Digital transformation of crop markets under the Marketing 4.0 concept as a basis for food security

Rusin V.N.1, Rozhkov I.V.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Russia

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 16, Number 12 (december 2022)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=50350125

Abstract:
In the modern crop production market, in addition to mineral fertilizers, products made on the basis of organic fertilizers are also produced. The article discusses the digital transformation of two sub–sectors of agriculture: crop production and the production of mineral fertilizers. This question is quite important the point of view of ensuring food security. It is noted that fertiliser producers help buyers (agricultural farmers) by advising them on specific crop conditions for fertiliser purchases. It is extremely important that at the industry level, manufacturers (both mineral fertilizer technologists and farmers who develop precision agriculture) reduce both impurities in fertilizers and the harm from their use. But that's not enough. Therefore, in this article, in order to implement successful crop production, the need for interaction of these industries is justified. The specifics consumer influence techniques within the framework of marketing concepts 1.0, 2.0, 3.0 and 4.0 are highlighted. The necessity of optimizing the impact on the buyer when choosing products "with chemistry" based on marketing technologies is substantiated. It is proposed to connect specialists from both industries together with marketers to search and develop an algorithm for digital cooperation between producers of mineral fertilizers and agrochemists in order to increase the quality of crop production for an informed consumer choice in favour of improved products "with chemistry". ACKNOWLEDGMENTS: The article was prepared based on the results of research carried out at the expense of budgetary funds under the state assignment of the Financial University under the Government of the Russian Federation in 2022.

Keywords: marketing, digitalisation, fertilisers, precision farming, organic farming

Funding:
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета в 2022 году.

JEL-classification: M31, Q13, O31



Введение

Цифровая среда во многом качественно меняет отрасли и расширяет значение деятельности людей. Цифровизация, помимо инновационных преобразований в экономике проявляется и в том, что, например, в сельском хозяйстве появляются возможности уделять больше внимания проблемам продовольственной безопасности растениеводческой продукции. В традиционном земледелии наряду с использованием минеральных удобрений (МУ) (продукцию называют «с химией») в промышленных масштабах появилось и органическое земледелие (продукцию называют «органикой»). Хотя продукция «органика» является дорогой, платежеспособные покупатели предпочитают именно её. Но для продукции «с химией» ещё не все потеряно. В частности, производители МУ - технологи - снижают в удобрениях количество примесей, а производители сельскохозяйственной продукции – аграрии заняты внедрением в почву точных дозировок МУ. Все эти меры работают над улучшением качества зерна пшеницы и других растений. Однако, хотя технологи и аграрии действуют одновременно, но действуют разрознено, при этом, не учитывая те новые перспективы взаимодействия, которые им могла бы предоставить цифровизация. Данная статья посвящена поиску направления решения проблемы повышения качества продукции растениеводства, включая МУ, опираясь на возможности сотрудничества. В том числе, проявятся и преимущества и которые связаны с применением в двух отраслях цифровизации.

Основная часть

В то далёкое время, когда стали появляться изящные товары─ элегантная обувь, одежда и косметика ─ то с этими новинками к дамам и господам на дому стали обращались коммивояжёры. Таких посредников торговли было немного, но они хорошо знали вкусы своих клиентов. Не прошло и 100 лет, как в ряде стран появился маркетинг [1,2].

Столетие в мерках истории небольшой срок, и сейчас мы говорим о двадцатых годах ХХӀ века, когда развитие человечества резко ускорилось и сейчас идёт по экспоненте вверх. Так, индустриальная экономика превращается в цифровую экономику. Сама же основа экономики – индустрия, в развитии прошла путь четырёх уровней: от Индустрии 1.0 до Индустрии 4.0. Не стал исключением и маркетинг, его изменения показаны в таблице 1.

Таблица 1. Изменения в маркетинге с позиций экономической ситуации и покупателя [1]

Уро-
вень
м-га
Годы и
состояние
экономики
Покупатель и
характеристика
торговли
Элементы м-га и
состояние рынка, его
новых элементов
Примечание

Маркетинг
1.0
50-60-е годы
ХХ века,
стабильная
экономика, рынок насыщается товарами
Потребность в
качественном
товаре
Только товар -ему
маркетинг
уделяет
всё внимание
Удовлетворение одной
потребности
покупателя
70-80-е годы ХХ века,
в экономике
появились
мини-кризисы
из-за снижения
мировых цен
на нефть
У покупателя нет денег.
Но в разговоре с
маркетологом
клиент вдруг признаётся, что деньги бы нашёл
для другого, но очень нужного ему товара, он
Так маркетологи
поняли, что при продаже нужно
уделять внимание не
только товару, но и
покупателю. Поэтому
маркетологи стали
работать с 2 элементами: товаром и покупателем

Маркетинг
2.0
Конец 80-х годов ХХ века
Все стабильно, но
рынок товаров насыщен
и спрос падает
Покупатель
приобретает
качественные
товары
Воспитание
вкуса
потребителя
Начало 90-х ХХ века,
появился
Интернет
Появилась
электронная торговля, это «второе дыхание»
рынка, спрос оживился
Два раздельных
канала продаж:
офлайн и
онлайн
Маркетинг
3.0
Начало
2000-х
годов
Товарная масса у покупателей есть, и деньги на услуги имеются, но их не потратишь - услуг нет
Правительство
Японии и других
стран стали развивать международный туризм и услуги
Духовное
развитие покупателя
Маркетинг
4.0
С 2015 года
Развитие ИИ, БД, ИКТ, цифровых технологий и цифровых платформ -революционно изменило товарный и финансовый рынки
Платформа сравнения цен и широкий выбор, возможность
самому покупателю
принимать участие
в создании товара,
омниканальная форма продаж.
Покупка товара
по оптимальным
условиям для
покупателя.
Покупатель благодаря мобильным приложениям
(мессенджерам)
может сразу удовлетворить
несколько
своих
потребностей
Примечание: ИИ - искусственный интеллект, БД -большие данные, ИКТ -информационно-коммуникационные технологии.

Покупателю в Маркетинге 1.0 приходилось тратить много усилий и времени, чтобы в одном из магазинов приобрести по оптимальной цене требуемый товар. В условиях Маркетинга 4.0 ехать никуда не надо. Покупатель со смартфоном, ПК (персональным компьютером), словом, гаджетом, куда закачены необходимые приложения, и вооруженный навыками электронного поиска, рассматривает на сайтах предложения по интересующему его товару, сравнивает цены (можно воспользоваться платформой сравнения цен), удаленно задаёт продавцу вопросы, уточняющие характеристики товара, и в несколько кликов оплачивает покупку [5]. Гибкость и оперативность, омниканальность коммуникаций, обратная связь (возможность связаться с продавцом), программная поддержка оптимизации выбора товара и условий продажи — это революционные инновации в Маркетинге 4.0.

На эффективность работы любого объекта влияют как внутренние, так и внешние факторы. Среди внешних ключевым является сотрудничество с другими организациями, поставщиками, транспортниками и торговыми посредниками. Стремительное развитие цифровых технологий (ЦТ) перевернуло представления о бизнес-взаимодействии [6]. Да, взаимодействие между фирмами описываются в рамках сетевых отношений, но на качественно иной основе. Стала развиваться парадигма экосистемы. Экосистема — «это экономическое сообщество, поддерживаемое базисом из взаимодействующих организаций и отдельных лиц». Именно экосистема является основой развития и внедрения инноваций [7, 8]. Взаимоотношения фирмы с элементами экосистемы не всегда характеризуются экономическим содержанием, поэтому анализ таких отношений зачастую решается междисциплинарными методами.

Современные технологические линии автоматизированы, поскольку они применяют АСУТП (автоматизированные системы управления технологическими процессами). Но цифровизация производства — это качественный рывок благодаря интеграции в одно целое структур и характеристик, имеющихся у предприятия. При этом все цеха производства, причём не только оборудование, но и организация, управление ими, вспомогательные цеха, а также и экономические показатели предприятия рассматриваются вместе.

Цифровизация требует инвестиций, чтобы создать единую цифровую модель предприятия, и как результат оптимизировать его многогранную деятельность. Цифровая экономика предприятия включает разделы:

1. Организация цифрового ресурса предприятия.

2. Цифровизация – перевод всех производственных процессов в цифровые технологии.

3. В «цифру» также попадают организация и управление.

4. Объединение всех цифровых технологий в сетевую экономику предприятия.

5. Сервисные системы поддержки цифровой экономики предприятия.

После рассмотрения трансформации внутренних факторов, перейдём к внешним связям. Поэтому непременно затронем и межфирменные взаимодействия, включая его основные направления:

• цифровые платформы;

• инфраструктура для хранения информации;

• технология обработки БД;

• формирование доверенного цифрового пространства;

• привлечение к взаимодействию заинтересованных сторон;

• объединение ресурсов для управления рисками;

• согласованность действий между всеми сторонами, участвующих во взаимодействии;

• оптимизация издержек – они значительно сокращаются.

Все виды взаимодействия на трёх уровня цифровизации: экономики, отрасли и предприятия показаны в таблице 2.

Таблица 2. Виды экономик, взаимодействий и эффектов взаимодействий на трёх уровнях страны, отрасли и предприятия [2]


п/п
Виды экономики,
включая
цифровизации
Характер
взаимодействия или
направления цифровизации
Эффект
взаимодействия
и затраты на цифровизацию
1.
Постиндустриальная
экономика
Сотрудничество между
отдельными отраслями
Повышение эффективности работы этих отраслей
2.
Цифровая
экономика
Все отрасли взаимосвязаны
на конечный результат
1. Рост производительности труда
2. Равнение отраслей на лидеров и снижение поляризации между
отраслями
3. Гармоничное развитие инфраструктуры территорий страны
3.
Цифровая отрасль
Все компании отрасли взаимосвязаны как
единое целое для
высокого конечного результата
1.Финансовая отрасль и отрасли услуг как драйверы цифровизации
2.Постепенное повышение уровня
цифровизации в отраслях переработки нефти, химии, МУ, биотехнологии и др.
4.
Предприятие в
постиндустриальной
экономики
Объединение разных по профилю работы фирм по отдельным продуктам
Оптимизация затрат и деление общей выручки между всеми участниками цепочки «производство продукта и его продажа». Объединение получило название «Единая цена».
5.

Цифровое
предприятие
1. Цифровизация
производства
Инвестиции в создание инфраструктуры цифровых технологий
6.
2. Внедрение оборудования и ПО (программное обеспечение) для работы с клиентами в режиме
цифрового маркетинга
Подбор целевой аудитории, он-лайн и офф-лайн продажи, многоканальность продаж, обратная связь с клиентами, оптимизация цен, включая платформу сравнения цен и др.
7.
3. Потребительские
рынки:1) В2С;
2) В2В,
3)В2СВ.

1. Самый сложный рынок
2. Ориентируется на потенциальных клиентов. Изучен мало.
3. Привлечь клиентов без обращения к торговым представителям.

Ранее интернет-маркетинг рассматривался как форма индивидуального общения с клиентами в определённых сферах [9]. Однако масштабы его применения возрастают. Большинство форм маркетинга в традиционных областях (прямой маркетинг, таргетированная реклама) переходят на цифровые форматы.

Цифровизация включает и социальные сети. Суть социальных сетей основана на предоставлении пользователям собственного либо приобретённого контента, использовании сетевых эффектов для реализации монопольной власти. Социальные сети развивают экосистему, поскольку предоставляют доступ к большим объёмам информации, способствуют появлению новых инструментов для продаж, маркетинга и создания сообществ [10].

В частности, экосистема полей компании или фирмы формируется с использованием взаимосвязанных пространств: web- поле; реальное поле -магазин; поле Direct Marketing, облачное поле — Adtech, различные платформы (например, Customer Data Platform) и др. Наличие такого гигантского массива данных, превращает неполную информацию в сплошную. При этом собирается и обрабатывается и неструктурированная информация. Анализ столь разнородного массива количественных и качественных сведений приводит к неожиданным результатам и позволяет получать ответы на неформальные вопросы. В частности, он позволяет фирме получить рекомендации о том, что следует предпринять, чтобы получить желаемые результаты [11].

Цифровой маркетинг обязательно включает как поисковую систему SEM (поисковый маркетинг), так и поисковую оптимизацию SEO (поисковое продвижение и оптимизация сайтов), имеет омниканалы сбыта и продаж [12].

Создаются специализированные новые медиа для чего используют такие социальные сети как Weibo и WeChat.

Помимо качественного изменения и расширения информации, к основным характеристикам цифрового маркетинга добавим следующие.

1. Интеграция позволяет быстро как реагировать на индивидуальные потребности клиента, так и реализовать все этапы продвижения продукта [13].

2. Персонализированный сервис позволяет отслеживать привычки и увлечения каждого клиента.

3. Предоставлять большие объёмы информации о продукте, включая сведения о гарантии, облуживании. Клиент даже может получить ответы на общие вопросы (обратная связь).

4. Большой выбор вариантов продаж.

5. Ценовое преимущество. Опубликованная информация может расширить объём продаж, уменьшить затраты, в том числе и при хранении запасов продукции.

Цифровизация требует инвестиций в изменение структуры предприятия. После проведения модернизации и создания новой цифровой базы, отдел маркетинга фирмы должен в корне пересмотреть свою деятельность: вместо планирования отдельных масштабных мероприятий, следующих одно за другим, благодаря многоканальной торговле маркетологам следует непрерывно проводить сразу нескольких акций, ориентированных на целевые группы. При этом вместо массовой коммуникации потребителей в цифровом маркетинге клиентов ожидает персонализация предложений и средств их коммуникаций, а вместо рекламных слоганов потребителям сообщают реальные истории по интересующим товарам [14, 15].

Цифровая среда – это новая среда обитания человека, которая во время дальнейшей цифровизации с одной стороны, касается создания «экосистем» компаний, с другой — приведёт к изменению взглядов. Неудивительно, что появление цифровых технологий, а затем Маркетинга 4.0 вызвало научную дискуссию: цифровой маркетинг является предпосылкой появлению новой концепции маркетинга или это акцент на вопросах продвижения товара. Либо рассматриваются положения, что авторы ожидают конвергенцию традиционного и цифрового маркетинга как изменения пути клиента в цифровой экономике, либо анализируется феномен «потокового сознания» пользователей интернет [16].

Для России период перехода к цифровой экономике относится к 2017-2019 годам. Правительством России ещё в 2017 году была утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Основная цель данной программы преодолеть ограничения в развитии отдельных отраслей нашей экономике. Наиболее востребованы цифровые технологии в ТЭК, здравоохранении и финансовом секторе. Назовём отрасли, у которых при переходе «к цифре» наблюдался наибольший прирост добавленной стоимости [17]:

● фармацевтика 23 %;

● пищевая отрасль 3,1%;

● сельское хозяйство 1,5 %;

● легкая промышленность 1,1%

● обрабатывающая промышленность на 0,3 %;

● строительство 0,1 %.

Не удивительно, что фармацевтика оказалась на первом месте из-за появления COVID-19, поскольку пандемия ускорила процессы цифровизации, потому что большинство компаний экстренно стали переходить на дистанционные методы работы.

Рассмотрим пример двух отраслей: производства МУ и сельского хозяйства (подотрасль растениеводство).

Промышленность по производству МУ в РФ – это частная отрасль, в неё входит не более 30 предприятий. Лидерами по выпуску удобрений являются крупные акционерные компании Уралхим, ФосАгро, Еврохим, Уралкалий. Как успешный пример, назовём ОА «Фосагрочереповец», где благодаря цифровизации увеличился выпуск готовой продукции на 1,5-2,0 %, при окупаемости инвестиций не более года. Такая трансформация сократила потребление топливного газа (в азотных удобрениях природный газ – это сырьё ) на 30-60 м3/час [18].

Однако в масштабах всей отрасли тенденция такая: на текущий момент в промышленности удобрений внедрение цифровых технологий идёт постепенно, и главная задача - выявить процессы, которые не были затронуты цифровизацией. Например, ОХК «Уралхим» последовательно проводит цифровизацию всех производств. На нём использование IoT («интернет вещей») применяется для аналитики производства и корректировки режима работы оборудования при нарушении технологии. Кроме того, внедрена комплексная система автоматизации процессов охраны труда, а также средств интеллектуального управления работами на особо вредных участках, таких как поведенческая видеоаналитика. Другое предприятие, ПАО «Фосагро», создаёт удобрения безопасным и экологически чистым способом, обеспечивая МУ, использование которых создаёт безопасную для здоровья сельскохозяйственную продукцию [19]. Кроме того, Фосагро ввела в строй геосистему, позволяющей отслеживать местоположение многотонных самосвалов, работающих на рудном карьере.

В «Фосагро» доля НИР соответствует среднеотраслевым показателям 7-7,75 от капитальных затрат или 38,75 млрд. руб. Только финансирование НИР и проектно-изыскательских работ, которые выполняет НИУИФ им. проф. Я.В. Самойлова (НИИ по удобрениям и инсектофунгицидам) превысило в 2018 голу 1.1 млрд. руб. [20].

Целям расширения производства при цифровизации служат такие системы как MES (Manufacturing Execution System) и ERP (Enterprisire Resoursie Planning). Однако политика санкций со стороны западных стран накладывает свои ограничения. Например, холдинг «Уралхим» 15 лет сотрудничал с крупнейшей американской фирмой – разработчиком ПО Oracle. Затем заключил с ней в 2021 году стратегическое соглашение о внедрении ERP -системы. Однако в 2022 году Oracle прекратила поддержку российских клиентов и проект с «Уралхимом» не будет реализован [21].

Инновационное развитие аграрного сектора и в первую очередь точное земледелие (составная часть «умного» сельского хозяйства) опирается на внедрение цифровизации. Точное земледелие (ТЗ) требует оцифровки полей, применение спутниковых технологий, программного обеспечения по подбору марки удобрения, его дозы и графика внесения удобрения в почву. ТЗ широко описано в литературе.

В России цифровизация сельского хозяйства не получила должного применения в связи с неготовностью большинства отраслей агропромышленного комплекса к её полному внедрению, а частичное – не принесёт каких-либо значимых успехов. В АПК России трудится 9 % из всех работников, занятых в сельском хозяйстве. При этом доля сельского хозяйства в ВВП страны стабильно не превышает 5 %, что косвенно свидетельствует о низкой производительности сельского труда в РФ [22].

Итак, со своей стороны заметим, что к росту качества растениеводческой продукции идут как производители МУ (они внедряют удобрения нового поколения – удобрения пролонгированного действия), так и агрохимики (внесение в почву точных, обоснованных доз этих удобрений). Назовём и третье направление: благодаря разработкам маркетологов с предприятий, где выпускают удобрения, осуществляется дополнительная помощь аграриям. Так, компания «Фосагро» стала первой компанией химпрома, запустившей онлайн торговую платформу, позволяющей клиентам не только узнавать всю информацию о продукции и покупать МУ, но получать рекомендации по применению удобрений.

Сеть дистрибуции «ФосАгро–Регион» совместно с компанией Exact Farming развивает систему цифрового агросопровождения. Для этого используют данные зондирования Земли. При этом анализ спектральных цифрового агросопровождения охватывает почти 100 тыс. га., а также более 20 регионов страны.

В рамках цифровизации производителям МУ и аграриям необходимо осуществлять более тесное взаимодействие. Эти отрасли связаны применением МУ и между ними следует осуществить цифровое междисциплинарное взаимодействие. Российская отрасль МУ является экспортно ориентированной [23]. Именно внутреннего рынка должно коснуться взаимодействие. При этом в предлагаемой разработке добавляется фактор конкуренции – наряду с точным земледелием и органическое земледелие выпускает растениеводческую продукцию. Следовательно, потребуется с позиций вкуса покупателей сравнить растениеводческую продукцию либо как результат цифрового взаимодействия традиционного земледелия (с производителями МУ), либо только одного органического земледелия.

Заключение

ВЫВОДЫ.

1. Приведено сравнение методов воздействия на потребителей в рамках концепций маркетинга от 1.0 до 4.0. Выделено, что не сразу маркетологи при продажах стали применять все элементы комплекса маркетинга.

2. Из вешних факторов анализа цифровизация выделено взаимодействие. На трёх уровнях (страны, отрасли и предприятия) показано, на какие экономические показатели влияет этот фактор.

3. Рассмотрены составляющие структуры цифрового маркетинга и широкий круг возможностей Маркетинга 4.0 в цифровой среде.

4. Приведены примеры трансформации рынков двух подотраслей: растениеводства и производства МУ.

5. Следует приступить к поиску и разработке формы цифрового взаимодействия между производителями МУ и агрохимиками.

[1] Составлено авторами на основе [3, 4]

[2] Составлено авторами


References:

Glossariy po marketingu [Marketing glossary] (2013). (in Russian).

Innovatsionnyy marketing [Innovative marketing] (2018). (in Russian).

Internet-marketing [Internet marketing] (2019). (in Russian).

Marketing 3.0 : ot produktov k potrebitelyam i dalee - k chelovecheskoy dushe [Marketing 3.0 : from products to consumers and further to the human soul] (2011). (in Russian).

Marketing 4.0 : razvorot ot traditsionnogo k tsifrovomu [Marketing 4.0: Turning from Traditional to Digital One] (2019). (in Russian).

Marketing i sovremennost [Marketing and modernity] (2011). (in Russian).

Marketing sotvorchestva i globalnye kommunikatsii doveriya [Co-creation Marketing and Global Trust Communications] (2020). (in Russian).

Marketingovye issledovaniya. Teoriya i praktika [Marketing research. Theory and practice] (2014). (in Russian).

Marketingovye kommunikatsii [Marketing communications] (2017). (in Russian).

Novye paradigmy razvitiya marketingovyh instrumentov v usloviyakh transformatsii sovremennoy ekonomiki [New paradigms for the development of marketing tools in the context of the transformation of the modern economy] (2020). (in Russian).

Furmanov P.A. (2022). Tsifrovaya marketingovaya analitika dannyh kak osnova formirovaniya strategii tsifrovogo marketinga [Digital marketing data analytics as a basis for the formation of a digital marketing strategy]. Vestnik nauki. (6 (51)). 79-84. (in Russian).

Kalinina A.E. (2020). Tsifrovizatsiya khimicheskoy promyshlennosti [Digitalization of the chemical industry] Management of innovation and investment processes and changes in the digital economy. 330-333. (in Russian).

Lvin Myat Dzho, Kopylova L.E. (2022). Drayvery i barery vnedreniya ERP – sistem v promyshlennosti [Drivers and barriers for the implementation of an erp system in industry]. Uspekhi v khimii i khimicheskoy tekhnologii. (1 (250)). 56-58. (in Russian).

Mitina O.V. (2021). Problemy predpriyatiy khimicheskoy promyshlennosti v Rossii [Problems of chemical industry enterprises in Russia] Economy today: state and prospects of development (Vector 2021). 277-283. (in Russian).

Nikolaeva K.V. (2019). Razvitie tekhnologii 4.0 v khimicheskoy promyshlennosti [Development of the technology industry 4.0 in the chemical industry]. Vectoreconomy. (12(42)). 133-137. (in Russian).

Rozhkov I.V. (2012). Sostoyanie rynka programmnogo obespecheniya avtomatizatsii marketingovoy deyatelnosti [Current status of marketing automation software market]. Management Sciences. (1). 98-103. (in Russian).

Rozhkov I.V. (2013). Sovershenstvovanie tekhnologiy marketingovoy deyatelnosti v protsesse informatizatsii obshchestva [Improvement of technologies of marketing activity in the process of informatization of society]. Economy. Business. Banks. (4 (5)). 79-91. (in Russian).

Rozhkov I.V. (2014). Realizatsiya printsipov klientoorientirovannogo biznesa na osnove informatsionnyh tekhnologiy (obzor zarubezhnyh zhurnalov) [Implementation of the principles of customer-oriented business based on information technology (review of foreign magazines)]. Economics and management in engineering. (5). 63-64. (in Russian).

Rozhkov I.V. (2020). Metodicheskie podkhody k formirovaniyu osoznannogo pokupatelskogo povedeniya v tsifrovoy srede [Methodical approaches to the conscious buying behavior formation in the digital environment]. Economics and management in engineering. (2). 48-52. (in Russian).

Shpilina T.A., Glinkina O.V., Ganina S.A., Novikova M.M. (2021). Analiz vzaimovliyaniya protsessov realizatsii kontseptsii «Zelyonoy ekonomiki» i indeksa razvitiya chelovecheskogo kapitala v mirovoy ekonomiki [Analysis of the mutual influence of the processes of implementation of the green economy concept and the human capital development index in the world economy]. Business Guide. (4). 190 -197. (in Russian).

Sidorchuk R.R. (2021). Nuzhna li tselostnaya kontseptsiya marketinga v tsifrovoy srede ili vozmozhna tsifrovaya transformatsiya? [Do you need a holistic marketing concept in a digital environment or just a digital transformation?]. Marketing MVA. Marketingovoe upravlenie predpriyatiem. (1). 82-90. (in Russian).

Sister V.G., Rusin V.N. (2016). Khimicheskaya tekhnologiya neorganicheskikh veshchestv. Azotnye neorganicheskie soedineniya [Chemical technology of inorganic substances. Nitrogen inorganic compounds] (in Russian).

Страница обновлена: 24.04.2025 в 06:36:28