Жизнь под санкциями

Казанцев С.В.1
1 Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Россия, Новосибирск

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 5, Номер 2 (Апрель-июнь 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48777056
Цитирований: 25 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
С марта 2014 г. группа государств Запада и Востока во главе с Соединёнными Штатами Америки и Европейским Союзом начали масштабно и системно давить на российскую экономику, её хозяйствующие субъекты, должностных лиц и население в целом, шаг за шагом, расширяемым и усиливаемым набором санкций. С конца февраля 2022 г. санкционное давление приобрело ранее невиданные масштабы и силу. Круг государств-санкционеров расширился. Законодательные органы этих государств принимают законы, дающие юридическую силу вводимым санкциям. Уже само по себе принятие таких законов говорит о том, что санкции будут применяться долго. Да и ру-ководство Российской Федерации не собирается выполнять требования государств-санкционеров. Следовательно, в условиях санкций России предстоит жить в течение продолжительного времени. И в данной статье показано, что Советская Россия, СССР много лет не просто жили, а успешно развивались и вышли на лидирующие мировые пози-ции в науке, образовании, военной сфере, искусстве, культуре и других сферах общест-венной жизни. Живут и прогрессируют и другие государства, уже более полвека находя-щиеся под разного рода внешними санкциями группы государств

Ключевые слова: санкции, Российская Федерация, недружественные страны

Финансирование:
Статья подготовлена по плану НИР ИЭОПП СО РАН на 2022 год, проект 5.6.6.4. (0260-2021-0008) «Методы и модели обоснования стратегии развития экономики России в условиях меняющейся макроэкономической реальности»

JEL-классификация: F44, F51, F52



У них на все есть лозунг строгий

под либеральным их клеймом:

– «Не смей идти своей дорогой,

не смей ты жить своим умом».

П.А. Вяземский (1792–1878), русский поэт,

историк, публицист, государственный деятель

Введение. Санкции – многозначное понятие [1]. В данной работе этим термином названы принимаемые Организацией Объединенных Наций, Европейским союзом, группой и отдельными государствами меры принуждения и наказания. Именно такую функцию – принудить и наказать, по мнению автора, выполняют накладываемые с 2014 г. на Российскую Федерацию санкции США, Великобритании, ЕС и ряда других государств.

Государства давно используют разного рода санкции не только для наказания других государств, их физических и юридических лиц за нарушение установленных норм и правил, для принуждения их к соблюдению этих норм и правил, но и для достижения своих политических, экономических, финансовых, идеологических и других целей, а также в качестве средства конкурентной борьбы. Уже поэтому изучением санкций занимаются как ученые, так и практики. Обсуждают правовые аспекты санкций, их цели, виды, результативность, способы противодействия, историю применения.

После введения в марте 2014 г. антироссийских санкций внимание к ним в России повысилось. В данной работе обсуждаются основные объекты внешнего санкционного воздействия в условиях товарного производства и виды воздействующих на них санкций. На примере Советской России, СССР, Российской Федерации, Республики Куба и Исламской Республики Иран показано, что несмотря на ущерб, наносимый многолетним применением санкций, экономика страны может прогрессировать.

Санкции. В международном праве санкция – это мера принудительного воздействия (военного, экономического, политического и др.), применяемая по отношению к государству, части его территории или определенных лиц, нарушающих международные соглашения и свои международные обязательства. Словарь международного права определяет международные санкции как ««принудительные меры, осуществляемые международными организациями, прежде всего ООН» [18, с. 214] (Egorov, 2014, р. 214).

В соответствии со статьей 39 главы VII Устава Организации Объединенных Наций (ООН) такие меры уполномочен принимать Совет Безопасности ООН [21, 17] (Lev, Leshchenko, 2022). И разные меры принудительного воздействия (меры принуждения), применяемые на международном уровне, собирательно называют санкциями [3, с. 2] (Zhdanov, 1999, р. 2). Синонимом санкций, применяемых внутри государства, является слово «наказание».

«За период с 1966 года Совет Безопасности ввел 30 режимов санкций в отношении следующих стран: Южная Родезия, Южная Африка, бывшая Югославия (2), Гаити, Ирак (2), Ангола, Руанда, Сьерра-Леоне, Сомали и Эритрея, Эритрея и Эфиопия, Либерия (3), Демократическая Республика Конго, Кот‑д’Ивуар, Судан, Ливан, Корейская Народно-Демократическая Республика, Иран, Ливия (2), Гвинея-Бисау, Центральноафриканская Республика, Йемен, и Южный Судан и Мали, а также в отношении организации ИГИЛ (ДАИШ) и «Аль-Каида» и движения «Талибан» [20].

Кроме Совета Безопасности ООН разнообразные по видам, объектам и силе принудительные воздействия использует Европейский Союз и отдельные государства. Да и само применение санкций началось задолго до создания Организации Объединенных Наций. В средние века их называли репрессалиями. После Первой мировой войны санкции были юридически закреплены в Уставе Лиги наций (1920‑1946). После Второй мировой войны их активно используют Соединенные Штаты Америки. Примеры наложенных США санкций представлены в таблице 1.

Таблица 1

Санкции США против стран, их руководителей, представителей органов

власти и других лиц, введенные с 1950 г.

Период
Страна
1950
Корейская Народно-Демократическая Республика
1960
Республика Куба
1977
Исламская Республика Иран
1990
Республика Ирак
1997
Союз Мьянма (Бирмы). В 2003 г. санкции ужесточены
2001
Республика Сербия, Черногория
2002
Республика Зимбабве
2004
Сирийская Арабская Республика
2006
Демократическая Республика Конго
2007
Республика Судан
2010
Федеративная Республика Сомали
2011
Государство Ливия, Республика Беларусь, Республика Кот-д'Ивуар
2012
Государство Ливан, Йеменская Республика
2014
Украина при президенте В.Ф. Януковиче, Республика Южный Судан, Российская Федерация
2017
Боливарианская Республика Венесуэла
Источник: составлено автором.

Советская Россия и СССР много лет жили санкциями [7] (Kazantsev, 2015). В 1917 г. США прервали дипломатические отношения с Россией, в 1918 г. это сделали Великобритания и Франция. В 1919 г. Верховный совет Антанты [2] принял решение о полном запрете экономических связей с Советской Россией. В 1920 г. началась «золотая», в 1933 г. «кредитная», а 1949 г. «технологическая» блокада нашей страны. В 1974 г. начала действовать поправка Джексона-Вэника, в 1982 г. США инициировали активные действия по задержке строительства СССР экспортного магистрального газопровода Уренгой – Помары – Ужгород. В 2013 г. составлен «Список Магницкого», введены санкции в связи с событиями Сирии и прилетом в Россию Э.Д. Сноуденена. С 2014 г. регулярно обновляются и дополняются наложенные на РФ санкции в связи с присоединением Крыма. Если раньше с помощью антироссийских санкций стремились изолировать Российскую Федерацию от остального мира, то вводимыми после 24 февраля 2022 г. санкциями хотят уничтожить российскую экономику и государство. Для этого на Российскую Федерацию обрушили уже не «девятый», а «сто девятый вал» санкций.

Объекты санкционного удара. Всякий удар наносится по определенному месту. Это относится и к санкционному удару. Рассмотрим такие места в экономической сфере.

В экономике, как у каждого живого организма, есть необходимые для нормального функционирования органы. Так, для осуществления товарного производства необходимы производители (это люди) и средства производства (это средства и предметы труда). Результатом производственной деятельности выступает товар [3]. Средства производства и товары находятся в одной из форм собственности. Товары выносят на рынок [4]. Доставка товара – это отдельный вид деятельности со своей организацией, инфраструктурой, управлением. На рынке товар меняют на деньги или другие товары (рис. 1).

Рисунок 1. Участники и элементы товарного производства

Источник: составлено автором.

Все эти основные составляющие [5] товарного производства и являются главными объектами, по которым бьют так называемыми санкциями. В первую очередь, с учетом их роли в современной экономике, это финансы, товарные рынки и средства производства.

Из истории известно, что на разрушение финансовой системы России, обесценивание ее валюты в 1920 г. был нацелен отказ США, Великобритании и Франции принимать у Советской России золотые червонцы выпуска 1923 г. в качестве платежей за импортируемые товары («Золотая блокада»). Как видно, история повторяется, так, с 17 июля 2014 г. направлены секторальные санкции (Sectoral sanctions identifications, SSI List), 15.04.2021 г. был принят Административный указ президента Джо Байдена «О противодействии вредной иностранной деятельности российского правительства» [5] и новый пакет санкций в начале 2022 года за признание Российской Федерацией Донецкой и Луганской Республик и проведение специальной военной операции на Украине.

Изолировать Советскую Россию, СССР и Российскую Федерацию от мировых товарных рынков пытаются с 1919 г.: «торговая блокада», непредоставление статуса наибольшего благоприятствования, поправка Джексона-Вэника и другие санкционные меры.

Не позволить нашей стране иметь современные, высокотехнологичные средства производства пытались с помощью «технологической блокады» (1946‑1974), «секретного плана президента Рейгана» (1982), «секторальных санкций» и т.д.

Есть еще один важный элемент товарного производства – нормативно-законодательная база. Она пока еще не является объектом удара. Однако представители законодательной и исполнительной власти, как и другие официальные лица, включая Президента РФ, уже подпадают под санкции.

Санкции тем результативнее, чем на более «болевые точки» они воздействуют. Для позднего Советского Союза ими были высокая зависимость от экспорта энергоресурсов и расходы бюджета на оборону и помощь другим странам. В то время, отметил секретарь Совета безопасности РФ Н.П. Патрушев, «главным «уязвимым местом» нашей страны, как определило ЦРУ, была ее экономика. После детального моделирования американские специалисты выявили ее самое «слабое звено», а именно – высочайшую зависимость бюджета СССР от экспорта энергоресурсов. Была сформирована стратегия провоцирования финансово-экономического банкротства советского государства, предусматривающая две взаимосвязанные цели: организацию резкого снижения доходов в бюджет СССР от внешней торговли в сочетании с существенным ростом расходов на разрешение организуемых извне проблем» [1] (Egorov, 2014).

Слабое для Советского Союза место осталось уязвимым и в современной России. Неудивительно поэтому, что санкции 2014 г. и 2022 г. похожи на использовавшиеся в 1980-х: препятствия строительству нефте- и газопроводов, попытки отказа от энергоресурсов, поставляемых российскими компаниями, приближение НАТО к границам Российской Федерации, окружение РФ «недружественными государствами, создание напряженности на границах России. Эти действия нацелены на уменьшение поступлений в бюджетную систему, доходов физических и юридических лиц, на появление внешних проблем для Российской Федерации. Вместе с тем к выявленным ЦРУ США «слабым звеньям» хозяйства СССР в современной России добавилось еще одно: сильная импортозависимость. И как, отчитываясь о деятельности правительства, сказал М.В. Мишустин в своем отчете в Государственной Думе РФ 07.04.2022 г., «сегодня для нашей страны импортозамещение – это вопрос экономического суверенитета» [2].

Взятые в совокупности, санкции непосредственно или опосредованно сказываются на благосостоянии жителей страны, на которую они наложены. Это особенно характерно в случае, когда главной целью санкционеров является смена политического режима подсанкционного государства. Тогда санкционеры стараются максимально ухудшить жизнь всего населения, вне зависимости от социального статуса, уровня обладания собственностью, отношения к действующей власти. Тогда люди становятся главным объектом санкционного удара. Это наглядно проявилось в санкционном удушении Корейской Народно-Демократической Республики, Республики Куба, Исламской Республики Иран и Боливарианской Республики Венесуэла. С февраля 2022 г. мы наблюдаем это в Российской Федерации.

Инструменты санкционного удара. В статье 41 главы VII Устава ООН записано, что «Совет Безопасности уполномочивается решать, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений, и он может потребовать от Членов Организации применения этих мер. Эти меры могут включать полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений» [21].

В области дипломатии и политики санкции, в частности, включают высылку дипломатов, прекращение участия в работе международных организаций и исключение из них, перенос или отмену визита и переговоров. Заметим, что уже само наложение санкций приобрело характер метки подсанкционного объекта как нерукопожатного, опасного, а государства – как изгоя.

В области экономики и финансов антироссийские санкции включают замораживание находящихся в иностранной юрисдикции активов и счетов, в том числе резервов Центрального банка [4] [6], блокирование собственности; ограничение и запрещение доступа к международному финансовому рынку, запрет на инвестиции, покупку ценных бумаг, отказ от предоставления кредитов.

В запретительных мерах «недружественных стран» в торговле с Россией мы видим ограничения и эмбарго на торговлю определенным кругом товаров, отказ от страхования торговых сделок и транспортировки товаров, закрытие воздушного и водного пространства, прекращение железнодорожного сообщения.

В качестве мер давления на нашу страну государства-санкционеры и отдельные общественные организации (например, Международный олимпийский комитет) используют сокращение культурных, научных и образовательных связей, отстранение от международных соревнований. Дошло до того, что Международная федерация кошек (FIFe) ввела запрет с 01.03.2022 г. до 31.05.2022 г. (Федерация отметила, что срок может быть продлен) на участие российских кошек в выставках FIFe за рубежом [23], и «ни одну российскую собаку не пустят на чемпионат Европы 2022 года в Париже, и на выставку Crufts в Великобритании» [19].

Применяемые с 2014 г. к Российской Федерации, ее физическим и юридическим лицам меры принуждения и наказания намного шире, и каждая санкция мер может одновременно «затрагивать нескольких или всех субъектов человеческого общества» [10] (Kazantsev, Mityakov, 2022) (табл. 2). Одновременное воздействие сразу на несколько объектов является одним из основных принципов экономической агрессии [8] (Kazantsev, 2019).

Таблица 2

Меры санкций и объекты санкционного давления

Санкционная мера
Основные объекты санкций
Замораживание активов
Запрет на финансовые операции
Запрет на транзакции
Финансовая система
Граждане РФ
Хозяйственные субъекты
Запрет на экспорт в РФ и на оказание услуг
Запрет на импорт из РФ
Товарные рынки
Средства производства
Сферы деятельности
Логистика
Запрет на инвестирование и кредитование
Финансовая система
Сферы деятельности
Средства производства
Логистика
Прекращение транспортного сообщения
Логистика
Граждане РФ
Товарные рынки
Сферы деятельности
Средства производства
Персональные ограничения в отношении компаний
Товарные рынки
Сферы деятельности
Финансовая сфера
Персональные ограничения в отношении физических лиц
Граждане РФ
Сферы деятельности
Запрет на обмен информацией. Научные, образовательный и культурный обмен
Сферы деятельности
Люди
Выход из совместных проектов
Сферы деятельности
Товарные рынки
Отключение от международных систем передачи данных, финансовых платежей
Сферы деятельности
Граждане РФ
Финансовая сфера

Источник: составлено автором.

Применяемые против Российской Федерации санкции ущемляют права и свободу всех граждан России, в какой бы стране они ни находились, а не только попавших под санкции физических и юридических лиц. Их цель – ударить по всем, «даже самым незащищенным, по обычному их образу жизни, по кошельку, лишить возможности покупать привычные товары, ограничить доступ к услугам, отключить от сервисов, прежде всего от тех, которые касаются жизнеобеспечения, привычек. Делается все возможное, чтобы разогнать инфляцию, создать дефицит потребительских товаров. И в конечном итоге – социальную напряженность, вызвать недовольство людей» [2]. Наиболее безчеловечными являются отказ Руководящего совета Международного паралимпийского комитета от допуска российских паралимпийцев на зимние паралимпийские игры 2022 г. в КНР [22] и приостановка официальным дистрибьютором немецкой компании Miltenyi Biotec поставок в РФ оборудования и комплектующих материалов для CAR-T клеточной терапии [7] детей с онкологическими заболеваниями [8].

Не так страшен черт, как его малюют. Санкции – это принуждение. Для принуждения нужна сила. Обычно вводящий санкции в чем-то сильнее того, на кого их накладывают [9, с. 5] (Kazantsev, 2021, р. 5). «По ряду параметров Российская Федерация уступает США, ЕС и ряду других экономически развитых стран, и для ее ослабления также используются международные санкции. В среднесрочной перспективе соотношение сил останется не в пользу России, и можно ожидать, что борьба против нее в экономической, политической, дипломатической, идеологической, военной, информационной, научной, технико-технологической, культурной и других сферах продолжится. Эта борьба началась не вчера, и по крайней мере в вышеперечисленных сферах никогда не закончится. Международные санкции служат лишь одним из методов ведения такой борьбы, и интенсивность их применения против Российской Федерации в последнее время нарастает» [7, с. 14–16] (Kazantsev, 2015, р. 14–16).

Экономическое положение страны в мире в настоящее время оценивают по величине показателя валового внутреннего продукта (ВВП). У Российской Федерации ВВП ненамного меньше совокупного ВВП недружественных стран [9] (табл. 3).

Таблица 3

Отношение ВВП РФ к ВВП других стран, %

Страны
1990
1091
1999
2014
2020
ЕС
12,8
12,6
6,5
10,5
10,2
США
11,8
11,9
5,4
7,9
7,3
Недружественные государства
4,4
4,4
2,1
3,1
3,0
НАТО
6,1
5,7
2,7
4,1
3,9
Примечание: ВВП взят в долларах США 2015 г.

Источник: составлено автором по данным Мирового банка [24].

Однако быть в чем-то сильнее не означает, что цели введения санкций будут достигнуты. Так, действующие с 1950 г. в отношении Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР) санкции США не привели к смене режима. Наложенные на КНДР санкции Совета безопасности ООН (2006 г. 2009 г, 2013 г., 2016 г. и 2017 г.) [10] не остановили ядерную программу Северной Кореи. Санкции США против Исламской Республики Иран (1979 г., 1980 г, 1984 г., 1987 г., 1995 г., 2005 г., 2019 г. [11]) и Боливарианской Республики Венесуэлы (2005 г., 2025 г., 2019 г.) ощутимо ослабили их экономики, но не привели к достижению главной цели – смене руководителей этих государств.

Мировой опыт показывает, что даже весьма жесткие санкции могут затормозить, но не остановить в долгосрочной перспективе экономическое развитие страны. Например, в 2000‑2020 гг. ВВП на душу населения у находящегося под санкциями Ирана вырос в 1,3 раза, у Кубы – в 1,8 раза, при этом в мире в целом – в 1,4 раза [12]. За этот же период среднегодовая численность населения Ирана увеличилась на 19,2 млн чел., Кубы – на 1,1 млн чел. [13] В Российской Федерации после введения санкций ВВП на душу населения сократился в 2014‑2016 гг. на 3,2 процентных пункта (п.п.), и уже в 2017‑2020 гг. вырос на 3,8 п.п. [14] (рис. 2).

Рисунок 2. ВВП на душу населения в мире в целом, РФ, Кубе и Иране

в 1998–2020 гг., тыс. долл. США 2015 г.

Источник: составлено автором по данным Мирового банка [24].

Наблюдаемое на рисунке 2 уменьшение в 2009 г. ВВП на душу населения в мире в целом и в РФ стали следствием мирового финансово-экономического кризиса 2008‑2010 гг., а в 2020 г. – результатом пандемии COVID-19 [13] (Karavaeva, Bykovskaya, Bukhvald, 2021). Снижение объема ВВП на душу населения в Иране в 2012 г. вызвано санкциями Европейского союза. В 2012 г. «ЕС с целью «не допустить появления у иранского режима ядерного оружия» заморозил активы Центрального банка Ирана и ряда судоходных компаний страны и запретил торговлю с Ираном золотом и другими драгоценными металлами, бриллиантами, нефтью и нефтепродуктами, оборудованием и технологиями для нефтяной и газовой промышленности. … В марте того же года иранские банки, в отношении которых были введены санкции ЕС, были отключены от глобальной системы обмена финансовыми данными СВИФТ (SWIFT). В октябре 2012 года ЕС запретил закупку природного газа у Ирана, торговлю графитом и металлами. Кроме того, был введен запрет на транзакции между европейскими и иранскими банками, а также на предоставление краткосрочных экспортных кредитов и гарантий» [12]. В 2018 г. США ввели очередной пакет санкций против Исламской Республики Иран, и показатель ВВП на душу населения Ирана тут же снизился. В 2020 г. его рост возобновился и, несмотря на все новые санкционные меры, в рассматриваемый период имел тенденцию к повышению [14] (Karavaeva, Kazantsev, Kolomiets, 2020).

Статистическая проверка показала значимую линейную корреляцию исследуемых выборок значений ВВП на душу населения мира в целом, РФ, Кубы и Ирана [15]. Коэффициент линейной корреляции рассматриваемых показателей мира в целом с Кубой равен 0,9734, с Российской Федерацией – 0,9431, с Ираном – 0,8058. Отсюда вывод: санкции, как и финансово-экономические кризисы, на некоторое время ухудшают положение в экономике, но в среднесрочной и долгосрочной перспективе странам удается сохранять поступательное развитие.

Заключение

Выполненное исследование показало, что при товарном производстве объектами используемых санкционерами мер принуждения руководства государств, деловых кругов и населения к выполнению выдвигаемых перед ними условий чисто теоретически должны быть производители, распространители и потребители товаров, собственники и организаторы производства, распределения и обмена, товарные рынки, финансово-кредитная система и ее инструменты, средства и каналы движения товаров, организация и управление движением товаров (логистика).

Именно по ним с 2014 г. и бьют антироссийские санкции. Санкционеры стараются лишить источников развития и изолировать от мировых рынков практически все сферы деятельности в Российской Федерации; замораживают и блокируют собственность, финансовые и физические активы; перекрывают транспортные пути и каналы информации; препятствуют прохождению платежей за товары; вводят разнообразные персональные санкции, стремятся изолировать всех и вся в России от остального мира. «Делается все возможное, чтобы разогнать инфляцию, создать дефицит потребительских товаров. И в конечном итоге – социальную напряженность, вызвать недовольство людей» [1] (Egorov, 2014).

Теория и практика показывают, что чем сильнее санкционер, тем легче ему осуществлять меры принуждения и наказания. Поэтому организаторы санкций вовлекают в санкционную деятельность как можно больше других лиц. Чем шире круг привлеченных, тем при прочих равных условиях больше затрат на проведение санкций и убытков от их осуществления можно на них переложить [16].

В общем случае вероятность принудить к исполнению выдвигаемых санкционером требований тем выше, чем сильнее принуждение. Исходя из этого, санкционеры используют максимально подъемные для них набор, масштаб и силу санкций. Так, в санкционных списках США при президенте Б.Х. Обаме (12.04.2013–9.01.2017) было 555 физических и юридических лиц; при президенте Д.Д. Трампе (1.06‑2017–15.07.2020) – 264 [6] (Kazak, 2021). А антироссийские санкции 2022 года «носят беспрецедентный масштаб. Количество ограничений превосходит когда-либо вводимые в отношении любой другой страны. Всего их уже свыше 6 тыс.» [17] [1] (Egorov, 2014).

При всем при этом меры принуждения далеко не всегда приводят к достижению цели, ради которой их осуществляют. Более дюжины стран уже не одно десятилетие живут под санкциями и не подчиняются сакционерам. В работе это показано на примере Республики Куба и Исламской Республики Иран. Живет и Россия, работает ее экономика, совершенствуются институты управления, развиваются производственные отношения, меняется общество.

[1] На это справедливо обратил внимание Крицкий К.В. [15, с. 21].

[2] Постоянные члены Верховного совета Антанты: США, Англия, Франция, Италия и Япония.

[3] Понятие товара включает в себя и услуги.

[4] Доставка на рынок, кроме непосредственного вынесения товара на место его передачи покупателю, включает в себя выставление на продажу на бирже и доставку заказчику.

[5] Есть ещё и другие составляющие, например, системы организации и управления, информация, реклама, базы данных, различные виды связи участников производства и обмена.

[6] До Российской Федерации США блокировали активы Центральных банков Ирана, Сирии, Афганистана и Венесуэлы [4].

[7] CAR – химерный антигенный рецептор (chimeric antigen receptor).

[8] «Помимо технологий CAR-T, Miltenyi Biotec поставляла в Россию оборудование для трансплантации костного мозга, а также реагенты для работы с полученным биоматериалом» [16].

[9] Список недружественных по отношению в РФ государств территорий утверждён Постановлением Правительства РФ от 5 марта 2022 г. № 430-р.

[10] В 2013 г. и 2017 г. В. В. Путин подписал указы о мерах по выполнению резолюций Совбеза ООН, предусматривающих расширение санкций в отношении КНДР.

[11] «По состоянию на 22 января 2020 года министерство финансов ввело санкции 144-м венесуэльским компаниям и чиновникам, а Государственный департамент США аннулировал визы сотням людей и их семьям. Администрация президента США также наложила санкции в отношении государственной нефтяной компании Венесуэлы (Petróleos de Венесуэла, С.А. или PdVSA), правительства страны и Центрального банка» [11].

[12] В статистике Мирового банка нет информации о ВВП на душу населения Северной Кореи и Венесуэлы, а также численности их населения.

[13] Рассчитано автором по данным Мирового банка [24].

[14] Рассчитано автором по данным Мирового банка [24].

[15] Гипотеза о наличии такой связи подтверждена с вероятностью ошибки 0,01% (двусторонний уровень существенности α = 0,01).

[16] Подтверждение данного утверждения фактами читатель найдёт, например, в работе [9].

[17] Цифра 6 тысяч приведена на 7.04.2022 г.


Источники:

1. Егоров И. Вторая «холодная» // Российская газета. Федеральный выпуск. – 2014. – № 235. – c. 9.
2. Ежегодный отчет правительства в Госдуме. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/news/45073/ (дата обращения: 08.04.2022).
3. Жданов Ю. Н. Принудительные меры в международном праве. / диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук: 12.00.10. - М.:, 1999. – 258 c.
4. Запад решил заморозить активы Банка России. Что важно знать. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/27/02/2022/621a5d149a7947339ae7351c (дата обращения: 28.02.2022).
5. Информационный бюллетень: Обеспечение негативных последствий для Правительства России за вредоносную иностранную деятельность. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.usembassy.gov/ru/fact-sheet-imposing-costs-for-harmful-foreign-activities-by-the-russian-government-ru/ (дата обращения: 28.02.2022).
6. Казак А. Санкции против России и международное право. 9111.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.9111.ru/questions/7777777771547986/ (дата обращения: 06.04.2022).
7. Казанцев С.В. Антироссийские санкции – монолог с позиции силы // Мир новой экономики. – 2015. – № 1. – c. 13 - 30.
8. Казанцев С. В. Глобальная экономическая агрессия. - Новосибирск. ООО «Оф-сет-ТМ», 2019. – 100 c.
9. Казанцев С. В. Антироссийские санкции: оценка ущерба. - Новосибирск. ООО «Офсет-ТМ», 2021. – 212 c.
10. Казанцев С.В., Митяков Е.С. Оценка значимости факторов динамики жизнеспособности субъектов Российской Федерации // Экономическая безопасность. – 2022. – № 1. – c. 155-174. – doi: 10.18334/ecsec.5.1.114267.
11. Какие санкции ввели США против Венесуэлы. Anonssmi.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://anonssmi.ru/kakie-sankcii-vveli-ssha-protiv-venesujely/ (дата обращения: 23.03.2022).
12. Какие санкции вводили против Ирана. Tass.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/info/7488823 (дата обращения: 23.03.2022).
13. Караваева И.В., Быковская Ю.В., Бухвальд Е.М. Экспертная оценка проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023-2024 годов // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2021. – № 11(119). – c. 138-163. – doi: 10.36871/ek.up.p.r.2021.11.01.019.
14. Караваева И.В., Казанцев С.В., Коломиец А.Г. Основные тенденции развития экономики России на очередной трехлетний период: анализ, риски, прогноз // Экономическая безопасность. – 2020. – № 4. – c. 415-442. – doi: 10.18334/ecsec.3.4.111031.
15. Крицкий К. В. Санкции и односторонние ограничительные меры в современном международном праве. / диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук: 12.00.10. - М.:, 1999. – 186 c.
16. Краснопольская И. Что выше врачебного долга? // Российская газета. Федеральный выпуск. – 2022. – № 77. – c. 5.
17. Лев М. Ю., Лещенко Ю.Г. Анализ концепции безопасности Организации Объе-диненных Наций в процессе глобальной интеграции // Экономическая безопасность. – 2022. – № 1. – c. 11-44. – doi: 0.18334/ecsec.5.1.113726.
18. Егоров С.А. Словарь международного права. - М.: Статут, 2014. – 495 c.
19. Собак из России не пускают на международные кинологические мероприятия. News.rambler.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://news.rambler.ru/politics/48270444/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения: 11.03.2022).
20. Совет Безопасности ООН. Санкции Совета Безопасности. Un.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/securitycouncil/ru/sanctions/information (дата обращения: 06.04.2022).
21. Устав ООН. Un.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www. ru/charterunitednations/ (дата обращения: 05.03.2022).
22. IPC to decline athlete entries from RPC and NPC Belarus for Beijing 2022. Paralympic.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.paralympic.org/news/ipc-decline-athlete-entries-rpc-and-npc-belarus-beijing-2022 (дата обращения: 05.03.2022).
23. Statement regarding the situation in Ukraine. Fifeweb.org. [Электронный ресурс]. URL: http://www1.fifeweb.org/wp/news/ (дата обращения: 05.03.2022).
24. The World Bank. Worldbank.org. [Электронный ресурс]. URL: https://data.worldbank.org/indicator/ (дата обращения: 30.03.2022).

Страница обновлена: 28.11.2024 в 13:41:55