Economy of Russia: commodity model of counteraction to global sanctions in the context of economic security

Konovalenko S.A.1, Trofimov M.N.1
1 Рязанский филиал федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя», Russia

Journal paper

Shadow Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 7, Number 1 (January-March 2023)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=52252686
Cited: 4 by 30.01.2024

Abstract:
Modern approaches in economic theory orient us primarily to the fact that the steady pace of economic development is largely associated with an increase in production, primarily of goods with high value added, the need to diversify types of production, ensuring a favorable exchange rate of the national currency for maximum growth of export earnings, increasing the level of investment attractiveness and credit ranking of the country. All these aspects are included in the theory and tools of two main types of economic policy: monetary and fiscal ones. At the same time, in all economic studies, the problem of the raw materials orientation of the economy, low growth rates of foreign investment, a decrease in the availability of capital, dependence on high-tech goods and technology remain the main causes of an inefficient economic system and risk factors for ensuring economic security. The authors of the article attempted to answer the following questions. Is the current state of the Russian economy critically dangerous in the face of unprecedented pressure from Western states? Can the current situation in the state's economic system withstand the sanctions of unfriendly countries? The purpose of the scientific article was to conduct a thorough analysis of the current mechanism for ensuring Russia's economic security under the conditions of sanctions pressure from unfriendly countries, as well as the search for increasing the stability of the Russian economy in the modern geopolitical situation. The following research methods were used: logical and legal analysis, induction and deduction, system generalization and monographic (descriptive) method. It is concluded that any product, with the exception of raw materials and primary resources necessary for the production of most types of goods with significant value added, can be replaced. Thus, there is a steady global inelastic demand for the main raw materials from Russia. At the same time, the reduction in supply volumes leads to a sharp jump in prices on the global market and a significant increase in income for traditional exporters of Russia. In fact, in our country, the created model of linking the national currency to strategic raw materials is effective and viable in the face of sanctions. The authors assessed the current prospects for sustainable socio-economic development of the country under sanctions pressure of unfriendly states.

Keywords: sanctions, import substitution, socio-economic development, national priorities and tasks, economic security

JEL-classification: F51, F63



Введение. Сегодня вопрос устойчивости российской экономики в условиях введенных экономических санкций имеет первостепенное значение как для обычных обывателей, так и научного сообщества. Насколько Россия готова противостоять им, каковы последствия для устойчивого социально-экономического развития страны в условиях введенных ограничительных мер? Какие существуют пути решения ограничительных мер? Все эти вопросы имеют особую актуальность в научном мире.

Основная часть. Санкции против России приводят к разрушению того мира, который западные страны для себя создавали и в котором они являются главными бенефициарами [8] (Kazantsev, 2022). Сегодня Россия получает шанс для устойчивого развития и переформатирования национальной экономики, вместе с тем у нас, к сожалению, неизбежно падает уровень жизни. На сегодняшний момент ключевыми стратегическими товарами мы способны обеспечить себя сами, при этом голодающих в стране не будет, а также замерзших. С производством высокотехнологичных и инновационных товаров потребуется переформатирование технологической базы, что позволит решить проблемы насыщения внутреннего рынка в течение 5–10 лет. Для нас санкционное давление – это большая возможность стать самостоятельнее и независимее от внешних сил. Практика показывает, что наиболее эффективный способ для России развивать производство – это либо попасть под санкции, либо ввести ответные «контрсанкции», то есть отсоединиться от мирового рынка [5] (Gadzhiev, Konovalenko, Trofimov, 2022).

Анализ 2022 года показывает, что сейчас происходит слом экономической модели, которая существовала десятилетиями. И выгодополучателем от реализации этой модели был Запад. Глобализация завершилась, мир раскалывается на валютные, технологические, таможенные и политические зоны влияния. Россия по факту занимается тем, что пытается отстоять свою независимость и обеспечить в долгосрочной перспективе устойчивое развитие и стабильный экономический рост [23] (Leshchenko, Bolonina, 2019). В подобных условиях драйверами для экономического роста и изменения экономической модели являются:

– наличие плодородных земель и необходимых природных ресурсов;

– рост численности трудоспособного населения;

– состояние экологии и биоразнообразие;

– создание высокотехнологичного промышленного производства инновационных товаров.

Спецоперация российских вооруженных сил на Украине показала, что наше государство обладает тремя стратегическими преимуществами в противостоянии с Западным миром:

– наличие энергоресурсов, от цен на которые зависит устойчивое развитие «золотого миллиарда» и большинство экономик мира;

– наличие жизненно важных продовольственных ресурсов;

– существенный военно-промышленный потенциал.

Парадокс современной экономической политики заключается в том, что долгое время в качестве основного постулата выдвигалась идея о неэффективной российской экономике из-за значительной доли в экспорте и доходов государственного бюджета нефтегазовых и сырьевых доходов [21] (Karavaeva, Bykovskaya, Bukhvald, Kazantsev, Kolomiets, Lev, Kolpakova, 2021). Сегодня стало ясно, что заменить можно любую продукцию, за исключением сырья и первичных ресурсов, необходимых для производства большинства видов продукции (со значительной добавленной стоимостью), таким образом, возникает устойчивый глобальный неэластичный спрос на основную сырьевую продукцию из России. При этом сокращение объемов поставки привело к резкому росту цен на глобальном рынке и значительному росту доходов для традиционных экспортеров России [22] (Bystryakov, Penkin, Vladimirova, 2016). Так, с началом спецоперации на Украине цены на нефть и газ имеют явный тренд к росту в долгосрочном периоде, не считая резких колебаний из-за санкций и военных действий. Так, баррель нефти торгуется в районе 105–107 долл. США, а газ – в пределах 1600–1700 за 1 тыс. куб. м [17].

Другим благоприятным трендом в глобальном ценообразовании является рост цен на фьючерсы продовольствия за первое полугодие 2022 года. Сегодня важно воспользоваться стратегическим преимуществом и «нивелировать» риски страхования и транспортировки продовольствия до конечного потребителя на мировом рынке [24] (Pozdnyakova, Kozhukhova, 2019).

Таким образом, мы можем констатировать действие положительных факторов поддержки национальной экономики в краткосрочном периоде в 2022 году, к которым следует отнести следующие составляющие:

1. Рост цен на энергоресурсы.

2. Рост цен на продовольствие.

3. Сокращение объема импорта и увеличение экспорта, приводящее как к росту валютной выручки, так и укреплению российского рубля.

4. Точечная и продуманная политика монетарных органов страны (переход к оплате за стратегически важные товары в рублях, перенаправление торговых сырьевых потоков в страны Азии, политические договоренности в части расчетов региональными валютами в рамках деятельности БРИКС, ЕАЭС и ШОС и др.).

В долгосрочной перспективе драйверами стабильности и устойчивого развития нашей экономики станут:

1. Состояние и объем водных ресурсов. Значительная доля – до 30% пресных запасов воды сосредоточены на территории РФ. Из-за изменения климата и повышения среднегодовой температуры водные ресурсы становятся стратегически важным ресурсом, причем их роль будет существенно возрастать уже в ближайшее десятилетие. А в перспективе, по мнению экологов, качественная пресная вода станет доступна не всем жителям планеты.

2. Состояние земельных ресурсов и возможности расширения сельскохозяйственных угодий. Россия практически единственная страна, имеющая постоянный потенциал роста земельных угодий, все это, по сути, делает нашу страну потенциальной житницей всего мира.

3. Дальнейшее развитие программ импортозамещения. Повышение эффективности данных программ обеспечит промышленную независимость нашего государства, прежде всего, от недружественных к нам государств. С 2014 года реализация программ импортозамещения обеспечила возможность смягчения «санкционного» удара. Сегодня важно, прежде всего, развивать кооперационные связи с государствами, имеющими опыт противодействия санкциям (Иран, Куба, Венесуэла и т.д.), а также со странами – лидерами промышленного производства (Китай, Индия и т.д.).

4. Рост численности населения страны. Рост численности трудовых ресурсов – первостепенная задача и национальный приоритет государства. Увеличение доли активного трудоспособного населения позволит решить проблему с пенсионным обеспечением, обеспечит прирост ВВП, ускорит темпы освоения новых территорий. После проведения специальной военной операции за счет южных и юго-восточных территорий Украины ожидается прирост населения нашей страны на 20–25 млн чел.

Сегодня тезис западных стран, направленный на скорейшее «импортозамещение» сырья из России, является «популистическим» и практически нереализуемым по следующим причинам:

1. По данным Еврокомиссии, в 2021 году РФ обеспечивала 27% поставок сырой нефти на европейский рынок. В газовой сфере место России еще более значительно: в 2021 г. Россия обеспечила около 45% всех поставок газа в Евросоюз. На долю первичной сельскохозяйственной продукции приходилось до 30% поставок из нашей страны.

2. Себестоимость российских энергоресурсов в разы дешевле аналогов в других странах мира за счет сформированной за полвека логистической инфраструктуры (наличия широкой сети газопроводов, в том числе на территории иностранных государств, танкеров СПГ и танкеров нефтеперевозок и т.д.).

Не менее важным моментом станет в обозримом будущем состояние экологии, биоразнообразия, состояние водных и земельных ресурсов, уровень экологической безопасности территорий. Благодаря возможным территориальным приобретениям (в результате проведения специальной военной операции) существенно увеличится доля плодородных земель в сельскохозяйственном обороте страны, повысится производительность в растениеводстве и животноводстве [2] (Gadzhiev, Konovalenko, Trofimov, Kornilovich, Akhmedova, 2019).

Развитие сельскохозяйственного производства позволит перейти от импорта к экспорту продукции АПК (например, в отношении свинины, молока и молочных продуктов, мяса индейки, зерна и мяса кур уже сегодня). Необходимо в дальнейшем обеспечить осуществление глубокой переработки сельскохозяйственной продукции, направленной на повышение ее добавленной стоимости и диверсификации выпускаемой продукции для пищевой промышленности. В этом направлении необходимо продолжить развитие программ импортозамещения, следует формировать крупные перерабатывавшие АПК на территории нашей страны, ориентированные на огромные рынки Юго-Восточной Азии (Китай, Вьетнам, Индия, Пакистан и др.). В этих условиях важно проработать механизмы частно-государственного партнерства и венчурного софинансирования проектов в агарной сфере [19] (Makarov, Drobot, Grafov, Evsin, Pivovarova, 2022).

Территория современной Украины – это в первую очередь трудовые ресурсы и три стратегических ресурсных бассейна – Донецкий каменноугольный, Криворожский железнорудный и бассейн Черного моря. Сегодня заработал первый российский товарный индекс – биржевой индекс на пшеницу. Теперь цена на российскую пшеницу будет определяться не в долларах США и евро, а в российских рублях. Все это создаст механизм, привязывающий курс рубля к реальному товарному производству, и основывающийся на трех основных китах экономики России (энергоресурсы, продовольственные ресурсы, сырьевая база). Формирование товарного рубля станет по факту существенной подушкой финансовой безопасности и будет способствовать постепенному вытеснению доллара и евро с региональных рынков.

Сегодня, по сути, происходит отвязка от западной финансовой инфраструктуры и формирование новых региональных финансовых центров на базе динамично развивающихся объединений – БРИКС, ЕАЭС [13; 14] (Petrenko, Varlamov, Leshchenko, 2020а; Petrenko, Varlamov, Leshchenko, 2020b), ШОС, АСЕАН и т.д. Для вывоза дополнительной сельскозяйственной и промышленной продукции потребуется строительство и модернизация торгового флота (необходимо более 120 кораблей различного класса), что потенциально позволит возродить черноморское пароходство. Необходимо обратить внимание на развитие и возрождение внутреннего речного пароходства, прежде всего, для освоения и развития малозаселенных территорий.

Реализацию сельскохозяйственной продукции (работ, услуг) следует осуществлять, прежде всего, за рубли и валюты дружественных к нам стран – Китая, Индии. При этом для покрытия дефицита некоторых товаров в краткосрочном периоде придется освободить от таможенных пошлин часть товаров из дружественных стран.

Ряд ученых-специалистов выделяют следующие приоритеты «антисанкционной» политики государства.

Первым долгосрочным приоритетом в противодействии санкциям должна стать не столько международная торговля, сколько международные финансы. Необходимо продолжить линию на «дедолларизацию» региональных экономических объединений.

Второй приоритет – диверсификация торговых связей за счет расширения сотрудничества со странами Африки, Азии и Латинской Америки.

Третий приоритет – развитие и укрепление международного права в использовании односторонних санкций. Необходимо вовлекать в собственную орбиту нейтральные государства или государства, которые не имеют четкой позиции по нынешней ситуации в мире [15] (Timofeev, Morozov, Timofeeva, 2020).

Рассматриваемые приоритетные направления должны реализовываться в фарватере единой антисанкционной политики нашего государства.

Анализ мер по поддержке национальной экономики в условиях санкционной политики недружественных иностранных государств. Правительство РФ предприняло ряд экстренных мер по поддержке национальной экономики в условиях санкционной политики недружественных иностранных государств. Все меры условно можно разделить на следующие направления:

1. Меры господдержки организаций и ИП.

2. Меры налоговой поддержки.

3. Ограничение проверок.

4. Изменения в валютной, банковской, страховой сферах для организаций и ИП.

5. Особенности закупок товаров, работ, услуг.

6. Меры господдержки физических лиц.

7. Изменения в валютном законодательстве для физических лиц [18] (Sologub, 2022).

К существенным мерам господдержки организаций и ИП следует отнести следующие:

– Организации, обязанные раскрывать годовую и промежуточную консолидированную финансовую отчетность (отчетность, указанную в ч. 5 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ), вправе отказаться от ее раскрытия. Это допускается, если раскрытие такой отчетности приведет или может привести к введению в отношении организации и (или) иных лиц ограничительных мер. Правило действовало до 31 декабря 2022 г.

– Правительство РФ продлило на 12 месяцев действие срочных лицензий и иных разрешений, сроки действия которых истекли или истекают в период с 14 марта 2022 г. по 31 декабря 2022 г. Перечень таких лицензий и иных разрешений приведен в Приложении 1 к Постановлению Правительства РФ от 12.03.2022 № 353. В него включены, в частности, лицензии на производство и оборот алкоголя, лицензии на водопользование, разрешения на перевозку пассажиров и багажа легковым такси, госрегистрация ветеринарных лекарственных препаратов. Отраслевые регуляторы могут продлить действие разрешений, срок действия которых истек 14 марта 2022 г [16] (Polishchuk, 2022).

Изменены Правила заключения специальных инвестиционных контрактов (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2015 № 708). В частности, снова можно заключать новые специальные инвестиционные контракты, используя механизм СПИК 1.0. Смягчены требования к показателям, которые планируется достигнуть при реализации проекта, по которому заключается специальный инвестиционный контракт. Это расширяет возможности инвесторов и позволяет поддержать российскую промышленность, повысить устойчивость экономики.

Правительство РФ установило правила льготного кредитования системообразующих организаций в сфере информационных технологий, а также компаний, входящих в группу лиц таких организаций. Они смогли получать в 2022 г. кредиты на пополнение оборотных средств по ставке до 11% годовых. По общему правилу лимит заемных средств составляет для отдельной компании не более 10 млрд руб., для группы компаний – не более 30 млрд руб. Срок кредитования – не более 12 месяцев.

Внесены изменения в правила возмещения ряду кредитных и иных организаций недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным отдельным гражданам РФ [10] (Lev, 2021). В частности, общая сумма кредитов (займов), по которым возмещаются недополученные доходы по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным гражданам РФ в 2020–2022 гг., составляет до 3,6 трлн руб. (включительно).

При определенных условиях МСП могут получить кредитные каникулы – отсрочку платежей по договорам кредита и займа, заключенным до 1 марта 2022 г. Обратиться за ней к кредитору можно с 1 марта по 30 сентября 2022 г. Отсрочка предоставляется не более чем на 6 месяцев.

Правительство РФ ввело ограничение до 31 декабря 2022 г. на вывоз из России отдельных видов товаров медицинского назначения. Вывезти их можно, только если есть разрешение Росздравнадзора, полученное в установленном порядке.

Для предпринимателей, которые занимаются производством и переработкой сельхозпродукции, сохраняется механизм льготного кредитования. На эти цели выделяются средства из бюджета. Кроме того, должны просубсидировать более 8 тысяч ранее выданных кредитов в сфере агропромышленного комплекса.

Упрощен ввоз многокомпонентного оборудования, перемещаемого через таможенную границу различными товарными партиями в течение длительного периода (максимум 6 лет), с особенностями декларирования согласно ст. 117 Таможенного кодекса ЕАЭС, Федеральному закону от 26.03.2022 № 74-ФЗ. В частности, до конца 2022 г. можно было декларировать отдельные части компонентов товара (комплектующие), не корректировать классификационное решение, выданное ФТС России, и не принимать меры по минимизации рисков [7] (Gupanova, 2022).

С 1 июля 2022 г. введена нулевая ставка НДС для таких операций, как предоставление в аренду или пользование на ином праве отдельных объектов туриндустрии. Нулевую ставку можно применить, если объект введен в эксплуатацию (в том числе после реконструкции) после 1 января 2022 г. и числится в реестре объектов туриндустрии.

К существенным мерам налоговой поддержки следует отнести следующие:

– организации и ИП могут возмещать НДС за 2022 и 2023 гг. в заявительном (ускоренном) порядке, если не находятся в процессе реорганизации, ликвидации или в отношении них не возбуждено дело о банкротстве. Сумму НДС, которая укладывается в определенный лимит, можно возместить без банковской гарантии или поручительства [1] (Anisina, Syurina, Kuznetsova, 2022);

– налогоплательщики, уплачивающие в 2022 г. ежемесячные авансовые платежи в течение отчетного (налогового) периода, до конца года могут перейти на авансовые платежи исходя из фактической прибыли [11] (Lev, Bolonin, Leshchenko, 2022). Сделать это можно начиная с отчетного периода 3 месяца, 4 месяца и т.д. Авансы, перечисленные ранее, будут учтены [4] (Gadzhiev, Konovalenko, Trofimov, 2021);

– отменены повышающие коэффициенты 1,1 и 2 на автомобили со средней стоимостью до 10 млн руб. (включительно). Правило начинает применяется с расчета налога за 2022 г.;

– определены особенности исчисления налоговой базы в 2023 г. исходя из кадастровой стоимости. Если кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и применяемая с 1 января 2023 г., больше стоимости из ЕГРН, применяемой с 1 января 2022 г., для расчета используются показатели 2022 г. Правило не действует, если стоимость объекта увеличилась из-за изменения его характеристик;

– определены особенности исчисления налоговой базы в 2023 г. Если кадастровая стоимость земельного участка, внесенная в ЕГРН и применяемая с 1 января 2023 г., больше стоимости из ЕГРН, применяемой с 1 января 2022 г., для расчета используются показатели 2022 г. Правило не действует, если кадастровая стоимость участка увеличилась из-за изменения его характеристик;

– Правительство РФ вправе принять акты, которые, в частности:

1) продлевают сроки уплаты налогов, страховых взносов;

2) продлевают сроки представления налоговой и бухгалтерской отчетности;

3) вводят дополнительные основания для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, страховых взносов;

4) продлевают сроки взыскания налогов, страховых взносов;

5) устанавливают основания неприменения ответственности за непредставление (несвоевременное представление) в налоговые органы отчетности, документов.

К мерам по ограничению проверок можно отнести следующие:

– до 1 июля 2022 г. налоговые органы не принимали решения о блокировке операций по счетам в банке при взыскании денежных средств со счетов должников. Это ограничение применяется с некоторым исключением. В последующем налоговые органы до отдельного распоряжения не принимают решение о такой блокировке до истечения двух недель с момента направления в банк поручений на списание и перечисление налоговой задолженности;

– до конца 2022 г. было приостановлено назначение и проведение налоговыми органами проверок соблюдения валютного законодательства. Исключение составляют ранее начатые проверки, при которых выявлены нарушения со сроком давности привлечения к административной ответственности, истекающим до 31 декабря 2022 г. По таким нарушениям инспекция может продолжить проверку и осуществить административное производство.

Изменения в валютной, банковской, страховой сферах для организаций и ИП направлены на поддержание устойчивости финансовой системы страны, в частности:

– Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ установила, что размер валютной выручки, подлежащей обязательной продаже, составляет 0%;

– установлен временный порядок, по которому российские ООО, хозяйственные товарищества, производственные кооперативы исполняют обязательства по выплате прибыли своим участникам, которые являются иностранными лицами, связанными с недружественными государствами, или подконтрольными им лицами (кроме случаев, когда место регистрации подконтрольных лиц – РФ). Выплата производится на счет типа «С» в соответствии с п. п. 2–9 Указа Президента РФ от 05.03.2022 № 95. Банк России и Минфин России могут выдавать разрешения, освобождающие от соблюдения такого порядка, и определить иной порядок.

Меры по обеспечению государственных закупок товаров, работ, услуг включают: уменьшение сроков оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанных услуг, отдельных этапов исполнения контракта. По общему правилу они не могут превышать 7 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке. Исключения из этого правила установлены в ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ. Для ряда заказчиков предусмотрен переходный период.

Внесены изменения в Бюджетный кодекс РФ, упростившие и ускорившие порядок оплаты по контрактам с казначейским сопровождением. Указанные поправки, в частности, предусматривали, что в 2022 году:

– оплата за поставленные товары по ряду контрактов перечисляется на расчетный счет в банке (без открытия лицевого счета в Федеральном казначействе);

– ряд контрактов освобождены от казначейского сопровождения, если их цена не превышает 5 млн руб.;

– субъекты РФ и муниципальные образования могут самостоятельно определить контракты стоимостью до 50 млн руб., которые подлежат казначейскому сопровождению. Это распространяется на контракты, финансируемые, соответственно, из бюджета субъекта РФ или местного бюджета [3; 12] (Gadzhiev, Alklychev, Konovalenko, Trofimov, Kornilovich, 2022; Mikhaylova, 2022).

Меры господдержки физических лиц.

В 2022 г. в службах занятости оказывается дополнительное содействие гражданам, зарегистрированным для поиска работы. Помимо помощи гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, оказывается содействие гражданам:

– под риском увольнения (в связи с предстоящими ликвидацией организации, прекращением деятельности ИП, сокращением численности или штата работников);

– переведенным на неполный рабочий день (смену, рабочую неделю) по инициативе работодателя;

– в отпуске без сохранения зарплаты;

– работодатель которых принял решение о простое;

– к работодателю которых применена процедура, применяемая в деле о банкротстве.

Проценты по вкладам (остаткам на счетах) в российских банках, полученные в 2021 и 2022 гг., не облагались НДФЛ. Правило действовало в отношении доходов, полученных с 1 января 2021 г.

В 2023 г. меняется расчет процентов по вкладам (остаткам на счетах) для целей НДФЛ. Для определения суммы, сверх которой проценты облагаются налогом, используется максимальная ключевая ставка Банка России из действовавших на 1-е число каждого месяца в году.

Доходы в виде материальной выгоды, полученные в 2021–2023 гг., не облагаются НДФЛ. Правило действует в отношении доходов, полученных с 1 января 2021 г. Налог, который налоговый агент удержал с материальной выгоды, полученной в 2021–2022 гг., возвращается им в установленном порядке как излишне удержанный.

Одна из мер поддержки населения – это адресная поддержка граждан РФ, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также адресная и иные виды поддержки самозанятых граждан, ИП и организаций.

С 1 января 2023 г. увеличены:

– МРОТ (до 16 242 руб. в месяц, МРОТ должен расти на 3 п. п. быстрее прожиточного минимума трудоспособного населения России.);

– величина прожиточного минимума в целом по РФ на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения, установленная Федеральным законом от 06.12.2021 № 390-ФЗ на 2022 г.

Изменения в валютном законодательстве для физических лиц.

Основное изменение – это то, что резидентам-физлицам разрешено проведение операций по зачислению на свои зарубежные счета (вклады) иностранной валюты, полученной от нерезидентов по определенным сделкам. Граждане, которые еще не выбрали установленный лимит получения наличной валюты со своих валютных счетов или вкладов, могут получить наличными как доллары, так и евро. Лимит – 10 тыс. долларов США или их эквивалент в евро.

Таким образом, указанные меры в основном направлены на недопущение масштабной рецессии в экономике, сохранение приемлемого уровня занятости со стороны рабочей силы, адресную материальную поддержку наименее обеспеченных слоев населения, снижение налоговой нагрузки на предприятия малого и среднего бизнеса, поддержку самозанятых и индивидуальных предпринимателей [9] (Karavaeva, Lev, 2021).

Результаты и их обсуждение. Исследование, проведенное в научной статье, позволяет авторскому коллективу сделать следующие выводы.

Во-первых, недопущение наиболее худших сценариев беспрецедентного санкционного давления со стороны недружественных государств в отношении РФ связано с принятием следующих ключевых мер в сфере экономики:

– переход к расчетам с иностранными государствами за нефтегазовые поставки в национальной валюте РФ;

– переформатирование экспорта традиционных товаров на рынки Юго-Восточной Азии;

– введение ограничительных мер на российских экспорт сырья со стороны западных государств с непрогнозируемым ростом цен на данные товары и невозможностью их замены в среднесрочной перспективе [3] (Gadzhiev, Alklychev, Konovalenko, Trofimov, Kornilovich, 2022).

Во-вторых, основными драйверами российской экономики в обозримом будущем станут: состояние и объем водных ресурсов; состояние земельных ресурсов и возможности расширения сельскохозяйственных угодий; дальнейшее развитие программ импортозамещения; обеспечение роста численности населения страны.

В-третьих, парадокс современной экономической теории заключается в том, что долгое время в качестве основного постулата выдвигалась идея о неэффективной российской экономике из-за значительной доли в экспорте и доходах государственного бюджета нефтегазовых и сырьевых доходов. Сегодня стало ясно что, заменить можно любую продукцию, за исключением сырья и первичных ресурсов, необходимых для производства большинства видов продукции (со значительной добавленной стоимостью), таким образом, возникает устойчивый глобальный неэластичный спрос на основную сырьевую продукцию из России. При этом сокращение объемов поставки приводит к резкому (скачкообразному) росту цен на глобальном рынке и значительному росту доходов для традиционных экспортеров России. Фактически создается новая модель привязки национальной валюты к стратегическому сырью, которая может быть представлена следующей схемой:

Рисунок 1. Товарно-сырьевая модель противодействия глобальным санкциям

Источник: составлено авторами.

В-четвертых, авторами проведен анализ мер по поддержке национальной экономики в условиях санкционной политики недружественных иностранных государств. Согласно исследованию установлено, что Правительство РФ предприняло ряд экстренных мер по поддержке национальной экономики в условиях санкционной политики недружественных иностранных государств. Все меры условно можно разделить на следующие направления: меры господдержки организаций и ИП; меры налоговой поддержки; ограничение проверок; изменения в валютной, банковской, страховой сферах для организаций и ИП; особенности закупок товаров, работ, услуг; меры господдержки физических лиц; изменения в валютном законодательстве для физических лиц [6] (Gritsuk, Zhigarev, 2022).

Заключение

Сегодня происходит коренной слом экономической модели, которая существовала десятилетиями. И выгодополучателем от реализации этой модели был Запад. Глобализация завершилась, мир раскалывается на валютные, технологические, таможенные и политические зоны влияния. Россия по факту занимается тем, что пытается отстоять свою независимость и обеспечить в долгосрочной перспективе устойчивое развитие и стабильный экономический рост [20] (Gorodetskiy, Karavaeva, Lev, Bukhvald, Kazantsev, Kolomiets, Kolpakova, Ivanov, Bykovskaya, Sazonova, 2021). По сути, происходит отвязка от западной финансовой инфраструктуры и формирование новых региональных финансовых центров на базе динамично развивающихся объединений (БРИКС, ЕАЭС, ШОС, АСЕАН и т.д.).


References:

Anisina K.N., Syurina Yu.S., Kuznetsova T.E. (2022). Antikrizisnye mery Tsentralnogo banka [Anti-crisis actions of the Central Bank] Economic and socio-political development of Russia in the context of globalization and digitalization. 23-27. (in Russian).

Bystryakov A., Penkin A., Vladimirova M. (2016). Economic security and the current Monetary Policy in Russia Public service. (5(103)). 26-29. doi: 10.22394/2070-8378-2016-18-5-26-29.

Gadzhiev N.G., Alklychev A.M., Konovalenko S.A., Trofimov M.N., Kornilovich R.A. (2022). Neytralizatsiya sovremennyh ugroz v sfere obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii [Neutralization of modern threats to Russia´s economic security]. Economic security. 5 (2). 433-456. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.5.2.114812.

Gadzhiev N.G., Konovalenko S.A., Trofimov M.N. (2021). Tenevaya ekonomika kak faktor destabilizatsii ekonomicheskoy bezopasnosti gosudarstva [The shadow economy as a factor of the state\\\'s economic security destabilization]. Shadow Economy. 5 (3). 167-182. (in Russian). doi: 10.18334/tek.5.3.112799.

Gadzhiev N.G., Konovalenko S.A., Trofimov M.N. (2022). Teoreticheskie aspekty formirovaniya i razvitiya ekologicheskoy ekonomiki v Rossii [Theoretical aspects of the formation and development of the ecological economy in Russia] Moscow: Izdatelskiy Dom «Infra-M». (in Russian).

Gadzhiev N.G., Konovalenko S.A., Trofimov M.N., Kornilovich R.A., Akhmedova Kh.G. (2019). «Ekologicheskaya ekonomika» - vazhneyshaya chast ideologii Global Commons v obespechenii ustoychivogo sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya obshchestva [«Ecological economy»: the most important aspect of the ideology of the Global Commons in supporting sustainable socio-economic development]. Yug Rossii: ekologiya, razvitie. 14 (4). 17-24. (in Russian). doi: 10.18470/1992-1098-2019-4-17-24.

Gorodetskiy A.E., Karavaeva I.V., Lev M.Yu., Bukhvald E.M., Kazantsev S.V., Kolomiets A.G., Kolpakova I.A., Ivanov E.A., Bykovskaya Yu.V., Sazonova E.S. (2021). Ekonomicheskaya bezopasnost Rossii v novoy realnosti [Economic security of Russia in the new reality] Moscow: Institut ekonomiki Rossiyskoy akademii nauk. (in Russian).

Gritsuk N.V., Zhigarev A.S. (2022). Importozameshchenie kak faktor stimulirovaniya rosta otechestvennogo proizvodstva [Import substitution as a factor of stimulating the growth of domestic producrion]. Vectoreconomy. (5(71)). (in Russian).

Gupanova Yu.E. (2022). Podderzhka razvitiya otrasley natsionalnoy ekonomiki merami tamozhennogo regulirovaniya [Support for the development of the national economy branches by customs regulation measures]. Head of Russian Customs Academy. (3(60)). 65-77. (in Russian). doi: 10.54048/20727240_2022_03_65.

Karavaeva I.V., Bykovskaya Yu.V., Bukhvald E.M., Kazantsev S.V., Kolomiets A.G., Lev M.Yu., Kolpakova I.A. (2021). Ekspertnaya otsenka proekta federalnogo byudzheta na 2022 god i na planovyy period 2023-2024 godov [Expert evaluation of the draft federal budget of the Russian federal budget for 2022 and for the planned period 2023-2024]. Economics and management: problems, solutions (Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya nauchno-prakticheskiy zhurnal). 1 (11(119)). 138-163. (in Russian). doi: 10.36871/ek.up.p.r.2021.11.01.019.

Karavaeva I.V., Lev M.Yu. (2021). Itogi provedeniya V Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Senchagovskie chteniya» «Novye vyzovy i ugrozy ekonomike i sotsiumu Rossii» [Results of the 5th International Scientific and Practical Conference]. Economic security. 4 (3). 853-887. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.4.3.112368.

Kazantsev S.V. (2022). Zhizn pod sanktsiyami [Life under sanctions]. Economic security. 5 (2). 371-386. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.5.2.114789.

Leshchenko J.G., Bolonina S.E. (2019). Theoretical approaches to the improvement of mechanisms to ensure the external economic security of Russia in international financial and economic organizations Journal of international economic affairs. 9 (1). 11-26. doi: 10.18334/eo.9.1.39923.

Lev M.Yu. (2021). Bednost i prozhitochnyy uroven naseleniya v obespechenii sotsialno-ekonomicheskoy bezopasnosti [Poverty and subsistence level of the population in providing social and economic security]. Economic security. 4 (3). 549-570. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.4.3.112403.

Lev M.Yu., Bolonin A.I., Leschenko Yu.G. (2022). Nalogovoe administrirovanie kak mekhanizm ukrepleniya ekonomicheskoy bezopasnosti nalogovoy sistemy gosudarstva [Tax administration as a mechanism for strengthening the tax system economic security]. Economic security. 5 (2). 525-546. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.5.2.114626.

Makarov I.N., Drobot E.V., Grafov A.V., Evsin M.Yu., Pivovarova O.V. (2022). Transformatsiya institutsionalnyh osnov i mekhanizmov ekonomicheskoy politiki kak faktor importozameshcheniya v Rossii v usloviyakh sanktsionnogo davleniya i vneshneekonomicheskikh ugroz [Transformation of institutional frameworks and economic policy mechanisms as a factor of import substitution in Russia under sanctions and external economic threats]. Journal of international economic affairs. 12 (4). 651-670. (in Russian). doi: 10.18334/eo.12.4.116909.

Mikhaylova M.E. (2022). Osobennosti zakupok tovarov, rabot i uslug v 2022 godu [Features of procurement of goods, works and services in 2022] Development of modern science and education: current issues, achievements and innovations. 134-136. (in Russian).

Petrenko E.S., Varlamov A.V., Leschenko Yu.G. (2020). Ekonomicheskaya bezopasnost Rossii v protsesse integratsii v Evraziyskiy ekonomicheskiy soyuz [Russia's economic security in the process of integration into the Eurasian Economic Union]. Journal of international economic affairs. 10 (4). 1191-1210. (in Russian). doi: 10.18334/eo.10.4.111399.

Petrenko E.S., Varlamov A.V., Leschenko Yu.G. (2020). Ekonomicheskaya bezopasnost i interesy Rossii v BRIKS [Economic security and Russia's interests in BRICS]. Journal of international economic affairs. 10 (4). 1295-1312. (in Russian). doi: 10.18334/eo.10.4.111398.

Polischuk A.V. (2022). Podderzhka predprinimateley v usloviyakh odnostoronnikh ogranichitelnyh mer ekonomicheskogo kharaktera (sanktsiy) [Support for entrepreneurs in the context of unilateral restrictive economic measures (sanctions)] Simferopol: KFU im. V.I. Vernadskogo. (in Russian).

Pozdnyakova U.A., Kozhukhova M.T. (2019). Economic security as a factor of formation of modern Russian entrepreneurial environment Cham, Switzerland: Springer Nature.

Sologub N.N. (2022). Antikrizisnaya politika gosudarstva na sovremennom etape [Anticrisis policy of the state at the present stage] Actual problems of financing and taxation of the agroindustrial complex in a globalized economy. 118-124. (in Russian).

Timofeev I.N., Morozov V.A., Timofeeva Yu.S. (2020). Politika sanktsiy: tseli, strategii, instrumenty [Sanctions policy: goals, strategies, tools] M.: NP RSMD. (in Russian).

Страница обновлена: 28.04.2025 в 02:29:40