Creative cross-innovation clusters as drivers of modern economic development

Kazakova M.V.1,2,3
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)
2 Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара (Институт Гайдара)
3 АНО «Большая российская энциклопедия»

Journal paper

Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 13, Number 4 (October-December 2023)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=63633362

Abstract:
In the modern world, one of the key factors of development and sources of innovation, in addition to information and knowledge, is creativity, that is, the ability of people to find non-standard, creative ways to achieve goals. In the future, this will allow setting the right vector towards the emergence and development of academic and applied research in this field, drawing the attention of experts and those responsible for making political decisions to the role of creative clusters and their interaction with other sectors of the economy as a potentially key factor in the modern development of the country. The current stage of development of the world economy is characterized by the active growth of cross-innovative creative clusters. At the sites of these clusters, creative professionals interact with companies in the real sector of the economy, generating know-how, products and services and stimulating the dynamic development of various territories. The article analyzes the foreign experience of cross-innovative creative clusters, which, taking into account the observed trends, will become the main drivers of global economic development in the future.

Keywords: creative economy, creative industries, creative clusters, cross-innovation, urban development

JEL-classification: L82, O31, P25



Введение

Особенностью современного развития экономики и производственной сферы являются неравномерные темпы развития традиционных и инновационных отраслей. Эта неравномерность выражается в том, что традиционные отрасли экономики, в основе которых лежит линейная модель инновационного процесса, медленнее или с опозданием реагируют на изменение экономической и социальной конъюнктур рынка, находясь в положении «догоняющих» спрос на потребительском и производственном рынке. Но если в прошлом такая модель взаимодействия с потребителем была достаточно эффективной, поскольку возникновение нового спроса происходило не так быстро, как сегодня, то в нынешних условиях стремительного глобального рынка возникает ситуация, при которой к традиционным производственным отраслям предъявляются принципиально новые требования к самой методологии организации инновационной экономической деятельности.

Речь идет о знаниях, которые оказываются востребованными в этом процессе и способах организации инновационных сетей и кластеров. Необычайно возрастает роль и влияние междисциплинарной и мультидисциплинарной основ технологий, усиливается влияние новых технологий на социальную и культурную среды, а скорость распространения обрекает на заведомую неудачу и приверженность к линейным моделям инновационной экономической деятельности. Более того, даже так называемые зрелые, то есть уже давно открытые и используемые в традиционных отраслях технологии, приобретают принципиально новое качество при использовании их в новом социальном и технологическом контекстах, которые, в свою очередь, были сформированы благодаря стремительному росту креативных и инновационных индустрий постиндустриального общества.

Эти особенности современной социально-экономического развития выдвигают на передний план принципиально новый тип технологического взаимодействия между экономическими субъектами, в основе которого лежит кросс-инновационный подход. Суть этой новой формирующейся модели заключается, во-первых, в технологическом взаимодействии между различными субъектами и отраслями промышленности в процессе создания нового инновационного продукта; во-вторых, в возможности применения полученного продукта в других технологических процессах разной отраслевой специфики и социального сектора.

Творческий (креативный) кластер подразумевает под собой географическую концентрацию творческих и культурных предприятий, организаций и отдельных лиц в пределах определенной территории. Другими словами, это физическая или виртуальная экосистема, которая способствует сотрудничеству, инновациям и экономической активности в креативной экономике. Творческие кластеры играют важную роль в стимулировании роста и развития креативной экономики, способствуя взаимодействию, обмену знаниями и синергии между творческими профессионалами и предприятиями [1].

Таким образом, цель работы заключается в обзоре зарубежного опыта развития творческих кластеров, специализирующихся в сфере кросс-инноваций. Данный обзор подчеркивает роль кросс-инновационных творческих кластеров, которые, как представляется, в перспективе станут ключевыми факторами развития не только творческих индустрий, но и общества и других секторов экономики.

Зарубежная практика развития кросс-инновационных креативных кластеров

Необходимо отметить, что кросс-инновационное сотрудничество проявило себя еще до наступления постиндустриальной эпохи и произошло это, прежде всего, в области ракетостроения и космической техники. В истории технологического развития хорошо известны примеры технологий, нашедшие применение в других отраслях. Таким примером служат космические технологии. Эти технологии были использованы в других отраслях промышленности и социальной сферы, в первую очередь, напрямую в технологиях которые изначально не были предназначены для использования в земных условиях без адаптации и доработки и, тем не менее, были успешно адаптированы и применены в технологиях по выпуску товаров потребительского значения. Ярким примером является продукция фирмы Teflon, которая использовала космические технологии для создания своих знаменитых «антипригарных сковородок». Многие космические технологии изначально предполагали двойное использование, а ряд технологий, разработанных на земле, были реализованы пол влиянием разработок в области космонавтики. Примером может служить медицинская технология глубокого охлаждения тканей, которая появилась благодаря методам использования криогенных жидкостей, разработанных в космической отрасли.

В течение 20 лет такие программы НАСА, как интегральные схемы, газовые турбины, космическая изоляция, математические программы, принесли экономике США более 7 млрд долл. США, что почти в два раза больше годового бюджета Национального космического агентства. Список технологий, которые появились благодаря разработкам НАСА и представляют собой пример эффективности кросс-инновационного производственного сотрудничества, чрезвычайно широк: это томографы, медицинская аппаратура для гемодиализа, искусственное сердце, физиотерапевтическая аппаратура, мониторы для исследования нейронной деятельности мозга, рабочих вредных производств, стекловолокно с тефлоновым покрытием; установки с атомарным кислородом для очистки картин; метод мультиспектральной съемки для чтения поврежденных манускриптов и многое другое [1], [2].

Значительным эффектом кросс-инноваций для традиционных отраслей экономики, является то, что они позволяют избежать естественного (по объективным причинам, связанных с развитием альтернативных технологий) снижения уровня применения технологий и, как следствие, падение спроса на продукции компании традиционных отраслей. Примером действия этого эффекта может быть ситуация с сокращением рынка струйной печати, обусловленным цифровизацией технологии передачи и хранения изображений. Однако компании Canon и Hewlett-Packard, которые параллельно являются авторами этой технологии, по-прежнему остаются лидерами в этом секторе экономики по той причине, что благодаря кросс-инновационному сотрудничеству их технологии успешно применяются в 3Dпечати, а многие крупные предприятия, например, Hewlett-Packard, стали создавать новые цеха и производства для разработки 3D-принтеров.

Влияние кросс-инноваций на технологические процессы традиционных отраслей можно описать термином «spillover effects», что в приблизительном переводе означает «эффект перелива». Сущность этого эффекта состоит в том, что инновации, реализованные в одной отрасли экономики, начинают влиять на другие производственные сферы, и таким образом происходит своеобразный «перелив» знаний и технологий из одной области в другую. В результате создаются условия для технологического прорыва в тех областях экономики и производства, которые находились на периферии инновационных процессов. Другими словами, эффект перелива представляет собой своего рода «принуждение к инновациям», которые не были бы возможны (по причине отсутствия острой необходимости для традиционной, консервативной производственной сферы), если бы этого эффекта не произошло. Эффект перелива являет собой яркий пример эффективности и социально-экономической полезности кросс-инновационного сотрудничества традиционных и креативных отраслей.

В целях содействия процессам кросс-индустриальных инноваций требуется структурированный подход, который бы позволил внести изменения в инновационные процессы на уровне компаний, региональных или национальных инновационных систем. В конечном счете, успешные кросс-инновации зависят от сетей или связей, существующих элементов и субъектов инновационной системы.

Модель кросс-индустриальных инноваций наиболее точно отвечает задачам создания межотраслевых инновационных кластеров, которые стали относительно новым направлением развития кластеров, то есть форм объединения в одну инновационную групп креативных и традиционных отраслей экономики по межотраслевому принципу. У этого принципа кросс-инновационного сотрудничества есть целый ряд преимуществ.

Во-первых, межотраслевые инновационные кластеры используют систему распространения знаний и технологий на основе кросс-связей.

Во-вторых, предприятия в кластере имеют существенные конкурентные преимущества в виде специализации, которая позволяет минимизировать затраты на внедрение инноваций. Можно сказать, что кластеры межсекторальны по своей природе. Их развитие требует постоянного перетока и обмена внутри кластера между образующими его экономическими субъектами.

Значительный вес в кросс-инновационном проекте имеет подготовительная стадия процесса. Она требует значительного внимания и ресурсов и имеет решающее значение для успеха инновационных инициатив, вне зависимости от сферы деятельности.

По данным European Cluster Trends Report, начиная с 2014 г. наблюдается существенный рост кросс-индустриальных инноваций. Европейские исследователи отмечают возможности развития кластеров новых отраслей на основе межотраслевых потоков инноваций. Анализ строился на статистических данных о поглощениях, слияниях, создания совместных предприятий, альянсов и консорциумов, а также регистрация патентов в сфере кросс-инноваций. На основе полученных и обработанных данных были выделены десять областей экономики, которые демонстрируют значительный рост, фундаментом которого выступает кросс-инновационное сотрудничество. Именно эти десять областей, начиная с 2014 г. и по настоящее время, формируют основу кросс-инновационных кластеров как локомотива развития постиндустриальной экономики.

Показательным примером успешной интеграции в кросс-инновационных процессах традиционных и креативных индустрий служит такая отрасль экономики, как производство упаковочных материалов. Это традиционная производственная сфера, существующая не одну сотню лет, с достаточно зрелыми и консервативными технологиями. Отрасль включает в себя производителей бумажной упаковки, картона, ламинированных контейнеров, бумаги, волокна на основе коробки, сумки и оберточной бумаги, а также производителей металла, стекла или пластиковых контейнеров и упаковки.

Благодаря кросс-инновационному сотрудничеству с креативными индустриями, эта традиционная отрасль на протяжении всех последних лет демонстрирует устойчивый рост, несмотря на неблагоприятные внешние факторы, например пандемию [1], [3].

Суть кросс-инновационного сотрудничества в данной сфере заключается в активном внедрении в производственный процесс новых технологических решений в части технологий и материалов, разработанных в области креативных индустрий. Эффектом от этого сотрудничества становится значительное уменьшение затрат на рабочую силу, повышение производительности труда и объемов выпускаемой продукции, ее привязанность к экологическим вызовам современности (в частности, появление на рынке упаковочных материалов экологически безопасных продуктов), ростом инвестиций крупных производителей продуктов питания и товаров широкого потребления: Procter & Gamble, Unilever, Danone и крупных супермаркетов Tesco и Carrefour [4].

Интересен опыт кросс-инновационного сотрудничества традиционных и креативных отраслей в России. В качестве примера можно привести опыт новгородской фабрики по производству упаковочных материалов «Амкор Ренч Новгород». С 2010 г. это предприятие стало центром восточноевропейского кросс-инновационного кластера производства упаковки для табачной промышленности, и произошло это за счет активного привлечения к технологическим процессам кросс-инновационных технологий. ТНК Amcor, имевшая 223 предприятия в 33 странах мира, задалась целью освоить российский рынок табачной продукции. За несколько лет предприятие превратилось в крупнейшего в Европе производителя табачной упаковки в высоком ценовом сегменте, владеющим почти 40%-ной долей рынка. В 2010 г. ТНК Amcor выкупила у австралийско-британского концерна Rio Tinto упаковочный бизнес Alcan Packaging, объединяющий 80 фабрик по всему миру. В результате слияния фабрика получила новое название — Amcor Tobacco Packaging Novgorod — и статус центра компетенций для упаковочных фабрик в Петербурге (Россия) и Алматы (Казахстан). Благодаря этому, провинциальный российский город Новгород стал не только центром восточноевропейского кластера концерна Amcor, но и кросс-инновационным технологическим центром [1].

В качестве еще одного примера продуктивного сотрудничества традиционных и кросс-инновационных индустрий можно привести кросс-инновационный кластер по производству обуви в итальянском округе Монтебеллуна. Кластер Монтебеллуна в Венеции объединил 428 компаний. Это мировой дилер в производстве спортивной обуви для технических видов спорта (мото-, велоспорт), лыжных ботинок. Монтебеллуна — округ, который постепенно получил звание «столицы снежной индустрии», притом, что климатические и географические условия дисклокации его головных предприятий не располагают к такого рода производственной деятельности. Скорее, что в Венеции, если мыслить в категориях логики традиционных отраслей, было бы гораздо проще специализироваться на выпуске лодок, катеров и прочих плавательных принадлежностей, и инвентаря. Однако в этом и заключается уникальность и эффективность кросс-инновационного сотрудничества: благодаря ему производство больше не привязано к пространственно-географической локализации и не определяется в той степени, как это было ранее, соображениями среды и запросов регионального рынка.

Благодаря кросс-инновационному сотрудничеству округ Монтебеллуна стал центром кросс-инновационного кластера, основанного на интеграции традиционных производств и креативных индустрий, что, во-первых, позволило объединить в единые технологические цепочки предприятия из разных сфер промышленности и технологии, а во-вторых, опираясь на кросс-инновационные модели технологического сотрудничества, многократно увеличить качество и количества выпускаемой продукции, а также повысить ее рыночную стоимость и узнаваемость, за счет активного внедрения интеллектуальных моделей товаров креативной индустрии. Монтебеллуна — еще одна крупная агломерация, где объединена большая часть мирового производства обуви для горных восхождений, мотоциклетной обуви, роликовых коньков, футбольной обуви, лыжного и велосипедного спорта, тенниса, баскетбола и обуви для ходьбы по пересеченной местности. Основной принцип формирования этой агломерации — это принцип кросс-инновационного взаимодействия межсекторных и межотраслевых производств с привлечением, на правах равноправного технологического партнера, организаций креативных индустрий.

Суть кросс-инновационного сотрудничества на примере этого кластера заключается в следующем: основу кластера составляет межсекторное взаимодействие дизайнерских компаний, относящихся к сфере креативной индустрии и фирм, занимающихся производством обуви. Вокруг этой оси формируются группы производителей аксессуаров и поставщиков оборудования для производства, которые встроены в общую технологическую цепочку. При этом производители, также как поставщики, интегрированы вместе с крупными локальными компаниями («Tecnica», «Nordica и Braxia») и с мировыми компаниями («Nike», «HTM»). По состоянию на 2020 г. кросс-инновационный кластер спортивной обуви Монтебеллуны включал в себя более 386 фирм, на которых в общей сложности работало около 7,6 тыс. наемных рабочих. Стоит отметить, что в режиме тесного технологического и инфраструктурного взаимодействия с центральными предприятиями кластера сотрудничают производители обуви для активного отдыха, а также производители спортивной одежды, дизайнеры.

Еще одним примером успешного кросс-инновационного сотрудничества можно считать голландский кластер цветочной индустрии. Он представляет собой сочетание кросс-индустриальных технологий и межрегиональных связей, которые максимально эффективно используются для выращивания продукции, которая в обычном, традиционном режиме ее производства в климатических и географических условиях Голландии была бы попросту невозможна. Успех этого кластера во многом определяется межрегиональной интеграцией производителей и крупными инвестициями в развитие инженерной и логистической инфраструктур, которые, особенно в части модели построения транспортных и логистических схем, являются продуктом деятельности креативных-инновационных предприятий.

Однако роль креативных индустрий необычайно возросла, а модель кросс-инновационного сотрудничества стала особенно востребованной в цветочной индустрии Голландии, насчитывающей не одну сотню лет после того, как эта отрасль голландской экономики столкнулась с экологическими вызовами и ограничениями. В частности, речь шла о необходимости пересмотра традиционных технологий выращивания цветов, которые после изобретения органических удобрений активно использовали химические удобрения и пестициды. Цветочному рынку был нанесен серьезный удар из-за падения спроса на продукцию, который, в первую очередь, был вызван критикой голландских компаний, использующих экологически вредные средства при ее производстве. Необходимо было искать решение данной проблемы, и оно было найдено в рамках модели кросс-инновационного развития, основывающейся на межотраслевом, мультидисциплинарном и межсекторным технологическом взаимодействии. Результатом реализации этой модели в цветочном секторе экономики Голландии стало создание технологий выращивания цветов с минимальным использованием химических удобрений и прочих вредных экологических производств. Например, была разработана технология выращивания цветов в экологически безопасной минеральной вате и воде, что не только минимизировало потребность в химических удобрениях, но и существенно повысило качество выпускаемой продукции. В результате начался бурный рост цветочной индустрии страны, который, помимо прочего, привел к тому, что Голландия стала одним из мировых лидеров логистических операций, поскольку скорость доставки и технологии, применяемые для сохранности конечного продукта при перевозках на большие расстояния технологии цветочного бизнеса, за счет инженерных и логистических решений оказались востребованы и в других отраслях производственной и потребительской сфер. Особенно востребованными оказались адаптация, разнообразие транспортных средств и дизайн транспортировочной упаковки.

Кроме того, одним из факторов успеха голландского кросс-инновационного цветочного кластера можно считать успешное и активное использование цветочной промышленностью страны технологий других областей, к числу которых относятся энергии. Использование новых энергосберегающих технологий цветочным бизнесом страны привело к появлению революционного для этого бизнеса решения в части обустройства теплиц. Если традиционная технология изготовления теплиц предполагала сохранность всего лишь 4 % накопленной энергии в ее дальнейшем использовании, а остальные 96 % составляли потери, то современные технологии позволяют накапливать эту ранее потерянную энергию в земле с целью ее дальнейшего использования для обогрева не только растений, но и находящихся поблизости домов.

Одним из бурно развивающихся направлений рынка креативных и кросс-инновационных индустрий считается так называемая экономика впечатлений. Авторами этого термина и направления являются Б. Джозеф Пайн II и Джеймс Гилмор. С их точки зрения, развитие постиндустриального информационного общества привело к формированию принципиального нового типа предложения, который разительно отличается от традиционных предложений товаров и услуг, поскольку речь идет о впечатлениях. Согласно теории ученых, «впечатления представляют собой уже существующий, но еще малоизученный вид экономического предложения. Отделение впечатлений от услуг в деятельности компании открывает перед ней невероятные возможности для экономического роста, как в свое время признание услуг отдельным предложением привело к появлению нового типа экономики на фоне приходящей в упадок промышленной базы» [5].

Другими словами, в условиях быстро меняющейся среды, реальности, в которой границы между собственно реальным виртуальным стираются, когда, если смотреть на ситуацию с философской точки зрения, человек остро начинает ощущать всю стремительную быстротечность жизни, главной ценностью для него становится не конкретная материальная вещь, не услуга, которая облегчает ему жизнь или освобождает время, а впечатление. Впечатление — это переживаемый яркий опыт, ощущение наполненности момента жизни, который уникален и неповторим. Ценность этого момента (не самого по себе, как единицы времени, а опыта его проживания во всей яркости и полноте) становится главным товаром. «Впечатления — это четвертое экономическое предложение, которое так же разительно отличается от услуг, как услуги от товаров... Впечатления всегда были рядом, но потребители, предприниматели и экономисты относили их к сектору услуг наравне с химчистками, автомастерскими, телефонными станциями и оптовой торговлей. Но когда он покупает впечатление, он платит за незабываемые минуты своей жизни, то есть за собственные чувства и ощущения» [5].

Экономика впечатлений — сфера креативных технологий, и когда мы говорим о предложении впечатлений, то, прежде всего, речь идет о компьютерных технологиях, технологиях дополненной реальности, играх, видео хостингах и пр. Однако бурный рост этой отрасли экономики на фоне всеобщей глобализации и цифровизации привел к формированию большого количества кросс-инновационных кластеров в самых разных производственных отраслях, включая те, которые не имеют прямого отношения к компьютерным технологиям и интернету. Основой этого кросс-инновационного сотрудничества креативных и традиционных отраслей стала необходимость учитывать в качестве приоритета форму подачи своего продукта и создания специально организованной атмосферы совершения покупки. При этом ценность и потребительские свойства продукта сами по себе, которые еще несколько десятилетий назвали бы главным, а зачастую и единственным мерилом его рыночной стоимости, в современных условиях отодвигаются на второй план.

Продукт сам по себе имеет вторичное значение, первичным становится то впечатление, которое продукт может создать. Это происходит через обращение к эмоциям, чувствам покупателей, особенностям его менталитета, культурной среды, и речь идет не только о рекламе. Речь идет о создании принципиально нового канала коммуникации с продавцом (производителем), в котором ценность продукта определяется качеством канала его доставки конечному потребителю.

Очевидно, что речь идет о тесном технологическом взаимодействии производителей традиционных отраслей с инновационными креативными индустриями, причем речь идет не только о веб-дизайнерах или компьютерных инженерах. Речь идёт о практической реализации того самого мультидисциплинарного подхода, который выступает методологической основой кросс-культурных инноваций. Это предполагает привлечение специалистов и знаний не только из областей экономики и маркетинга, но и из областей философии, социологии, культурологии и других сфер гуманитарного знания, включая технологические процессы, которые, казалось бы, совершенно с этим гуманитарным знанием не связаны.

Другим перспективным направлением развития кросс-инновационного сотрудничества креативных и традиционных отраслей экономики являются отрасли «голубого роста» Этим термином называют те отрасли экономики и производства, которые связаны с освоением ресурсов океанов и морей. Это одна из областей, где отмечается один из самых высоких уровней кросс-инновационных связей и межотраслевого взаимодействия. Поскольку более 70% поверхности Земли занимает вода, виды деятельности, связанные с использованием ресурсов морей и океанов, рассматриваются как драйверы инноваций для европейской и мировой экономики и социальной сферы. Например, перспективным направлением развития отраслей голубой сферы являются технологии опреснения морской воды и поиск возможностей ее использования в сельском хозяйстве. Учитывая, что проблема сокращения запасов пресной воды имеет не только экономическое, но и глобальное социально-экономическое значение, эффект кросс-инновационного сотрудничества в этой сфере имеет глобальное значение.

Направлением развития сектора голубого роста также является разработка технологии использования энергии приливов и ветров, что в условиях роста энергопотребления занимает приоритет в глобальном развитии большинства стран. В секторе «голубого роста» на базе перекрестных связей создаются возможности для роста таких направлений, как фармацевтика/косметика, экологические технологии, производство биотоплива, чистая органика, автоматизация судов и платформ, дата-центры, слежение в режиме реального времени. В целом «голубая экономика» в Европе обеспечивает около 5,4 млн рабочих мест и создает 500 млрд евро валовой добавленной стоимости в год. Ожидается, что в ближайшие годы в этом секторе будет задействовано до 7 млн человек. Развитие отраслей «голубой экономики» является частью европейской программы Горизонт-2020. В 2014–2015 гг. на отрасли «голубого роста» было израсходовано 145 млн евро. Следует отметить, что программа Горизонт-2020 является, по сути, кросс-тематической [6].

Еще одно направление развития кросс-инновационных связей — это биофармацевтика. В результате межотраслевого инновационного взаимодействие появляются новые отрасли и направления, которые содержат в себе значительный технологический и социальный потенциалы. Речь идет, например, о таких перспективных направлениях, как наномедицина, персонализированная медицина, фармакоинформатика. В этой отрасли уже сформировано несколько мощных кросс-инновационных кластеров, таких, как, например, швейцарский фармацевтический кластер, который объединяет не только крупные мировые концерны вроде «Novartis», «Roche», «Syngenta», но и также небольшие предприятия [7].

Кроме того, крупным кросс-инновационным кластером является французская биотехнологическая агломерация Франции Genopole (г. Иври), которая специализируется на геномных и постгеномных исследованиях, биотерапии, биофизике, биохимии, биофармацевтике и биоматематие. В Генополе работают 900 научных сотрудников и 400 преподавателей в университете. Этот технополис также известен тем, что именно здесь осуществляются научные исследования по расшифровке генома человека. Кроме того, здесь находится Национальный центр секвенирования и генотипирования, который является единственным во Франции учреждением, которое участвует в программе «Геном человека». В этом кластере-технополисе на площади 87 тыс. кв. м находятся 20 академических научных лабораторий, 67 биотехнологических компаний. Годовой бюджет этого биотехнологического медицинского кластера составляет порядка 15 млн евро в год.

Развитие кросс-инновационной индустрии на основе принципов межсекторного взаимодействия происходит и в других странах Европы, прежде всего, в Германии. Так, в этой стране уже создано более 370 кросс-инновационных кластеров, которые осуществляют свою деятельность, в первую очередь, на региональном (земельном) уровне. Одним из лидеров кросс-инновационного кластерного развития является Лейпцигский экономический региона, в котором бурное развитие переживают такие кластеры инновационной экономики, как логистика и сфера услуг; автомобилестроение и производство комплектующих; индустрия здравоохранения и биотехнологии; энергетика и экотехнологии; СМИ и креативные индустрии [8].

Перспективным представляется развитие кросс-инновационных и кросс-секторных взаимодействий между традиционными отраслями и креативными индустриями в ситуации пандемии. В настоящий момент в мире людям необходимы инструменты, помогающие раскрывать и наращивать собственный потенциал. Растущий интерес к самостоятельному менеджменту собственного здоровья и благополучия проявляет себя в возникновении новых мобильных приложений, способствующих совмещению личной креативности с личным здоровьем и благополучием. Интересным примером кросс-секторного сотрудничества медицины и творческих индустрий является трехлетний опыт работы Бюро культурных инноваций организации «Стартап Мангейм» в Германии [9]. Процесс начался с проведения круглых столов с участием университетской клиники, инженеров-разработчиков и художников, и творческих профессионалов, направленных на обсуждение и исследование плодотворных и значимых способов сотрудничества. В результате начали успешно развиваться оба проекта.

Еще один пример деятельности на пересечении сферы искусства и здравоохранения, не являющейся арт-терапией, это проект Международных красных носов (Red Noses International). Он интересен как сам по себе, так и в качестве демонстрации проблем, с которыми зачастую сталкиваются организаторы кросс-секторных проектов. Возникший в Вене, но реализовавшийся в сотрудничестве с партнерским организациями в Литве и Финляндии, проект погрузился в миры различных людей, посредством профессиональных творческих практик. Будучи успешным проектом, включенным в программу «Креативная Европа», проект столкнулся с проблемами его восприятия и категоризации. В социальном секторе и сфере здравоохранения, его расценивают как «художественный проект», а в культурных сферах его маркируют как «социальный проект». Это проблема узкой категоризации деятельности, представляющей непонимание сути настоящей кросс-секторной деятельности. На практике она влечет за собой негативные последствия, заключающиеся в том, что таким проектам очень трудно получить финансирование. Они рассматриваются как нечто, выходящее за пределы обоих (или нескольких) секторов, что является сдерживающим фактором с точки зрения попыток стимулирования кросс-секторных инициатив [10].

При этом важно отметить, что ведущую роль в растущих кластерах инновационной экономики играет именно кросс-инновационная модель взаимодействия креативных и традиционных экономических отраслей. Можно выделить несколько очевидных преимуществ взаимодействия традиционной промышленности и экономики с креативными инновационными индустриями. Во-первых, это зачастую радикальные инновации, приводящие к появлению новых отраслей. Во-вторых, как правило, речь идет об инновациях с минимальными рисками, поскольку опыт их применения в других отраслях уже имеется. В-третьих, такие инновации эффективны, так как уже имеются доступные решения, и выход на рынок может быть сокращен. В-четвертых, передача решений между различными отраслями, как правило, позволяет избегать конфликтов из-за доли рынка и пр., тем самым появляется возможность не только существенно увеличить доход в результате диверсификации, но и совершить технологические прорывы на рынке технологий и производства товаров и услуг.

В рамках кросс-инновационных проектов компании разных отраслей открываются для совместной работы над идеями инновационных продуктов, услуг или процессов. Сложность и быстрота рынка, глобальная конкуренция и экономические изменения через оцифровку делают компании все более актуальными для получения предложений новым способом через изменение перспективы и динамические процессы в межотраслевой работе. При этом компании могут решать собственные проблемы, а также вместе приходить к совершенно новым результатам. Кроме того, новые стартапы, спин-офф и покупка стартапов могут стать благоприятной перспективой для дальнейшего развития.

«Нестандартный взгляд» на собственную компанию и отрасль таит в себе разнообразный потенциал для нового и укрепляет инновационную силу всех участвующих компаний. Разработка инноваций с помощью синергии теперь стала гораздо более успешной, чем работа в закрытых ведомственных или корпоративных процессах для защиты идей и разработок.

При реализации кросс-инноваций подходы из креативных индустрий приносятся в сферу традиционных видов экономической деятельности, за счет чего и осуществляется создание нового продукта. Эта концепция становится все более важным стратегическим инструментом во многих компаниях. Причины этого очевидны: во-первых, зрелые сферы бизнеса, товарные группы и рынки без большого потенциала роста отвечают разрушительным изменениям; во-вторых, программно-ориентированные бизнес-модели влияют на сложившиеся отраслевые структуры; наконец, ожидания и потребности клиентов, которые сами достаточно часто находятся под давлением инноваций, изменились.

Это приводит к тому, что кросс-инновации в традиционном понимании — а именно в рамках существующих отраслевых границ — становятся менее эффективными. Потенциал совершенствования продукции и снижения затрат в большинстве случаев уже исчерпан. Учитывая растущую сложность и взаимозависимость всей организационной и социальной среды, клиенты ищут не только лучшее, но и простое решение. Но именно с этим направлением мысли сталкиваются предприятия с традиционной культурой инноваций, состоящей в постоянном совершенствовании продукции. Взгляд за пределы собственной отрасли становится все более значительным; кросс-инновации могут способствовать росту [1], [11], [12].

Заключение

Таким образом, в основе появления модели кросс-инноваций лежит объективный процесс усиления мультидисциплинарной природы знаний и технологий, проникновения традиционных, зрелых технологий на новые рынки в новом качестве, усложнения этических и социальных проблем в ходе усиления влияния новых технологий. Под кросс-инновациями подразумевается межотраслевая инновационная деятельность компаний из различных отраслей экономики с креативной индустрией. В результате анализа опыта реализации принципов кросс-инноваций в зарубежных странах и отдельных компаниях можно заключить, что преимущества реализации моделей кросс-инноваций представлены в виде появления радикальных инноваций и новых отраслей, уменьшения числа рисков, снижения конфликтов из-за доли рынка и др. В свою очередь, креативные кластеры являются важными движущими силами креативной экономики, поскольку способствуют сотрудничеству, инновациям и оживлению экономической активности, а также вносят вклад в культурную и социальную структуру той или иной территории.


References:

Alzhanova F.G., Lashkareva O.V. (2017). Model kross-industrialnyh innovatsiy v razvitii klasterov: mirovaya praktika [The model of cross - industrial innovation in the development of clusters: international practice]. Vestnik Karagandinskogo universiteta. Seriya: Ekonomika. 86 (2). 112-122. (in Russian).

Clowndoctors InternationalRed noses. Retrieved June 29, 2021, from http://www.rednoses.eu

Creative Europe’s Cultural & Creative Sectors’ Guarantee Facility. Improving access to finance for cultural & creative initiativesEuropean Commission. Retrieved June 20, 2021, from https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1525096559278&uri=COM:2018:248:FIN

Echterhoff N., Amshoff B., Gausemeier J. (2017). Cross-Industry Innovations – Systematic Identification and Adaptation World Academy of Science, Engineering and Technology. 4 (7).

Kazakova M.V. (2022). Evropeyskiy opyt prodvizheniya kross-innovatsionnyh proektov kak vazhneyshego napravleniya razvitiya tvorcheskikh industriy [European experience in promoting cross-innovation projects as the most important direction of creative industry development]. Russian Journal of Innovation Economics. 12 (3). 1923-1940. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.12.3.115063.

Kazakova M.V. (2022). Luchshie praktiki realizatsii kross-innovatsionnyh proektov v sfere tvorcheskikh industriy: tekushchie tendentsii i vyzovy [Best practices in implementing cross-innovative projects in the creative industries: current trends and challenges]. Creative economy. 16 (8). 3063-3086. (in Russian). doi: 10.18334/ce.16.8.115064.

Khestanov R. (2018). Kreativnye industrii — modeli razvitiya [Creative industries - models of development]. Sotsiologicheskoe obozrenie. 3 (17). 173-196. (in Russian). doi: 10.17323/1728-192X-2018-3-173-196.

Payn II B.D., Gilmor D.X. (2005). Ekonomika vpechatleniy: Rabota – eto teatr, a kazhdyy biznes – stsena [The economy of impressions: Work is a theater, and every business is a stage] Moscow: Vilyams. (in Russian).

The Createch Report 2021. Mapping the intersection of technology and creativity. Part 1 Investment // Technation.io. Commissioned by the Creative Industries Council (CIC) in association with Digital Catapult and Moore Kingston SmithTechNation. Retrieved June 10, 2021, from https://technation.io/the-createch-report-2021/#uk-overview

Tobias H. (2015). Cross-Industry Innovation Processes: Strategic Implications for Telecommunication Companies Berlin: Springer Gabler, Wiesbaden.

Zelentsova E., Melvil E. Creative Industries. Russian ProfileCreative Compass Project Publication. Institute for Russia and Eastern Europe. Retrieved May 29, 2021, from http://creativeindustries.ru/uploads/userfiles/file/Creative%20Industries_Russian%20Profile.pdf

Страница обновлена: 12.04.2025 в 03:01:06