Universities in the ESG agenda: approaches to evaluating sustainable practices
Nekhoda E.V.1, Krakovetskaya I.V.1,2, Kaz M.S.1,3, Redchikova N.A.1, Vorobyeva E.S.4
1 Национальный исследовательский Томский государственный университет, Russia
2 Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», Russia
3 Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
4 Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Russia
Download PDF | Downloads: 67 | Citations: 1
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 17, Number 7 (July 2023)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=54310529
Cited: 1 by 30.01.2024
Abstract:
Today, in world and Russian practice, the growing level of universities' involvement in the SDG implementation is fully recognized. The article is devoted to the study of approaches and methods for assessing sustainable practices of higher education institutions in the process of implementing the ESG agenda. The problem of developing transparent and objective tools that comprehensively take into account the contribution of all factors of the ESG agenda requires development both in terms of theoretical and methodological and in practical terms.
The methodological basis of the study was the concepts of corporate social responsibility, sustainable development, and the triple helix. The following methods were used: analysis and synthesis, comparison and generalization, descriptive and index method, method of processing empirical data and graphical representation of results. International and national rankings reflecting the achievements of universities in implementing sustainable practices were analyzed.
Based on the results of a comparative analysis of Russian and foreign rankings, directions for the development of methodological tools for assessing universities' sustainable practices, taking into account the balance of all components of the ESG agenda, are proposed. Further research is expected to focus on exploring the prospects for interaction between all stakeholders of the ESG agenda in the context of the development of tools to take into account the contribution of each participant.
The article may be of interest to public authorities, university leaders, researchers, academic staff, graduate students, as well as all those interested in the implementation of the principles of sustainable development in various areas of higher education institutions.
Keywords: sustainability, ESG agenda, sustainable practices, rankings, universities
Funding:
Статья подготовлена в рамках проекта НУ 2.2.4.22 ОНГ «Устойчивое развитие территорий: императив единства экономических, социальных и экологических задач» (Приоритет-2030).
JEL-classification: I21, I23, I25, I26, I28, Q01
Введение
В условиях глобальных вызовов мировому сообществу университеты должны продвигать концепции устойчивого развития и ответственного поведения, а также разрабатывать тематические исследования в области экологических, экономических и социальных проблем современности. Именно в университетах кроется «огромный потенциальный ресурс конкурентоспособности». Они больше, чем другие акторы современного социального процесса, обладают креативным и инновационным потенциалом. Более того, университеты начинают играть «третью» роль, оказывать влияние на территории и местные сообщества, на качество среды проживания людей путем просвещения и коммуникаций, привлечения талантов и творческого подхода к решению проблем. Таким образом, университеты способны более эффективно аккумулировать идеи социальной сплоченности, ответственного поведения и устойчивого развития.
Цель статьи – проанализировать подходы и методы оценки устойчивых практик университетов в контексте ESG-повестки, показать достижения высших заведений в достижении целей устойчивого развития.
В условиях глобальных вызовов, стоящих перед человечеством, актуализируется роль образования в обеспечении условий для устойчивого развития общества. Это связано с тем, что именно через образование осуществляется комплексная социально-экономическая трансформация всех сфер общественной жизни.
М. Барбер, К. Доннелли и С. Ризви [1] отмечают, что в условиях глобальных вызовов высшее образование нуждается в глубокой, радикальной и трансформации своей модели.
Д.Каталевский, Н. Космадемьянская и др. отмечают ведущую роль университетов, как основных центров генерации и передачи знаний обсуждается на протяжении многих десятилетий [2].
Необходимость трансформации ценностей, модели развития высшей школы, форматов взаимодействия с ключевыми стейкхолдерами требует поиска новых, эффективных моделей развития. Именно на такое взаимодействие направлена модель «тройной спирали» Г.Ицковица и Л.Лейдесдорфа [3], раскрывающая специфику сотрудничества университетов, бизнеса и власти. В исследовании Р. Апаресидо-Томас и др. отражена роль взаимодействия университетов и промышленности в развитии местных экосистем [4].
Дискуссия об особой социальной роли университетов отражена в исследованиях Х.Шапиро [5], М.А. Измайловой [6]. С. Бренан и Р. Кромидас поднимают проблемы социального неравенства в высшем образовании, требующие кардинального решения [7].
Автор концепции экологического университета Р.Барнет считает, что миссия вуза заключается: «…в том, чтобы с одной стороны, порождать сверхсложность, а, с другой стороны, учить людей с ней жить» [8].
Караева А.П., Чащин М.Р., Магарил Е.Р. в своих исследованиях отмечают, что: «… система высшего образования позволяет ускорить процесс перехода экономики и общества на «устойчивый» вектор развития за счет формирования нового экологического мировоззрения у молодого поколения и минимизации будущего эколого-экономического ущерба» [9].
Сегодня университеты включают в свои образовательные программы новые дисциплины, посвященные устойчивому развитию и ESG-повестке, развивают новые направления деятельности, реализуют устойчивые практики, оказывая значительное влияние на территории (регионы) присутствия.
Сегодня разработка системы оценки устойчивости вузов, учитывающей важность всех направлений ESG-повестки, является крайне актуальной задачей, над которой работают исследователи, эксперты и аналитики во многих странах мира.
Анализ мировых рейтингов, оценивающих вклад университетов в устойчивое развитие общества
Современные рейтинговые системы, учитывая актуальные тренды, постоянно развивают инструментарий оценки конкурентоспособности высших учебных заведений, формируя экосистему региональных, предметных, специализированных рейтингов с самыми разнообразными критериями и показателями.
Выстраивание системы ранжирования университетов с позиции их вовлеченности в решение проблем мирового сообщества позволяет выявить лидеров этого движения, успешно реализующих устойчивые практики в различных направлениях деятельности. Следует признать, что сегодня рейтинговые системы объединяют на своих платформах огромное количество стейкхолдеров, обеспечивая их взаимодействие, содействуя процессу обучения и передачи опыта в сфере реализации устойчивых инициатив и практик, мотивируя всех участников на достижение высоких результатов для достижения целей устойчивого развития ЦУР ООН.
UI GreenMetric World University Rankings (Индонезия)
Создание первого мирового рейтинга, оценивающего вклад высших учебных заведений в устойчивое развитие общества посредством создания устойчивых (зеленых) кампусов, было инициировано в 2010 году Университетом Индонезии (UI). Так возник всемирный рейтинг университетов UI GreenMetric World University Rankings (UI GreenMetric WUR), в котором производится оценка приверженности вузов идеям устойчивого развития. Оценка осуществляется на основе шести индикаторов, представленных на рис.1.
Составлено авторами по: Методология мирового рейтинга устойчивости университетов UI GreenMetric WUR [Электронный ресурс] // Официальный сайт - URL: URL:https://greenmetric.ui.ac.id/about/methodology (дата обращения 27.05.2023)
Рисунок 1 – Индикаторы оценивания вузов в рейтинге UI GreenMetric WUR
С каждым годом количество участников этого рейтинга растет, что свидетельствует о росте интереса университетов разных стран мира к повестке устойчивого развития общества.
В таблице 1 представлены конкурентные позиции вузов – мировых лидеров рейтинга UI GreenMetric World University Rankings за 2022 год.
Анализ результатов, представленных в таблице 1, показывает, что в институциональном рейтинге UI GreenMetric лидирующие позиции занимают такие страны как Нидерланды, Великобритания, США, Германия, Ирландия и Бразилия.
Таблица 1 – Лидеры рейтинга UI GreenMetric WUR - 2022
Ранг
|
ВУЗ
|
Страна
|
Общий балл
|
1
|
Вагенингенский
университет и научно-исследовательский центр
|
Нидерланды
|
9300
|
2
|
Ноттингемский Трентский университет
|
Великобритания
|
9175
|
3
|
Ноттингемский университет
|
Великобритания
|
9175
|
4
|
Университет Гронингена
|
Нидерланды
|
9160
|
5
|
Калифорнийский университет в Дэвисе
|
США
|
9150
|
6
|
Трирский университет прикладных наук
(кампус Биркенфельд)
|
Германия
|
9125
|
7
|
Университетский колледж Корка
|
Ирландия
|
9075
|
8
|
Университет Коннектикута
|
США
|
9075
|
9
|
Университет Бремена
|
Германия
|
9050
|
10
|
Университет
Сан-Паулу
|
Бразилия
|
9050
|
В ТОР-100 рейтинга UI GreenMetric входят и российские университеты. Так, Российский университет дружбы народов занимает 26-е место, демонстрируя уверенный рост конкурентных позиций, а Сибирский федеральный университет –78 место. Всего в данном рейтинге участвуют 52 вуза из России.
В UI GreenMetric основной акцент сделан на оценку экологической составляющей ESG-повестки. Тем не менее, широкая философия этого методологического подхода позволяет учитывать влияние вуза в социальной и экономической сферах.
The Times Higher Education University Impact Rankings (Великобритания)
Специализированный рейтинг Times Higher Education University Impact Rankings (The Impact Rankings) стартовал в 2019 году. Он оценивает вклад вузов из разных стран мира в достижение целей устойчивого развития (ЦУР ООН), базируясь на анализе различных направлений деятельности университетов, таких как:
- Исследования – создание системы научных знаний для решения актуальных глобальных вызовов мировому сообществу.
- Обучение – подготовка кадров высокой квалификации, включая специалистов-практиков, формирование у будущих лидеров компетенций, необходимых для реализации ESG-принципов в своей профессиональной карьере.
- Распространение – устойчивые практики и инициативы университета в различных сферах общественной жизни и популяризации устойчивого развития на глобальном региональном и местном уровне.
- Управление – формирование системы эффективного управления ресурсным потенциалом университета.
Таким образом, рейтинг The Impact реализует комплексный подход к оценке вклада вузов в устойчивое развитие общества, учитывая важность всех составляющих ESG-повестки.
В таблице 2 представлены конкурентные позиции вузов – мировых лидеров рейтинга Times Higher Education University Impact Rankings-2022.
Таблица 2 – Лидеры рейтинга The Impact Rankings - 2022
Ранг
|
ВУЗ
|
Страна
|
Общая оценка
|
Лучшая оценка в рейтингах (ЦУР)
|
1
|
Университет Западного Сиднея
|
Австралия
|
99,1
|
6,12,5,17
|
2
|
Государственный университет
Аризоны (Темпе)
|
США
|
98,5
|
11,14,15,17
|
3
|
Западный Университет
|
Канада
|
97,8
|
1,2,9,17
|
= 4
|
Университет короля Абдулазиса
|
Саудовская Аравия
|
97,5
|
9,4,10,17
|
= 4
|
Университет Сэйнс
|
Малайзия
|
97,5
|
16,5,7,17
|
6
|
Оклендский университет
|
Новая Зеландия
|
96,7
|
9,15,2,17
|
7
|
Королевский университет
|
Великобритания
|
96,6
|
11,9,1,17
|
8
|
Университет
Ньюкасла
|
Великобритания
|
96,5
|
11,9,12,17
|
9
|
Манчестерский университет
|
Великобритания
|
96,4
|
11,12,14,17
|
10
|
Университет
Хоккайдо
|
Япония
|
96,2
|
2,9,15,17
|
Лидируют в ТОР-10 рейтинга университеты из Австралии, США, Канады, Великобритании Также, в число лидеров входят вузы из Саудовской Аравии, Малайзии, Новой Зеландии, Японии.
Лидером среди российских вузов, входящий диапазон 101-200 рейтинга The Impact Rankings-2022 является Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого. В рейтинговый диапазон 201-300 вошли университеты из России – Алтайский государственный университет, Казанский федеральный университет и Российский университет дружбы народов. Всего в рейтинг The Impact Rankings -2022 входят 92 вуза из России и каждым годом их количество растет.
QS World University Rankings: Sustainable Development Goals (Великобритания)
Создатели рейтинга QS World University Rankings отмечают важность научных исследований, без которых невозможна реализация ни одной из ЦУР ООН. Именно поэтому с 2022 года в рейтинге QS World University Rankings: Sustainable Development Goals производится оценка исследовательской деятельности вузов по двум укрупненным группам ЦУР ООН.
В группе «Воздействие на общество» – отражена исследовательская направленность вузов по ЦУР 5 и ЦУР 10. В свою очередь, в группу «Воздействие на окружающую среду» входят ЦУР 7, ЦУР 11, ЦУР 12, ЦУР 13, ЦУР 14, ЦУР 15.
Основной акцент при оценивании вклада вузов в реализацию ЦУР ООН сделан на индикаторах: «общее количество научных статей»; «общее количество цитирований»; «количество статей, опубликованных академических изданиях; входящих в 10% лучших по CiteScore Percentile»; «среднее значение индекса цитирования, взвешенного по отрасли (FWCI)»; «медиана цитирований на статью» и «медиана FWCI цитирований на статью». При проведении оценивания анализируются научные публикации по каждой ЦУР на платформе SciVal (Elsevier).
В таблице 3 представлены лидеры рейтинга QS World University Rankings: Sustainable Development Goals.
Таблица 3 – Лидеры рейтинга QS WUR: SDG Rating-2022
Ранг |
ВУЗ |
Страна |
Критерии
оценки
| |
Воздействие
на окружающую среду
|
Общественное
влияние
| |||
1
|
MIT
Массачусетский
технологический институт
|
США
|
Золото
|
Золото
|
2
|
Оксфордский
университет
|
Великобритания
|
Золото
|
Золото
|
3
|
Стэнфордский
университет
|
США
|
Золото
|
Золото
|
3
|
Кембриджский
университет
|
Великобритания
|
Золото
|
Золото
|
5
|
Гарвардский
университет
|
США
|
Золото
|
Золото
|
6
|
Калифорнийский
технологический институт
|
США
|
Золото
|
Кандидат
|
7
|
Имперский
колледж Лондон
|
Великобритания
|
Золото
|
Золото
|
8
|
Высшая
техническая школа Цюриха
|
Швейцария
|
Золото
|
Серебро
|
8
|
Университетский
колледж Лондона UCL
|
Великобритания
|
Золото
|
Золото
|
10
|
Чикагский
университет
|
США
|
Серебро
|
Золото
|
Лидирующие позиции в данном рейтинге занимают преимущественно университеты США и Великобритании.
Два ведущих российских университета получили «бронзовые медали»: Московский государственный университет им. Ломоносова в категории «Воздействие на окружающую среду», а НИУ Высшая школа экономики в категории «Общественное влияние». Статус «кандидат» получили Санкт-Петербургский государственный университет, Новосибирский государственный университет, Томский государственный университет, Российский университет дружбы народов, Казанский федеральный университет, Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого, Томский политехнический университет и Южно-Уральский государственный университет.
Globethics.net University Ranking (Швейцария)
Некоммерческая организация высшего образования Globethics.net формирует новую систему ранжирования университетов, которая ставит ценности, этику и устойчивость в качестве центральных принципов высших учебных заведений во всем мире. Представленный рейтинг Globethics.net University Ranking (GUR Ranking) основан на отзывах ключевых cтейкхолдеров в сфере высшего образования – сотрудников и студентов.
Показатели оценки от студентов сгруппированы в семь групп индикаторов: «Преподавание и обучение»; «Оценка и обратная связь»; «Приобретенные навыки»; «Социальный опыт и взаимодействие»; «Устремления (планы после окончания учебы)»; «Академическая честность», «Осведомленность и приверженность повестке устойчивого развития». Показатели оценки от академического персонала сгруппированы в 4 группы: «Оценка лидерства»; «Институциональные ценности»; «Институциональная устойчивость» и «Приверженность принципам устойчивого развития». В итоговом рейтинге GUR Ranking вузы оцениваются по категориям «Студенческий опыт обучения», «Устойчивость и честность учащихся», «Благоприятная рабочая среда для персонала», «Устойчивое развитие и устойчивость вуза». Эти категории определяют итоговый взвешенный балл вуза.
В таблице 4 представлены лидеры рейтинга GUR Ranking. Так, лидером рейтинга является Университет Сантьяго из африканского государства Кабо-Верде. Также в ТОР-10 рейтинга входят высшие учебные заведения африканских стран – Намибии, Уганды, Кении.
Таблица 4 – TOP-10 вузов рейтинга Globethics.net University Ranking
Ранг
|
Наименование университета
|
Страна
|
Общий взвешенный балл
|
1
|
Университет
Сантьяго
|
Кабо-Верде
|
9247,6
|
2
|
Институт
FORTIEM
|
Парагвай
|
9246,5
|
3
|
Учебный
центр здоровья Welwitchia
|
Намибия
|
8967,6
|
3
|
Международный
университет Кларка
|
Уганда
|
8910,4
|
5
|
Западно-Каспийский
университет
|
Азербайджан
|
8687,2
|
6
|
Университет
Эмбу
|
Кения
|
8650,3
|
7
|
Манипальская
академия высшего образования
|
Индия
|
8641,4
|
8
|
Университет
дель Росарио
|
Колумбия
|
8567,7
|
9
|
Университет
Маунт-Кения
|
Кения
|
8539,8
|
10
|
Автономный
университет Асунсьона
|
Парагвай
|
8519,6
|
Южную Америку представляют Институт FORTIEM и Автономный университет Асунсьона из Парагвая, а также Университет дель Росарио из Колумбии. Евразийский континент представлен вузами из Азербайджана и Индии.
Методологический подход Globethics.net University Ranking призван изменить глобальный взгляд на высшее образование, делая при оценке акцент на открытости и инклюзивности высших учебных заведений независимо от их географического положения, размера и бюджета.
MosIUR The Three University Missions (Россия)
Московский международный рейтинг вузов MosIUR «Три миссии университетов», разработанный в России, стартовал в 2017 году. Рейтинг быстро набирает популярность, так, в 2022 году количество участников увеличилось до 1800, география участников также расширилась до 103 стран мира.
Оценивание вузов производится на основе трех укрупненных групп: «Образование» – 45%, «Наука» – 25%, «Университет и общество» – 30%. Каждая группа включает в себя широкий спектр показателей. Отличительной особенностью данного методологического подхода является ориентация на оценку вклада университетов в развитие общества, наряду с традиционными миссиями – образовательная деятельность и научные исследования.
В таблице 5 представлены лидеры рейтинга MosIUR. Возглавляет рейтинг Гарвардский университет из США, лидирующий во многих глобальных рейтингах конкурентоспособности университетов.
Таблица 5 – Лидеры рейтинга MosIUR The Three University Missions
Ранг
|
Наименование университета
|
Страна
|
1
|
Гарвардский
университет
|
США
|
2
|
MIT
Массачусетский
технологический институт
|
США
|
3
|
Кембриджский
университет
|
Великобритания
|
4
|
Оксфордский
университет
|
Великобритания
|
5
|
Университетский
колледж Лондона UCL
|
Великобритания
|
6
|
Стэнфордский
университет
|
США
|
7
|
Колумбийский
университет
|
США
|
8
|
Университет
Пенсильвании
|
США
|
9
|
Чикагский
университет
|
США
|
10
|
Йельский
университет
|
США
|
[Электронный ресурс] // Официальный сайт - URL: https://mosiur.org/ (дата обращения 31.05.2023)
Российские университеты также занимают лидирующие позиции в рейтинге MosIUR The Three University Missions. Так, в ТОP-50 вошли три российских вуза: Московский государственный университет им. Ломоносова –18-е место, Санкт-Петербургский государственный университет – 35-е место, Московский физико-технический институт – 44-е место. Всего в рейтинге участвуют 146 вузов из России.
Рассмотренные методологические подходы зарубежных рейтинговых систем в значительной степени дифференцированы по составу и приоритетности критериев оценивания и имеют свою специфику учета различных факторов ESG-повестки.
В таблице 6 приведены результаты сравнительного анализа мировых рейтингов, ориентированных на оценку вклада вузов в устойчивое развитие общества.
Таблица 6 – Сравнительный анализ мировых рейтингов, оценивающих вклад высших вузов в устойчивое развитие общества
Критерии
|
Мировые рейтинги
| ||||
GreenMetric World University Rankings
|
The Times Higher Education University Impact Rankings
|
QS World University Rankings SDG Rating
|
Globethics.net University Ranking GUR
|
MosIUR The Three University Missions
| |
Уровень охвата вузов
|
высокий
|
высокий
|
высокий
|
низкий
|
высокий
|
Учет экологического фактора (ESG-повестки)
|
высокий
|
высокий
|
средний
|
высокий
|
низкий
|
Учет социального фактора (ESG-повестки)
|
средний
|
высокий
|
высокий
|
высокий
|
средний
|
Учет фактора корпоративного управления (ESG-повестки)
|
низкий
|
высокий
|
средний
|
высокий
|
низкий
|
Уровень признания мировым сообществом
|
средний
|
высокий
|
высокий
|
низкий
|
средний
|
Уровень элитарности в критериях оценки
|
средний
|
высокий
|
высокий
|
низкий
|
средний
|
Уровень инклюзивности в критериях оценки
|
средний
|
низкий
|
низкий
|
высокий
|
средний
|
Уровень субъективизма оценки
|
средний
|
низкий
|
средний
|
высокий
|
низкий
|
Уровень влияния геополитических факторов на оценки вузов
|
низкий
|
высокий
|
высокий
|
низкий
|
низкий
|
Рейтинги The Times Higher Education University Impact Rankings и QS World University Rankings SDG Rating, входящие в общепризнанные мировые рейтинги QS WUR и THE, являются сегодня самими популярными в мировом сообществе. Однако эти рейтинги демонстрируют высокую зависимость влияния геополитических факторов на результаты оценивания вузов. Так, в The Impact, из рейтинга по ЦУР -16 «Мир, правосудие и эффективные институты» исключены вузы России и Беларуси, что в значительной степени повлияло на их итоговую оценку. Заблокированы профили российских и белорусских университетов экосистем рейтингов THE и QS WUR.
Будет ли в России национальный ESG-рейтинг?
В условиях новой геополитической и экономической реальности представляется целесообразной разработка нового, комплексного инструментария, учитывающего все составляющие ESG-повестки, свободного от дискриминации по политическим и иным мотивам, базирующегося при оценке вклада вузов в развитие общества, как на количественные, так и на качественные показатели.
В настоящее время в России существуют два национальных рейтинга, оценивающих разные направления ESG-повестки вузов:
- Рейтинг влиятельности вузов России (RAEX), определяющий высшие учебные заведения, оказывающие наибольшее влияние на общество. Оценка производится по критериям «Авторитет среди молодежи», «Влияние на научное сообщество», «Формирование элит» и «Влияние на интернет-аудиторию». В большей степени отражается социальный фактор ESG-повестки
- Рейтинг «Зеленых вузов России», отражающий экологической составляющую ESG-повестки вузов. Производится оценка образовательной и научно-исследовательской деятельности в области экологии, экопросветительской деятельности и экокультуры, а также деятельности по снижению экологического следа и реализации «зеленых практик».
Вопрос о необходимости создания национального рейтинга оценки устойчивости вузов, поднимается в научных работах исследователей, таких как Т.Н. Гаврильева [10], Е.В. Нехода и др. [11].
При разработке методологического подхода, позволяющего комплексно оценивать все факторы ESG-повестки, несомненный интерес представляет анализ лучших практик вузов в этом направлении.
Анализ кейсов университетов Токио и Хоккайдо демонстрирует пример успешной реализации инициативы «снизу-вверх». В данном случае инициаторами создания устойчивого кампуса выступили преподаватели и исследователи вузов, которыми была разработана собственная система оценки устойчивости университета Assessment System for Sustainable Campus (ASSC), которая впоследствии была внедрена в японские вузы и сегодня является важным элементом национальной системы CAS-Net Japan.
Инициатива создания рейтинга устойчивости вузов может быть реализована по принципу «сверху-вниз». Примером такого подхода являются разработанная Ассоциацией AASHE программа STARS (США), рейтинговая система «QS I GAUGE» (Великобритания, Индия), направленные на оценку вклада вузов в устойчивое развитие общества.
Российский специализированный ESG-рейтинг устойчивости вузов может стать элементом национальной экосистемы рейтинга «MosIUR The Three University Missions»/Три миссии университета. Кроме этого, отдельные блоки критериев, такие как «Зеленый кампус», «Устойчивое управление», «Просвещение и взаимодействие» и др. могут быть включены в Мониторинг эффективности деятельности образовательных организаций РФ [12].
Результаты исследований А.Каттер, Д.Осборн и др. [13], представленные на Форуме заинтересованных сторон для устойчивого будущего, демонстрируют факт того, что в целях устойчивого развития ЦУР ООН преобладает социальный фактор (52,4%), но при этом доля экологического (25,3%) и экономического (27,3%) измерений также существенны.
Представляется целесообразным учитывать эту специфику при разработке национального специализированного ESG-рейтинга устойчивости вузов. Следует отметить, что для достижения любой из целей устойчивого развития (ЦУР ООН) необходимо обеспечит эффективное взаимодействие всех заинтересованных сторон этого процесса.
Заключение
Сегодня разработка системы оценки устойчивости вузов, учитывающей важность всех направлений ESG-повестки, является крайне актуальной задачей, над которой работают исследователи, эксперты и аналитики во многих странах мира. В условиях новой геополитической и экономической реальности механизмы и инструменты оценки устойчивых практик высших учебных заведений, должны комплексно учитывать баланс ESG-факторов, быть свободными от дискриминации объектов оценивания по политическим мотивам и базироваться, как на количественных, так и на качественных показателях. Все вышесказанное актуализирует целесообразность разработки национального специализированного ESG-рейтинга, позволяющего выделить лидеров в реализации целей устойчивого развития, а также привлечь внимание к ESG-повестке широкий круг стейхолдеров.
Современному молодому поколению очень важно чувствовать свою причастность к решению проблем, стоящих перед современным человечеством. Современные высшие учебные заведения должны научить людей видеть такие проблемы, жить с ними и стремиться к их решению. Только в этом случае будет формироваться дополнительная, «особая» ценность, как для внешних, так и для внутренних заинтересованных сторон.
References:
Aparecido-Tomaz P., Fischer B., Meissner D., Rücker-Schaeffer P. (2022). The dynamics of University-Industry Interactions in Peripheral Contexts: Evidence from Brazil Foresight and STI Governance. 16 (4). 59-69. doi: 10.17323/2500-2597.2022.4.59.69.
Barber M., Donnelly K., Rizvi S., Summers L. An avalanche is coming: Higher education and the revolution aheadInstitute for Public Policy Research. Retrieved from https://www.insidehighered.com/sites/default/files/files/FINAL%20Embargoed%20Avalanche%20Paper%20130306%20(1).pdf
Barnett R (2017). Constructing the university: Towards a social philosophy of higher education Educational Philosophy and Theory. 49 (1). 78-88. doi: 10.1080/00131857.2016.1183472.
Brennan J. (2004). The social role of the contemporary university: contradictions, boundaries and change Maidenhead, UK: Open University Press.
Cutter A., Osborn D., Romano J., Ullah F. Sustainable development goals and integration: Achieving a better balance between the economic, social and environmental dimensions. Final report of the United Nation’s Open Working Group (OWG)Stakeholder Forum. Retrieved May 30, 2023, from https://stakeholderforum.org/2015/01/20/sustainable-development-goals-sdgs-and-integration-achieving-a-better-balance-between-the-economic-social-and-environmental-dimensions/
Etzkowitz H., Leydesdorff L. (1995). The Triple Helix of University-Industry-Government Relations: A Laboratory for Knowledge-Based Economic Development EAST Review. 14 (1). 14-19.
Gavrileva T.N., Sugimoto A., Fudzhi M., Yamanaka R. Pavlov G.N., Kirillin D.A. (2018). Ustoychivoe razvitie universitetov: mirovye i rossiyskie praktiki [Sustainable development of universities: international and russian practices]. Higher education in Russia. 27 (7). 52-65. (in Russian). doi: 10.31992/0869-3617-2018-27-7-52-65.
Izmaylova M.A. (2021). Sotsialnaya otvetstvennost i ustoychivoe razvitie: menyayushchayasya missiya vysshey shkoly [Social responsibility and sustainable development: the changing mission of the higher school]. MIR (Modernization. Innovation. Research). 12 (4). 370-383. (in Russian). doi: 10.18184/2079-4665.2021.12.4.370-383.
Karaeva A.P., Chaschin M.R., Magaril E.R. (2021). Vnedrenie printsipov ustoychivogo razvitiya v universitetakh kak faktor povysheniya ekologo-ekonomicheskoy bezopasnosti [Introduction of the sustainable development principles in universities as a factor of increasing ecological and economic security]. Journal of applied economic research. 20 (4). 701-725. (in Russian). doi: 10/15826/vestnic.2021.20.4.027.
Katalevsky D., Kosmademianskaya N., Arutynyan A., Fortin C. (2022). University 3.0: A Portfolio Approach to the Technology R&D Management Foresight and STI Governance. 16 (2). 15-30. doi: 10.17323/2500-2597.2022.2.15.30.
Nekhoda E.V., Niurenberger L.B., Krakovetskaya I.V., Vorobeva E.S., Dalibozhko A.I. (2020). Sustainable University Development: Concepts, Initiatives, Results Education excellence and innovation management: a 2025 vision to sustain economic development during global challenges: proceeding of the 35th international business information management association conference (IBIMA). 3400-3413.
Shapiro H.T. (2005). A Larger Sense of Purpose: Higher education and society Princeton: Princeton University Press.
Страница обновлена: 26.04.2025 в 02:48:31