Personnel management of the regional healthcare system

Bizin S.V.1
1 Липецкий государственный технический университет, Russia

Journal paper

Leadership and Management (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 10, Number 4 (October-December 2023)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=55946196
Cited: 1 by 30.01.2024

Abstract:
The most important component in ensuring the quality and accessibility of medical care is the human resources of healthcare. Despite the increasing role of medical staff in the face of new challenges and threats, personnel management in the healthcare sector is currently facing many problems. The article examined topical problematic aspects, both in terms of staffing of healthcare institutions and the ongoing state personnel policy. The particularities of the implemented personnel policy in the healthcare system is revealed. The analysis of the regional system of personnel provision of healthcare is carried out; and the assessment of the implementation of federal and regional projects in the Lipetsk region aimed at solving the problems of staff shortage in the healthcare industry is given. The existing tools of personnel management of the regional healthcare system are examined; and measures to reduce the shortage of medical staff are proposed.

Keywords: medical staff shortage, medical staffing problems, state personnel policy, healthcare, medical staff management, region

JEL-classification: I11, I15, I18, M51, M54



Введение

В настоящее время в отечественном здравоохранении накопилось много проблем в кадровой политике, главные из них – низкий уровень планирования кадров, дефицит сотрудников, как первичного звена, так и врачей узких специализаций, серьезное несоответствие в их составе, невысокий профессиональный уровень значительной части врачей.

Актуальность исследования обусловлено тем, что формирование эффективной системы здравоохранения, ключевой отрасли социальной сферы, невозможно без обеспечения ее квалифицированными медицинскими кадрами и формирования высокого кадрового потенциала.

Не прекращаются споры в отношении соответствия численности врачей реальным потребностям в регионах страны, соотношения отдельных профессионально-квалификационных групп, а в более широком плане – соответствия кадровой политики государства новым вызовам системе здравоохранения, связанным с развитием медицинских технологий, повышением потребностей населения в медицинской помощи.

Дополнительную актуальность придает проблематика отрасли здравоохранения и ее региональной составляющей. По мнению многих исследователей [5; 8; 9] наиболее острой проблемой системы здравоохранения является обеспечение медицинскими кадрами (как врачами, так и средним медицинским персоналом) и эффективность государственной кадровой политики (уровень планирования кадров, дефицит сотрудников узких специализаций и др.).

На сегодняшний день вопросы государственной политики в организации продуманной системы управления в области кадрового обеспечения здравоохранения является одно из главнейших направлений в работе с медицинским персоналом, которое содержит в себе систему методов, принципов, реализуемых кадровой службой учреждений, так как от уровня развития кадрового потенциала отрасли здравоохранения зависят качество и доступность медицинской помощи, оказываемой населению, и, как следствие, качество жизни граждан [1, с.1225] и эффективность управления им [2, с.311].

Цель исследования заключается в комплексной оценке проблемных аспектов обеспечения и управления медицинскими кадрами системы здравоохранения региона и разработке предложений, позволяющих снизить негативные тенденции кадрового дефицита медицинского персонала.

Обоснование актуальности и практической значимости результатов исследования заключается в том, что полученные результаты целесообразно использовать для решения проблем и повышения эффективности управления человеческими ресурсами отрасли (в т.ч. путем оптимизации социально-психологического климата в медицинских учреждениях и профессиональной мотивации персонала), а также апробирования набора методик и действенного комплексного подхода в оценке «жизнедеятельности» организации и ее кадрового потенциала, что позволяет рекомендовать их применение руководителям организаций, служб управления кадровыми ресурсами и не только медицинского профиля.

Приоритетность проблем кадрового обеспечения обозначена как в государственных задачах в сфере охраны здоровья, нашедших отражение в Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года [12], государственных программах (в Липецкой области реализуется соответствующая подпрограмма [14]) и федеральных проектах [18], так и в научных трудах ученых, исследующих данную тематику [9; 16].

Так, Лебедева И.С. [7, с. 151] кроме прочих проблем отрасли обозначает проблему недостаточного притока молодых специалистов и низкой привлекательности работы, Т. Л. Магомадова акцентирует внимание на отсутствии единого мнение по вопросам формирования инновационных механизмов сохранения персонала с учетом текущей неблагоприятной ситуации, вызванной пандемией вируса [8, с. 25]. Герсонская И. В. выделяет проблему недостаточного уровня профессиональных навыков врачей и среднего медицинского персонала и системы повышения их профессионального уровня [5, с. 58], а Г. Э. Улумбекова подчеркивает, что медицинские работники испытывают постоянный дефицит в новых знаниях из-за непонимания собственных пробелов в них, нехватки времени и неудобства в их получении [19, с. 36]. Никитина Т. И. отмечает проблематику дефицита кадров в сельских территориях [10, с. 238]. Вместе с тем, вопросы комплексной оценки проблем управления медицинскими кадрами и практические аспекты их решения в полной мере не изучены.

Научная новизна состоит в комплексной оценке проблем управления медицинскими кадрами и разработке мер практического характера по снижению дефицита кадров в системе здравоохранения региона.

Гипотезой исследования стало предположение о том, что в сфере здравоохранения ключевыми проблемами являются дефицит медицинского персонала и управление кадровым обеспечением (в особенности на региональном уровне), что обуславливает необходимость актуализации мер государственной кадровой политики в отрасли и повышение ее эффективности.

Результаты исследования позволяют детализировать проблематику кадрового обеспечения системы здравоохранения региона и ее управления, улучшить систему мероприятий по совершенствованию кадровой политики в системе здравоохранения Липецкой области, а также разработать мероприятия, направленные на нивелирование дефицита кадров в отрасли.

При выполнении исследования были применены следующие методы: теоретический анализ нормативных актов, документов и научной литературы; эмпирические методы анализа данных; методы анализа статистических данных.

Проблемные аспекты и сущность реализуемой кадровой политики в системе здравоохранения

Действительным воплощением кадровой политики, как в органах исполнительной власти, так и бизнес-структурах, является кадровая работа, представляющая собой реализуемую на практике совокупность технологий, способов и механизмов ее осуществления. Кадровая работа – непосредственная деятельность кадровых служб организаций по формированию и совершенствованию кадрового состава соответствующих структур.

Качество и доступность медицинской помощи, оказываемой населению, находятся в непосредственной зависимости от уровня развития медицинских кадров. По инициативе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Европейский региональный комитет ВОЗ одобрил резолюцию, призывающую государства-члены активизировать усилия на пути к обеспечению устойчивых кадровых ресурсов для здравоохранения, в том числе, за счет увеличения объемов инвестиций, утверждена «Глобальная стратегия для развития кадровых ресурсов здравоохранения: трудовые ресурсы 2030 г.», учреждена Комиссия ООН по вопросам занятости в области здравоохранения и экономического развития [9, с.9].

Роль медицинских кадров еще более возросла в последнее время, когда им приходится противостоять новым вызовам и угрозам, обусловленным пандемией коронавирусной инфекции COVID-19. Пандемия COVID 19 стала одним из наиболее серьезных вызовов системам здравоохранения в новом столетии и поставила на повестку дня необходимость принятия специальных мер, связанных как с совершенствованием лабораторной и научной базы, так и кадрового потенциала [20, с.607].

Пандемия COVID-19 высветила проблему дефицита кадров здравоохранения во многих странах. Проблема актуальна как для развивающихся стран, так и для развитых, где дефицит медицинских кадров характерен в основном для сельских районов. Чем дальше район находится от регионального центра, тем сильнее в нем выражена нехватка медицинских специалистов.

Россия также не является исключением из данной тенденции, хотя она входит в пятерку стран с наибольшим количеством врачей на душу населения. Несовершенство социальной, транспортной, жилищно-коммунальной структуры и других инфраструктур приводит к оттоку работающих кадров и отказу выпускников медицинских вузов работать в сельских районах.

По данным Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ) в настоящее время сохраняется дефицит врачей, составивший в 2021 году более 90 тыс. Недостаточный приток молодых специалистов и низкая привлекательность работы, выявленная во многих исследованиях, сохраняются на протяжении десятилетий. Многие выпускники медицинских вузов не хотят работать или собираются уходить из системы (11 %), высок риск текучести уже работающих кадров. Только 15 % довольны своей работой и материально, и морально, 17 % планируют сменить место работы, 45 % не желают, чтобы их дети работали в медицине [7, с.152].

Целью кадровой политики является обеспечение оптимального баланса в процессах обновления и воспроизводства кадров в соответствии с потребностями системы здравоохранения на соответствующем уровне и состоянием рынка труда. Кадровая политика также направлена на всестороннее развитие кадрового потенциала данной сферы, включая профессиональное совершенствование врачей и средних медицинских работников, создание условий для эффективной реализации их навыков, увеличения мотивации к труду путем улучшения его условий, увеличения заработной платы, повышения социальной защищенности.

Одной из основных и важнейших функций государства является развитие национальной системы здравоохранения, направленной на охрану здоровья населения страны. В общем понимании здравоохранение представляет собой комплекс государственных, социальных, экономических и медицинских мер (мероприятий) по охране и улучшению здоровья общества. Эффективность системы здравоохранения Российской Федерации – обеспечение населения качественной медицинской помощью, в первую очередь зависит от обеспеченности учреждений здравоохранения высококвалифицированными врачами, средним медицинским персоналом, как главного ресурса организаций данной отрасли. Государственное регулирование или управление представляет собой сложную организационную, практическую и информационно-аналитическую деятельность на всех уровнях власти. Государственная кадровая политика – это разрабатываемая на федеральном уровне стратегия по развитию и эффективному использованию трудового потенциала государства.

Если говорить о наиболее важных задачах в кадровой политике здравоохранения, то ее можно представить следующим образом (рис. 1).

Реализация поставленных задач должна обеспечить оптимальный баланс процессов обновления и сохранения количественного и качественного состава работников отрасли, развитие кадровых ресурсов в соответствии с потребностями практического здравоохранения, требованиями действующего законодательства и состоянием рынка труда.

Рисунок 1 – Основные задачи кадровой политики в здравоохранении [13]

Источник: Составлено автором на основе Приказа Минздрава России от 19.02.2019 г. № 68

Следует констатировать, что в современных условиях необходимо изменение кадровой политики учреждения здравоохранения, переведение ее в новое качество. Кадровая политика современной организации представляет собой сложное, многоуровневое социокультурное явление. Ее принадлежность к ряду социальных явлений обусловлена тем, что областью бытия кадровой политики выступает пространство социальных взаимодействий внутри организации между ее руководством и персоналом. Характер этих взаимодействий и их эффективность зависят от содержания и структуры ценностной системы, которая выступает идейной основой кадровой политики. Ее практическое проявление обнаруживается в нормировании различных аспектов кадровой работы, ее приоритетных направлений, задач и путей реализации (рис. 2).

Большого внимания заслуживает опыт, накопленный к настоящему времени на разных уровнях реализации кадровой политики в здравоохранении, и, прежде всего, на уровне субъектов РФ.

Рисунок 2 – Приоритетные направления кадровой политики

Источник: Составлено автором

Подобный опыт способен предоставить в распоряжение разработчиков региональных кадровых программ немало ценной информации, игнорирование которой способно привести к ошибкам и недочетам. В то же время грамотная реализация подобных исследований, опирающаяся на анализ фундаментальных показателей, характеризующих уровень развития кадрового потенциала здравоохранения, способна обеспечить разработку новых и совершенствование имеющихся механизмов, направленных на решение имеющихся в данной сфере проблем, обеспечить адекватный ответ вызовам времени [9, с. 82].

Отталкиваясь от приоритетных государственных задач в области здравоохранении, нашедших отражение в государственных программах, проектах и стратегиях [12; 14; 18; 13], а также исследований в данной сфере [16; 5; 6; 7; 19; 10; 4], можно отметить и следующие проблемы, которые решаются и еще предстоит решить в области кадровой политики:

- дефицит высококвалифицированных кадров, как в первичном звене здравоохранения, так и врачей узких специальностей;

- недостаточный уровень профессиональной подготовки и навыков врачей и среднего медицинского персонала, а также недостаточный для данного этапа развития общества механизм управления потребностями в подготовке медицинских кадрах с учетом демографических изменений;

- недостаточный уровень внедрения инновационных кадровых технологий и комплексного подхода в привлечение и закрепление специалистов;

- старение кадров и низкая эффективность интеграции в профессию молодых специалистов, обеспечение их профессиональной адаптации и закрепления в выбранной сфере профессиональной деятельности;

- проблемы «возвращения» и трудоустройства выпускников медицинских образовательных организаций, обучающихся по целевым направлениям;

- дифференциация в заработной плате медицинских работников, выполняющих одинаковые функции, не только по регионам, но и по медицинским учреждениям одного субъекта РФ;

- отсутствие эффективных и адаптивных к современным социально-экономическим условиям инструментам контроля за качественным оказанием медицинских услуг населения;

- недостаточно эффективные меры поддержки медицинских работников;

- возрастающая конкуренция за медицинский персонал с частными медицинскими организациями;

- недостаточный для данного этапа развития общества механизм учета потребностей в подготовке медицинских работников, как узкоспециализированных врачей, так и среднего медицинского персонала, с учетом демографических изменений.

Таким образом, доступная, а главное, качественная медицинская помощь населению во многом зависит от уровня государственной политики в области развития медицинских кадров, основной задачей реализации которой является снижение кадрового дефицита в системе здравоохранения.

Стоит отметить, что роль медицинских кадров еще более возросла в последние гооды, когда им приходится противостоять новым вызовам и угрозам, обусловленным пандемией коронавирусной инфекции COVID-19.

На решение проблем эффективности управления кадровым обеспечением системы здравоохранения направлены меры государственной кадровой политики, включающие в себя развитие кадрового потенциала (в соответствии с потребностями практического здравоохранения, требованиями действующего законодательства и состоянием рынка труда), совершенствование качества профессионализма врачей и средних медицинских работников, создание условий для эффективной реализации их навыков, увеличения мотивации к труду путем улучшения его условий, увеличения заработной платы, повышения социальной защищенности, а также обеспечение необходимого баланса процессов медорганизации, сохранения и обновления количественного и качественного кадрового состава медицинских работников, развитие кадровых ресурсов.

Анализ региональной системы кадрового обеспечения здравоохранения и оценка реализации федеральных проектов в Липецкой области

В целях обеспечения эффективного развития кадрового потенциала на территории Липецкой области создана трехэтапная система подготовки медработников.

Первый этап – профориентационный. Совместно с Воронежским и Рязанским медуниверситетами на территории региона создано довузовское образовательное пространство, представленное медицинскими классами общеобразовательных школ, где идет активная профориентация учащихся для подготовки к будущему поступлению в медицинский вуз.

Второй этап – профессиональное образование в стенах медицинских вузов и ссузов. Эффективным инструментом устранения кадрового дефицита признан целевой прием учащихся на обучение. В настоящее время в медицинских вузах на разных курсах обучаются 700 студентов – «целевиков» и 113 - ординаторов. В 2022 году на 10% увеличена заявка на обучение граждан по программам специалитета и ординатуры за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, зачисление которых будет проводиться в рамках квоты приема на целевое обучение в текущем учебном году.

В рамках исполнения поручения Президента РФ за счет средств областного бюджета начиная с 2020 года предусмотрено ежегодное увеличение общего объема контрольных цифр приема по программам среднего профессионального образования в региональные медицинские колледжи на 30% от имеющегося дефицита специалистов: госзадание региональным медицинским колледжам увеличено на 185 мест.

Ежегодно в медицинские ВУЗы в рамках целевой квоты поступает 180 человек по программам специалитета и 70 человек по программам ординатуры. В течение всего периода обучения осуществляется выплата «региональной стипендии» - студентам - 6700 рублей, ординаторам – 5000 руб.

Подготовка средних медицинских работников осуществляется 2 региональными медицинскими колледжами. Колледжи участвуют в профориентационных мероприятиях в общеобразовательных школах региона на основании соглашений о сотрудничестве. Активно взаимодействуя с медицинскими организациями, колледжи способствуют заключению работодателями договоров о целевом обучении со студентами.

И третий этап – клинический, предусматривающий внедрение в процесс обучения практикоориентированных технологий и сотрудничество медицинских образовательных организаций с учреждениями здравоохранения в качестве клинических баз. Это позволяет обеспечивать подготовку специалистов на региональной базе и учитывать в образовательном процессе региональные особенности, планомерно вводить студентов и ординаторов в конкретные условия их будущей работы и совершенствовать систему закрепления кадров в здравоохранении Липецкой области.

В 2022 году создана четвертая клиническая база практической подготовки практикующих врачей и студентов-«целевиков» обучающихся по программам специалитета и ординатуры в Воронежском медицинском университете в ГУЗ «Областная детская больница». Созданная клиническая база направлена на практическую подготовку врачей кардиологов, терапевтов, занимающихся лечением сосудистых больных, а также реализован ряд интересных пилотных проектов в сфере развития непрерывного медицинского образования, в том числе с использованием электронных образовательных модулей и дистанционных форм обучения участковых врачей и врачей общей (семейной) практики. Это позволяет обеспечивать подготовку специалистов на региональной базе и учитывать в образовательном процессе региональные особенности, планомерно вводить ординаторов в конкретные условия их будущей работы и совершенствовать систему закрепления кадров в здравоохранении Липецкой области.

Всего в 2022 году в лечебную сеть Липецкой области трудоустроено молодых специалистов и участников программ – 440 человек, из них – 166 врачей, 274 человека среднего медицинского персонала.

В Липецкой области с 2019 года в целях обеспечения медицинских организаций квалифицированными кадрами и преодоления кадрового дефицита системы здравоохранения реализуются федеральные (региональные) проекты «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» и «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям» (в части обеспечения педиатрами), входящие в состав национального проекта «Здравоохранение».

Целевые показатели для Липецкой области в 2022 году в рамках федеральных проектов «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» и «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям» представлены в табл. 1.

Таблица 1 – Выполнение показателей федеральных (региональных) проектов

Наименование показателя
Единица измерения (по ОКЕИ)
План на конец 2022 года
Факт за 2022 год
% достижения показателя
План на конец 2023 года
РП «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами»
ОЗР: Обеспеченность населения необходимым числом медицинских работников
Обеспеченность населения врачами, работающими в государственных и муниципальных медицинских организациях, чел. на 10 тыс. населения
Условная единица
35,0
31,6
90,3%
36,0
Укомплектованность фельдшерских пунктов, фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий медицинскими работниками
Процент
83,1
79,6
95,7%
83,1
Обеспеченность населения врачами, оказывающими первичную медико-санитарную помощь, чел. на 10 тыс. населения
Условная единица
20,0
17,9
89,6%
20,3
Обеспеченность медицинскими работниками, оказывающими скорую медицинскую помощь, чел. на 10 тыс. населения
Условная единица
7,6
6,9
90,3%
7,8
Обеспеченность населения врачами, оказывающими специализированную медицинскую помощь, чел. на 10 тыс. населения
Условная единица
13,4
12,4
92,4%
13,9
Обеспеченность населения средними медицинскими работниками, работающими в государственных и муниципальных медицинских организациях, чел на 10 тыс. населения
Условная единица
102,8
96,5
93,9%
103,9
Задача: Ликвидация кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь
Укомплектованность медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях (доля занятых физическими лицами должностей от общего количества должностей в медицинских учреждениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях), % нарастающим итогом: врачами
Процент
71,8
68,3
95,2%
74,1
Укомплектованность медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях (доля занятых физическими лицами должностей от общего количества должностей в медицинских учреждениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях), % нарастающим итогом: средними медицинскими работниками
Процент
81,3
79,6
97,9%
81,3
Число специалистов, участвующих в системе непрерывного образования медицинских работников, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, тыс. человек нарастающим итогом
Тысяча человек
15,6
15,9
102,0%
15,7
РП «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям»
ОЗР: Обеспечена доступность для детей детских поликлиник и детских поликлинических отделений с созданной современной инфраструктурой оказания медицинской помощи
Укомплектованность медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь детям (доля занятых физическими лицами должностей от общего количества должностей в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях), нарастающим итогом: врачами педиатрами
Процент
60,5
61,8
102,1%
60,6
Источник: Составлено автором по данным Липецкстат и управления здравоохранения Липецкой области [17]

Результаты реализации федерального (регионального) проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» в 2022 году и на перспективы 2023 года представлены в табл. 2.

Таблица 2 – Выполнение результатов федерального (регионального) проекта

Наименование результата
Единица измерения (по ОКЕИ)
План на конец 2022 года
Факт за 2022 год
% достижения показателя
План на конец 2023 года
ОЗР: Обеспеченность населения необходимым числом медицинских работников
Увеличена численность врачей, работающих в государственных медицинских организациях, тыс. человек нарастающим итогом
Тысяча человек
4,058
3,52
86,7%
4,093
Увеличена численность средних медицинских работников, работающих в государственных медицинских организациях, тыс. человек нарастающим итогом
Тысяча человек
11,73
10,76
91,7%
11,813
Задача: Ликвидация кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь
Число специалистов, участвующих в системе непрерывного образования медицинских работников, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, тыс. человек нарастающим итогом
Процент
15,55
15,86
102,0%
15,725
Источник: Составлено автором по данным Липецкстат и управления здравоохранения Липецкой области [17]

Из табл.1 и 2 видно, что основные показатели и результаты практически по всем критериям не достигнуты (кроме укомплектованности врачами педиатрами и число специалистов, участвующих в СНОМР). Это обусловлено следующими причинами:

- уменьшением количества физических лиц связано с вынужденным выходом медиков-пенсионеров на пенсию в связи с индексацией пенсионных выплат неработающим пенсионерам;

- отсутствие действенного механизма закрепления медицинских работников на отдаленных территориях сельской местности;

- естественная убыль (в т.ч. последствия COVID-19),

- низкий процент «возврата» обучающихся по целевому направлению от Липецкой области в медицинских ВУЗах России;

- неконкурентная заработная плата приводит к оттоку медицинских кадров в негосударственное здравоохранение, а также в субъекты Российской Федерации с более высокой заработной платой (прежде всего в г. Москву);

- недостаточный приток молодых специалистов.

Стоит отметить, что данные причины характерны не только для Липецкой области, но и для большинства регионов России.

Показатель числа специалистов, участвующих в системе непрерывного образования медицинских работников, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий перевыполнен на 2%, это говорит о том, что медики стремятся повышать свой профессиональный уровень, не смотря на кадровый дефицит в регионе.

Таким образом, несмотря на выстроенную в Липецкой области систему подготовки медицинских работников показатели укомплектованности и обеспеченности врачами и средними медицинскими работниками и результаты федеральных проектов не достигнуты, что свидетельствует о необходимости пересмотра (актуализации) мер по привлечению и поддержке медицинских кадров в регионе.

Инструменты управления кадровым обеспечением системы здравоохранения региона и меры по снижению дефицита медицинских кадров

Основными механизмами привлечения медицинских кадров в систему здравоохранения региона продолжает оставаться целевая подготовка врачей в образовательных организациях высшего образования, предоставление мер социальной поддержки медикам, в том числе реализация программ, направленных на привлечение медицинских работников из других субъектов Российской Федерации: софинансируемой областью федеральной программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер» и региональной программы «Губернаторские полтора миллиона».

Одновременно в Липецкой области организовано взаимодействие с миграционной службой Липецкой области по привлечению медицинского персонала из-за рубежа и передаче сведений о планирующих прибыть для проживания на территорию региона медиках; взаимодействие с Луганским ГМУ им. Святителя Луки, Донецким НМУ им. М. Горького и Запорожским ГМУ по привлечению врачебных кадров на территорию региона.

С целью повышения доступности высшего профессионального образования по поручению Губернатора Липецкой области внесены изменения в Закон Липецкой области от 30 декабря 2004 года № 166-ОЗ «О социальной поддержке обучающихся образовательных организаций и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Липецкой области» [11], исключающие требования к сроку постоянного проживания на территории региона не менее 5 лет абитуриентов, претендующих на получение целевого направления в медицинские вузы.

Вместе с тем, необходимо продолжить работу, направленную на сохранение существующего кадрового состава через контроль за функционированием 3-х уровневой системы отработки выяснения и устранения причин с работником, запланировавшим свое увольнение. С целью сохранения кадрового потенциала и выявления оснований, по которым медицинские работники принимают решение об увольнении, в государственных медицинских организациях необходимо внедрить систему регулярного анкетирования и опросов, позволяющую проводить анализ причин увольнения сотрудников, и своевременно принимать исчерпывающие меры по устранению причин оттока медицинских кадров. Система должна предусматривать трехэтапную работу с каждым медицинским работником, запланировавшим увольнение, начиная с руководителя структурного подразделения, далее курирующего заместителя и главного врача с выяснением причин, послуживших основанием для увольнения и принятием мер, для их устранения.

В случае не устранения медицинской организацией причины, послужившей основанием для увольнения работника, необходимо предусмотреть включение в работу заместителя начальника управления здравоохранения Липецкой области, курирующего кадровую политику в здравоохранении.

Также целесообразно осуществлять еженедельный мониторинг за движением врачей и средних медработников в лечебной сети региона, заслушивать руководителей медицинских организаций о причинах выбытия и принятых мерах.

Совместно с ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России необходимо организовать исследования профессионального выгорания (профессионального стресса) и факторов труда, связанных с ним на уровне всего региона – результатом такой работы должна стать разработанная стратегия работы с профессиональным выгоранием на уровне области в целом и сопровождение внедрения отдельных элементов (например, внедрение учебной программы «Коррекция профессионального выгорания в период пандемии» для врачей амбулаторно-поликлинического звена).

С другой стороны необходимо повысить активность адресной работы Центров содействия трудоустройства выпускников (медицинские колледжи), позволяющей увеличить количество трудоустраиваемых выпускников колледжей. А также реализовывать совместно с ОКУ «Липецкий городской центр занятости населения» проекты по привлечению врачей в региональные медицинские организации с использованием платформ онлайн-рекрутинга («hh.ru», «SuperJob.ru»).

В целях повышения эффективности мероприятий, направленных на устранение дефицита врачебных кадров и увеличение численности врачей в государственных медицинских организациях Липецкой области рассмотреть возможность реализации проекта «Приведи друга».

Целью проекта является привлечение врачей, в том числе из других регионов, силами работающих сотрудников учреждения. Работник государственной медицинской организации, который привлечет для работы в свое же учреждение врача, будет иметь право на получение единовременной выплаты в размере 50 000 руб.

Единовременная выплата будет предоставляться работающему сотруднику учреждения при соблюдении в совокупности следующих условий:

1) трудоустройство привлеченного врача не менее чем на одну ставку на условиях нормальной продолжительности времени для данной должности;

2) отсутствие у врача периодов работы в государственных медицинских организациях Липецкой области не менее 6 месяцев до момента трудоустройства;

3) единовременная выплата будет производиться после отработки врачом не менее 3-х месяцев в данном учреждении.

Финансирование реализации проекта необходимо осуществляет за счет средств от приносящей доход деятельности учреждения.

Основная проблема кадровой политики региона связана с недостаточным приростом численности врачей, в том числе молодых специалистов, особенно в сельской местности, старением кадров, сохраняющейся диспропорцией в обеспеченности медицинскими кадрами между отдельными территориями, городом и селом, врачами и средним медицинским персоналом, недостаточным уровнем квалификации практикующих специалистов. На этом фоне обеспеченность липецкого здравоохранения средним медицинским персоналом выглядит относительно благополучной.

Для обеспечения потребности во врачах по основным специальностям с учетом объемов медицинской помощи по Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи [15] реализуются мероприятия по формированию штатных должностей учреждений здравоохранения в соответствии с утвержденными федеральными порядками оказания медицинской помощи. В Липецкой области проводится большая работа по направлению молодежи области для поступления в медицинские ВУЗы по целевому набору [17].

Администрациями государственных медицинских учреждений, расположенных на территории муниципальных районов ведется постоянная работа по привлечению молодых специалистов на вакантные должности, посредством: заключения целевых договоров на обучение, по которым студенты после окончания учебных заведений должны будут трудоустроиться в медицинскую организацию (в 2023 году по программам специалитета обучаются 243 чел., в ординатуре 35 человек); участия в ярмарках вакансий, проводимых медицинскими ВУЗами и областными медицинскими колледжами; размещения вакансий на различных сайтах поиска работы; ежемесячного представления информации о вакансиях в центр занятости населения.

Ключевыми инструментами кадровой политики являются программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер». В начале реализации программы «Земский доктор» в 2012 году социальная выплата в размере 1 млн. руб. позволяла врачу-участнику приобрести в Липецкой области 1-2-комнатную квартиру или дом. Сегодняшний размер выплаты в 1-1,5 млн. руб., даже при наличии региональных мер социальной поддержки сопоставимой стоимости, этого сделать не позволяет. Аналогичным образом недостаточно привлекательными являются установленные размеры выплат в 500 и 750 тыс. руб. для фельдшеров [3]. Поэтому с учетом сложившейся социально-экономической ситуации необходимо повысить привлекательность данных программ с использованием дополнительных региональных мер социальной поддержки.

Существенной проблемой кадров здравоохранения является недостаточный уровень профессиональных навыков врачей и среднего медицинского персонала и системы повышения их профессионального уровня [5, с. 58].

Последипломное образование медработников, занятых в государственных учреждениях здравоохранения области, финансируется за счет средств областного бюджета. На дополнительное профессиональное образование медицинских и фармацевтических работников с высшим образованием в 2022 году было израсходовано около 7500 тыс. руб., что позволило повысить квалификацию 2010 врачам. 1904 средних медицинских работников обучены в Липецком Центре последипломного образования в рамках сформированного государственного задания [17].

В рамках реализации мероприятий, направленных на повышение квалификации медицинских кадров в Липецкой области совместно с медицинскими организациями обеспечено поэтапное вступление и обучение медицинских кадров в системе непрерывного медицинского образования посредством портала непрерывного медицинского образования.

Число специалистов, вовлеченных в систему непрерывного образования медицинских работников, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий на сегодня составляет более 15,9 тыс. чел.

С целью получения дополнительного профессионального образования сформирована система обучения, обеспечивающая врачей и средних медработников своевременным прохождением курсов повышения квалификации и переподготовки. Действенность кадровой политики и системы управления кадровыми ресурсами здравоохранения Липецкой области обеспечивается поддержанием высокого профессионального уровня руководящего состава. Для этого руководители медицинских организаций и их заместители проходят периодическое обучение, тематическое усовершенствование и повышение квалификации по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье».

На территории области в ГАУДПО «Центре последипломного образования» успешно осуществляется дистанционное обучение как инновационная форма ведения образовательного процесса. Дистанционная форма обучения предоставляет возможность привлечь к преподаванию специалистов высокого уровня квалификации. С этой целью создан региональный телеобучающий центр, связанный телекоммуникационными каналами с ведущими клиническими центрами Москвы, Екатеринбурга, Воронежа.

Активно развивается проект «Электронная медицинская библиотека», обеспечивающий доступ врачей к актуальной медицинской информации в сети Интернет.

Заключение

Одним из важнейших компонентов в обеспечении качества и доступности медицинской помощи являются кадровые ресурсы в здравоохранении. Роль медицинских кадров еще более возросла в последнее время, когда им приходится противостоять новым вызовам и угрозам, обусловленным пандемией коронавирусной инфекции COVID-19. [9, c.7].

В настоящее время государственная власть на всех уровнях уделяет большое внимание проблемным вопросам кадрового обеспечения и кадрового дефицита в отрасли здравоохранения.

В Липецкой области проблемы обеспечения системы здравоохранения медицинскими кадрами и управления кадровым обеспечением также актуальны.

В регионе для обеспечения медицинских организаций кадрами разработана трехэтапная система подготовки медработников. На территории Липецкой области действуют два региональных медицинских колледжа, в стенах которых, для устранения кадрового дефицита увеличили число мест для абитуриентов. С целью получения дополнительного профессионального образования в регионе сформирована система обучения, обеспечивающая врачей и средних медработников своевременным прохождением курсов.

В настоящее реализуется системные меры поддержки и привлечения медицинских работников в Липецкую область, особенно хотелось бы отметить региональную программу «Губернаторские полтора миллиона».

Администрациями государственных медицинских учреждений, расположенных на территории муниципальных районов ведется постоянная работа по привлечению и удержанию молодых специалистов на вакантные должности. С целью ликвидации кадрового дефицита в государственные медицинские организации внедрена система регулярного мониторинга, позволяющая проводить анализ причин увольнения сотрудников, и своевременно принимать исчерпывающие меры по устранению причин оттока медицинских кадров и устранения кадрового дефицита.

Однако основные показатели и результаты федерального (регионального) проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» практически по всем критериям не достигнуты (кроме укомплектованности врачами педиатрами и число специалистов, участвующих в СНОМР) и сохраняется риск их не достижения в текущем году.

Несмотря на комплексный подход к управлению медицинскими кадрами и реализацию стимулирующих мер поддержки, привлечения и удержания проблемы кадрового обеспечения системы здравоохранения Липецкой области продолжают сохранять остроту.

Объективный анализ движения кадров в регионе свидетельствует, что используемые инструменты и проводимые меры в ближайшие годы не смогут способствовать полной ликвидации существующего дефицита и дисбаланса кадров в системе здравоохранения области, однако существенно замедлят негативные тенденции.


References:

Zdravookhranenie Rossii 2022-2023 gg.: neotlozhnye mery v usloviyakh osobogo polozheniya v ekonomike i sotsialnoy sfere. Problemy i predlozheniya [Healthcare in russia 2022-2023: emergency measures in the context of the special situation in economy and social sphere. issues and proposals]. (2022). ORGZDRAV: novosti, mneniya, obuchenie. 8 (2(28)). 22-47. (in Russian). doi: 10.33029/2411-8621-2022-8-2-4-21.

Bizin S.V. (2018). Kachestvo zhizni naseleniya kak klyuchevye kriterii otsenki sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya regiona [The quality of life of the population is a key criteria for the assessment of socio-economic development of the region]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (1(90)). 1225-1229. (in Russian).

Bizin S.V. (2022). Strategicheskiy analiz regionalnoy molodezhnoy politiki i otsenka kadrovoy obespechennosti regiona [Strategic analysis of regional youth policy and regional staffing assessment]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (2). 879-896. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.2.114252.

Bizin S.V. (2023). Realizatsiya gosudarstvennoy politiki v sfere zdravookhraneniya, kak faktor povysheniya kachestva zhizni naseleniya (regionalnyy aspekt) [Implementation of the state policy in the field of healthcare as a factor of improving the quality of life of the population (regional aspect)]. Theoretical and Applied Economics. (3). (in Russian).

Bizin S.V., Badaninskaya A.A. (2022). Upravlenie kachestvom i urovnem zhizni naseleniya regiona (na primere Lipetskoy oblasti) [Managing the quality of life and living standards of the population in the region (case study of the Lipetsk oblast)]. Sotsialnye i ekonomicheskie sistemy. (6-2(30.2)). 311-335. (in Russian).

Chubarova T.V. (2021). Effektivnoe zdravookhranenie kak uslovie vosproizvodstva chelovecheskogo potentsiala: sovremennye vyzovy dlya sotsialnoy politiki [Effective healthcare as a condition for the reproduction of human potential: modern challenges for social policy]. Ekonomicheskaya bezopasnost. 4 (3). 607-628. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.4.3.112706.

Gersonskaya I.V. (2023). Sistema zdravookhraneniya v Rossii: osnovnye problemy i vozmozhnye puti ikh resheniya [The healthcare system in Russia: the main problems and possible ways to solve them]. Bulletin of Chelyabinsk State University. (3(473)). 53-63. (in Russian).

Ivanova A.A., Zavaleva E.V., Shuvalov S.S., Andruzskaya A.G. (2023). Kadrovyy resurs v sisteme zdravookhraneniya [Health human resources]. Meditsinskie tekhnologii. Otsenka i vybor. (2(45)). 59-66. (in Russian). doi: 10.17116/medtech20234502159.

Lebedeva I.S., Lebedev P.V. (2022). Tendentsii resheniya kadrovyh problem v zdravookhranenii [Trends in solving staff problems in health care]. Vestnik Akademii znaniy. (48(1)). 151-159. (in Russian). doi: 10.24412/2304-6139-2022-48-1-151-159.

Magomadova T.L. (2022). K voprosu o realizatsii gosudarstvennoy kadrovoy politiki v sisteme zdravookhraneniya: otechestvennyy i zarubezhnyy opyt [On the implementation of the state personnel policy in the health care system: domestic and foreign experience]. Vestnik GGNTU. Gumanitarnye i sotsialno-ekonomicheskie nauki. 18 (4(30)). 20-28. (in Russian). doi: 10.34708/GSTOU.2022.62.64.003.

Makarov S.V., Gaydarov G.M. (2022). Kadrovaya politika v zdravookhranenii: sotsialnyy aspekt [Personnel policy in healthcare: social aspect] Irkutsk: Irkutskiy gosudarstvennyy meditsinskiy universitet. (in Russian).

Nikitina T.I. (2019). Sostoyanie sfery zdravookhraneniya kak faktor ustoychivogo sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya selskikh territoriy [Healthcare as a factor of sustainable socio-economic development of rural territories]. Bulletin of Chelyabinsk State University. (9(431)). 235-245. (in Russian). doi: 10.24411/1994-2796-2019-10927.

Onischenko K.N., Verna V.V., Onischenko S.K. (2020). Gosudarstvennaya kadrovaya politika v sfere zdravookhraneniya [State personnel policy in the field of health care]. Sustainable Development Economics. (1(41)). 135-137. (in Russian).

Страница обновлена: 29.04.2025 в 15:25:03