Modern business models as a challenge for project management approaches
Makhlyagin E.I.1
1 Южно-Уральский государственный университет
Download PDF | Downloads: 27
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 13, Number 12 (december 2023)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=63549015
Abstract:
Currently, global trends, changes in user needs and progress in the market require new solutions for maintaining and growing business of companies.
The search of new sources of revenue and new customers promotes new business models.
In this regard, types of products are changing also, that require new approaches to management, that are needed in improvement and transfer of management technology.
The article analyzes current business models that set requirements for changing business management approaches, the basis of ongoing processes in the market and how this is reflected in the position of products in the market. In the course of the research, a scheme of a new approach to project management is derived; and a starting set of managerial thinking technology for future research in this field is highlighted.
It is noted that the elimination of the gap between customer demand and supply in the market in terms of value and value can be carried out through the improvement and transfer of management technology, as well as changes in the product, based on the chosen business model.
The application of an integrated approach to project management can contribute to the organization of effective work of the project manager.
The Stage-Gate Model is a suitable form of presentation of project results in planning and implementation, but it is necessary to search and describe new technology capable of performing this function. The author has formed a set of management technology, which is not finite, but can be used to start research in this area.
An important conclusion of the author's research is that the launch of a product according to a modern business model cannot be approached only from the side of calculating the cost of creating a product, but must take into account market expectations and be designed for a given cost and functional characteristics.
Keywords: business models, management, management techniques, trends
JEL-classification: L10, M10, M21, O22
Введение
В ходе цифровой трансформации, ускорения разработки продуктов, получившего серьезное развитие в процессе усвоения уроков мировой пандемии коронавируса, изменения клиентского спроса в сторону комплексных и экосистемных решений ряд компаний экспериментируют с бизнес-моделями новых продуктов. Подходы к управлению претерпевают серьезные изменения как ответ на эти тренды. При этом необходимость таких изменений и необходимые техники, методы и технологии требуют дополнительного изучения.
Сфера управления претерпевает постоянные изменения в связи с глобальными мировыми трендами. Ряд изменений не анализируется и не рефлектируется действующими управленцами, а в ряде случаев — игнорируется. Сфера управления становится технологичной областью для работы, в которой требуется использование подходящих под ситуацию технологий и практик, чтобы избежать ошибок. Ряд современных технологий управления берет свое начало из динамичной сферы информационных технологий, где скорость изменений высока и использование технологий в работе является обыденностью и распространенным требованием. Однако все сферы подвержены изменениям в связи с мировыми трансформациями, что заставляет пересматривать используемые подходы. В данной работе автор предпринимает попытку доказательства важности пересмотра подходов к выпуску новых продуктов на рынок, фиксирует важность совершенствования и трансфера технологий управленческого мышления для работы управленцев, и формулирует направления для будущих исследований в области технологий управления. Научная новизна данного исследования основана на утверждении, что изменение типов продукта на рынках в последние два десятилетия формулирует требования к совершенствованию и постоянному трансферу подходов к управлению бизнесом и выводу продуктов на рынок.
1. Новые бизнес-модели
По мере адаптации глобальной экономики к мировой обстановке «коронакризиса», а также активно ускоряющейся цифровой трансформации, многие предприятия вынуждены серьезно меняться: искать новые источники выручки, новые способы привлечения клиентов и в целом осуществлять различные экономические эксперименты с целью нахождения оптимального направления развития бизнеса. В результате широкое распространение в экономике получает тренд создания и внедрения различных инновационных бизнес-моделей: бизнес-модели подписки, бизнес-модели жизненного цикла изделия, сервисной бизнес-модели, платформенной бизнес-модели и др. [1]
В число новых современных бизнес-моделей входят:
1) Бизнес-модель подписки, которая подразумевает обязательство компании передать в пользование изделие или предоставить услугу клиенту, а клиента периодически оплачивать это точно также, как клиент получает журнал или газету домой, выплачивая периодические платежи за подписку.
2) Бизнес-модель жизненного цикла изделий. Особенность этой бизнес-модели заключается в том, что компания предоставляет заказчику не техническое изделие (самолет, автомобиль, здание), а гарантию достижения определенных эксплуатационных или экономических показателей, связанных с функционированием изделия на протяжении всего срока «жизни» или проектного ресурса изделия [2].
3) Бизнес-модель продукта как услуги объединяет концепции платы за пользование продуктом и оплаты за результат.
4) Бизнес-модели отраслевых и межотраслевых платформ. Платформенная бизнес-модель позволяет компании организовать площадку для связывания поставщиков и клиентов и заключения сделок. Такие бизнес-модели имеют различные формы от Manufacturing-as-a-Service, когда предоставляется возможность заказать производство изделий на базе компании или распределенный сети поставщиков, до онлайн-платформ, которые не имеют собственного оборудования, и выполняют функции агрегатора или маркетплейса [3].
5) Бизнес-модель экосистемы. В обобщенном виде бизнес-модель экостем – это динамичная группа в значительной степени независимых экономических игроков, которые создают продукты или услуги, которые вместе составляют согласованное решение [4]. Модель предполагает целостное предложение для клиента, которое решает ряд потребностей клиента и дает ему дополнительные бонусы за счет использования этих продуктов в экосистеме, но масштабы этой стратегии позволяют использовать ее только крупным компаниям на рынке.
6) Бизнес-модель повышения стоимости на основе данных и информации. Монетизация данных, аналитика на базе основного бизнеса компании и т.д. позволяют компаниям получить дополнительный источник доходов, а клиентам получить дополнительные преференции от пользования продуктами компании.
7) Гибридные варианты бизнес-моделей, а также другие менее распространенные модели.
2. Технологии управленческого мышления
Вопрос трансфера технологий управления, несмотря на свой явный тренд в последние два десятилетия, например, в ходе задачи внедрения методик бережливого производства, которые обозначаются в распоряжениях Президента Российской Федерации В.В. Путина, актуальный пример от 4 июля 2023 года № Пр-1118ГС, п.8: «Минпромторгу России на основе использования положительного опыта повышения производительности труда с применением методов бережливого производства принять меры, обеспечивающие увеличение объемов производства продукции на приоритетных предприятиях оборонно-промышленного комплекса, определив в том числе условия допуска на данные предприятия внешних экспертов по бережливому производству» [5], исторически такой тренд в нашей стране существовал еще и в первые годы советской власти, так в письме к В.А. Аванесову В.И. Ленин предлагал: «Достать литературу надо и немецкую и американскую. Собрать все сколько-нибудь ценное, особенно по части нормализации работы бюрократической» [6].
Темой технологий мышления в отечественной практике глубоко занимался Г.П. Щедровицкий. Эта тема была обозначена в 1961 году, в статье «Технологии мышления» газеты «Известия» Г.П. Щедровицкий фиксировал необходимость таких технологий, фиксирующих приемы и способы мышления представителей наук, которые занимались этой темой подробно, чтобы ими могли пользоваться представители таких наук, как «языкознание, геология, биология» и других. Еще одной группой предпосылок для этой темы обозначалась проблема, свазанная с «организацией и хранением уже накопленных знаний», поскольку «объем знаний быстро увеличивается» и человечество приблизилось к моменту, когда оно не может полностью учитывать и «использовать накопленные знания». Поэтому важно «непрерывно вести работу по классификации знаний, отсеиванию ненужных», «непрерывно обобщать» и «уплотнять» их. Третий круг предпосылок включает рационализацию процесса обучения, за счет понимания, «что представляют собой знания и мыслительные операции, каково их строение», чтобы организовать усвоение обучающимся «максимум обобщённого знания в минимальные сроки». И наконец, четвертый круг предпосылок включает задачи «автоматизации некоторых процессов умственного труда» [7]. Интересно, что эта задача нисколько не потеряла актуальности в настоящее время, так этой тематике посвящена книга Цзена Мина «Alibaba и умный бизнес будущего. Как оцифровка бизнес-процессов изменила взгляд на стратегию», описывающая опыт выстраивания интеллектуальной системы управления, которая позволяет решать ряд управленческих вопросов автоматически, освобождая время стратегов и управленцев на решение более креативных задач [8]. Что в свою очередь, формирует собственный тренд в новом типе формализации процесса управления, когда он становится цифровым и большая часть управленческих решений принимается автоматически. Возвращаясь к источнику, следует отметить, что Г.П. Щедровицкий пишет о важности выяснения, что является мышлением в техническом плане, а не физиологическом, хотя «тезис, что некоторые процессы мышления надо передать машине, получил сравнительно широкое признание среди математиков и инженеров [7].
А.Г. Реус сформулировал понятие технологий управленческого мышления как лучшие практики управления, которые были доведены до состояния общепринятых технологий, в соавторстве с генеральным директором Объединенной судостроительной корпорации А.Л. Рахмановым он обозначает, что управленческая работа должна быть технологизирована на 90%. При попадании в новую ситуацию управленцу вместо того, чтобы проделывать всю работу по нормировке от начала до конца самостоятельно, достаточно осуществить трансфер существующих технологий управленческого мышления [9].
В целом, тема технологий управленческого мышления на сегодняшний день не является темой академических исследований, она состоит из теоретических положений научной организации труда, научного управления, методологий управления и технологий мышления и, с другой стороны, рефлексивного анализа живой практики управленцев, а также исследований, в основном зарубежных авторов, на основании опыта использования методологий и технологий управления с учетом успешности их применения. Однако рассмотрение технологий управленческого мышления, как единого понятия, которое обобщает формализованные практики управления, по мнению автора, дает широкие возможности для их исследования и систематизации, а также является практичной формой мысли для менеджеров, которая говорит, что для решения стоящих перед ними задач может быть использован проверенный эффективный способ, и нет необходимости в конструировании нового.
Результаты
Экономическая теория предполагает функции спроса и предложения. В современных реалиях спрос претерпевает трансформацию в связи с изменением клиентских ожиданий:
1. Широкое распространение бизнес-модели подписки и ориентации продуктов в сторону предоставления сервиса для клиента. Современные поколения людей приучены к новым вариантам рыночного взаимодействия и удобства использования продуктов на рынке [10].
2. При изменении ожиданий клиентов от продукта покупательская способность не изменяется с соответствующей скоростью, поскольку экономический рост благосостояния граждан не пропорционален скорости происходящих изменений. Поэтому растут не только клиентские ожидания от продуктов, но не растет и возможность клиентов покупать более дорогие продукты.
3. Появление современных технологий в проектировании изделий и цифровых технологий предполагает высокие ожидания клиентов от оптимизации процессов и удешевления стоимости продуктов за счет их применения.
Клаус Шваб, основатель и президент Всемирного экономического форума определяет следующие аспекты воздействия четвертой промышленной революции на ожидание клиентов:
1. ожидания клиентов перемещаются в сферу получения опыта (к использованию, упаковке, бренду, покупке и клиентскому обслуживанию;
2. ожидания клиентов об ориентированности бизнеса на клиента на основе данных в реальном времени;
3. повышение прозрачности, что подразумевает увеличение объема данных в цепочке поставок и увеличение объема данных, предоставляемых клиентам (сайты сравнения цен, качества обслуживания и продуктов на специализированных сайтах), что также влияет на высокие ожидания клиентов по поводу ответственности компаний за качество продукта;
4. ожидания клиентов от получения продукта «по требованию» - незамедлительного отклика в реальном времени, где бы они не находились или не находилась компания [11].
В свою очередь, модернизация продуктов и производства предполагает ряд изменений с точки зрения бизнеса, связанных с ростом издержек, поскольку происходит улучшение продукции, которое не имеет первоначальной цели в увеличении объема производства и снижении издержек, а скорее прогрессе компании для сохранения позиций на рынке в условиях глобальных изменений и изменений клиентского спроса. При этом эта модернизация является системной, поскольку современные бизнес-модели требуют не только технического прогресса в изделии или услуге и их производстве и предоставлении, но и в других бизнес-процессах. Это происходит поскольку сам продукт не является только изделием или услугой, а включает целостное предложение, например, продукт плюс сервис, а также другие формы (что можно выявить из специфики бизнес-моделей, которая описана в секции «Новые бизнес-модели» настоящей статьи).
Таким образом, функция предложения дистанцируется от функции спроса на фоне очевидного роста затрат на единицу продукта (рис 1.). Это говорит о необходимости приложения усилий для ликвидации дистанции между клиентскими ожиданиями и предложением на рынке. В идеальной ситуации предложение должно трансформироваться для сохранения своего положения относительно клиентского спроса.
Рис. 1. График спроса и предложения
Составлено автором
Где P – цена; Q – величина спроса; dd – кривая спроса, ss – кривая предложения, при этом кривые предложения имеют три формы: ssтрад – предложение традиционного продукта, ssтрад+доп – предложение традиционного продукта с дополнительным сервисом и характеристиками, необходимыми клиентам, ssинн – инновационные типы продуктов.
Ликвидация разрыва, возникающего между продуктом с добавленной стоимостью и спросом клиентов, который вызван потребностью в комплексных продуктах по современным бизнес-моделям, требует изменения подходов к управлению. С одной стороны, изменяется объект управления, поскольку продукт трансформируется и появляются новые бизнес-модели, обозначенные выше в статье. С другой стороны, изменяются технологии управления, позволяющие производить связывание бизнес-процессов для успешного вывода новых продуктов на рынок.
Рис. 2. Подход к управлению проектами с использованием технологий управленческого мышления
Составлено автором
В ходе анализа предпосылок к изменению подходов и анализа технологий управленческого мышления, автором сформирована схема, описывающая подход к управлению проектами с использованием технологий управленческого мышления (рис. 2). Формирующими на схеме являются две ортогональных плоскости сознания управленца: онтологическая и оргдеятельностная. Первая выступает в роли формы представления результатов, а вторая – формы организации работ, которые выражены на схеме в двух соответствующих вопросах [9]. Технологией, которая в том числе может быть использована для плоскости «Что хотите сделать?» является модель Stage-gate, описанная Р. Купером, поскольку по своему назначению и характеристикам, она позволяет описать в ясной форме, что и как должно быть сделано, но при этом доступной для удержания целого в проекте и для руководителя проекта, и для руководителей выше уровнем, и для инвесторов, и иных заинтересованных в реализации проекта лиц, которые по сути своей позиции не могут досконально разбираться в проекте [12]. Важными на схеме также являются пункты, связанные с сутью проекта и продуктом, поскольку в связи с изменением бизнес-модели, меняется и сам продукт. Практика промышленных предприятий полна примерами, когда изделия со сменой бизнес-модели изначально проектируются таким образом, чтобы максимально ликвидировать риск внештатной поломки, увеличить ресурс деталей, получать данные о состоянии деталей, чтобы проводить профилактическое техническое обслуживание, и использовать эти данные для будущих версий изделия: от дистанционного обслуживания автомобилей Tesla [13] до проектов транснациональных корпораций, которые стали практиковать «приобретение исправности» вместо продажи изделия как такового [14].
В свою очередь при планировании работ по проекту и непосредственной реализации важно понимание бизнес-процессов и связей между ними, которые в свою очередь должны быть выстроены эффективно. Технологии управления исключают риски неэффективной организации бизнес-процессов. Каждая из технологий имеет собственное назначение и соответствующие этому ограничения, но комплексное их использование, совершенствование и трансфер новых из мировой практики исключают и этот риск. В ходе анализа была сформирована таблица самых распространенных технологий управления (табл. 1).
Таблица 1.
Набор технологий управления по бизнес-процессам
Бизнес-процесс
|
Технологии
управления
|
Управление проектом
|
Stage-gate,
Каскадный метод, Метод контрольных точек, Теория ограничения систем, Agile,
Scrum, Project Management Body Of Knowledge, Projects In Controlled
Environments, Диаграмма Ганта, Kanban и т.д.
|
Маркетинг и продажи
|
4P
(Product, Price, Promotion, Place), Сегментирование рынка, Benchmark, Customer Development, SWOT-анализ, Воронка продаж, Ценовая сегментация, Анализ трендов в
нише, Рекламные технологии, Контекстная реклама, Таргетированная реклама,
Контентная воронка, Матрица BCG (Бостонской консалтинговой группы), ABC-анализ,
Анализ поисковых запросов пользователей и др.
|
НИР и ОКР
|
Теория
решения изобретательских задач, Дизайн-мышление, Методологии научных
исследований и др.
|
Проектирование
|
Теория
решения изобретательских задач, Ценностно-функциональный анализ
(Функционально-стоимостный анализ, Ценностно-стоимостный анализ), Minimal viable product, Дизайн-мышление, Проектирование под заданную
стоимость и др.
|
Производство
|
Бережливое
производство (вкл. Карта потока создания ценности, Диаграмма спагетти, Поток
создания ценности, Бригадная организация труда, Цикл PDCA (Plan-Do-Check-Act),
Точно вовремя, Устранение потерь, 5S и др.), Производственная
система, Управление качеством (вкл. Причинно-следственный анализ, Цикл PDCA,
Гистограмма контроля качества, Кружки качества, Карта Паретто, Упаковочный
контрольный лист, Принцип расслоения и др.), Теория ограничения систем (вкл.
Метод фокусировки на критическом пути и др.), Научная школа управления (вкл.
Механизм научного управления, Система изучения движений, Организация рабочего
места и др.) и др.
|
Управление кооперацией и
логистика
|
Бережливое
производство (вкл. Поток создания ценности, Карта потока создания ценности,
Диаграмма спагетти и др.), Методики закупок и др.
|
Сервис
|
Сервис-дизайн,
Управление качеством, Управление жизненным циклом изделия, Benchmark
и др.
|
Финансово-экономическое
обеспечение
|
Бюджетирование,
Бюджет, Юнит-экономика и др.
|
Управление знаниями
|
Управление
знаниями, Управление High Potential (Кадровый резерв), База знаний, Стратегическая
сессия, Мозговой штурм, Воркшоп, HR-порталы и сервисы мониторинга и др.
|
Выводы
В статье проведено исследование актуальных бизнес-моделей, которые выставляют требования к изменению подходов управления бизнесом, проанализированы основания происходящих процессов на рынке и того, как это отражается в положении продуктов на рынке, в ходе исследования выведена схема нового подхода к управлению проектами и выделен стартовый набор управленца, исходя из самых распространенных технологий управления.
Проведенный анализ показал:
1. Ликвидация разрыва между спросом клиентов и предложением на рынке в стоимостном и ценностном выражении может быть проведена за счет совершенствования и трансфера технологий управления, а также изменений в продукте, исходя из выбранной бизнес-модели.
2. Помимо реакции на глобальные изменения новые бизнес-модели позволяют найти новые источники выручки, новые способы привлечения клиентов и в целом повысить перспективы бизнеса на рынке.
3. Использование комплексного подхода к управлению проектами, выраженному в двух плоскостях на схеме (рис. 2), может способствовать организации эффективной работы управленца по проекту.
4. Модель Stage-gate является подходящей формой представления результатов, но имеет собственные ограничения, поэтому важно исследование иных моделей, которые могут выполнять соответствующую функцию.
5. Набор технологий управления, сформированный автором, не является конечным. Его следует дополнять для формирования навигатора по технологиям управления, где будут описаны назначения каждой технологии, алгоритм внедрения, который мог бы использоваться менеджерами для организации эффективной работы.
6. Запуск продукта по новой бизнес-модели требует с одной стороны расчетов стоимости создания такого продукта, с другой стороны – методик организации маркетинговых исследований для определения рыночной стоимости продукта для проектирования под заданную стоимость и функциональные характеристики.
Выводы 4-6 могут быть положены в основу дополнительных исследований в области современных технологий управления.
References:
Cooper R.G. (2022). The 5-th Generation Stage-Gate Idea-to-Launch Process IEEE Engineering Management Review. 50 (4). 43-55. doi: 10.1109/EMR.2022.3222937.
Lenin V.I. (1965). Polnoe sobranie sochineniy [The Complete Works] Moscow: Gospolitizdat. (in Russian).
McCrindle M. The generations definedMcRindle. Retrieved November 30, 2023, from https://mccrindle.com.au/article/topic/demographics/the-generations-defined/
Min Ts. (2019). Alibaba i umnyy biznes budushchego, kak otsifrovka biznes-protsessov izmenila vzglyad na strategiyu [Alibaba and the smart business of the future, how digitization of business processes has changed the way we look at strategy] Moscow: Alpina Pablisher. (in Russian).
Pidun U., Reeves M., Schüssler M. Do You Need a Business Ecosystem?Boston Consulting Group. Retrieved November 30, 2023, from https://www.bcg.com/publications/2019/do-you-need-business-ecosystem
Rakhmanov A.L., Reus A.G. (2019). Model upravleniya promyshlennoy korporatsiey [The management model of an industrial corporation] Moscow: Izdatelstvo «Pero». (in Russian).
Samofeev I.A. (2021). Kontrakty zhiznennogo tsikla: tipologiya i spetsifika razlichnyh vidov kontraktatsii [Lifecycle contracts: typology and specificity of different contracts]. Kant. (3(40)). 67-73. (in Russian). doi: 10.24923/2222-243X.2021-40.13.
Samofeev I.A. (2021). Transformatsiya predpriyatiy v usloviyakh poyavleniya novyh biznes-modeley [Enterprise transformation in the context of the new business models emergence]. Modern Economy Success. (6). 238-243. (in Russian).
Shvab K. (2022). Chetvertaya promyshlennaya revolyutsiya [The Fourth Industrial Revolution] Moscow: Eksmo. (in Russian).
Страница обновлена: 31.03.2025 в 13:47:54