ESG approach in the strategic management of national and regional economic systems
Makarov I.N.1,2, Nazarenko V.S.3,1, Osipova I.V.1, Lesnyh E.V.4
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Липецкий филиал), Russia
2 Череповецкий государственный университет, Russia
3 Управление экономического развития Липецкой области
4 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Липецкий филиал), Russia
Download PDF | Downloads: 31 | Citations: 17
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 16, Number 7 (July 2022)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=49231909
Cited: 17 by 30.01.2024
Abstract:
The vivid manifestations of climate change that have been taking place in recent years, and in particular the coronavirus pandemic, have contributed to the world community once again thinking about the principles of sustainable development. Recovery processes in the economy are associated with increased sustainability, the development of a green economy, and the principles of ESG. New economic models implemented by both the state and business are actively developing. The provisions of the sustainable development concept and the sustainable development goals (SDGs) are firmly embedded in public policy in most countries. The research purpose is to analyze the provisions of the concept of sustainable development and sustainable development goals in the strategic planning documents of the Russian Federation. It is determined that in the absence of a strategy for the socio-economic development of the country, the targets for the development of the state are set by national development goals defined by the Decrees of the President of Russia, which is reflected in the new structure of strategic planning documents. The national development goals reflect the most relevant sustainable development goals in the domestic reality, while all 17 SDGs are covered by the existing system of national projects. It can be concluded that the principles and provisions of sustainable development are implemented in the domestic strategic planning system. At the same time, it is emphasized that despite taking into account certain aspects of the SDGs, there is no unified agenda for sustainable development in Russia, which in turn requires significant refinement of the system for monitoring the achievement of the SDGs.
Keywords: sustainable development, strategic planning, sustainable development goals, national development goals, national projects, ESG
JEL-classification: Q00, Q01, Q02
Введение. Устойчивое развитие выступает в качестве основополагающего вектора и базового элемента системы стратегического планирования на уровне государства и бизнеса. В основе новых подходов к развитию лежат ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии, возобновляемые источники энергии, снижение углеродного следа и всех выбросов в целом, экологичный транспорт и органическое сельское хозяйство, а также большое количество других направлений. ведущих к улучшению состояния окружающей среды. В тоже время основную цель концепции устойчивого развития неверно сводить исключительно к снижению экологических рисков, ведь лежащий в основе данной концепции принцип обеспечения сбалансированности между тремя ее составляющими предполагает достижения и социальной справедливости, и роста благосостояния людей, и, в конце концов, экономического роста.
Принципы устойчивого развития становятся ориентиром при определении долгосрочной экономической политики развитых стран, к их учету стремятся и страны развивающиеся, что, в конечном счете, определяет необходимость отражения положений устойчивого развития в документах стратегического планирования. Практическим инструментом реализации концепции бизнесом и госструктурами с ориентиром и на деятельность в сфере управления стал ESG-подход [10].
В рамках целеполагания как процесса определения стратегических направлений, ориентиров и целей в контексте устойчивости значительную роль в сбалансированном переходе к новой модели развития играют сформулированные ООН цели устойчивого развития (ЦУР).
ЦУР представляют собой отражение идеологии устойчивого развития, которое содержит в себе инструменты достижения всех трех аспектов концепции. ЦУР помогают сформулировать индивидуальные траектории развития для стран, а описанные выше механизмы должны быть заложены в документах стратегического планирования. При этом достижение ЦУР предполагает работу не только на национальном уровне, но и на уровне наднациональных объединений.
Целью данного исследования является анализ учета положений концепции устойчивого развития и целей устойчивого развития в документах стратегического планирования Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть основные положения концепции устойчивого развития, цели устойчивого развития и ESG-подход;
- проанализировать структуру документов стратегического планирования федерального уровня;
- определить степень имплементации положений устойчивого развития в документы стратегического планирования Российской Федерации;
- оценить степень необходимости формирования единого документа, конституирующего систему положений устойчивого развития в документы стратегического планирования и текущие решения органов власти Российской Федерации.
В качестве элементов, содержащих признаки научной новизны, следует позиционировать вывод автора о наличии существенной скоординированности программных документов Российской Федерации в части направленности на формирование потенциала устойчивого развития при отсутствии единой, закрепленной в системообразующем документе стратегии устойчивого экологически направленного развития.
В качестве гипотезы исследования мы считаем необходимым выдвинуть предположение, что несмотря на существенный уровень скоординированности отечественных программных документов, отображающих подходы к реализации в хозяйственную жизнь положений устойчивого развития в рамках стратегирования социально-экономического развития, отсутствие единой национальной доктрины устойчивого развития не способствует формированию синергетического эффекта в данной сфере и, свидетельствует о необходимости устранения данного пробела в институциональном обеспечении экономической политики страны.
Методы исследования. Теоретической базой данного исследования выступают положения концепции устойчивого развития и ESG-подхода. Исследование выполнялось в рамках системного подхода. В качестве основных методов исследования следует выделить общенаучные методы, такие как анализ, синтез, сравнение и другие.
Результаты исследования. Анализируя истоки концепции устойчивого развития, следует отметить, что хотя первые подходы берут свое начало в середине 20 века сам термин появился и стал широко использоваться существенно позже. Существенное влияние человечества на состояние окружающей среды, переход данного влияния в стадию неотвратимости и невозможность природной среды к самовосстановлению в таких масштабах определили необходимость разработки новых подходов к осуществлению хозяйственной деятельности человечества.
При этом сложность и масштабность проблемы определили ее единственно возможное решение исключительно на уровне всех стран мирового сообщества. Первоначальное появление концепции устойчивого развития носило несколько абстрактный и теоретический характер, однако состоявшая конференция в Рио и разработанная «Повестка дня на XXI век» сформировали все необходимые предпосылки для уже практического закрепления концепции устойчивого развития в мировой повестке, программных документах и государственной политике развитых и большинства развивающихся стран.
Устойчивое развитие было определено международной комиссией по окружающей среде и развитию (МКОСР) как «такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» [12. с. 4].
Концепция обосновывает необходимость учета социальных и экологических компонент, являющихся неотъемлемой составляющей развития, подчеркивает важность всеохватывающего учета отдельных факторов этих компонент наравне с экономическими характеристиками в рамках разработки и оценки как долгосрочных программ развития, проектов, носящих стратегический характер, так и в функционировании субъектов хозяйствования на постоянной основе.
Принцип сбалансированности трех компонент устойчивого развития (рисунок 1) характеризует необходимость комплексного решения вопросов развития одновременно в сфере экономических, социальных и экологических аспектов и предполагает отказ от попыток одностороннего однобокого развития в рамках единственного направления.
Рисунок 1 – Аспекты устойчивого развития [9, с. 10]
Таким образом, устойчивое развитие предполагает комплексное развитие всех сторон жизни человека, минимизацию последствий антропогенной деятельности и достижение гармоничного сосуществования с природой. При этом подобная политика по достижению устойчивости предполагает создание соответствующей институциональной среды, определенной саморегуляции в рамках национальных систем, эффективной системы мониторинга за состоянием устойчивости и оценки достижений стран на этом пути, что невозможно без четких целевых ориентиров, а также системы индикаторов.
Ответом на данный вызов обеспечения реализации повестки устойчивого развития стала разработка целей устойчивого развития (рисунок 2). ЦУР разработаны в рамках реализации принципа преемственности, то есть в некой форме, в том числе и методологической, представляют собой следующий уровень развития существовавших ранее целей тысячелетия, реализуемых в период с 2000 по 2015 гг.
Рисунок 2. Цели устойчивого развития [17]
Цели устойчивого развития включают 17 целей, 169 задач и 230 показателей с разработанными на международном уровне методиками и рассчитанными количественными значениями, а также наборы конкретных мероприятий (в настояний момент более 3160 мероприятий) [17], что в совокупности составляет универсальный пул инструментов для формирования национальных повесток во всех странах мира с учетом их особенностей для реализации концепции устойчивого развития [11].
В целом ЦУР находятся и в логике более коммерческого ESG-подхода. ESG-подход предполагает выделение компоненты «управление», характеризующей качество управленческой деятельности, ее прозрачность, ответственность, этичность и открытость.
Как отмечается в добровольном национальном обзоре достижения ЦУР, они все прочнее интегрируются в существующую систему государственного управления России. Причем данная интеграция проявляется как в части учета логики и конкретных положений целей, задач, а также индикативных составляющих в отечественных стратегических и программных документах, так и в происходящей в настоящее время разработки комплексной системы, ориентированной на оценку достижения ЦУР посредством реализации статистического учета [18].
В России процесс включения подходов и положений концепции устойчивого развития в процессы государственного управления был запущен с подготовкой и утверждением в 1996 году Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, положения которой необходимо было учитывать при «разработке прогнозов и программ социально-экономического развития, подготовке нормативных правовых актов, принятии хозяйственных и иных решений» [2] для обеспечения сбалансированности решения социально-экономических вопросов.
Основы стратегического планирования в России определены Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и недавним Указом Президента РФ от 08.11.2021 № 633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации». Последний определил место национальных целей развития, утвержденных Указами Президента № 204 и № 474, в общей системе стратегического планирования (рисунок 3). В условиях разработки различных вариантов и сценариев развития, но отсутствия утвержденной стратегии социально-экономического развития страны именно национальные цели развития стали ориентиром социально-экономического развития государства в долгосрочном периоде.
Указом Президента № 204 в 2018 году в соответствии с ключевыми принципами стратегического планирования были определены национальные цели и стратегические задачи развития экономической и социальной сферы и всего государства в целом до 2024 года. Девять национальных целей и задачи в рамках этих целей сформировали каркас целеполагания социально-экономического развития в среднесрочном периоде, а разработанные национальные проекты стали своевременным механизмом их достижения.
Рисунок 3. Федеральные документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках целеполагания [1]
Рассмотрим национальные цели развития с точки зрения их соответствия ЦУР и возможности соотнесения с ними, представленные на рисунке 4. При этом соотнесение отражает авторскую позицию и не претендует на однозначную трактовку взаимодействия национальных целей и целей устойчивого развития.
Как можно видеть, национальные цели охватывают 9 ЦУР из 17. При этом национальные цели развития России, как и ЦУР, носят комплементарный характер и имеют синергетические эффекты при осуществлении деятельности по их достижению.
Рисунок 4. Установление соответствия национальных целей развития России и целей устойчивого развития. Составлено авторами
Разработанная для достижения национальных целей развития система национальных проектов [19], состоящая из сначала из 12 проектов и позже пополнившаяся еще одним в сфере туризма, в большей степени характеризуется значительным охватом целей устойчивого развития. На рисунке 5 представлено сопоставление национальных проектов и ЦУР, которое демонстрирует, что национальными проекты в той или иной степени соответствуют всем 17 целям.
Рисунок 5. Охват национальными проектами ЦУР. Составлено авторами
Можно сделать вывод, что заявленные цели национальных проектов, а также предусмотренные индикаторы данных проектов отражают аспекты ЦУР, в том числе в рамках декомпозиции на уровень федеральных проектов. В то же время прямого отражения показателей ЦУР в национальных проектах не предусмотрено.
Указ Президента № 474 в 2020 году скорректировал систему национальных целей, трансформировал и дополнил их, в то же время расширив горизонт целеполагания и планирования до 2030 года.
Национальные цели развития до 2030 года затрагивают различные аспекты компонент устойчивого развития и охватывают ЦУР 1, 2, 3, 4, 8, 9, 11, 14, 15. Отдельная национальная цель посвящена обеспечению комфортной и безопасной среды, что определяет важность работы в отношении экологических аспектов развития России. При этом эксперты отмечают, что новые национальные цели отвечают и реалиям ESG- повестки. Эксперты Консорциума Леонтьевский центр – AV Group считают, что реализация национальных целей подведет нашу страну к реализации ESG- повестки (на рисунке 6 представлена декомпозиция национальных целей на составляющие ESG-подхода).
Рисунок 6. Соотнесение Национальных целей и ESG-подхода [16]
Следует отдельно отметить важность цели по цифровой трансформации в силу того, что процессы цифровизации положительно влияют на все аспекты устойчивого развития и в том числе связанные с управленческой деятельностью. Цифровизация государственного управления, государственного сектора и бизнеса, активное внедрение цифровых систем и технологий во всех сферах создает предпосылки для ускорения достижения показателей и решения задач в рамках целей устойчивого развития.
Речь может идти как о сокращении неравенства в доступе к информации и услугам за счет цифровизации услуг и минимизации барьеров физической доступности, что особенно касается вопросов, так называемой «проблемы последней мили» в самых разнообразных сферах, начиная от государственных и финансовых услуг и заканчивая телемедициной или дистанционным образованием.
Другим направлением в определенной степени сокращения неравенства и развития, но уже в рамках ЦУР «достойная заработная плата», является возможность удаленной работы, что в свою очередь позитивно скажется на всех категориях населения, особенно в периферийных регионов, и в первую очередь на маломобильных группах населения. Следовательно, успешное решение задач цифровизации экономики, социальной сферы и базового вопроса – инфраструктуры доступа в Интернет и охвата населения доступом будут способствовать ускоренному достижению и других ЦУР.
Однако самым важным аспектом цифровизации общества, коммерческого сектора и системы государственного управления, должно стать формирование институционального потенциала экологически-дружественного развития национальной хозяйственной системы, проявляющегося в повседневном экономическом поведении граждан и хозяйственной деятельности фирм.
Каким образом взаимосвязаны данные процессы. Для имплементации любого хозяйственного явления необходимо две составляющих:
- наличие институционального обеспечения (формального и неформального);
- наличие внутреннего спроса и запроса со стороны общества на подобное поведение.
Запрос со стороны общества на элементы, связанные с обеспечением эко-дружественного повседневного поведения должны формироваться в результате соответствующего культурно-просветительского воздействия, можно сказать, пропаганды, экологически ответственного поведения. Которые, в свою очередь, должны направляться и руководствоваться имеющимся нормативно-правовым обеспечением, а также общим курсом власти, отображенным в документах, регулирующих стратегические и текущие решения. Соответственно, в документы, касающиеся стратегирования национального развития, добавить положения, отображающего необходимость пропаганды экологически-дружественного повседневного экономического поведения во всем объеме контента, потребляемого гражданами.
Однако, это способствует формированию неформальной институциональной среды, ответственной за возникновение внутреннего запроса на эко-дружественное поведение. А данный запрос необходимо трансформировать во внутренний спрос. Соответственно, должна быть сформирована система экономических стимулов, призванная конституировать повседневное экономическое поведение граждан в эко-дружественном ключе.
Более того, экологически ответственное поведение фирм должно быть связано со стратегий достижения глобальной конкурентоспособности отечественной экономики и мерами государственной поддержи подобного поведения фирм, особенно в части разработки и внедрения в хозяйственные процессы отечественных технологий, соответствующих мировым стандартам энергоэффективности и зеленой экономики.
Таким образом, необходимо формирование единой системы институционального обеспечения устойчивого развития хозяйственной системы нашей страны, состоящей из двух контуров – контура формального институционального обеспечения, в который входят все документы, определяющие ЦУР, который, в значительной степени, как видно по материалам нашего исследования в стране уже сформирован, но нуждается в логическом завершение через формирование национальной стратегии устойчивого развития в долгосрочном периоде, а также контура контроля соответствия частных документов и принимаемых управленческих решений со стороны представителей власти, а также хозяйственных решений фирм, генеральному направлению, заданному в стратегии.
Выводы и заключение. Повестка устойчивого развития призвана обеспечить благополучие текущего населения планеты при сохранении окружающей среды и возможностей развития для поколений будущих в рамках гармоничного сочетания экономических, социальных и экологических аспектов жизни. Цели устойчивого развития формируют измеримый вектор развития и позволяют обеспечить учет концепции в государственной политике стран.
В Российской Федерации в условиях отсутствия стратегии социально-экономического развития целевые ориентиры развития страны задаются национальными целями развития, определенными Указами Президента России. В них находят отражение наиболее актуальные в отечественной действительности цели устойчивого развития, если говорить более обобщенно, то наибольшее отражение нашли условно экономические ЦУР с 8 по 12 и социальные ЦУР с 1 по 4. При этом все 17 целей устойчивого развития охвачены существующей системой национальных проектов.
Таким образом, можно сделать вывод об имплементации принципов и положений устойчивого развития в отечественную систему стратегического планирования. В то же время, несмотря на учет отдельных аспектов ЦУР в России отсутствует единая повестка устойчивого развития, отсутствует принятый на национальном уровне единый документ стратегического планирования содержащий совокупность целевых индикаторов и показателей. Разработка подобного документа необходима, но, в свою очередь, потребует существенной доработки системы мониторинга достижения целей устойчивого развития и более полного включения соответствующих показателей в систему статистического учета.
References:
Nashe obshchee budushchee [Our common future] (1989). M.: Progress. (in Russian).
Bobylev S.N., Kiryushin P.A., Kudryavtseva O.V. (2019). Zelyonaya ekonomika i tseli ustoychivogo razvitiya dlya Rossii [Green Economy and Sustainable Development Goals for Russia] M.: Ekonomicheskiy fakultet MGU imeni M.V. Lomonosova. (in Russian).
Drobot E.V. (2021). Analiz kriteriev ustoychivosti, ispolzuemyh v sovremennyh indeksakh korporativnoy sotsialnoy otvetstvennosti [Analysis of sustainability criteria in modern corporate social responsibility indices]. Sotsialnoe predprinimatelstvo i korporativnaya sotsialnaya otvetstvennost. 2 (3). 221-232. (in Russian). doi: 10.18334/social.2.3.112090.
Drobot E.V., Makarov I.N., Pochepaev I.A. (2021). Kak kompanii mogut ispolzovat chelovecheskie resursy dlya dostizheniya tseley ustoychivogo razvitiya [How companies can use human resources to achieve sustainable development goals]. Leadership and management. 8 (1). 85-108. (in Russian). doi: 10.18334/lim.8.1.110932.
Gertsik Yu.G. (2022). Integratsiya kontseptsiy ustoychivogo razvitiya i menedzhmenta kachestva [Integration of sustainable development and quality management concepts]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (1). 33-46. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.1.114089.
Makarov I.N., Nazarenko V.S. (2021). ESG povestka kak faktor konkurentosposobnosti biznesa i regionov v kontekste ustoychivogo razvitiya [ESG as a factor of competitiveness of business and regions in the context of sustainable development]. Scientific notes of the Tambov branch of Russian Union of young scientists. (24). 26-7. (in Russian).
Nazarenko V.S. (2021). Tseli ustoychivogo razvitiya v strategicheskom planirovanii na natsionalnom i regionalnom urovne [Sustainable development goals in strategic planning at the national and regional level] Strategizing regional development in the new economic realities. 160-166. (in Russian).
Smirnov V.V., Mulendeeva A.V. (2022). Rossiyskie territorii ustoychivogo razvitiya [Russian territories for sustainable development]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (1). 427-448. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.1.114144.
Tagarov B.Zh. (2021). Faktory, vliyayushchie na vnedrenie printsipov ustoychivogo razvitiya v razvityh i razvivayushchikhsya stranakh [Factors influencing the sustainable development principles in developed and developing countries]. Journal of International Economic Affairs. 11 (2). 425-438. (in Russian). doi: 10.18334/eo.11.2.112084.
Umnova M.G. (2021). Sovremennoe ponimanie kontseptsii ustoychivogo razvitiya organizatsiy [The concept of sustainable development in organizations: modern understanding]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 11 (12). 263-2658. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.12.113854.
Страница обновлена: 01.04.2025 в 06:50:30