Theoretical approaches to the interpretation of economic security governance at different territorial levels

Lukashenok T.R.1, Efimova E.G.1
1 Уральский государственный экономический университет, Russia

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 16, Number 12 (december 2022)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=50350101
Cited: 2 by 07.12.2023

Abstract:
The authors examine the concept of economic security at different territorial levels (national, regional and municipal ones), its regulatory and legal basis for studying and substantiating the concept of economic security governance. The analysis of theoretical approaches to the concept of economic security governance is carried out. The subjects of governance are considered. The authors' interpretations of the concept of economic security governance are formulated. The features of governance at different territorial levels are highlighted. The authors propose a process model of economic security governance.

Keywords: economic security, economic security governance, territorial governance level

JEL-classification: R12, R13, F52



Введение

Актуальность темы исследования заключается в том, что экономическая безопасность предстаёт важной сферой государственных интересов с древних времен, и в настоящее время остается в центре внимания. В разных исторических периодах подходы к пониманию её сущности отличались.

Проблема в управлении экономической безопасностью состоит в недостаточной степени её разработанности, отсутствии терминологического единства, поскольку само понятие является относительно новым. Управление экономической безопасностью представляет иерархическую систему, что требует комплексного подхода к изучению, чем обоснована целесообразность исследования и необходимость дальнейшей проработки вопросов управления экономической безопасностью. Интерес к настоящей теме подтверждается научными работами российских и зарубежных учёных.

Изучение сущности понятия «управление экономической безопасностью» требует обобщения терминов «безопасность» и «экономическая безопасность».

Следует отметить, что эволюция понятий безопасности воплощалась с различных позиций, например, территориальной защищённости государства в торговле, военной безопасности и т.п. [15, с. 80; 11, с. 13]; в теории меркантилизма, где безопасность государства связана с экономическим благополучием страны; как практическая потребность защиты хозяйственной сферы деятельности государства [15, с. 80]; в вопросах обеспечения глобального противостояния сверхдержав [5, с. 12]; в сфере стратегического планирования и других направлениях.

Исследование экономической безопасности целесообразно начинать с национального уровня [37], который формирует основу устойчивого развития территорий всех других уровней, причём в тесной увязке друг с другом.

Формирование системы экономической безопасности на любом территориальном уровне представляется процессом сложным. Так, Орлова А.В. определяет, что «понятие «экономическая безопасность государства» не существует вне пространства и времени» [15, с. 83], Ромащенко Т.Д. отмечает: «экономическая безопасность относится к категориям со сложной пространственно-временной геометрией» [18, с. 58]. Таким образом, понимание процесса экономической безопасности вызывает необходимость анализа её состояния в текущем, предыдущем и будущем временных интервалах.

Верхним уровнем системы экономической безопасности является государственный, что определяет экономическую безопасность государства в качестве отправной точки для оценки устойчивости экономической системы на разных территориальных уровнях: регионах, муниципальных образований, хозяйствующих субъектов [16, с. 243; 32, р. 558; 35, р. 407]. Экономическая безопасность на государственном уровне является наименее гибким феноменом в силу своей объективной громоздкости и необходимой консервативности.

В сфере вопросов экономической безопасности регионального и муниципального уровней пока не предложено единого подхода к исследованию и оценки состояния территории на предмет показателей и индикаторов [29; 16, с. 243-261], что также вызывает потребность дальнейших исследований.

Вопросы экономической безопасности муниципальных образований относят к начальной ступени в системе национальной экономической безопасности [13, с. 25].

На микроуровне потребность в экономической безопасности является жизненно необходимой как «… базовая, основополагающая потребность, как жизни отдельного человека, семьи, так и различных объединений людей, включая общество и государство» [21, с. 1077].

Оценка состояния экономической безопасности на локальном уровне представляется актуальной в современных условиях [34, р. 261; 28], поскольку на этом уровне востребованным является вопрос безопасности личности, вызывающий интерес российских и зарубежных исследователей [16, с. 356; 27, p. 59; 30, р. 32; 33, р. 210].

Правовая основа вопросов экономической безопасности России представлена в нормативных документах, например, в Стратегии национальной безопасности РФ [23], Стратегии экономической безопасности РФ до 2030 г. [24], Стратегии пространственного развития РФ до 2025 г. [17] и других.

В Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года экономическая безопасность характеризуется как «состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации» [24].

Среди основных направлений государственной политики в сфере экономической безопасности Стратегия экономической безопасности до 2030 г. выделяет важность развития системы государственного управления [20, с. 20], в том числе прогнозирования и стратегического планирования экономики, что определяет нормативную основу для управления экономической безопасностью на разных территориальных уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, отраслевом.

«Подходы к изучению экономической безопасности» среди учёных из европейских, американских и азиатских стран «существенно отличаются друг от друга»; российские учёные основное внимание уделяют исследованию экономической безопасности государства, в то время как зарубежные – безопасности личности [7, с. 217].

Для защиты хозяйствующих субъектов и территорий разного уровня в текущем периоде, их продуктивной деятельности в перспективе, важным аспектом выступает выстроенная система экономической безопасности, которая будет эффективной при грамотном управлении. Следовательно, каждый уровень территории нуждается в анализе и оценке состояния экономической безопасности, и на этой основе – в управлении процессами предотвращения возникающих рисков и угроз, т.е. в её укреплении.

Обобщение научных положений выявляют необходимость исследования понятия «управление в системе экономической безопасности», которое, по нашему мнению, должно отражать территориальную специфику.

Цель работы – исследовать теоретические подходы к содержанию понятия «управление экономической безопасностью» на разных территориальных уровнях.

Научная новизна – авторами предложена процессная модель управления экономической безопасностью, позволяющая выделить связующие элементы разных территориальных уровней.

Основная часть

Для управленческих органов понятие экономической безопасности и процесс управления системой экономической безопасности является относительно новым, и, учитывая, что ещё не выработано единого понятия экономической безопасности, унифицированного подхода к его исследованию, интерпретация данных понятий является широкой [6, с. 77].

Управление экономической безопасностью включает элементы, слагающие систему экономической безопасности территории любого уровня [6, с. 76; 31]: демографическая, экологическая, экономическая, военная, социальная, геополитическая, политическая, информационная, духовно-нравственная составляющие экономической безопасности.

Наиболее сильной формой организации остается государство, поскольку одной из важных его задач является координация усилий всех субъектов управления экономической безопасностью в создании условий для защиты национальных интересов и приоритетов самого государства.

В сфере государственного управления экономической безопасностью Совет безопасности РФ является главным конституционным органом, созданным для осуществления решений Президента страны в сфере национальной безопасности и всех элементов данной системы.

В государственном управлении экономической безопасностью Воронков В.В. большое значение отводит органам внутренних дел, что обосновывает, с одной стороны, законодательно закрепленными государством задачами для них, с другой – осуществлением органами внутренних дел взаимодействия со структурами органов государственной власти, которые одновременно являются «ближайшим к населению страны звеном», тем самым становятся элементом «государственно-правовой и управленческой системы» [3, с. 363].

Проанализируем трактовки понятия «управление в системе экономической безопасности» на разных территориальных уровнях (таблица 1).

Таблица 1 – Авторские подходы к трактовке понятия «управление экономической безопасностью» для разных территориальных уровней [1]

Автор
Трактовка понятия
Обоснование

Государственный уровень управления экономической безопасностью
Квашнев А.П. [8, с. 33]
- под управлением экономической безопасностью понимает анализ, выработку стратегии, планирование и прогнозирование безопасности, решения относительно угроз, контроль их исполнения, внесение коррективов.
Более комплексно подходит к понятию управления экономической безопасности государства. Управление экономической безопасностью государства определяет, как процесс, достигаемый путем совместных усилий государственных органов, негосударственных структур, личности.
Шутова Т. [26, с. 72]
- государственное управление экономической безопасностью представляет собой процесс восприятия и оценки угрозы государством, выработки политики по их нейтрализации, реализации мероприятий через административно-правовые средства и методы.
Важным элементом обеспечения эффективного управления является государственный контроль. Система управления экономической безопасностью должна обладать свойством подвижности и гибкости, при этом появление новых характеристик в ней обусловлено историческим периодом, внешней и внутренней политической обстановкой.

Региональный уровень управления экономической безопасностью
Бувайлик Т.А. [2, с. 48].
- полагает, что управление обеспечением экономической безопасности региона представляет собой механизм, включающий деятельность субъектов региональной экономической безопасности, инструменты её обеспечения, состояние объектов, индикаторы и угрозы экономической безопасности.
С учетом специфики и экономического положения региона целесообразно выделять механизмы по обеспечению экономической безопасностью социальной сферы, частных предприятий, государственных предприятий, кредитно-финансовой системы. Считает необходимым создание «органов регионального управления в сфере экономической безопасности».
Лобкова Е.В., Лобков К.Ю. [12, с. 352]
- рассматривают вопросы управления экономической безопасностью региона через призму прогнозирования её показателей, основывающихся на своевременном мониторинге рисков и факторов.
Процесс управления может использоваться в качестве основы разработки документов стратегического планирования региона в сфере экономической безопасности.
Кислая Т.Н. [9, с. 46, 90].
- «региональное управление … в рамках обеспечения экономической безопасности» определяет, как совокупность нормативно-правовых и экономических механизмов.
Безопасное функционирование региональной социально-экономической системы формируется «на основе регулирования воспроизводственных процессов».

Муниципальный уровень управления экономической безопасностью
Лыскова Н.А. [13, с. 26].
- определяет управление экономической безопасностью муниципального образования в рамках компетенций органов местного самоуправления, органов власти субъекта РФ.
«Система безопасности муниципального уровня призвана обеспечить защиту интересов всех компонентов (социума, рынка, экономики, власти) муниципального образования» без чего органы местного самоуправления в принципе не имеют возможности решения стоящих перед ними проблем.
Sun P.K. [36]
- создание механизма предотвращения угроз экономической безопасности муниципального образования будет реальным при условии эффективного управления процессом безопасности для данной территории.
В системе органов местного самоуправления, выражающей и координирующей интересы населения и хозяйствующих субъектов муниципалитета определяется перспективное направление развития территории муниципалитета.
Кораблева А.А., Бреусова А.Г. [10, с. 976]
- управление экономической безопасностью муниципалитета как организованный процесс на основе регионального взаимодействия путем совместной работы органов региональной власти и органов местного самоуправления.
Управление экономической безопасностью муниципалитетом не может осуществляться эффективно и в полном объеме в связи с недостаточностью полномочий органов местного самоуправления.
Тараскина А.В. [22, с. 101]
- определяет, что управление экономической безопасностью муниципального образования заключается в проверке соблюдения требований по достижению показателей экономической безопасности, установленных регионом.
Управление экономической безопасностью муниципального образования должно основываться на контроле данного процесса регионом.

Локальный уровень управления экономической безопасностью
Рыбников А. М., [19, с. 60]
- определяет «процесс реализации управленческих решений, направленный на обеспечение состояния защищенности предприятия от деструктивных факторов»
Исследует сущность управления экономической безопасностью предприятия с позиции общего, субъективно-объективного, методологического, функционально-процессного подходов.
Герасимов Б.Н. [4, с. 78]
- определяет понятие экономической безопасности организации как элемент процесса «управления безопасностью жизнедеятельности организации»
Процесс управления определяет интегральную оценку защищенности предприятия/организации. Управление экономической безопасностью организации включает её планирование, регулирование, анализ, координацию, учет, контроль, прогнозирование и нормирование.

Приведённые в таблице авторские подходы к понятию «управление экономической безопасностью» для территорий разного уровня характеризуют его как процесс системный, включающий элементы в иерархической соподчинённости, где для каждого уровня элементов в системе есть присущие им функции и полномочия.

По-разному исследователи определяют и субъектов управления экономической безопасностью территорий разного уровня.

Так, Арбузов С.Г. [1, с. 67] выделяет следующие агрегированные группы участников системы экономической безопасности: федеральные и региональные органы управления, органы местного самоуправления, а также действующие от их имени организации; хозяйствующие субъекты, то есть лица, производящие товары и оказывающие услуги; бюджетные учреждения (выделяются в отдельную группу); домохозяйства; доноры (поставщики товаров и услуг, не отнесенные к другим группам). Агрегированные участники являются элементом разработанной Арбузовым С.Г. экономико-математической модели управления экономической безопасностью.

Выделяя сложность проблемы обеспечения экономической безопасности, Феофилова Т.Ю. считает необходимым создание структурного подразделения исполнительных органов власти на уровне региона (как, например, департамент, управление, комитет), который должен быть включён в структуру правительства субъекта РФ и подчиняться одному из заместителей высшего должностного лица региона, наделённого полномочиями в сфере управления обеспечением экономической безопасности вверенной территории [25, с. 7-10].

Кораблева А. А., Бреусова А. Г. [10, с. 976] отмечают, что управление экономической безопасностью должно осуществляться посредствам регионального взаимодействия, которое может быть горизонтальным (между муниципальными образованиями) и вертикальным (между муниципальным образованием и регионом) и предполагает создание союзов муниципальных образований.

Мингалева Ж.А. предопределяет создание «эффективного механизма предупреждения возникновения всех ожидаемых угроз, их оценки и прогнозирования последствий…» на муниципальном уровне, а также соответствующего органа управления [14, с. 76].

В качестве первичного звена в системе экономической безопасности выступает локальный уровень (организации, предприятия), где управление становится важным условием для формирования иерархии экономической безопасности вышестоящих уровней (муниципальных образований, регионов, Российской Федерации).

На основе анализа теоретических взглядов о содержании понятия «управление экономической безопасностью», для конкретизации его сущности авторами предлагается использовать процессный подход, подразумевающий преобразование «входного объекта» на «выходе» под воздействием «управления» и «механизма».

Основываясь на данном подходе, управление экономической безопасностью рассматривается в качестве процесса, на «входе» в который – факторы, риски, угрозы экономической безопасности объекта, в некоторых случаях – неустойчивость, регресс в его функционировании (рисунок 1).

Рисунок 1. Процессная модель управления экономической безопасностью на разных территориальных уровнях [2].

В качестве «управления» целесообразно рассматривать нормативно-правовые акты разных уровней (федеральный, региональный, муниципальный), в том числе локальные нормативные акты организаций; стратегические документы; методики оценки уровня экономической безопасности. «Механизмом» выступают федеральные, региональные, муниципальные органы управления, структурные подразделения организаций.

«Управление» и «механизм» взаимосвязаны. Органы управления («механизм») имеют задачи, направленные на четкое распознавание факторов, вызывающих угрозы, которые в последствии могут перерастать в риски, если их своевременно не идентифицировать. Для «механизма» (органов управления) важны компетенции в сфере знаний и умений по своевременной и верной верификации факторов, выявлению рисков, оценки угроз, для чего требуются нормативно-правовые акты и другие документы, включающие методики оценки рисков и угроз для каждого территориального уровня («управление»). Важным условием при этом является квалификация сотрудников органов управления в сфере экономической безопасности.

«Управление», как элемент процессной модели, включает документацию, содержащую специальные методики оценки рисков и угроз, разработанные для такой оценки. Под нормативной документацией понимаются законодательные документы, нормативно-правовые акты, методики оценки экономической безопасности. Следует отметить, что для макро-, мезо- и микроуровня методики оценки экономической безопасности отличаются, иными словами, они могут быть принципиально разными, характеризующими различные направления хозяйственной деятельности. Показатели для методик оценки, соответственно, можно выделить базовые, используемые в качестве основы в методиках, и индивидуальные – для соответствующего уровня территорий (либо той или иной хозяйственной деятельности организации). Так, например, методики оценки уровня экономической безопасности региона с преобладанием добывающей промышленности и сельскохозяйственного региона будут отличаться. Ровно также будут разниться, к примеру, методики оценки банковских организаций и ретейла.

«Выходной» объект – это результат процесса управления экономической безопасностью, а именно факторы, риски, угрозы, преобразованные под воздействием «управления» и «механизма» в новые возможности, неустойчивость – в стабильность, регресс – в развитие подвергаемого управлению экономической безопасностью объекта. Предложенная процессная модель делает возможным объединение элементов «механизм» и «управление» – для процесса преобразования «входного объекта» и получения измененного объекта на выходе.

Процессный подход к пониманию управления экономической безопасностью позволяет связать воедино разрозненные на сегодняшний день уровни управления, определить взаимосвязи между элементами модели, а также дает возможность декомпозировать наиболее проработанные инструменты на другие уровни.

Выводы

В заключение исследования сформулируем основные выводы.

Во-первых, понятие «экономическая безопасность» является новым для российской науки и практики, с постепенной эволюцией и приобретением масштабности изучения с начала 90-х годов XX века.

Изучение понятия «управления экономической безопасностью» является еще менее проработанным. Чаще всего ученые останавливаются на нескольких трактовках «экономической безопасности» и не переходят к исследованию понятия «управление экономической безопасностью», что обусловило наличие проблем в анализе и прогнозировании рисков и угроз, предотвращение которых составляют основу безопасности.

Во-вторых, проанализировав мнения разных авторов относительно существа понятия «управление экономической безопасностью», мы определяем необходимость его исследования в широком и узком понимании.

Управление экономической безопасностью в широком смысле, по нашему мнению, следует определить в качестве целенаправленного воздействия на систему экономической безопасности для её приведения (поддержания) в состояние устойчивости к внешним и внутренним факторам, осуществляемое на основе и с использованием ресурсов личности, хозяйствующих субъектов, муниципальных образований, регионов, государства и общества в целом. В узком смысле под управлением экономической безопасностью мы понимаем деятельность субъекта территориального уровня (федерального, регионального, муниципального), хозяйствующего субъекта по выявлению, анализу, нейтрализации, прогнозированию внешних и внутренних угроз, а также контролю, координации и планированию направленных на вышеназванные цели мероприятий.

В-третьих, управление экономической безопасностью разных территориальных уровней имеет свои особенности. Государственный уровень управления экономической безопасности является самым инертным в силу существования бюрократической системы, но именно этот уровень управления имеет развернутую правовую основу (федеральные законы и утвержденные Стратегии) и учрежденный орган управления в сфере обеспечения экономической безопасности (Совет Безопасности).

Управление экономической безопасностью на региональном уровне необходимо осуществлять с учетом специфики и хозяйственной направленности региона. В настоящее время на данном уровне, как правило, не создаются органы управления, наделенным полномочиями по вопросам экономической безопасности, отдельные региональные нормативно-правовые акты не принимаются.

Муниципальный уровень управления экономической безопасностью обладает самым ограниченным объемом полномочий, в силу чего эффективное управление возможно на основе взаимодействия между муниципалитетами, либо с вышестоящими территориальными уровнями.

В-четверных, управление экономической безопасностью необходимо осуществлять на основе системного подхода к этому процессу, объединенному связующими элементами на всех территориальных уровнях. Это возможно сделать с использованием предложенной авторами процессной модели к управлению экономической безопасностью.

Таким образом, вышеизложенное позволяет заключить, что имеются основания для продолжения теоретических и практических изысканий в сфере управления экономической безопасностью территорий разного уровня.

[1] Составлено авторами

[2] Составлено авторами


References:

Anokhin L. M., Anokhina N. V., Arkadeva O. G. (2021). Problemy ekonomicheskoy bezopasnosti: novye globalnye vyzovy i tendentsii [Economic security issues: new global challenges and trends] (in Russian).

Arbuzov S.G. (2016). K primeneniyu modelnogo apparata teorii nadezhnosti v upravlenii ekonomicheskoy bezopasnostyu gosudarstva [On application of reliability theory models to administration of economic security of the state]. Russian Economic Journal. (6). 66-71. (in Russian).

Bloom D., Mahal A., Rosenberg L., Sevilla J. (2010). Economic security arrangements in the context of population ageing in India Social security and the challenge of demographic change. (3-4). 59 – 89.

Buvaylik T.A. (2011). Mekhanizm upravleniya obespecheniem ekonomicheskoy bezopasnosti regiona v ramkakh protivodeystviya tenevoy ekonomike [Mechanism for managing economic security in the region as part of counteracting the shadow economy] Disaster management: Civil law regulation. 46-48. (in Russian).

Dementev N.V. (2011). Ekonomicheskaya bezopasnost v strukture natsionalnoy bezopasnosti sovremennoy Rossii [Economic safety in structure national safety of modern Russia]. Socio-economic phenomena and processes. (5-6(27-28)). 76-82. (in Russian).

Feofilova T.Yu. (2014). Model upravleniya ekonomicheskoy bezopasnostyu regiona [Management model of economic security in the region]. Naukovedenie. (6(25).). 123. (in Russian).

Gerasimov B.N. (2019). Struktura protsessa upravleniya ekonomicheskoy bezopasnostyu organizatsii [Structure of the economic security management in an organisation] Russia's economic security: problems and prospects. 78-83. (in Russian).

Glazev S.Yu. (2020). O glubinnyh prichinakh narastayushchego khaosa i merakh po preodoleniyu ekonomicheskogo krizisa [On the underlying causes of growing chaos and measures of the economic crisis overcoming]. Eurasian Integration: Economics, Law, Politics. (2(32)). 11-22. (in Russian).

Harkava V., Bezpatochnyi M., Koshchii O., Hryshyna L. (2021). Formation of a system of indicators of assessment of economic security of regions Estudios de Economía Aplicada. (7).

Harris C. P. (1977). Income Security Programmes and the Philosophy of Social Security Policy International Social Work. (1). 30-42.

Kasperovich S.A., Derbinskaya E.A. (2017). Evolyutsiya ponyatiya [Evolution of economic security]. Trudy BGTU. Seriya 5: Ekonomika i upravlenie. (1(196)). 214-218. (in Russian).

Kislaya T.N. (2021). Teoretiko-metodologicheskie podkhody k upravleniyu ekonomicheskoy bezopasnostyu regiona [Theoretical and methodological approaches to regional economic security management] (in Russian).

Korableva A.A., Breusova A.G. (2018). Model regionalnogo vzaimodeystviya kak instrument strategicheskogo upravleniya ekonomicheskoy bezopasnostyu regiona [Regional interaction model as an instrument for strategic management of the region economic security]. Vestnik Sibirskogo gosudarstvennogo avtomobilno-dorozhnogo universiteta. (6(64)). 968-981. (in Russian).

Kostrov A.V. (2017). Ob etimologiii semantiko-pravovom peresechenii ponyatiy [The concepts of "civil defense" and "national security" etymology and semantic and legal intersection]. Problemy bezopasnosti i chrezvychaynyh situatsiy. (3). 13-18. (in Russian).

Kvashnev A.P. (2003). Upravlenie obespecheniem ekonomicheskoy bezopasnosti gosudarstva i ekonomicheskiy rost [Management of state economic security and economic growth]. Siberian Financial School. (4(49)). 32-35. (in Russian).

Lobkova E.V., Lobkov K.Yu. (2021). Voprosy upravleniya i otsenki riskov pri prognozirovanii ekonomicheskoy bezopasnosti regiona [Issues of management and risk assessment in forecasting the economic security of the region]. Nauchnyy zhurnal \"Upravlencheskiy uchet\". (5). 350-359. (in Russian).

Lyskova N.A. (2016). Ekonomicheskaya bezopasnost munitsipalnogo obrazovaniya: ponyatie i sushchnost [Economic security of the municipality: Concept and essence]. Innovative science. (2-2). 21-27. (in Russian).

Mingaleva Zh.A., Naumov A.V. (2011). Osobennosti traktovki ponyatiya ekonomicheskoy bezopasnosti munitsipalnogo obrazovaniya [Peculiarities of interpreting the concept of economic security of a municipality]. Perm University Herald. ECONOMY. (3(10)). 74-77. (in Russian).

Orlova A.V. (2012). Evolyutsiya ponyatiya [Evolution of the concept "economic security"]. Modern economy: problems and solutions. (8(32)). 80-88. (in Russian).

Potucek M. (1993). Current Social Policy Developments in the Czech and Slovak Republics Journal of European Social Policy. (3). 209-226.

Romaschenko T.D. (2004). Ekonomicheskaya bezopasnost natsionalnogo khozyaystva: Teoriya, metodologiya, formirovanie v Rossii [Economic Security of the National Economy: Theory, Methodology, Formation in Russia] (in Russian).

Rybnikov A.M. (2019). Effektivnoe upravlenie sistemoy ekonomicheskoy bezopasnosti predpriyatiya [Effective management of an enterprise's economic security system] Information security issues. 59-61. (in Russian).

Serebrennikov S.S., Morgunov E.V., Mamaev S.M., Shervarli I.A. (2018). O Strategii ekonomicheskoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda [The strategy of economic safety of the Russian Federation for the period up to 2030]. Tomsk State University Journal of Economics. (41). 20-28. (in Russian).

Shutova T. (2007). Rol gosudarstvennogo upravleniya v sisteme obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti gosudarstva [The role of public administration in the state's economic security system]. Microeconomics. (2). 70-74. (in Russian).

Shynkar S., Gontar Z., Dubyna M. (2020). Assessment of economic security of enterprises: Theoretical and methodological aspects Business: Theory and Practice. (1). 261-271.

Silina T.L. (2014). Sushchnost problemy obespecheniya munitsipalnoy ekonomicheskoy bezopasnosti [Summary of the problems of municipal economic security]. Fundamental research. (9-5). 1077-1081. (in Russian).

Solonina S.V., Konovalova M.E., Lisova E.V. (2022). Economic Security of Regional Economic Entities: A Methodological Approach to the Security Tools Selection Lecture Notes in Networks and Systems. 372 407-423.

Taraskina A.V. (2018). Osobennosti kontrolya v gosudarstvennom upravlenii ekonomicheskoy bezopasnostyu munitsipalnyh obrazovaniy regiona [Peculiarities of control in the public management of economic safety of municipal formations of the region]. Economics and management: problems, solutions (Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya nauchno-prakticheskiy zhurnal). (5). 100-112. (in Russian).

Voronkov V.V. (2022). Prioritety gosudarstvennogo upravleniya v sfere obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti gosudarstva [Priorities for public administration in ensuring state economic security] State and law in an era of global change. 362-363. (in Russian).

Страница обновлена: 27.04.2025 в 01:15:50