Formation of partnership relations

Podverbnyh O.E.1, Okhotkin K.G.2, Kukushkin S.G.2, Dyatlov D.V.2
1 Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, Russia
2 Акционерное общество «РЕШЕТНЕВ»

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 17, Number 8 (August 2023)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=54383743

Abstract:
Modern requirements for the national economy dictate conditions under which the concentration of forces and resources in all spheres of life becomes paramount. For the purposes of technological sovereignty, it is necessary to develop knowledge-intensive industries, innovative breakthrough technology, and the formation of personnel with flexible knowledge-based competencies. Reducing transaction costs between economic entities is possible if the relationship is built on a long-term basis. The triune formula "science – production – education" allows to focus on mutually beneficial conditions that involve the formation of an order for fundamental and applied research on the part of production, as well as the formation of the necessary competencies. The article discusses the experience of implementing such a system on the example of JSC RESHETNEV, one of the Roscosmos enterprises. It considers not just a system of agreements between an enterprise and educational institutions, but a wide range of work, starting with joint research and development, ending with the formation of conditions for academic mobility of students in the Roscosmos Constellation format.

Keywords: technological sovereignty, scientific and technological development, principle of the trinity "science – production – education", advanced staffing, students' targeted training

JEL-classification: I23, I25, I26



Введение

Процессы, происходящие в последнее время в стране и в мире, заставляют осуществлять мобилизацию всех слоев общества на совершенно иной основе. Это во многом связано с тем, что изменения в конфигурации центров сил и центров притяжения трансформируются в национальные экономические интересы и, как результат, связи между участниками мировой хозяйственной системы приобретают национальные черты.

Имея в последние годы глобальные изменения в экономике, гиперконкуренцию на всех рынках (особенно на рынках ресурсов), и, как следствие, кризис мировой экономической системы, преобразуемой в информационно-инновационный формат, где в основе лежат принципы и технологии Индустрии 4.0, сформировалась необходимость цифровой трансформации для обеспечения инновационных изменений во всех сферах, что предполагает усиление требований к индустриальной составляющей экономик государств [1; 2] (Glaziev, 2022; Kadomtseva, 2023).

В последние годы в экономической литературе особое место уделяется проблемам технологической суверенизации хозяйства страны [3-4] (Afanasev, 2022; Deryabin, 2020). При этом ее достижение возможно путем решения нескольких задач [1]:

во-первых, восстановление технологической целостности производства страны, – в комплексе антикризисных мер, которые были направлены на купирование угроз, связанных с ограничением деятельности иностранных компаний на территории Российской Федерации, а также оперативного импортозамещения и ввоза необходимой продукции в режиме параллельного импорта. Такая деятельность должна дать возможность отечественным товаропроизводителям занять освободившие ниши и в короткие сроки переключиться на производство востребованной продукции, включая оборонный комплекс страны;

во-вторых, повышения автономности функционирования ключевых сфер жизнедеятельности, – экономическая зависимость страны в ключевых сферах жизнедеятельности не позволяет отечественному производителю выйти на уровень конкурентоспособности с мировыми гигантами, происходит процесс сдерживания развития. Любая научная, предпринимательская идея в этих условиях не поддерживалась, система образования формировалась таким образом, чтобы основным приоритетом стала идеология неолиберализма (при этом рассматриваются теории «достойного труда» [5] (German, 2019) для групп работников);

в-третьих, образовательно-кадровое обеспечение, – в настоящее время сложилась ситуация, когда, с одной стороны, предприятия испытывают потребность в квалифицированном персонале, при этом никаким образом не влияя на процесс формирования образовательных стандартов, программ, программ практик, тем выпускных квалификационных работ; с другой – выпускники вузов трудоустраиваются самостоятельно, тратя время на поиск работы. Разрыв между вузами и предприятиями увеличивался, что привело к диспропорциям и в системе образования, и в системе подбора кадров на предприятии. Пятого апреля 2023 г. в Государственной Думе в третьем, окончательном чтении был принят закон о целевом приеме и целевом обучении в вузах страны; и многое другое.

В основе импортозамещающих технологий для обеспечения суверенизации должны лежать научно-технологические наработки отечественного производства. Получение таких наработок возможно при условии наличия в обществе необходимых компетенций [6] (Gorshkova, 2023). Поиск носителей компетенций с научными знаниями на уроне мировых достижений и умением доводить свои новации не только до промышленных образцов, но и запуск их в производство, – это то, что может служить основой для технологического прорыва. Чем ближе находятся друг к другу те подсистемы, которые аккумулируют в себе эти компетенции, тем быстрее и эффективнее подсистемы как контрагенты формируют принципы взаимодействия для получения конечного результата и сам конечный результат.

Организационно-институциональные аспекты взаимодействия производства и образования

Триединая формула «наука – производство – образование» означает тесные партнерские взаимоотношения всех участников процесса инновационного развития, их взаимовлияние и взаимодействие как на этапе подготовки инновационного продукта в результате исследований, разработок и доведения до промышленного образца, так и на этапе формирования кадрового состава промышленного предприятия через включение в систему подготовки производственные ресурсы.

По мнению многих отечественных исследователей [7] (Ivanov, 2023) в недалекой перспективе на лидирующие позиции выйдут те государства, которые смогут обеспечить свой суверенитет путем проведения самостоятельно фундаментальных научных исследований по максимально широкому спектру направлений, а также сформировать отечественный высокотехнологичный производственный потенциал, что позволит оперативно превращать новые результаты в технологии, товары и услуги. Основным бенефициарами фундаментальной науки выступают государство и бизнес, поэтому реализация принципа инновационного дуализма заключается во взаимозависимости состояния бизнеса фундаментальной науки.

Если фундаментальная и прикладная наука и производство могут находиться в рамках одного хозяйствующего субъекта, то система образования в эту структуру слабо вписывается. Образование как институциональная среда имеет свои цели, задачи, свою нормативно-правовую обеспеченность и т.д. Отношения между бизнесом и образовательными учреждениями могут складываться на основе договорных отношений: соглашениях о сотрудничестве, о практической подготовке, о стратегическом партнерстве и т.п. Внешняя сторона таких соглашений представляет собой обязательства сторон о проведении совместных исследований в рамках Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, организацию производственной практики студентов на производственной базе предприятий, проведение представителями предприятий занятий по дисциплинам с практической подготовкой. Внутренняя сторона соглашений представляет собой неформальные институциональные взаимодействия, которые есть отражение трансформационных изменений общества: координация взаимодействия вузов с работодателями посредством созданных в вузах Российской Федерации центров карьеры или центров содействия трудоустройству выпускников; организация для студентов производственной и преддипломной практики на предприятии; проведение ярмарок вакансий, встреч студентов с представителями промышленности; целевое обучение; обучение через исследовательские проекты; целевая подготовка студентов на территории работодателя; карьерное портфолио студента; участие предприятия в разработке образовательных программ [8, С. 86-87] (Trojan, Sakharov, Zhidik and Chistoedova, 2022, P. 86-87).

В 2020 году одной из Национальных целей развития страны было определено обеспечение присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет исследований, проводимых в учебных заведениях высшего образования [9]. Третья миссия университетов, представляющая развитие взаимодействия университета с обществом, его социальную ответственность, положения в стране и регионе [10] (Nechaev, 2021), делает университеты территориальными центрами регионов [11] (Bogomolova, Zhigalova, 2022), что меняет их социальный статус. В этом качестве представление «университет как социальный лифт» сработает только в том случае, если образовательные программы вузов будут качественны и актуальны.

Низкий уровень качества образовательных программ, их отставание от требований реального сектора приводит к тому, что выпускники, отучившись четыре-пять лет, остаются не востребованы на рынке труда, так как их компетенции не соответствуют тем задачам, которые стоят перед производством, а сам носитель этих компетенций не способен в короткий срок восполнить пробелы в знаниях, навыках, умениях. Поэтому либо предприятия принимают на работу лиц, имеющих практический опыт работы, с целью снизить издержки на адаптацию молодого сотрудника, либо трудовая деятельность претендента на замещение вакантной должности начинается с обучения в корпоративном университете под условия производства. Такая вынужденная мера становится затратной в условиях обновления персонала, что негативно сказывается на имидже образования: «Забудьте все то, чему вас учили в университете». Выходом здесь может служить привлечение к разработке образовательных программ представителей бизнеса, участие ведущих работников предприятий в учебном процессе, наставничестве, предоставлении производственных мощностей для прохождения производственной практики. И, прежде всего, создание базовых кафедр на предприятиях.

Опыт ведущих вузов по созданию совместно с предприятиями базовых кафедр показал практико-ориентированный подход в подготовке молодых специалистов, увеличение заинтересованности выпускников в получении знаний, возможность их тут же применить на практике. В рамках подготовки специалистов на базовых кафедрах возможно внедрение проектной деятельности обучающихся, выявление молодых людей из числа выпускников, как с лидерскими качествами, так и с исследовательскими способностями. Такие близкие контакты студентов со специалистами производства позволяет снизить издержки на адаптацию молодых специалистов, расширить их круг общения в научной и производственной среде через участие в различного рода конкурсах, грантах, олимпиадах по читаемым дисциплинам.

Набор компетенций, формируемый у молодого человека во время учебы может быть углублен и расширен за счет включения в образовательные программы дисциплин с практической подготовкой и увеличением часов практической работы не в аудитории, а непосредственно на производстве либо на симуляторах. Оборудование, предоставляемое для работы студентов, чаще всего соответствует мировым стандартам [12, с. 88-90; 13, с.12-13] (Trojan, Sakharov, Zhidik and Chistoedova, 2022, P. 88-90; Kutuzov, Barkhatov, Veremyev, Vorobyov, Malyshev, Petkau, Shmyrin, 2020).

С позиции теории инвестиций в человеческий капитал компетенции, формируемые у студентов в вузе, дают в основном общие знания, они не носят специфического характера, т.е. не дают представлений о конкретном предприятии, его технических, технологических, социально-экономических особенностях, тем самым формируя лишь «модельные» представления о будущей профессии. Задача сближения теоретического, – «модельного», – представления о потенциально возможных рабочих местах с их фактической реализацией становится более решаема в условиях сочетания теоретического обучения и практической подготовки. Это может быть магистерская программа, основанная на принципе «один плюс один», когда первый год предполагает освоение теоретической части программы, а второй – практическую подготовку на производстве в качестве включенного сотрудника. В этом случае затраты на адаптацию молодых специалистов сильно снижаются, так как они проходят этот процесс еще в ранге обучающегося. Качество тем выпускных квалификационных работ (ВКР) в форме магистерской диссертации значительно растет, так как темы имеют не абстрактный, а конкретный характер. Кстати, защита ВКР может проходить на территории предприятия.

Еще одним ключевым моментом в системе сближения производства и образования является проблема независимой оценки компетенций выпускников. Государственная итоговая аттестация в форме государственного экзамена и подготовка и защита ВКР еще не гарантирует работодателю, что получивший диплом выпускник является носителем тех компетенций, которые необходимы данному, конкретному работодателю. Конечно, вузы делают максимально от них зависящее, чтобы знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения, пригодились выпускнику и отвечали всем требованиям, согласно образовательного и профессионального стандарта, но если эти процедуры усилить сдачей профессионального экзамена через независимую оценку квалификации [14, с. 92-93] (Trojan, Sakharov, Zhidik and Chistoedova, 2022, P. 92-93).

Взаимодействие АО «РЕШЕТНЕВ» с учебными заведениями страны

В системе ракетно-космической промышленности (РКП) еще с советских времен в составе производственных затрат на продукцию была заложена научная составляющая, что позволяло предприятиям сокращать транзакционные издержки в виде согласования с вышестоящими органами в советское время, а также поиска потенциальных контрагентов сейчас. Проведение фундаментальных исследований самими предприятиями предъявляет к компетенциям персонала особые требования, – знание современных достижений в области науки и технологий, умение нестандартного исследовательского мышления при внедрении новаций в производство, навыки убеждения при продвижении продукта на рынок и прочие.

Акционерное общество «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» (АО «РЕШЕТНЕВ») (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») является одним из лидеров по созданию космических аппаратов связи, телевещания, ретрансляции, навигации, геодезии и др. Также одним из направлений деятельности предприятия является проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области создания космической техники, что позволяет предприятию выпускать продукцию, соответствующую мировым стандартам качества и надёжности [См. 15]. Вся технологическая цепочка от разработки до производства готовой продукции и далее обучение потребителей осуществляется в рамках его деятельности.

АО «РЕШЕТНЁВ» осуществляет следующие меры в области опережающего кадрового обеспечения совместно с опорными вузами:

– подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов РКП в соответствии с задачами, стоящими перед корпорацией по обеспечению обороноспособности страны, созданию конкурентоспособной ракетно-космической техники, использованию результатов космической деятельности;

– развитие и внедрение инновационных образовательных технологий, единых требований к уровню и качеству подготовки, практической направленности обучения студентов с учетом требований организаций РКП и современного рынка труда;

– участие в разработке отраслевых профессиональных стандартов работников РКП, а также федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом положений соответствующих профессиональных стандартов и требований к уровню квалификации работников;

– организация и проведение фундаментальных и прикладных научно- исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в области космической деятельности;

– реализация программ академической мобильности студентов и аспирантов технических специальностей и направлений внутри Консорциума «Созвездие Роскосмоса», куда вошли 19 университетов – участников в области подготовки квалифицированных кадров современного уровня в рамках создания единой комплексной образовательной, научной, инновационной среды, направленной на развитие кадрового и научного потенциала ракетно-космической отрасли с целью обеспечения подготовки кадров для организаций РКП на основе передового опыта и перспективных технологий участников Консорциума;

– профессиональная ориентация детей посредством повышения их мотивации к трудовой деятельности по приоритетным для РКП направлениям подготовки в сфере профессиональной подготовки и профессионального обучения;

– организация научно-практических конференций, форумов, конкурсов, экскурсий и др. для представителей Участников Консорциума;

– участие образовательных учреждений – Участников Консорциума в реализации программ инновационного развития организаций РКП;

– содействие приведению учебно-исследовательской базы образовательных учреждений – Участников Консорциума в соответствие с современными требованиями подготовки кадров для организаций высокотехнологических секторов экономики и РКП;

– организация взаимодействия советов молодых ученых и специалистов Участников Консорциума;

– взаимодействие с научно-образовательными центрами по профильным направлениям деятельности Участников Консорциума;

– обеспечение подготовки научно-педагогических кадров и научных кадров высшей квалификации, организация повышения квалификации профессорско-преподавательского состава на базе Участников Консорциума;

– обеспечение долгосрочного партнерства по подготовке кадрового резерва в интересах РКП;

– реализация дополнительных профессиональных программ для руководителей и специалистов организаций РКП в области изучения и освоения передовых достижений при реализации комплексных междисциплинарных проектов создания высокотехнологических производств в приоритетных направлениях развития российской космической промышленности;

– участие в реализации государственного плана подготовки кадров со средним профессиональным и высшим образованием для организаций оборонно-промышленного комплекса на 2021–2030 годы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. № 2369 «О государственном плане подготовки кадров со средним профессиональным и высшим образованием для организаций оборонно-промышленного комплекса на 2021–2030 годы» [16];

– участие в реализации механизма целевого обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2020 г. № 1681 «О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования» [17];

– организация взаимодействия с образовательными и научными организациями в области использования достижений фундаментальной науки для инновационного развития РКП;

– профессиональная ориентация выпускников учебных заведений, создание условий для привлечения студентов, аспирантов и докторантов вузов к выполнению НИОКР в интересах РКП, обеспечение потребности организаций РКП в высококвалифицированных научных работниках и специалистах;

– развитие научно-технического сотрудничества вузов с научными организациями РКП, создание научно-образовательных центров, инновационно-образовательных центров космических услуг, ресурсных центров коллективного пользования, научных лабораторий;

– содействие в разработке дополнительных профессиональных образовательных программ, учитывающих специфику РКП;

– сотрудничество с заинтересованными российскими и зарубежными партнерами, направленное на развитие системы подготовки кадров для организаций РКП;

– содействие привлечению ресурсов для развития системы подготовки и переподготовки кадров в организациях РКП, включая международные программы и проекты;

– содействие Госкорпорации «Роскосмос» продвижению Участников Консорциума на отечественном и международном рынке образования;

– содействие в организации регулярных ознакомительных выездов научно-педагогических работников и студентов Участников Консорциума в организации РКП;

– содействие вовлечению студентов в общественную жизнь организаций РКП;

– совместная реализация с АНО «Корпоративная Академия Роскосмоса» образовательных программ для работников организаций РКП;

– содействие в формировании положительного имиджа Госкорпорации «Роскосмос» как надежного и ответственного работодателя;

– содействие в создании «Центров студентов Госкорпорации «Роскосмос» на базе Участников Консорциума;

– содействие включению представителей Госкорпорации «Роскосмос» и её организаций в ученые и научно-технические советы Участников Консорциума;

– содействие в продвижении и распространении среди студентов, преподавательского состава и административного персонала научно-популярного журнала «Русский космос», издаваемого Госкорпорацией «Роскосмос»;

– содействие распространению тематической сувенирной продукции о ракетно-космической отрасли;

– содействие в формировании рекомендаций для синхронизации целей, задач и показателей результативности в программах развития Участников Консорциума с программами инновационного развития организаций Госкорпорации «Роскосмос».

Предприятие, формируя доступную среду для получения образования, в настоящее время имеет договоры с опорными университетами о целевой подготовке студентов по специальностям и по направлениям бакалавриата и магистратуры (рис. 1).

Рисунок 1. Структура численного состава студентов высшего

и средне специального образования, обучающихся

по целевым договорам с АО «РЕШЕТНЕВ»

Данная численность не фиксируется, так как на основе принятого в 2020 году государственного плана подготовки кадров со средним профессиональным и высшим образованием для организаций оборонно-промышленного комплекса на 2021–2030 гг., утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. № 2369, был определен план по приему граждан на целевое обучение в 2023 году. Для АО «РЕШЕТНЕВ» набор будет осуществляться в вузы по следующему спектру специальностей (табл. 1).

Таблица 1

Планируемый прием граждан на целевое обучение на 2023–2024 уч. год

№ п/п
Учебные заведения ВО
Направления подготовки или специальности
1
Балтийский государственный технический университет "ВОЕНМЕХ" им. Д.Ф. Устинова
24.04.01 Ракетные комплексы и космонавтика
24.05.01 Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов
2
Воронежский государственный технический университет
10.05.02 Информационная безопасность телекоммуникационных систем
11.05.01 Радиоэлектронные системы и комплексы
3
Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева – КАИ
09.03.01 Информатика и вычислительная техника
11.05.01 Радиоэлектронные системы и комплексы
4
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)
24.05.01 Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов
5
Национальный исследовательский Томский государственный университет
01.03.02 Прикладная математика и информатика
6
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
09.03.04 Программная инженерия
09.04.04 Программная инженерия
13.04.02 Электроэнергетика и электротехника
15.03.01 Машиностроение
15.03.04 Автоматизация технологических процессов и производств
15.04.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств
7
Новосибирский государственный технический университет
11.03.03 Конструирование и технология электронных средств
11.04.03 Конструирование и технология электронных средств
11.04.04 Электроника и наноэлектроника
15.04.03 Прикладная механика
8
Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева
18.03.01 Химическая технология
9
Санкт-Петербургский электротехнический университет ЛЭТИ им. В.И. Ульянова (Ленина)
11.03.03 Конструирование и технология электронных средств
28.03.01 Нанотехнологии и микросистемная техника
10
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева
09.03.04 Программная инженерия
11.04.02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи
15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств
15.04.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств
2.3.3 Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами
2.5.13 Проектирование, конструкция, производство, испытания и эксплуатация летательных аппаратов
2.5.6 Технология машиностроения
24.05.01 Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов
24.05.06 Системы управления летательными аппаратами
11
Сибирский федеральный университет
01.03.02 Прикладная математика и информатика
01.04.04 Прикладная математика
09.03.04 Программная инженерия
10.05.01 Компьютерная безопасность
15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств
15.04.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств
12
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
11.03.03 Конструирование и технология электронных средств
11.04.04 Электроника и наноэлектроника
11.05.01 Радиоэлектронные системы и комплексы

Описание взаимодействия АО «РЕШЕТНЕВ» как одного из предприятия госкорпорации «Роскосмос» был представлен одним из авторов на международной конференции «Современное образование: интеграция образования, науки, бизнеса и власти» в Томске в январе 2022 года [18, с. 8-14] (Kukushkin, 2022).

Другой институциональной структурой системы взаимодействия АО «РЕШЕТНЕВ» с учебными заведениями является создание инженерного центра ядерно-космических технологий в ЗАТО г. Железногорск (рис. 2), создаваемый в соответствии с Протоколом Губернатора Красноярского края от 08.02.2023 № 34.

Рисунок 2. Концепция образовательного инженерного центра ядерно-космических технологий в ЗАТО Железногорск

В 2019-2022 гг. АО «РЕШЕТНЕВ» приняло участие в проектах базового центра подготовки кадров автономной некоммерческой организации «Национальное агентство развития квалификации»: Квалификация наставник, Кадры для высокотехнологичного предприятия и Компетенции XXI века. Если первые два проекта действуют в парадигме опережающей подготовки кадров для высокотехнологичного производства, соответствующей описанной выше модели «наука – производство – образование», то третий проект базируется на содержательной основе подготовки кадров – компетенциях. Предприятием, как основным заказчиком на выпускников учебных заведений, были сформулированы наборы ключевых навыков, формирование которых должно начинаться в образовательной среде, а на производстве они могут и должны совершенствоваться.

В таблице 2 приведены примеры ключевых навыков для должностей «инженер-конструктор» (обязательно наличие высшего профессионального образования, 7 уровень квалификации) и «слесарь по ремонту и обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования» (обязательно наличие средне специального профессионального образования, 6 уровень квалификации).

Таблица 2

Примеры ключевых навыков для профессий

Уровень образования, который является обязательным для поступления на вакантную должность
Высшее профессиональное
Средне специальное профессиональное
Профессия / должность
Инженер-конструктор
Слесарь по ремонту и обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования
Ключевые навыки / должностные обязанности
Разработка, проведение расчетов, выполнение наземно-экспериментальной отработки конструкций космических аппаратов, а так же механических трансформируемых систем (антенны, солнечные батареи, устройства отделения) и электромеханических устройств
Знание действующей в отрасли и на предприятии нормативно-технической документации, необходимой для выполнения работ
Знание основ ЕСКД
Владение основными технологическими процессами производства, Знание методов проведения технических расчетов при конструировании
Проектирование и разработка 3D-моделей, Построение конечно-элементных моделей
Выпуск и согласование конструкторской, эксплуатационной и программно-методической документации
Умение работать с чертежами
Работа с ГОСТами
Знание специального программного обеспечения и САПР: CATIA V5, SolidWorks, Компас, NanoCAD (AutoCAD)
Участие в проведении отработочных испытаний опытных образцов
Сопровождение в производстве и участие в испытаниях механизмов по закрепленному направлению работ
Выполнять регулировку систем вентиляции и кондиционирования для поддержания заданной температуры и влажности воздуха в производственных цехах с помощью приборов и психрометрических таблиц
Производить осмотр, чистку и принимать участие в ремонте вентиляторов, форсунок, калориферов и насосов
Заменять неправильно работающие форсунки, перезаряжать психрометры
Вести журнал для записи показаний психрометров в установленное время
Выполнять пуск и остановку вентиляционных и увлажнительных установок
Выполнять погрузо-разгрузочные работы при перевозке труб к месту монтажа
Контролировать состояние и работу приборов автоматического регулирования

Выводы

Таким образом, можно констатировать следующее:

1. В современной ситуации мобилизации экономики, для более эффективного «запуска» процесса инновационного ее развития необходимо создать все условия для более тесного взаимодействия таких институциональных структур, как наука, производство, образование. Власть в этом взаимодействии играет роль координатора, которому переданы в том числе обеспечивающие, включая законодательство, и контрольные функции.

2. Взаимодействие данных структур может быть формальным, неформальным и смешанным. Формальное взаимодействие предполагает оформление договорных отношений и выполнение обязательств строго по всем пунктам договора, – предоставление мест практики студентам, проведение лекционных и практических занятий и т.д. Неформальные отношения предполагают более широкий спектр сотрудничества: и в научной, и в образовательной, и в организационной сферах. Смешанная форма сочетает оба этих подхода в деятельности, расширяя и дополняя их, – создание на платформе предприятия базовых кафедр, совместное участие в проектной деятельности, разработка и внедрение компетентностного подхода в подготовку рабочих и специалистов и проч.

3. Наиболее эффективными способами обеспечения технологического суверенитета страны являются совместные исследования и разработки производственных и образовательных структур с последующим их внедрением в производство. Время на идею и ее воплощение в этом случае уменьшается. Ряд несущественных (на первый взгляд) проработок могут выполнять студенты в качестве своих курсовых и дипломных проектов, что делает их заинтересованными в результате своего труда, а также само участие в «большом деле» значительно повышает их самооценку и чувство приверженности.

4. Иные неформальное объединения – научные, технологические союзы, инженерные центры, ассоциации вузов (например, «Созвездие Роскосмоса»), конкурсы, конференции, – становятся платформами идей не только одного предприятия как субъекта рынка, эта работа дает «толчок» к развитию и экономики в целом.

Потребность предприятий в высокообразованных квалифицированных специалистах может и должна удовлетворяться за счет отечественных производств и университетов, что и составляет понятие «импортозамещение» в системе «наука – производство – образование».

[1] Выделим только те из них, которые в той или иной степени касаются проблем, рассмотренных в рамках данной статьи.


References:

Afanasev A.A. (2022). Tekhnologicheskiy suverenitet: osnovnye napravleniya politiki po ego dostizheniyu v sovremennoy Rossii [Technological sovereignty: the main policies to achieve it in modern Russia]. Russian Journal of Innovation Economics. 12 (4). 2193-2212. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.12.4.116433.

Bogomolova A.V., Zhigalova V.N. (2022). Sovremennye predstavleniya o partnerstve obrazovaniya i biznesa v kontekste globalnyh vyzovov [Modern ideas about the partnership of education and business in the context of global challenges] Modern education: integration of education, science, business and government. 203-206. (in Russian).

Deryabin Yu.A. (2020). Tekhnologicheskoe partnerstvo promyshlennyh predpriyatiy s obrazovatelnymi organizatsiyami vysshego obrazovaniya [Technological partnership of industrial enterprises with educational organizations of higher education]. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya «Ekonomika». (4). 67-74. (in Russian).

German M. V., Nekhoda E. V. (2019). Kontseptsiya dostoynogo truda v sisteme sotsialnyh prav i garantiy: vozmozhnosti dlya naseleniya [The concept of decent work in the system of social rights and guarantees: opportunities for the population] New trends in the activities of social protection institutions. 252–256. (in Russian).

Glazev S. Yu. (2022). Globalnaya transformatsiya cherez prizmu smeny tekhnologicheskikh i mirokhozyaystvennyh ukladov [Global transformations from the perspective of technological and economic world order change]. AlterEconomics. (1). 93-115. (in Russian). doi: 10.31063/AlterEconomics/2022.19-1.6.

Gorshkova O.O. (2023). Formirovanie kompetentsiĭ vypusknika inzhenernogo vuza v partnerstve s rabotodatelyami [Formation of competencies of a graduate of an engineering university in partnership with employers]. Modern high technologies. (2). 129-134. (in Russian).

Ivanov V.V. (2023). Reformy nauki – novyy vektor [Reforms of science: a new vector]. Ekonomika nauki. (9). 8–20. (in Russian). doi: 10.22394/2410-132X-2023-9-1-8-20.

Kadomtseva M. E. (2023). Kontseptsiya ustoychivogo razvitiya: evolyutsiya teoreticheskikh podkhodov i sovremennoe videnie [The concept of sustainable development: the evolution of theoretical approaches and modern vision]. AlterEconomics. (1). 166–188. (in Russian). doi: 10.31063/AlterEconomics/2023.20-1.9.

Kukushkin S.G. (2022). Sistema podgotovki kvalifitsirovannyh kadrov dlya predpriyatiy raketno-kosmicheskoy otrasli na primere AO «Informatsionnye sputnikovye sistemy» imeni akademika M.F. Reshetneva [System of training qualified personnel for enterprises of the rocket and space industry on the example of jsc information satellite systems named after academician m.f. reshetnev] Modern education: integration of education, science, business and government. 8-14. (in Russian).

Kutuzov V.M., Barkhatov A.V., Veremev V.I., Vorobev E.N., Malyshev V.N., Petkau O.G., Shmyrin M.S. (2020). Proektno-orientirovannaya tselevaya podgotovka kadrov v partnerstve vuz – predpriyatie [Project-oriented target training in partnership university - enterprise]. Planirovanie i obespechenie podgotovki kadrov dlya promyshlenno-ekonomicheskogo kompleksa regiona. (1). 10-13. (in Russian).

Troyan P.E., Sakharov Yu.V., Zhidik Yu.S., Chistoedova I.A. (2022). Partnerstvo inzhenernyh vuzov i predpriyatiy. Opyt TUSUR [Partnership of engineering universities and enterprises. The experience of TUSUR]. Engineering education. (32). 86-87. (in Russian).

Troyan P.E., Sakharov Yu.V., Zhidik Yu.S., Chistoedova I.A. (2022). Partnerstvo inzhenernyh vuzov i predpriyatiy. Opyt TUSUR [Partnership of engineering universities and enterprises. The experience of TUSUR]. Engineering education. (32). 88-90. (in Russian).

Troyan P.E., Sakharov Yu.V., Zhidik Yu.S., Chistoedova I.A. (2022). Partnerstvo inzhenernyh vuzov i predpriyatiy. Opyt TUSUR [Partnership of engineering universities and enterprises. The experience of TUSUR]. Engineering education. (32). 92-93. (in Russian).

Страница обновлена: 26.04.2025 в 12:55:44