Development of retail trade in Russia amidst digitalization
Munshi A.Yu.1, Aleksandrova L.Yu.2, Munshi Sh.M.3
1 Российская таможенная академия, Russia
2 Чебоксарский институт (филиал) Автономной некоммерческой организации высшего образования Московского гуманитарно-экономического университета, Russia
3 Чебоксарский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации», Russia
Download PDF | Downloads: 49 | Citations: 13
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 12, Number 5 (May 2022)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=48674164
Cited: 13 by 30.01.2024
Abstract:
The article substantiates the relevance of the problems of retail trade digitalization and the need to take into account factors that hinder and contribute to the sustainable growth of Russian retail. These factors are as follows: effective demand, competition intensity, inflation rate, base interest rate of the Central Bank of Russia, intensity and direction of sanctions pressure and other restrictions from foreign countries, etc. Identification, assessment and accounting of internal and external risks will ensure the dynamic development of the trade sector and solve a set of economic and social problems of optimizing business relations with counterparties, improving the trade assortment of goods, meeting the needs of the country's residents in safe and competitive goods, etc.
The conclusion is made that in the conditions of the formed trends of concentration of the retail offline and online market, format and product diversification, changes in the market structure in the direction of expanding the discounter segment, the interpenetration of offline – online – offline, increasing the degree of influence of global and macro factors on the activities of domestic retail, the significance of its digital transformation increases significantly.
Keywords: digital economy, retail trade, ecommerce development, retail, online sale
JEL-classification: L81, O31, O33
Введение
Информационно-коммуникационные технологии в современных условиях становятся все более значимым драйвером развития всех отраслей народного хозяйства России, в том числе торговли. Концептуальные основы их развития раскрыты в указах Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203 «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» и № 204 от 07.05.2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах Российской Федерации на период до 2024 года» [1, 2].
В современных условиях появления GPS, Wi-Fi, социальных сетей, смартфонов и ноутбуков с выходом в Интернет и других элементов цифровой экономики, происходящих технологических преобразований в экономике изменяются поведение потребителей и конкурентная среда розничной торговли. Динамичное развитие ритейла России определяется его способностью быстрой адаптации к происходящим изменениям цифровой среды, опережающего и быстрого внедрения цифровых решений нового поколения [9, с. 261] (Nagovitsina, Shnorr, 2020, р. 261).
Решение вопросов цифровизации в сфере отечественного ритейла способствует минимизации издержек обращения по доставке товаров до конечных потребителей посредством использования современных информационных и коммуникационных технологий ускорения процессов сбора, обработки, анализа, обмена большим объемом разнообразной информации об элементах внутренней и внешней среды.
Цифровизация розничной торговли позволяет своевременно и наиболее полно удовлетворить потребности и запросы потребителей, поскольку предоставляет широкие возможности выстраивания тесных, взаимовыгодных отношений с ними, обеспечивая омникальность процесса реализации товаров путем активного применения интернет-сервисов, искусственного интеллекта, робототехники и другого инструментария [5, с. 36–51] (Munshi, Aleksandrova, Munshi, 2015, р. 36–51).
В связи с этим авторами предлагается гипотеза: на развитие ритейла России все большее воздействие оказывают факторы цифровой среды, достижение ее конкурентных преимуществ становится невозможным без применения цифровых технологий, позволяющих выстраивать новые информационно насыщенные и высокотехнологичные алгоритмы взаимодействия с поставщиками, потребителями и другими участниками цепи поставок товаров.
Процессы трансформаций розничного сектора России в условиях цифровой экономики представляют большой научно-практический интерес. Вопросы обеспечения конкурентоспособности предприятий розничной торговли и их решения раскрыты в исследованиях Е.В. Бакальской [4, с. 506–509] (Bakalskaya, Iosova, 2018, р. 506–509), И.П. Данилова [5, с. 36–51] (Kalinina, Danilov, Krasnov, 2021, р. 36–51), А.М. Иосовой [4, с. 506–509] (Bakalskaya, Iosova, 2018, р. 506–509), Г.В. Калининой [5, с. 36–51] (Kalinina, Danilov, Krasnov, 2021, р. 36–51) и др. В трудах Л.П. Наговициной, Ж.П. Шнорр [9, с. 260–278] (Nagovitsina, Shnorr, 2020, р. 260–278) представлены характерные черты и технологии развития розничной торговли России. Тенденции развития электронной коммерции в России в условиях внедрения цифровых технологий стали объектом исследований В.В. Арсенова [3, с. 18–21] (Arsenov, 2020, р. 18–21), А.Ю. Мунши [7, с. 78–84] (Munshi, Aleksandrova, Munshi, 2020, р. 78–84), Ш.М. Мунши [6, с. 3] (Munshi, Aleksandrova, Munshi, 2015, р. 3), А.А. Пасковой [10, с. 123–131] (Paskova, 2020, р. 123–131) и др.
Целью статьи является исследование особенностей и тенденций развития розничной торговли России в XXI веке, а также выявление проблем ее цифровой трансформации и путей решения в условиях цифровизации экономики.
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе определены ключевые тренды, формирующие развитие розничной торговли, систематизирован опыт применения цифровых технологий как в традиционной, так и электронной торговле, выявлена его товарная и региональная специфика.
Применение методов теоретического и эмпирического исследования, логического мышления, системного экономического и статистического анализа, индукции и дедукции, анализа и синтеза позволило выявить особенности развития розничной торговли России в современных условиях цифровой экономики, определить перспективные направления ее развития с учетом воздействия глобальных угроз политического и социально-экономического характера, выявить потенциал развития розничной торговли в контексте ее цифровизации и с учетом общерыночных трендов.
Общая характеристика розничной торговли РФ
Торговля является важной отраслью народного хозяйства. Повышение качества жизни граждан является приоритетным направлением социально-экономического развития страны. Достижение данной стратегической цели невозможно без обеспечения динамичных темпов развития всех сфер экономики. Важная роль в этом отводится торговле.
Предприятия торговли занимают промежуточное положение между сферами производства и потребления.
Розничная торговля России в 2021 г. – это 203,9 тысяч организаций, 1113,3 тысяч индивидуальных предпринимателей и 54 розничных рынка. Розничные торговые предприятия РФ в 2020 г. представляют собой торгующие организации (на 95,3%) частной формы собственности (83,7%), по размеру – крупные (54,0%), по уровню специализации – специализированные магазины (50,6%). Вместе с тем велико число и малых предприятий торгового сектора. Их доля превышает 20% (рис. 1).
Рисунок 1. Структура розничной торговли РФ в 2020 г.
Источник: составлено авторами.
Розничная торговля играет важную социально-экономическую роль в обеспечении экономического роста страны, выступая основным работодателем, одним из ключевых доноров валового внутреннего продукта и налоговых поступлений. Удельный вес розничной торговли в формировании ВВП РФ в 2021 г. составил 30%, уменьшившись за год на 1,6 процентных пункта (п.п.), а с начала года – на 2,9 п.п.
Предприятия торговли активно участвуют в пополнении консолидированного бюджета РФ. По данным Федеральной налоговой службы России, в 2021 г. торговые предприятия перечислили в бюджет налоги и сборы в сумме 1236,5 млрд руб., в том числе предприятия розничной торговли (кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами) – 417,5 млрд руб. В структуре консолидированного бюджета на долю предприятий торговли приходится 22,9%, в том числе розничных торговых предприятий – 7,7% [12].
К розничным торговым предприятиям относятся магазины и объекты мелкорозничной торговли. Наличие развитой материально-технической базы, насыщенного ассортимента реализуемых товаров, широкого спектра оказываемых торговых услуг делает привлекательными, конкурентоспособными магазины. Их количество в 2015–2020 гг. увеличилось на 58,2 тыс. ед., или на 7,7%. За исследуемый период произошел рост числа разнообразных типов магазинов (за исключением минимаркетов), в первую очередь – супермаркетов, специализированных продовольственных магазинов и гипермаркетов (на 81,2, 46,8 и 26,7% соответственно). Наибольший удельный вес приходится на минимаркеты (31,9%) и специализированные непродовольственные магазины (28,3%), наименьший – на супермаркеты (3,7%) и гипермаркеты (0,2%) (рис. 2).
Рисунок 2. Состав магазинов РФ в 2015–2020 гг.
Источник: [11].
Розничная торговля связана с деятельностью по приобретению и реализации товаров, призвана обеспечить соблюдение прав потребителей на доступ к безопасным и качественным товарам, выступает универсальным механизмом удовлетворения разнообразных нужд и потребностей покупателей.
Развитие розничной торговли РФ в 2000–2021 гг.: динамика, факторы и барьеры
В 2021 г. оборот розничной торговли страны составил 39,3 трлн руб., увеличившись в сравнении с 2000 г. в 16,4 раза, или на 14,2% в среднем в год. При этом для первого десятилетия XXI века характерен среднегодовой рост оборота в 21,3%, а для периода 2010–2021 гг. – его снижение до 8,2% (рис. 3).
Рисунок 3. Динамика изменения оборота розничной торговли РФ в 2000–2021 гг.
Источник: [6, с. 36–51; 7, с. 78–84; 11] (Munshi, Aleksandrova, Munshi, 2015, р. 36–51; Munshi, Aleksandrova, Munshi, 2020, р. 78–84).
Развитие розничной торговли РФ определяется воздействием совокупности возможностей, угроз и рисков глобального, национального и регионального характера. Второе и начало третьего десятилетия XXI века отличаются уменьшением физического оборота розничной торговли в 2015–2016 (на 10 и 5 п.п. соответственно) и 2020 годах (на 3 п.п.). Это является следствием снижения конкурентоспособности розничных торговых предприятий России и их неспособности заблаговременно выявлять и оперативно реагировать на новые вызовы и угрозы.
По данным ежеквартальных обследований, проводимых Федеральной службой государственной статистики России, выделяют шесть основных препятствий, ограничивающих деятельность предприятий розничной торговли. Наиболее значимыми из них являются следующие:
– высокий уровень конкуренции;
– недостаточный платежеспособный спрос;
– высокий уровень налогов (на это указали свыше 40% респондентов).
По мнению опрошенных, успешную работу ритейла затрудняют также высокий размер арендной платы и транспортных расходов, а также недостаток финансовых средств.
Рисунок 4. Барьеры развития розничной торговли РФ в 2015–2021 гг., %
Источник: [11].
По данным рисунка 4 четко прослеживается интересная динамика снижения уровня барьеров в последние годы. В текущем году представляется вероятным повышение проблем, связанных со снижением платежеспособного спроса покупателей и нехваткой финансовых ресурсов (рис. 4).
Изменения состава и структуры интернет-торговли РФ
По оценкам Ассоциации компаний интернет-торговли, объем рынка электронной коммерции в 2021 г. составил 4,0 трлн руб., увеличившись за год на 29,0%, а в сравнении с 2010 г. – в 18,2 раза (рис. 5).
При этом объемы трансграничной онлайн-торговли растут гораздо более высокими темпами, нежели объемы внутренней онлайн-торговли. В результате удельный вес трансграничной торговли увеличился с 8% в 2010 г. до 88% в 2021 г.
Динамичное развитие онлайн-продаж привело к увеличению ее доли в общем обороте розничной торговли РФ в 2021 г. до 8,3% – на 2,5 п.п. за год.
Рисунок 5. Развитие интернет-торговли в РФ в 2010–2021 гг.
Источник: [13].
При этом доля электронной торговли ряда товаров значительно выше средних показателей. К примеру, онлайн-продажа ювелирных изделий из драгоценных металлов и камней была разрешена лишь в конце 2019 г., а ее доля в общем объеме оборота розничной торговли в 2020 г. составила 13%, в 2021 г. – достигла 17%.
Последние годы характеризуются существенным расширением интернет-аудитории, в первую очередь – региональной. Ели ранее более половины всего объема цифровой торговли приходилось на Москву, Московскую область, Санкт-Петербург и доля других регионов не достигала 1%, то в 2021 г. в топ-10 лидеров электронной коммерции страны с долей, превышающей 1%, вошли Краснодарский край, Свердловская, Ростовская и Самарская области, а также Республики Татарстан и Башкортостан. К группе лидеров присоединились также Нижегородская область по объему внутреннего интернет-рынка и Приморский край – на трансграничном рынке (рис. 6).
Рисунок 6. Региональная структура интернет-торговли РФ в 2021 г., % [13]
Лидерами стали интернет-магазины OZON, Wildberries и «Ситилинк» (их доля в общем объеме интернет-продаж составила 46,3%). В 2021 г. в структуре интернет-продаж преобладали цифровая и бытовая техника (25% – во внутренней торговле, 28% – в трансграничной торговле), мебель и товары для дома (15 и 17%), одежда и обувь (14 и 10%), продукты питания (10 и 6%), товары для красоты и здоровья (7 и 3%), автозапчасти и аксессуары (4 и 5%) (рис. 7) [13].
Отличительной чертой розничного рынка России являются значительные изменения его состава и структуры. В последние годы происходит уход с рынка отдельных зарубежных ритейлеров (Castorama, American Eagle Outfitters, Claire’s, Nautica, Oxette и Jennyfer, Billa) в связи со сложившейся рыночной ситуацией, изменением антитабачного и иного законодательства и невозможностью достижения поставленных целей.
Рисунок 7. Товарная структура интернет-торговли РФ в 2021 г., %
Источник: [13].
В первом квартале 2022 г. эта тенденция усилилась: ряд иностранных торговых сетей либо покинули российский рынок, либо объявили о приостановке своей деятельности на территории страны (IКЕА и др.).
Последние годы характеризуются крупными поглощениями торговых предприятий (только в 2021 г. «Магнит» приобрел сеть «Дикси», а «Лента» – пермскую сеть «Семья» и др.). Все это определяет и усиливает тенденцию консолидации рынка, следствием которой является рост доли крупных игроков и снижение мелких в обороте розничной торговли (с 17,5% в 2010 г. до 38,5% в 2020 г.) [7, с. 78–84] (Munshi, Aleksandrova, Munshi, 2020, р. 78–84).
Четко прослеживается тенденция значительного сокращения числа региональных торговых сетей («К-Раута», «Радеж», «Сибирский гигант», «Эконом»/«Огонек»), обусловленного их низкой технологической, финансовой и маркетинговой конкурентоспособностью. Усиление позиций крупных федеральных торговых сетей вынуждает объединяться региональный ритейл. Например, в 2021 г. три крупные сети Сибири и Дальнего Востока – «Красный Яр» (г. Красноярск), «Слата» (г. Иркутск) и «Самбери» (г. Хабаровск) объединились в «Восточный союз» с целью решения задач стандартизации форматов, создания единого банка данных о товародвижении, оптимизации бизнес-процессов, разработки и реализации централизованной стратегии развития и вхождения в десятку крупнейших ритейлеров страны.
Среди трендов развития розничной торговли России внедрение инновационных технологических решений в области оплаты за товары (оплата взглядом – «Пятерочка», «Перекресток»; по QR-коду – Fix Price, «Магнит»; через терминалы оплаты наличными – «Пятерочка»), виртуальной планировки, оснащения и планограммы (VR-очки – «Пятерочка»), ценообразования (технологии искусственного интеллекта – «Вимос»), сборки заказов клиентов (роботизация сборки интернет-заказов на складе – «Декатлон), тестирования товаров в режиме дополненной реальности (электронные зеркала – «Магнит Косметик») [3, с. 506–509; 10, с. 123–131; 14] (Arsenov, 2020, р. 506–509; Paskova, 2020, р. 123–131).
Все более актуальным становится применение технологий искусственного интеллекта и анализа данных в индивидуализации работы с покупателями и персоналом, таких как:
– нейронные сети в реальном времени при обработке данных системы видеоаналитики для оптимизации работы персонала с разными категориями покупателей («М.Видео-Эльдрадо»);
– мобильные приложения сети для оценки продуктов покупателями и последующей корректировки ассортимента реализуемых товаров (X5 Group);
– рекомендательная система покупателей для ознакомления с новыми товарами и марками («ВкусВилл»);
– автоматизированная система планирования смен с целью автоматизации планирования и эффективного распределения смены между сотрудниками («Лента»).
Заключение
В сложных условиях высокой инфляции, повышения ставки рефинансирования Центробанком России, введения маркировки на ряд товаров, продолжающейся пандемии, введения QR-кодов, возрастания логистических затрат, усиления санкционного давления на страну обеспечение конкурентоспособности предприятий розничной торговли и их успешное развитие невозможно без использования коэволюционного подхода и внедрения инновационных информационно-коммуникационных решений:
– диверсификация форматов розничной торговли и товарных позиций (открытие сети аптек, магазинов зоотоваров и др.), мультиформатность, активизация продаж товаров под собственными торговыми марками, расширение сегмента дискаунтеров, в первую очередь жестких дискаунтеров («Светофор», «Маяк»), в наибольшей степени удовлетворяющего требования рациональных покупателей в условиях снижения/стагнации их покупательской способности;
– взаимопроникновение офлайн в онлайн посредством создания онлайн-магазинов, запуска мобильных приложений и онлайн в офлайн путем открытия пунктов выдачи товаров, постаматов, шоурумов, торговых точек;
– усиление промактивности крупнейших сетей, осуществление ребрендинга [4, с. 506–509] (Bakalskaya, Iosova, 2018, р. 506–509).
Достижение конкурентных преимуществ возможно в случае использования коэволюционного подхода к развитию розницы посредством интеграции и координации действий с другими участниками цепей поставок товаров, цифровых технологий во всех бизнес-процессах – от процессов товародвижения до обслуживания покупателей и оказания послепродажных услуг [9, с. 260–278] (Nagovitsina, Shnorr, 2020, р. 260–278).
В современных условиях цифровизации экономики предприятиям розничной торговли следует учитывать и упреждающе реагировать на изменения потребностей и поведения покупателей на рынке товаров и услуг, а именно:
– ориентированность покупателей на применение цифровых технологий при приобретении товаров (по данным исследования Deloitte, в 2020 г. 96% россиян совершали интернет-покупки);
– усиление ценности экономии, времени и удобства в выборе торговых предприятий и товаров;
– фактическое исчезновение границ между цифровым и физическим опытом покупок, уже существующим в сознании потребителя и еще более обеспеченным Интернетом вещей и иммерсивным опытом в виртуальной и дополненной реальности, исследования показывают, что более половины потребителей готовы использовать эти технологии.
Внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в торговле позволит создать, удержать и усилить конкурентные преимущества на рынке. Наиболее активны в их внедрении лидеры российского ритейла. Например, в сферу интересов «Магнит» входят беспилотный вендинговый аппарат, логистические роботы для работы в распределительных центрах, автоматизированная система управления транспортными потоками, PTL-тележки, 3D-печать пищевых продуктов, сервис определения реакций покупателей на дегустации, персонализированный подбор косметики на основе анализа состояния кожи [14].
Для X5 Group актуальны технологические решения в области мониторинга и управления персоналом, автопарком, качеством товаров, торгово-технологическими процессами приемки, хранения, комплектации товаров и др. Перспективными инновационными решениями для сети «Лента» являются решения, нацеленные на сохранение и продление свежести товаров (технологии, упаковки), совершенствование механизма позиционирования продукции СТМ и управления поведением покупателей в магазинах.
Сложившиеся условия обусловливают необходимость исследования сильных и слабых позиций на конкурентном рынке, разработки и реализации мер по обеспечению конкурентоспособности розничных торговых предприятий, включающих в себя следующее: эффективную инновационную стратегию деятельности предприятий; оптимизацию ассортимента реализуемых товаров и оказываемых услуг; взвешенную политику ценообразования; грамотную маркетинговую политику, направленную на использование клиентоориентированного подхода в решении разнообразных вопросов (формирования ассортимента товаров и услуг, стимулировании сбыта); эффективное управление взаимоотношениями с поставщиками, потребителями, органами власти и управления [6, с. 3] (Munshi, Aleksandrova, Munshi, 2015, р. 3). Поддержанию и повышению конкурентоспособности предприятий торговли будет способствовать также грамотно выстроенная логистика, которая позволит минимизировать издержки по снабжению, хранению и реализации товаров.
Развитию розничной торговли будет способствовать разработка стратегии CVP для каждого формата, обновление программ лояльности с целью повышения привлекательности предприятий, повышение эффективности управления ассортиментом товаров посредством совершенствования механизмов использования категорийного менеджмента. Современному ритейлу необходимо принятие большого количества высокотехнологичных решений всех процессов (закупочных, складских, сервисных и иных), создание цифровой инфраструктуры, ориентированной на потребности потребителей и их сопровождение на всех этапах взаимодействия; а также логистического, маркетингового и рекламного сервиса для совместного использования с контрагентами.
References:
Arsenov V.V. (2020). Sovremennye tendentsii razvitiya elektronnoy kommertsii v Rossii v usloviyakh vnedreniya tsifrovyh tekhnologiy [Current trends in the development of e-commerce in Russia in the context of the introduction of digital technologies]. Science and Society. (2(37)). 18-21. (in Russian).
Bakalskaya E.V., Iosova A.M. (2018). Konkurentosposobnost predpriyatiya kak faktor ekonomicheskoy bezopasnosti [Competitiveness of the enterprise as a factor of economic security]. Alley of Science. 2 (10(26)). 506-509. (in Russian).
Kalinina G.V., Danilov I.P., Krasnov A.G. (2021). Otsenka osnovnyh kharakteristik informatsionnogo obshchestva v kontekste razvitiya ego potentsiala na regionalnom urovne RF v usloviyakh tsifrovizatsii ekonomiki [Assessment of the main characteristics of the information society in the context of the development of its potential at the regional level of the Russian Federation in the conditions of digitalization of the economy]. Vestnik MGEI (on line). (1). 36-51. (in Russian). doi: 10.37691/2619-0265-2020-0-1-36-51.
Munshi A.Yu., Aleksandrova L.Yu., Munshi A.Sh. (2020). Otsenka sostoyaniya i trendy razvitiya roznichnoy torgovli Rossii [Evaluation of the state and development trends of Russia retail trade]. The Bulletin of the Russian University of Cooperation. (2(40)). 78-84. (in Russian).
Munshi A.Yu., Aleksandrova L.Yu., Munshi Sh.M. (2015). Sostoyanie i dinamika razvitiya roznichnoy torgovli Rossii [State and dynamics of Russian retail]. Modern problems of science and education. (1-2). 3. (in Russian).
Munshi A.Yu., Munshi A.Sh., Aleksandrova L.Yu. (2020). Konkurentosposobnost predpriyatiy roznichnoy torgovli [Competitiveness of retail enterprises] Management and economics of the national economy of Russia. 181-183. (in Russian).
Nagovitsina L.P., Shnorr Zh.P. (2020). Roznichnaya torgovlya 4.0: kharakternye cherty i tekhnologii razvitiya [Retail 4.0: characteristic features and technologies of development]. Herald of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. (3(82)). 260-278. (in Russian). doi: 10.21295/2223-5639-2020-3-260-278.
Paskova A.A. (2020). Tsifrovaya transformatsiya roznichnoy torgovli: tendentsii i tekhnologii [Updating and methodological research of the construction complex (a review)]. Novye tekhnologii. 16 (6). 123-131. (in Russian). doi: 10.47370/2072-0920-2020-16-6-123-131.
Страница обновлена: 04.05.2025 в 09:00:57