Theoretical approaches to evaluating the innovative labour effectiveness in the personnel management system

Vasilev V.A.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Russia

Journal paper

Leadership and Management (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 9, Number 1 (January-March 2022)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=48122453
Cited: 2 by 07.12.2023

Abstract:
The development of business entities in modern socio-economic conditions is not possible without innovations, including those aimed at improving human resources. The concept of human capital is based on the notion that the individual is one of the aspects of the innovative development. It is the individual who is given a central place in ensuring economic development achievable by improving the labour efficiency and quality. The efficiency of the economy today is determined by the implementation of information resources and the intellectual and creative potential of human resources. New requirements are being imposed on human resources. In addition, new development tasks are being set for human resources. Innovations require a lot of money and time, but they lead to an increase in labour efficiency. Therefore, both young professionals seeking to acquire the most relevant skills necessary for career growth and managers of public and private enterprises who need to improve the level and quality of work are interested in introducing innovations. The article discusses the key concepts of innovative labour and its effectiveness. A number of concepts and approaches used in assessing the innovative labor effectiveness are discussed. The most relevant and frequently used principles of ways to improve and evaluate innovative labor are identified. Comparative characteristics of these concepts and approaches and possibilities of their application in practical HR management are determined. The novelty of the article lies in the author's proposal of alternative concepts and approaches to the evaluation of labour efficiency, the study of social and labour relations of individuals due to the introduction of innovations in the labour process.

Keywords: innovative labour, efficiency, evaluation, national human capital

JEL-classification: O15, M54, J24



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования связана с задачами развития экономики нашей страны, определенными новыми инструментами социально-экономического развития.

Эффективность экономики все больше определяется использованием информационных ресурсов и интеллектуальным и творческим потенциалом человеческих ресурсов, к которым предъявляются новые требования и ставятся новые задачи развития. Они мотивированы созданием и внедрением технологических и управленческих инноваций, которые позволяют компаниям повышать свою конкурентоспособность и обеспечивать лидерство на национальном и международном рынках. Инновации невозможны без человеческого труда, который становится инновационным из-за растущих требований к постоянному обновлению знаний, профессиональной мобильности и независимому экономическому поведению. Интеллектуальный и творческий потенциал сотрудников определяет масштабы социально-экономических изменений, а эффективность работы – один из решающих факторов экономического роста.

Благодаря инновационному труду ученых, конструкторов, технологов, предпринимателей и др. экономика России может получить конкурентные преимущества. Однако внедрение любых инноваций требует определенных условий для мотивации к созданию инновационных продуктов и услуг, а соответственно, механизма реализации инновационного труда и повышения его эффективности.

Целью исследования является анализ теоретических подходов к понятиям «инновационный труд» и «эффективность труда», рассмотрение подходов к формированию механизма оценки эффективности инновационного труда и его влияние на развитие социума. Для ее достижения мы считаем целесообразным решить следующие задачи;

Ø раскрыть основные понятия: эффективность труда, трудовой потенциал, инновационный труд;

Ø определить роль и задачи инновационного труда в современной экономике;

Ø определить функции инновационного труда;

Ø раскрыть основные методы и концепции оценки эффективности инновационного труда;

Ø предложить новые методы оценки эффективности инновационного труда и методы их применения на практике.

Оценка эффективности труда подразумевает не только сопоставление извлеченного экономического эффекта с расходами труда, но и анализ результатов оказываемого им влияния с точки зрения воздействия на социум. Социальный эффект при проведении оценки труда отражает уровень удовлетворения спроса граждан продукцией и качеством сервиса. Повышение эффективности труда приводит к улучшению его показателей, что выражается в достижении более качественного удовлетворения потребностей населения при одновременном сокращении издержек, связанных с обращением товаров (услуг) и их потреблением [1, с. 790] (Rayzberg, 2014, р. 790).

Эффективность труда является одной из составляющих системы оценки результативности общественного производства в целом. Выделяют три подхода к вопросу измерения данного показателя.

Сторонники первого считают, что сотрудники предприятий оказывают прямое влияние на процесс производства, конечные результаты которого следует рассматривать как критерии оценки эффективности труда (прибыль, себестоимость продукции, ее рентабельность и прочие количественные показатели за определенный временной период), подверженные воздействию иных аспектов производства (уровень автоматизации, ритмичность, стоимость материалов/запасов и др.) [2] (Maslova, 2013).

Второй подход предполагает оценку эффективности труда, исходя из рассмотрения критериев, отражающих его результативность и качество. К ним относят производительность и темпы ее роста, временные затраты, фонд заработной платы [3] (Lovcheva, 2013). Третий подход подразумевает, что эффективность труда зависит в первую очередь от степени организации работы сотрудников, уровня их мотивации, сформированного климата в коллективе и т.п. [4] (Egorshin, 2011). В таком случае в качестве критериев оценки рекомендуется использовать такие показатели, как текучесть кадров, уровень профессионализма работников и т.д.

Рассмотрение теоретических подходов к оценке эффективности инновационного труда требует в первую очередь разъяснения понятийного аппарата. Под инновационным трудом понимают труд, совершаемый группой людей, коллективом лиц (совокупностью интеллектуальных систем) с помощью посредников (технических систем) или отдельной личностью (индивидуально-интеллектуальной системой), в результате которого создается инновационный продукт или услуга. Для этого необходимо соотнести рассматриваемый термин с определениями трудового потенциала, человеческого и интеллектуального капитала. Национальный человеческий капитал является неотъемлемой частью инновационных трудовых ресурсов, которые представляют собой собранные на протяжении многих лет высокоценные знания, а также интеллектуальный капитал, нацеленный на повышение уровня конкурентоспособности страны на международной арене в условиях активно протекающих процессов интернационализации. В наиболее общих чертах человеческий потенциал рассматривают как совокупность объективных и субъективных качеств индивидуума, которые сформированы генетически или на фоне действующего механизма социально-экономических взаимоотношений [5, с. 108] (Danilovskikh, Avakyan, 2015, р. 108). Данный термин определяет системное множество характеристик личности, среди которых базовые способности, обеспечивающие ведение жизненной деятельности и воспроизводство потомства. В конкретной среде и при наличии всех нужных ресурсов человеческий потенциал может рассматриваться в качестве трудового и, соответственно, быть воплощенным в труде.

Основным фактором достижения социально-экономического развития является появление понятия «трудовой потенциал» [6] (Doktorovich, 2012). Трудовой потенциал является формой воплощения человеческого фактора производства, экономики, т.е. в трудовом потенциале учитываются только занятые. Трудовой потенциал А.Б. Докторович и А.Э. Котляр рассматривают как целостную общность трудовых характеристик экономически активных граждан, центром которой является их способность трудиться [7] (Doktorovich, Kotlyar, 2006). Данный ресурс отражает возможность ведения трудовой практики, работы социально-трудовой системы и получения в рамках установленного временного периода определенных достижений, которые могут быть измерены. Предложена классификация общих свойств характеристик трудового потенциала. Среди них: физические и морально-душевные способности индивидуума, уровень интеллектуального развития граждан, социально-экономические стимулы, степень инновационной и научно-технической активности населения [8, с. 86–87] (Doktorovich, 2015, р. 86–87).

Особого внимания заслуживает интеллектуальный компонент трудового потенциала, состоящий из сформированного десятилетиями багажа теоретических знаний и практических умений людей преимущественно в научно-технической, экономической, культурной, медицинской и биологической областях. Формирование знаний происходит в процессе развития образовательной системы страны и проведения научных экспериментов, которые связаны между собой посредством субъектов образовательного и научного процессов, а также информационных потоков. В современном мире активно протекают процессы интеллектуализации труда, которые обусловлены стремительным развитием информационных технологий, что, в свою очередь, является причиной расширения границ экономически активной прослойки общества за счет интеграции в нее студентов и иных совершеннолетних обучающихся путем привлечения их в трудовой процесс на неполный рабочий день. Все это способствует повышению уровня и качества жизни населения.

М.А. Иващенко и Н.Н. Реутов пришли к мнению о том, что трудовой и интеллектуальный потенциал – это вариации человеческого капитала, что во многом обусловлено стремлением властей большинства стран мира к развитию инноваций, призванных открыть новые возможности и повысить эффективность решения стратегически важных вопросов [6, 9] (Doktorovich, 2012; Dubovskiy, 2004). Инновации все чаще рассматриваются как один из инструментов, помогающих развитию народного хозяйства страны и повышению качества жизни ее граждан. В таких условиях возрастает роль интеллектуальных и творческих качеств человека. Трансформация интеллектуального труда в повсеместный на базе внедрения и совершенствования информационных технологий приводит к увеличению человеческого потенциала и росту производительности труда. Информационные технологии, основанные на принципах преобладания творческой составляющей жизнедеятельности человека, все чаще воспринимаемой как ключевой ресурс, что приводит к эволюции модели организации труда. В отличие от классических форм, творческая деятельность отрицает наличие зависимости результатов от вложенных для их достижения ресурсов. Тем самым креатив или творчество измеряются не материальными аспектами жизни человека, как труд, а более императивными стимулами и мотивами.

Одна из распространенных классификаций предусматривает разделение подходов к оценке инноваций на эволюционный и системный [10]. Первый рассматривает ее как техническо-экономический процесс и трансформацию сложившейся структуры системы производства, которая обеспечивает получение лучших по характеристикам товаров посредством применения креатива и новшеств. Для акцентирования внимания на растущей значимости творческой составляющей в оборот внедрен термин «социальная инновация», который также отражает высокую роль духовных аспектов труда и относит инновации к научно-интеллектуальной деятельности [11] (Mortara, Napp, Slachik, Minshall, 2020). Если инновации представляют собой мотивы, поведение и предметы, существенно отличающиеся от прежде существовавших аналогов, то социальные инновации подразумевают использование эксцентричных типов мышления и образов жизни, а также рассматриваются как процесс и итог совершенствования социальной сферы как общества в целом, так и отдельно взятых компаний за счет расширения нематериальной части социального пакета сотрудников (оплата обучения, лечения и т.п.), улучшения условий труда, проведения нацеленных на создание корпоративной культуры мероприятий. Системный подход, используемый для трактовки инноваций, способствует более глубокому раскрытию данного определения. В общих чертах они рассматриваются как процесс воплощения в жизнь идей в той или иной области человеческой жизнедеятельности, что нацелено на удовлетворение рыночного спроса и получение экономического эффекта. С социальной и экономической точки зрения инновации представляют собой в первую очередь возникающие между физическими и/или юридическими лицами экономические отношения, базирующиеся на создании и внедрении новых технологий и продуктов в условиях высокой конкуренции и постоянно меняющегося рынка [12] (Valdaytsev, 1984).

Происходящие на протяжении многих десятилетий трансформационные процессы, связанные с изменением учений о сути человеческого капитала, сказались на теоретических подходах к его изучению и оценке, что стало базой для зарождения множества дилемм, в том числе в части формирования суждений относительно эффективности использования компаниями в своей деятельности инновационных кадровых ресурсов. Инновационные технологии представляют собой множество способов, нацеленных на оказание поддержки процессам внедрения и реализации инноваций [13, с. 100–103] (Khramova, Chernukhin, 2021, р. 100–103), под которыми, в свою очередь, понимается трансформация возможного научно-технического прогресса в реальный, отражаемый в новых продуктах и технологиях [14] (Postalyuk, Rakhimova, Postalyuk, 2020). Кадровые инновации являются итоговым результатом реализации новшества, которое приводит к трансформации кадровой деятельности как объекта менеджмента, а также к извлечению социально-экономической и иной выгоды. Тем самым кадровые инновации обеспечивают так называемый эффект прироста. Одним из наиболее наглядных и распространенных примеров кадровых инноваций можно назвать подход HR-менеджмента [14] (Postalyuk, Rakhimova, Postalyuk, 2020). В соответствии с ним управление штатом и кадровой деятельностью рассматривается как процесс организации и руководства людскими ресурсами, протекающий на местном, государственном или мировом уровне [14, 15] (Postalyuk, Rakhimova, Postalyuk, 2020; Shvets, 2013).

Одним из наиболее простых в применении на практике подходов к оценке человеческого капитала считается учет временных затрат на обучение кадров и получение ими соответствующего профессионального образования, что позволяет измерить показатель в человеко-годах.

Немецким ученым Т. Шульц еще в начале второй половины прошлого столетия была выявлена закономерность, в соответствии с которой уровень и качество образования специалистов, как правило, напрямую зависят от количества затраченного ими времени на получение соответствующих знаний и умений, а человеческий капитал, в свою очередь, сопоставим с уровнем образования [16, с. 272] (Schultz, 1971, р. 272). Позже была сформулирована новая классификация подходов, используемых при оценке человеческого капитала [17] (Khudorenko, Konstantinova, 2020). Ею предложены к применению в соответствующей ситуации натуральных показателей, оценок предшествующих стараний, а также результатов анализа по выявлению уровня отдачи в ходе определении запаса кадровых ресурсов.

Зачастую эксперты обобщают подходы, используемые при оценке человеческого капитала; наиболее часто встречающимися являются затратный и доходный, что, по мнению Г.А. Хмелевой, является в корне неверным решением в современных условиях рынка [18, 19] (Bogatova, 2013; Khmeleva, 2012). В своем научном труде она обобщила знания, изложенные множеством иных авторов, и сформулировала ключевые подходы к оценке человеческого капитала, выделив прямой (определение натуральных показателей запаса) и затратный (выявление стараний, предпринятых в предшествующих периодах) методы, а также метод измерения отдачи (результата) от применения кадровых ресурсов.

В условиях современности одним из наиболее распространенных подходов можно назвать акмеологический, выросшую популярность которого связывают с отведением человеческому капиталу новой для него роли в ходе развития инновационной экономики. Он основан на постулатах о том, что индивидуум в профессиональном поле переходит из позиции мастерства к творчеству, тем самым расширяя границы своего опыта и осваивая новые технологии и навыки, а также демонстрируя новые достижения [20, с. 60–61] (Tuguskina, 2013, р. 60–61).

Еще одним подходом, направленным на оценку качественных, а не количественных характеристик человеческого капитала в условиях развития инноваций, является компетентностный подход. Компетентностный подход отражает текущую ситуацию на рынке труда [21, 22] (Chulanova, 2011; Chulanova, Doroshenko, 2014). Его распространение обусловлено обретением актуальности вопроса сохранения спроса на кадровые ресурсы в инновационной экономике. Компетентностный подход предлагает обширный потенциал для дачи описания профессиональных и личностных характеристик, необходимых для достижения высокоэффективного процесса организации, что в конечном итоге позволяет сосредоточиться на ключевых качествах личности, оказывающих влияние на результат [23, с. 303] (Okunkova, 2021, р. 303). Вместе с тем сохраняется возможность применения термина «компетентность» для характеристики знаний и опыта, ожидаемых от сотрудников для эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей. Кроме того, данное понятие предоставляет возможность объединения компонентов менеджмента человеческих ресурсов в единое целое [15] (Shvets, 2013).

Для проведения оценки инновационного труда необходимым является составление комплексного механизма подходов и индикаторов, которые предоставляют возможность проведения анализа влияния кадровых ресурсов на развитие инновационных процессов в экономике. Методы, используемые в кадровом менеджменте, базируются на полученных в ходе оценки разных составляющих человеческого капитала данных, которые соответствуют интересам инновационного развития. Таковыми элементами являются навыки ведения бизнеса и интеллектуальный потенциал, выступающие необходимой базой для создания инноваций и последующего внедрения их в различных областях народного хозяйства.

Наиболее подходящей основой для разработки методов оценки инновационного труда можно назвать акмеологическую концепцию. На ее базе разработан подход, предусматривающий оценку кадровых ресурсов, задействованных в инновационной сфере [23, с. 303] (Okunkova, 2021, р. 303). Предложено измерять соответствующие показатели в зависимости от их уровня – микро-, мезо- и макро-.

Первый из них предполагает оценку степени удовлетворенности человека своей трудовой деятельностью, инновационными климатом, средой и культурой.

На втором следует определить показатели среднего планового периода обучения на протяжении жизни для детей дошкольного возраста; удельного веса компаний, внедряющих инноваций, в общем числе юридических лиц; индекса инновационного развития; количества успешно получивших диплом студентов по итогам окончания обучения в аспирантуре на 100 тыс. чел. населения.

На третьем уровне предусмотрено, что два первых показателя предыдущего уровня сохранены, и к ним добавлен индикатор общего уровня инновационной активности компаний. В процессе развития инноваций существенно увеличивается значимость интеллектуальных ресурсов, что сопровождается параллельным ростом необходимости привлечения высокопрофессиональных специалистов.

Следовательно, для развития интеллектуальной сферы следует на постоянной основе наращивать инновационный труд посредством применения научных способов, которые нацелены на привлечение, удержание и повышение квалификации кадров, обладающих наиболее высокой ценностью. При реализации политики в рамках данного вектора развития рекомендуется регулярно строить прогнозы будущего состояния рынка труда, что приведет к формированию обширной базы международного опыта, которая может быть использована для развития механизмов профессионального образования и увеличения спроса на подготовку кадров [24] (Savelev, 2010). Неотъемлемым аспектом при организации функционирования системы оценки эффективности инновационного труда является инструмент, позволяющий формировать прогнозы потребности инновационной экономики в интеллектуальных кадрах. Данный факт стал причиной составления множества подходов и различных методик, преследующих соответствующие цели. Наиболее популярными из них можно назвать подход, сопоставляющий штатную численность с индикаторами экономики [9, с. 224] (Dubovskiy, 2004, р. 224); методику оценки ожидаемых потребностей рынка труда [13, с. 735] (Khramova, Chernukhin, 2021, р. 735); модель формирования прогнозов потоков учащихся студентов [25, с. 123] (Kiselyov, Savelev, Sazonov, 2004, р. 123) и др. Все они нацелены на достижение равновесия между потребностями экономики в интеллектуальных ресурсах и количеством выпускаемых на рынок учебными заведениями специалистов.

Высокий интерес с точки зрения развития инновационной экономики вызывает подход Д.В. Маркова, который предложил формирование прогнозов спроса на высококвалифицированные кадры в двух стадиях [26, с. 117–121] (Markov, 2009, р. 117–121). На первой из них предусмотрено составление общего прогноза потребностей в человеческом капитале для рынка труда, а на второй – распределение посредством метода экспертных оценок полученных результатов в зависимости от специальности и уровня образования кадров.

По мнению некоторых специалистов, инновации отражают лишь процесс интеллектуального труда, а ключевым ресурсом физической деятельности труда выступают соответствующие способности, умственной – теоретические познания и умения осуществлять анализ [17, 27] (Khudorenko, Konstantinova, 2020). Исходя из этого, следует рассматривать инновационный труд в качестве некой активности психоэмоционального характера, движущей силой которой выступает готовность к познанию нового, подкрепленная эмоциональной окраской. Иными словами, данную категорию следует трактовать как потенциал к решению задач на базе развития области эмпирических условий и выявлению новых логических связей.

Сегодня достаточно широко распространен подход, в соответствии с которым интеллектуальный труд, с которым, как уже упоминалось, ряд авторов отождествляют инновации, принято делить на два вида: креативный и эвристический. Под первым понимается преобразующее действие, которое осуществляется человеком или группой лиц с применением инструментов и продуктов интеллектуального труда, что приводит к выпуску инновационной продукции. Второй вид может быть реализован самостоятельно отдельным лицом либо интеллектуальным инструментом при технической поддержке, а результатом такого процесса также становится выпуск инновационного продукта [28, 29] (Abdurakhmanov, Babynina, Odegov, 2020; Babynina, 2019).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, подытоживая вышесказанное, важно отметить, что для того чтобы интеллектуальный труд был отнесен к инновационному, нужно обеспечить наличие в нем таких важных составляющих, как креатив и творчество, предполагающих, в свою очередь, формирование новых решений и подходов. Целью анализа теоретических подходов к понятиям инновационного труда и его эффективности является вывод о том, что при реализации инновационного труда требуется учет способностей сотрудников к творчеству, а также создание всех условий для стимулирования его развития. На наш взгляд, данная категория деятельности возможна лишь в определенной среде, сочетающей в себе такие ключевые аспекты, как: наличие теоретической базы, стремление и умение ее применить на практике. Инновационный труд стал популярным в современном мире, характеризующемся активным развитием инноваций и их внедрением в экономику. Таким образом, на основе статьи можно заключить, что изменение структуры занятости населения в зависимости от профессионально-квалификационной компетенции является следствием внедрения все тех же инноваций и технологического развития. Все эти аспекты, по нашему мнению, сформировали необходимость в создании нового механизма определения потребностей рынка кадров, что свидетельствует о наличии нужды в постепенном переходе от количественных к качественным индикаторам оценки как человеческого капитала в целом, так и эффективности инновационного труда.


References:

Abdurakhmanov K.Kh., Babynina L.S., Odegov Yu.G. (2020). Upravlenie chelovecheskimi resursami organizatsii [Human resource management of the organization] Tashkent: Izd-vo FAN Akademii nauk. (in Russian).

Apokin A.Yu., Lebedinskaya E.V. (2006). Prognoz izmeneniy chislennosti studentov na 2006–2008 gody [Forecast of changes in the number of students for 2006-2008] M.: Izdatelskiy dom GU-VShE. (in Russian).

Babynina L.S. (2019). Razvitie tsifrovyh kompetentsiy naseleniya dlya preodoleniya tekhnologicheskogo otstavaniya strany [Development of digital competencies of the population to overcome the technological lag of the country] Sustainable development: society and economy. 269-272. (in Russian).

Bogatova A.V. (2013). Metodologicheskie podkhody k otsenke chelovecheskogo kapitala [Methodological approaches to human capital evaluation]. Bulletin of Altai State Agricultural University. (3(101)). 135-139. (in Russian).

Chulanova O.L. (2011). Podbor upravlencheskogo personala na osnove kompetentnostnogo podkhoda: iz opyta elektroenergeticheskikh kompaniy [Selection of management personnel based on the competence approach: from the experience of electric power companies]. Hr. (12). 192-198. (in Russian).

Chulanova O.L., Doroshenko O.V. (2014). Competence approach as an innovative tool of personnel management small and medium business of Khanty-Mansy autonomous region-UGRA Materials of the V International research and practice conference. 106-113.

Danilovskikh T.E., Avakyan A.G. (2015). Metodiki otsenki chelovecheskogo kapitala: podkhody k klassifikatsii [Methods of human capital evaluating: approaches to classification]. Fundamental research. (6). 108-111. (in Russian).

Doktorovich A.B. (2012). Sotsiologicheskiy analiz i metodika otsenki razvitiya intellektualnogo potentsiala [Sociological analysis and evaluation methods within exploring of intellectual potential]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 18: Sotsiologiya i politologiya. (1). 143-154. (in Russian).

Doktorovich A.B. (2015). Paradigma sotsioinnovatsionnogo razvitiya: chelovecheskiy potentsial i intellektualnyy kapital sotsialno-ekonomicheskikh izmeneniy [The paradigm of socio-innovative development: human potential and intellectual capital of social and economic changes]. Prostranstvo i Vremya. (1-2(19-20)). 84-90. (in Russian).

Doktorovich A.B., Kotlyar A.E. (2006). Trudovoy potentsial [Labor potential] M.: Alfa-Press. (in Russian).

Dubovskiy S.V. (2004). Vychislitelnye eksperimenty s makromodelyu nestatsionarnoy rossiyskoy ekonomiki. Modelirovanie sotsialno-politicheskoy i ekonomicheskoy dinamiki [Computational experiments with the macromodel of the non-stationary Russian economy. Modeling of socio-political and economic dynamics] M.: RGSU. (in Russian).

Egorshin A.P. (2011). Organizatsiya truda personala [Organization of staff work] M.: INFRA-M. (in Russian).

Khmeleva G.A. (2012). Chelovecheskiy kapital kak uslovie formirovaniya innovatsionnoy ekonomiki regiona [Human capital as a condition for the formation of the innovative economy of the region] Samara: SAGMU. (in Russian).

Khramova A.V.,Chernukhin A.M. (2021). Upravlenie innovatsionnymi tekhnologiyami v ekonomike sotsialnogo distantsirovaniya [Management of innovative technologies in the economy of social distancing]. Theoretical and Practical Aspects of Management. (1). 94-112. (in Russian). doi: 10.46486/0234-4505-2021-1-94-112 .

Khudorenko E.A., Konstantinova E.A. (2020). Osobennosti osushchestvleniya integratsionnyh protsessov v evraziyskom prostranstve: yazykovoy i innovatsionnyy aspekty [Specific features in the implementation on integration processes in the Eurasian space: linguistic and innovative aspects]. Problems of modern economics. (2(74)). 37-41. (in Russian).

Kiselyov A.F., Savelev A.Ya., Sazonov B.A. (2004). Obrazovatelnyy potentsial Rossii: sostoyanie i razvitie [Educational potential of Russia: status and development] M.: MGUP. (in Russian).

Lovcheva M.V. (2013). Upravlenie personalom: teoriya i praktika. Deloproizvodstvo v kadrovoy sluzhbe: [Personnel management: theory and practice. Office work in the personnel service] M.: Prospekt. (in Russian).

Markov D.V. (2009). Metodika prognozirovaniya potrebnosti regiona v kadrakh [Forecasting technique of region's demand for personnel]. Theoretical and Practical Aspects of Management. (4(66)). 116-120. (in Russian).

Maslova V.M. (2013). Upravlenie personalom [Personnel management] M.: Yurayt. (in Russian).

Mortara L., Napp Y., Slachik I., Minshall T. (2020). Kak vnedrit otkrytye innovatsii? Chast 1. Kontseptsiya otkrytyh innovatsiy [How to implement open innovation? Part 1. The open innovation concept]. Metody menedzhmenta kachestva. (12). 14-20. (in Russian).

Okunkova E.A. (2021). Upravlenie razvitiem chelovecheskogo kapitala v innovatsionnoy ekonomike: teoretiko-metodologicheskiy i kontseptualnye podkhody [Management of human capital development in an innovative economy: theoretical, methodological and conceptual approaches] Moscow. (in Russian).

Postalyuk M.P., Rakhimova G.S., Postalyuk T.M. (2020). K voprosu innovatizatsii riskov bezopasnosti v povedencheskoy ekonomike [To the issue of innovatization of security risks in behavioral economics (russia, kazan)]. Problems of modern economics. (2). 67-72. (in Russian).

Rayzberg B.A. (2014). Kurs ekonomiki [Economics] M.: INFRA-M. (in Russian).

Savelev A.Ya. (2010). Prognozirovanie razvitiya sistemy obrazovaniya v usloviyakh nestabilnosti (krizisa) [Forecasting of higher education development in the crisis situation]. Higher education in Russia. (11). 119-131. (in Russian).

Schultz T. (1971). Investment in human capital: The Role of education and of research Los Angeles: Free Press.

Shvets L.G. (2013). Ot upravleniya personalom i kadrovoy raboty – k upravleniyu chelovecheskimi resursami. Kontseptsiya HR-menedzhmenta [From personnel management and personal operations to human resources management. Conception of HR management]. Public and Municipal Administration. Scientific notes. (3). 182-191. (in Russian).

Tuguskina G.N. (2013). Akmeologicheskiy podkhod k upravleniyu otsenkoy chelovecheskogo kapitala [Acmeological approach to human capital assessment management]. Ekonomika i upravlenie sobstvennostyu. (2). 59-63. (in Russian).

Valdaytsev S.V. (1984). Ekonomicheskoe obosnovanie tempov nauchno-tekhnicheskogo progressa [Economic justification of the pace of scientific and technological progress] L.: Izd-vo LGU. (in Russian).

Страница обновлена: 27.04.2025 в 21:09:23