Creating a comfortable urban environment in the system of measures to improve the quality of life in the regions

Pulyaeva V.N.1, Ivanova I.A.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Russia

Journal paper

Russian Journal of Housing Research (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 10, Number 4 (October-December 2023)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=55848176

Abstract:
The quality of life depends on a number of factors. A comfortable urban environment is one of the key ones. It is the favorable living conditions in terms of developed infrastructure, the availability of convenient spaces for work and recreation, active socio-cultural life that ensure the attractiveness of the territory for the population, especially for young qualified personnel, which in turn has a positive impact on the development of the region. This article presents the results of a study of urban improvement practices provided for by the Housing and Urban Environment National Project. Based on the method of generalization of a set of measures implemented in various regions aimed at creating comfortable living conditions, conclusions about the expediency of continuing such activity are drawn. This activity allow securing citizens in the occupied territories due to their convenience and comfort, as well as the proposed opportunities for realizing their potential. In the analytical part, the authors assessed the dynamics of the complex indicator of the urban environment quality index of a number of cities from five constituent entities of the Russian Federation. The results of the analysis showed positive dynamics and progressive improvement of the quality of life in the studied regions and cities.

Keywords: urban environment, region, development, comfort, assessment, urban environment quality index, quality of life

JEL-classification: R11, R12, R13, R58, R21, R31



Введение

Рост численности жителей в городах актуализирует необходимость развития среды жизнедеятельности людей. Оценка её качества имеет важное значение для формирование устойчивого развития, а также обеспечения высокого качества и уровня жизни населения, а также социализации и профессионализации молодёжи, так как от численности этой категории граждан, проживающей на данной территории зависят её перспективы [2]. Активное привлечение граждан и их участие не только в благоустройстве городской среды, но и экологической, природоохранной деятельности, сохранности и восстановлении памятников культуры и архитектуры, организации досуговой деятельности и др. способствует повышению уровня самоуправления, преодолению барьеров во взаимодействии власти и населения, решению наиболее актуальных вопросов жизнедеятельности и т.д. [3].

Наличие опыта в реализации практики развития городской среды, его изучение и распространение опыта позволяют повысить уровень вовлеченности населения, а также обеспечат возможности для поддержания конкурентоспособности между муниципальными образованиями [8].

Таким образом, целью данного исследования является анализ и обобщение наиболее успешной практики реализации программ развития городской среды по федеральным округам Российской Федерации и выделение в них лучших региональных программ и обобщение их результатов.

Основой для оценки состояния городской среды, как правило, выступает анализ программ мероприятий, запланированных в рамках проектов по благоустройству, объективные показатели индекса качества городской среды, субъективные оценки рейтинга городов России по качеству жизни, а также результаты социологических опросов населения [7]. Кроме того, используется индекс городской среды, аккумулирующий ряд критериев: комфорт, экологичность, идентичность, разнообразие, современность и ряд других [9].

Проведению активной политики в части реализации программ по благоустройству городской среды способствует проведение Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды, который включен в Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» Национального проекта «Жильё и городская среда». Критериями оценки проектов является обоснованность выбора места, его востребованность, синхронизация с национальными проектами и программами, логическое обоснование востребованности проекта, сохранение исторической, историко-градостроительной и природной аутентичности, прогноз ожидаемой социально-экономической эффективности, а также качество архитектурных решений, их оригинальность и др. [1]. Важным также считается обеспечение вовлеченности граждан к участию в их реализации, что предполагает использование различных форм и способов их участия в социокультурном проектировании территории [17].

В 2023 году были подведены итоги уже VIII конкурса. Экспертная комиссия определила победителей практики благоустройства, выделив лучшие общественные архитектурные пространства. Лидерами проектной деятельности в области реализации благоустройства городского поселения стал город Кологрив в Костромской области. Согласно разработанной программе в городе планируется провести озеленение, освещение, облагородить сквер и площадки для проведения различных мероприятий в любое время года. Высокую оценку экспертов получил проект обустройства набережной в станице Тамань Темрюкского района Краснодарского края. Этот проект уже успешно реализуется и планируется продолжение работ. Помимо вышеуказанных победителями проектов по благоустройству стали г. Шуя в Ивановской области, благоустройство реки Крымза в Самарской области и др. Также важно отметить, что в текущем году был проведен II конкурс для регионов Дальнего Востока и определено 50 победителей. Здесь новые культурные пространства возведут в малых городах с численностью населения до 250 тыс. человек, а также городских и сельских поселениях с числом проживающих от 5 тысяч человек. Так, в Еврейской АО благоустроят общественную территорию сквера Победы поселка Николаевка, а в забайкальском поселке городского типа Оловянная воплотят в жизнь концепцию благоустройства центрального парка на улице Невской [11].

Важно отметить, что решения принимаются при активном участии жителей. В 2023 году впервые во Всероссийском конкурсе приняли участие новые регионы, вошедшие в состав России, — 30 городов из Донецкой и Луганской Народных Республик и Запорожской области подали заявки на конкурс, которые были подготовлены на высоком уровне. Всего согласно программе по формированию комфортной городской среды, начиная с 2017 года уже благоустроено более 103 тысяч территорий.

Обзор лучших региональных практик благоустройства городской среды

На основе данных из открытых источников в данном исследовании был проведен анализ отдельных практик по благоустройству в 5 регионах: Северо-Западный, Уральский, Сибирский, Приволжский, Северо-Кавказский.

Одним из ведущих регионов, в котором на основе федеральных программ развития городской среды, разработан комплекс стратегических документов в этом отношении на долгосрочную перспективу выступает Северо-Западный Федеральный округ. Основные акценты развития городов в Ленинградской области сделаны на вводе новых проектов и объемов жилищного строительства, которые за последние 2 года выросли в более чем в 1,5 раза.

В основе реализации таких проектов представлены следующие направления:

1. «Комфортные микрорайоны»: реализация комплексных мероприятий по благоустройству территорий, включая создание и реконструкцию детских и спортивных площадок, парковочных мест для автотранспорта, устройству систем освещения, элементов ландшафтного дизайна, малых архитектурных форм и т.д.).

2. «Энергоэффективный микрорайон» - осуществление комплекса мероприятий по снижению потерь и оптимизации энергопотребления, в том числе реконструкция фасадов жилых и общественных зданий, замена и ремонт оборудования котельных, тепловых пунктов и т.д.

3. «Школьный кампус», включающий развитие инфраструктуры общеобразовательных школ и создание на их базе местных общественных центров.

4. «Социальные услуги в шаговой доступности», направленный на повышение уровня обеспеченности населения повседневными социальными услугами посредством активного использования первых этажей жилых зданий, а также пристроенных помещений и т.д.

5. «Центры торговли и услуг» предполагающий предоставление жителям качественных услуг торговли, общественного питания и бытового обслуживания с увеличением количества рабочих мест в данных сферах на базе транспортно-пересадочных узлов, объектов социальной инфраструктуры, сети магазинов и сервисов шаговой доступности.

Еще одним важным пунктом реализации данной инициативы является создание транспортно-пересадочных узлов. Это комплексная задача, требующая согласование интересов профильных органов власти Российской Федерации, Ленинградской области, Санкт-Петербурга, операторов транспортных систем (ОАО "РЖД", ГУП «Петербургский метрополитен», региональные автобусные перевозчики) и др., заинтересованных в повышении транспортной доступности территории.

Территория Ленинградской области обладает развитой сетью объектов культуры (дома культуры, клубы, библиотеки). Однако, в данном контексте возникает стратегическая задача по преобразованию морально устаревших объектов культуры в современные многофункциональные общественные центры. В Ленинградской области имеется соответствующий положительный опыт (библиотеки в Тихвине и Выборге). Новый формат культурно-досуговых объектов предусматривает сохранение традиционных функций (концертный зал, библиотека, помещения для кружков и секций) в обновленном формате: усиление общественной функции, включающей зону свободного доступа к информационно телекоммуникационной сети «Интернет», кафе, помещения для проведения собраний и учебных занятий, офисы, центр профориентации, консультационные центры предоставления информационных, юридических и финансовых услуг и др. Обновленные дома культуры и библиотеки станут значимыми центрами притяжения людей, что будет способствовать не только улучшению качества городской среды в населенных пунктах, но и обеспечит повышение квалификации и увеличение занятости населения. Особое значение придаётся развитию малых городов и исторических поселений.

Создание нового облика населенных пунктов имеет целью повысить привлекательность населенных пунктов Ленинградской области для жителей, туристов, инвесторов. На это направлены такие проекты как:

1. Развитие общественных пространств

2. Уличная мебель и малые архитектурные формы

3. Информационные конструкции, реклама и уличная навигация

4. Уличное освещение и ливневая канализация.

Особенно важно отметить реализацию проекта 5. Комфортные сельские поселения. Он направлен на сохранение сельских поселений и улучшение условий жизни граждан, проживающих в сельской местности. Эта цель достигается через реализацию проектов экономического, социального и территориального характера:

1. Реализация на территориях перспективных сельских населенных пунктов крупных инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе.

2. Развитие и поддержка экотуризма (агротуризма).

3. Расширение программ самозанятости сельского населения и форм поддержки малого бизнеса на селе.

4. Расширение площадей используемых земель сельхозназначения, в том числе частных сельхозугодий.

5. Строительство и модернизация социальных объектов в сельских поселениях.

6. Инфраструктурное обеспечение села, в том числе увеличение доли автомобильных дорог с твердым покрытием.

7. Развитие жилищного строительства в сельской местности.

8. Пересмотр принципов территориального планирования с учетом рационального размещения промышленных и инфраструктурных объектов на землях сельхозназначения.

9. Поддержка межмуниципальных проектов кооперации отдельных сельских населенных пунктов.

Так, в рамках реализации данного проекта в Тихвинском районе Ленинградской области были выполнены работы по устройству площадки с уличными тренажёрами в поселке Красава и ремонт спортивной площадки в посёлке Сарка. выполнены работы по ремонту искусственного сооружения через ручей Кивуй на дороге общего пользования местного значения «Подъезд к дер. Гороховище через д.Теренино и п.Капшинский от а/д Лодейное Поле-Тихвин-Будогощь» Ганьковского сельского поселения Тихвинского района [12]. Реализовано 84 проекта благоустройства сельских территорий в 28 сельских поселениях Ленинградской области [18]. Всего же в Ленобласти 121 сельское поселение, что означает, что благоустройством охвачено практически четверть из них [10].

Мультипликативными эффектами реализации проектной инициативы «Комфортные поселения» выступают: обеспечение повышения качества жизни населения; создание новых рабочих мест в сфере услуг; повышение привлекательности населенных пунктов для квалифицированных кадров; повышение инвестиционной привлекательности населенных пунктов для предприятий в сфере промышленности и агропромышленного комплекса [19].

В качестве примера развития городской среды Уральского федерального округа отметим опыт Свердловской области, в которой в настоящее время реализуется государственная программа «Формирование современной городской среды на 2018-2024 годы», её приоритетным направлением является создание благоприятной среды проживания граждан и повышение качества жилищно-коммунальных услуг [14]. Основные цели реализации данной государственной программы сосредоточены на обеспечении повышение уровня комфорта городской среды для улучшения условий проживания населения Свердловской области. Что предполагает решение таких задач как:

-проведение комплексных мероприятий по благоустройству дворовых и общественных территорий в населенных пунктах Свердловской области;

-повышение уровня вовлеченности заинтересованных граждан, организаций в реализацию мероприятий по благоустройству территорий в населенных пунктах Свердловской области;

-улучшение условий проживания граждан за счет реализации мероприятий по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области и мероприятий по выполнению работ в отношении многоквартирных домов Свердловской области, являющихся объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации.

Особенностью выработки управленческих решений в вопросах по обеспечению комфорта в окружающей городской среде в Свердловской области является обязательное вовлечение граждан в реализацию мероприятий по благоустройству, включая проведение оценки качества городской среды. Именно участие граждан позволяют разрабатывать те программные мероприятия, которые необходимы, осуществлять системный подход для повышения качества и комфорта жизни населения Свердловской области. С этой целью на территориях всех муниципальных образований организовано применение целевой модели по организации общественного участия, а также вовлечению бизнеса и граждан в реализацию проектов благоустройства городской среды, одобренной протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «ЖКХ и городская среда». Для информирования жителей об их правах и обязанностях в сфере жилищно-коммунального хозяйства и реализации приоритетного направления «ЖКХ и городская среда» на территории Свердловской области были разработаны и реализованы комплексы мер («дорожные карты») по информированию граждан. Также осуществляется мониторинг публикаций в средствах массовой информации, направленных на информирование населения о реализации регионального проекта «Формирование комфортной городской среды на территории Свердловской области» [16].

Лидером по качеству формирования городской среды Сибирского федерального округа является Красноярский край. Правительством Красноярского края от 29.08.2017 г.№ 512-п принята государственная программа «Содействие органам местного самоуправления в формировании современной городской среды» [5]. Важно подчеркнуть, что ответственным исполнителем программы выступает Министерство строительства Красноярского края, соисполнителями программы являются – Агентство молодёжной политики и реализации программ общественного развития и Агентство печати и массовых коммуникаций Красноярского края. В этой связи целями такой программы является не только повышение комфортности городской среды, в том числе общественных пространств, но и вовлечение граждан в решение данных вопросов по формированию комфортной среды проживания на территории городских округов, городских и сельских поселений Красноярского края. В содержании программы выделено две подпрограммы:

1. Создание условий для вовлечения граждан в реализацию муниципальных программ формирования современной городской среды

2. Благоустройство дворовых и общественных территорий муниципальных образований.

К задачам первой подпрограммы относятся: информационное обеспечение граждан о том, какие мероприятия реализуются или планируются на современной территории городской среды. В частности, программой ежегодного производства 1 ролика социальной рекламы и его проката на 2 телеканалах, изготовления по 80 баннеров наружной рекламы и по 15000 штук полиграфической продукции. Еще одним направлением работы с населением является формирование библиотеки лучших практик выработки управленческих решений и созданию дизайн-проектов благоустройства дворовых территорий и общественных пространств. Ежегодно запланировано проведение архитектурных конкурсов в разрезе по номинациям и категориям, по результатам которых необходимо определять не менее 9 победителей. Важное значение также имеет и оказание консультационной поддержки при реализации мероприятий, направленных на благоустройство, в том числе проведение обучающих семинаров.

Целью второй подпрограммы является обеспечение проведения мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований Красноярского края с соблюдением единых подходов к формированию современной городской среды на территории всего Красноярского края. Достижению этой цели будет способствовать решение задач по улучшению санитарно-экологической обстановки, внешнего и архитектурного облика всех населенных пунктов. Результатами выполнения задач указанной программы должно стать: ежегодное осуществление благоустройства дворовых и общественных территорий не менее чем в 27 муниципальных образованиях края; ежегодное осуществление благоустройства не менее 30 дворовых территорий в населенных пунктах с численностью населения не более 10000 человек; благоустройство общественных пространств победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды (не менее 6 победителей конкурса); ежегодное определение не менее 3 победителей конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды; реализация не менее 2 проектов по благоустройству сельских территорий [15].

Создание механизма непосредственного участия граждан в формировании комфортной городской среды являться рейтинговое голосование граждан. Привлечение граждан к решению вопросов создания и развития осуществляется посредством обсуждения конкретных проектов, в том числе, в рамках проведения Всероссийского конкурса по созданию комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях, реализации государственных (муниципальных) программ формирования современной городской среды, дизайн-проектов по конкретным территориям, путём использования цифровых технологий (мобильных приложений, онлайн-порталов для голосования («Активный гражданин», «Добродел» и т.п.). Таким образом, повышение степени и активизация вовлеченности граждан в реализацию мероприятий по благоустройству территорий – одна из важнейших задач, решение которой обеспечит осуществление указанной программы по благоустройству городской среды, как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе и будет способствовать укреплению местного самоуправления.

На территории Нижегородской области, входящей в состав Приволжского федерального округа, реализуется государственная программа по формированию современной городской среды [6], её подпрограммами являются следующие:

Подпрограмма 1. Формирование комфортной городской среды на территории Нижегородской области. Её цель не только в том, чтобы создать комфортную среду проживания и жизнедеятельности для человека, что позволит удовлетворить жилищные потребности, но и обеспечить условия для достижения высокого качества жизни в целом. Среди основных направлений, позволяющих достигнуть указанной цели являются: предоставление субсидии на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, а также на поддержку обустройства мест массового отдыха населения (городских парков).

Подпрограмма 2. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности. Одним из важных направлений данной подпрограммы является модернизация точек уличного освещения с использованием энергосберегающих светодиодных светильников.

Подпрограмма 3. Реализация лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. Эта часть подпрограммы касается необходимости предоставления средств государственной поддержки для поощрения муниципальных образований - победителей Всероссийского конкурса лучших проектов по созданию комфортной городской среды. К числу уже реализованных проектов относятся: реконструкция Парка культуры отдыха им. А.П.Гайдара (г.Арзамас), благоустройство зоны отдыха «Яблоневый сад» (п. Варнавино) и дендрария на территории парка культуры и отдыха (г. Выкса), реконструкция и благоустройство парка «Юбилейный» (г. Кстово), общественного пространства «Зеленый парк» (г. Павлово), садово-паркового комплекса на территории с. Починки, Центрального парка на пл. Революции с. Спасского и др.

Системное рассмотрение и решения проблем благоустройства на территории Нижегородской области, реализация мероприятий, направленных на радикальное улучшение состояния окружающей среды и изменения облика территорий в границах муниципальных образований Нижегородской области осуществляется в 38 муниципальных районах и 14 городских округах Нижегородской области. Важно подчеркнуть, что при отборе объектов для первоочередного благоустройства особое значение имеют результаты голосования жителей данной территории, мнение которых остается в приоритете и при выборе объекта. Акцент в рамках проектов сделан на комплексном благоустройстве, при котором во внимание принимаются не только единичные участки, а вся территория в целом. По итогам IV Всероссийского конкурса лучших проектов по созданию комфортной городской среды 6 городов Нижегородской области в 2022 году выиграли грант в 350 миллионов рублей. Данный регион вошёл в число лидеров по количеству проектов-победителей. Городами – победителями Нижегородской области являются: г. Арзамас, г. Чкаловск, г. Саров, г. Семенов, г. Ворсма, г. Первомайск. Создание доступной и комфортной городской среды в Нижегородской области предусмотрено и в Стратегии развития региона до 2035 года [20], в одном из разделов которой представлена Концепция пространственного развития территорий.

Результатом реализации программы в Нижегородской области стал прирост по индексу качества городской среда на 8% в 2021 году по сравнению с 2019 годом и выполнение плана на 100% по данному показателю [10].

В Северо-Кавказском федеральном округе следует выделить практику формирование современной городской среды, осуществляемую в результате реализации государственной программы Республики Дагестан, которая включает правила предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам на поддержку муниципальных программ формирования современной городской среды. Такие субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, связанных с реализацией муниципальных программ, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований, в том числе территорий соответствующего функционального назначения, дворовых территорий в населенных пунктах с численностью свыше 1000 человек [4]. Региональный проект «Комфортная среда в Республике Дагестан» стартовал 01.10.2018 г. и будет завершен 01.05.2025 г. Его основная цель в обеспечении повышения комфортности городской среды, а также индекса качества городской среды на 30 процентов, сокращение в соответствии с этим индексом количества городов с неблагоприятной средой в два раза, а также создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, увеличение доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды, до 30 процентов [13].

Благодаря проявлению ряда урбанистических инициатив в настоящее время в Республике Дагестан осуществляется активное преобразование городских общественных пространств и образовательных учреждений в Махачкале, Буйнакске, Дербенте, Каспийске. Все они реализуются в формате самых новейших и современных тенденций архитектуры. Одной из инициатив выступает проведение Всероссийского конкурса на разработку архитектурного облика общественных пространств и образовательных учреждений в Республике Дагестан. Важным аспектом в реализации проектов по благоустройству является активное участие жителей и их вовлечение в обсуждение и реализацию комплекса мероприятий в этом направлении. Работа по налаживанию обратной связи с населением в муниципалитете выстроена на системной основе. Во всех структурных подразделениях администрации города Махачкала есть специалисты, которые отвечают на обращения горожан в комментариях в социальных сетях, а также работают в системе инцидент-менеджмент. На качественно новый уровень работу удалось поднять благодаря взаимодействию и помощи Центра управлением городом.

Оценка результативности практик благоустройства

Далее проведем оценку эффективности исследованных региональных практик благоустройства городской среды. В качестве основного показателя оценки будем использовать «Индекс качества городской среды», разработанный Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Данный показатель является интегральным и объединяет в себе 36 индикаторов благоустройства территорий: 6 пространств (жилье и прилегающие пространства, улично-дорожная сеть, озеленение пространства, общественно-деловая инфраструктура и прилегающие пространства, социально-досуговая инфраструктура и прилегающие пространства, общегородское пространство) по 6 критериев оценки (безопасность, комфортность, экологичность и здоровье, идентичность и разнообразие, современность и актуальность среды, эффективность управления). Максимально возможный балл индикатора - 360. На официальном сайте «Индекс качества городской среды» [9] публикуются результаты оценки индекса по всем муниципальным образованиям Российской Федерации.

Авторами было отобрано по три города в каждом из представленных в предыдущем разделе регионов и проанализирована динамика индекса ща последние три года. Результаты представлены в таблице 1. Как видно из данных таблицы, различные города имели различные стартовые оценки: от достаточно высоких, как город Арзамас Нижегородской области (220 баллов), так и довольно низкие, как город Кушва Свердловской области (156 баллов) и город Дербент Республики Дагестан (159 баллов). Важно подчеркнуть, что за два года реализации программ благоустройства городской среды все представленные в таблицы муниципалитеты улучшили свои показатели. В среднем города прибавили по 18 баллов или по 10% от значения показателя в 2020 году. Самый низкий прирост показал город Арзамас Нижегородской области, что объясняется высокой оценкой в начале исследуемого периода, а самый высокий прирост продемонстрировал город Дербент Республики Дагестан - +43 балла (27%) за два года.

Таблица 1 – Динамика индекса качества городской среды за 2020-2022 гг., баллы

Город
2020
2021
2022
Прирост за 2 года
Абсолютный
%
Ленинградская область

Выборг
185
186
194
9
5
Луга
208
219
223
15
7
Тихвин
196
200
218
22
11
Свердловская область

Верхняя Салда
181
208
208
27
15
Кушва
156
164
166
10
6
Нижний Тагил
172
179
179
7
4
Красноярский край

Минусинск
160
166
174
14
9
Норильск
194
200
218
24
12
Сосновоборск
190
208
220
30
16
Нижегородская область

Арзамас
220
221
224
4
2
Выкса
195
203
210
15
8
Чкаловск
189
205
206
17
9
Республика Дагестан

Дербент
159
185
202
43
27
Каспийск
185
191
200
15
8
Махачкала
173
178
193
20
12
Источник: составлено авторами на основе данных по индексу качества городской среды [9].

Полученные результаты оценки свидетельствуют об эффективности реализуемых программ благоустройства в исследуемых регионах. Согласно данным Минстроя плановое значение Индекса на 2022 год должно было составить 191 балл. В целом по стране этот показатель был превышен – 192 балла, однако в таблице 1 есть города, которые не дотянули до планового значения: Кушва и Нижний Тагил из Свердловской области и Минусинск Красноярского края. Все это указывает на наличие потребности в совершенствовании практик благоустройства, выделении большего финансирования в малые города и использования механизмов частно-государственного партнерства, где это возможно, например, в промышленных центрах Свердловской области.

Выводы

Повышению качества жизни способствует применение комплексного подхода к обустройству всех сторон жизнедеятельности населения. Создание комфортной среды для проживания людей на занимаемой ими территории является одной из них, что также выступает приоритетной задачей, указанной в программах по благоустройству и отражено в направлениях региональной политики. Особое значение в этих условиях приобретает деятельность по активизации привлечения населения к обсуждению проектов по благоустройству городской среды, их участия в реализации намеченных проектах и последующей оценке проведенных работ. Также важно акцентировать внимание на том, что опираясь на ключевые положения Федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» Национального проекта «Жильё и городская среда» каждый регион проявляет инициативу в разработке и осуществлении данного вида деятельности на своей территории с учётом особенностей её развития, интересов граждан, историко-природной аутентичности и т.д. Творческие управленческие решения находят всестороннюю поддержку.

Как системное понятие – качество жизни следует рассматривать с различных сторон жизнедеятельности человека, среди которых важное значение имеют: комфортность жилья, эстетика и красота окружающей среды, удобство и благоустройство территории и т.д. Всё вышеперечисленное позволяет людям удовлетворять не только свои насущные потребности, но и обеспечивает повышение удовлетворённости жизнью в целом, посредством осознания происходящих позитивных изменений, которые позволяют им достигать своих жизненных целей посредством реализации своего человеческого и трудового потенциала в комфортных условиях.


References:

Gareev I.F., Pavlova A.I. (2020). Renovatsiya obshchestvennyh prostranstv v Respublike Tatarstan kak faktor povysheniya komfortnosti gorodskoy sredy i ikh vliyanie na ekonomicheskuyu aktivnost territoriy [Renovation of public spaces in the Republic of Tatarstan as a factor of increasing the comfort of the urban environment and their impact on the economic activity of territories]. Russian Journal of Housing Research. 7 (3). 355-394. (in Russian). doi: 10.18334/zhs.7.3.111511.

Gareev I.F., Valiullina A.V., Valiullin A.A., Blinova A.V., Salakhov Sh.K., Mingazova Z.Z. (2022). Otsenka vliyaniya meropriyatiy po formirovaniyu komfortnoy gorodskoy sredy na prostranstvennoe razvitie territoriy [Assessing the impact of measures to create a comfortable urban environment on the spatial development]. Russian Journal of Housing Research. 9 (4). 387-410. (in Russian). doi: 10.18334/zhs.9.4.116638.

Ivanova I.A. (2023). Blagoustroystvo gorodskoy sredy v sisteme mer po obespecheniyu kompleksnogo razvitiya territoriy regionov i povysheniyu urovnya samoupravleniya naseleniya [Improvement of the urban environment in the system of measures to ensure the integrated development of the territories of the regions and increase the level of self-government of the population]. Samoupravlenie. (2(135)). 577-580. (in Russian).

Ivanova I.A., Pulyaeva V.N. (2023). Blagoustroystvo gorodskoy sredy v kontekste razvitiya molodezhi Rossii [Improving the urban environment in the context of youth development in Russia]. Russian Journal of Housing Research. 10 (2). 123-136. (in Russian). doi: 10.18334/zhs.10.2.117823.

Pulyaeva V. N. (2023). Analiz federalnyh programm razvitiya gorodskoy sredy v Rossiyskoy Federatsii [Analysis of federal programs for urban environment development in the Russian Federation]. Samoupravlenie. (1(134)). 761-765. (in Russian).

Страница обновлена: 16.04.2025 в 01:41:45