USSR state prizes and their stimulating function in scientific and technical activity (1966-1991)
Kozlov A.V.1
1 «Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по материаловедению, по экономике и производству»
Download PDF | Downloads: 20
Journal paper
Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 14, Number 1 (January-March 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=63594848
Abstract:
The author conducted a study and generalization of the experience of awarding state prizes in the USSR aimed at stimulating scientific, technical and innovative activity. The article is based on numerous normative documents and literary sources. As a result, the author comes to the conclusion that the form of labor stimulation existed in the Soviet period had its own characteristics. The USSR state prizes were awarded for great achievements in science and technology, literature, art and architecture, labor, etc. Their substantial size indicates the state position in the interests of further development of scientific, technical and innovative activity.
Keywords: Union of Soviet Socialist Republics (USSR), Central Committee of the Communist Party of the Soviet Union (Central Committee of the CPSU), Council of Ministers of the USSR (CM USSR), state prizes and awards, encouragement and stimulation, USSR state prizes
JEL-classification: J38, O31, O32, O38, P21
ВВЕДЕНИЕ
Поиск оптимального современного механизма стимулирования инновационной деятельности зачастую упирается в «примерках» зарубежных практик. Многие ученые предлагают пойти по тому или иному пути без привязки к нашему опыту и сформированных на его основе институциональных условий. Действительно у многих экономически развитых государств (США, Швейцария, Германия, Япония, Израиль и др.) имеется отлаженных механизм стимулирования инновационной деятельности, который, как кажется, весьма просто скопировать и перенести на наши реалии. К сожалению такой видение ошибочно поскольку в кажущейся простоте скрываются детали и особенности уклада этих государств, сформированные под воздействием их истории и жизненных условий. Именно поэтому частичное копирование моделей на практике Республики Беларусь не дало необходимого результата в связи с чем поиск путей решения скорейшего перевода экономики на инновационный путь развития продолжается.
По мнению автора советский период нашего государства таит в себе огромный объем информации в части научно-технического развития и прогресса. Это объясняется тем, что, как бы критически не относились к истории, но, например, именно в СССР сжатые сроки построена и первая в мире атомная электростанция, и произведен первый в мире запуск космического спутника, благодаря чему Российская Федерация до сих пор является мировым лидером в космических технологиях и атомной энергетике. Одновременно в Республики Беларусь, благодаря внутригосударственной кооперации в СССР, остался серьезный научный задел, особенно в области точных наук (физики, химии и математики), что позволило, например, спустя многие десятилетия громко заявить о себе созданием первого в мире Парка высоких технологий, резидентами которого стали крупнейшие мировые корпорации, белорусские физики, химики и математики хорошо известны во всем мире своими научными разработками и публикациями о них.
Безусловно, все это стало возможным благодаря науке, которая в Советском Союзе находилась на очень высоком международном уровне. Часть этого потенциала передалась и Республике Беларусь, о чем свидетельствует то, что по потенциалу человеческого развития наша страна относится к числу высокоразвитых, чего нельзя сказать об экономических показателях.
Соответственно наличие противоречий между потенциалом Республики Беларусь и ее фактическим местом в мировой экономике позволяют сделать вывод о том, что мы в не в полной мере используем наш потенциал. Это означает то, что механизмы работы нужно пересмотреть, найти проблемные места и их отладить.
Одним из таких направлений для совершенствования государственной политики является стимулирование инновационной деятельности. По мнению автора, прежде чем предлагать новые рецепты нужно разобраться в том, что не так со старыми. С этой целью автор проводит ревизию известных и отработанных на практике СССР подходов государственного стимулирования научно-технической деятельности и прогресса. Для однозначного понимания отдельных терминов следует уточнить значение «государственного стимулирования», по которым автор подразумевает, меры центральной власти (партии, правительства и т.д.), не связанные с решениями конкретного организации, учреждения или предприятия. Такие меры принимались на высшем государственном уровне, например, ЦК КПСС и (или) Советом Министров СССР. Особенностью является то, что, например, издержки по обеспечению таких мер не относились на счет организаций, а финансирование осуществлялось из центрального бюджета страны. Разновидностью такой стимулирующей меры по мнению автора является премирование, пренебрегать которым нельзя, во-первых из-за существенного размера таких премий, и, во-вторых, из-за их особой значимости для лауреатов.
С учетом изложенного представляет интерес для исследования такой вид государственного стимулирования как Государственные премии СССР поскольку он был напрямую связан с поддержкой научно-технической деятельности и прогресса. Лауреатами премий становились только те лица, которые внесли существенный вклад в развитие науки и техники, а соответственно в конечном счете прямо или косвенно повлияли на экономический рост государства. Раскрытие деталей существовавших механизмов позволит найти сильные и слабые стороны премирования и оценить его влияние в обеспечении научно-технического развития
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Обобщение литературных источников свидетельствует о том, что анализ Государственных премий СССР с позиции их стимулирующей роли для научно-технического прогресса и экономического роста ранее не проводилось. Вместе с тем, следует сказать, что имеется достаточное количество исследований с позиции иных аспектов – политических, исторических, юридических и т.д. Такой вывод основан на изучении трудов советских, российских и белорусских ученых – академиков С.Г. Струмилина, Г.М. Кржижановского, К.В. Островитянова, Л.В. Канторовича, А.Л. Абалкина, В.А. Трапезникова, С.Ю. Глазьева, В.Г. Гусакова и П.Г. Никитенко, член-корреспондентов А.И. Пашкова, Л.М. Гатовского, П.Г. Бунича, профессоров Е.Л. Грановского, И.П. Поварича, М.Ю. Малкиной, И.М. Абрамова, А.И. Лученка, В.И. Тарасова, С.А. Пелиха, В.Ф. Байнева, А.Н. Сенько и др. Детальный обзор научной литературы автором проведен в статье «Материальное стимулирование научно-технической деятельности советского государства (довоенный период)» [1].
После распада Советского Союза в 1991 году отношение к его опыту, особенно в области экономики, было негативным, он подвергался критике, зачастую необоснованной. Свои же усилия ученые стали фокусировать на исследование переходных экономических моделей с уклоном на изучение свободных рыночных отношений. В таких условиях проведение каких-либо обобщений опыта присуждения Государственных премий СССР как способа стимулирования научно-технического прогресса и прорывных технологий было попросту непопулярным и не осуществлялось.
Все же по мнению автора советский период имеет важное значение и без изучения его опыта, как положительного так и ошибок, видится проблематичным восполнение современного механизма стимулирования научно-технической и инновационной деятельности государства. Такой опыт весьма важен и потому что в Советском Союзе были особенные институциональные условия, большинство которых сохранены в Республике Беларусь. Соответственно полученный опыт уже прошел апробацию на близкой к ныне существующей экономической модели.
Итак, в 1966 году тем же постановлением, которым изменен статус Ленинских премий [2], были введены Государственные премии СССР. Как следует из анализа данного нормативного акта, Государственные премии СССР подлежали ежегодному присуждению, начиная с 1967 года, в целях стимулирования развития научного, технического и культурного прогресса в СССР, более дифференцированного и широкого поощрения творческих работ, заслуживающих государственной поддержки.
Государственные премии СССР присуждались в количестве, равном 60, из них 50 – в области науки и техники, 10 – по литературе, искусству и архитектуре [2, 3]. Размер каждой премии составлял 5 тыс. рублей, или половину Ленинской премии. Сравнительная характеристика поводов, за которые могли присуждаться Ленинские премии и Государственные премии СССР, приведены в таблице 5.
Таблица 5. Сравнительная характеристика отдельных положений о присуждении Ленинских премий и Государственных премий СССР в редакции постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 17 февраля 1967 года №158
Государственные премии СССР
(учреждены в 1966 г.) |
Ленинские премии
(учреждены в 1925 году, изменен статус в 1966 году.) |
Поводы для присуждения
| |
1) научные
исследования, которые вносили крупный вклад в развитие отечественной науки;
2) работы по созданию и внедрению в народное хозяйство наиболее прогрессивных материалов, машин и механизмов; 3) новые высокопроизводительные технологические процессы; 4) внедрение передового производственно-технического опыта, который имел большое народнохозяйственное значение; 5) оригинальные и экономичные архитектурные и технические сооружения; 6) глубокие теоретические исследования по вопросам государственного и хозяйственного строительства и марксистско-ленинской науки; 7) наиболее талантливые высокоидейные произведения литературы и искусства |
1) особо
выдающиеся научные исследования, которые открывали новые направления в науке
и технике и превышали мировые достижения в данной области знания;
2) принципиально новые технические решения, которые вносили крупный
вклад в народное хозяйство и оборону СССР и по своему уровню превосходили
достижения других стран;
3) выдающиеся исследования по актуальным вопросам государственного и хозяйственного строительства, марксистско-ленинской науки и современной общественной жизни; 4) особо выдающиеся произведения литературы и искусства социалистического реализма и архитектуры, которые вносили большой вклад в формирование коммунистической культуры, обогащали духовную жизнь советского общества, обладали художественным совершенством, имели общенародное признание и укрепляли мировое значение советского искусства |
Период существования (годы)
| |
1966-1991
|
1966-1991
|
Размеры премий (тыс. рублей)
| |
5
|
10
|
Количество премий / периодичность
присуждения
| |
до 60 / ежегодно
|
до 30 / 1 раз в два года
|
Из анализа поводов следует, что труды, за которые присуждались Государственные премии СССР и Ленинские премии в редакции постановления 1956 года, имеют некоторое сходство по значимости и глубине разработки. В то же время к присуждению Ленинских премий, начиная с 1967 года, предъявлялись особые требования, что выделяет их на фоне других поощрений и безусловно делает их «главной» премией в СССР.
В 1967 году постановлением ЦК КПСС и СМ СССР были присуждены 17 Государственных премий СССР в области литературы, искусства и архитектуры [4]. При этом увеличение количества премий в этом году с 10 до 17 было обосновано в постановлении целями поощрения в год 50-тилетия Великой Октябрьской социалистической революции более широкого круга выдающихся произведений литературы, искусства и архитектуры.
В то же время количество премий в области науки и техники составило всего 27 [5], что существенно ниже допустимого количества в 50 премий. Как отмечалось ранее, снижение количества премий в области науки и техники наблюдалось и при присуждении Ленинских премий за 1967 год, что еще раз говорит о том, что значение Государственных премий СССР увеличилось.
В 1968 году присуждены 10 Государственных премий СССР в области литературы, искусства и архитектуры [6] и 23 премии в области науки и техники [7], что также существенно ниже допустимого количества в 50 премий.
В 1969 году тенденция по количеству премий сохранилась, были присуждены 9 Государственных премий СССР в области литературы, искусства и архитектуры [8] и 23 премии в области науки и техники [9].
В 1969 году в целях стимулирования дальнейшего развития детской литературы одновременно с вышерассмотренной Ленинской премией была учреждена, дополнительно к уже существующим, одна Государственная премия СССР. Она также, как и Ленинская премия, присуждалась, начиная с 1970 года, за особо выдающиеся и наиболее талантливые высокоидейные произведения литературы и искусства для детей [10]. Размер премии составлял 5 тыс. рублей.
В 1969 году в целях стимулирования работы по созданию высококачественных учебников для высших, средних специальных и средних учебных заведений были учреждены с 1970 года 4 дополнительные Государственные премии СССР, из них 3 – за создание наиболее выдающихся учебников на высоком научно-техническом и методическом уровне, как правило, по новым отраслям науки и техники для высших и средних специальных учебных заведений; 1 – за создание наиболее выдающихся, получивших широкое общественное признание учебников для средней школы [11]. Представление к этим премиям производилось соответственно коллегиями Министерства высшего и среднего специального образования СССР и Министерства просвещения СССР. Размеры премий составляли по 5 тыс. рублей.
В 1970 году присуждены 30 премий в области науки и техники, из них 10 – в области науки, 18 – в области техники, 2 – за учебники для высших учебных заведений [12]. Одновременно в этот год были присуждены 11 Государственных премий СССР в области литературы и искусства [13].
В 1971 году присуждены 30 премий в области науки и техники, из них 14 – в области науки, 14 – в области техники, 2 – за учебники для высших учебных заведений [14]. Одновременно в этот год также, как и в 1970 году, были присуждены 11 Государственных премий СССР в области литературы, искусства и архитектуры [15].
В 1972 году присуждены 23 премии в области науки и техники, из них 11 – в области науки, 11 – в области техники, 1 – за учебники для высших учебных заведений [16]. В этот год снова также, как и в предыдущие два года, были присуждены 11 Государственных премий СССР в области литературы, искусства и архитектуры [17].
В 1973 году присуждены 29 премий в области науки и техники, из них 9 – в области науки, 17 – в области техники, 3 – за учебники для высших учебных заведений и средней школы [18]. Одновременно в этот год присуждены 13 Государственных премий СССР в области литературы, искусства и архитектуры [19].
В 1974 году в соответствии с ранее принятым решением [20] Положение о Государственных премиях СССР в области науки, техники, литературы, искусства и архитектуры от 17 февраля 1967 года было дополнено возможностью присуждения премий за выдающиеся успехи в труде, достигнутые в социалистическом соревновании [21]. Для этих целей было предусмотрено до 10 премий, а общее количество Государственных премий СССР увеличено до 70. Количество же премий в области науки и техники было ограничено 50 премиями, а в области литературы, искусства и архитектуры – 10. Учреждение дополнительных премий было вызвано необходимостью поднятия престижа социалистических соревнований, активно пропагандируемых и являвшихся частью государственной политики. Решения о присуждении Государственных премий СССР передовикам социалистического соревнования – рабочим, колхозникам, инженерно-техническим работникам, коллективам бригад, участков, отделений, ферм и звеньев принимались совместно президиумами комитета по Ленинским и Государственным премиям СССР в области науки и техники и ВЦСПС. Соответствующее положение стало носить название «Положение о Государственных премиях СССР».
В 1974 году присуждены 25 премий в области науки и техники, из них 6 – в области науки, 16 – в области техники, 3 – за учебники для высших учебных заведений и средней школы [22]. Одновременно в этот год присуждены 13 Государственных премий СССР в области литературы, искусства и архитектуры [23].
В 1975 году присуждены 27 премий в области науки и техники, из них 10 – в области науки, 14 – в области техники, 3 – за учебники для высших учебных заведений и средних специальных учебных заведений [24]. Одновременно в этот год были присуждены 18 Государственных премий СССР в области литературы, искусства и архитектуры [25], это больше допустимого по данной области, но в итоге общее количество присужденных Государственных премий СССР находилось в рамках дозволенного. В 1975 году впервые присуждены 10 Государственных премий СССР за выдающиеся достижения в труде передовикам социалистического соревнования [26].
В 1976 году постановлением ЦК КПСС и СМ СССР количество Государственных премий СССР в области науки и техники было увеличено [27]. Дополнительное количество премий предусматривалось как на текущий год – на 20 премий, так и в дальнейшем, начиная с 1977 года, – до 75 премий.
Вместе с тем в 1976 году присуждены всего 33 премии в области науки и техники, из них 10 – в области науки, 20 – в области техники, 3 – за учебники для высших учебных заведений [28]. Одновременно в этот год были присуждены 18 Государственных премий СССР в области литературы, искусства и архитектуры [29] и 10 премий – за выдающиеся достижения в труде передовикам социалистического соревнования [30].
Кроме того, в 1976 году было увеличено до 15 количество Государственных премий СССР, присуждаемых за выдающиеся достижения в труде передовикам социалистического соревнования – рабочим, колхозникам, инженерно-техническим работникам [31]. Одновременно принято предложение ВЦСПС – о ежегодном выделении 120 тыс. льготных туристических путевок по Советскому Союзу, в зарубежные страны для поощрения передовиков производства – победителей Всесоюзного социалистического соревнования. Также принято предложение ЦК ВЛКСМ – о присуждении ежегодно премий Ленинского комсомола комсомольско-молодежным коллективам и молодым производственникам, добившимся наивысших результатов в социалистическом соревновании; о награждении передовиков производства знаком «Молодой гвардеец пятилетки» и выделении ежегодно победителям в социалистическом соревновании 30 тыс. льготных туристических путевок.
Поскольку социалистические соревнования и движения за коммунистическое отношение к труду набирали силу, то Академии наук СССР, ВЦСПС, Государственному комитету Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам, Министерству высшего и среднего специального образования СССР, другим министерствам и ведомствам было поручено принять меры по дальнейшей разработке теории и обобщению практики социалистического соревнования [31].
В 1977 году присуждено всего 38 премий в области науки и техники, из них 14 – в области науки, 20 – в области техники, 4 – за учебники для высших учебных заведений и средней школы [32]. Одновременно в этот год присуждены 22 Государственные премии СССР в области литературы, искусства и архитектуры [33] и 15 премий – за выдающиеся достижения в труде передовикам социалистического соревнования [34].
В 1978 году присуждено всего 35 премий в области науки и техники, из них 12 – в области науки, 20 – в области техники, 3 – за учебники для высших и средних специальных учебных заведений, средней школы [35]. Одновременно в этот год присуждены 23 Государственные премии СССР в области литературы, искусства и архитектуры [36] и 15 премий – за выдающиеся достижения в труде передовикам социалистического соревнования [37].
В 1979 году присуждено всего 30 премий в области науки и техники, из них 9 – в области науки, 17 – в области техники, 4 – за учебники для высших и средних специальных учебных заведений, средней школы [38]. Одновременно в этот год были присуждены 18 Государственных премий СССР в области литературы, искусства и архитектуры [39] и 15 премий – за выдающиеся достижения в труде передовикам социалистического соревнования [40].
В 1980 году произошло очередное изменение в порядке присуждения Государственных премий СССР в области науки и техники, литературы, искусства и архитектуры [41]. Премии присуждались не только за создание выдающихся учебников для высших и средних специальных учебных заведений, средней школы, но и для профессионально-технических учебных заведений, а также для системы партийной учебы и экономического образования. При этом продолжилась практика ежегодного присуждения премий. Количество премий было увеличено и установлено в следующих пределах: до 75 премий – за работы в области науки и техники, до 15 премий – за выдающиеся успехи в труде, достигнутые в социалистическом соревновании, до 8 премий – за учебники, в том числе 3 – для высших учебных заведений, 2 – для средних специальных учебных заведений, 1 – для средней школы, 1 – для профессионально-технических учебных заведений и 1 – для системы партийной учебы и экономического образования, до 18 премий – за работы в области литературы, искусства и архитектуры, в том числе 1 – за произведения литературы и искусства для детей. Размер премий также остался на прежнем уровне – 5 тыс. рублей.
Увеличение числа Государственных премий СССР в 1980 году не отразилось на количестве присужденных премий. Так, количество премий осталось на том же уровне, как и в предыдущие годы: были присуждены всего 31 премия в области науки и техники, из них 8 – в области науки, 18 – в области техники, 5 – за учебники для высших и средних специальных учебных заведений, профессионально-технических учебных заведений, системы партийной учебы и экономического образования [42]. Одновременно в этот год присуждены 18 Государственных премий СССР в области литературы, искусства и архитектуры [43] и 15 премий – за выдающиеся достижения в труде передовикам социалистического соревнования [44].
В 1981 году увеличено с 15 до 25 число Государственных премий СССР, присуждаемых за выдающиеся достижения в труде и научно-техническом творчестве передовикам социалистического соревнования – рабочим, колхозникам, инженерно-техническим работникам и специалистам [45].
В этом же году количество соискателей на одну Государственную премию СССР было ограничено: до 12 человек по работам в области науки и техники и до 8 человек по работам в области литературы, искусства и архитектуры [46].
В 1982 году присуждена всего 41 премия в области науки и техники, из них 15 – в области науки, 22 – в области техники, 4 – за учебники для высших и профессионально-технических учебных заведений [47]. Одновременно в этот год были присуждены 20 Государственных премий СССР в области литературы, искусства и архитектуры [48] и 25 премий – за выдающиеся достижения в труде передовикам социалистического соревнования [49].
В 1983 году присуждены 48 премий в области науки и техники, из них 17 – в области науки, 27 – в области техники, 4 – за учебники для высших учебных заведений, средней школы, системы партийной учебы и экономического образования [50]. Одновременно в этот год присуждена 21 Государственная премия СССР в области литературы, искусства и архитектуры [51] и 25 премий – за выдающиеся достижения в труде передовикам социалистического соревнования [52].
В 1984 году присуждены 47 премий в области науки и техники, из них 14 – в области науки, 26 – в области техники, 7 – за учебники для высших учебных заведений, техникумов и средней школы [53]. Одновременно в этот год присуждена 21 Государственная премия СССР в области литературы, искусства и архитектуры [54] и 25 премий – за выдающиеся достижения в труде передовикам социалистического соревнования [55].
В 1985 году присуждены 50 премий в области науки и техники, из них 17 – в области науки, 29 – в области техники, 4 – за учебники для высших и средних специальных учебных заведений [56]. Одновременно в этот год присуждены 23 Государственные премии СССР в области литературы, искусства и архитектуры [57, 58] и 25 премий – за выдающиеся достижения в труде передовикам социалистического соревнования [59].
В 1986–1988 годах Государственные премии СССР не присуждались. По мнению автора, это было обусловлено произошедшей техногенной катастрофой на Чернобыльской АЭС.
В то же время в 1986 году для поощрения коллективов работников производственных и научно-производственных объединений, предприятий, научно-исследовательских, проектно-конструкторских и проектно-технологических организаций дополнительно установлены 5 Государственных премий СССР за выдающиеся достижения в коренном улучшении качества продукции и товаров народного потребления, имеющих важнейшее народнохозяйственное значение [60].
Для выдвижения на Государственную премию СССР работ по коренному улучшению качества продукции и товаров народного потребления требовалось согласование с Государственным комитетом СССР по стандартам [61].
В 1989 году изменились правила присуждения не только Ленинских премий, но и Государственных премий СССР. Были утверждены новые нормативные документы: Положение о Государственной премии СССР в области науки и техники и Положение о Государственной премии СССР в области литературы, искусства и архитектуры [61].
Основные сведения о Государственных премиях СССР в области науки и техники, а также в области литературы, искусства и архитектуры приведены в таблице.
Таблица 6. Сравнительная характеристика отдельных положений о присуждении Государственных премий СССР в редакции постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 21 марта 1989 года №251
Государственные премии
СССР
(1967 года) |
Государственные премии
СССР
(1989 года) |
Поводы к присуждению
| |
1) научные
исследования, которые вносили крупный вклад в развитие отечественной науки;
2) работы по созданию и внедрению в народное хозяйство наиболее прогрессивных материалов, машин и механизмов; 3) новые высокопроизводительные технологические процессы; 4) внедрение передового производственно-технического опыта, который имел большое народнохозяйственное значение; 5) оригинальные и экономичные архитектурные и технические сооружения; 6) глубокие теоретические исследования по вопросам государственного и хозяйственного строительства и марксистско-ленинской науки; 7) наиболее талантливые высокоидейные произведения литературы и искусства |
1) научные
исследования, вносящие выдающийся вклад в развитие гуманитарных, естественных
и технических наук, приводящие к значительному ускорению экономического и
социального развития страны, решению общечеловеческих задач, к выходу
советской науки и техники на уровень передовых достижений в мире;
2) получение выдающихся результатов в реализации проектов государственных научно-технических программ; 3) разработка и внедрение новых видов техники, материалов и технологий, находящихся по своим показателям на уровне лучших мировых аналогов, обеспечивающих повышение темпов и эффективности развития экономики, а также создание ресурсосберегающих и экологически чистых технологий, укрепление обороноспособности страны; 4) выдающиеся достижения в коренном улучшении качества продукции и товаров народного потребления; 5) лучшие учебники для высших и средних специальных учебных заведений, средних общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ и для системы политической и экономической учебы трудящихся, получившие широкое общественное признание; 6) выдающиеся достижения в труде и научно-техническом творчестве передовикам социалистического соревнования – рабочим, колхозникам, инженерно-техническим работникам и специалистам; 7) наиболее талантливые, получившие общественное признание высокоидейные произведения литературы и искусства, отличающиеся новизной в художественном исследовании действительности, оригинальные архитектурные сооружения, имеющие особую эстетическую ценность, научные исследования, вносящие крупный вклад в развитие марксистско-ленинской эстетики, теории и практики художественного творчества |
Периодичность
присуждения
| |
ежегодно
|
ежегодно
|
Размеры премий
| |
5 тыс. рублей
|
10 тыс. рублей
|
Количество премий
| |
60
|
до 51
|
Размер премий увеличился в 2 раза – до 10 тыс. рублей, а коллектив соискателей был уменьшен с 12 до 8 человек, а по премиям за выдающиеся достижения в труде и научно-техническом творчестве он не мог превышать 10 человек. К премированию допускались иностранные граждане, выполнявшие работу по совместным с организациями СССР планам и программам. Премия делилась поровну между авторами коллектива.
Присуждению подлежало до 51 премии, из них – до 18 премий за работы в области науки и техники (в том числе до 7 премий – за работы в области естественных наук, до 5 премий – за работы в области гуманитарных наук, до 6 премий – в области техники); до 5 премий за выдающиеся достижения в коренном улучшении качества продукции и товаров народного потребления; до 3 премий – за учебники; до 15 премий – за выдающиеся достижения в труде и научно-техническом творчестве передовикам социалистического соревнования. В области литературы, искусства и архитектуры присуждению подлежало до 10 премий.
Таким образом, видно, что количество премий сократилось. Наибольших изменений (сокращение) претерпели премии в области науки и техники: с 50 до 18. В некоторой степени это снижение нивелировано введением новых премий – за качество.
В 1989 году присуждены 34 премии в области науки и техники, из них 29 – в области науки и техники, 5 – за учебники для высших и средних специальных учебных заведений [62]. Одновременно в этот год были присуждены 15 Государственных премий СССР в области литературы, искусства и архитектуры [63] и 25 премий – за выдающиеся достижения в труде передовикам социалистического соревнования [64].
Сведения о присуждении Государственных премий СССР за 1990 и 1991 годы в собраниях постановлений правительства за данный период отсутствуют. Вместе с тем в открытых источниках, включая данные электронного ресурса – Библиотеки нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик, имеются ссылки на факты присуждения премий в указанный промежуток.
Так, по данным указанного ресурса, в 1991 году присуждено 19 премий в области науки и техники, из них 17 – в области науки и техники, 2 – за учебники [65]. Одновременно в этот год были присуждены 8 Государственных премий СССР в области литературы, искусства и архитектуры [66] и 15 премий – за выдающиеся достижения в труде и научно-техническом творчестве [67].
В целом опыт СССР по стимулированию инновационной и научной деятельности представляется весьма интересным и полезным, а пройденный этап является важным источником информации для формирования современных подходов к стимулированию в новых экономических условиях.
ВЫВОДЫ
По результатам проведенного исследования можно прийти к следующим выводам и констатировать:
1. В Советском Союзе была сформирована особая система (механизм) государственного стимулирования научно-технической деятельности и прогресса, материальная составляющая которой была представлена премированием. Государственные премии СССР являлись частью такого механизма и гармонично дополняли существовавший перечень мер материального стимулирования, прежде всего, работников интеллектуального труда, обеспечивавших научно-технического развитие и прогресс. С учетом существенного размера премий они наряду с Ленинскими премиями были сильным мотивирующим фактором.
2. Нынешние оценки существовавших в СССР подходов к материальному стимулированию труда зачастую вызывают неоднозначные оценки поскольку были периоды, когда меры стимулирования сочетались с принудительным трудом. В то же время этот исторический опыт связан с современным государственным укладом Республики Беларусь и поэтому его необходимо учитывать при формировании современных стратегий стимулирования. Проведенное исследование не преследует цель популяризации уклада и подходов, существовавших в СССР, а является наглядным примером того, что для достижения выдающихся результатов центральная власть не жалела финансовых средств и принимала на постоянной основе активное участие в совершенствовании механизмов стимулирования. На этом фоне современные инструменты поддержки инновационной деятельности выглядят неубедительно.
3. Длительный период существенной государственной поддержки отдельных областей научно-технической деятельности позволял обеспечивать прорывы, т.е. догоняющая модель совершала прорыв и становилась моделью опережающего развития. На примере Российской Федерации это четко видно по таким направлениям как космос и атомная энергетика, по которым она до сих пор занимает лидирующие позиции в мире. Из этого также следует вывод о возможном наличии в экономике Республики Беларусь и до настоящего времени потенциальных (возможно скрытых) ресурсов для прорывов в иных областях. Выявление таких ресурсов требует проведения дополнительных исследований, но область поиска можно сузить за счет понимания, что она должна быть связана наукой и с такими точными ее областями, как физика, химия и математика.
4. На примере Государственных премий СССР просматривается тренд девальвации стимулирующей роли этих премий для тех, кто занимался научно-технической деятельностью и обеспечением прогресса. Если ранее премировались «прорывные открытия», передовые достижения в науке и технике, то с середины 70-х годов этими же мерами стала активно поддерживаться интенсивность труда и выполнение плановых показателей (передовики и победители социалистических соревнований, за своевременный ввод объектов, за коренное улучшение качества продукции и т.д.). Из этого также вытекает то, что по мере приближения к периоду распада Советского Союза государственная оценка роли интеллектуальной составляющей вклада для экономики снижалась.
References:
Kozlov A.V. (2023). Materialnoe stimulirovanie nauchno-tekhnicheskoy deyatelnosti sovetskogo gosudarstva (dovoennyy period) [Financial stimulation of scientific and technical activities of the soviet state (pre-war period)]. Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N.I. Lobachevsky. Series: Social Sciences. (3). 22-31. (in Russian).
Страница обновлена: 15.04.2025 в 13:40:27