Две модели сетевой организации бизнес-процессов

Карлина Е.П.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1 (49), Январь 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Карлина Е.П. Две модели сетевой организации бизнес-процессов // Российское предпринимательство. – 2004. – Том 5. – № 1. – С. 48-51.

Аннотация:
Любая организационно-управленческая форма имеет соответствующее внутреннее строение (структуру), то есть способ организации элементов производственно-хозяйственной системы, совокупность устойчивых связей и отношений между ними, в рамках которой протекают изменения, формируются предпосылки для перехода системы в целом в новое качество. Связи между элементами системы могут быть вертикальными и горизонтальными. Преобладание того или иного вида связей обуславливает тип организационной структуры системы и ее способность быстро реагировать на изменения во внешней среде.

Ключевые слова: сетевые организации, бизнес-процессы, самоорганизация бизнес-структур, управление бизнес-процессами



Любая организационно-управленческая форма имеет соответствующее внутреннее строение (структуру), то есть способ организации элементов производственно-хозяйственной системы, совокупность устойчивых связей и отношений между ними, в рамках которой протекают изменения, формируются предпосылки для перехода системы в целом в новое качество. Связи между элементами системы могут быть вертикальными и горизонтальными. Преобладание того или иного вида связей обуславливает тип организационной структуры системы и ее способность быстро реагировать на изменения во внешней среде.

Расширение кооперационных связей между конкурентами, поставщиками и потребителями, прогресс информатики, автоматизация производства и управления изменили традиционные представления о границах компаний, разрушили их замкнутость и сделали малоэффективными те из них, которые основывались на иерархических, механистических и бюрократических структурах. «Сильноиерархизированные» организационные структуры уступают место сетевым системам, которые отражают связи между элементами внутренней и внешней среды предприятий. Следовательно, формируется устойчивая потребность в развитии новых организационно-управленческих форм, в основе которых лежат

интеграционные процессы в компаниях, их объединение с помощью глобальных информационных систем.

Получившая широкое развитие (начиная с 60-х годов) теория сетевой организации, является, по сути, конкретизацией давних идей А. Богданова, рассматривавшего организацию как сеть производственных процессов, а структуру – как особый пространственно-временной образ (паттерн) произведенных составляющих, то есть уже тогда употреблялось понятие «сетевая структура».

Современные представления о сетевой организации определяют ее как совокупность предприятий или специализированных единиц, координируемых рыночными механизмами, и характеризующуюся устойчивыми и относительно замкнутыми связями между постоянными партнерами. Вследствие ограниченности собственных ресурсов автономные участники сети для достижения общих целей постоянно прибегают к политике коллективного самоограничения.

Сетевая организация одинаково применима как в качестве модели внутриорганизационного сотрудничества между потенциальными ресурсами предприятия, так и между компаниями и группами компаний. В экономике наиболее известными являются две модели сетевой организации бизнес-процессов: компания-сеть (деловая сеть) и сеть-компания (внутрифирменная сетеобразная структура). В качестве различия между этими двумя моделями выступают:

– признак собственности;

– целеполагание;

– наличие функциональной специализации.

Компания-сеть представляет собой создание вокруг крупной фирмы-ядра сети имущественно-независимых партнеров с относительно узкой функциональной специализацией, являющихся либо ее поставщиками, либо ее дистрибьюторами, и имеющих свои собственные цели развития.

Создание сети-компании предполагает объединение равноправных партнеров в рамках одного имущественного комплекса, большинство из которых являются юридически самостоятельными лицами, объединенных не только одной целью, но и взаимодействующих в едином пространстве потоков.

Подобное «содружество» элементов сети, действующее часто в пределах одного региона или в рамках одного вида деятельности, повышает конкурентоспособность организации в результате интерактивности внутрисистемных хозяйственных связей над внешними, стимулирует инновационный и коммерческий процессы, упрощает управленческие задачи мелких и средних предприятий – членов сети. Внутренние сети обычно создаются для получения конкурентных преимуществ без чрезмерного привлечения внешних подрядчиков.

Выбор модели «сетизации» зависит от специфики реализации бизнес-процессов (инсорсинговый, аутсорсинговый или смешанный типы), особенностей среды функционирования,

а также от существующих тенденций в развитии современных организационных форм ведения бизнеса.

Первая модель «сетизации» наиболее распространена в материальной сфере при производстве различных видов товаров, где между предприятиями-производителями успех в конкурентной борьбе связывается не с аккумуляцией ресурсов и контролем, а с производством меньшего количества товаров более высокого качества при меньших затратах.

Ускорение распространения новых технологий заставляет предприятия-производители сосредотачивать усилия на своих основных бизнес-процессах, передавая подрядчикам те операции, которые они могут выполнить быстрее и более эффективно. В результате образуется сеть (совокупность) предприятий.

Благодаря ограниченному кругу операций, а отсюда и их высокопрофессиональному выполнению, уменьшаются потребности в планировании и координации, предприятия становятся способными ускорять производство новых товаров и услуг с тем, чтобы выдерживать темпы изменений современного рынка. Следовательно, данная модель сетизации наиболее эффективна в тех сферах деятельности, где скорость бизнеса является главным конкурентным преимуществом.

Создание второй модели «сетизации» – внутрифирменных сетевых структур – осуществляется в том случае, когда возникает необходимость в аккумуляции ресурсов в целях снижения будущих затрат. Типичной данная ситуация является для сферы услуг, в частности – торговли. Концентрация денежных и товарных потоков, управление их движением из одного центра позволяет устанавливать длительные хозяйственные связи с поставщиками товаров, снижать издержки обращения.

Отличительными признаками торговой «сетеобразной» структуры являются:

– ориентация на определенный тип потребителя или группы товаров, унифицирующая товарную номенклатуру;

– создание формализованной организационной структуры, функциональное назначение которой заключается в обеспечении организационного взаимодействия в сети (управление ресурсами, поставками товаров, маркетинг, реклама и т.д.).

В соответствии с решаемыми задачами торговые сети могут иметь различную организационную структуру и различные формы взаимодействия между ее структурными подразделениями, обусловленные распределением властных полномочий и степенью автономности элементов сети.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:53:40