Анализ адаптационных механизмов образовательных стратегий российских вузов в отношении студентов-профессиональных спортсменов: проблемы и перспективы интеграции спортивной и академической деятельностей

Тушева Е.В.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Статья в журнале

Экономика и управление в спорте (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 5, Номер 3 (Июль-сентябрь 2025)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=83006097

Аннотация:
В статье предлагается рассмотреть актуальные проблемы совмещения профессиональной спортивной деятельности с образовательным процессом в рамках обучения в российских высших учебных заведениях на программах бакалавриата и магистратуры. Объектом исследования выступают образовательные стратегии и программы развития отечественных высших учебных заведений. Предметом же являются адаптационные механизмы, применяемые руководством учебных заведений в отношении студентов-профессиональных спортсменов с целью их планомерной интеграции в академический процесс без серьезного отрыва от спортивной деятельности. Целью исследования выступают изучение и оценка существующих механизмов адаптации образовательных стратегий российских образовательных учреждений к потребностям студентов-профессиональных спортсменов. Данное исследование направлено на выявление ключевых проблем в процессе адаптации профессиональных спортсменов к образовательной среде и определение перспективных направлений развития системы высшего образования для обеспечения эффективного сочетания спортивной подготовки и академического процесса. В работе использованы методы контент-анализа, количественного исследования (социологический опрос) и качественного исследования (глубинные интервью). Результаты исследования показали, что несмотря на растущую потребность в эффективной интеграции спортивной и образовательной деятельностей, существует ряд таких существенных барьеров, как конфликт расписаний, пробелы в знаниях, физическая и эмоциональная усталость спортсменов, недостаточное понимание со стороны преподавателей специфики спортивной карьеры. Автором предложены инновационные подходы к организации учебного процесса, учитывающие специфику профессиональной спортивной подготовки, представленные в виде практических рекомендаций по совершенствованию образовательных стратегий высших учебных заведений.

Ключевые слова: механизмы адаптации, профессиональные спортсмены, учебный процесс, образовательные стратегии

JEL-классификация: L80, L83, L89, I23, I25



Введение

В русле современных образовательных процессов, направленных на расширение доступности высшего образования в России, особую значимость приобретает проблема интеграции спортивной и академической деятельностей студентов, обладающих статусом действующих профессиональных спортсменов. Этот уникальный сегмент студенческой аудитории требует особого подхода и разработки специализированных адаптационных механизмов, способных обеспечить гармоничное сочетание профессионального спорта и академического процесса. Интеграция двух столь разноплановых направлений деятельности представляет собой комплексную задачу, требующую внимательного изучения и поиска оптимальных решений. Студентам-профессиональным спортсменам необходимо не только успешно справляться с учебной нагрузкой, но и поддерживать высокий уровень спортивных достижений, что предъявляет особые требования к организации образовательного процесса.

Согласно данным агентства коммуникаций «Меркатор» в 2023 году в России насчитывалось всего 1,3 миллиона профессиональных спортсменов [5]. Для сравнения, в том же году во Франции число только лишь профессиональных футболистов составляло более 2,3 миллиона человек [11], а общее количество спортсменов-профессионалов превышало 15 миллионов [12]. Исходя из приведенной статистки, можно сделать вывод о том, что Франция обладает фондом профессиональных спортсменов, превышающим по численности отечественный более чем в 10 раз. Учитывая факт того, что население Франции практически в 2,5 раза меньше населения России [10], возникает необходимость полностью переосмыслить систему физического воспитания и спортивной подготовки Российской Федерации. Данная проблема обладает особой актуальностью, ведь именно атлеты студенческого возраста (17–25 лет) зачастую переживают расцвет своей карьеры и составляют спортивный потенциал страны. Государство должно стремиться предпринимать все необходимые меры для поддержки и развития данной категории спортсменов, обеспечивать условия таким образом, чтобы студентам не приходилось делать выбор между высшим образованием и спортивной карьерой, в противном же случае формируется критический сценарий потери Россией возможности поддерживать высокий уровень спортивного потенциала в рамках международной конкуренции.

В 2023 году вице-премьер Российской Федерации Дмитрий Чернышенко подчеркнул важность укрепления роли спорта в высших учебных заведениях и создания качественной спортивной инфраструктуры, отметив, что более 3,7 миллионов российских студентов регулярно занимаются спортом [9]. Справедливо заметить, что в данном случае чиновник говорил обо всех студентах, занимающихся спортом в любой его форме, а не только лишь о тех, кто является профессионалами. На деле же, очевидно, что доля профессиональных спортсменов, совмещающих высшее образование и спортивную карьеру достаточно невелика, и причинами этому служат как низкий уровень оснащенности отечественных университетов профессиональной спортивной инфраструктурой, так и отсутствие единых механизмов адаптации образовательных программ к особенностям ритма жизни таких студентов. В ходе работы над данным исследованием автору предстоит выявить основные барьеры, препятствующие интеграции спортивной карьеры и академической деятельности, проанализировать существующие механизмы адаптации образовательных программ российских ВУЗов (высших учебных заведений) в отношении выделенного сегмента студентов, а также сформулировать предложения по улучшению сложившейся ситуации.

Стоит отметить, что исследуемая тематика не является новым феноменом в отечественном дискурсе. Так, например, согласно результатам социологического исследования, проведенного Зотовой Ф. Р., Афанасьевой В. М., Давлетовой Х. Н. и Малиевым Ф. А., возможность совмещать академическую деятельность и спортивную карьеру является приоритетным фактором, влияющим на принятие решения о выборе того или иного ВУЗа для поступления среди профессиональных спортсменов. Несмотря на это, исследователи отмечают, что лишь треть опрошенных успешно совмещает образовательный процесс и спортивную подготовку [3]. В работе Медведевой Е. Н., Закревской Н. Г., Соловьева В. Б. и Михайловой Е. Я. рассматривается проблема интеграции спортивной и академической деятельностей в разрезе высшего образования в области физической культуры и спорта. Исследователям удалось определить виды такого рода интеграции и обобщить ее критерии. Более того, на основании проведенного анализа была выстроена структура ВУЗа, реализующего интеграцию образовательной, научной и физкультурно-спортивной деятельностей [6].

Исследователи Зотова Ф. Р. и Газнанова В. М. в своей работе делают акцент на благополучие и физическое состояние самого студента-спортсмена, сравнивая отечественные методы поддержки данной категории студентов с иностранными. Так, например, в Соединенных Штатах Америки Национальной ассоциацией студенческого спорта США (NCAA) была разработана программа «Оценка успеваемости», которая обязывает университеты предоставлять академических консультантов для студентов-спортсменов, тем самым обеспечивая данной категории обучающихся возможность получить полноценное образование, не снижая при этом спортивные результаты. В России же для эффективной борьбы с данной проблемой предлагают максимально задействовать потенциал применения технологий дистанционного обучения [4]. Сравнение международного опыта внедрения моделей системы студенческого спорта также проводят Афанасьева В. М и Зотова Ф. Р., подчеркивая, что в разных странах применяются разные методы создания необходимых условий для студентов-спортсменов: внедрение технологий дистанционного обучения, неограниченный срок обучения, создание профессиональных вспомогательных служб, финансирование спортивных стипендий и гибкость в составлении расписания занятий [2]. Все эти методы могут быть полезны как элементы комплексной системы поддержки развития студенческого спорта.

Таким образом, анализ научной литературы и статистических данных показывает, что проблема адаптации образовательных стратегий исходя из потребностей студентов-профессиональных спортсменов требует комплексного подхода. Необходимо создание единой системы поддержки, одновременно учитывающей специфику спортивной деятельности и обеспечивающей высокое качество образования. Перспективные направления развития включают цифровизацию образовательного процесса, развитие гибких форм обучения и укрепление международного сотрудничества в данной области. Дальнейшие исследования должны быть направлены на разработку конкретных механизмов интеграции спортивной и академической деятельностей с учётом российской специфики высшего образования и международного опыта.

Материалы и методы

Выбор и обоснование методологического инструментария в рамках данного исследования определяется сложностью, многоаспектностью и междисциплинарным характером исследуемого феномена. Сочетание роли профессионального спортсмена и студента высшего учебного заведения требует анализа как объективных структурных условий образовательного процесса, так и субъективных стратегий, практик и смыслов самих студентов. Для достижения целей и раскрытия исследовательских вопросов была обоснованно применена комбинированная методология, основанная на контент-анализе образовательных стратегий выбранных ВУЗов, социологическом опросе (количественный метод) и глубинных интервью (качественный метод).

Опросник и гайд глубинного интервью сконструированы так, чтобы охватывать как объективные параметры (частота пропусков, доступность инфраструктуры, виды поддержки со стороны ВУЗа), так и субъективные оценки (ощущаемые трудности, удовлетворенность поддержкой, ожидание изменений), что отражает специфику парадигмы «качественно-количественного синтеза» в современной социологии спорта и образования.

В рамках проведенного исследования были изучены основополагающие компоненты предметной области: прежде всего, это сами студенты-профессиональные спортсмены, их образовательные траектории и опыт адаптации к учебному процессу. Для качественного отбора объектов, составивших данную часть выборки исследования, было необходимо установить критерии включения и исключения. В выборку были включены только те студенты-профессиональные спортсмены, которые учатся на дневной форме обучения и на постоянной основе участвуют в спортивных соревнованиях на уровне не ниже регионального. Были исключены студенты, которые не имеют активного статуса спортсмена или учатся на заочной форме обучения, поскольку их опыт является менее релевантным. При этом же, ограничений по видам спорта, которыми профессионально занимаются респонденты, наложено не было.

Эмпирическая база исследования составила 100 респондентов для количественного исследования (социологический опрос) и 10 респондентов для качественного исследования (глубинные интервью). Возрастной диапазон респондентов составил от 17 до 24 лет. В исследовании приняли участие представители 31-го ВУЗа из 11 регионов Российской Федерации.

Фундаментальным компонентом исследовательского массива выступили программы и стратегии развития отечественных ВУЗов. В ходе проведенного контент-анализа были рассмотрены государственные и федеральные высшие учебные заведения России. В выборку данной части исследования вошли только те ВУЗы, которые заняли первые 20 позиций в рейтинге лучших ВУЗов России RAEX-100 за 2025 год [8].

Результаты

По результатам проведенного контент-анализа был сделан вывод о том, что ни в одной из изученных стратегий не были упомянуты механизмы адаптации образовательных стратегий в отношении студентов-профессиональных спортсменов. Очевидно, что данный аспект студенчества не является ключевым для руководств высших учебных заведений ввиду их сфокусированности на повышении качества образования и развитии научно-исследовательских работ как приоритетных направлениях деятельности. Однако стоит отметить, что в 30% проанализированных стратегий был так или иначе представлен пункт, связанный с развитием студенческого спорта в рамках деятельности ВУЗов. Так, например, в программе развития МГУ им. М. В. Ломоносова до 2030 года одной из задач раздела, посвященного формированию эффективной экосистемы университета, выступает обеспечение формирования условий для развития студенческого спорта в МГУ [1]. В свою очередь, в стратегиях развития РАНХиГС при Президенте РФ, СПбПУ Петра Великого и КФУ смещен акцент на значимость спортивного аспекта молодежной политики, реализуемой ВУЗами. Отдельно подчеркиваются достижения сборных команд, представляющих ВУЗы, по разным видам спорта.

С точки зрения развития международных связей в области студенческого спорта отличились стратегии РУДН им. Патриса Лумумбы и РЭУ им. Г. В. Плеханова: оба университета являются участниками международного проекта «Healthy Campus (Здоровый кампус)» [7], разработанного Международной федерацией университетского спорта (FISU). Суть проекта заключается в продвижении ценностей физической культуры и здорового образа жизни в студенческом сообществе и создании комфортной среды для обучения.

В остальных 70% изученных стратегий термин «спорт» либо не фигурировал вовсе, либо относился лишь к развитию спортивной инфраструктуры на территории кампуса, что, безусловно, важно для популяризации массового студенческого спорта, но не несет особой значимости для спортсменов-профессионалов, так как зачастую, даже после реконструкции спортивных сооружений, они все еще не соответствуют требованиям для осуществления тренировочного процесса спортсменов-профессионалов.

Первым шагом в количественном исследовании, проведенном в формате социологического опроса, было определение барьеров и трудностей, с которыми сталкиваются респонденты при совмещении процесса получения высшего образования и спортивной деятельности. Согласно полученным данным (рис. 1), можно констатировать, что главной проблемой, которую подчеркнуло подавляющее большинство опрошенных (80%), выступает конфликт спортивного и учебного расписаний. Второй по значимости проблемой (69%) респонденты выделили большое количество пропусков, сильно усложняющее как процесс коммуникации с преподавателями, так и усвоение знаний в целом. Проблему, связанную, с пробелами в получаемых знаниях отметило 39% опрошенных. Лишь меньшинство респондентов (3%) ответило, что не имеет никаких трудностей. Кроме того, еще 3% отметили, что сталкивались с предвзятым отношением преподавателей ввиду своей сфокусированности на спортивной карьере, а не на учебе.

Далее респондентам было предложено ответить на вопрос о специальных мерах поддержки для спортсменов со стороны руководства их

учебных заведений. Результаты показали, что в 61% случаях администрация ВУЗа никаким образом не способствовала успешной интеграции образовательного процесса спортсменов-профессионалов (рис. 2). Самым распространенным способом поддержки оказалась возможность сдачи сессии и/или контрольных работ в резервные дни (22%). Также были выделены такие методы, как отсрочки по домашним и практическим работам и наличие возможности запросить индивидуальный учебный план, выстроенный согласно потребностям студента-спортсмена. Лишь 1 человек отметил, что его учебное заведение предоставляет возможность проведения дополнительных занятий по учебным дисциплинам. Еще 1 респондент указал возможность зачесть тренировки в спортивной школе за академические занятия по физической культуре.

Рисунок 1. Барьеры и трудности, с которыми сталкиваются респонденты при совмещении учебного процесса и спортивной деятельности.

Источник: составлено автором.

В продолжение вышеупомянутой тематики респонденты поделились своими оценками эффективности текущей системы мер поддержки студентов-профессиональных спортсменов, оказываемых руководством их учебных заведений. Участникам опроса предстояло оценить эффективность реализуемых мер по шкале от 1 до 5, где 1 – не эффективна; 2 – частично эффективна; 3 – затрудняюсь ответить; 4 – скорее эффективна; 5 – полностью эффективна. Результаты опроса показали, что только лишь 19% опрошенных в той или иной степени удовлетворены текущей системой поддержки, выбрав оценку «4» или «5». Больше всего ответов (39%) получил вариант ответа «1», что являлось самой низкой оценкой. Можно сделать вывод о практически полной неэффективности действующих стратегий ВУЗов в отношении обучающихся спортсменов-профессионалов. При этом же, в дополнение к предыдущему вопросу респондентам было предложено оценить важность такого рода поддержки по аналогичной шкале оценивания, где «эффективность» была заменена на «важность». Подавляющее большинство опрошенных (92%) выразили уверенность в том, что поддержка данной категории студентов чрезвычайно важна, что еще раз подчеркивать актуальность рассматриваемой проблемы.

Рисунок 2. Меры поддержки, оказываемые руководством ВУЗов для респондентов.

Источник: составлено автором.

В финальной части опроса респонденты внесли свои собственные предложения по изменениям, которые могли бы способствовать улучшениям в образовательной системе и/или политике их ВУЗов, в части облегчения совмещения профессионального спорта и учебного процесса. Наиболее распространенными вариантами решения данной проблемы оказались: внедрение технологий дистанционного обучения в образовательную программу (31%), возможность обучения по индивидуальному плану (26%) и лояльность преподавателей в отношении студентов-спортсменов (11%). Менее популярными, но все же актуальными ответами оказались гибкость со стороны преподавателей и деканата в отношении переноса сроков сдачи сессии и других обязательных работ (6%), а также развитие спортивной инфраструктуры, принадлежащей ВУЗу, с целью возможности осуществления тренировочного процесса на территории учебного заведения и, как следствие, сокращения времени, затрачиваемого на перемещения между местом обучения и местом тренировок (6%). Кроме того, 2 % опрошенных высказались за проведение комплексной реформы отечественной модели студенческого спорта. 2%

Заключительным этапом эмпирической части исследования выступило проведение глубинных интервью, результаты которых во многом дублируют те, что были представлены по итогам обработки ответов участников опроса, но все же приоткрывают некоторые новые аспекты исследуемых вопросов. Как и на предыдущем этапе, интервьюируемым был задан вопрос о наличии в их учебных заведениях мер поддержки студентов-профессиональных спортсменов. Выплата повышенной стипендии за спортивные достижения выступила наиболее часто встречающимся ответом среди респондентов — 50% подтвердили наличие повышенных стипендий для студентов, занимающихся спортом на профессиональном уровне. Наличие таких материальных стимулов, по мнению опрошенных, является важным мотиватором для достижения успехов в учебе и спорте, так как помогает студентам не только материально, но и повышает заинтересованность в активном участии в спортивных состязаниях. Вторая половина респондентов в своих ответах указала на отсутствие каких-либо мер поддержки со стороны руководства ВУЗов.

Отвечая на вопрос о возможности запросить индивидуальный учебный план или гибкий график посещения занятий, лишь 10% опрошенных подчеркнули, что такая возможность закреплена на официальном уровне. Наиболее же популярным ответом (50%) выступил вариант с отсутствием официальной возможности запроса такого графика, но при этом же респонденты подчеркивали, что зачастую сами преподаватели или сотрудники деканата «идут на встречу» в данном вопросе в неформальном порядке: «Насколько мне известно, официально такого нет, но руководство конкретных факультетов и моего в частности всегда готовы пойти навстречу, и они шли мне навстречу» — отмечает один из опрошенных.

Следующий блок вопросов был направлен на идентификацию проблемных аспектов, возникающих при совмещении спортивной и академической деятельностей. Лишь 8% опрошенных отметило, что не испытывают никаких трудностей в данном вопросе. Остальные 92% опрошенных обозначили сразу несколько сложностей, с которыми они сталкиваются во время учебного процесса. Наиболее часто упоминаемой проблемой является то, что интервьюируемые вынуждены пропускать занятия из-за спортивных сборов и соревнований (78%). Например, один из респондентов отметил: «На самом деле очень тяжело совмещать профессиональный спорт вместе с обучением в хорошем университете. Иногда во время сборов я уезжаю на несколько недель». Это мнение поддерживает и другой респондент: «Я мог пропустить 2, а то и 3 недели учебы, что не могло не сказаться и на качестве знаний». Конфликт расписания между учебными занятиями и тренировками также является значительной проблемой (56%). Один из студентов упомянул: «Во время тренировки может стоять важная пара, и здесь так или иначе приходится выбирать учебу или спорт». Кроме того, были выделены такие трудности, как проблемы с усвоением материала, усталость и высокая нагрузка, проблемы с преподавателями (предвзятое отношение, конфликты). Все это по большей части коррелируется с результатами количественного исследования, описанными выше.

В финальной части интервью респондентам предстояло внести собственные предложения по изменению образовательной системы ВУЗов с целью более комфортной имплементации академического процесса в спортивный. На данном этапе была обнаружена альтернативная динамика мнений респондентов по сравнению с результатами опроса. Несмотря на то, что основные предложения остались такими же, наибольшую популярность, в отличие от опроса, получил ответ «индивидуальный план обучения и гибкий график» (43%), а «дистанционное обучение» набрало всего лишь 7% голосов. Кроме того, 21% опрошенных считает, что развитие спортивной инфраструктуры их учебных заведений способствовало бы развитию профессионального студенческого спорта в целом. Среди предложений также прозвучали следующие варианты: «дополнительные занятия и личные тьюторы» (14%), «улучшение коммуникации между преподавателем и студентом» (14%) и «развитие отечественной культуры студенческого спорта в целом» (7%).

Обсуждение

В современных условиях стратегически важно создать в российском высшем образовании систему, способствующую гармоничному сочетанию академической и спортивной деятельностей студентов-профессиональных спортсменов. Опираясь на результаты проведенного исследования, автором была предложена серия взаимосвязанных практических рекомендаций, направленных на выстраивание комплексной модели поддержки студентов-спортсменов. Важно заранее подчеркнуть, что должна быть создана система классификации профессионального спортсмена, чтобы избежать ситуаций, когда студенты для получения определенных преимуществ имитируют свой статус.

Руководству каждого ВУЗа следует назначить уполномоченное лицо (координатора), отвечающее за комплектацию, сопровождение и мониторинг группы студентов-спортсменов, обладающее следующим функционалом:

• Организация службы «менторства» – студенты-наставники старших курсов, успешно совмещающие спорт и учебу, делятся практическим опытом.

• Внедрение регулярных консультаций педагогов-тренеров и преподавателей, направленных на координацию нагрузок и предупреждение академических штрафов.

• Предоставление бесплатных репетиторских услуг по ключевым дисциплинам, в особенности во время спортивных сборов и соревнований.

• Организация гибкого или индивидуального учебного плана.

• Помощь в коммуникации между спортсменом и преподавателем.

• Создание резервных дней для сдачи основных работ, зачётов и экзаменов.

Кроме того, как показали результаты исследования, для многих студентов-спортсменов стипендии и гранты становятся решающим фактором при выборе ВУЗа. В связи с этим могут быть предприняты следующие меры:

• Введение специальных спортивных стипендий, частичной компенсации затрат на тренировки и экипировку.

• Создание фонда поощрений за высокие академические и спортивные достижения.

• Внедрение системы скидок на обучение для студентов-спортсменов.

Для оценки результатов интеграции академического и спортивного процессов необходимо:

• Разработать систему ключевых показателей эффективности: успеваемость, посещаемость, регулярная оценка психологического здоровья, спортивные результаты.

• Проводить ежегодные опросы и фокус-группы среди студентов-спортсменов, преподавателей и тренеров для выявления «уязвимых мест».

• Организовать циклы внутреннего аудита адаптационных механизмов с участием внешних экспертов и представителей спортивных федераций.

Также необходимо подчеркнуть, что для успешной реализации представленных рекомендаций требуется наладить сотрудничество между учебными заведениями, Министерством науки и высшего образования и Министерством спорта для формирования общих видения и политики поддержки студентов, которые являются профессиональными спортсменами.

Заключение

По итогам проведённого исследования можно констатировать, что российская система высшего образования пока не располагает комплексной моделью интеграции спортивной подготовки и академической деятельности. Как в самих ВУЗах, так и на государственном уровне отсутствуют структурированные механизмы, способные системно учитывать особые потребности студентов-спортсменов.

Для устранения выявленных дисбалансов необходим комплекс организационно-управленческих, технических, психологических и методических инструментов. Среди наиболее приоритетных направлений можно выделить разработку и внедрение единых стандартов адаптации студентов-профессиональных спортсменов, создание в каждом ВУЗе специализированных подразделений (спортивно-академические офисы) с академическими консультантами, расширение практики дистанционных и гибких форм обучения, а также целевую модернизацию спортивной инфраструктуры. Важным условием повышения эффективности поддержки является нормативное закрепление соответствующих механизмов на федеральном уровне и активное межведомственное взаимодействие Министерства спорта и Министерства науки и высшего образования.


Источники:

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 июня 2021 г. № 1494-р «О согласовании Программы развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» до 2030 г.». Гарант.ру. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/400888627/ (дата обращения: 10.06.2025).
2. Афанасьева В.М., Зотова Ф.Р. Спортивная карьера или высшее образование? К вопросу об интеграции образовательного процесса и спортивной подготовки // Наука и спорт: современные тенденции. – 2014. – № 3(4). – c. 115-119.
3. Зотова Ф.Р., Афанасьева В.М., Давлетова Н.Х., Мавлиев Ф.А. Отношение студентов-спортсменов к интеграции образовательного процесса и спортивной подготовки // Ученые записки. – 2015. – № 10(128). – c. 73-79. – doi: 10.5930/issn.1994-4683.2015.10.128.p73-79.
4. Зотова Ф.Р., Газнанова В.М. Спортивная и академическая карьера студента-спортсмена: взгляд тренера // Наука и спорт: современные тенденции. – 2018. – № 1(18). – c. 83-89.
5. Инфографика. Россия в цифрах. Профессиональные спортсмены – кто они?. Сетевое издание «Смотрим». [Электронный ресурс]. URL: https://smotrim.ru/video/2835257 (дата обращения: 09.06.2025).
6. Медведева Е.Н., Закревская Н.Г., Соловьев В.Б., Михайлова Е.Я. К проблеме интеграции образовательной, научной и физкультурно-спортивной деятельности в высшем образовании в области физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 7. – c. 104-106.
7. Официальный сайт программы FISU «Healthy Campus». [Электронный ресурс]. URL: https://www.fisuhealthycampus.sport/ (дата обращения: 10.06.2025).
8. Рейтинг лучших вузов России RAEX-100, 2025 год. Сайт рейтинговой группы RAEX. [Электронный ресурс]. URL: https://raex-rr.com/education/russian_universities/top-100_universities/2025/ (дата обращения: 10.06.2025).
9. Чернышенко назвал число студентов, регулярно занимающихся спортом. Риа новости спорт. [Электронный ресурс]. URL: https://rsport.ria.ru/20230920/chernyshenko-1897523122.html (дата обращения: 09.06.2025).
10. Countries in the world by population. Worldometer. [Электронный ресурс]. URL: https://www.worldometers.info/world-population/population-by-country/ (дата обращения: 09.06.2025).
11. Le budget et les chiffres clés». La Fédération Française de Football. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fff.fr/80-le-budget-et-les-chiffres-cles.html (дата обращения: 09.06.2025).
12. Répartition par âge du nombre de licences dans les fédérations sportives en France en 2023. Statista. [Электронный ресурс]. URL: https://fr.statista.com/statistiques/657816/repartition-age-nombre-licences-federations-sportives-france/ (дата обращения: 09.06.2025).

Страница обновлена: 17.10.2025 в 09:37:23

 

 

Adaptation mechanisms of university educational strategies in Russian in relation to student-professional athletes: problems and prospects of sports and academic activity integration

Tusheva E.V.

Journal paper

Economics and management in sports (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 5, Number 3 (July-september 2025)

Citation:

Abstract:
The article examines the challenges of combining professional sports with education in Russian bachelor's and master's programs. The article focuses on educational strategies and development programs of Russian universities. The subject of the research is the adaptation mechanisms used by universities to integrate student-athletes into the academic process without significant disruption to their sports activities. The article aims to evaluate existing adaptation mechanisms of educational strategies to the needs of student-athletes. The article identifies key problems in adapting professional athletes to the educational environment and determines promising directions for developing the higher education system to ensure an effective combination of sports training and the academic process. Content analysis, quantitative research (survey), and qualitative research (in-depth interviews) were used. The results show that despite the growing need for effective integration of sports and education, significant barriers exist. These barriers include schedule conflicts, knowledge gaps, physical and emotional fatigue, and an insufficient understanding of the specifics of a sports career among professors. The author proposes innovative approaches to organizing the educational process, considering the specifics of professional sports training, presented as practical recommendations for improving the educational strategies of higher education institutions.

Keywords: adaptation mechanism, professional athlete, educational process, educational strategy

JEL-classification: L80, L83, L89, I23, I25

References:

Afanaseva V.M., Zotova F.R. (2014). Sports career or higher education? On the integration of the educational process and sports training. Nauka i sport: sovremennye tendentsii. 4 (3(4)). 115-119.

Countries in the world by populationWorldometer. Retrieved June 09, 2025, from https://www.worldometers.info/world-population/population-by-country/

Le budget et les chiffres clés»La Fédération Française de Football. Retrieved June 09, 2025, from https://www.fff.fr/80-le-budget-et-les-chiffres-cles.html

Medvedeva E.N., Zakrevskaya N.G., Solovev V.B., Mikhaylova E.Ya. (2022). To the problem of integration of educational, scientific and sports activity in higher education in the field of physical culture and sport. Theory and Practice of Physical Culture. (7). 104-106.

Répartition par âge du nombre de licences dans les fédérations sportives en France en 2023Statista. Retrieved June 09, 2025, from https://fr.statista.com/statistiques/657816/repartition-age-nombre-licences-federations-sportives-france/

Zotova F.R., Afanaseva V.M., Davletova N.Kh., Mavliev F.A. (2015). Students-athletes’ attitudes to the integration of educational process and sports training. Scientific notes. (10(128)). 73-79. doi: 10.5930/issn.1994-4683.2015.10.128.p73-79.

Zotova F.R., Gaznanova V.M. (2018). Sport and academic career of a student-athlete: coach's view. Nauka i sport: sovremennye tendentsii. 18 (1(18)). 83-89.