Межпоколенческий менеджмент на предприятии: стратегия интеграции и инструменты управления для разновозрастных коллективов

Негашев Л.В.1, Жабин А.П.1
1 Самарский государственный экономический университет

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 6 (Июнь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Статья посвящена особенностям управления разновозрастными коллективами на уровне предприятий в условиях цифровой трансформации. Исследование охватывает пять поколений работников: бэби-бумеров (1946–1964), поколение X (1965–1980), миллениалов (1981–1996), зумеров (1995–2012) и представителей поколения альфа (2012–2024). В работе систематизированы ключевые характеристики каждой возрастной группы, определены их ценностные ориентиры. Представлена модель управления возрастным разнообразием, которая позволяет трансформировать потенциальные межпоколенческие группы в стратегический ресурс развития компании. Стратегия интеграции и инструменты управления основаны на принципе синергетического взаимодействия между поколениями, где профессиональный опыт и институциональная память старших сотрудников эффективно сочетаются с технологической грамотностью и инновационным мышлением молодых специалистов. Ключевым элементом предлагаемого подхода является создание интегрированной системы управления персоналом, включающей дифференцированную стратегию, адаптированную под ценностные ориентации каждого поколения, а также механизмы кросс-поколенческого знания, такие как программы взаимного наставничества и смешанные проектные команды. В долгосрочной перспективе такой подход обеспечит устойчивость бизнеса за счет сбалансированного сочетания проверенных методов работы и готовности к технологическим изменениям, что особенно важно в условиях цифровой трансформации и динамично меняющейся рыночной среды.

Ключевые слова: межпоколенческий менеджмент, управление персоналом, кросс-поколенческое взаимодействие, синергия поколений как конкурентное преимущество, устойчивое развитие предприятий

JEL-классификация: M10, M12, M19



Введение

Актуальность темы. Современные предприятия сталкиваются с необходимостью управления коллективами, в которых сотрудники различаются по возрасту на несколько десятилетий, что продиктовано демографическими изменениями — увеличением периода трудовой активности и поздним выходом на пенсию. Такая ситуация требует переосмысления управленческих практик, направленных на интеграцию опыта старших поколений и технологической гибкости молодых специалистов. Цифровизация усиливает разрыв в навыках: поколение Z быстро внедряет инновации, в то время как старшие сотрудники, сохраняя экспертизу, нередко отстают в освоении новых инструментов. Различия в ценностях, мотивации и коммуникации создают риски для корпоративной культуры, снижая эффективность команд. В условиях глобальной конкуренции за таланты и ускорения инноваций, компаниям важно трансформировать возрастное разнообразие в преимущество, используя его для повышения креативности, операционной гибкости и устойчивого роста. Такой подход к межпоколенческому менеджменту формирует запрос на стратегии, способные объединить многолетний опыт и цифровую адаптивность в рамках единой бизнес-модели.

Цель исследования разработка модели по эффективному управлению разновозрастным коллективом на предприятии, обеспечивающей синергетическое взаимодействие пяти поколений работников (бэби-бумеров, поколения X, миллениалов и зумеров, вместе с этим прогнозируя выход на рынок труда поколения альфа) и трансформацию межпоколенческих различий в стратегический ресурс для устойчивого развития компании.

Научная новизна исследования предложена модель трансформации межпоколенческих различий (бэби-бумеры – альфа) в стратегический ресурс, основанная на взаимодополняемости институциональной памяти старших сотрудников и цифровых компетенций молодежи, а не на их противопоставлении.

Гипотеза исследования внедрение модели трансформации межпоколенческих различий (бэби-бумеры – альфа) через интеграцию институциональной памяти старших сотрудников и цифровых компетенций молодежи, основанную на их взаимодополняемости, приведет к снижению межпоколенческих конфликтов, повышению инновационного потенциала компании, ускорению цифровой адаптации бизнес-процессов и укреплению политики устойчивого развития.

Методология исследования - основана на анализе теоретических работ в области теории поколений и управления персоналом, а также дедуктивными и индуктивными подходами, дополненными системным анализом данных.

Основная часть

Трудовые коллективы предприятий представляют собой сложную систему, в рамках которой функционируют представители разных возрастных групп: сегодня в одной организации могут работать представители четырёх поколений — от бэби-бумеров до зумеров. Такой разброс профессиональных навыков, ценностей и методов работы создает как новые возможности, так и серьезные управленческие вызовы. Цифровая трансформация рынка труда и ускорение технологических изменений требуют от компаний пересмотра традиционных подходов к управлению персоналом. Межпоколенческий менеджмент становится ключевым элементом кадровой стратегии, поскольку позволяет не только минимизировать потенциальные конфликты, но и превратить различия между поколениями в конкурентное преимущество. Эффективное управление разновозрастными коллективами предполагает интеграцию профессионального опыта старших сотрудников с цифровой грамотностью и адаптивностью молодых специалистов. Однако существующие HR-практики зачастую не учитывают глубинные различия в мотивации, коммуникации и трудовых ценностях разных поколений. В данной статье рассматривается стратегия интеграции и инструменты управления, направленные на создание синергии в разновозрастных коллективах. Особое внимание уделяется системному подходу, включающему дифференцированные методы и инструменты управления, программы кросс-поколенческого наставничества и формирование смешанных проектных команд.

Концепция возрастных поколений постепенно трансформировалась в глобальный социокультурный феномен, став распространённым инструментом для идентификации возрастных групп с уникальными характеристиками. Основы этой теории были заложены американскими учёными: экономистом-демографом Нилом Хоув и историком Вильямом Штраусом, которые в 1991 году в труде: «Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069» [1] предложили цикличную модель исторического развития. Анализ четырёх столетий показывает, что поколенческие группы, формирующиеся под влиянием общих исторических событий и социальных условий, наследуют схожие ценности и модели поведения: «В любую эпоху наиболее яркой тенденцией является не столько постепенное возникновение новой формы культурного наследия, сколько стремительное угасание старой. Когда старшее поколение, ответственное за сохранение традиций, уходит, молодые, привыкшие полагаться на их опыт, сталкиваются с кризисом преемственности, общество, словно стол с выдернутой ножкой, теряет равновесие из-за резкого исчезновения устоявшихся элементов, порождая дисбаланс и перекос в культурной динамике» [1, стр. 372].

По мнению Нила Хоув и Вильяма Штрауса, общество развивается циклически, а люди, рожденные в определенные периоды, обладают схожими типами мышления и ценностями [1]. Каждые 80–100 лет общество проходит четыре этапа (подъём, пробуждение, спад, кризис), формируя поколенческие ценности. Смена поколений происходит каждые 20 лет, и на людей одного поколения оказывают влияние одни и те же исторические события и социальные тенденции, которые формируют схожие модели поведения и общие убеждения.

Авторы выделили следующие поколения в контексте истории США, указав их годы рождения на момент публикации работы (1991 год):

1. Бэби-бумеры (Baby Boomers) ≈ 1943–1960 г. р.

2. Поколение X (13-е поколение) ≈ 1961–1981 г. р.

3. Поколение Миллениалов (Millennials, или Y) ≈ 1982–2000 г. р.

Н. Хоув и В. Штраус не использовали в своей работе термин «поколение Z», однако c развитием цифровых технологий классическая теория поколений, потребовала адаптации к новым реалиям, не только как к хронологии исторических фактов, но и с точки зрения потребностей управленческих решений для бизнеса и HR. Дэвид Стиллман, автор книги «Поколение Z на работе. Как его понять и найти с ним общий язык» [2], определяет «поколение Z» как людей, родившихся в 1995–2012 годах, указывая на тот факт, что цифровые технологии служат для них не просто инструментом, а основой повседневной жизни.

Продолжил теорию поколений, предложив термин «Поколение Альфа» в одноимённой книге [3] австралийский демограф и социальный исследователь Марк МакКриндл, который определяет данное поколение, как рождённое между 2010 и 2024 годами, — первое в истории, чьё детство и взросление полностью погружено в эпоху цифрового хаоса. По мнению автора, «альфа» растет среди беспрецедентных темпов технологических изменений, лавины информации, где границы между фактами, манипуляциями и откровенной ложью растворяются в бесконечном пролистывании соцсетей, алгоритмах и мгновенных новостях.

Говоря о российской практике исследований теории поколений, стоит отметить вклад российского учёного, доктора экономических наук, профессора — Вадима Валерьевича Радаева, чья статья «Раскол поколения миллениалов: историческое и эмпирическое обоснование» [4] углубляет понимание поколенческой динамики в условиях социальных трансформаций XXI века. Радаев исследует социальный разрыв [5], вызванный сменой поколений в современной России, с особым вниманием к миллениалам (родившимся в 1985–2000 гг.) [6,7,8]. Автор строит оригинальную классификацию российских поколений, указанных в таблице 2, опираясь не только на исторический контекст, но и на эмпирические данные Российского мониторинга НИУ ВШЭ (1994–2018 гг.), что позволяет выявить устойчивые различия между поколениями.

Таблица 2. Классификация российских поколений по В.В Радаеву

Источник: составлено авторами на основе исследования [4, c 32–33]

Поколение
Период рождения
Период взросления
Характеристика
Мобилизационное поколение
1938 и ранее
1941–1955
Самое старшее «мобилизационное» поколение взрослело в период войны и послевоенного восстановительного десятилетия (1941–1955 гг.)
Поколение оттепели
1939–1946
1956–1963
«Поколение оттепели» входило во взрослую жизнь в период хрущевского правления (1956–1963 гг.)
Поколение застоя
1947–1967
1964–1984
Третье поколение взрослело в годы брежневского застоя (1964–1984 гг.) и, соответственно, названо «поколением застоя»
Реформенное поколение
1968–1981
1985–1999
Четвертое поколение («реформенное») входило во взрослую жизнь в период горбачевской перестройки и последующих либеральных реформ (1985–1999 гг.)
Поколение миллениалов
1982–2000
2000–2016
Взросление пятого поколения (миллениалов) происходило в России в наиболее стабильный и относительно благополучный период – с начала нового тысячелетия
Поколение Z
2001 и позднее
2017 и позднее
Наконец, в 2000-е годы на свет появилось поколение Z, которое ныне все чаще называют зумерами и которое еще только начинает вступать в период своего взросления
По мнению В.В Радаева [4], миллениалы демонстрируют более высокую адаптацию к цифровым технологиям, склонность к откладыванию создания семьи, снижение религиозности и приверженность здоровому образу жизни. Радаев подчёркивает двойственную роль этого поколения: в одних сферах они ускоряют существующие тренды (например, в потреблении цифровых услуг), в других — становятся агентами перелома (например, в трудовых установках). Особый интерес представляет «раскол» миллениалов, где анализируется внутренняя дифференциация поколения по уровню образования, дохода и ценностным ориентациям. Данный аспект дополняет исследование теории поколений тем, что даже в рамках одного поколения социально-исторические условия могут формировать неоднородные группы с противоречивыми траекториями.

Основные выводы исследований по теории поколений, её эволюции и ключевым характеристикам систематизированы в таблице 3.

Таблица 3. Теория поколений: «эволюция концепции и основные характеристики»

Источник: составлено авторами на основе исследований [1,2,3,4]

Автор(ы)
Концепция/
Труд
Ключевые поколения (годы рождения)
Характеристика
Основной вклад
Нил Хоув, Вильям Штраус [1] (США)
«Generations:The History of America's Future, 1584–2069»
Бэби-бумеры (1943–1960)
Трудолюбивы, лояльны, ценят стабильность, консервативны
Заложили основу теории поколений, ввели цикличную модель (4 фазы по 20–25 лет). Показали, что ценности формируются под влиянием исторических событий
Поколение X (1961–1981)
Прагматичны, самостоятель-ны, скептичны, ищут баланс между работой и жизнью
В.В. Радаев [4] (Россия)
«Раскол поколения миллениалов»
Миллениалы (1982–2000)
Ценят самореализа-цию, гибкость, откладывают семью и период взросления
Выявил внутреннюю неоднородность поколений на примере миллениалов (раскол по доходам, образованию)
Дэвид Стиллман [2] (США)
«Поколение Z на работе» (2017)
Поколение Z (1995–2012)
Индивидуалис-ты, активисты, короткое внимание, живут в соцсетях
Дополнил теорию поколением Z, акцентировав его цифровую нативность и прагматизм
Марк МакКриндл [3] (Австралия)
«Поколение Альфа» (2020)
Поколение Альфа (2010–2024)
Поколение AI и VR, экология и цифровая идентичность
Ввел термин «альфа», описал первое поколение, рожденное в эпоху AI и соцсетей
Резюмируя труды о теории поколений, можно сделать вывод о том, что каждое поколение неоднородно по своим признакам и может формировать свои ценности под влиянием исторических, экономических и технологических изменений. От данных установок будет определяться то, что для следующих поколений станет важным в жизни, работе и обществе, а также каким образом будут устанавливаться дальнейшие мотиваторы.

В области исследований управления разновозрастным коллективом стоит отметить статью доктора экономических наук Ларисы Анатольевны Сиволап и кандидата экономических наук Лилии Валерьевны Шиковой, посвящённую теме: «Управление персоналом с учётом теории поколений» [9]. Статья направлена на адаптацию подходов к мотивации, обучению и развитию сотрудников в зависимости от их возрастной группы, выделены основные группы, их ценности для компании, сильные и слабые стороны и мотиваторы. Основные поколения, рассмотренные в работе авторами представлены в таблице 4.

Таблица 4. Классификация поколений по Сиволап Л. А., Шикова Л. В.

Источник: составлено авторами на основе исследований [9, с 158–161]

Поколение
Годы рождения
Характеристики
Беби-бумеры
1944–1963
Ценят стабильность, командную работу, опыт; мотивируются личным ростом и инновационными задачами
Поколение X
1964–1984
Прагматичны, стремятся к карьерному росту; требуют чётких целей и материальной мотивации
Поколение Y
1985–2002
Адаптивны, креативны, ценят гибкость и признание; предпочитают короткие задачи и неформальный стиль работы
Поколение Z
2003–2023
Цифровые нативы, прагматичны, нуждаются в визуализации информации, гибком графике и развитии личного бренда
На основе анализа статистических данных о распределении поколенческих групп в российской популяции учёными были сделаны следующие выводы: «самая большая доля у поколения Y (~41,7%), далее идёт поколение Z (32,8%), далее идут поколение X (29,2%), беби-бумеры (29%) и молчаливое поколение (13,7%). К 2028 г. полностью выйдут из состава трудоспособного населения мужчины (представители генерации беби-бумеров). Женщины – на 4 года раньше, уже в 2024 г. они не войдут в официальную статистику. В то же время поколение, которое ещё не родилось (Альфа), станет полноценными участниками рынка труда лишь к 2032 г. » [10].

Отдельно стоит отметить сильные и слабые стороны поколений в рабочих процессах и ценности для компании, разработанные авторами и указанные в таблице 5.

Таблица 5. Классификация слабых и сильных сторон, а также ценность представителей поколений для компании по Сиволап Л. А., Шикова Л. В.

Источник: составлено авторами на основе исследований [9, с 158–161]

Поколение
Слабые стороны
Сильные стороны
Ценность для компании
Беби-бумеры
Трудности с адаптацией к новым условиям и излишняя сосредоточенность на материальной стабильности как приоритете
Высокая командная эффективность и безоговорочная лояльность как к выполняемым профессиональным обязанностям, так и к организации в целом
Ориентировано на приоритет корпоративных интересов над личными, уделяя работе первостепенное значение
Активно делится знаниями с менее опытными коллегами. Отличается надежностью и исполнительностью должностных обязанностей
Поколение X
Демонстрирует зависимость от внешнего контроля и директивного руководства
Работоспособность в выполнении задач. Способность качественно эффективности выполнять рутинную работу
Демонстрируют лидерские качества и эффективные навыки управления коллективом. Их отличает четкая целеустремленность и способность сохранять продуктивность в стрессовых ситуациях
Беспокойны в отношении системы оплаты труда
Поколение Y
Предъявляет нереалистично завышенные требования к карьерному росту. Настаивают на четком разделении рабочего и личного времени, что не всегда согласуется с требованиями компаний
Способны оперативно адаптироваться к переменам. Присущ аналитический склад ума, позволяющий комплексно оценивать ситуацию
Отличаются способностью к быстрому освоению новых знаний и высокой степенью адаптивности к изменяющимся условиям. Переключаются между различными видами деятельности и совмещают выполнение разнородных профессиональных функций
Поколение Z
Способность к проявлению критической оценке информации недостаточно развита, а обработка и осмысление масштабных данных вызывает заметные сложности
Способность находить нестандартные подходы к задачам сочетается с уверенным владением современных технологий
Способны обрабатывать значительные массивы данных, демонстрируя при этом неординарный творческий подход к решению задач

Ключевые выводы исследования свидетельствуют о том, что эффективное управление персоналом должно учитывать ценностные ориентации и поведенческие особенности различных поколенческих групп. Такой подход позволяет разрабатывать оптимальные системы мотивации, адаптивные программы обучения и сбалансированные модели управления [11]. Также авторы обращают внимание на то, что на крупных предприятиях сложно осуществлять индивидуальный подход к каждому сотруднику в вопросе управления межпоколенческим коллективом: «Однако, необходимо понимать, что на больших предприятиях, корпорациях достаточно сложно осуществлять индивидуальный подход к каждому сотруднику. Здесь актуальным может стать применение теории поколений, что позволит сгруппировать сотрудников в соответствии с их ценностями, навыками и мировоззрением» [9, с 162].

Принципиальное значение имеет дифференциация методов работы: если для старших сотрудников наиболее эффективны традиционные формы офлайн-обучения, то представители молодого поколения демонстрируют лучшие результаты при использовании игрофицированных подходов и гибких организационных условий. Внедрение принципов теории поколений в HR-стратегию организации способствует минимизации межпоколенческих конфликтов, существенно повышает уровень вовлечённости персонала и в итоге усиливает конкурентные позиции компании.

Пренебрежение поколенческой спецификой неизбежно ведёт к нерациональному использованию человеческого капитала, в то время как её грамотный учёт создаёт основу для формирования слаженного коллектива с высокой производительностью труда.

Возвращаясь к концепции Нила Хоув и Уильяма Штрауса, стоит сфокусировать внимание на главной детали, которая предполагает идею о том, что уход старшего поколения, выступавшего носителем традиций, создаёт для молодёжи, зависимой от их опыта, кризис преемственности, нарушая исходную стабильность: «Общество, подобно столу, теряющему опору при удалении ножки, лишается баланса из-за резкой утраты культурных ориентиров, что порождает дисбаланс и искажения в его развитии» [1, стр. 372]. Учитывая данный фактор, модель управления межпоколенческим коллективом от которой нужно исходить компаниям, должна строиться на концепциях преемственности, устойчивого развития и взаимовыгодной среды (выиграл – выиграл), где сотрудники разных поколений мотивированы, подготовлены и чувствуют себя нужными, а организация получает максимум эффективности, комбинируя гибкий, персонализированный и системный подход, при этом оставляя ресурсы приемникам, а также соблюдая общий баланс, минуя дискриминацию.

Работы указанных исследователей предоставляют возможность применения результатов их научных трудов в разработке современной модели управления межпоколенческим коллективом, с учётом поколения «альфа». Данная модель даст возможность принимать во внимание специфику разных возрастных категорий и выстраивать продуктивные способы коммуникации в перспективе, особенно в ситуациях, когда в компании одновременно трудятся сотрудники из разных поколений с уникальными ценностями, трудовой мотивацией и стилем работы [11,12].

Концептуальные основы модели управления разновозрастным коллективом должны базироваться на трех взаимосвязанных принципах, образующих единую систему организационного развития:

1. Принцип преемственности. Предполагает создание эффективных механизмов передачи профессионального опыта между поколениями, что позволяет минимизировать потерю критически важных знаний и обеспечивает непрерывность организационного развития даже в условиях сменяемости кадрового состава [13,14]. Принцип организации преемственности с учетом пяти поколений представлен в таблице 6.

Таблица 6. Принцип организации преемственности с учетом пяти поколений (Бэби-бумеры, X, миллениалы, зумеры, альфа)

Источник: составлено авторами

Механизм
От кого
К кому
Инструменты/
Методы
Цель
Настав-ничество
Бэби-бумеры, X
Милле-ниалы, зумеры
Парное наставничество с фокусом на передачу экспертизы
Сохранение профессионального опыта, ускорение адаптации молодых кадров
Онлайн-платформы для менторства
Документи-рование знаний
Бэби-бумеры, X
Все поколе-ния
Вики-системы, видеоархивы с кейсами, внутренняя база знаний
Предотвращение утечки знаний, создание единой базы для обучения
Чат-боты с часто задаваемыми вопросами
Программы «живого опыта»
X, милле-ниалы
Зумеры, альфа
Наблюдение за работой и интерактивные тренировки
Погружение в реальные задачи, развитие практических навыков
Игрофикация процессов
Многопо-коленческие проекты
Все поколе-ния
Все поколе-ния
Решение задач с участием всех возрастных групп
Смешение опыта и инноваций, укрепление коллаборации
Команды с определённой ролью
Цифровые платформы обучения
Милле-ниалы, зумеры
Бэби-бумеры, X
Вебинары и курсы по цифровым навыкам
Повышение цифровой грамотности старших поколений
Микрообучение через мобильные приложения и приложения компании
Программы для будущих кадров
Зумеры, альфа
Органи-зация
Стажировки для подрастающих поколений
Раннее вовлечение талантов, адаптация образовательных программ
Партнерство со школами/вузами
Планиро-вание преемствен-ности
X, милле-ниалы
Зумеры, альфа
Карьерные карты с учетом конкретных и профессиональных навыков
Подготовка кадрового резерва, гибкость в управлении
Ротация между отделами и удаленная работа
Обучении и развитие команд и управлении знаниями
Бэби-бумеры
Милле-ниалы, зумеры
Собрания с историями успеха
Передача неформализованного опыта, вдохновение
Мастер-классы по решению нестандартных задач
Интеграция уникальных потребностей и сильных сторон всех пяти поколений сотрудников (бэби-бумеров, X, миллениалов, зумеров и будущих представителей альфа) формирует гармоничную экосистему преемственности. В такой системе старшие сотрудники, обладая многолетней экспертизой, осознают свою востребованность через вовлечение в наставничество и сохранение корпоративной памяти [15]. Молодые специалисты получают доступ к адаптированным под их цифровой образ жизни инструментам развития — от игрофицированного обучения до участия в многопоколенческих проектах, где они могут реализовать инновационный потенциал. Для организации такой подход становится страховкой от «кадровых разрывов»: плавная передача знаний, гибридные форматы взаимодействия и проактивная подготовка к приходу поколения «альфа» превращают возрастное разнообразие из вызова в конкурентное преимущество. В результате компания не просто минимизирует риски текучести кадров, но и формирует культуру непрерывного обмена ценностями, где опыт прошлого служит фундаментом для экспериментов будущего.

2. Принцип устойчивого развития ориентирован на формирование организационной системы, обладающей гибкостью для адаптации к внешним изменениям при сохранении баланса в использовании человеческого капитала разных возрастных групп [16,17]. Устойчивое развитие в условиях возрастного разнообразия предполагает создание целостной экосистемы, где опыт старших поколений служит фундаментом стабильности, обеспечивая преемственность знаний и минимизацию рисков, связанных с кадровой ротацией. При этом энергия и цифровые компетенции молодых сотрудников становятся катализатором инноваций, преобразуя традиционные бизнес-процессы через внедрение технологий, гибкие методы работы и нестандартные подходы. Особое внимание уделяется поколению альфа, которое уже сегодня, через образовательные программы, цифровые платформы и раннее вовлечение в корпоративные проекты, усваивает ценности компании, что позволяет формировать лояльных и подготовленных специалистов будущего. Реализация таких стратегий способствует снижению межпоколенческих конфликтов и формирует основу для долгосрочной устойчивости, где каждый возрастной сегмент вносит вклад в общие цели организации [16,17]. Принцип устойчивого развития с учетом пяти поколений представлен в таблице 7.

Таблица 7. Принцип устойчивого развития с учетом пяти поколений (Бэби-бумеры, X, миллениалы, зумеры, альфа)

Источник: составлено авторами

Механизм
От кого
К кому
Инструменты/Методы
Цель
Обратный менторинг
Зумеры, альфа
Бэби-бумеры, X
Тренинги по цифровым инструментам
Сокращение цифрового разрыва, вовлечение старших в современные технологии
Создание простых и понятных инструкций
Этика и корпора-тивная социальная ответствен-ность
Миллениалы
Все поколе-ния
Совместные инициативы по устойчивому развитию
Укрепление корпоративной культуры, повышение лояльности молодых кадров
Гибридное лидерство
Бэби-бумеры, зумеры
Все поколе-ния
Совместное руководство проектами
Баланс между традиционным управлением и разделением задач
Ротация лидерских ролей и их разделение в командах
Цифровизация для кадровой аналитики
Организация
Все поколе-ния
Анализ вовлеченности по возрастам
Оптимизация управления, прогнозирование кадровых рисков

Персонализация KPI на основе поколенческих предпочтений
Игрофика-ция карьеры
Альфа (через партнерства)
Органи-зация
Детские бизнес-симуляторы (управление виртуальной компанией)
Раннее формирование лояльности, подготовка альфа к будущим ролям

Ключевую роль играет внедрение межпоколенческих программ наставничества, которые не только укрепляют коммуникацию между сотрудниками, но и создают синергию между проверенными практиками и экспериментальными решениями. Опыт старших коллег защищает организацию от турбулентности, а цифровая адаптивность молодежи и проактивная работа с альфа-поколением обеспечивают готовность к вызовам завтрашнего дня [18]. В результате компания достигает устойчивости не через конфликт интересов, а через взаимодополняемость ресурсов каждого возраста, где различия превращаются в конкурентное преимущество [19].

3. Принцип взаимовыгодной среды «выиграл – выиграл». Направлен на создание такой рабочей среды, где достигается взаимная выгода как для сотрудников всех поколений, получающих индивидуальные мотивационные стимулы, так и для организации в целом, извлекающей максимальную пользу из комбинации разнообразных компетенций и подходов к решению задач [20,21]. Принцип взаимовыгодной среды «выиграл-выиграл» представлен в таблице 8.

Таблица 8. Принцип взаимовыгодной среды «выиграл-выиграл»

Источник: составлено авторами

Механизм
Выгода для сотрудников
Выгода для организации
Многопоколенческие команды
Реализация сильных сторон, обучение у других поколений
Синергия опыта и креатива, ускорение решения комплексных задач
Гибридные роли
Возможность развиваться в разных направлениях, избегая рутины
Оптимизация ресурсов, снижение затрат на найм узких специалистов
Цифровые «песочницы»
Самореализация, эксперименты без риска для основного процесса
Инновации «изнутри», привлечение талантов через современные форматы
Программы лояльности
Признание заслуг, мотивация делиться опытом
Сохранение корпоративной памяти, снижение риска утечки знаний
Персонализированный карьерный путь
Чувство контроля над карьерой, прозрачность возможностей
Повышение вовлеченности, снижение текучести кадров
Раннее вовлечение альфа
Интерес к компании с юного возраста, развитие навыков
Формирование кадрового резерва лояльных будущих сотрудников, усиление HR-бренда
Принцип взаимовыгодной среды должен строиться на том, что различия поколений становятся ресурсом, а не проблемой [22,23]. Организация получает инновации и стабильность, а сотрудники — условия для реализации своих уникальных запросов. Пока поколение зумеров тестируют решения в цифровой «песочнице», бумеры обучают их тонкостям переговоров, а альфа через игры впитывают ценности компании — так достигается баланс, где выигрывают все.

Реализация данной модели на практике должна начинаться с комплексного анализа и дифференциации коллектива, включающего диагностику возрастной структуры персонала и выявление слабых сторон и доминирующих сторон, потребностей и поведенческих паттернов, характерных для каждого поколения. Полученные данные позволяют разработать персонализированные механизмы мотивации и адаптации, учитывающие специфические особенности различных возрастных групп.

Особое внимание в модели уделяется механизмам преемственности знаний, включающим внедрение системы двустороннего наставничества, где происходит взаимовыгодный обмен - старшие сотрудники передают профессиональную экспертизу, а младшие делятся актуальными цифровыми навыками. Дополнительно создается комплексная система управления знаниями, состоящая из специализированных баз данных, интерактивных обучающих платформ и регулярных кросс-поколенческих сессий обмена опытом [24]. Важным элементом становится пространство для совместной работы сотрудников разных возрастов над проектами, где сочетается профессиональный опыт старших поколений с креативными подходами младших.

Формирование инклюзивной корпоративной культуры должно осуществляться через проведение специализированных тренингов, направленных на деконструкцию возрастных стереотипов и формирование взаимного уважения. Коммуникационные процессы организуются с использованием гибридных форматов, сочетающих традиционные собрания с современными цифровыми инструментами. Развитие общих корпоративных ценностей, таких как социальная ответственность и экологичность, создает объединяющую основу для сотрудников всех возрастных групп [25]. Система непрерывного обучения адаптируется под потребности различных поколений: для молодых сотрудников внедряются форматы микрообучения с краткими модулями, в то время как для старших поколений разрабатываются программы повышения цифровой грамотности. Карьерное развитие должно строиться на основе альтернативных треков, включающих как традиционный вертикальный рост, так и горизонтальное перемещение между проектами и направлениями деятельности [26].

Заключение

Оценка эффективности модели должна осуществляться через регулярный мониторинг ключевых показателей, включая индекс вовлеченности персонала с дифференциацией по возрастным группам и критериям важности переменных, коэффициенты текучести кадров среди различных поколений, а также количественные и качественные характеристики кросс-поколенческих проектов. Система регулярного сбора обратной связи через опросы и фокус-группы позволяет оперативно корректировать реализуемую стратегию. Внедрение данной модели поможет достижению значимых организационных результатов: снижению уровня конфликтности и показателей текучести кадров, повышению инновационного потенциала за счет синергетического эффекта от сочетания профессионального опыта и новых идей, что повышает привлекательность компании для талантливых специалистов всех возрастных категорий.

Таким образом, предложенная модель позволит трансформировать возрастное разнообразие из потенциального источника напряженности в устойчивое конкурентное преимущество организации, создавая систему, которая через сочетание принципов преемственности, адаптивности и взаимного обучения не только поспособствует оптимизации текущих бизнес-процессов, но и заложит основы для долгосрочного развития в условиях меняющейся демографической и социально-экономической реальности.


Источники:

1. Strauss Neil, Howe William Generations: The History of America´s Future, 1584 to 2069. - NY: HarperCollins, 1992. – 538 p.
2. Стиллман Д., Стиллман И. Поколение Z на работе. Как его понять и найти с ним общий язык. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2018. – 272 c.
3. McCrindle Mark Generation Alpha. - Australia: Hachette, 2017. – 352 p.
4. Радаев В.В. Раскол поколения миллениалов: историческое и эмпирическое обоснование. (Первая часть) // Социологический журнал. – 2020. – № 3. – c. 30-63. – doi: 10.19181/socjour.2020.26.3.7395.
5. Радаев В.В. Прощай, советский простой человек! // Общественные науки и современность. – 2018. – № 3. – c. 51-65. – doi: 10.7868/S0869049918030048.
6. Радаев В.В. Миллениалы на фоне предшествующих поколений: эмпирический анализ // Социологические исследования. – 2018. – № 3(407). – c. 15-33. – doi: 10.7868/S0132162518030029.
7. Радаев В.В. Городские и сельские миллениалы: неоднородность нового поколения // Вопросы экономики. – 2019. – № 7. – c. 5-28. – doi: 10.32609/0042-8736-2019-7-5-28.
8. Радаев В.В. Миллениалы: как меняется российское общество. - М.: Изд. дом НИУ ВШЭ, 2019. – 224 c.
9. Сиволап Л.А., Шикова Л.В. Управление персоналом с учётом теории поколений // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. – 2023. – № 2. – c. 154-164. – doi: 10.18384/2310–6646-2023-2-154-164.
10. Виниченко В.А., Ростовцев К.В., Хохолуш М.С. Влияние теории поколений на кадровую политику промышленных предприятий // Экономика труда. – 2022. – № 10. – c. 1559-1576. – doi: 10.18334/et.9.10.116371.
11. Завьялова М.М., Микушина Д.В., Хороших А.А. Талант-менеджмент через призму «теории поколений» в ГК «ХОМС» // Цифровая трансформация общества, экономики, менеджмента и образования: Материалы Международной конференции. Том 1. Екатеринбург, 2020. – c. 48-59.
12. Литвинова Н.П. Поколение «Y»: а где же у него кнопка? // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2018. – № 4. – c. 77-82.
13. Никишина А.Л., Соболева Ю.М. Мотивация персонала на основе «Теории поколений» // Карельский научный журнал. – 2019. – № 1(26). – c. 90-93. – doi: 10.26140/knz4-2019-0801-0032.
14. Синева Н.Л., Яшкова Е.В., Зыкова А.А. Глобализация экономики, знаний и технологий, как тренд, определяющий образ рабочего места в ХХI веке // Актуальные вопросы современной экономики. – 2019. – № 4. – c. 954-958.
15. Федотова А.А. Теория поколений и ее применение в мотивации персонала Республики Беларусь // Труд. Профсоюзы. Общество. – 2018. – № 1(59). – c. 83-89.
16. Ямщикова Т.Н., Скоблякова И.В., Бухтиярова Д.А. Трансформация целей и приоритетов участников социально-трудовых отношений в рамках теории поколений // Экономика труда. – 2019. – № 4. – c. 1437–1446. – doi: 10.18334/et.6.4.40916.
17. Негашев Л.В. Адаптация менеджмента к предпочтениям сотрудников разных возрастных групп // Проблемы развития предприятий: теория и практика. – 2024. – № 1–2. – c. 82-86.
18. Смирнова Ж.В., Кочнова К.А. Обучение сотрудников сервисных предприятий с использованием информационных технологий // Вестник Мининского университета. – 2019. – № 1(26). – c. 5. – doi: 10.26795/2307-1281-2019-7-1-5.
19. Мангейм К. Проблема поколений. / В книге: Очерки социологии знания: Проблема поколений. Состязательность. Экономические амбиции. - М.: ИНИОН РАН, 2000. – 8-63 c.
20. Негашев Л.В. Современные вызовы бизнес-организаций в вопросе управления человеческими ресурсами // Исследования молодых ученых: Материалы XCVII Международной научной конференции. Казань, 2025. – c. 28-31.
21. Алексеев О.А. Кадровый потенциал предприятия (организации) и основные направления его совершенствования // Общество. – 2019. – № 2. – c. 53-54.
22. Негашев Л.В. Развитие корпоративной культуры, направленной на формирование норм и ценностей, способствующих улучшенной сплоченности команды, сотрудничеству и взаимопониманию // Наука XXI века: актуальные направления развития. – 2024. – № 2–1. – c. 395-400.
23. Негашев Л.В. Концептуальные подходы к управлению человеческими ресурсами // Исследования молодых ученых: Материалы XCV Международной научной конференции. Казань, 2025. – c. 31-347.
24. Близнюк Т.П. Теория поколений в управлении персоналом // Теоретические и практические аспекты экономики и интеллектуальной собственности. – 2016. – c. 112-117.
25. Фоменко Н.М., Григорян Л.К. Проблемы управления процессом формирования и развития кросс-культурных коллективов // Вестник евразийской науки. – 2023.
26. Кросскультурный менеджмент как основа управления коллективом // ХХХVII международные Плехановские чтения: Сборник статей аспирантов и молодых ученых. Москва, 2024. – c. 28-32.

Страница обновлена: 06.06.2025 в 19:41:52