Необходимость и перспективы применения современных информационных технологий в сфере розничной торговли

Дзюба М.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 6 (18), Июнь 2008

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11394880
Цитирований: 7 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Применение продуктов сферы информационных технологий в розничной торговле во многом предопределяет успешность развития торговой организации. Современные IT-продукты нацелены на корректировку и оптимизацию как внутренних, так и внешних бизнес процессов. Наиболее важными являются технологии автоматизации отношений с покупателями и налаживания непосредственно торговой деятельности, во всех ее проявлениях.

Ключевые слова: информационные технологии, торговля, автоматизация, торговые организации, CRM-системы



Применение продуктов сферы информационных технологий в розничной торговле во многом предопределяет успешность развития торговой организации. Современные IT-продукты нацелены на корректировку и оптимизацию как внутренних, так и внешних бизнес процессов. Наиболее важными являются технологии автоматизации отношений с покупателями и налаживания непосредственно торговой деятельности, во всех ее проявлениях.

Динамичное развитие отрасли розничной торговли приводит к усилению конкуренции в сфере обращения. Это вынуждает предприятия торговли повышать эффективность своей деятельности, что во многом зависит от возможностей используемых программных продуктов по оперативной обработке больших объемов информации.

Современные информационные системы позволяют в максимально короткие сроки выявить наиболее существенные тенденции развития компании в целом и оценить эффективность работы отдельных структурных подразделений, а самое главное – вовремя среагировать на ту или иную ситуацию в бизнес-процессе.

Развитые торговые организации используют различные специализированные информационные решения. В качестве примера можно выделить: 1С в «Патерсон», SAP Retail в «Эльдорадо» и «Техносила», Axapta Retail в «Перекресток», Navision и др. [2]. Приведенные информационные продукты призваны упрощать и совершенствовать систему контроля оперативной деятельности компании (финансы и затраты, запасы и склад, закупки и продажи, дебиторская задолженность и ценовая политика), управлять взаимоотношениями с заказчиками и поставщиками, контролировать процесс продаж.

К принципиальным особенностям информационных систем, разработанных специально для розничной торговли, следует отнести необходимость работы с большим и достаточно быстро обновляемым перечнем товаров, а так же ориентированность на каждого конкретного клиента.

По прогнозам аналитиков в ближайшее десятилетие отрасль розничной торговли ждут глобальные изменения. Большая часть покупок, как и прежде, будет происходить в реальных магазинах, но схема их работы серьезно изменится. По прогнозам специалистов, к 2013 году, во многом благодаря развитию информационных технологий, количество персонала, занятого в розничной торговле сократится примерно на 20%, если сравнивать с 2007 годом [3].

Внедрение информационных технологий, на наш взгляд следует систематизировать, выделив два основных направления:

- клиенто-ориентированное, призванное максимально автоматизировать процесс покупки;

- автоматизация класса «in-store», т.е. технологии, внедрение которых позволит автоматизировать большинство процессов внутренней деятельности супермаркетов.

В целях обеспечения важнейших конкурентных преимуществ торговой организации следует внедрить определенный набор инновационных решений, многие из которых уже сегодня предлагаются на рынке информационных технологий. Прежде всего, это система радиочастотных меток (RFID [1]) и уже известная система управления взаимодействием с клиентами (CRM [2]).

На наш взгляд, отдельное внимание следует уделить внедрению системы RFID, которая в сочетании с развитием беспроводных сетей позволяет практически полностью автоматизировать процесс осуществления покупок. В случае повсеместного распространения RFID, клиент в торговом зале магазина почти полностью будет предоставлен себе и своему клиентскому карманному компьютеру. Даже консультации могут поступать к потенциальному клиенту в электронном виде. В клиентской корзине покупателя будут находиться товары, оснащенные радиочастотными метками, которые автоматически отсканируются на выходе, после чего компьютер спишет необходимую сумму со счета покупателя [4].

Введение RFID также позволит автоматизировать некоторые операции, которые раньше делались вручную, например, маркировка товаров или сканирование на кассах. Операции по логистике также будут во многом упрощены. RFID-метки предоставят возможность контролировать любое перемещение товара - от отгрузки до поступления на склад и в торговый зал. Товарные каталоги путем RFID-считывания будут постоянно обновляться. Торговым организациям удастся намного повысить корректность осуществления операций и производительность своей деятельности.

CRM продукты позволят предприятию торговли более ясно видеть, с кем оно работает. Имея в распоряжении сведения о клиентах, истории их покупок, анализируя динамику спроса, предпочтения покупателя и его привычки, представляется возможным соответствующим образом подстроить свой ассортимент, откорректировать ценовую политику, предложить дополнительные услуги. Таким образом, путем внедрения CRM, будет успешно достигаться основная цель магазина — установление прочных, долговременных отношений со своими покупателями.

Учитывая, что цель всего торгового предпринимательства — это покупатель, CRM-технология все еще в недостаточной степени распространена на этом рынке. Большая доля бюджетов информационных технологий торговых компаний все еще расходуется на совершенствование мерчендайзинга, корректировку логистических работ или организацию работы магазина. Ожидается, что CRM зарекомендует себя как первичный IT-продукт ориентировочно в 2010-2013 году [1].

Таким образом, инновационные решения необходимы предприятиям торговли по очевидным причинам: постоянно растущая конкуренция требует разработки новых методов привлечения клиентов и повышения их лояльности компании. Меняющаяся конъюнктура рынка обязывает торговые организации корректировать свои внутренние бизнес-процессы. Розничные сети, которым удастся своевременно отреагировать на изменения, в итоге значительно смогут увеличить объемы продаж, повысить уровень и эффективность работы персонала, а также значительно сократить издержки. Иначе им элементарно не удастся выжить на рынке [5].

Уровень автоматизации отрасли розничной торговли в России постоянно растет параллельно с уровнем развития непосредственно торговых организаций. Для создания полноценной розничной сети из нескольких торговых точек нужно, в первую очередь, построить информационную сеть. А для того, чтобы такая сеть могла успешно функционировать и развиваться, торговой организации следует пользоваться наиболее современным оборудованием и программно-информационным обеспечением.

На наш взгляд, наибольшее распространение получат информационные решения, базирующиеся на западных образцах индустрии информационных технологий. Но решения эти будут, в большинстве случаев, отечественного производства, так как в каждой стране есть определенная специфика в сфере развития торговых организаций, в правовой части, свои «портреты покупателя».

-----------------------------------------------------------------------------

[1] RFID (Radio-Frequency Identification) - технология, использующая радиочастотное электромагнитное излучение для чтения/записи информации. Применяется для маркировки товара в торговле.

[2] CRM (Customer Relationship Management) – автоматизированная система управления отношениями с клиентами.


Источники:

1. Как вытащить рыбку из пруда / Андрей Драница // Компьютера. – 2003. - №1. – С. 14
2. Информационные технологии в торговле / Павел Михайлов// Журнал Sales Business, №3 [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://salespro.ru.
3. ИТ-курс на оптимизацию бизнеса / Юлия Граванова // Интернет издание о высоких технологиях [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.cnews.ru.
4. Покупатель в электронной оболочке / Мария Попова // Интернет издание о высоких технологиях [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.cnews.ru
5. Торговля требует самых быстрых внедрений ИТ / Дмитрий Слиньков // Интернет издание о высоких технологиях [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.cnews.ru.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:01:36