О дефиниции экологического интеллекта в концепции теории человеческого капитала

Гурьева М.А.1, Давыдова М.В.1, Плотникова К.С.1, Петренко Л.Д.
1 Тюменский индустриальный университет, Россия, Тюмень

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 3 (Июль-сентябрь 2023)

Цитировать:
Гурьева М.А., Давыдова М.В., Плотникова К.С., Петренко Л.Д. О дефиниции экологического интеллекта в концепции теории человеческого капитала // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – Том 13. – № 3. – С. 1641-1662. – doi: 10.18334/vinec.13.3.118227.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54754204

Аннотация:
Тематика устойчивого развития человеческого капитала приобрела особую актуальность в условиях высокой неопределенности. На первый план в социально-экономических исследованиях выходят вопросы экологического становления мышления общества. В статье представлена ретроспектива формирования и этапы исторических периодов становления понятия человеческий капитал. Выявлены проявления и взаимосвязь экологического интеллекта с целями устойчивого развития, ESG-подходом и теорией человеческого капитала. Даны определения понятиям «человеческий капитал» и «экологический интеллект». В результате определена дефиниция термина «экологический интеллект» в общем понимании соотношений совокупности понятий.

Ключевые слова: экологический интеллект, человеческий капитал, ESG, циркулярная экономика, зеленая экономика, устойчивое развитие

Финансирование:
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-00191, https://rscf.ru/project/23-28-00191/

JEL-классификация: E24, J24, O15, Q01



Введение. За последние столетие стремительная социально-экономическая трансформация общества, сопровождающаяся появлением качественно новых видов деятельности, предопределяет ряд конструктивных изменений целой совокупности динамических категорий и структур социума. Особенно яркое проявление описываемого наблюдается с середины ХХ столетия и в наши дни, когда пристальное внимание отводится исследованию экономической категории, получившей название «человеческий капитал». Отношение к ценности человека и роли его деятельности в обществе варьировалось в зависимости от исторического этапа развития цивилизации. Научно-технический прогресс и современная цифровая экономика порождают сверхновое содержание человеческого капитала как главной ценности и движущей силы перерождения традиционной экономической модели [28], что, в свою очередь, оказывает прямое влияние на качество жизни населения [38]. На основе анализа статистических данных ряда стран наблюдается видоизменение структуры национального богатства, - происходит увеличение доли человеческого капитала до 80%, что подчеркивает его статус как ключевого интенсивного фактора производства и развития общества при создании экономических ценностей [9, 15].

Следовательно, сама роль человеческого капитала имеет стратегически важное значение в становлении индустриального и постиндустриального социума и носит мультидисциплинарный характер. Особое место отводится приращению качественных характеристик человеческого капитала [32]. Стоит отметить, что создаваемая в настоящее время модель общества нацелена на использование специфических качеств человека, сфокусированных на творческих возможностях и цифровой грамотности людей. Данная коллаборация порождает новые виды деятельности и труда, являющихся продуктом инженерного творчества, что, в свою очередь, предопределяет трансформацию значимых ценностных ориентиров социума в ходе НТР.

Одним из них является экологический интеллект, актуальность и возрастающая роль которого наблюдается в последнее десятилетие. В ходе осуществления профессиональной и бытовой деятельности, оказывающих антропогенное влияние, его можно описать как проявление навыков рационального социо-природного взаимодействия индивидов. Общий тренд экологизации науки органично вписывает проблематику концептуализации синтеза экологического стиля мышления в спектр глобальных вызовов обществу [13]. Контекст приоритетных направлений научно-технического развития предполагает неотделимость разрабатываемых решений в направлении экологических проблем от социальных, технических и экономических.

Можно утверждать, что развитие теоретических и концептуальных основ человеческого капитала в XXI веке является частью достижения глобальных целей устойчивого развития (ЦУР 1, ЦУР 3, ЦУР 4, ЦУР 5, ЦУР 8, ЦУР 10 [23]), реализуемых в условиях повышенной турбулентности социально-экономической среды VUCA-мира [14]. Следовательно, так называемый «социальный индивид» при удовлетворении потребностей ориентируется на признанные обществом ценности и, формируя позитивные экономические сценарии, становится гарантом человеческого развития [33].

Несмотря на многочисленные негативные последствия пандемии COVID-19, необходимо отметить, что именно она стала весьма специфическим триггером для проявления глобального интереса плеяды стран и компаний относительно качественного модифицирования подходов к формированию, управлению, развитию и оценке человеческого капитала в условиях преодоления глобального биоэкологического кризиса, выделяя в отдельную категорию исследований культуру экологической и социальной ответственности.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что настоящий исторический момент характеризуется как переходный период в цивилизационном развитии, следовательно, необходимо дать определение экологического интеллекта с позиции его междисциплинарного характера в рамках концепции устойчивого развития, теории человеческого капитала и ESG-стратегий, определив его роль и оказываемое влияние на социально-экономическую модернизацию общества.

Цель исследования заключается в изучение и определение экологического интеллекта как самостоятельной категории в концепции теорий человеческого капитала и устойчивого развития.

Объектом исследования являются социо-экономические системы различного уровня сложности.

Предметом выступает дефиниция экологического интеллекта как категориального поля в концепции устойчивого развития и ESG-стратегий.

Междисциплинарный характер проводимого исследования требовал изучения научных материалов с различных точек зрения, например, для освещения теории человеческого капитала рассматривались публикации ряда авторов: А.Г. Асмолов, М.С. Гусельцева [6], Хмелева Г.А. [34], Н.В. Дорохова, Е.С. Дашкова [14], С.А. Руденко, О.М. Репина [28], Шульгин С. Г., Зинькина Ю. В. [37], Г.Р. Юнусова  [38], М.И. Иванов [16], М.А. Байгуренова, А.А. Мусатаева [9], Р.К. Елшибаев, М.Д. Каримова [15], М.П. Арутюнян [5] и др. Для формирования авторского мнения о теоретических аспектах экологического мышления за основу взят анализ трудов следующих ученых: А.И. Субетто [29], Д.З. Ахметова [7], Е.В. Копытова [19], Л.Г. Полещук [25], З.А. Хусаинов [35], В.И. Панов, Э.В. Лидская [24] и многие другие.

В ходе исследования использован традиционный комплекс теоретических научных методов: синтеза, дедукции, индукции, обобщения, сравнения, конкретизации, принципы историзма и целостного рассмотрения экологического интеллекта и человеческого капитала.

Основная часть. Политическая повестка современной России уверенно держит курс на укрепление и развитие фундаментальных основ человеческого капитала, а именно - образование и здравоохранение, что находит отражение в совокупности Национальных проектов страны [22, 37]. Несмотря на так называемое время «ковидной угрозы» периода 2020-2022 гг., центральные проекты получили мощную финансовую поддержку государства, что обусловлено признанием ценности человеческого капитала и его стратегически предопределяющей ролью будущего нации на государственном уровне [3]. В новой реальности 2022-2023 гг. ускоряющееся приближение научно-технического прогресса осложненно широко известными внешними геополитическими вызовами, что обозначает и подчеркивает важность задачи по сохранению социо-экономической стабильности и устойчивости российской экономики через трек совершенствования человеческого капитала [34]. Данные факты открывают актуальный горизонт междисциплинарных исследований, ранее неизвестных возможностей и направлений для решения социо-эколого-экономических проблем.

Обобщенные результаты ретроспективного анализа, полученные при подробном изучении совокупности теоретических источников, представлены на рисунке 1 и демонстрируют временную ленту формирования понятия человеческий капитал, что позволяет найти общие предпосылки для появления новой категории навыков и ценностей в виде экологического интеллекта. Первые упоминания о человеческом капитале связаны с попытками ученых древности описать роль человека и оценить приносимую от его деятельности пользу обществу. Исследователи связывают развитие понятия с научно-техническим прогрессом общества, а именно, с возрастанием потребностей в квалифицированных кадрах для осуществления качественно новых видов работ и последующим изменением набора требуемых навыков, умений, компетенций. Становление теории человеческого капитала в 1960-1970 гг. связывают с именами ученых из США – Д. Минсер, С. Кузнец, Г.С. Беккер, Т. Шульц, М. Фридмен. Интерес отечественных деятелей науки к данной дефиниции проявился гораздо позднее - в конце 90-х г. XX столетия, и сейчас человеческий капитал в России определяется как самостоятельный фактор социально-экономического развития [28].

В период с 1990-х г. по 2023 г. наши ученые-соотечественники при изучении дефиниции человеческий капитал интерпретировали его как: специфические способности (приобретенные и врожденные), экономический фактор роста, запас или совокупность знаний, мотивация, здоровье, интеллектуальный потенциал, состояние рабочей силы, форма капитала, качественные характеристики человека, производительные способности,

Рисунок 1 – Ретроспектива формирования понятия человеческий капитал [составлено авторами на основе источников 1, 16, 20, 28, 31, 38, 39]

средство превращения знаний, запас производительных и потребительских способностей личности, специфическое качество, стоимость запаса опыта, потенциальная способность индивида приносить доход, совокупность врожденного таланта и приобретенной квалификации и многие др. [12, 30].

Теория человеческого капитала прошла долгий путь трансформаций до современного восприятия ее как производительного и социального фактора развития, основанного на развитости науки, ответственности гражданского общества, безопасности, инновационной и инвестиционной привлекательности, определяющей эффективность государственной экономики.

Согласно результатам исследования В. А. Аникина этапы развития концепции человеческого капитала насчитывают пять основных исторических периода, представленных в таблице 1.

Таблица 1 – Этапы исторических периодов становления концепции человеческого капитала [составлено авторами по данным источника 4]

Временной период
Название этапа
Краткая характеристика
1
2
3
До XVIII в.
Доиндустриальный
Сформирована монетарная ценность населения. Отсутствие широкого спроса на образование, а система обучения являлась неформальной частью работы. Знания и компетенции носили статус качеств личности (часто с негативными последствиями). Труд воспринимается как избыточный товар.
XIX в. - первая половина XX в.
Массовое обучение
(предпосылки к зарождению концепции человеческого
капитала)
В начале этапа дифференциация труда отсутствовала. Рабочие навыки носили универсальный характер, приобретались быстро. Потенциал личности, знания и таланты были не важны. Постепенное зарождение движения массового образования и первых инвестиций в науку и инновации, что связано с необходимостью для обеспечения стабильного экономического роста. К середине XX в. формируются предпосылки к появлению дифференциации работников по уровню образования и квалификации.
1960-
1970-е гг.
Позднеиндустриальный
(формирование ядра теории человеческого
Поиск внутренних резервов устойчивого роста привели к осознанию ценности знаний и компетенций сотрудника. В США формируется классическая теория человеческого капитала, а
Продолжение табл. 1

1
2
3

капитала)
роль человека определяется как ключевой фактор производства. Развитие инвестиционного подхода (целесообразность расходов на медицину, общее образование и дополнительное, повышение квалификации на рабочем месте и пр.). Разделение человеческого капитала на общий и специфический.
1980-
2000-е гг.
Первый постиндустриальный
(стремительный рост неравенства)
Появление теории о так называемой избыточной образованности населения, экспансия образования. В новой экономике происходит рост спроса на высококвалифицированные кадры. Массовый масштаб наращения человеческого капитала и сопутствующее возникновение новых видов рабочих мест. Доминирование нефизического труда, развитие видов деятельности, связанных с информацией, привели к появлению нового среднего класса. Приобретают популярность исследования неэкономических факторов роста на основе индикаторов оценки человеческого капитала. Происходит значительное расширение набора базовых навыков индивида.
2000-
2010-е гг.
Второй постиндустриальный
(дифференциация проблем развития и трансформация трактовок человечного капитала)
Развитие направлений исследований социо-эмоциональных навыков в формировании конкретных преимуществ на рынке человеческого капитала. Важность ранних инвестиций в институты дошкольного образования, обеспечивающих синергетических эффект и повышающих отдачу от инвестиций в будущем. Масштабное развитие методических инструментов количественной оценки человеческого капитала. Возрастание исследовательского интереса к сопутствующим личностным факторам, обеспечивающих высокую капитализацию человечного капитала.
2010-е гг.-н.в.
Новые тенденции
(настоящее время)
Новый технологический прорыв требует формирования качественного человеческого капитала путем инвестиций в него. Применение самой концепции признано эффективным инструментом оценки развития регионов и стран. Доказана важность создания эффективной системы приращения человеческого капитала через интеграцию с непрерывным образованием, профессиональным обучением и пр. К ключевым компетенциям XXI в. отнесены: критическое и творческое мышления, коммуникативность и способность к командной работе. В управленских кругах необычайную популярность приобрела концепция так называемого подхода «hard и soft skills».
Таким образом, на наш взгляд, человеческий капитал - это неосязаемый коллективный ресурс, выполняющий роль доминирующего фактора производства и основанный на индивидуальных способностях личности аккумулировать опыт, приобретать новые знания, развивая в себе общие и специфические умения, навыки, таланты, интеллект, мастерство, компетенции, обеспечивая тем самым рост личного дохода, максимизацию производительности труда, прибыльности компании и экономики в целом.

На рисунке 2 объединены основные черты и характеристики человеческого капитала, имеющие предопределяющую роль при формировании его структуры.

Рисунок 2 – Основные особенности и характеристики человеческого капитала (составлено авторами с использованием источников [9, 36])

Рассматривая виды человеческого капитала, объединим воедино несколько наиболее распространенных подхода к классификационным основаниям, что позволяет создать наиболее полное представление о его разнообразии. Результаты анализа совокупности теоретических источников визуализировали многогранность человеческого капитала на рисунке 3.

Растение,Растение,Растение,Растение,Растение,Растение,Растение,Растение,Растение,Растение,Растение,Растение,Растение,Растение,Растение,Растение,Растение,Растение,Растение,Растение,Растение,Растение,Растение,Растение,Растение,Растение,Растение,Растение,Растение,Растение,Растение,Растение,Растение,Растение,Растение,Растение,Растение,Растение,Растение

Рисунок 3 – Основные представления о видах структур человеческого капитала (составлено авторами с использованием источников

[9, 10, 11, 17, 26, 27, 36])

Ранее описано, что человеческий капитал выступает как совокупность определенных навыков, умений, знаний, опыта, квалификации, образования, мотивации, интеллекта, способностей и пр., которые подразделяются на врожденные (базовые) и приобретенные со временем. При подробном рассмотрении представленных видов человеческого капитала следует отметить, что экологические навыки являются его неотъемлемой составляющей и прослеживаются во многих его видах. Например, в: капитале здоровья (экология влияет на качество и продолжительность жизни), культурно-нравственном (экологическое воспитание и потребление), трудовом и капитале благонадежности (концепция социальной ответственности предприятий), капитале образования и компетентности (экологические навыки индивида), организационно-предпринимательском, креативном и капитале творчества (развитие собственных экологических инициатив в разных масштабах и проявлениях) и т.п.

Следовательно, возникает очевидная потребность в выделении наблюдаемых нами включений множественных экологических элементов деятельности и мышления индивидов, находящих свое отражение в видах человеческого капитала, как самостоятельной дефиниции, именуемой экологическим интеллектом.

Обратимся к истокам, объясняющим зарождение в теории человеческого капитала экологических моментов. Глобальная концепция устойчивого развития берет свое начало в экологическом образовании, направленном на гармонизацию отношений «общество – природа – человек». Формируемое общественное сознание интегрирует в себя структурные экологические элементы его индивидуальных проявлений. Обобщая различные научные точки зрения, можно утверждать, что для современного общества характерно формирование неких эко-трендов, способов социальных движений, объединенных императивом общечеловеческих приоритетов:

- новые экологические ценности;

- экологический стиль мышления;

- укрепление образа человека экологического;

- формирование эко-ориентированного уклада жизни [4].

Развитие современного образа человека экологического, мыслящего в позитивном русле системной эко-динамики, становится новым эталоном поведенческого ориентира социума. Постепенное развитие экологической самоидентификации, способности нести ответственность за последствия бытовой и профессиональной деятельности, подкреплены проявлением массовых навыков и компетенций характерных для типичных представителей нового экологически сознательного поколения. Число экономически активного населения массово пополняется представителями поколений Y- миллениалов и ранних Z. Они являются обладателями сформированного иного экологического типа мышления и поведения. Определенный отпечаток накладывает историческая эпоха в границах которой происходило формирование экологического мышления, характеризующаяся значительным экономическим ростом и появлением экономической устойчивости стран, что в совокупности с новыми образовательными стандартами с элементами синтеза экологического знания привели к значительному расширению экологического мировоззрения и глубины самопознания личности.

Приобретенные экологические знания бытового или культурного содержания со временем транслируются на профессиональный уровень, становясь конкурентным преимуществом индивида, основой для создания экологических компетенций, предпринимательских и производственных инициатив. Возникает направление качественного развития персонала компании, обусловленное смещением особенностей экологических компетенций с полюса устранения свершенных или произошедших экологических нарушений на их недопущение или предотвращение заранее. Экологический фактор носит конструктивный производственный характер. Следовательно, экологическое мышление может быть идентифицировано как важная компетенция человеческого капитала.

Данное наблюдение получает свое продолжение в концептуальном подходе ESG-повестки, определяющей нефинансовые императивы для бизнеса. ESG-подход позволяет применять здесь и сейчас ключевые преимущества, обеспеченные внедрением элементов устойчивого развития, позволяя снизить вероятность наступления бизнес-угроз, определить возможности будущего развития и обеспечить благосклонность инвесторов и партнеров. Деловое сообщество активно продвигает использование ESG-подхода в управлении через применение финансовых инструментов, критериев, стратегий, индексов деловой репутации, позиции бренда и пр. Эксперты полагают, что стремительное изменение ESG-позиций в рейтингах компаний обеспечивают им повышенную прибыль. Главным активом для развития ESG-концепции является персонал организации, качественное развитие которого заложено в S-фактор: трудовые отношения, управление трудовыми ресурсами, права человека, охрана труда, психоэмоциональное состояние, вовлеченность, гендерный состав работников, защита персональных данных. По оценке проведенной ООН достижение 90% выполнения целей устойчивого развития находится в прямой зависимости от соблюдения прав человека внутри организации.

На фоне произошедших изменений, обусловленных последствиями пандемии COVID-19, особо важную роль приобрели новые этические ценности организаций, сочетающиеся с традиционными - финансовыми. Выполнение их становится глобальной дорожной картой ESG-стратегий, особая значимость отведена построению социальных конструктов и расширению горизонтов эколого-социальной деятельности. Происходит декларирование актуальных подходов в развитии персонала в направлении приобретения компетенций нового формата - экологического интеллекта, формирования экологической культуры общества. Сбалансированное развитие современных многоуровневых ESG-программ и мероприятий, ориентированных на формирование и вовлечение экологических компетенций человеческого ресурса, способствует улучшению имиджа компании, привлечению дополнительных инвестиций, укреплению позиций регионального лидерства.

Соблюдение трансформационных ESG-принципов позволяет качественно развивать человеческий ресурс через укрепление корпоративных, социальных и экологических ценностей, позволяя поддерживать императив высокой культуры организации, т.е. происходит ее развитие через способности, навыки, компетенции, опыт сотрудников.

Искомая дефиниция экологического интеллекта находится в мультидисциплинарном поле исследований. Сводя воедино основные рассуждения на основании рассмотренных теорий, можно утверждать, что экологический интеллект:

- в теории человеческого капитала является его частью и проявляется набором экологических компетенций, чье формирование обусловлено особенностями бытового и профессионального характера;

- в концепции устойчивого развития экологический интеллект играет роль основополагающего элемента и без развитой позиции экологического образования у определенной части общества (условно обозначим их через собирательный образ ученых-исследователей-популяризаторов) не получила бы дальнейшего практического развития;

- рассматривая ESG-подход с позиции восприятия как инструмента реализации устойчивого развития, отметим, что во всех составных сферах – экологической, социальной и управленческой – проявляется экологический интеллект, через образ мышления, набор компетенций или стиль поведения.

Итак, опираясь на общепринятые формулировки экологического мышления, мировоззрения, сознания, образования, воспитания, компетентности и др. [2, 8, 13, 18] и используя отсылки к популярным теориям Л. Эдвинссона и Х. Сент-Онжа [21], описывающим структуру интеллектуального капитала, где человеческий капитал является его структурным элементом, а также постулаты концепции устойчивого развития и ESG-подходов, постараемся определить искомую дефиницию экологического интеллекта (рисунок 4).

Рисунок 4 – Определение дефиниции «экологический интеллект» в общем понимании соотношений совокупности понятий (составлено авторами)

Представленное выше соотношение понятий послужит отправной точкой для дальнейших рассуждений при определении трактовки термина экологического интеллекта, которое видится нам через сочетание качественных характеристик следующим образом (формула 1, составлено авторами):

EI = ∑Ei = Epc + Ecul + Ekno, (1)

где:

EI – это экологический интеллект, как совокупность профессиональных экологических компетенций, эколого-культурных ценностей окружения и приобретенных ранее экологических знаний базового уровня, неотъемлемо принадлежащий носителю человеческого капитала;

Epc – это совокупность профессиональных экологических компетенций индивида, полученных в ходе трудовой деятельности и вобравшая в себя отраслевую специфику и особенности культурно-социальной повестки предприятия-работодателя;

Ecul – это особенности экологической культуры окружения индивида, подразумевающая под собой ценностные аспекты семьи и социума, экологическую среду развития личности;

Ekno – это компонента уровня экологических знаний индивида, включающая в себя элементы знаний, приобретенных в ходе экологического образования на различных ступенях обучения, начиная от дошкольной программы и заканчивая пост вузовским обучением.

Экологический интеллект – это неотъемлемый элемент человеческого капитала, влияющий на экономический рост и представляющий собой совокупность экологических знаний, культурных аспектов и приобретенных экологических компетенций (бытовых и профессиональных), предопределяющий формирование определенного стиля и образа жизни, деятельности, выстраивающий уровень экологического мышления, коллективного экологического сознания и, в конечном счете, экологического мировоззрения социума, направленного на достижение основных целей и задач устойчивого развития.

Экологический интеллект выполняет связующую, фундаментальную роль методологического центра, ядра ряда теорий, ориентированных на повышение уровня качества жизни населения. Можно утверждать, что развитие экологических компетенций современного сотрудника является неотъемлемой частью трансформации стратегического видения экономических систем разного масштаба. В современном мире, когда происходит построение шестого технологического уклада и стремительно создаются новые виды человеческой деятельности, экологическое мышление входит в набор обязательных надпрофессиональных навыков и умений (так называемых soft skills), необходимых для профессий будущего.

Согласно теории устойчивого развития программы и мероприятия по созданию экологического интеллекта, способного генерировать сверхприбыль, должны входить в приоритетные задачи по формированию человеческого капитала не только предприятия, но и региональных пространств.

Заключение. В условиях повышенной турбулентности социально-экономической среды VUCA-мира в рамках достижения глобальных целей устойчивого развития особенно важным выступает развитие человеческого капитала. Теория человеческого капитала прошла долгий путь трансформаций до современного восприятия ее как производительного и социального фактора развития, основанного на достижениях науки, ответственности гражданского общества, безопасности, инновационной и инвестиционной привлекательности, определяющей эффективность государственной экономики. В рамках теории человеческого капитала каждый отдельный индивид рассматривается как гарант развития человечества. Во времена «ковидной угрозы» произошло признание ценности человеческого капитала, что обусловлено его стратегически предопределяющей ролью на государственном уровне.

Стоит отметить, что отдельной, самостоятельной категорией выступает и экологический интеллект. В статье проанализирована временная лента формирования понятия человеческий капитал, что позволяет найти общие предпосылки для появления новой категории навыков и ценностей в виде экологического интеллекта. Формирование экологического интеллекта происходит через постепенные трансформационные преобразования изначальных экологических знаний и привычек индивида, возникающих на бытовом уровне, в целенаправленную профессиональную деятельность человека, с выбранным фокусом на избежание экологических нарушений на производствах. Предложенная авторами формула качественной оценки экологического интеллекта позволяет в полной мере определить уровень экологических знаний и навыков работников любой профессиональной сферы. Прежде всего использование данного индикатора имеет значение для предприятий, оказывающих непосредственное влияние на экологию.

Материальное отношение людей к природе, проявляющееся через ряд неэффективных воздействий, привело к обострению совокупности экологических ситуаций, несущих в себе комплекс этических и финансовых проблем. Для нивелирования накопленного столетиями негативного эффекта в следствии нерациональной антропогенной деятельности требуется создание массовой осознанной экологической культуры общества. Наличие разнообразных компонентов экологического интеллекта индивида обеспечивают не только его высокую стоимость на рынке труда с позиции человеческого капитала, но и позволяют создавать принципиально новую, иную реальность эколого-социального взаимодействия природы и социума. Масштабные события последних лет неоднократно продемонстрировали активное начало возрождения ориентира целостной экосистемы общества.

Соблюдение трансформационных ESG-принципов через укрепление именно экологических ценностей в наше время позволяет поддерживать уровень высокой культуры работников организации. Без должного уровня подготовки и поддержки человеческого капитала решение социо-экологических проблем невозможно. Подробное рассмотрение взаимосвязанных проявлений развития человеческого капитала, общества, ESG-требований и экологического интеллекта в едином коллаборационном потоке позволило разгруппировать их по нарастанию сложности:

- индивидуальные (экологическая самореализация, повышение уровня и качества жизни, приобретение конкурентоспособности за счет освоенных экологических компетенций, эколого-экономическая активность, способность к генерации новых идей, стартапов в социально-экологической сфере);

- корпоративные (повышение качества привлеченного человеческого капитала, рост производительности труда, формирование экологического имиджа, стабильный рост дополнительной прибыли, развитие сбалансированных корпоративных целей, устойчивая конкурентоспособность, формирование эколого-инновационной рыночной среды и разработка уникальных предложений);

- региональные (формирование современного общества, увеличение общего уровня образования населения, возрастание профицита государственного бюджета, высокая инвестиционная привлекательность, формирование инновационной экономики).

Стоит отметить, что корпоративные проявления развития человеческого капитала, общества, ESG-требований и экологического интеллекта возможны только тогда, когда в полной мере осуществлены индивидуальные. Развитие экологического интеллекта начинается с отдельной личности и отдельного работника, постепенно переходя на коллективный, региональный, государственный и даже мировой уровень.

Продолжение научной разработки категории экологического интеллекта видится нам необходимым условием для развития человеческого капитала с позиции экологического подхода. Целостность формирования экологического интеллекта обусловлена осмыслением социальной жизни человека и образа его жизни с позиции новых нравственных ориентиров социума и ряда геополитических вызовов современности. Стратегическая потребность экономики России в качественно новых «носителях» человеческого капитала включает обязательные инвестиционные вложения в глобальные программы, отражающие национальные приоритеты в сферах образования, культуры, здоровья, экологии, ориентированные на построение инновационного общества. Парадигма экологического интеллекта неоспоримо присутствует в жизни современного общества, вызывает научный спор, обывательский и профессиональный интерес, что формирует новую повестку и требует поэтапного реформирования общих представлений об экологическом равновесии.


Источники:

1. Авдеев Е.В. Сущность и особенности формирования человеческого капитала // International Agricultural Journal. – 2020. – № 1. – c. 19. – doi: 10.24411/2588-0209-2020-10143.
2. Александрова Л.Н., Галанина И. А. Формирование экологического мировоззрения у обучающихся технических ВУЗов // Современное педагогическое образование. – 2021. – № 4. – c. 71-74.
3. Аллахвердиев И.И. Понимание новой антропологической ситуации в контексте коронавирусной пандемии // Знание. Понимание. Умение. – 2021. – № 2. – c. 253-260. – doi: 10.17805/zpu.2021.2.20.
4. Аникин В.А. Человеческий капитал: становление концепции и основные трактовки // Экономическая социология. – 2017. – № 4. – c. 120-156. – doi: 10.17323/1726-3247-2017-4-120-156.
5. Арутюнян М.П. К управленческому дискурсу «человеческого капитала» // Власть и управление на Востоке России. – 2022. – № 3(100). – c. 171-183. – doi: 10.22394/1818-4049-2022-100-3-171-183.
6. Асмолов А.Г., Гусельцева М.С. Генерирование возможностей: от человеческого капитала - к человеческому потенциалу // Образовательная политика. – 2019. – № 4(80). – c. 6-16.
7. Ахметова Д.З. «Человек экологический» в эпоху цифровизации // Высшее образование в России. – 2020. – № 5. – c. 117-126. – doi: 10.31992/0869-3617-2020-29-5-117-126.
8. Ашхамаф А.Р. Экологическое сознание: к проблеме определения понятия // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. – 2010. – № 3. – c. 15-18.
9. Байгуренова М.А., Мусатаева А.А. Человеческий капитал в современной системе управления // Вестник Российского университета кооперации. – 2019. – № 3(37). – c. 11-16.
10. Балашова Ю.Г. Управление и оценка человеческого капитала в интересах инновационного развития // Инновационные аспекты развития науки и техники: Материалы IX Международной научно-практической конференции. Саратов, 2021. – c. 96-100.
11. Власов М.В., Качан Я.В. К вопросу о классификации человеческого капитала // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. – 2021. – № 4. – c. 574-582. – doi: 10.35634/2412-9593-2021-31-4-574-582.
12. Глушкова Ю.О., Таран Д.С., Мнацаканян А.М. Человеческий капитал для региона // Гуманитарный научный журнал. – 2020. – № 1. – c. 24-32. – doi: 10.24411/2078-9661-2020-10004.
13. Доронина М.В. Об особенностях экологического стиля мышления // Аграрный вестник Урала. – 2016. – № 1(143). – c. 67-71.
14. Дорохова Н.В., Дашкова Е.С., Додохян Т.М. Инновационные подходы к развитию и использованию человеческого капитала в современных условиях // Human Progress. – 2022. – № 1. – c. 6. – doi: 10.34709/IM.181.6.
15. Елшибаев Р.К., Каримова М.Д., Отарбаева А.Б. Феноменологическая оценка человеческого капитала // Инновации и инвестиции. – 2020. – № 11. – c. 136-139.
16. Иванов М.И. Человеческий капитал: концепция и ее развитие // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2021. – № 2(52). – c. 65-71.
17. Карелин И.Н. Оценка эффективности использования человеческого капитала в регионах России // Развитие территорий. – 2022. – № 3(29). – c. 43-53. – doi: 10.32324/2412-8945-2022-3-43-53.
18. Козьмин В.С. Экологическое сознание и эволюция экологических парадигм мышления // Социально-гуманитарные знания. – 2020. – № 2. – c. 104-109. – doi: 10.34823/SGZ.2020.2.51331.
19. Копытова Е.В. Экологическая культура личности // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. – 2010. – № 3. – c. 68-72.
20. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. – 2001. – № 3. – c. 128.
21. Муртазин А.С. Структура интеллектуального капитала. Rusnauka.com. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusnauka.com/19_DSN_2010/Economics/69921.doc.htm (дата обращения: 01.03.2023).
22. Национальные проекты России. [Электронный ресурс]. URL: http://национальныепроекты.рф (дата обращения: 16.02.2023).
23. Организация Объединенных Наций. [Электронный ресурс]. URL: https://www.unon.org/ru (дата обращения: 15.02.2023).
24. Панов В.И., Лидская Э.В. Концепция устойчивого развития: экологическое мышление, сознание, ответственность // Вестник мггу им. М.А, Шолохова. социально-экологические технологии. – 2012. – № 1. – c. 38-50.
25. Полещук Л.Г. «Экологическое мировоззрение» как категория социальной онтологии новейшего времени // Известия Томского политехнического университета. – 2013. – № 6. – c. 133-138.
26. Положихина М.А. Влияние цифровизации на формирование и использование человеческого капитала // Социальные науки. – 2021. – № 1(3). – c. 8-34. – doi: 10.31249/snsn/2021.01.03.
27. Прохорова В.В., Медведева О.В. Капитал здоровья как первооснова человеческого капитала // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. – 2019. – № 3(245). – c. 84-92.
28. Руденко С.А., Репина О.М. Человеческий капитал: отраслевой подход // Oeconomia et Jus. – 2019. – № 1. – c. 22-34.
29. Субетто А.И О ноосферной парадигме эволюции как условии экологического выживания и евразийской интеграции стран СНГ // Национальные приоритеты России. – 2022. – № 2(45). – c. 45-53.
30. Сычев Е.В., Степченко В.Г., Глушак Н.В. Генезис и экономическая сущность человеческого капитала // Экономика. Социология. Право. – 2019. – № 3(15). – c. 54-61.
31. Федотов А.А. Человеческий потенциал и человеческий капитал: сущность и отличие понятий // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. – № 7(77). – c. 148-155. – doi: 10.24412/2411-0450-2021-7-148-155.
32. Фролов О.А. Современные концепции теории человеческого капитала // Инновации и инвестиции. – 2020. – № 8. – c. 43-46.
33. Хазиахметова Г.А. О парадигме исследования человеческого капитала // Вестник экономики, права и социологии. – 2019. – № 4. – c. 67-70.
34. Хмелева Г.А. Потенциал российского человеческого капитала в условиях санкций // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. – 2022. – № 2. – c. 126-140. – doi: 10.18287/2542-0461-2022-13-2-126-140.
35. Хусаинов З.А. Экологическое мышление и экологическое сознание - основа формирования экологической культуры молодого поколения // Евразийский союз ученых. – 2015. – № 3-1(12). – c. 62-64.
36. Шемет Е.В., Лозукова А.П., Петрова Д.С., Екименко К.В., Терновсков В.Б. Человеческий капитал - основа безопасного управления государством // E-Scio. – 2020. – № 11(50). – c. 470-481.
37. Шульгин С.Г., Зинькина Ю.В. Оценка человеческого капитала в макрорегионах России // Экономика региона. – 2021. – № 3. – c. 888-901. – doi: 10.17059/ekon.reg.2021-3-12.
38. Юнусова Г.Р. Человеческий капитал в развитии экономики региона: высококачественное высшее образование как инвестиции в человеческий капитал // Государственное управление. Электронный вестник. – 2021. – № 88. – c. 190-203. – doi: 10.24412/2070-1381-2021-88-190-203.
39. Human Сapital. Britannica. [Электронный ресурс]. URL: https://www.britannica.com/topic/human-capital (дата обращения: 16.02.2023).

Страница обновлена: 15.07.2024 в 00:47:02