От ресурсного анклава к ресурсно-инновационному кластеру

Нагаева О.С.1
1 Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской Академии Наук

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 11 (Ноябрь 2023)

Цитировать:
Нагаева О.С. От ресурсного анклава к ресурсно-инновационному кластеру // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 11. – С. 4913-4928. – doi: 10.18334/epp.13.11.119585.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=56576876

Аннотация:
Анклавный характер развития сырьевого сектора в регионе приводит к тому, что реализация масштабных проектов освоения месторождений сырьевых ресурсов не порождает значительных социально-экономических эффектов и не способствует сбалансированному устойчивому развитию региональной экономики. Альтернативной моделью развития сырьевого сектора является ресурсно-инновационный кластер. В статье приводятся особенности ресурсно-инновационного кластера и раскрывается его значение для региональной экономики. На основе предлагаемой методики оцениваются возможности и потенциал формирования нефтегазового ресурсно-инновационного кластера в Красноярском крае. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что в Красноярском крае имеется достаточный потенциал для формирования нефтегазового ресурсно-инновационного кластера. Однако для перехода от анклавной модели развития сырьевого сектора к ресурсно-инновационному кластеру требуются определенные усилия региональных органов власти. В статье рассматриваются основные меры, стимулирующие формирование ресурсно-инновационного кластера.

Ключевые слова: ресурсный анклав, ресурсно-инновационный кластер, сырьевой сектор, регион, социально-экономическое развитие

Финансирование:
Исследование выполнено по плану НИР ИЭОПП СО РАН, проект 5.6.3.2. (0260-2021-0005) «Движущие силы и механизмы развития кооперационных и интеграционных процессов в экономике Сибири». № 121040100279-5

JEL-классификация: C38, R11, R12, R13, R58



Введение

Перспективы социально-экономического развития Сибирского федерального округа во многом связываются с реализацией крупномасштабных проектов освоения минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов [1]. Однако оценка региональной социально-экономической эффективности реализации этих проектов не является однозначной. При анклавной модели развития сырьевого сектора, которая характеризуется слабыми взаимосвязями с другими отраслями экономики региона, освоением месторождений посредством вахтового метода и ограниченным использованием местных трудовых ресурсов преимущественно на низкоквалифицированных работах, направлением большей части добываемого сырья на экспорт при минимальном обогащении и обработке [2,3] реализация проектов освоения месторождений практически не скажется на социально-экономическом развитии регионов.

Однако ресурсному анклаву существует альтернатива, при которой развитие сырьевого сектора осуществляется в тесной взаимосвязи с сопряженными отраслями региональной экономики, порождает множественные мультипликационные эффекты, стимулирует инновационную активность в регионе и создает основу для сбалансированного развития региональной экономики. Такая модель развития сырьевого сектора получила название ресурсного кластера [2, 3, 4].

Целью данной работы является выявление возможностей и потенциала формирования ресурсного кластера в регионе и определение основных направлений региональной политики, стимулирующей переход от ресурсного анклава к ресурсно-инновационному кластеру. Научная новизна исследования заключается в развитии теоретических и методологических подходов к управлению устойчивым сбалансированным развитием ресурсного региона. Объектом исследования выступил Красноярский край, который является новым нефтегазодобывающим регионом. С 2009 г., когда началась промышленная разработка нефтегазовых месторождений края, объем добычи нефти увеличился в 5,2 раза, природного газа – в 5,8 раз [1].

Однако, как показало ранее проведенное исследование, развитие нефтегазового сектора в Красноярском крае в большей степени соответствует анклавной модели и активная разработка месторождений пока не повлекла за собой значительных социально-экономических эффектов для региона [3]. При сохранении анаклавной модели функционирования нефтегазового сектора дальнейшее увеличение добычи нефти и газа за счет введения в разработку новых месторождений и намечаемая реализация масштабного нефтегазового проекта «Восток-Ойл» существенно не улучшит социально-экономическое положение Красноярского края, а напротив, усилит ресурсную зависимость экономики региона и тем самым создаст угрозу его устойчивому социально-экономическому развитию.

В связи с этим необходимо оценить возможности и предпринять необходимые меры для перехода от ресурсного анклава к ресурсно-инновационному кластеру.

Особенности ресурсно-инновационного кластера

Ресурсный кластер формируется вокруг сырьевого сектора и включает в себя смежные и связанные с ним отрасли. Согласно определению М. Портера кластер представляет собой «группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимно дополняющих друг друга» [5].

Следует выделить следующие специфический черты кластера:

· географическая локализация, обеспечивающая возможность взаимодействия между участниками кластера (однако в условиях развития транспортной инфраструктуры и цифровизации границы кластера могут быть расширены);

· сплоченность вокруг «ядра» – лидирующих компаний, производящих основную продукцию кластера;

· вхождение в кластер взаимодополняющих участников, осуществляющих различные виды деятельности, в том числе научных и образовательных организаций, предприятий обслуживающего и инфраструктурного сектора;

· наличие между участниками различных горизонтальных и вертикальных связей;

· свободный перелив между участниками информации, знаний и технологий, использование различных форм обучения и адаптации, что способствует быстрому освоению новых видов техники и технологий, развитию профессиональных навыков;

· сочетание кооперации и внутренней конкуренции, что обеспечивает усиление конкурентных преимуществ как кластера в целом, так и отдельных его участников;

· наличие синергетического эффекта, выражающегося не только в удлинении цепочки добавленной стоимости, но и в максимизации добавленной стоимости внутри кластера, которая значительно превышает сумму добавленной стоимости при отдельной работе его участников [6,7].

В ядро ресурсного кластера помимо сырьевого сектора должны входить предприятия сервисного сектора, в том числе сервисного машиностроения, и перерабатывающие производства. Полноправными участниками ресурсного кластера также являются научно-образовательные организации, обеспечивающие предприятия кластера инновационными технологиями и квалифицированными кадрами.

Создание ресурсного кластера способствует повышению комплексности освоения недр на основе принципов рационального недропользования и использования инноваций. При тесной взаимосвязи участников кластера инновации и новые знания, созданные в отдельном его элементе, быстро распространяются на другие элементы и стимулируют инновационную активность в смежных отраслях. Поэтому, представляется вполне обоснованным назвать формируемый ресурсный кластер ресурсно-инновационным. Таким образом, под ресурсно-инновационным региональным кластером мы будем понимать интеграцию действующих в регионе добывающих, сервисных, обсуживающих и перерабатывающих производств, научно-образовательных организаций на основе применения инновационных технологий с целью максимизации эффектов использования региональных природных ресурсов, как для участников кластера, так и для региона в целом. В отличие от ресурсного анклава в ресурсном кластере максимизация эффектов от использования природных ресурсов будет достигаться не за счет наращивания объемов экспорта необработанных сырьевых ресурсов, а за счет более рационального недропользования с применением инновационных технологий и удлинения технологических цепочек по переработке сырья для создания продукции с высокой добавленной стоимостью.

Упрощенно схема функционирования ресурсного анклава и ресурсно-инновационного кластера в экономике региона представлена на рис. 1 и 2.

Рисунок 1 – Ресурсный анклав в региональной экономике

Источник: составлено автором

Рисунок 2 – Ресурсно-инновационный кластер в региональной экономике

Источник: составлено автором

При ресурсном кластере, когда развитие сырьевого сектора сопровождается развитием сервисных и перерабатывающих производств, а растущая потребность в трудовых ресурсах покрывается за счет местных квалифицированных кадров, подготавливаемых региональными образовательными учреждениями, реализация масштабных инвестиционных проектов по освоению региональной минерально-сырьевой базы будет иметь высокую социально-экономическую эффективность для региона.

Оценка возможностей и потенциала формирования ресурсно-инновационного кластера в регионе

Для определения возможностей формирования кластеров и оценки кластерного потенциала используются как качественные, так и количественные методы. Качественные методы позволяют определить факторы, способствующие и препятствующие развитию кластера в регионе, его сильные и слабые стороны, наличие необходимых участников и инфраструктуры для развития кластеров. Количественные методы служат для оценки потенциала кластерообразования и выявления видов экономической деятельности, где возможно образования кластеров. Для этого наиболее часто используются коэффициенты локализации и специализации, рассчитываются объемы душевого производства, проводится анализ структурных сдвигов [8, 9, 10].

Часто оценка потенциала кластерообразования в регионе проводится в несколько этапов с использованием различных сочетаний количественных и качественных методов. Сначала выявляются возможные кластеры, а затем оценивается их потенциал развития [11, 12, 13].

В данной работе оценку потенциала развития в регионе ресурсно-инновационного кластера также предлагается осуществлять в несколько этапов.

На первом этапе производится качественный анализ возможностей формирования ресурсно-инновационного кластера в регионе: исследуются перспективы развития сырьевого сектора, выявляются потенциальные участники кластера, их сильные и слабые стороны. На втором этапе посредством коэффициента локализации оценивается степень развитости в регионе составляющих основу ресурсно-инновационного кластера видов экономической деятельности по сравнению со среднероссийским уровнем. На третьем этапе с помощью системы показателей анализируется текущее состояние и оценивается потенциал развития основных участников ресурсно-инновационного кластера в регионе. Предлагаемые показатели можно разделить на две группы. С помощью показателей первой группы оцениваются ресурсы и потенциал развития сектора. Показатели второй группы характеризуют эффективность и результаты экономической деятельности в секторе. Отдельно оценивается научно-производственный потенциал региона с точки зрения развития ресурсно-инновационного кластера.

Для развития в регионе ресурсно-инновационного кластера необходимы следующие предпосылки:

• наличие ресурсной базы, обуславливающей перспективы развития сырьевого сектора;

• наличие конкурентоспособных предприятий сервисного и перерабатывающего сектора;

• развитый научно-технический и образовательный потенциал, обеспечивающий возможности для создания инноваций для сырьевого сектора и смежных отраслей, а также подготовки квалифицированных кадров;

• традиции производственной кооперации;

• активная позиция государства в вопросах формирования кластера [7, 14].

Красноярский край обладает богатейшими ресурсами нефти и газа. В 2022 г. добыча нефти в крае составила 19,7 млн. т, природного газа – 10,2 млрд. куб. м [2]. Увеличение добычи нефти и газа в регионе связано с дальнейшим освоением месторождений Ванкорской и Юрубчено-Тохомской группы, а также вовлечение в промышленную разработку месторождений Пайяхской группы, Западно-Иркинского участка и Восточно-Таймырской группы. Общие ресурсы месторождений оцениваются свыше 6 млрд. тонн нефти и газового концентрата [3]. Сложные природно-климатические условия, в которых расположены нефтегазовые месторождения, их геологические особенности и состав обуславливают необходимость применения инновационных технологий и высокотехнологичного сервиса.

Сервисный сектор в Красноярском крае в настоящее время представлен предприятиями сервисного машиностроения и предприятиями, оказывающие сервисные услуги для нефтегазодобывающего сектора. Среди наиболее известных компаний сервисного машиностроения следует отметить: АО «Красноярский машиностроительный завод» – высокотехнологичное предприятие, одним из видов деятельности которого является производство технологического оборудования для нефтегазовой отрасли; ООО «Инновационно-строительные технологии» (производство и ремонт промышленного оборудования, прокладка трубопроводов), АО «ОКБ «Зенит» (разработка и производство оборудования для нефтедобывающей и горнодобывающих отраслей), ООО «ТЕХНОРОС» (производство оборудования для добывающей промышленности), ООО «Сталь-партнер» (производство резервуаров для нефтепродуктов).

Сервисные услуги для нефтегазового сектора в крае оказывают преимущественно филиалы крупных международных и российских компаний, однако развивается также и собственный сервис (ООО «РН-Ванкор», ООО «БНГРЭ», ООО «Сервисная компания “ЮР-5”» и др.).

Нефтепереработкой в Красноярском крае занимается Ачинский нефтеперерабатывающий завод, установленная мощность которого составляет 7,5 млн. тонн нефти в год [4] и мини-НПЗ, созданные в непосредственной близости от месторождений и работающие главным образом на удовлетворение потребностей самого нефтегазового сектора в топливных ресурсах.

В крае действует крупное предприятие нефтехимии – Красноярский завод синтетического каучука, производящее высококачественные бутадиен-нитрильных каучуки, реализуемые преимущественно на экспорт. Завод работает на привозном сырье, ключевым поставщиком завода является «Тобольск-Нефтехим».

Также в Красноярском крае имеется довольно развитый научно-образовательный комплекс. Основными участниками ресурсно-инновационного кластера могут стать: Красноярский научно-исследовательский институт геологии и минерального сырья, Институт химии и химической технологии СО РАН химии; Институт физики им. Л.В. Киренского СО РАН, РН-КрасноярскНИПИнефть. В структуре Сибирского федерального университета действует Институт нефти и газа, в профессионально-технических колледжах и техникумах края открыты новые специальности для нефтяной промышленности.

Благоприятными факторами для формирования в Красноярском крае нефтегазового ресурсно-инновационного кластера являются:

· уникальный многокомпонентный состав нефтегазовых месторождений и высокое качество добываемой нефти;

· мощный энергетический комплекс и избыточный энергетический потенциал;

· удаленность от основных российских поставщиков оборудования и материалов;

· значительная емкость регионального рынка продукции нефте-, газохимии с перспективами ее расширения;

· близость к динамично развивающимся рынкам стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Однако оценка среднегодовых коэффициентов локализации по объему производства за пятилетний период (2017-2021 гг.) показывает, что если уровень развития нефтедобывающей отрасли в Красноярском крае почти в 1,5 раза превышает среднероссийский уровень, то развитие сервисных отраслей (особенно сервисного машиностроения) и перерабатывающего сектора отстает от среднероссийского уровня (табл. 1)

Таблица 1 – Среднее значение коэффициента локализации по объемам производства (2017-2021г.г.)

Вид деятельности
Коэффициент локализации
Добыча нефти и природного газа
1,45
Сервисный сектор:

-предоставление услуг в области добычи полезных ископаемых
0,96
-производство машин и оборудования
0,20
-ремонт машин и оборудования
1,20
Перерабатывающие производства:

-производство кокса и нефтепродуктов
0,07
-химическое производство
0,32
Источник: рассчитано на основе данных Красноярскстата [5] и Росстата [6]

Совсем ничтожное значение коэффициента локализации имеет нефтеперерабатывающий сектор. Его доля в общем объеме промышленного производства Красноярского края составляет 0,01%, а в общей численности занятых – 0,2% (табл. 2). Несмотря на рост добычи нефти, значительного увеличения объемов производства в секторе не произошло, так как подавляющая часть добываемой на территории края сырой нефти реализуется на экспорт.

Таблица 2 – Оценка развития нефтеперерабатывающего сектора

Показатели
2017
2018
2019
2020
2021
Показатели потенциала
Фондовооруженность, тыс. руб./чел.
8734,1
7949,4
8168,7
8352,3
8100,0
Степень износа ОПФ, %
57,5
59
62,5
64,9
65,2
Удельный вес занятых в секторе в общей численности занятых в экономике региона, %
0,2
0,2
0,2
0,2
0,2
Доля собственных средств в общем объеме капитала, %
26,5
27,2
27,7
29,5
32,5
Количество используемых передовых производственных технологий в расчете на тысячу занятых в секторе, ед.
44,5
44,5
48,2
48,2
48,3
Показатели эффективности
Индекс промышленного производства в секторе, %
89,9
108,2
93,1
108,2
86
Производительность труда), тыс. руб./чел.
10574,3
10395,1
11595,9
10670,3
13821,5
Доля сектора в общем объеме промышленного производства, %
0,01
0,01
0,01
0,01
0,01
Рентабельность продаж, %
12,6
25,9
37,6
30,6
56,9
Источник: составлено и рассчитано на основе данных Красноярскстата [7]

Сервисный сектор (включая сервисное машиностроение) также не играет значительной роли в экономике Красноярского края. Его совокупная доля в общем объеме промышленного производства не превышает 0,05%. Однако следует отметить рост объемов производства и численности занятых в таких видах деятельности, как предоставление услуг в области добычи полезных ископаемых и ремонт машин и оборудования (табл.3).

Таблица 3 – Оценка развития сервисного и машиностроительного сектора

Показатели
2017
2018
2019
2020
2021
Показатели потенциала
Фондовооруженность, тыс. руб./чел.:
-предоставление услуг в области добычи полезных ископаемых
-производство машин и оборудования
-ремонт машин и оборудования
По краю, всего

17336,9
118,2
3332,3
2554,2

16888
155,8
3632,5
2808,2

2635
36,2
3612,0
3455,9

3026,1
87,0
4362,7
4832,6

3096,9
106,6
4362,5
5072,5
Степень износа ОПФ, %:
-предоставление услуг в области добычи полезных ископаемых
-производство машин и оборудования
-ремонт машин и оборудования
по краю, всего

47,7
54,7
41,2
46,3

53,8
54,5
43,2
46,9

59,2
54,0
45,6
46,8

51,6
58,4
46,7
46,2

55,6
58,6
47,7
46,5
Удельный вес занятых в секторе в общей численности занятых в экономике региона, %:
-предоставление услуг в области добычи полезных ископаемых
-производство машин и оборудования
-ремонт машин и оборудования
По краю, всего

0,6
1,6
1,6
100

0,6
1,6
1,6
100

0,7
1,3
1,6
100

1,0
1,2
1,9
100

1,0
1,0
1,9
100
Доля собственных средств в общем объеме капитала, %:
-предоставление услуг в области добычи полезных ископаемых
-производство машин и оборудования
-ремонт машин и оборудования
по краю, всего

85,9
-
36,4
41,7

85,2
-
38,2
39,9

79,9
21,4
33,1
42,4

21,8
29,9
26,8
50,8

24,1
38,6
27,1
49,8
Объем инвестиций в основной капитал в расчете на одного занятого в секторе, тыс. руб.:
-предоставление услуг в области добычи полезных ископаемых
-производство машин и оборудования
-ремонт машин и оборудования
По краю, всего

1104,9
5,8
70,9
265,9

643,0
5,3
48,7
270,3

324,6
8,5
68,2
271,4

764,3
11,8
77,7
312,8

317,7
15,9
56,6
376,1
Количество используемых передовых производственных технологий в расчете на тысячу занятых в секторе, ед.:
-предоставление услуг в области добычи полезных ископаемых
-производство машин и оборудования
-ремонт машин и оборудования
по краю, всего

4,4
0,9
3,6
2,7

5,9
1,0
3,9
2,8

5,3
1,5
4,2
3,0

2,5
0,7
4,8
2,9

4,1
0,8
4,5
2,9
Показатели эффективности
Индекс промышленного производства в секторе, %:
-предоставление услуг в области добычи полезных ископаемых
-производство машин и оборудования
-ремонт машин и оборудования
По краю, всего

128,3
53,9
86,1
103,9

154,0
100,6
113,8
106,4

112,8
141,4
127,1
101,7

174,1
81,4
95,6
91,2

99,0
76,7
110,1
98,5
Производительность труда, тыс. руб./чел:
-предоставление услуг в области добычи полезных ископаемых
-производство машин и оборудования
-ремонт машин и оборудования
по краю, всего

4513,1
387,7
2022,0
1230,0

3273,1
463,0
2250,0
1534,9

3384,8
588,2
2669,0
1820,0

4377,2
600,8
2422,6
1909,4

4055,2
688,4
2457,5
2072,2
Доля сектора в общем объеме промышленного производства, %:
-предоставление услуг в области добычи полезных ископаемых
-производство машин и оборудования
-ремонт машин и оборудования
По краю, всего

0,06
0,005
0,03
100

0,01
0,005
0,02
100

0,01
0,004
0,02
100

0,02
0,004
0,02
100

0,02
0,003
0,02
100
Рентабельность продаж, %:
-предоставление услуг в области добычи полезных ископаемых
-производство машин и оборудования
-ремонт машин и оборудования
по краю, всего

2,9
10,3
7,4
21,8

2,3
8,3
6,6
25,9

2,8
9,3
6,1
31,7

33,9
6,9
-7,2
32,3

18,3
6,7
0,4
30,0
Источник: составлено и рассчитано на основе данных Красноярскстата [8]

Общими слабыми местами и нефтеперерабатывающего, и сервисного секторов является высокая степень износа основных производственных фондов и низкая обеспеченность собственными финансовыми средствами, что затрудняет осуществление инвестиционной деятельности. Для сервисного сектора также характерен низкий уровень рентабельности.

В то же время оба сектора имеют достаточно высокий уровень технологической обеспеченности, производительности труда и инновационной активности. Так, средний уровень инновационной активности в деятельности по производству машин и оборудования составляет 21% (к общему числу организаций), тогда как в среднем по краю не превышает 7%. Удельный вес затрат на инновации в стоимости отгруженной продукции нефтеперерабатывающего сектора превышает 20% (в то время как в среднем по краю – около 2%) [9].

Таким образом, в Красноярском крае существуют возможности для формирования нефтегазового ресурсно-инновационного кластера, имеются его потенциальные участники, могущие составить его ядро. Однако, несмотря на наличие потенциальных участников кластера, следует отметить необходимость дальнейшего развития сервисного и перерабатывающих секторов. На сегодняшний день сервисный сектор Красноярского края пока еще не может в полной мере удовлетворить растущие потребности нефтегазового сектора. Нефтеперерабатывающий сектор тоже развит недостаточно. Газоперерабатывающие производства на территории края полностью отсутствуют.

Актуальность формирования нефтегазового ресурсно-инновационного кластера в Красноярском крае особенно повышается в условиях геополитического кризиса, санкционного давления и взятого курса на импортозамещение. Поскольку по данным 2021 г. более 60% технологий, применяемых в нефтегазовом секторе Красноярского края, являлись зарубежными, и более 45% импорта Красноярского края занимала продукция химической промышленности (в том числе нефтехимии) [10].

Однако для формирования в Красноярском крае полноценного нефтегазового ресурсно-инновационного кластера необходима разработка и реализация соответствующего комплекса мер.

Меры по стимулированию развития ресурсно-инновационного кластера

Усилия региональных органов власти по формированию нефтегазового ресурсно-инновационного кластера должны предприниматься по двум направлениям:

1) дальнейшее развитие в регионе сервисного сектора и перерабатывающих производств;

2) развитие и укрепление взаимосвязей между предполагаемыми участниками кластера.

Для развития сервисного сектора и перерабатывающих производств необходимо как формирование благоприятного инвестиционного и делового климата в регионе в целом, так и применения комплекса стимулирующих мер с использованием налоговых, финансовых и организационных инструментов и механизмов государственно-частного партнерства для реализации конкретных проектов. Учитывая значимость развития для региона сервисного машиностроения, имеет смысл предоставление данным инвестиционным проектам статуса регионального инвестиционного проекта, который дает право на налоговые льготы по ряду налогов и обязательных платежей при его реализации. Принимая во внимание низкую обеспеченность собственными средствами нефтеперерабатывающего и сервисного сектора, необходимо организовать поиск инвесторов и повысить доступность банковских кредитов на региональном уровне с помощью предоставления государственных гарантий и частичного субсидирования процентных ставок.

Качество и особенности сырьевой базы обусловливают возможности развития в Красноярском крае предприятий нефте- и газохимии. Важным условием для развития данных предприятий помимо близости сырьевой базы является также обеспечение достаточного внутреннего спроса на производимую ими продукцию. Роль региональных органов власти здесь может заключаться в стимулировании использования изделий из полимеров в строительстве, энергетике, социальной сфере, жилищно-коммунальном комплексе.

Развитие взаимосвязей между участниками кластера предполагает, прежде всего, ориентацию сырьевого сектора на максимальное использование продукции и услуг региональных производителей. Для чего возможно заключение соглашений с добывающими компаниями о привлечении к реализации проектов разработки месторождений преимущественно региональных поставщиков и подрядчиков и приоритетном использовании местных трудовых ресурсов. Однако заключение соглашений является недостаточной мерой, для локализации нефтегазового сектора на региональном уровне необходима серьезная целенаправленная работа с применением планово-организационных механизмов. На первом этапе нужно определить потребности нефтегазового сектора, связанные с реализацией проектов освоения месторождений, а также выявить требования и условия, предъявляемые недропользователями к оборудованию, работам и услугам. Далее следует оценить потенциал региональных предприятий для удовлетворения потребностей нефтегазового сектора. С учетом результатов предыдущих двух этапов должна быть разработана региональная программа развития производства продукции и оказания услуг для нефтегазового сектора с указанием конкретных сроков и объемов производства и обязательным проведением мониторинга реализации программы.

Региональные институты развития могут выступать посредниками между нефтегазовым сектором и региональными производителями, при этом нужно стремиться к заключению долгосрочных контрактов, что будет способствовать технической модернизации и расширению производств. Также требуется создание единой информационной базы и цифровой платформы для поиска региональных производителей и предприятий, которые могут стать поставщиками и подрядчиками для нефтегазового сектора.

Формирование ресурсно-инновационного кластера требует ориентации научно-образовательных организаций края на нужды основных участников кластера. Роль региональных органов власти здесь может заключаться в:

• обеспечении информационно-коммуникационной поддержки взаимодействия добывающих, сервисных и перерабатывающих компаний с научно-образовательными организациями края;

• размещении государственного заказа на разработку технологий и инноваций, необходимых для сырьевого, сервисного и перерабатывающего секторов;

• формировании и распределении государственного заказа на подготовку кадров [15].

Таким образом, разработка и реализация системных мер по указанным выше направлениям будет способствовать переходу от анклавной модели развития нефтегазового сектора к ресурсно-инновационному кластеру.

Заключение

Анклавная модель развития сырьевого сектора, присущая многим регионам, не обладает высокой региональной социально-экономической эффективностью и не создает условий для сбалансированного развития региональной экономики. Альтернативной моделью является формирование ресурсно-инновационного кластера, предполагающего наряду с сырьевым сектором развитие в регионе сервисных и перерабатывающих производств. Данная модель в гораздо большей степени отвечает региональным интересам, поскольку не только позволяет получить гораздо большие социально-экономические эффекты за счет действия механизмов мультипликатора, но и стимулирует инновационную активность, а также способствует созданию экономики, основой которой является не использование невозобновляемых природных ресурсов, а развитие высокотехнологичных производств, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Однако даже при наличии в регионе необходимых предпосылок и основных участников кластера, все же для ускорения перехода от анклавной модели к ресурсно-инновационному кластеру требуются усилия региональных органов власти.

[1] рассчитано по данным Красноярскстата. URL: https://24.rosstat.gov.ru/folder/30015 (дата обращения 15.10.2023).

[2] Сайт Красноярскстата. URL: https://24.rosstat.gov.ru/folder/30015 (дата обращения 15.10.2023).

[3] Сайт ПАО НК «Роснефть» URL: https://vostokoil.rosneft.ru (дата обращения 20.10.2023).

[4] Сайт Ачинского НПЗ. URL: https://anpz.rosneft.ru/ (дата обращения 20.10.2023).

[5] Сайт Красноярскстата URL: https://24.rosstat.gov.ru (дата обращения 15.10.2023).

[6] Сайт Росстата URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения 15.10.2023).

[7] Сайт Красноярскстата URL: https://24.rosstat.gov.ru (дата обращения 15.10.2023)

[8] Сайт Красноярскстата URL: https://24.rosstat.gov.ru (дата обращения 15.10.2023).

[9] Сайт Красноярскстата URL: https://24.rosstat.gov.ru (дата обращения 15.10.2023)

[10] Сайт Красноярскстата URL: https://24.rosstat.gov.ru (дата обращения 15.10.2023)


Источники:

1. Стратегия социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035г. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 января 2023 г. № 129-р
2. Arias M., Atienza M., Cademartori J. Large mining enterprises and regional development in Chile: between the enclave and cluster // Journal of Economic Geography. – 2014. – № 1. – p. 73-95. – doi: 10.1093/jeg/lbt007.
3. Нагаева О.С. Анализ модели развития сырьевого сектора в экономике региона // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 1-2. – c. 173-180. – doi: 10.17513/vaael.1585.
4. Kryukov V.A., Tokarev A.N. The Oil Industry in the South of Tyumen Oblast: Enclaves or Clusters? // Regional Research of Russia. – 2022. – № 2. – p. 113-123. – doi: 10.1134/S2079970522020150.
5. Портер М.Э. Конкуренция. / Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. – 608 c.
6. Жданов С.А., Гримашевич О.Н., Попова Л.Ф. Синегрия региональной кластеризации // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2018. – № 4(73). – c. 80-85.
7. Ефремов Э.И., Константинов Н.Н. и др. Кластерный подход к развитию базовых отраслей недропользования Якутии. - Якутск: СВФУ, 2018.
8. Батталова А.Е. Оценка потенциала кластеризации отрасли // Интернет-журнал Науковедение. – 2013. – № 6(19). – c. 8.
9. Бородкина В.В., Рыжкова О.В., Улас Ю.В. Оценка потенциала образования кластеров на территориальном уровне // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2016. – № 4(17). – c. 51-54.
10. Васильева З.А., Лихачева Т.П., Филимоненко И.В. Оценка базовых предпосылок и потенциала развития кластеров в экономике ресурсно-сырьевого региона // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. – 2017. – № 5. – c. 55-69. – doi: 10.18721/JE.10505.
11. Бачинина Ю.П. Кластеризация как возможность обеспечения конкурентоспособности нефтегазового региона уровне // Электронный научный журнал. – 2007. – № 1.
12. Великая Е.Г., Папян А.Г. Оценка потенциала предпринимательского кластера // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. – 2015. – № 3. – c. 78-92.
13. Манцаева А. А., Деликова Т. Г. Система индикаторов для оценки потенциала формирования кластера в регионе // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. – 2016. – № 4. – c. 476-483. – doi: 10.20914/2310-1202-2016-4-476-483.
14. Ксенофонтова О.Л. Промышленные кластеры как фактор развития региона: теоретический аспект // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. – 2015. – № 4(44). – c. 66-71.
15. Шишацкий Н.Г., Брюханова Е.А., Гордеев Р.В., Кобалинский М.В., Нагаева О.С., Поподько Г.И., Пыжев А.И., Шишацкий О.Н., Ефимов В.С., Лаптева А.В. Структурная модернизация как фактор повышения конкурентоспособности региона: (на примере Красноярского края). / Монография. - Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2020. – 510 c.

Страница обновлена: 02.08.2024 в 17:53:12