Международная и российская практика государственного регулирования цифровой трансформации промышленности
Краковская И.Н.1, Казаков Е.А.2
1 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, Россия, Саранск
2 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, Россия, Саранск
Скачать PDF | Загрузок: 14 | Цитирований: 6
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 1 (Январь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50215377
Цитирований: 6 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
В статье рассматривается становление, развитие и управление цифровой трансформацией экономических процессов в некоторых развитых странах мира. В ретроспективе исследуются мировые практики, методики и руководящие документы по нормативно-правовому регулированию цифровой трансформации реального сектора экономики и отрасли промышленного производства в частности в США, Германии, Евросоюзе, Китае и России. В работе представлен анализ и сравнение некоторых уже реализуемых стратегических инициатив по государственной поддержке процессов цифровизации и цифровой трансформации хозяйственных отношений. Особое место уделяется описанию отечественной нормативно-правовой базы в области цифровой трансформации. Исследована последовательность и структура документов, стратегий и инициатив по становлению и развитию цифровой экономики в Российской Федерации. Выводом проделанной работы становятся общие черты и направления нормативно-правового регулирования в сфере цифровой трансформации, характерные для описанных стран и соответствующих им руководящих документов.
Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровизация, промышленность, Индустрия 4.0, стратегия, стратегическая инициатива
Финансирование:
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-00489 «Развитие бизнес-моделей промышленного сектора в условиях вызовов цифровой трансформации», https://rscf.ru/project/22-28-00489/
JEL-классификация: L52, O14, O31
ВВЕДЕНИЕ
Цифровая трансформация, как обособленное определение проникновения и интеграции цифровых технологий в классические политические, экономические и социальные процессы, начала обсуждаться с возникновением предпосылок, так называемой, четвертой научно-технической революции или развитием «Индустрии 4.0».
Широкое осмысление третьей промышленной революции в научных кругах началось в 2000-е годы, на границе первых десятилетий 21 века научное, политическое и экономическое сообщество начало активное обсуждение основ четвертой промышленной революции, а в 2016 году на площадках Всемирного экономического форума в Давосе четвертая промышленная революция уже становится главной темой. Эпоха «Индустрии 4.0» или четвертая индустриальная революция, начавшаяся в первом десятилетии XXI в., главными драйверами которой стали автоматизация, роботизация и развитие высокоскоростных каналов связи, имеет отличительной особенностью повсеместное внедрение мобильного интернета, искусственного интеллекта и средств компьютерного обучения. Все эти технологии уже прочно вошли в нашу жизнь и значительно повлияли на структуру общества. Сам термин «Индустрия 4.0» был введен для того, чтобы отразить кардинальное изменение структуры потребления, распределения и создания ценности при использовании современных технологий в производстве экономических благ. При этом речь идет не только о персональных компьютерах и интернете, индустрия 4.0 охватывает такие технологии как робототехника, блокчейн, распределенные вычисления, нанотехнологии, нейронные сети, Big Data, виртуальная реальность, аддитивное производство и др. Все эти сферы новых знаний могут охватывать сразу несколько отраслей и поэтому в современных реалиях экономические отношения должны адаптироваться к новым условиям и инструментам ведения хозяйства.
Актуальность исследования продиктована объективной необходимостью экономических субъектов функционировать и развиваться в условиях «Индустрии 4.0» с применением характерных для нее форм, методов и инструментов ведения хозяйственной деятельности.
Научная новизна проведенного исследования заключается в определении общих основных направлений нормативно-правового регулирования цифровой трансформации промышленности в международной и российской практике в ходе их комплексного анализа.
Цель исследования состоит в аналитическом обзоре существующей практики нормативно-правового регулирования цифровой трансформации промышленности.
В соответствии с целью перед исследованием поставлены следующие задачи:
1) Определение сущности цифровой трансформации, в том числе применительно к отрасли промышленного производства;
2) Описание и исследование практик государственного регулирования сферы цифровой трансформации ведущих мировых держав;
3) Сравнительное описание системы нормативно-правовых актов Российской Федерации по регулированию сферы цифровой трансформации.
Сущность цифровой трансформации
Новые технологии, влияющие на сферу производства и обращения материальных благ позволили значительно трансформировать существующий или даже создать новый экономический уклад, который основан на знаниях и информации, и, что немаловажно, позволяет сформировать новые цифровые навыки и компетенции у большинства людей, открывая новые возможности для частного бизнеса, государственных институтов и всего общества в целом. Такая, нового рода, экономическая деятельность получила название цифровой экономики. [1]
Переход к цифровой экономике требует не только развития и внедрения новых технологий, но и принятия новых законов, перестройки рынка труда и даже изменения принципов работы органов власти. Процесс комплексных изменений во всех сферах нашей жизни называется цифровой трансформацией.
Цифровая трансформация — это процесс перехода к цифровой экономике, который включает в себя не только переход к новым технологиям, но и постепенную перестройку привычных принципов управления, изменение подходов к управлению человеческими ресурсами. [2]
Исходя из определения Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС цифровая трансформация затрагивает все аспекты деятельности организации. Изменения должны быть осуществлены последовательно во всех сферах: в операционных процессах цепочки создания ценности, в организационной культуре, управлении персоналом, взаимоотношениях с заинтересованными сторонами, технологическом базисе производства продукции или услуг. Модели и методологические основы деятельности должны быть пересмотрены на необходимом для этого уровне, а устаревшие связи необходимо исключить.
Рис. 1 – сферы цифровой трансформации организации
Таким образом, суть цифровой трансформации можно наиболее обобщенно определить, как процесс полной замены ручных, аналоговых, традиционных и устаревших способов ведения бизнеса новейшими цифровыми альтернативами.
На сегодняшний день скорость цифровой трансформация экономики во многом определяет макроэкономические показатели отдельных регионов и даже целых стран, позволяет экономическим субъектам конкурировать на глобальном рынке, дает предприятиям возможности для развития. Цифровые технологии в значительной степени способствуют коммерческой кооперации и интеграции на межотраслевых и межрегиональных уровнях интеграции, позволяя разнообразным компаниям, включая малые и средние предприятия (МСП), повышать эффективность своего товарооборота, расширять географию поставок, закупок сырья и комплектующих. Новые технологии убыстряют внедрение инноваций, используя новые сервисы коммуникации с потребителями и межкорпоративных связей.
Одним из ключевых факторов, необходимых для осуществления перехода к цифровой экономике, является цифровизация отрасли промышленного производства, так как именно модернизация предприятий реального сектора дает наиболее значимый экономический эффект и становится локомотивом дальнейшего цифрового преобразования в смежных сферах. Цифровая трансформация отраслей производства и обработки продукции, машиностроения, сельского хозяйства и других традиционных направлений является первоочередной задачей для всех экономически развитых стран, конкурентные преимущества которых основываются на использовании индустриального потенциала, наработанного в период предыдущих промышленных революций конца 19-го – начала 20-го века. И мы прекрасно видим, как сегодня промышленность по всему миру претерпевает масштабные изменения, вызванные внедрением интеллектуальных систем, способствующих сближению физического и цифрового миров. Подобные изменения, в свою очередь, являются катализатором для появления и становления бизнес-процессов, основанных на совершенно новых принципах ведения хозяйства.
Мировая практика государственного стимулирования и регулирования цифровой трансформации
Уровень цифровой трансформации отраслей производства различается по странам. Согласно специальному индексу McKinsey Global Institute на 2017 год Европа реализовала 12 % своего цифрового потенциала, а США — 18 %. Даже в ведущих экономиках Европы есть некоторые существенные отличия: согласно исследованию, Германия работает на уровне 10 % от своего цифрового потенциала, тогда как Великобритания почти сравнима с США на уровне 17 %. [3]
Даже экономически-развитые страны нуждаются в поддержке развития цифровизации основных отраслей реального сектора экономики и такая поддержка в ведущих экономиках мира уже давно оказывается на государственном уровне. Правительства стран «первого эшелона» 4-ой научно-технической революции стимулируют процессы цифровой трансформации посредством развертывания крупномасштабных государственных инвестиционно-инновационных программ, таких как например Партнерство по передовому производству (Advanced Manufacturing Partnership), запущенная в 2011 году в Соединенных Штатах Америки. AMP это межведомственная инициативная группа, в состав которой входят представители правительства США (Министерства обороны, энергетики, образования), НАСА, Национальный научный фонд, руководство ведущих инженерных ВУЗов (Массачусетский технологический колледж, Стенфордский университет, Калифорнийский колледж и др.) и президенты крупнейших американских компаний (Caterpillar Inc., Northrop Grumman Corporation, The Procter & Gamble Company и др.). В рамках работы АМР были разработаны и внедрены рекомендации в области производственных технологий, которыми должны руководствоваться президент и правительство при осуществлении промышленной политики. Рекомендации разбиты на три группы:
1) Стимулирование исследований и внедрения разработок;
2) Образовательные программы и повышение квалификации персонала;
3) Бизнес среда (налоговая реформа, техническое регулирование, политика в сфере торговли и энергетики). [7]
Результатом реализации программы стало создание Национальной сети производственных инноваций – объединения научно-производственных центров, занимающихся развитием передовых производственных технологий. Сейчас в сеть входят такие организации, как:
- Институт аддитивных технологий «America Makes»;
- Институт цифрового производства и проектирования «Digital Manufacturing and Design Innovation Institute»
- Национальный институт передовых композитов «The Institute for Advanced Composites Manufacturing Innovation»;
- Институт легких материалов « Lightweight and Modern Metals Manufacturing Innovation (LM3I) Institute»;
- Фабрика передовых волокон и текстиля «Advanced Functional Fabrics of America».
А также, центры развития технологий по интегрированной фотонике, продвинутой робототехнике, гибкой гибридной электронике, биофармацевтическому производство, полупроводниковым материалам, устойчивому производству.
Сеть этих институтов занимается поддержкой коммерциализации наукоемких проектов. Ежегодно институты распределяют более 500 млн. долларов государственных средств на обеспечение более 700 проектов. Программа АМР помогает в масштабе всей страны объединять производство, академические круги и правительство для развития американской промышленности. Крупные технологические центры, созданные в рамках программы по всей стране, ускоряют перемещение продуктов из лаборатории на рынок в ключевых отраслях, помогают модернизировать всю сферу промышленного производства. [8]
Сегодня созданная в рамках программы Advanced Manufacturing Partnership сеть технологических центров помогает реализовывать и другие ключевые инициативы по совершенствованию и поддержке американской промышленности:
- COVID-19 Manufacturing Recovery – программа по быстрому восстановлению наиболее пострадавших в пандемию отраслей производства;
- Future Manufacturing Supply Chains – программа по созданию цифровой экосистемы, объединяющих внутренних поставщиков в США;
- Clean Energy Manufacturing – программа по развитию технологий экологически чистой энергетики.
Правительством германии с 2012 года реализуется схожая с программой Advanced Manufacturing Partnership инициатива под названием «Industry 4.0». Параллельно становлению и развитию «Индустрии 4.0», как концепции современного ведения хозяйства, на Ганноверской ярмарке 2011 года собственниками системообразующих немецких предприятий были сформулированы основные предпосылки и идеи о необходимости выработать внятную стратегию развития немецкой промышленности, комплекс мер для повышения ее конкурентоспособности и ускорения интеграции «киберфизических систем» в заводские процессы. Эти идеи и инициативы, исходящий от реального бизнеса, были оформлены в стратегическую инициативу – High-Tech Strategy 2020 Action Plan. Финальный публичный документ по этой теме получил название «Платформа Индустрия 4.0». Цели данной инициативы заключаются в более тесном взаимодействии сектора информационных технологий с отраслью традиционного реального сектора, своевременном отслеживании новых форм цифровой трансформации, эффективном взаимодействии бизнеса, государства, регуляторов, гражданского общества и науки.
В рамках платформы «Industry 4.0» правительство германии провело ряд федеральных конкурсов, в результате которых были отобраны 15 кластерных образований по всей территории ФРГ, которые получили государственное целевое финансирование на технологическое развитие экономики. Например, к таким точкам развития относятся всемирно-известные Немецкий научно-исследовательский центр искусственного интеллекта в земле Рейнланд-Пфальц (Deutsches Forschungszentrum für Künstliche Intelligenz (DFKI)) и инновационный кластер «Умные технические системы» (Университет Восточная Вестфалия-Липпе). Сегодня деятельность платформы объединяет и наиболее крупных представителей немецкой промышленности – Robert Bosch GmbH, Siemens AG, BMW AG, TRUMPF GmbH & Co. KG и др.
Ядром деятельности платформы стало развитие именно «киберфизических систем». Рабочей группой платформы было определено, что именно интеллектуальные производственные системы, позволяющие наиболее полно интегрировать в процессы человеческий труд, оборудование и коммуникации посредством современных технологий должны лежать в основе конкурентоспособности немецкой промышленности. Помимо определения стратегических направлений развития в рамках платформы «Industry 4.0» ключевые немецкие институты поддержки промышленности и предпринимательства занимались вопросами регулирования венчурных инвестиций и субсидирования наукоемких производств, как среди крупного бизнеса так и среди «Миттельштанд» или германского мелкого бизнеса, включая стартапы.
Таблица 1 - Сравнение инициативы Advanced Manufacturing Partnership (США) и проекта Industrie 4.0 (Германия). [17]
Критерии
|
Передовое производственное партнерство (Advanced Manufacturing Partnership (США))
|
Индустрия 4.0 (Industrie 4.0
(Германия))
|
Цель програмы
|
Повышение
уровня конкурентоспособности национальных отраслей промышленного производства
на международной арене через определение и внедрение ключевых современных
технологий, обладающих наибольшим научно-техническим и коммерческим
потенциалом
|
Обеспечение
лидерства Германии в разработке и внедрении в производственные процессы, как
внутри страны, так и на международных рынках, современных киберфизических
систем в производственные процессы
|
Ключевые направления развития
|
Функциональная
печать и аддитивные технологии, новые и композитные материалы, цифровые
двойники, фотоника
и светотехника, интеллектуальная силовая электроника и др.
|
Интеллектуальное
промышленное оборудование, автоматизация и роботизация, «умные фабрики»,
интернет вещей, пользовательская робототехника и др.
|
Правовой статус
|
Государственная
межотраслевая инициатива
|
Один
из 10 «проектов будущего» в рамках глобальной стратегии High-Tech Strategy 2020 Action Plan
|
Ключевые учатники
|
Министерство
обороны, Министерство энергетики, Министерство торговли , NASA, Национальный
научный фонд (NSF) и другие профильные институты.
|
Министерство
образования и научных исследований Германии, Министерство экономики и защиты
климата Германии, крупные промышленные корпорации и отраслевые научные
институты.
|
Партнеры и прочие участники
|
Институты
поддержки и развития предпринимательства, научные центры, частные компании,
университеты, национальные лаборатории, профессиональные ассоциации,
некоммерческие организации, инфраструктурные, финансовые и консалтинговые
организации.
|
Общество
им. Фраунгофера, Национальная академия технических наук (acatech), Ассоциация
IT-компаний (BITKOM), Ассоциация машиностроителей (VDMA) и Ассоциация
производителей электроники (ZVEI).
|
В границах Европейского союза развитие производственных систем и промышленных предприятий оформилось в рамках государственно-частного партнерства «Фабрики Будущего» (Factories of the Future). Фабрика будущего это предприятие максимально задействующее интеллектуальные производственные технологии для выпуска наукоемкой «умной» продукции. Программа Factories of the Future была своебразным тиражированием передового опыта Германии по развитию киберфизических производственных систем в рамках платформы «Industry 4.0». Фабрики будущего — это ориентированные на будущее производственные компании, в полной мере использующие возможности Индустрии 4.0. Их производство продукции с высокой добавленной стоимостью гибко реагирует на быстро меняющиеся потребности рынка, обеспечивая комплексный эффект от цифровизации промышленности. Заводы будущего сосредоточены на оцифровке своих процессов, получении максимальной отдачи от новых производственных технологий, а также на все более экологичном и эффективном управлении энергией и ресурсами.
Яркий пример умной фабрики — это одна из дочерних компаний предприятия Siemens AG завод SIMATIC, расположенный в городе Амберг. SIMATIC специализируется на производстве микроконтроллеров для промышленного оборудования по всему европейскому союзу. Машины и компьютеры управляют 75% цепочки создания стоимости — лишь четверть всей работы отводится людям. Контроллеры сами регулируют производство. На заводе каждый день генерируется и обрабатывается 50 миллионов единиц информации о внутренних производственных процессах. Эти данные попадают в систему управления производством, что позволяет компании быстро получать аналитические данные и улучшать процессы.
Одним из ключевых игроков мировой цифровой экономики становится Китайская Народная Республика, не в последнюю очередь благодаря ориентации руководства страны на внедрение и поддержку инноваций в торговле и промышленности. Например, одним из главных факторов быстрого роста и развития сектора электронной торговли в Китае является активная роль правительства КНР, которое выступает главным инвестором, заказчиком, разработчиком и потребителем на рынке цифровых технологий, подстегивая деловую активность не только среди крупных средних предприятий, но и среди стартапов. Китай уникален в плане цифрового развития: объем e-commerce уже превышает объем физической торговли, как внутри страны, так и на экспортных рынках. Популярность цифровых площадок говорит об уровне зрелости цифровой экосистемы в стране не только в сфере торговли, но и в сфере банковского обслуживания, налогообложения и администрирования, логистики и производства. Электронная коммерция является наиболее показательной сферой проникновения цифровых технологий в цепочки сбыта и распределения продукции.
Рисунок 2 – Объем и рост рынка электронной торговли в 2020 году по данный консальтинговой компании IPG.Research [11]
Начиная с 1984 года, Китай реализует индустриальные инновационно-технологические проекты по правительственной программе зон экономическо-технологического развития (ЗЭТР). ЗЭТР – это особые региональные межкластерные объединения индустриальных, государственных и инфраструктурных институтов, направленных на продвижение технологических разработок, привлечение иностранных инвестиций и расширение международного сотрудничества посредством стимулирования экспорта. Такие зоны имеют некую самостоятельность в определении преференций для бизнеса, обеспечивают распределение государственных инвестиций и капиталовложений, окружают университетско-промышленные центры необходимой инфраструктурой. На сегодняшний день их по стране уже более 50-ти. [4]
Кроме того, в Китае на государственном уровне была принята и реализуется глобальная стратегия «Сделано в Китае 2025» (MIC25). Стратегия направлена на развитие уровня экономики КНР до уровня индустриальной супердержавы к сроку 100-летнего юбилея республики, который наступит в 2049 году. Для этого правительство определило 10 различных областей промышленности, 9 различных стратегических целей и 5 инициатив, которые будут реализованы по всей стране. Среди приоритетных стратегических направлений – умные производственные технологии, энергосбережение, развитие сервисно-ориентированных производств, компьютеризация, роботизация и др. [5]
Еще одной прорывной национальной инициативой правительства КНР является стратегия «Интернет Плюс». Данная стратегия направлена на интеграцию новейших цифровых технологий, таких как Интернет Вещей (Internet of Things), анализ и обработка больших данных (Big data), мобильные и облачные сервисы, в существующие процессы производства и распределения. Реализуя подобные мероприятия государство планирует оказать содействие интернет-компаниям КНР в выходе на глобальные рынки, развивать электронную коммерцию и смежные с производством отрасли разработки промышленных сетей, а также интернет-банкинга. Дополнительным эффектом от реализации стратегии уже сейчас становится углубленная цифровизация населения КНР – китайцы активно пользуются интернет-ритейлом и прочими сервисами мобильных рыночных экосистем. Значимую роль в процессе формирования интернет-экономики играют лидеры технологического рынка Китая, представители так называемой группы BAT (Baidu, Alibaba и Tencent). Они доминируют в своих сегментах и поэтапно завоёвывают новые технологические и географические рынки, их деятельность влияет на цифровизацию отдельных регионов всего мира. Активная государственная поддержка дала BAT возможность выработать оптимальные решения и практики, обеспечив рост собственных технологических стартапов. С 2010-х годов государственная политика помогла участникам BAT стать монополистами, начать активную международную экспансию и технологические программы, но и создала целый ряд проблем. Некоторые элементы политики Коммунистической партии Китая, особенно в отношении суверенности и безопасности интернета, снижают эффект инвестиционной и инновационной активности BAT в направлении развития новых технологий. Отрицательный эффект могут иметь и западные санкций, введенные в отношении некоторых китайских технологических компаний. [6]
Отечественная система нормативно-правового регулирования и стимулирования цифровой трансформации
В отечественной практике реализации государством промышленной политики упор на модернизацию экономики к условиям функционирования индустрии 4.0 был сделан несколько позже, чем в Европе и США.
Национальная технологическая инициатива, как один из приоритетов государственной политики в области регулирования и развития цифровой трансформации экономики страны была обозначена в 2014 году президентов В. В. Путиным в ежегодном послании федеральному собранию. Соответствующая дорожная карта или план мероприятий Национальной технологической инициативы (НТИ) по развитию кросс-рыночного/кросс-отраслевого направления «Передовые производственные технологии» (ППТ) «Технет» была сформирована и утверждена в 2017 году. Мероприятия дорожной карты направлены на обеспечение конкурентоспособности отечественных компаний на рынках НТИ и в высокотехнологичных отраслях промышленности.
Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России, под руководством Д. А. Медведева, в рамках реализации программы НТИ в том же 2017 году было первоначально одобрено 13 нижнеуровневых дорожных карт для профильных технологичных секторов экономики: Аэронет, Автонет, Маринет, Нейронет, Хелснет, Фуднет, Энерджинет, Технет, Сэйфнет, Эдунет, Спортнет, Хоумнет, Веарнет. [14]
В своей сущности платформа НТИ действует по принципу экосистемы инноваций – комплексной системы взаимодействия организаций, государственных институтов, технологических сообществ и предпринимателей.
Основными целями НТИ является преодоление технологических барьеров развития отечественной экономики в рамках индустрии 4.0 за счет стимулирования реализации прорывных технологических проектов и масштабирования их результатов. В экосистеме поддержки НТИ технологические компании разного уровня развития могут получить финансовую и консультационную поддержку при реализации наукоемких проектов. Реализация мероприятий НТИ осуществляется за счет «Ядра» наиболее успешных высокотехнологичных компаний, которые при взаимодействии государства, институтов развития, образовательных и научно-исследовательских центров, разрабатывают и реализуют «дорожные карты» по 13 основным рынкам НТИ.
Финансовую поддержку развития экосистемы НТИ обеспечивает АО «Российская венчурная компания», распределяющая инвестиции в формате грантовых конкурсов, согласно Постановлению от 18 апреля 2016 года №317 «О реализации Национальной технологической инициативы». На начало 2020 года, более 1 000 проектов получили финансовую, экспертную или административную поддержку в рамках НТИ. С целью развития рынков НТИ, было запущено 7 венчурных фондов с участием АО «РВК», сфокусированных на развитии рынков и «сквозных» технологий НТИ. Благодаря оказываемой поддержке в сети профильных центров компетенций было создано более 200 новых технологических компаний по все стране.
Центры компетенций НТИ — сеть из 21 инженерно-образовательного консорциума на базе российских университетов и научных организаций, которые занимаются развитием «сквозных» технологий НТИ. В сеть центров входят структурные и обособленные подразделения ведущих российских научных институтов, такие как: Центр квантовых технологий на базе ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова»; Центр технологий моделирования и разработки новых функциональных материалов с заданными свойствами на базе ФГАОУ ВО «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» и др.
Более 200 000 человек стали участниками Кружкового движения — всероссийского сообщества технологических энтузиастов и предпринимателей̆ нового типа. 130 000 человек прошли обучение в Университете 20.35 — первом университете без стен, обеспечивающем профессиональное развитие в цифровой̆ экономике с помощью построения индивидуальных образовательных траекторий. [15]
2018 по 2020 год, Правительством РФ были утверждены дорожные карты по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров по семи ключевым направлениям НТИ. Для их реализации были сформированы отдельные рабочие группы по законодательству. Членами рабочих групп было представлено на рассмотрение 60 законопроектов и нормативных актов, снижающих барьеры для бизнеса. Из них 40 уже утверждены.
Работой в рамках Национальной технологической инициативы развитие индустрии 4.0 в России не заканчивается. В июле 2020 года президентом был подписан указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», в котором цифровая трансформация обозначена одной из таких целей.
Одним из основополагающих программных документов в области государственной поддержки и регулирования цифровизации и цифровой трансформации отраслей экономики в Российской Федерации в настоящее время является национальных проект «Цифровая экономика».
В рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», в том числе с целью решения задачи по обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, Правительством Российской Федерации сформирована национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7. [16]
В состав Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» входят следующие федеральные проекты:
«Нормативное регулирование цифровой среды»
«Кадры для цифровой экономики»
«Информационная инфраструктура»
«Информационная безопасность»
«Цифровые технологии»
«Цифровое государственное управление»
«Искусственный интеллект»
«Обеспечение доступа в Интернет за счет развития спутниковой связи»
«Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли» [9]
В таблице приведены некоторые целевые показатели национальной программы.
Таблица 2 – Показатели национальной программы «Цифровая экономика». [10]
Показатель
|
2019 г. (базовое значение)
|
2021 г.
|
2024 г. (плановое значение)
|
Внутренние затраты на развитие
цифровой экономики
за счет всех источников по доле в ввп (%) |
2,2
|
3,0
|
5,1
|
Обучение специалистов по компетенциям
цифровой экономики (тыс. чел.)
|
30
|
105
|
270
|
Центры ускоренной подготовки
специалистов совместно с компаниями цифровой экономики (кол-во центров)
|
5
|
15
|
50
|
Доля социально значимых объектов
инфраструктуры, имеющих возможность подключения к широкополосному доступу к
сети интернет (%)
|
45,2
|
67,5
|
100
|
Доля домохозяйств, имеющих
широкополосный доступ к сети интернет (%)
|
79
|
89
|
97
|
Доля российской федерации в мировом
объеме оказания услуг по хранению и обработке данных (%)
|
0,9
|
2
|
5
|
Средний срок простоя государственных
информационных систем в результате компьютерных атак (часов)
|
48
|
18
|
1
|
Стоимостная доля закупаемого и (или)
арендуемого фоив, роив и иными органами государственной власти отечественного
по (%)
|
60
|
75
|
90
|
Стоимостная доля закупаемого и (или)
арендуемого государственными корпорациями, компаниями с государственным
участием отечественного по (%)
|
45
|
55
|
70
|
Всего на исполнение нацпроекта планируется потратить 1 трлн 634,9 млрд руб. (из федерального бюджета - 1 трлн 99,6 млрд руб., из внебюджетных источников - 535,3 млрд руб.). При этом наибольшее финансирование предусмотрено для реализации федерального проекта "Информационная инфраструктура" - 772,4 млрд руб.
Помимо основных направлений деятельности, обозначенных в профильный федеральных проектах, работа по цифровой трансформации промышленности ведется в отраслевых рабочих группах на площадке АНО «Цифровая экономика». «Цифровая промышленность» - отраслевой совещательный орган, осуществляющий деятельность по рассмотрению вопросов цифровой трансформации отрасли «промышленность», повышения уровня цифровой зрелости и внедрения цифровых технологий на промышленных предприятиях, а также поддержки создания и развития цифровых платформенных решений.
Членами рабочей группы являются руководители ведущих промышленных компаний, федеральных и региональных органов исполнительной власти, организаций и институтов развития, курирующие тематику цифровой трансформации.
Мероприятия по цифровой трансформации экономики и промышлености не ограничиваются работами в рамках одной национальной программы. При кооперации отраслевых рабочих групп в 2022 году в России начала работу Модульная мультисервисная промышленная платформа цифровых решений нацпроекта «Производительность труда». Платформа позволяет определить цифровую зрелость, разработать общий план цифровизации, грамотно подобрать программные продукты и меры государственной поддержки, составить план внедрения и обучения. С помощью платформы «эффективность.рф» крупные и средние промышленные предприятия могут получить бесплатную комплексную экспертную поддержку по цифровизации и цифровой трансформации производств, а отечественные IT-компании могут разместить свои коммерческие предложения по внедрению программных продуктов для реального бизнеса.
В регионах для обеспечения выполнения основных целей и показателей национальной программы и входящих в нее федеральных проектов создаются и реализуются соответствующие региональные проекты. Например, в Республике Мордовия сформированы аналогично федеральным следующие региональные проекты: «Нормативное регулирование цифровой среды», «Информационная инфраструктура», «Кадры для цифровой экономики», «Информационная безопасность», «Цифровые технологии», «Цифровое государственное управление». Цели, показатели и индикаторы региональных проектов соответствуют вышестоящим, но масштабированы для отражения специфики на местах.
Дополнительно в Республике Мордовия в 2021 году правительством была утверждена Стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Республики Мордовия. В ее проектной основе лежит паспорт национального проекта "Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации" и сопутствующие нормативно-правовые акты, в том числе федеральная инициатива по цифровой трансформации отраслей промышленности, утвержденная Распоряжением правительства РФ от 6 ноября 2021 года № 3142-р. Основной целью стратегии является обеспечение комплексного цифрового развития Республики Мордовия, ускоренное внедрение цифровых технологий в отраслях экономики, социальной сфере и государственном управлении, а также достижение их "цифровой зрелости".
До 2024 года в регионе в рамках дорожной карты по выполнению стратегии планируется реализовать следующие проекты в отрасли промышленного производства:
1) Формирование на платформе ГИСП цифровых паспортов промышленных предприятий с повышением доли таковых до 85 %.
2) Поддержка не менее 8 проектов по внедрению отечественных программно-аппаратных комплексов и программного обеспечения на предприятиях региона. [12]
Помимо решения проблем в профильных отраслевых направлениях основная масса мероприятий стратегии направлена на формирование и развитие цифровой экосистемы в регионе, что неминуемо должно отразиться и на цифровой зрелости экономики. Так по данным Министерства цифрового развития Республики Мордовия в 2021 году в рамках выполнения дорожной карты на 30% выросла средняя скорость покрытия мобильной сети Интернет. Начато строительство и модернизация точек доступа, расположенных в населенных пунктах с численностью населения от 100 до 1000 человек. [13]
Таким образом, отношение государственных органов наиболее экономически развитых государств ярко демонстрирует цифровую трансформацию экономики, как один из наиболее прямых путей к стабильному экономическому росту и благополучию. Исходя из результатов проведенного исследования можно сделать вывод об основных механизмах влияния на развитие цифровой экономики в стране, среди которых:
- развитие и укрепление цифровой экосистемы, включающей всю необходимую информационно-коммуникационную инфраструктуру и цифровую культуру во всех отраслях и сверах жизнедеятельности;
- подготовка необходимых высококвалифицированных кадров для цифровой экономики;
- реализация программ цифрового правительства с цифровизацией отраслей регулирования;
- создание платформ для стимулирование НИОКР в сфере новых технологий, привлечения и распределения инвестиций.
Все необходимые элементы цифровой трнсформации, основанные на передовых зарубежных практиках, заявлены руководством Российской Федерации в регулирующих докумнтах, определяющих национальные приоритеты. Такой подход при правильной и успешной реализации позволит стране войти в группу лидеров по темпам экономического роста и обеспечить устойчивое развитие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дополнительно стоит отметить, что процессы, происходящие в рамках перехода к «Индустрии 4.0», объективны и неизбежны для всей глобальной экономики в целом и для каждой отдельной страны в частности. Внедрение новых цифровых технологий в традиционные процессы производства дает не только уникальные возможности для роста и развития, но и ведет к появлению большого числа этических и социально-правовых проблем, среди которых проблемы применения искусственного интеллекта, глобальная проблема загрязнения окружающей среды, проблема общемирового социального расслоения и др. Не смотря на различие темпов и уровней цифровой зрелости отраслей промышленного производства в разных странах мира уже сейчас можно уверенно заявить, что цифровая трансформация промышленности — это путь к эволюционному совершенствованию уже имеющегося технологического и экономического потенциала современной цивилизации. Но какие же пути открываются после? Предполагаемая Индустрия 5.0 должна будет создать среду для совместной инклюзивной работы персонала организаций и цифровых сервисов для повышения эффективности и результативности в большинстве аспектов производства. Уже сейчас специалисты говорят о становление 5-го и даже 6-го экономического уклада, которые будут основаны на синергии взаимодействия человеческого потенциала и потенциала цифровых технологий, так называемой NBIC-конвергенции. Таким образом цифровая трансформация отраслей производства станет базой для обеспечения устойчивого успеха частных и государственных компаний, отраслей, территорий и макрорегионов.
Источники:
2. Глоссарий программы «Цифровая трансформация и цифровая экономика: технологии и компетенции» Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС. [Электронный ресурс]. URL: https://cdto.ranepa.ru/page24968369.html (дата обращения: 28.11.2022).
3. Цифровая Россия: новая реальность оценке Глобального института McKinsey (MGI). [Электронный ресурс]. URL: https://www.tadviser.ru/images/c/c2/Digital-Russia-report.pdf (дата обращения: 28.11.2022).
4. Семенкова К.К. Состояние и перспективы трансграничной электронной торговли Китая // Российский внешнеэкономический вестник. – 2022. – № 2.
5. Тимофеев О.А., Ронжина В.С. Сопряжение программ «Сделано в Китае - 2025» и Industrie 4.0 как основа инновационного сотрудничества КНР и Германии // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. – 2017. – № 22.
6. Данилин И.В. Роль BAT в развитии китайских интернет-рынков и перспективные вызовы цифровой экономики // Вестник МГИМО. – 2020. – № 1 (70). – c. 99-116.
7. Cтариков Е.Н. Анализ трендов технологического развития и мировых инициатив по развитию цифровой промышленности // Россия и ЕАЭС: глобальные тренды взаимодействия и новые вызовы для обеспечения национальной и региональной безопасности: Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Екатеринбург, 2020. – c. 137-144.
8. Портал «Аdvanced manufacturing technology leadership». [Электронный ресурс]. URL: https://www.manufacturingusa.com/key-initatives/advanced-manufacturing-technology-leadership (дата обращения: 28.11.2022).
9. Цифровая экономика РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/?utm_referrer=https%3a%2f%2fwww.google.com%2f#section-description (дата обращения: 28.11.2022).
10. Статистический обзор. Национальные проекты: целевые показатели и основные результаты. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/3b1AsVA1v3VziZip5VzAY8RTcLEbdCct.pdf (дата обращения: 28.11.2022).
11. Отдел исследований и консалтинга IPG.Estate «ГЛОБАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ E-COMMERCE». [Электронный ресурс]. URL: https://rgud.ru/documents/2020-IPG.Research_E-commerce.pdf (дата обращения: 28.11.2022).
12. Постановление Правительство Республики Мордовия от 18 августа 2021 года № 389 «Об утверждении Стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Республики Мордовия». [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/574856960 (дата обращения: 28.11.2022).
13. «Национальный проект». Какие успехи Мордовии в сфере цифровизации? Известия Мордовии. [Электронный ресурс]. URL: https://e-mordovia.ru/for-smi/all-news/natsionalnyy-proekt-kakie-uspekhi-mordovii-v-sfere-tsifrovizatsii/ (дата обращения: 28.11.2022).
14. Авдеева И.Л., Полянин А.В., Головина Т.А. Цифровизация промышленных экономических систем: проблемы и последствия современных технологий // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. – 2019. – № 3.
15. Магомедов А.М., Камилов М.-К. Б. Общенациональные и региональные аспекты развития цифровой экономики // Рппэ. – 2019. – № 11 (109).
16. Ажлуни А.М., Борзова Д.А., Петрова А.Н. Национальные проекты России и их финансирование // Рсэу. – 2019. – № 2 (45).
17. Толстых Т. О., Гамидуллаева Л. А., Шкарупета Е. В. Зарубежные и отечественные инициативы развития промышленных комплексов в условиях четвертой промышленной революции. Fortus: экономические и политические исследования. [Электронный ресурс]. URL: https://fortus-science.ru/index.php/fs/article/view/67 (дата обращения: 28.11.2022).
Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:04:15