State planning in Japan, France and South Korea: is it a useful experience for Russia?
Ivannikova A.A.1, Udalov I.D.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Download PDF | Downloads: 66
Journal paper
Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 13, Number 4 (October-December 2023)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=63633285
Abstract:
The article is devoted to a theoretical analysis of the characteristics of the Russian economy and its correlation with foreign development models, in particular the Japanese, French and South Korean ones. Based on the identified characteristics, it is proposed to consider the main provisions of domestic economists regarding the prospects for creating state planning institutions. The main features of the domestic economic model, the prerequisites for its comparison with foreign ones are highlighted; and the key aspects of foreign experience of economic development in a “difficult” period for countries are described. Based on the analysis of foreign practical and domestic theoretical models, the main components of foreign experience for its possible testing in Russian conditions were proposed.
Acknowledgments:
The study was carried out within the framework of fundamental research No. 1022040500863-5-5.2.1;5.2.4 "Theoretical foundations for the formation of a new paradigm for the management of socio-economic, technological and financial development of Russia: interdisciplinary synthesis of evolutionary and wave concepts" commissioned by the Financial University under the Government of the Russian Federation.
Keywords: development models, Japan, Russia, South Korea, indicative planning
Funding:
Исследование выполнено в рамках фундаментальной НИР № 1022040500863-5-5.2.1;5.2.4 «Теоретические основы формирования новой парадигмы управления социально-экономическим, технологическим и финансовым развитием России: междисциплинарный синтез эволюционных и волновых концепций» по заказу Финансового университета при Правительстве РФ
JEL-classification: E61, E65, E66, O33
Введение.
Определение рисков, барьеров и перспектив развития любой системы неотъемлемо связано с адекватностью направления, целей и возможностей развития данной системы. Со-направленное и осознанное развитие экономической системы возможно в условиях выстроенной иерархии стратегических и тактических целей, то есть задач среднесрочного и долгосрочного развития экономики. При этом данные цели должны опираться на располагаемые в стране материальные ресурсы и соотносится с внешними факторами.
Актуальность разработки модели экономики, способной эффективно функционировать в условиях геоэкономической и геополитической напряжённости проявляется в следующих аспектах:
- необходимость изучения зарубежного опыта экономического развития в кризисный период;
- анализ основных факторов успеха моделей экономического роста развитых стран, использующих инструменты планирования, по результатам которого стало упрочение влияния стран на мировую экономику;
- обзор альтернативных направлений осуществления государственного экономического регулирования для создания комплексной хозяйственной модели, учитывающее несколько научных позиций.
Индикативное планирование является предметом изучения множества учёных, как внутри России, так и за рубежом. Отечественные исследователи связывают данный инструмент государственного регулирования с возможным переходом к новому уровню технологического развития и активизации экономического роста (С.Д. Бодрунов [16], А.В. Бузгалин [15], А.И. Колганов [15]). Отдельные учёные также отмечают социальную функцию планирования, связанную с консолидацией общества и выработке механизмов социальной коммуникации (В.В. Коссов [22], А.В. Бузгалин [15]). В зарубежной научной среде научный анализ индикативного планирования в ряде случаев представлен рассмотрению опыта его использования и экономических последствий (Комия Р.И. [26], Ватанабе Т. [25] и др.). [ЕВ1] [ЕВ2]
Методология исследования включает в себя использование взаимосвязанных методов логического анализа с количественными методами, теоретической аналитики и инструментами ретроспективного анализа.
Целью исследования является обзор основных характеристик зарубежных моделей экономического роста, основанных на использовании индикативного планирования, и выявление практик, применимый в отечественных условиях.
Научная новизна работы заключается в [ЕВ3] анализе опыта экономического строительства Японии, Южной Кореи и Франции, в частности индикативного планирования, и его применимости в российской экономике (конкретных экономических практик и принципов).
Авторская гипотеза: опыт индикативного планирования Японии, Франции и Южной Кореи применим в российских условиях ограниченно. Экспортно-ориентированный характер азиатских экономик и в ряде случаев директивное регулирование экономики со стороны их руководства в настоящее время видятся как инструмент ограничения потенциала бизнеса. Тем не менее структура регулирования и институциональная организация экономики в данных странах могут быть полезными для налаживания каналов коммуникации между субъектами российской экономики.
Краткое описание отечественной экономической модели.
Разработка долгосрочных приоритетов развития отечественной экономики является актуальной задачей. В условиях сжатых временных рамок адаптации к изменившимся макроэкономическим и политическим условиям целесообразно не изобретать отечественное «уникальное» чудо, а адаптировать существующие экономические модели, краткая характеристика которых представлена в таблице 1 [1, 2].
Таблица 1 – Существующие модели экономического развития
Модель
|
Ключевой
ориентир развития
|
Государственное
вмешательство
|
Влияние
монополий
|
Доля
экспорта/импорта (в % от ВВП)
|
Степень
открытости
|
Роль
финансового сектора
|
Доля
теневого сектора (в % от ВВП)
|
Американская
|
Инновационное
развитие
|
Низкий уровень
участия
|
Появление
интернет-гигантов, подрывающих конкурентную среду
|
11/14,5
|
невысокая
|
Фондовые рынки
– основной источник инвестирования акционерных обществ, являющихся основой
экономики
|
8
|
Западноевропейская
|
Обеспечение
общественного благосостояния
|
Высокий
уровень участия; выделение средств на социальные нужды
|
Конкурентная
среда
|
>56/>55
|
Открытая
|
Существенный
уровень развития банковского сектора, величина активов которой составляет
260% ВВП
|
10-15
|
-
Модель Британии
|
Высокий
уровень участия
|
Конкурентная
среда, однако на некоторых рынках наблюдается доминирование небольшого числа
компаний
|
33/36,2
|
Модель
ориентирована на финансовой рынок, а главным источником финансирования служит
эмиссия ценных бумаг
|
11
| ||
-
Модель Германии
|
Высокий
уровень участия, но заключается преимущественно в законодательном
регулировании экономических отношений
|
Конкурентная
среда
|
50,4/48,5
|
Главный
источник финансирования – банковский кредит
|
12
| ||
-
Модель Скандинавских стран
|
Низкое участие
в создании общественных благ, но высокое в их перераспределении
|
Конкурентная
среда
|
53-70/27-59
|
Основной
источник финансирования – банковский кредит
|
9-15
| ||
Южно-европейская
|
Развитие
индустриального сектора
|
Активное
участие государства в перестройке экономики
|
Высокая
степень концентрации собственности, монополизм
|
30-50/20-50
|
открытая
|
Низкий уровень
развития фондовых бирж, однако около 8,5% крупнейших банков мира приходится
именно на Италию
|
25
|
Азиатская
|
Экспортно-ориентированная
модель
|
Значительный
уровень участия
|
Стремление к
уменьшению влияния монополий
|
>20/>18
|
открытая
|
|
15-50
|
-
Модель Японии
|
Либерализация
экономики и создание конкурентной среды
|
Стремление к
уменьшению влияния монополий
|
17,6/21,2
|
Высокий
уровень развития всех финансовых институтов; центральная роль принадлежит
банкам (11 банков — 2/3 банковских активов); развитые биржи; конкурентный
характер
|
10
| ||
-
Модель Индии
|
Конкурентная
среда
|
13,5/21,5
|
|
24
| |||
-
Модель Южной Кореи
|
Развитие конкуренции
|
39/37
|
Все кредитные
институты контролируются государством
|
26
| |||
Латиноамериканская
|
Импортозамещающая
модель
|
Тенденция к
сокращению государственного вмешательства
|
Вклад капитала
американских компаний усиливает монополизацию национальных рынков
|
19-32/15-33
|
невысокая
|
Н.д.
|
25-35
|
Африканская
|
Создание
рыночной среды
|
Высокий
уровень участия, но низкая степень развития государственных институтов
|
Тенденция к
усилению степени монополизации связи с влиянием развитых стран
|
>5/>12
|
невысокая
|
Н.д.
|
35-55
|
Советская
|
Построение
плановой социалистической экономики
|
Плановая
экономика
|
Отсутствие
конкуренции
|
-
|
закрытая
|
Система
государственного финансирования
|
3-12
|
Стоит отметить, что отечественная экономика, в процессе адаптации к рыночным отношения как внутри собственного контура, так и в рамках взаимодействия с внешним миром, сформировала ряд институциональных особенностей [5, 6]:
· Повышенное, но не всегда эффективное государственное регулирование и низкая эффективность антимонопольной политики, что связано с обобщающим характером законов, размытие полномочий ФАС;
· Крупная доля собственности находится в руках государства (33%), при этом большая часть частной собственности сконцентрирована в собственности крупного бизнеса;
· Высокий уровень социального расслоения (индекс Джини равен 0,4).
Так, несмотря на то что в России реализуется множество мер, в частности законов, направленных на поддержание макроэкономической стабильности и достижение экономического роста, они не всегда являются эффективными вследствие несовершенства государственного регулирования. В первую очередь это выражается в обобщающем характере законов, вследствие чего регулирование конкретных ситуаций происходит в отрыве от нормативно-правовых актов [6]. Более того, нельзя не отметить трудности в распределении полномочий между центром и субъектами РФ, а также организации грамотного контроля за исполнением обязанностей [7].
Стоит также отдельно остановиться и на второй особенности российской модели, являющейся крайне важной в контексте изучения долгосрочных ориентиров развития. Для этого необходимо рассмотреть экспортно-ориентированные отрасли российской экономики, в которых данная черта проявляется наиболее ярко (таблица 2):
Таблица 2 - Распределение государственного «влияния» на крупных игроков рынка отечественных ресурсов [ЕВ4] на начало 2022 года
Ресурсы
|
Основные компании
|
Доля собственности государства в компании
|
Нефть
|
Роснефть
Лукойл Сургутнефтегаз Газпром Татнефть |
50%
0% 0% 50% 36% (Правительство Татарстана) |
Природный газ
|
Газпром
Новатэк Лукойл Роснефть Сургутнефтегаз |
50%
10% (Газпром) 0% 50% 0% |
Горнодобывающая отрасль (кроме драгметаллов)
|
ГМК «Норильский никель»
Северсталь Русал НЛМК Алроса ММК Евраз Мечел УГМК ВСМПО-АВИСМА |
0%
0% 0% 0% 33% 0% 0% 0% 0% 25% |
Энергетика
|
Интер РАО
Русгидро Росэнергоатом Газпром энерго |
70% (разные госструктуры)
74% (Росимущество + ВТБ) 100% 100% (Газпром) |
Несмотря на высокий уровень ренты от владения природными ресурсами у корпораций, часть национального благосостояния, оказывающая у государства, является относительно низкой [8]. Вместе с тем на протяжении последних 13 лет она демонстрирует отрицательный тренд (Таблица 3).
Таблица 3 - Динамика распределения национального дохода РФ, трлн руб.
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
Валовой внутренний продукт
|
60,11
|
68,10
|
72,99
|
79,03
|
83,09
|
85,62
|
91,84
|
103,86
|
109,61
|
107,66
|
135,29
|
153,44
|
Потребление основного
капитала
|
5,57
|
6,82
|
7,93
|
9,13
|
10,54
|
11,57
|
12,37
|
12,92
|
14,27
|
15,19
|
18,50
|
22,20
|
Национальный доход
|
54,54
|
61,28
|
65,05
|
69,90
|
72,55
|
74,04
|
79,47
|
90,94
|
95,34
|
92,47
|
116,79
|
131,24
|
Чистые налоги на
производство
|
8,74
|
9,83
|
10,06
|
11,00
|
9,26
|
9,41
|
9,97
|
12,19
|
12,10
|
10,45
|
13,51
|
12,30
|
Доля национального дохода,
остающаяся у государства
|
16,03%
|
16,04%
|
15,46%
|
15,73%
|
12,77%
|
12,70%
|
12,55%
|
13,40%
|
12,69%
|
11,30%
|
11,57%
|
9,37%
|
Оплата труда наемных
работников
|
26,39
|
30,19
|
33,80
|
37,44
|
39,75
|
41,24
|
43,90
|
46,42
|
48,38
|
48,70
|
54,20
|
59,91
|
Доля национального дохода,
распределяемая среди наёмных рабочих
|
48,37%
|
49,26%
|
51,96%
|
53,56%
|
54,79%
|
55,69%
|
55,24%
|
51,04%
|
50,75%
|
52,66%
|
46,41%
|
45,65%
|
Чистая прибыль предприятий
|
19,41
|
21,26
|
21,20
|
21,46
|
23,53
|
23,40
|
25,60
|
32,34
|
34,86
|
33,32
|
49,08
|
59,03
|
Доля национального дохода,
распределяемая среди владельцев предприятий
|
35,59%
|
34,70%
|
32,58%
|
30,70%
|
32,44%
|
31,60%
|
32,21%
|
35,56%
|
36,56%
|
36,03%
|
42,02%
|
44,98%
|
Инвестиции в основной
капитал
|
11,04
|
12,59
|
13,45
|
13,90
|
13,90
|
14,75
|
16,03
|
17,78
|
19,33
|
20,39
|
23,24
|
27,87
|
Доля инвестиций в чистой
прибыли
|
56,84%
|
59,19%
|
63,46%
|
64,78%
|
59,05%
|
63,03%
|
62,61%
|
54,99%
|
55,45%
|
61,21%
|
47,35%
|
47,21%
|
Доля чистого дохода
предприятий без инвестиций
|
43,16%
|
40,81%
|
36,54%
|
35,22%
|
40,95%
|
36,97%
|
37,39%
|
45,01%
|
44,55%
|
38,79%
|
52,65%
|
52,79%
|
Национальный доход был определён посредством вычитания из общего объёма ВВП суммы потреблённого основного капитала. Показатель чистых налогов на производство характеризует долю дохода, остающуюся в распоряжении государства, оплата труда наёмных работников – в руках основной части населения, чистая прибыль – в руках владельцев компаний. Вместе с тем часть от общей прибыли направляется на инвестирование средств в воспроизводство и наращивание экономического потенциала.
Приведённые выше характеристики позволяют заявить о наличии схожести с некоторыми из приведённых выше моделей, в особенности Азиатских.
Предпосылки для трансформации экономики России.
Для инновационной трансформации российской экономики была утверждена Стратегия развития до 2030 года [10], предполагающая комплексный подход к модернизации экономики. В качестве операционной поддержки Стратегии были разработаны 14 национальных проектов, охватывающих практически все области жизни общества [11]. Стратегия подразумевает развитие всех важнейших для экономики направления без учета их приоритезации и ограниченных ресурсов для их реализации.
Также, немаловажным остаётся и тот факт, что на уровне Президента РФ и Правительства РФ неоднократно объявлялось, что политика свободного рынка, отстаиваемая правительством РФ до 2022 года и наложения ограничений со стороны иностранных держав потеряла свою актуальность. По мнению министра промышленности и торговли Д.В. Мантурова последующая политика в области технологического и институционального развития должна базироваться на модели построения технологического суверенитета [12].
Президентом РФ неоднократно подчёркивалась приверженность руководства РФ принципам рыночной экономики и неприкосновенности частной собственности, что, с одной стороны, ограничивает инструментарий для последующего развития, но с другой стороны позволяет оставить шанс для проявления инициативы частного сектора в трансформации структуры экономики РФ.
Из ключевых идей по рыночному подходу можно выделить следующие: рыночный подход на фоне ухода ряда компаний позволяет отечественным субъектам и компаниям из дружественных стран занять освободившуюся нишу. Однако в этой связи возможны объективны ограничения, вызванные неготовностью (технологической и финансовой) российских компаний к расширению производства в определённых областях, а также ограничения в области рисков, что ограничивает приход иностранных компаний.
Отечественные подходы к планированию.
Плановый метод может стать фактором повышения эффективности в государственном секторе, так как позволит выстроить механизм контроля и реализации национальных и проектов и программ, отсутствующий фактически в настоящее время. От ряда политических сил, как оппозиционных [13], так и правительственных [14] неоднократно звучали предложения о внедрении механизмов планирования. Основной идеей является индикативное планирование. Его сущность заключается в создании общегосударственной системы плановых показателей и ориентиров для государственных предприятий и частного сектора. По своему характеру документ не является обязательным к исполнению, однако за следование его рекомендациям правительство может предоставить дополнительные преференции для компаний.
Среди российских экономистов возникали конкретные проекты индикативного планирования. Селективное планирование, основоположниками которого являются отечественные учёные А.В. Бузгалин и А.И. Колганов [15]. Их концепция подразумевает, в том числе необходимость общественного согласия для её внедрения, а также отсутствие принудительности для исполнения плановых показателей со стороны частного сектора.
Принципиальным различием концепций индикативного и селективного планирования является степень вмешательства государства. В методе, предложенном отечественными политэкономами, предлагается создать специальный государственный орган, ответственный не только за разработку экономических планов, но и за контроль над их исполнением, сбор обратной связи. Государство отводятся полномочия вырабатывать специальные нормативно-правовые акты, стимулирующие субъектов народного хозяйства действовать в русле общегосударственных и общественных интересов, не учётом корпоративной инициативы. Эту идею поддерживает и С.Д. Бодрунов, выражая мысль о том, что планирование развития экономики упростит её реструктуризацию и позволит обогнать лидирующие страны, не догоняя их [16].
Развивая дискуссию о преимуществах планового подхода к экономическому развитию по сравнению с рыночным, можно обратиться к трудам кибернетиков, испытавших влияние советских экономистов. Так, восточногерманский учёный Георг Клаус, анализируя устройство плановой и рыночной экономик [17], констатирует, что в обеих системах государство выполняет роль регулятора взаимоотношений между экономическими субъектами. Ключевое различие состоит в том, что плановая система функционирует на основе более меньшего и в высокой степени устойчивого объёма взаимосвязей между субъектами. В то же время рыночная экономика базируется на системе хаотичных и постоянно меняющихся соединений между различными предприятиями, фирмами и государством. Отсутствие определённости в развитии системы (отсутствие чёткого алгоритма решения задач развития), а также большее многообразие экономических субъектов и взаимосвязей между ними усложняет для государства процесс управления экономическим развитием. Г. Клаус, подводил к следующему выводу: плановая экономика с точки зрения управления более перспективна, так как позволяет более просто и конкретно регулировать развитие системы. Как показала практика, плановый подход также не лишён изъянов, однако основную функцию в виде ускорения и придания чёткости решения поставленных задач он показал эффективно. Примером может являться небезызвестный план ГОЭЛРО, благодаря которому практически с нуля была создана энергетическая система Советской России [18].
Другой теоретик плановой экономики Н.И. Бухарин являлся одним из основоположником общей схемы управления научно-техническим развития в рамках указанной системы народного хозяйства [19]. В его работах он отстаивает идею о формировании единства производственных и научных комплексов, заключающуюся в постоянном обмене технологий с одной стороны на обратную связь и результаты применения с другой. Во-первых, данная система способна ускорить проведение НИОКР, так как практическая апробация результатов исследований происходит в относительно короткие сроки. Во-вторых, предприятия получают безграничный доступ к оптимизации процесса производства.
Однако данная схема возможна к реализации преимущественно в государственном секторе, так как расходы предприятий в этом сегменте покрываются государством. Подобная схема взаимодействия частных структур и научных учреждений представляется менее перспективной, так как апробация новейших достижений науки существенно повышает издержки (стоимость первых экземпляров промышленного оборудования, как правило, является достаточно высокой), а также риски потерь экономической прибыли, связанные с упущенными краткосрочными прибылями в случае отказа от модернизации производства.
Зарубежные модели инновационного развития.
Перспективность инструмента государственного планирования с целью повышения эффективности экономического развития может быть также продемонстрирована на примере зарубежных стран.
Индикативное планирование, являющееся достаточно известным в среде экономистов теоретическим концептом, представляет собой систему показателей развития экономики, которые должны служить ориентиром для субъектов экономики.
Практика индикативного планирования во Франции позволила стране к середине 1970-х годов удвоить значения индексов реального ВВП, производительности труда и размера средней заработной платы [20]. Правительство поощряло стремление отечественных компаний соответствовать показателям индикативных планов, но в будущем столкнулось со спадом эффективности собственной политики. Последствием успеха индикативного планирования стала стагнация показателей средней заработной платы и игнорирование политики правительства со стороны бизнеса, после чего в данной стране инструмент планирования теперь используется лишь формально [21].
В чём же были слабости Французского опыта?
Во-первых, индикативные планы нуждаются в постоянной корректировке и переосмыслении в зависимости от изменения внутренних и внешних экономических условий, вместе с тем учитывая изменения интересов разных социальных групп. К концу 60-х годов прошлого века крупный французский капитал уже не хотел ограничиваться рамками внутреннего рынка, как того предполагали планы, в связи с чем они стали оказывать давление на правительство с целью корректировки планов, и снижения степени их нормативности. При отсутствии актуализации планов в условиях динамичной рыночной системы система индикативного регулирования рискует стать неэффективной и бесполезной с точки зрения предоставления экономическим субъектам максимальной прибыльности.
Во-вторых, индикативное планирование должно учитывать изменение конъюнктуры рынка за пределами страны. Участие иностранного сектора в экономике, как и вывоз капитала из страны в случае французского опыта планирования являлись второстепенными показателями, но в системе позднего капитализма они имеют ключевое значение. Тесная взаимосвязь экономик в рамках мир-системы предполагает чувствительность каждой составной части мирового хозяйства к малейшему изменению внешней конъюнктуры.
В-третьих, система стратегического планирования в национальном масштабе должна выполнять помимо прочего консолидирующую функцию, то есть выступать платформой для общественной дискуссии и служить интересам всех социальных групп [22]. Отказ от национального консенсуса, как в случае с Францией, может также стать одной из предпосылок для разложения данной системы.
Другим примером успеха плановой модели развития экономики является Япония. Рассматривая модель данной страны, стоит понимать, что планирование осуществлялось с целью восстановления и постройки новой индустрии в стране после разрушения экономики по итогам Второй Мировой войны. К основным принципам японской модели роста в сфере индустриальной политики относились: активное государственное вмешательство в экономику (происходившее по большей части до 60-х годов) и ориентация на внешнюю торговлю как на ключевой фактор развития.
Первый компонент состоял из нескольких направлений: поддержка нерентабельных и низко-прибыльных компаний, в стратегической перспективе способных стать локомотивами развития экономики (в том числе поддержка занятости в данных отраслях), активная антимонопольная политика и недопущения слияния крупных конгломератов, а также ориентация на импорт технологий и активное поощрение инноваций. Это, вкупе с внедрением индикативного планирования, позволило Японии достичь стабильного роста экономики около 10% в годовом выражении в период с 1950-х по начало 1970-х годов [23].
Второй компонент экономической модели Японии, стремление к опоре на внешнюю торговлю, заключался в том, что Японское правительство стремилось наполнить мировой рынок дешёвыми товарами, за счёт реализации которых получала бы необходимые для экономики технологии и технику, необходимую для модернизации производства. Данная позиция подвергалась критике со стороны экономистов [24] по причине формирования возможной неустойчивой экономической модели.
Японское планирование не лишено недостатков, на которые следует обращать внимание при изучении их опыта [25]:
· на начальных этапах японские органы государственного планирования испытывали дефицит квалифицированных кадров;
· некоторые экономические модели и расчёты оставались закрытыми, что затрудняло расчёты в случае смены правительства и состава плановой комиссии;
· прогнозные значения в ряде случаев расходились с интересами отраслевых групп, а также были недооценены по сравнению с фактическими показателями;
· дефицит корректной статистической информации.
По мнению критиков японской системы планирования эти факторы в последствии привели к тому, что из системы «Индикативного» планирования сформировалась система «Декоративного» планирования, то есть не имеющая отношения к реальным действиям правительства по реализации политики экономического роста. Однако на эту позицию находятся и возражения [26], согласно которым роль экономических планов в Японской экономике состояла не столько в направлении частного и государственного сектора по определённой траектории развития, сколько на начальных этапах в информировании экономических субъектов о предполагаемых результатах развития национального хозяйства, а на поздних в «пропагандистском» эффекте, то есть консолидации общества вокруг целей обозначенных правительством и формирования определённых моделей поведения. И во многом данные функции были исполнены в достаточной степени.
Другой страной, активно использовавшей инструмент активного государственного вмешательства в экономику и элементы планирования, является Республика Корея. В некоторых аспектах экономическая модель Южной Кореи схожа с японской. Так, правительство страны активно поощряло экспорт из страны и находилась в существенной зависимости от импорта [27]. Также совпадали и основные начальные цели правительств: усилить промышленную базу страны (тяжёлую, химическую промышленность и металлургию) на основе передовых технологий.
В рамках реализации экономических планов при власти президента Пак Чон Хи (которому приписывается «корейское экономическое чудо») [ЕВ5] допускалось прямое вмешательство в экономику вплоть до распределения ресурсов между отраслями народного хозяйства и отчасти даже распределения доходов, в том числе выравнивание доходов сельской и городской местности для ликвидации диспропорций в институциональной структуре национального хозяйства [28].
Для реализации вышеназванных функций властями Республики Кореи была создана смычка между тремя институциональными компонентами (государством, исследовательскими институтами и бизнесом). Формально бизнес обладал независимостью в сфере разработки и принятия собственных планов, однако государство имело право напрямую контролировать их соблюдение, а также соответствие принятым на государственном уровне ориентирам. Для согласования общих целей представители трёх институтов южнокорейского общества собирались на ежемесячные совещания, а исследовательские институты предоставляли актуальную информацию относительно перспектив экономического развития [28]. Тем не менее, как отмечают исследователи, самостоятельность южнокорейского бизнеса в период активной реализации политики экономического планирования была лишь юридической, фактически государство вмешивалось и в процессы принятия решений [29].
Недостатки Южнокорейской модели планирования заключается в критике переоценки роли отдельных отраслей (тяжелой промышленности и агропромышленного комплекса), а также затягивании государством общей либерализации экономики [27]. Кроме того, в 1970-х годах правительство Республики Корея приняло ряд неудачных мер относительно инвестиционной политики, что привело к замедлению экономического роста и впоследствии к некоторому ослаблению роли государства в экономическом развитии. Исследователями подчёркивается, что строгий контроль правительства привёл в том числе к высокому уровню инфляции в стране, а также неэффективному росту отдельных отраслей.
Модель Южной Кореи степенью государственного участия напоминает модель «государственного капитализма», однако она достаточно показательна в области выстраивания эффективной системы взаимодействия между исследовательскими институтами и бизнесом.
Заключение.
Исходя из вышесказанного можно заключить, что трансформацию экономической модели Российской Федерации, несмотря на декларируемую руководством страны преданность идее рыночного саморегулирования, целесообразнее осуществлять на основе государственного регулирования, в том числе использующего элементы планирования. Это вызвано не только информационной, прогностической и психологической функций экономического планирования, но и упорядочения институциональной структуры экономики и формирования целостного взгляда руководства страны на экономическое развитие, в том числе и на региональное.
Отечественная система государственного планирования должна отвечать не только целям мобилизации экономики, но и социального развития государства. Принимая во внимание опыт описанных выше стран, а также советской системы централизованного планирования, можно констатировать, что отечественная система по своей функциональной составляющей должна ориентироваться на французскую модель или на южнокорейскую, по причине того, что политика невмешательства в сферу частного сектора показывает на примере провала стратегии-2020 свою неэффективность, а также нецелесообразность использования японской модели планирования, делавшую упор в том числе на декларативную функцию плановых документов.
Политика руководства страны в области планирования должна базироваться на принципах ограниченного вмешательства государства и координирования взаимодействия трёх институциональных составляющих: научных, корпоративных и государственных структур. Оптимизация каналов связи позволит ускорить инновационный процесс в экономике. В рамках отечественной экономики данный подход может быть реализован при реализации схемы взаимодействия экосистема-государство [30].
Не стоит упускать из виду тот аспект, что ориентация экономики на внешнюю торговлю по аналогии с моделями восточноазиатских стран не представляется в ближайшем будущем для России оптимальной. В силу международной изоляции России странами капиталистического центра, её устойчивого положения в виде полу-периферии в мир-системе, а также наличия сильного конкурента-экспортёра Китая осложняет приток товаров и технологий в отечественную экономику, ровно, как и экспорт из неё. Безусловно, переориентация на взаимодействие с дружественными странами Африки, Ближнего Востока и Азии способна в некоторой степени компенсировать взаимодействие с частью Западных партнёров, однако развивающиеся страны не обладают той же сопоставимой экономической и технологической мощью, которой обладают капиталистические гиганты. В связи с этим национальная модель планирования в России должна исходить из приоритетности внутреннего рынка и немногочисленных рынков развивающихся стран [ЕВ6] .
Последующие исследования по данной тематике могут быть посвящены концептуализации модели институтов государства и бизнеса, работающих в рамках национальной плановой системы, а также выработке моделей регулирования и нормативных актов, учитывающих, как отечественные предложения экспертов, так и опыт зарубежных стран.
[ЕВ1]по-русски
[ЕВ2]ссылки на источники после каждой ФИО
[ЕВ3]это не новизна
уточнить
[ЕВ4]на какой год
[ЕВ5]источник
[ЕВ6]добавить ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В Заключении приводятся выявленные проблемы и авторские рекомендации по их решению, а также возможные направления дальнейших исследований.
References:
Rasporyazhenie ot 20 maya 2023 goda №1315-r [Resolution No. 1315-r of May 20, 2023] (2023). (in Russian).
Baranova D.M., Ozhgikhina P.A., Kuzyashev A.N. (2021). Osobennosti gosudarstvennogo regulirovaniya ekonomiki v rossii [Features of state regulation of the economy in Russia]. International Journal of Humanities and Natural Sciences. (12-1). 119-121. (in Russian).
Bodrunov S.D. (2018). Noonomika [Noonomics] (in Russian).
Bukharin N.I. (1988). Izbrannye trudy: Istoriya i organizatsiya nauki i tekhniki [Selected works: History and organization of science and technology] (in Russian).
Bulatov A. (2013). Rossiyskaya ekonomicheskaya model [Russian economic model]. World and national economy. (3-4). 4. (in Russian).
Bushuev V.V., Voropay N.I. (2019). Plan GOELRO: itogi i uroki [Goelro plan: results and lessons]. “Economic Policy” Journal. (4). 30-39. (in Russian).
Buzgalin A.V., Kolganov A.I. (2016). Planirovanie: potentsial i rol v rynochnoy ekonomike XXI veka [Planification: potential and role in xxi century market economy]. Voprosy Ekonomiki. (1). 63-80. (in Russian).
Comptes nationaux annuels (base 2000): INSEE, 2007. Retrieved June 20, 2023, from https://www.insee.fr/fr/metadonnees/source/serie/s1182
Hollerman L. (1960). Industrial structure and economic planning in Japan Pacific Affairs. (3). 219-226.
Klaus G. (1967). Kibernetika i obshchestvo [Cybernetics and Society] (in Russian).
Komiya R. I. (2004). Economic planning in Japan The Japanese Economy: Technology, foreign investment and competition policies. 7 59.
Kossov V.V. (2013). O planirovanii sotsialnogo i ekonomicheskogo razvitiya Rossii-platforma dlya konsolidatsii obshchestva. Vyvody iz opyta Gosplana SSSR [On the design of social and economic development of Russia as a platform for consolidation of society. The conclusions from the experience of the USSR state planning]. Economics of Contemporary Russia. (3 (62)). 101-121. (in Russian).
Kudrov V.M. (2011). Mirovaya ekonomika: sotsialno-ekonomicheskie modeli razvitiya [World economy: socio-economic models of development] (in Russian).
Popov A.K., Udalov I.D. (2022). Sotsialno-ekonomicheskie posledstviya razvitiya ekosistem [Socio-economic consequences of ecosystem development]. Creative economy. (10). 3727– 3750. (in Russian).
Rassadina A.K. (2017). Opyt indikativnogo planirovaniya vo Frantsii v svete zadachi strukturnoy transformatsii rossiyskoy ekonomiki [The experience of indicative planning in France in the light of the task of structural transformation of the Russian economy]. Scientific research of the Faculty of Economics. Electronic journal. (1). 37-48. (in Russian).
Scitovsky T. (1985). Economic Development in Taiwan and South Korea: 1965-81 Food Research Institute Studies. 19 215-264.
Spiridonova N.V. (2013). Teoreticheskiy analiz ekonomicheskikh sistem [Theoretical analysis of economic systems] (in Russian).
Vestal J. E. (1995). Planning for Change: Industrial policy and Japanese economic development 1945-1990
Watanabe T. (1970). National planning and economic development: A critical review of the Japanese experience Economics of Planning. 10 21-51.
Wolf C. (1962). Economic planning in Korea Asian Survey. 22-28.
World Economics: Informal Economy Sizes, 2022. Retrieved July 25, 2023, from https://www.worldeconomics.com/Informal-Economy/
World Integration Trade Solution: Trade statistics by CountryRegion. Retrieved July 25, 2023, from https://wits.worldbank.org/countrystats.aspx?lang=en
Страница обновлена: 02.05.2025 в 13:05:25