The evolution of the category of

Perepelitsa L.A.1
1 Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники

Journal paper

Leadership and Management (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 10, Number 4 (October-December 2023)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=55946076

Abstract:
The article identifies the main trends and characteristics of the development of modern management amidst digital transformation. The key parameters and characteristics of the digitalization process at each stage of historical development are considered. The author's approach to the study of the evolution of the category of "digital" and the systematization of the dynamics of changes in the definition in a historical format is presented. Based on the application of this approach, a theoretical justification of the definition has been developed. A systematic analysis of the role of digital technology development as the main tool of digital management transformation within the digital economy is carried out. The algorithm of creating digital economic ecosystems, their potential and importance in the transformation of the management paradigm is considered. The key tasks of modern management of companies in the conditions of digitalization are identified. The analysis of strategic development and business priorities of management, positive and negative results of digital transformation is carried out. The results of the study will be of interest to specialists in management, information technology and business processes.

Keywords: digital, digitalization, digital transformation, digital economy, digital ecosystems, management, organization management, digital technology

JEL-classification: M11, M21, O31, O32, O33



Введение

Процесс исторического развития человечества и смена общественных формаций создало предпосылки для появления новых форм организации труда. Одной из основных характеристик современной мировой экономики является стремительное развитие и внедрение прогрессивных цифровых технологий, а также высокая скорость протекания цифровых преобразований во всех сферах жизни и деятельности человека. Это потребовало существенных изменений в традиционных методах и подходах в управлении организацией. Менеджмент – неотъемлемая часть и одна из базовых категорий рыночной экономики. Являясь самостоятельным видом профессионально осуществляемой деятельности по достижению целей и задач отдельной организации, процесс управления напрямую связан с изменениями, происходящими в экономике в целом.

Научной основной для написания статьи послужили исследования отечественных и зарубежных авторов в области цифровизации, цифровой трансформации экономики, менеджмента, а именно И.Л.Авдеева [1], С.Д.Бодрунов [2], Л.В.Ивановская [3], Р.Холден [4], Н.Негропонте [8], Д.Тапскотт [9,10], Н.Лейн [11], А.В.Александрова [12] Т.Н.Беляцкая [13], М.М.Ковалев [15] и др.

Научная проблема исследования заключалась в изучении специфических особенностей процесса менеджмента в условиях цифровой трансформации экономики.

Цель настоящей статьи – провести анализ характерных особенностей процесса цифровизации на каждом этапе исторического развития, рассмотреть роль развития цифровых технологий для управления организацией, определить стратегическое направление и основные тенденции развития менеджмента в рамках цифровой трансформации экономики.

Научная новизна исследования состояла в рассмотрении цифровой трансформации менеджмента на основе системного похода как сферы деятельности, целью которой является аккумулирование знаний и навыков применения цифровых технологий для усовершенствования процесса управления организацией.

Методами анализа и синтеза изучена концепция менеджмента в условиях цифровизации, проанализированы мнения ученых и экспертного сообщества о проблемах и перспективах цифровизации менеджмента, приведена статистика, характеризующая роль цифровых технологий для управления организацией в цифровой экономике.

Актуальность данной темы связана со значимостью необходимых преобразований в подходах и стандартах менеджмента в рамках цифровой трансформации мировой экономики, и их решающему значению для стабильной деятельности организации, ее конкурентоспособности и достижения оптимальных результатов в будущем.

История происхождения термина «цифровой»,

динамика изменений определения категории

Ключевое значение для современного экономического развития имеет поток цифровой информации. Такие термины, как «цифровизация», «цифровая трансформация», «цифровая экономика» прочно укрепились в современном лексиконе, а процессы, определенные данными терминами, стали неотъемлемой частью развития общества и мощным двигателем эконoмческого роста в мире. Процесс цифровизации тесно связывают со среднесрочными и долгосрочными тенденциями развития мировой экономики и человечества в целом. Преобразования, обусловленные цифровой трансформацией, являются необходимым условием и инструментом для мировой реиндустриализации, ускорения инновационно-технологического развития. Итогом этих преобразований должна стать смена традиционной концепции развития общества, связанная с увеличением объема производства и потреблением благ, на более широкую социально и инновационно ориентированную концепцию, направленную на экономическое развитие [1-3].

Для более глубокого понимания сути происходящих процессов рассмотрим историю возникновения и динамику изменения значений следующих терминов: «цифровизация», «цифровые технологии», «цифровая трансформация», «цифровая экономика».

На рис.1 представлена эволюция содержания категории «цифровой».

Рис. 1. Эволюция содержания категории «цифровой». Составлено автором

Digitus/Digit. Происхождение слова «цифровизация» (от англ. digitalization), берет свое начало в Древнем Риме. Первое значение слова ‘digitus’ в латинском языке связано с обозначением пальца на руке или ноге. Существует версия, что именно отсюда прослеживается связь между счетом на пальцах и цифровыми технологиями. Кроме того, современные диджитал (цифровые) технологии тесно связаны с диджитал интерфейсом (пример: touch screen – сенсорный экран (экран касания пальцем)). Так архаичное наследие тесно вплетается в современность.

В дальнейшем к первоначальному значению ‘digitus’ добавилось еще одно. Словом ‘digit’ стали обозначать «любую цифру от 0 до 9». Надо отметить, что и сегодня термин ‘digit’ употребляется в математике для обозначения любого однозначного числа.

Digital. В XVI веке в английском языке появилось производное слово – ‘digital’, основными значениями которого стали «относящийся к пальцам», «относящийся к цифрам до десяти». Современное определение значения термина ‘digital’ «цифровой», согласно Оксфордскому русско-английскому словарю, звучит как «представление физической информации посредством двоичного кода». Также термин «цифровой» используется в качестве прилагательного и означает «созданный с помощью цифровых технологий» [4].

Digital technology. Под «цифровыми технологиями» в современном мире принято понимать процесс преобразования традиционных аналоговых данных, форм и методов создания, хранения и управления информацией в цифровой формат. Данная технология преобразования осуществляется посредством использования универсального компьютерного языка, основанного на появлении двоичного (бинарного) кода. Таким образом, история появления цифровых технологий, которая и легла в основу процесса цифровизации, тесно связана с появлением двоичной системы исчислений. Интересно, что первые упоминания о подобной математической системе относится ко временам древнего Китая. Однако ее автором в научном мире принято считать немецкого ученого Готфрида Вильгельма Лейбница. Согласно исследованиям, проведенными журналом Forbes в 2015 году [5], первая научная публикация Готфрида Вильгельма Лейбница, в которой он представил разработанную им новую математическую систему, датируется 1679 годом. Он называет эту систему «двоичной арифметикой». В 1703 году Лейбниц публикует очередную работу под названием “Explication de l'Arithmétique Binaire” («Объяснение двоичной арифметики»), в которой, кстати, указывает на связь своей математической модели с древним Китаем. В 1758 году Эфраим Чемберс в работе «Энциклопедия» утверждает, что «метод вычислений, предложенный мистером Лейбницем, в котором вместо десяти цифр в общей арифметике и прогрессии от десяти до десяти, он имеет только две цифры и использует простую прогрессию от двух до двух. Этот метод, по-видимому, совпадает с тем, который использовался китайцами четыре тысячи лет назад» [6].

В дальнейшем, как известно, математический метод выражения данных в виде единиц и нулей создал предпосылки для возникновения и эволюции компьютеров, что в конечном итоге стало отправной точкой и основной составляющей научно-технической революции, берущей свое начало во второй половине XX века.

Digitization. Именно в это время (1940-1950 гг.), вместе с появлением первых компьютеров и их стремительным развитием, возникает термин «цифровизация» (от англ. digitization), который является производным слова «цифровой» (от англ. digital). Изначально под цифровизацией понимались первые попытки преобразования аналоговых данных (музыка, фильмы, книги) в цифровые. Современное значение понятия 'digitization’ согласно исследовательской компании Gartner звучит как «процесс использования цифровых технологий для изменения бизнес-модели и предоставление новых возможностей для получения дохода и создания стоимости; это процесс перехода к цифровому бизнесу» [7].

Digital economy. Обращаясь к истории термина «цифровая экономика» (от англ. digital economy) и определения сути понятия, следует отметить, что существует две версии его возникновения.

Согласно первой версии считается, что авторство термина «цифровая экономика» принадлежит американскому ученому из Массачусетского университета информатику Николасу Негропонте, который сформулировал концепцию электронной (цифровой) экономики в своей книге 'Being Digital', опубликованной в 1995 году [8]. Для определения данного термина Негропонте использовал метафору о переходе от обработки атомов к обработке битов. В своей работе ученый изложил историю цифровых технологий и описал недостатки классической экономики и преимущества новой, связанной с интенсивным развитием и широким использованием информационно-коммуникационных технологий.

В соответствии со второй версией, автором термина «цифровая экономика» и его определения является канадский ученый Дон Тапскотт, который впервые его использовал и исследовал в одноимённой работе ‘The Digital Economy’, опубликованной в 1995 году и переизданной в 2014 году [9; 10]. Именно Дон Тапскотт вводит новаторский термин и дает определение цифровой экономике как экономике, базирующейся на использовании информационных компьютерных технологий [9]. Среди важнейших результатов цифровизации экономики, в своей книге автор описывает как перспективы, так и опасности, связанные с процессом цифровой трансформации. Дон Тапскотт приводит примеры того, каким образом прогрессивные технологии трансформируют не только бизнес-процессы, но и структуры предприятий в целом, их цели и конкурентоспособность. По мнению Тапскотта, одной из основных предпосылок появления новых форм ведения бизнеса является переход от реинжиниринга корпорации к полной структурной трансформации с использованием цифровых технологий. В настоящее время в соответствии с определением Оксфордского английского словаря под термином «Цифровая экономика» (от англ. digital economy) понимается экономика, которая «функционирует в основном за счет использования цифровых технологий, особенно Интернета» [4].

Систематизированная информация о происхождении терминов, их авторах, первом значении и современном понимании представлена в табл.1.

Таблица 1

Происхождение терминов, их авторы,

первое значение и современное понимание

Наименование
термина
Язык
Время возникнове-ния термина, автор
Перевод
термина
Первое значение
Современное понимание
Digitus
лат
древность
Палец
Обозначение палца на руке или ноге

Digit
англ
древность
Палец/
Цифра от 0 до 9
палец, цифра от 0 до 9
употребляется в математике для обозначения любого однозначного числа
Digital
англ
XVI век, производное от digit
Цифровой/
Диджитал
относящийся к пальцам, относящийся к цифрам до десяти
созданный с помощью цифровых технологий
Digital
(Binary) code
англ
XVI век, Готфрид Вильгельм Лейбниц
Цифровой/
бинарный код
двоичная система исчислений
процесс преобразования традиционных аналоговых данных, форм и методов создания, хранения и управления информацией в цифровой формат
Digitization
англ
1940-1950 гг., производное от digit
Цифровизация/
Диджитали-зация
преобразования аналоговых данных в цифровые
процесс использования цифровых технологий для изменения бизнес-модели и предоставление новых возможностей для получения дохода и создания стоимости; процесс перехода к цифровому бизнесу
Digital economy
англ
1995 год
Николас Негропонте/
Дон Тапскотт
Цифровая экономика
экономика, базирующаяся на использовании информационных компьютерных технологий
экономика, которая функционирует в основном за счет использования цифровых технологий, особенно Интернета
Источник: составлено автором

Развитие содержания категории «цифровая экономика»

Для более предметного изучения специфики современного менеджмента в условиях цифровой экономики, необходимо понимание категории «цифровая экономика». Следует отметить, что на сегодняшний день нет единого подхода к определению данной категории. Российские и отечественные научные исследователи определяют термин «цифровая экономика» как систему отношений (экономических, социальных, культурных), характерной особенностью которой является активное внедрение и широкое использование новых прогрессивных форм цифровых и информационно-коммуникационных технологий. Именно происходящие изменения в развитии телекоммуникационных и информационно-компьютерных технологий, их взаимопроникновение и взаимодействие является базой для создания инновационных бизнес-моделей, которые проникают во все сферы экономической жизни общества, привнося качественно новые структурные изменения. Зарубежные авторы рассматривают цифровую экономику как движущую силу экономического роста, способную привести к значительным экономическим сдвигам и оказать влияние на целые области бизнеса, рынок труда и образ жизни людей.

В таблице 2 приведены некоторые определения понятия термина «Цифровая экономика» отечественных и зарубежных исследователей и показана динамика их изменений во временном формате.

Таблица 2

Определение содержания понятия термина «Цифровая экономика» зарубежными и отечественными исследователями

Автор
Дата и место публикации
Определение
Н.Негропонте [8]
1995 (США)
децентрализация, глобализация, гармонизация и расширение прав и возможностей - четыре качества цифровой эпохи.
Д.Тапскотт [9;10]
1995 (США)
экономика, базирующаяся на использовании информационных компьютерных технологий
Н.Лейн [11]
1999 (США)
конвергенции вычислительных и коммуникационных технологий в Интернете и вытекающего из этого потока информации и технологий, который стимулирует всю электронную коммерцию и масштабные организационные изменения
Беляцкая Т.Н. [13]
2016 (Республика Беларусь)
совокупность экономических отношений в области производства, распределения, обмена и конечного потребления материальных ценностей, имеющих разную степень электронно-информационного компонента, формируемых и реализуемых в ИКТ-среде с целью воспроизводства капитала и повышения качества жизни
Александрова А. В. [12]
2018 (Российская Федерация)
система отношений (экономических, социальных, культурных), характерной особенностью которой сегодня является активное внедрение и широкое использование новых прогрессивных форм цифровых и информационно-коммуникационных технологий
Ковалев М.М. [14]
2018 (Республика Беларусь)
экономика, базирующаяся на цифровых компьютерных технологиях, но, в отличие от информатизации, цифровая трансформация не ограничивается внедрением информационных технологий, а коренным образом преобразует сферы и бизнес-процессы на базе интернета и новых цифровых технологий
Стасеня Т.П. [16]
2018 (Республика Беларусь)
экономика, существующая в условиях гибридного мира
Шамика Н. Сириманн [18]
2022
(Европейский Союз)
инновационный и обоснованный подход к управлению цифровыми технологиями и данными в целях развития
Оксфордский русско-английский словарь [4]
2023 (Великобритания)
экономика, которая функционирует в основном за счет использования цифровых технологий, особенно Интернета
Источник: составлено автором

Таким образом, цифровую трансформацию экономики следует понимать, как совокупность экономических, социальных, культурных и технических отношений, основанных на внедрении и использовании прогрессивных цифровых технологий. Цифровая экономика, уже являясь неотъемлемой частью нашего существования, продолжает стремительно расти и развиваться, коренным образом изменяя нашу жизнь.

Рассмотрим ключевые параметры и особенности цифровой экономики.

В мировом экономическом сообществе существуют различные мнения относительно основных составляющих цифровой экономики, однако большинство из них включают в себя три основных макрокомпонента: информационно-коммуникационные технологии, субъекты (пользователи) и сетевая инфраструктура. Совокупность и взаимодействие данных макрокомпонентов являются основой функционирования цифровой экономики.

Каждый из выделенных макрокомпонентов в свою очередь состоит из множества взаимодействующих составляющих, формирующих динамичную экосистему. Основными единицами цифровой экономической экосистемы принято считать правительство, политику и регулирование, Интернет и инфраструктуру электроснабжения, телекоммуникационную отрасль и индустрию электронного бизнеса, систему управления информацией и человеческий капитал, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, права интеллектуальной собственности, новые технологии.

Основным инструментом цифровой экономики являются цифровые технологии, благодаря которым осуществляется коммуникация на всех уровнях взаимодействия между субъектами экономической деятельности (людьми, предприятиями, устройствами и т.д.). Отличительной особенностью данных технологий является возможность создавать, обрабатывать, собирать, хранить и передавать большой массив данных на базе цифровых систем. Это позволяет существенно повысить уровень производительности труда, а также значительно снизить затраты, что несомненно влияет на эффективность и успешность деятельности как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом.

Следует отметить, что список информационно-коммуникационных технологий как инструментария экономической деятельности в рамках цифровой трансформации постоянно изменяется в связи со стремительным темпом их развития и внедрения. Среди наиболее часто встречающихся – искусственный интеллект (ИИ), большие данные (Big Data), интернет вещей (IoT), блокчейн, робототехника, технология «Умного города» (Smart City), технологии дополненной и виртуальной реальности.

Показательным является динамика развития одной из основных составляющих цифровой экономики – электронной коммерции. Электронная коммерция (от англ. electronic commerce, e-commerce) – деятельность по покупке и продаже товаров и услуг на онлайн сервисах и через Интернет, давно и прочно заняла важное место в нашей жизни. Аналитическое издание Insider Intelligence в 2022 году опубликовало исследование, согласно которому мировой объём розничных продаж электронной коммерции к 2025 г. может вырасти на 50% (до 7,3 трлн долл.) и составить 24,5% общего объёма розничных продаж. По итогам 2021 г. этот объем составлял 4,9 трлн долл. или 19,6% общего объёма розничных продаж. На долю десяти стран с крупнейшими объёмами рынков электронной коммерции приходится 88,6% всего мирового объёма этой отрасли [16]. Четверка лидеров — Китай (52%), США (19%), Великобритания (5%) и Япония (3%) (рис.2).

Рис 2. Рейтинг стран по доле объемов розничных электронных продаж в мировом объеме электронной коммерции. Составлено автором на основе данных https://journal.open-broker.ru/investments/mirovoj-rynok-e-commerce (дата обращения: 21.09.2023) [16]

Менеджмент в условиях цифровой экономики

Вслед за изменениями, происходящими в экономике, становится очевидной необходимость существенных преобразований в процессе управления предприятиями. Внедрение новых подходов и методов менеджмента предполагают глубокую трансформацию бизнес-процессов организации, а глобальность и скорость перемен, происходящих на данном этапе развития экономики, требуют все большую гибкость и адаптивность управления. Реорганизация традиционных подходов и стандартов управления предприятием сегодня имеет решающее значение для стабильной деятельности организации, ее конкурентоспособности и достижения оптимальных результатов в будущем.

Ключевой задачей и стратегическим бизнес-приоритетом для современного менеджмента в данных условиях становятся планирование, управление и контроль, основанные на использовании актульных преобразующих цифровых технологиях, прогрессивных IT-решениях. Подтверждением происходящих изменений является глобальный рост инвестиций предприятий, направленных на инфраструктурное программное обеспечение. Так, согласно аналитическим исследованиям, представленным в пресс-релизе компании Gartner, в 2020 году мировые расходы на цифровые технологии составляли 3,87 трлн. долл. США, в 2021 год – 4,24 трлн. долл. США, а в 2022 году – 4,47 трлн. долл. США. При этом самый высокий рост уровня расходов в 2022 году предполагается на корпоративное программное обеспечение – 11,5% (табл.3) [20].

Таблица 3.

Мировые расходы на ИТ (трлн.долл.США)

Наименование расходов
2020
2021
2022
Рост 2020 года (% )
Рост 2021 года (% )
Рост 2022 года (% )
Системы центров обработки данных
0,18
0,20
0,21
2,5
9,7
5,8
Корпоративное программное обеспечение
0,53
0,60
0,67
9,1
13,6
11,5
устройства
0,70
0,80
0,82
-1,5
15,1
2,3
ИТ-услуги
1,07
1,19
1,29
1,7
11,2
8,6
Услуги связи
1,40
1,45
1,48
-1,5
3,9
2,1
Общий ИТ
3,87
4,24
4,47
0,9
9,5
5,5

Источник: составлено автором на основе данных https://www.gartner.com/en/newsroom/press-releases/2021-10-20-gartner-forecasts-worldwide-it-spending-to-exceed-4-trillion-in-2022 (дата обращения 01.10.2023) [20]

Цифровизация представляет новые возможности для развития потенциала конкретной организации. Такие инструменты и технологии как искусственный интеллект (ИИ), большие данные (Big Data), наука о данных (Data Science), облачные технологии, роботизация бизнес-процессов призваны преобразовать и усовершенствовать процесс принятия управленческих решений в целях повышения их оптимизации и соответствия стратегическим целям компании. Однако новые возможности невозможно использовать без соответствующей адаптации организационной структуры, персонала, корпоративной культуры компании.

Цифровая трансформация менеджмента оказывает существенное влияние как на внешнюю среду организации (условия взаимодействия с государством, поставщиками и покупателями), так и на внутренние процессы, происходящие в компании. Под ее воздействием изменяется парадигма основных стратегических направлений. Объектами цифровизации менеджмента выступают активы организации, персонал, культура, стратегии в различных сферах деятельность компании, отдельные операционные процессы и инструменты, конкретные инновации, продукты, партнерства в экосистемах и т.п. Ключевыми задачами цифрового менеджмента в организации становятся:

§ разработка стратегии развития предприятия с учетом изменения бизнес-процессов компании на основе передовых цифровых технологий;

§ прогнозирование и планирование деятельности с учетом внедрения системы контроля, которая опирается на использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);

§ поддержание высокого уровня знаний менеджмента компаний и специалистов в области современных технологий;

§ поддержание высокой степени готовности к изменениям и вызовам внешней среды.

Результатом выполнения данных задач можно назвать: обеспечение стабильной и ритмичной работы предприятия; возможность модернизации производства с целью повышения автоматизации, оптимизации и автономности процессов; повышение уровня финансовых и экономических показателей; обеспечение эффективной деятельности в условиях цифровизации экономики.

Рассмотрим несколько примеров ИТ-решений и их внедрения в управленческий процесс организации, а также результаты их использования:

Технология «интернета вещей» (от англ. IoT – Internet of Things) позволяет добиться частичной, а порой и практически полной автоматизации не только производственных, но и управленческих процессов компании. Успешным примером применения данной технологии может служить использование платформы интеллектуального анализа данных Clover Smart Maintenance на промышленных предприятиях и предприятиях транспортной системы, которая помогает оценивать техническое состояние любого вида транспорта или заводского оборудования. Эта система позволяет избегать простоев, контролировать качество работы, вовремя отправлять оборудование на ремонт. Также технология IoT активно применяется в управлении персоналом: мониторинг производительности труда, реализация оздоровительных программ, проведение корпоративных мероприятий и т.п.

Примером цифровизации финансовых компаний и активного внедрения ИКТ является появление мобильного банкинга, онлайн-шоппинга, возможности проведения удаленной оплаты и безналичных расчетов, блокчейн. Причем блокчейн нужен не только для операций с криптовалютами, но и для защиты денежных операций.

Активное внедрение и применение беспроводных технологий, таких как Wi–Fi, WiMAX, Bluetooth, влияет на скорость процесса передачи и синхронизации информации, возможность оперативности принятия важнейших решений как в государственных компаниях, так и в частных организациях.

Применение технологии «Big Data» в процессе бизнес-администрирования позволяет обрабатывать большие объемы данных, обеспечить оперативность в мониторинге клиентов, кастомизацию предложения, совершенствовать бизнес-процессы, связанные с взаимодействием с клиентами. Кроме того, технологии «Big Data» могут быть использованы для обработки технологической информации, управления проектами, анализа конкурентоспособности и т.д. Внедрение и широкое применение данной технологии дает неоспоримые конкурентные преимущества ее пользователям.

К положительным результатам цифровизации менеджмента на предприятии можно отнести: возникновение новых бизнес-моделей и новых форм бизнеса, позволяющих повысить доходность и конкурентоспособность деятельности конкретного предприятия; повышение прозрачности экономических операций и обеспечение более качественного мониторинга; обеспечение доступности и продвижения товаров и услуг; появление полностью автоматизированных управляющих систем.

Однако не всегда современные организации динамично включаются в цифровые процессы, а менеджмент готов обучаться и перестраиваться под них. Такая ситуация складывается поскольку цифровая трансформация весьма динамична, носит непрерывный характер, обусловленный скоростью изменения технологий, и должна осуществляться на базе тщательного анализа внешней и внутренней среды компании. Без учета актуальных цифровых трендов, которые активно распространяются среди предприятий отрасли, выбор внедряемых технологий невозможен. При этом следует прогнозировать, какие из цифровых продуктов будут иметь долгосрочные перспективы и действительно окажутся полезными для предприятия с учетом особенностей внутренней среды и системы менеджмента, а какие окажут лишь краткосрочный эффект. Также важно устанавливать очередность интеграции информационных продуктов, так как цифровизация, как правило, предполагает постепенное внедрение информационных технологий в различные области деятельности компании. Кроме того, для успешного функционирования цифровых технологий требуется создание «цифровой экосистемы», способной обеспечивать цифровые коммуникации предприятия. Под цифровой экосистемой понимают техническую оснащенность организации (компьютеры, периферийные устройства, смартфоны и т. п.), внутреннюю сеть и доступ к сети Интернет, а также облачные сервисы, стандартизированное программное обеспечение, веб-приложения, электронные платформы.

Стоит также отметить и возникновение морально-этических аспектов в связи с необходимостью изменения кадровой политики компании, опасения относительно конфиденциальности и безопасности.

Поэтому решение о необходимости цифровизации бизнес-процессов и внедрении тех или иных информационных систем вызывает противоречивое отношение собственников и менеджмента организации. Для принятия подобного решения необходимо учитывать влияние большого числа факторов, включая структуру бизнеса, организационно-функциональное построение предприятия, бизнес-правила, политику, корпоративную культуру, опыт и знания управленцев, внутренние технологические процессы, внешнее окружение. Кроме того, осуществление комплексной цифровизации бизнеса будучи сложным, долговременным и финансово затратным проектом, далеко не всегда гарантирует быстрый и положительный результат. Это является существенным ограничением и зачастую приводит лишь к частичной интеграции цифровых проектов в деятельность компании.

Абсолютно очевидно, что кроме положительных аспектов и ожиданий, менеджмент предприятия в условиях цифровизации имеет и спорные вопросы с вытекающими отсюда рисками. Но ценой этих рисков в современных условиях является будущее компании. Осуществление цифровизации менеджмента, автоматизация и оптимизация бизнес-процессов, а также большая гибкость и индивидуальность продуктов и услуг является стратегически важным для обеспечения дальнейшего существования, эффективной работы и успешного развития любого предприятия в условиях цифровой трансформации экономики.

Выводы

Подводя итог, можно сделать следующие выводы – цифровая трансформация является фундаментальным движущим фактором современного мирового развития, затрагивающим все сферы человеческой жизни. Предстваленный в статье системный анализ эволюции понятия категории «цифровой» в историческом формате и разработанное на его основе теоретическое обоснование определения дают более глубокое понимание специфических особенностей процесса цифровой трансформации на каждом этапе исторического развития. Исследуемые преобразующие цифровые технологии представляют собой функциональный инструментарий современного менеджмента, способный обеспечить прогрессивное развитие как отдельно взятой компании, так и национальных экономик в целом. Комплексный подход в изучении возникающих факторов и тенденций развития цифровой экономики способствует своевременному определению стратегического направления адаптации менеджмента, формируя новые, особые черты, способные обеспечить соответствие изменяющимся стандартам экономического развития.


References:

Aleksandrova A. V. (2018). Formirovanie tsifrovoy ekonomiki i promyshlennosti: novye vyzovy [Formation of the digital economy and industry: new challenges] (in Russian).

Avdeeva I.L. (2013). Ekonomika regionov: tendentsii razvitiya [Regional economy: development trends] (in Russian).

Belyatskaya T. N. (2018). Formirovanie elektronnoy ekonomiki Belarusi: makroekonomicheskie usloviya [Formation of e-economy of Belarus: macroeconomic conditions]. Nauka i innovatsii. (12). 49–55. (in Russian).

Belyatskaya T. N., Knyazeva L.P. (2016). Kontseptsiya elektronnoy ekonomiki [The concept of the electronic economy] (in Russian).

Bodrunov S. D., Demidenko D.S., Plotnikov V. A. (2018). Reindustrializatsiya i stanovlenie «tsifrovoy ekonomiki»: garmonizatsiya tendentsiy cherez protsess innovatsionnogo razvitiya [Reindustrialization and formation of "digital economy": harmonization of tendencies through process of innovative development]. Management consulting. (2). 43–54. (in Russian).

Gartner Forecasts Worldwide IT Spending to Exceed $4 Trillion in 2022Press Release ¬– STAMFORD, Conn., October 20, 2021. Retrieved October 01, 2023, from https://www.gartner.com/en/newsroom/press-releases/2021-10-20-gartner-forecasts-worldwide-it-spending-to-exceed-4-trillion-in-2022

Gartner Glossary. Retrieved September 21, 2023, from https://www.gartner.com/en/glossary

Holden R. DigitalOxford English Dictionary. Retrieved September 21, 2023, from https://www.oed.com/discover/digital

Ivanovskaya L. V. (2019). Tsifrovizatsiya ili tsifrovaya ekonomika: problemy i perspektivy [Digitalization or digital economy: problems and prospects]. Vestnik Universiteta. (6). 45–50. (in Russian).

Kovalev M.M., Golovenchik G.G. (2018). Tsifrovaya ekonomika – shans dlya Belarusi [Digital economy is a chance for Belarus] (in Russian).

Lane N. (1999). Advancing the digital economy into the 21st century Inform. Systems Frontiers. (3). 317–320.

Negroponte N. (1995). Being digital

Perepelitsa L. A. (2023). Menedzhment predpriyatiya v usloviyakh tsifrovizatsii ekonomiki [Enterprise management in the conditions of digitalization of the economy] Law. Economy. Social partnership. 587–591. (in Russian).

Press B. Organizing the worldʼs information, one reference at a timeWhatʼs the Big Data?. Retrieved September 21, 2023, from https://whatsthebigdata.com/organizing-the-worlds-information-one-reference-at-a-time

Press G. A very short history of digitizationForbes. Retrieved September 21, 2023, from https://www.forbes.com/sites/gilpress/2015/12/27/a-very-short-history-of-digitization

Shamika N. (2023). Sirimanne, Director, Division on Technology and Logistics. E-commerce and Digital Economy Programme Year in Review 2022. Executive Summary.

Stasenya T. P., Mandrik O.G. (2018). Tsifrovaya ekonomika Respubliki Belarus : razvitie i opredelenie perspektivnyh napravleniy i sektorov ekonomiki dlya ikh tsifrovizatsii [Digital economy of the Republic of Belarus: development and identification of promising areas and sectors of the economy for their digitalization] Socio-economic development of organizations and regions of Belarus: efficiency and innovation. 117-120. (in Russian).

Tapscott D. (2014). The digital economy anniversary edition: Rethinking promise and peril in the age of networked intelligence

Tapscott D. The digital economy (1994)Don Tapscott. Retrieved September 21, 2023, from http://dontapscott.com/books/the-digital-economy

Страница обновлена: 26.04.2025 в 22:10:51