Методологические положения и принципы функционирования и развития потребительской кооперации на рынке услуг на основе устойчивости
Чистякова О.А1
1 Сибирский университет потребительской кооперации
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 5 (Май 2025)
Аннотация:
В статье исследуются методологические аспекты устойчивости потребительской кооперации на рынке услуг в условиях усиления социально-экономических вызовов и трансформации сельского сегмента рынка услуг. Актуальность работы обусловлена необходимостью баланса между коммерческой эффективностью, социальной ответственностью и экологическими ограничениями, что особенно значимо для сельского сегмента рынка, где кооперация выступает ключевым работодателем, налогоплательщиком и поставщиком услуг. На основе анализа взаимодействия экономической, социальной и политической форм развития кооперативов (включая интеграцию с агропромышленным комплексом и государственными программами) автор выявляет системные проблемы: рост уязвимости рынка услуг, дефицит методологической базы для оценки устойчивости, конфликт между прибылью и социальной миссией. Специфика разработки методологии устойчивости потребительской кооперации определяется необходимостью учёта многообразия принципов, регулирующих её деятельность на институциональном, региональном и отраслевом уровнях. В рамках исследования актуализируется формализация комплексной системы показателей, позволяющей оценивать текущее состояние, структурные изменения и динамику устойчивости кооперативов как в ретроспективе, так и в перспективе. Цель исследования выявление методологических положений потребительской кооперации на рынке услуг, предложение ключевых принципов и показателей, лежащих в основе обеспечения устойчивости субъектов хозяйствования. Результаты могут быть использованы для совершенствования регулирования деятельности потребительских кооперативов и формирования долгосрочных стратегий их развития
Ключевые слова: потребительская кооперация, устойчивость, методология, социально-экономическое развитие, кооперативные принципы
JEL-классификация: L51, L52, O25
Введение. Методологические положения обеспечения устойчивости приобрели большую актуальность в научных исследованиях и вызывают споры об их значении и возможностях применения к реальным системам. Потребительская кооперация сталкивается с растущими требованиями общества к решению экономических и социальных проблем и базируется на таких формах общественного развития, как экономическая, социальная, духовная, политическая. Экономическая форма реализуется через связь с агропромышленным комплексом, закупками сельскохозяйственной продукции у населения и т.д. Потребительская кооперация является крупнейшим налогоплательщиком, работодателем, поставщиком услуг сельскому населению [12]. Здесь проявляется не только экономическая составляющая, но и социальная. Особо следует отметить то обстоятельство, что идеология потребительской кооперации, основанная на принципах справедливости и демократии, соответствует сложившемуся мировоззрению сельского населения, которое составляет почти треть от общей численности населения страны [9]. К настоящему моменту, в связи с быстрым прогрессом в индустриализации, урбанизации и глобализации, уязвимость и нестабильность сельского рынка услуг возросли, устойчивость его развития постоянно сталкивается с серьезными проблемами в вопросах переработки сельскохозяйственной продукции, маркетинга, дистрибуции и услуг [20]. Что же касается политической составляющей, то потребительская кооперация тесно взаимодействует с государственной сферой общества. Широко распространенная форма сотрудничества выступает в виде заключения взаимовыгодных договоров с властями различного уровня (например, проект «11 километр» - поддержка торговли в отдалённых сёлах области) [16]. Это способствует росту авторитета потребительской кооперации на сельском рынке услуг, формированию условий для коммерческой деятельности и реализации социальной миссии.
В то же время, субъекты хозяйствования могут рассматривать эти требования как компромисс между прибылью и воздействием на общество, так как одной из особенностей потребительской кооперации является повышение занятости на сельском сегменте рынка услуг, создание новых рабочих мест, в том числе самозанятых [10].
Решение представленных тенденций деятельности потребительской кооперации, имеющей собственные основные и оборотные средства, развитую инфраструктуру, финансовые возможности, представляется проблематично. Возникают предпосылки совершенствования регулирования деятельности органов государственной власти в направлении формирования и использования принципов устойчивости потребительской кооперации, особенно в вопросах эффективности деятельности, оценки взаимозаменяемости факторов производства и прогнозирования на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Соответственно, необходимо расставлять акценты на систематизации аспектов предпринимательской и социальной ответственности, обеспечивающих конкурентоспособность, экономичность и устойчивость потребительской кооперации на рынке услуг.
Несмотря на значительное количество исследований, посвящённых теоретико-методологическим основам потребительской кооперации, ключевые аспекты её функционирования и развития в условиях рынка услуг требуют дальнейшей концептуальной проработки. В частности, сохраняется дефицит систематизации методологических положений, регулирующих деятельность кооперативных структур в данной сфере, а также отсутствует комплексный анализ принципов обеспечения устойчивости хозяйствующих субъектов, интегрирующих социально-экономические и экологические императивы. Данная проблема детерминирует необходимость структурирования теоретико-прикладных подходов к формированию устойчивой парадигмы развития потребительской кооперации, учитывающей специфику рынка услуг.
Целью данной статьи является выявление методологических положений потребительской кооперации на рынке услуг, предложение ключевых принципов и показателей, лежащих в основе обеспечения устойчивости субъектов хозяйствования.
Для достижения поставленной цели в статье решаются следующие задачи:
- систематизировать методологические положения функционирования потребительской кооперации на рынке услуг с учётом применения научных подходов;
- обосновать принципы обеспечения устойчивости, интегрирующие: финансово-экономическую устойчивость, социальную ответственность экологическую устойчивость в разрезе ЦУР;
- разработать систему показателей для оценки устойчивости субъектов хозяйствования потребительской кооперации, по элементам устойчивости (финансово-экономическая, социально-экономическая, рыночно-экономическая).
Методы исследования. Комплексный характер исследования, сочетающий теоретический и прикладной аспекты, потребовал применения междисциплинарных методов. Системный анализ и контент-анализ научных публикаций позволили структурировать многомерное влияние кооперации на рынок услуг посредством обоснования принципов обеспечения устойчивости, а экспертные оценки и нормативно-правовой анализ использованы при разработке системы показателей.
Результаты исследования.
В настоящее время вопросы методологии исследования обеспечения устойчивости широко обсуждаются в научных кругах, применяемый для этого инструментарий постепенно эволюционирует, постоянно наполняясь количественными критериями и качественными аспектами исследования устойчивости. Чаще всего в зоне интереса исследователей находится устойчивость субъектов хозяйствования макро- и мезоуровня [2,3], а изучение устойчивости, непосредственно субъектов хозяйствования потребительской кооперации не получила должного рассмотрения.
Современная научная литература основывается на методологической гетерогенности подходов к определению категории устойчивости субъектов хозяйствования и механизмов ее диагностики, что обусловлено различиями в исследовательских парадигмах и задачах. Положения рассмотренных подходов характеризуются преобладанием направлений исследования устойчивости через систему характеристик, ориентированность большинства из них на применение системы показателей, индикаторов, для которых целесообразно установление нормативных ограничений для дальнейшего сравнения с текущим положением [4,7,8]. В рамках данного исследования представляется целесообразным сосредоточить внимание на наиболее репрезентативных методологических подходах (табл.1).
Таблица 1. Методологические подходы, использованные автором в целях настоящего исследования
Подход
|
Ключевые характеристики
|
Системно-структурный
подход
|
Основанный
на методологических принципах теории сложных систем, устойчивость
потребительской кооперации исследуется посредством анализа структурной
организации данного экономического объекта как целостной системы.
Устойчивость потребительской кооперации признается сложной системой,
поскольку она состоит из совокупности более мелких подсистем постоянно
снижающегося уровня сложности вплоть до базовых элементов, выполняющих в
рамках данной сложной системы базовые элементарные функции
|
Системно-аналитический
подход
|
Представляет
собой выбор оптимального решения из всех возможных которыми выступают те,
которые в полной мере соответствуют объективным законам общественного
развития. Подход реализуется через совокупность аналитических методик,
характеризующихся общей последовательностью взаимосвязанных процедур
|
Ресурсно-воспроизводственный
подход
|
Рассматривает
ее как динамическую систему, способную к расширенному воспроизводству всех
видов капитала. Подход учитывает специфику кооперативной модели, где
социальный капитал (взаимодействие пайщиков) играет не менее важную роль, чем
материальные активы. Важным элементом является механизм реинвестирования
части прибыли в развитие кооператива, обеспечивающий непрерывность
воспроизводственных циклов. Методика включает оценку скорости воспроизводства
различных ресурсов и в современных условиях дополняется цифровыми
инструментами мониторинга ресурсных потоков и прогнозирования
воспроизводственных потребностей
|
Результативный
|
Определяет
устойчивость потребительской кооперации через призму эффективности
использования ее ресурсов, где ключевым критерием выступают конкретные
показатели деятельности, накопившийся в процессе ее развития. С одной
стороны, устойчивость рассматривается с точки зрения положительных финансовых
результатов деятельности предприятия (рост прибыли и капитала, что в
результате позволяет ему обеспечивать свои обязательства за счет собственных
источников
|
Научная позиция автора заключается в том, что методологический подход к обеспечению устойчивости потребительской кооперации должен базироваться на системном объединении различных научных подходов, что позволяет проводить исследование с учетом взаимосвязей отдельных элементов, включающих принципы и показатели.
Принципы – набор базовых характеристик, необходимых для понимания системы и управления ею. К. А. Руджерио определяет операционные принципы в целях использования для описания теоретических концепций, объясняющих, как работает система [19]. В общем представлении, принципы – это основные положения какой – либо теории, замысла, подхода.
В целях данного исследования принципы являются фундаментальными понятиями, которые служат основой для функционирования и создания более сложной системы обеспечения устойчивости потребительской кооперации. Семантически принципы узки и относятся только к одному виду деятельности или методу. Они дают ориентиры для дальнейшей работы и, следовательно, занимают самое низкое положение в иерархии.
В современных условиях существуют несколько подходов, содержащих группу или кластер принципов, связанных с устойчивостью сложной системы, но проанализировав многочисленные научные публикации, предложен авторский подход к классификации принципов устойчивости применительно к потребительской кооперации. Поскольку более 69 % экономических субъектов во всем мире связывают свою деятельность с Целями устойчивого развития ООН (ЦУР) [15] данное исследование по нашему мнению, включает ЦУР в качестве детерминант, обеспечивающих теоретическую основу для анализа обеспечения устойчивости потребительской кооперации, включающих три аспекта — экономический, социальный и экологический - взаимосвязанных и взаимозависимых, что обусловило необходимость обоснования методологии обеспечения устойчивости потребительской кооперации в совокупности представленных групп принципов (рис.1).
Экономический аспект устойчивости потребительской кооперации детерминируется необходимостью обеспечения сбалансированного роста, который отражает позитивную динамику и качественные параметры развития хозяйствующих субъектов, исключая компромиссы в виде экологических деградаций или социальных дисбалансов. Данный подход предполагает формирование двух взаимодополняющих компонентов: финансово-экономической устойчивости — способности генерировать стабильные доходы, оптимизировать издержки и поддерживать ликвидность, рыночно-экономической устойчивости — конкурентоспособности в условиях меняющегося спроса, адаптивности к институциональным изменениям и сохранения рыночных позиций.
Первая группа (экономические принципы) раскрывает ЦУР 9 – «Индустриализация, инновации и инфраструктура» и сосредоточена на трех основных задачах: создание устойчивой инфраструктуры, содействие инклюзивной индустриализации и поощрение инноваций, которые могут повысить экономическое развитие и увеличить конкурентоспособность, что приведет к созданию рабочих мест и доходов.
Инклюзивная устойчивость является основой для повышения доходов потребительской кооперации, поскольку способствует устойчивому росту уровня жизни обслуживаемого населения и предоставляет технологические решения для экологически чистого процесса индустриализации в целях продвижения инноваций, тем самым способствуя инвестиционной активности и привлекательности.
Таким образом, группа экономических принципов в рамках концепции устойчивости потребительской кооперации выглядит следующим образом: принцип конкурентных преимуществ, принцип инвестиционной активности, принцип предпринимательского маркетинга, принцип диверсификации и принцип цифровой трансформации.
Рисунок 1 – Принципы обеспечения устойчивости потребительской кооперации
Принцип «конкурентных преимуществ» потребительской кооперации предполагает: «приоритетность отличительных особенностей, ценностей системы, ее организаций и продукта в глазах пайщиков и обслуживаемого населения, позволяющие иметь некоторое превосходство над конкурентами» [6, с.43]. Учитывая двойственный характер потребительской кооперации, следует в очередной раз обратить внимание на пример экономии над созданной средой, поскольку именно устойчивый экономический рост невозможен без наличия конкуренции между субъектами рынка. В этой связи, субъекты хозяйствования потребительской кооперации должны быть конкурентоспособными и обладать конкурентными преимуществами.
Принцип «инвестиционной активности» осуществляется посредством роста уровня рентабельности деятельности, экономного использования ресурсов, оптимизации структуры активов, эффективного менеджмента. Накопление достаточного количества финансовых средств обеспечивает превышение инвестиционной деятельности, стабилизацию и рост реальных инвестиций. Данное направление востребовано для устранения технологической отсталости потребительской кооперации, производства конкурентоспособной продукции, развития инфраструктуры и формирования условий для динамичного развития [13]. Развитие потребительской кооперации как хозяйственной системы невозможно без наличия основных фондов, которые обеспечивают увеличение объемов производства и реализации продукции, уменьшение себестоимости, повышение производительности труда, экономию инвестиций, рост прибыли. В конечном счете все это способствует повышению уровня жизни населения [14].
Принцип «предпринимательского маркетинга» предусматривает оказание существенного влияние на устойчивость. Обоснование этого предположения заключается в том, что аспекты предпринимательского поведения, такие как интенсивность использования ресурсов, проактивность и инновационность играют важную роль в прогнозировании устойчивого развития [17]. Руководители потребительских союзов, сосредотачиваясь на внедрении инновационных подходов с целью эффективного управления ресурсами организации, делают акцент на инвестирование по привлечению заинтересованных сторон для реализации связей между устойчивостью бизнеса и элементами предпринимательского маркетинга. Таким образом, в настоящем исследовании, предпринимательский маркетинг используется в интересах существующих возможностей для привлечения большего числа пайщиков путем внедрения лучших инновационных программ при одновременном использовании имеющихся ресурсов для обеспечения большей потребительской ценности.
Принцип «диверсификации» исходит из положения: взаимосвязь между отраслями потребительской кооперации в регионе может способствовать экономическому росту и, соответственно, приводить к устойчивому развитию рынка услуг. Потребительская кооперация с ориентацией на удовлетворение потребностей пайщиков с момента ее зарождения была диверсифицированной системой на отраслевом, внутриотраслевом и территориальном уровне по таким направлениям, как продукция, технология производства, потребители, поставщики, средства финансирования, рынки [5].
Принцип «цифровой трансформации» предполагает существенное и положительное влияние цифровизации на инновационный потенциал предприятий, косвенно способствуя устойчивости.
Российские особенности цифровой трансформации экономики и общества, а также такие ее аспекты, как цифровые технологии, трансформация модели хозяйствования и изменение конечного результата, обозначены в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг. [1]. Цифровые технологии в потребительской кооперации не только обеспечивают стимулирование конкуренции, инвестиций и инноваций для предприятий, но и оказывают влияние на теоретическую основу и практические решения для внутреннего управления. Цифровая трансформация позволяет существенно повысить эффективность различных видов производства, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг [21], справиться со сложной внутренней конкурентной средой.
Социальный аспект подразумевает, что обеспечение устойчивости потребительской кооперации должно основываться на реализации таких социальных принципов, как повышение уровня жизни сельского населения, развитие инфраструктуры села, развитие нравственности в обществе, а также группе социально-экологических принципов
Принцип «обеспечение занятости населения» предполагает способствование трудоустройству в системе потребительской кооперации на различных условиях, что имеет важнейшее значение в национальных масштабах для достижения ЦУР 4 – «Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования для обеспечения возможностей обучения на протяжении всей жизни для всех», представляет собой образование, ориентированное на ценности обеспечения устойчивости, чтобы помочь населению на сельских территориях развивать научные знания, учебные компетенции, способствующие устойчивости в экономической, социальной и экологической сферах.
Принцип «формирование доходов населения» предполагает соотношение с ЦУР 10 - «Сокращения неравенства» и состоит из различных целей, охватывающих темпы роста расходов домохозяйств, расширение прав и возможностей, поощрение социальной, экономической и политической интеграции, обеспечение равных возможностей и сокращение неравенства в результатах деятельности. Потребительская кооперация как социально ориентированная система должна создавать больше качественных рабочих мест с целью предпринимательской и заготовительной деятельности при закупках сельскохозяйственной продукции у населения, что приведет к устранению неравенства и не оставит без внимания ни одного жителя. Сокращение социального неравенства и стабильная окружающая среда побуждают людей воспринимать и использовать новые экономические возможности в условиях рыночной неопределенности, тем самым занимаясь предпринимательством и способствуя социальному процветанию. Следовательно, ликвидация неравенства и обеспечение равных возможностей развития для людей являются важными предпосылками для достижения устойчивости развития.
Принцип «развитие инфраструктуры сельского сегмента рынка» детерминирован наличием в сельских территориях структурных дисбалансов, проявляющихся в высокой степени социально-экономической депривации, ограниченной диверсификации хозяйственной деятельности, дефиците базовой инфраструктуры и затруднённом доступе к основным услугам. Несмотря на это, данные территории обладают потенциалом для реализации предпринимательских инициатив в части создания удобных магазинов современных форматов, предприятий, ориентированных на оказание бытовых услуг и организацию досуга для населения.
Принцип «развитие нравственности в обществе», направлен на благополучие человека и заключается в культурно–просветительской деятельности, открытии мини–библиотек, залов бильярда и настольного тенниса в неиспользуемых по прямому назначению зданиях, обустройстве детских площадок, улучшении психологического климата в семье и освоении нравственных основ потребительской кооперации при получении образования в кооперативных учебных заведениях.
Группа экологических принципов обеспечения устойчивости потребительской кооперации подпадают под ЦУР 12 – «Ответственное потребление и производство» , которая требует, чтобы отрасли, предприятия и потребители активно поддерживали модели ответственного потребления и производства.
Принцип «повышение продуктивности использования природных ресурсов» заключается в формировании условий рачительного, экономного природопользования, что в итоге позволит не только сохранить и восстановить экологический баланс окружающей природы во взаимосвязи с обеспечением эффективного развития территории присутствия потребительской кооперации.
В системе потребительской кооперации, надлежащее использование природных ресурсов и ограничение экономического развития на протяжении многих лет являются двумя взаимосвязанными вопросами, вызывающими озабоченность. Истощение ресурсов и глобальное изменение климата выдвинули на первый план внедрение экономики замкнутого цикла, особенно на сельских территориях, которая изменит всю экономическую систему от линейного к круговому потоку. На фоне усилий по оживлению экономики после пандемии, кооперация включает устойчивость в свою политику и закладывает в смету расходы, чтобы обеспечить более прочное и справедливое будущее. Переход к зеленой экономике способствует инновациям и повышению благосостояния общества, что делает ее важной основой для более здорового и устойчивого развития.
Принцип «снижение количества и токсичности отходов» предопределяет фокусироваться на согласовании и управлении потоками ресурсов по всей цепочке создания добавленной стоимости путем интеграции обратной логистики, инноваций в дизайне, экосистем сотрудничества и бизнес-инноваций. Потребительские кооперативы демонстрируют выраженное конкурентное преимущество в сфере информационно-маркетинговых ресурсов, оказывая комплексную поддержку акторам сельского сегмента рынка услуг (заготовительным, производственным и сбытовым структурам), направленную на оптимизацию технологических процессов и повышение конкурентоспособности услуг. Данная деятельность реализуется через внедрение специализированных сервисов, включающих: разработку адаптированных образовательных программ для кадрового обеспечения отрасли, экспертное сопровождение процессов стандартизации и сертификации, внедрение цифровых инструментов анализа рыночной конъюнктуры.
Принцип «переосмысление рынков с помощью бизнес–модели, основанной на услугах с меньшей материалоемкостью и энергоемкостью» позволяет проектировать процессы и продукты с учетом влияния на их жизненный цикл. Характер происходящих в России процессов свидетельствует о реальных возможностях создания социально-экономической системы, способной обеспечить переход к устойчивому развитию, путем участия государства в экономической деятельности потребительской кооперации с учетом, что муниципалитеты являются гарантами охраны окружающей среды, эффективности государственного управления и контроля в области охраны природы.
Обеспечение устойчивости потребительской кооперации представляет по мнению автора, целостную систему, учитывающую экологические, социальные и человеческие аспекты. Производство является частью цепочки создания услуги и, следовательно, не должна рассматриваться как система, изолированная от остальной цепочки создания стоимости, позволяя сбалансировать экономическую, экологическую и социальную ценности в рамках бизнес-модели, обеспеченной за счет устойчивых инноваций. Гипотеза М.Э. Портера подтвердила, что внедрение строгих экологических требований к субъектам хозяйствования, способствует инновациям и повышению эффективности [18], что позволяет субъектам хозяйствования внедрять и развивать новые технологии, способствующие повышению конкурентоспособности компаний. Экологическая эффективность достигается, когда услуги удовлетворяют потребности человека, повышают качество жизни по конкурентоспособным ценам, воздействуя на окружающую среду при снижении ресурсоемкости.
Принцип «снижение экологических рисков» предопределяет в какой степени подверженность природным рискам и может представлять собой мотивацию или угрозу для продвижения устойчивости в потребительской кооперации.
В качестве важного направления в сфере экологической безопасности в потребительской кооперации можно назвать страхование экологических рисков, к которому относятся такие направления, как:
– страхование ответственности за причинённый экосистемам и третьим лицам вред в результате минимизации негативного воздействия;
– в предусмотренных законодательством случаях страхование договорной ответственности организаций, являющихся пользователями природных ресурсов;
– страхование затрат на восстановление природных объектов или среды в случае реализации страхового риска.
Таким образом, многообразие принципов, которые должны быть соблюдены при разработке методологии устойчивости потребительской кооперации, определяют специфику непосредственно процедуры ее разработки на всех уровнях.
Как свидетельствует исследование научных публикаций, количество показателей, используемых при оценке обеспечения устойчивости, достаточно велико. В данной связи одной из задач в рамках авторского исследования методологических положений функционирования и развития потребительской кооперации на рынке услуг на основе устойчивости является формализация комплекса показателей, обеспечивающего проведение текущей оценки состояния, структуры, динамики устойчивости как перспективно, так и ретроспективе, который включает в себя: социально-экономические, финансово-экономические, рыночно-экономические. (рис.2.)
Социально–экономические показатели в качестве результатов представляет изменение уровня благосостояния населения, характеризующего в динамике качество жизни.
Группа финансово–экономических показателей позволяет, с одной стороны, оценить эффективность по принципу: «минимум затрат - максимум результатов», и с другой – потребительская кооперация является крупнейшим налогоплательщиком, работодателем, поставщиком продукции сельскому населению.
Показатели рыночно–экономической устойчивости предназначены для оценки влияния инвестиционной политики и конкурентных преимуществ потребительской кооперации.
Таким образом, каждый элемент устойчивости потребительской кооперации в целях ее обеспечения формирует свой набор показателей, определенным образом отличающихся друг от друга, но в то же время объединенных триединой экономической природой устойчивости (состояние, функционирование, развитие) [11].
Рисунок 2 –Комплекс показателей обеспечения устойчивости потребительской кооперации
Заключение. В статье рассматриваются методологические аспекты обеспечения устойчивости потребительской кооперации на рынке услуг в условиях социально-экономических изменений и трансформации сельского сегмента. Автор обосновывает актуальность темы, подчеркивая необходимость баланса между коммерческой эффективностью, социальной ответственностью и экологическими ограничениями, особенно в сельской местности, где кооперативы играют ключевую экономическую и социальную роль. Проведённый анализ выявил системные проблемы, такие как растущая уязвимость рынка услуг, недостаток методологических инструментов для оценки устойчивости и противоречие между прибыльностью и социальной миссией кооперативов. Автор структурировал научные подходы к функционированию потребительской кооперации, что позволило выделить ключевые аспекты её развития в условиях социально-экономических трансформаций и усиления внешних вызовов. В работе предложен интегрированный подход к обеспечению устойчивости, объединяющий финансово-экономические, социальные и экологические аспекты в контексте Целей устойчивого развития (ЦУР). Это способствует сбалансированному развитию кооперативов без ущерба для их социальной миссии
В исследовании предложен подход к разработке комплексной системы показателей, позволяющей оценивать устойчивость кооперации на разных уровнях (институциональном, региональном, отраслевом) и во временной динамике. Данный инструментарий позволяет анализировать текущее состояние кооперативов, их структурные изменения и перспективы развития.
Источники:
2. Авезов А.Х. Методологические аспекты устойчивости региональной экономики // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. – 2014. – № 3. – c. 23-26.
3. Асанова Н.А., Исачкова Л.Н., Хут С.Ю. Устойчивое развитие потребительской кооперации как инновационная модель развития сельских территорий в условиях цифровизации экономики // Еги. – 2021. – № 5. – p. 27-34. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/ustoychivoe–razvitie–potrebitelskoy–kooperatsii–kak–innovatsionnaya–model–razvitiya–selskih–territoriy–v–usloviyah–tsifrovizatsii.
4. Антинескул Е.А. Развитие сетевой розничной торговли продовольственными товарами в условиях цифровизации. / дис.,.. дра экон : 5.2.3 – Региональная и отраслевая экономика (экономика сферы услуг). - Екатеринбург, 2023.
5. Калинина Г.В., Сильвестрова Т.Я., Андреев В.В., Церфус Т.А. Диверсификация потребительской кооперации как фактор экономического роста в долгосрочной перспективе // Вестник Чувашского университета. – 2014. – № 3. – c. 172-178.
6. Исаенко Е.В., Христова М.В. Конкурентные преимущества организаций потребительской кооперации и их влияние на рыночную устойчивость // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. – 2013. – № 2. – c. 43-47.
7. Кузнецов С.Ю. Современная управленческая концепция устойчивости бизнеса // Стратегические решения и риск-менеджмент. – 2011. – № 6. – c. 62-67. – doi: 10.17747/2078-8886-2011-6-62-67.
8. Платонова И.В., Горковенко Е.В. Оценка системы экономической безопасности организации // Вестник ВГУИТ. – 2019. – № 3. – c. 267-275.
9. Ткач А.В., Романова Ю.А., Третьякова Г.В. Потребительская кооперация в продовольственном обеспечении малых и средних городов // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2008. – c. 53-71. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/potrebitelskaya-kooperatsiya-v-prodovolstvennom-obespechenii-malyh-i-srednih-gorodov.
10. Чистякова О. А., Григорчикова Е. С. Цифровая трансформация неформальной предпринимательской деятельности в сфере услуг. / Стратегическое управление цифровой трансформацией интеллектуальной экономики и промышленности в новой реальности: Монография. - Санкт-Петербург : ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2024. – 212-230 c.
11. Чистякова О. А. Прогнозирование устойчивости потребительской кооперации в условиях цифровой экономики // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2024. – № 1. – c. 83-91.
12. Чистякова О. А. Глава 3. Устойчивость как обобщенный показатель эффективности использования ресурсного потенциала потребительской кооперации на рынке услуг. / Стратегии устойчивого развития: экономические, юридические и социальные аспекты : Монография. - Чебоксары : ООО \Издательский дом \Среда\, 2024. – 31-54 c.
13. Чистякова О. А. Концептуальные основы устойчивости потребительской кооперации // Вестник ВолГУ. Экономика. – 2024. – № 1. – c. 16-30. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-ustoychivosti-potrebitelskoy-kooperatsii.
14. Шавандина И. В., Шамин Ю. С. Стратегические направления деятельности организаций потребительской кооперации // Вестник НГИЭИ. – 2013. – № 3. – c. 175-185. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskie-napravleniya-deyatelnosti-organizatsiy-potrebitelskoy-kooperatsii.
15. Доклад о целях в области устойчивого развития. [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.18356/9789210018098 (2022 г.) (дата обращения: 15.04.2025).
16. Программа «11 километр» - поддержка торговли в отдалённых сёлах области. [Электронный ресурс]. URL: https://minrpp.nso.ru/news/4904?ysclid=lu2f4rzg7520273670 (дата обращения: 25.03.2025).
17. Emad Al-Shaikh M., Hanaysha J. R. A conceptual review on entrepreneurial marketing and business sustainability in small and medium enterprises // World Development Sustainability. – 2023. – doi: 10.1016/j.wds.2022.100039.
18. Porter M. E. Competitive Advantage: Creating and sustaining superior performance. - New York: The Free Press, 1985. – 559 p.
19. Ruggerio C. A Sustainability and sustainable development: A review of principles and definitions // Science of The Total Environment. – 2021. – p. 147481.
20. Sgroi F. Cooperation and innovation in Italian agribusiness between theoretical analysis and empirical evidence // Journal of Agriculture and Food Research. – 2022. – doi: 10.1016/j.jafr.2022.100406.
21. Su Y., Wu J. Digital transformation and enterprise sustainable development // Finance Research Letters. – 2023. – № 60. – doi: 10.1016/j.frl.2023.104902.
Страница обновлена: 21.05.2025 в 12:35:39