities for Managing Service Innovation: Towards a Conceptual Framework / P. den Hertog, W. van der Aa, M.W. de Jong. – Текстнепосредственный // Journal of Service Management. – 2010. – Vol. 21. – № 4. – P. 490–514
15. Howells J., Tether B. Innovation in Services: Issues at Stake and Trends Inno Studies Programme (ENTR-C/2001). Brussels: Commission of the European Communities. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cst.gov.uk/cst/reports/files/knowledge-intensive-services/services-study.pdf/ (дата обращения: 19.11.2020).
16. Kanerva M., Hollanders H., Arundel A. Can We Measure and Compare Innovation in Services? 2006 TrendChart Report. European TrendChart on Innovation. [Электронный ресурс]. URL: http://archive.europe-innova.eu/servlet/Doc?cid=6373&lg=EN/ (дата обращения: 22.01.2024).

Страница обновлена: 22.03.2024 в 10:59:38