COVID-19 pandemic impact on global tourism: transformational potential and implications for sustainable recovery
Kobyak M.V.1, Ilyina E.L.1
, Latkin A.N.1
, Valedinskaya E.N.1
, Astafyeva O.A.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Russia
Download PDF | Downloads: 52 | Citations: 15
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 12, Number 2 (February 2022)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=48122563
Cited: 15 by 07.12.2023
Abstract:
The measures taken in various countries to mitigate the consequences of the COVID-19 pandemic in the development of strategies for the recovery of the travel and tourism industry are considered. The COVID-19 pandemic has led to global problems, an economic crisis and a health crisis around the world. The pandemic has had an excessive impact on global industries, including tourism and travel, which make a major contribution to the development of the global service sector. The tourism and hospitality industry is recognized as one of the most affected sectors of the world economy. The authors explore the conditions and consequences of the COVID-19 pandemic in different countries, as well as how innovations and changes can contribute to the revival of the global tourism industry to a "new normality". The study determines that governments and tourism enterprises should review and change the basic principles, basic assumptions and organizational situations related to the travel and tourism industry in order to restructure and recreate the tourism sector amid a "new normality". The direct consequences of the COVID-19 pandemic for the global tourism industry are discussed. Methods to ensure the recovery of the travel and leisure industry are examined. The authors propose to observe the characteristics and effects of COVID-19 in the field of travel and tourism, to study them and, based on the data obtained, to form an idea of the restoration of the operational activity of the tourism industry, and also formulate proposals addressed to government agencies, scientists and travel companies to recreate the tourism industry and return it to a stable state.
Keywords: hospitality and tourism industry, tourism adaptation, new normality, tourism share in GDP, digitalization and environmental sustainability, post-crisis recovery, tourist demand
JEL-classification: Z31, Z32, L83
Введение
Актуальность темы исследования определяется необходимостью мониторинга и анализа влияния пандемии COVID-19 на состояние мирового туризма и определения условий и перспектив его развития в ближайшей и отдаленной перспективе.
Влияние пандемии COVID-19 на мировое хозяйство в целом, а также по отдельным отраслям и регионам исследуется на всем протяжении пандемического процесса [1, 6, 11, 14, 16] (Brovko, Solod, 2020; Drobot, 2020; Kobyak, Latkin, Ilyina, 2021; Kulgachev, Romanova, Klimova, 2021; Yakovchuk, 2019).
Исследователи отмечают, что во многих странах до пандемии туризм представлял собой драйвер реализации социально-экономических и социокультурных функций развития [3, 5, 9, 13] (Gareev, 2020; Dzhandzhugazova, 2021; Kobyak, Ilyina, Latkin, 2021; Kuznetsova, Kosmin, Kuzmenko, Kuznetsov, Kuznetsova, Samokhvalova, 2019). Для того чтобы сохранить свою долю в ВВП и значимое влияние в жизни людей, мировой туризм нуждается в специальных мерах по поддержке и восстановлению [4, 7, 12, 15] (Dzhandzhugazova, 2021; Ilyina, Latkin, 2021; Kostin, Dimitrov, 2019; Plotnikova, Vasileva, 2019).
Согласно результатам многочисленных исследований, до пандемии COVID-19 путешествия и туризм стали одним из важнейших секторов мировой экономики, на долю которого приходилось 10% мирового ВВП и более 320 млн рабочих мест по всему миру [1, 3, 5, 11–13; 16–20] (Brovko, Solod, 2020; Gareev, 2020; Dzhandzhugazova, 2021; Kobyak, Latkin, Ilyina, 2021; Kostin, Dimitrov, 2019; Kuznetsova, Kosmin, Kuzmenko, Kuznetsov, Kuznetsova, Samokhvalova, 2019; Yakovchuk, 2019).
В 1950 году, на заре «реактивной эры», всего 25 млн человек совершили зарубежные поездки. К 2019 году это число достигло 1,5 млрд человек, а сектор путешествий и туризма вырос почти до масштабов too-big-to-fail (слишком большой, чтобы обанкротиться) во многих странах [17, 18].
Глобальная пандемия, первая в своем масштабе в новую эру взаимосвязанности, поставила под угрозу более 100 млн рабочих мест, большая часть из которых приходится на микро-, малые и средние предприятия, на которых занята высокая доля женщин, представляющих 54% работающих в туристическом секторе, по данным Всемирной туристской организации ООН (ЮНВТО) [20].
Страны, экономика которых испытывает большую зависимость от туризма, вероятно, будут ощущать негативные последствия кризиса намного дольше, чем другие страны [1, 6, 9, 11] (Brovko, Solod, 2020; Drobot, 2020; Kobyak, Ilyina, Latkin, 2021; Kobyak, Latkin, Ilyina, 2021). Услуги с высокой степенью контакта, ключевые для сектора туризма и путешествий, непропорционально затронуты пандемией, и антикризисные меры в этой сфере будут применяться до тех пор, пока люди не почувствуют себя в безопасности, чтобы снова путешествовать в массовых масштабах.
Цель проводимого исследования – выявление факторов влияния пандемии COVID-19 на мировой туризм, анализ последствий пандемии COVID-19 в глобальной индустрии гостеприимства и туризма и ситуационных условий формирования потенциала для постковидного восстановления международного туризма.
Научная новизна исследования заключается в осмыслении логики развития пандемии COVID-19, обосновании на этой основе взаимосвязи и взаимозависимости между процессами пандемии, адаптации мирового туризма к «новой нормальности» и постковидного восстановления туристического спроса, а также в формировании авторского подхода к воссозданию индустрии туризма и возвращению ее в устойчивое состояние.
Гипотеза исследования заключается в том, что изменяющаяся во времени логика развития пандемии COVID-19 вызывает соответствующие изменения в ситуационных концепциях и их практическом воплощении в глобальной индустрии гостеприимства и туризма, что приводит к сдвигу временных границ сроков возврата международного туризма к допандемическому уровню.
В процессе исследования авторы использовали следующие методы: общетеоретические (анализ и синтез, сравнение, комплексный подход), социологические (анализ экспертных опросов), конкретно-научные (сбор и анализ первичной и вторичной информации, наблюдение, сравнительный анализ) методы.
От белых песчаных пляжей Карибского моря, Сейшельских островов, Маврикия и Тихого океана до закоулков Бангкока и обширных национальных парков Африки страны пытаются заманить посетителей обратно, избегая при этом новых вспышек инфекции. Решения варьируются от предложений люксового сервиса для сверхобеспеченных туристов, которые могут находиться в карантине на своих яхтах, до приглашения людей остаться на период до года и работать виртуально, наслаждаясь тропическим видом.
Ожидается, что доходы от туризма во всем мире до 2023 года не восстановятся до уровня 2019 года. В первой половине 2020 года количество туристов во всем мире сократилось более чем на 65%, а с апреля 2020 г. исследователи констатировали практически стагнацию туристического спроса – по сравнению с 8% во время мирового финансового кризиса 2008 г. и 17% во время эпидемии атипичной пневмонии в 2003 г., согласно текущим исследованиям МВФ по туризму в постпандемическом мире [31].
В октябрьском (2020 г.) выпуске «Перспектив развития мировой экономики» прогнозировалось, что мировая экономика сократится на 4,4% в 2021 году [32]. Потрясения в странах, зависящих от туризма, были гораздо сильнее. Реальный ВВП африканских стран, зависящих от туризма, сократился на 12%. Среди зависимых от туризма стран Карибского бассейна спад также достиг 12%. Реальный ВВП тихоокеанских островных государств, таких как Фиджи, сократился на ошеломляющие 21% [33].
Экономический удар пандемии COVID-19 не ограничивается наиболее зависимыми от туризма странами. Так, в США на Гавайях к августу 2021 г. перестало существовать каждое шестое рабочее место [21]. Во Флориде, где на туризм приходится до 15% доходов штата, официальные лица заявили, что на восстановление отрасли потребуется до трех лет [22].
Среди стран G20 сектор гостеприимства и путешествий обеспечивает в среднем 10% занятости и 9,5% ВВП, при этом доля индустрии туризма в ВВП достигает 14% и более в Италии, Мексике и Испании. Согласно Руководству МВФ по оценке влияния COVID-19 на туристическую и гостиничную деятельность, шестимесячное нарушение деятельности в сфере путешествий и гостеприимства может напрямую снизить ВВП на 2,5–3,5% во всех странах G20 [28].
Управление дефицитом доходов
Во многих странах, зависящих от туризма, пандемия практически остановила отрасль [4] (Dzhandzhugazova, 2021). Успешно остановив локальную передачу вируса, в июле 2020 г. власти вновь открыли островные страны для иностранных туристов. Тем не менее мониторинг выявил, что количество прибытий в августе того же года сократилось почти на 90% по сравнению с предыдущими годами, что привело к сокращению жизненно важного потока государственных доходов [17].
Так, Барбадос вступил в кризис с хорошими экономическими показателями благодаря программе экономических реформ, поддерживаемой МВФ, которая помогла стабилизировать долг, нарастить резервы и укрепить свое финансовое положение непосредственно перед тем, как разразился кризис. МВФ увеличил свою программу расширенного финансирования примерно на 90 млн долл., или примерно на 2% ВВП, чтобы помочь финансировать формирующийся бюджетный дефицит в результате резкого сокращения доходов от туристической деятельности и увеличения расходов, связанных с COVID-19 [17].
Руководство Барбадоса считает, что чем дольше длится пандемия COVID-19, тем сложнее становится поддерживать устойчивое состояние экономики и отдельных отраслей, в особенности туризма. Лидеры государства опасаются, что достижения в сфере привлечения в страну международных туристов могут оказаться под угрозой, если придется предпринимать дальнейшие меры, ограничивающие путешествия [17].
На другом конце света Сейшельские Острова – страна, которая вступила в кризис с аналогичной сильной позицией, все так же сталкивается с проблемой возвращения к фискальной устойчивости среднего уровня без существенной поддержки. Незадолго до того, как разразился кризис, правительство восстановило международные резервы и укрепило свои финансовые позиции. Тем не менее продолжающаяся пандемия очень сильно ударила по островному государству в Индийском океане, поскольку доходы от туризма упали, а расходы, связанные с COVID-19, увеличились.
Оценивая перспективы восстановления туристического спроса на Сейшелы, специалисты Миссии МВФ на Сейшельских островах пришли к заключению о том, что в настоящее время слишком рано определять, представляет ли кризис постоянное потрясение и как он повлияет на индустрию туризма в будущем. Учитывая большие неопределенности, связанные с восстановлением сектора, для адаптации к новым нормам потребуется инновационная структурная политика [17].
Во всем мире страны, зависящие от туризма, работают над финансированием широкого спектра политических мер, направленных на смягчение последствий резкого падения доходов от туризма для домохозяйств и предприятий. В разных странах были применены такие инструменты, как прямые денежные переводы, гранты, налоговые льготы, поддержка заработной платы и гарантии по кредитам. В отдельных случаях банки также приостанавливали выплаты по кредитам. Некоторые страны сосредоточили усилия на поддержке работников в сфере неформальной занятости, которые, как правило, в значительных количествах трудятся в секторе туризма и очень уязвимы.
Анализ туристической отрасли, проведенный международной консалтинговой компанией McKinsey&Company, говорит о том, что многолетнее восстановление туристического спроса до уровня 2019 года потребует экспериментов с новыми механизмами финансирования [19].
В McKinsey&Company проанализировали пакеты стимулирующих мер в 24 странах на общую сумму 100 млрд долл. в виде прямой помощи индустрии туризма и 300 млрд долл. в виде помощи другим секторам со значительным участием в туризме [19]. Большинство прямых стимулов были в форме грантов, списания долгов и помощи малым и средним предприятиям и авиакомпаниям. McKinsey&Company рекомендует новые способы поддержки отрасли, в том числе механизмы распределения доходов между отелями, которые конкурируют за один и тот же сегмент рынка, например, участок побережья, и поддерживаемые государством фонды акционерного капитала для предприятий, связанных с туризмом.
Вызовы развития
Кризис обозначил и подчеркнул важность туризма как пути развития многих стран для сокращения бедности и улучшения их экономик [11] (Kobyak, Latkin, Ilyina, 2021). Так, в странах Африки к югу от Сахары развитие туризма стало ключевым фактором сокращения разрыва между бедными и богатыми странами, при этом в странах, зависящих от туризма, средний рост реального ВВП на душу населения в период с 1990 по 2019 г. составил 2,4% – значительно быстрее, чем в не зависящих от туризма странах региона [18].
Небольшие страны, зависящие от туризма, во многом «заперты» в своих экономических судьбах. Среди малых островных государств практически нет альтернативных секторов, в которые они могли бы переместить труд и капитал.
Сейшельские Острова, например, выиграли от увеличения экспорта тунца в период пандемии COVID-19, что несколько компенсировало убытки от туризма, но эти дополнительные доходы остаются лишь небольшой частью доходов от туризма. Правительство также осуществляет план по выплате заработной платы уволенным работникам туристического сектора, предлагая им возможности для переподготовки.
Тем временем правительство Барбадоса пытается сохранить расходы на социальные нужды и перераспределить капитальные расходы для создания рабочих мест, по крайней мере временно, в нетуристических секторах, таких как сельское хозяйство и развитие инфраструктуры.
Карибская ассоциация отелей и туризма прогнозирует, что 60% из 30 000 новых гостиничных номеров, которые находились в стадии планирования или строительства по всему Карибскому региону, не будут завершены в результате кризиса [18].
Тем не менее кризис рассматривается как возможность совершенствования и улучшения положения отрасли в среднесрочной и долгосрочной перспективе за счет развития цифровизации и экологической устойчивости [2, 5, 8, 15] (Gareev, 2021; Dzhandzhugazova, 2021; Kabelkayte-Vaytkene, 2020; Plotnikova, Vasileva, 2019). ЮНВТО поощряет поддержку обучения работников с целью развития цифровых навыков для полноценного использования достоинств и ценности больших данных, анализа данных и искусственного интеллекта. Восстановление следует использовать для повышения эффективности использования энергии и воды в отрасли, управления отходами и обеспечения устойчивых источников продовольствия [29].
«В секторе, в котором работает 1 из 10 человек во всем мире, использование инноваций и цифровизации, принятие местных ценностей и создание достойных рабочих мест для всех, особенно для молодежи, женщин и наиболее уязвимых групп нашего общества, может быть в авангарде восстановления туризма», – отмечает Генеральный секретарь ЮНВТО Зураб Пололикашвили [17].
Адаптация к «новой нормальности»
Поскольку во второй половине 2020 года непосредственные последствия карантина и мер по сдерживанию ослабли, различные страны начали искать баланс по урегулированию сферы путешествий и туризма.
Таиланд, Сейшельские острова и другие страны утвердили программы, допускающие туристов из стран «низкого риска» с особыми карантинными требованиями. Фиджи создали «голубые дорожки», которые позволят путешественникам-мореплавателям прибывать на яхтах и проходить карантин в море, прежде чем они сойдут на берег и смогут дать доход этому туристическому архипелагу [17]. Сент-Люсия требует отрицательного результата теста на COVID-19, полученного не более чем за семь дней до прибытия. Австралия создала «туристический пузырь», который отменит карантинные требования для путешественников из Новой Зеландии. Страны Карибского сообщества CARICOM также создали «региональный туристический пузырь», который исключает тестирование и карантин для людей, путешествующих из стран, входящих в сообщество.
В новую эру удаленной работы такие страны и территории, как Барбадос, Эстония, Грузия, Антигуа и Барбуда, Аруба и Каймановы острова и др., предлагают новые долгосрочные разрешения на работу в некоторых локациях на срок до 12 месяцев, чтобы побудить иностранных посетителей «принести с собой» свои виртуальные офисы и тратить деньги на местную экономику, работая в удаленной дестинации.
Япония, количество международных прибытий в которой с 2013 по 2018 г. утроилось, в конце октября 2020 г. начала отменять закрытие границ для путешественников из определенных стран [14] (Kulgachev, Romanova, Klimova, 2021). В рабочем документе МВФ «Бум въездного туризма в Японии: уроки для его возрождения после COVID-19» для того, чтобы приспособиться к восстановлению туризма после пандемии, правительству страны рекомендуется продолжить тенденцию к ослаблению визовых требований, перенаправить посетителей из городских центров в менее населенные регионы страны и дополнить восстановление туризма улучшением трудовых ресурсов и туристической инфраструктуры [26].
Всемирный совет по туризму и путешествиям (WTTC) в отчете о будущем отрасли продекларировал, что пандемия сместила внимание путешественников на внутренние поездки или выезды на природу и отдых на свежем воздухе. В отчете говорится, что путешествия будут в значительной степени «перезапущены менее склонными к риску путешественниками и ранними последователями, от «классических» туристов с рюкзаками до серферов и альпинистов» [30].
Путешествия на отдых в свободное время возглавят возвращение в сектор туризма и путешествий. Деловые поездки, важный источник дохода для отелей и авиакомпаний, могут претерпевать постоянные изменения или могут возвращаться только поэтапно, в зависимости от близости, причины поездки и сектора путешествий [23].
В конечном итоге восстановление туризма в мировом масштабе, вероятно, будет зависеть от того, что будет глубоко личным решением для многих людей, поскольку они взвешивают и сравнивают риск заболеть и необходимость путешествовать [27] (Kozlov, 2021). При этом частный сектор при поддержке отдельных стран, зависящих от туризма, разрабатывает глобальные протоколы для различных секторов туристической индустрии, включая призыв к более быстрому тестированию в аэропортах с целью повышения уверенности в путешествиях [19].
Сегодня специалисты-практики, занятые в сфере гостеприимства и туризма, и официальные лица различных государств считают, что люди не чувствуют себя комфортно в путешествиях. Имеющиеся протоколы по безопасности путешествий с учетом фактора COVID-19 не обеспечивают туристам комфорт и уверенность. После трагедии 11 сентября 2001 г. Администрация транспортной безопасности США (TSA – Transportation Security Administration) и другие агентства безопасности по всему миру проделали огромную работу по разработке протоколов, которые восстановили доверие общественности к путешествиям, но к сожалению, в связи с пандемией (COVID-19) этого не случилось [18].
В январе 2022 г. ЮНВТО провела глобальный опрос среди своей Группы экспертов ЮНВТО по туризму (UNWTO Panel of Tourism Experts) о влиянии COVID-19 на туризм и ожидаемом времени восстановления. Результаты распределились следующим образом:
По основным факторам, которые могут способствовать эффективному восстановлению международного туризма (рис. 1):
Рисунок 1. Результаты опроса Группы экспертов ЮНВТО по туризму по основным факторам, которые могут способствовать эффективному восстановлению международного туризма
Источник: составлено авторами по материалам [25].
По срокам возврата международного туризма к допандемическому уровню 2019 года экспертам задавался вопрос: когда, по вашему мнению, международный туризм вернется к допандемическому уровню 2019 года в вашей стране? Результаты опросов представлены на рисунке 2:
Рисунок 2. Результаты опроса Группы экспертов ЮНВТО по туризму по ожидаемому времени восстановления международного туризма Источник: составлено авторами по материалам [25].
Результаты опроса экспертов ЮНВТО по срокам возврата международного туризма к допандемическому уровню 2019 года по регионам мира распределились следующим образом (рис. 3):
Рисунок 3. Результаты опроса Группы экспертов ЮНВТО по туризму по ожидаемому времени восстановления международного туризма по регионам мира
Источник: составлено авторами по материалам [25].
Проведенные исследования показывают, что с сентября 2021 г. по январь 2022 г. в международном туризме усилилось влияние таких факторов, как быстрое и широкое внедрение вакцинации, масштабное снятие ограничений на поездки, скоординированные действия стран по протоколам поездок, использование цифровых технологий для повышения безопасности мобильности. Менее значимым в январе 2022 г. по сравнению с сентябрем 2021 г. признается наличие четкой информации о протоколах здоровья и требований к въезду в страну, а также доступного тестирования на коронавирус. Что касается временных ожиданий возврата международного туризма к допандемическому уровню 2019 года, то здесь и по странам проживания экспертов ЮНВТО, и по регионам мира прослеживается четкий тренд на перенос сроков возврата на 2024 год и далее. Выявленные тенденции не противоречат логике развития пандемии и адаптации мирового сообщества к новым реалиям.
Заключение
В результате исследования влияния и последствий COVID-19 на сектор путешествий и туризма авторы полагают, что на современном этапе отчетливо выделяются четыре взаимосвязанные тенденции, учет которых в практике деятельности туристической индустрии по всему миру оказывает поддержку сектору сейчас и повысит его устойчивость в будущем [7] (Ilyina, Latkin, 2021).
Эти тенденции таковы:
1. Эволюция спроса: предпочтения и поведение путешественников изменились в сторону знакомого, предсказуемого и надежного. В краткосрочной перспективе будут преобладать внутренние каникулы, экстенсивное планирование, отдых на свежем воздухе, а туристические предприятия и направления уже адаптируются к этому виду спроса.
2. Здоровье и гигиена: Здоровье, безопасность и доверие имеют первостепенное значение в эту новую эру. Личный опыт, страх застрять в другой стране и опасения по поводу дистанцирования будут определять поведение потребителей в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Туристическим предприятиям придется еще более тесно сотрудничать со своими расширенными цепочками создания ценности, чтобы обеспечить готовность к различным ситуациям.
3. Инновации и цифровизация: COVID-19 оказался неожиданным катализатором в стремлении сектора путешествий и туризма к инновациям и интеграции новых технологий. На фоне широкого распространения заказов на дом растет внедрение и потребление цифровых технологий, и потребители теперь ожидают среди прочего бесконтактных технологий в качестве основного условия для безопасного и беспрепятственного путешествия [8] (Kabelkayte-Vaytkene, 2020).
4. Устойчивость: от проблематики обширной безработицы и антирасистских движений до восстановления естественной среды обитания – мир получил новый импульс для решения проблем социальной, экологической и институциональной устойчивости. В частности, повышенная осведомленность общественности о браконьерстве и нелегальных рынках привела к усилению пропаганды защиты дикой природы и развитию новых направлений экологического туризма.
В то время как дорога вперед может показаться неопределенной, авторы ожидают, что проблемы на этом пути могут и будут преобразованы в возможности для развития сектора путешествий и туризма, который будет адаптироваться, упрочиваться и в конечном итоге станет сильнее. Этот объем работы может стать источником вдохновения и оптимистичного целеполагания, а действия, предпринятые сегодня, являются важными конструкционными блоками для формирования долгосрочной устойчивости путешествий и туризма.
References:
2021 Tourism Forecast From Visit Britain And The Rest Of The World From The IMFCaithness-business. Retrieved January 26, 2022, from https://caithness-business.co.uk/article/12896
World Economic Situation Prospects (2022). New York: United Nations.
Brovko S.B., Solod T.V. (2020). Spetsifika reagirovaniya industrii turizma na globalnye ekonomicheskie riski [Specifics of the tourism industry's response to global economic risks]. Journal of International Economic Affairs. 10 (4). 1025-1038. (in Russian). doi: 10.18334/eo.10.4.111142.
COVID-19 and Tourism StatisticsUnwto.org. Retrieved January 27, 2022, from https://www.unwto.org/covid-19-and-tourism-statistics
Devastated by lockdowns, Hawaii’s struggling tourism industry pins its hopes on the first signs of reopeningWashingtonpost.com. Retrieved January 27, 2022, from https://www.washingtonpost.com/road-to-recovery/2020/10/15/hawaii-economy-tourism-travel-coronavirus
Drobot E.V. (2020). Mirovaya ekonomika v usloviyakh pandemii COVID-19: itogi 2020 goda i perspektivy vosstanovleniya [Global economy in the context of the COVID-19 pandemic: results of 2020 and prospects for recovery]. Journal of International Economic Affairs. 10 (4). 937-960. (in Russian). doi: 10.18334/eo.10.4.111375.
Dzhandzhugazova E.A. (2021). Razvitie turizma i gostepriimstva: vremennaya ostanovka ili novyy put? [Tourism and hospitality development: a temporary stop or a new path?]. Nauchnyy rezultat. Tekhnologii biznesa i servisa. 7 (1). 15-22. (in Russian). doi: 10.18413/2408-9346-2021-7-4-0-2 .
Dzhandzhugazova E.A. (2021). Sovremennyy turistskiy rynok v period peremen [The modern tourist market in a period of change]. «Russian regions: looking into the future». 8 (1). 1-15. (in Russian).
Extended Fund Facility (EFF)Imf. Retrieved January 27, 2022, from https://www.imf.org/en/About/Factsheets/Sheets/2016/08/01/20/56/Extended-Fund-Facility
Florida tourism will take up to three years to recover from COVID-19, state economist predictsOrlandosentinel.com. Retrieved January 27, 2022, from https://www.orlandosentinel.com/politics/os-ne-legislature-budget-outlook-20200910-bvoevxuvnvcfvatwnbewposao4-story.html
For corporate travel, a long recovery aheadMckinsey.com. Retrieved January 26, 2022, from https://www.mckinsey.com/industries/travel-logistics-and-infrastructure/our-insights/for-corporate-travel-a-long-recovery-ahead
Gareev R.R. (2020). Analiz vliyaniya pandemii koronavirusa na sovremennoe sostoyanie i razvitie mirovoy turistskoy otrasli [Analysis of the impact of the coronavirus pandemic on the current state and development of the global tourism industry]. Russian economic online journal. (2). 16. (in Russian).
Gareev R.R. (2021). «Tsifrovye» puteshestviya: kak pandemiya i novye tekhnologii izmenyat sferu turizma ["Digital" travel: how the pandemic and new technologies will change the tourism sector]. Delovoe sovershenstvo. (4). 50. (in Russian).
Ilyina E.L., Latkin A.N. (2021). Shok budushchego: trendy v sfere turizma i puteshestviy posle COVID-19 [Future shock: trends in tourism and travel after COVID-19] Actual problems of tourism development. 56-60. (in Russian).
Impact Assessment of the COVID-19 Outbreak on International TourismUnwto.org. Retrieved January 27, 2022, from https://www.unwto.org/impact-assessment-of-the-covid-19-outbreak-on-international-tourism#:~:text=Export%20revenues%20from%20international%20tourism,from%20US%241%2C300%20in%202020
Japan’s Inbound Tourism Boom: Lessons for its Post-COVID-19 RevivalImf.org. Retrieved January 26, 2022, from https://www.imf.org/en/Publications/WP/Issues/2020/08/21/Japans-Inbound-Tourism-Boom-Lessons-for-its-Post-COVID-19-Revival-49618
Kabelkayte-Vaytkene Yu.A. (2020). Primenenie instrumentov analitiki Big Data dlya povysheniya effektivnosti funktsionirovaniya gostinichnyh predpriyatiy [Big data analytics as a tool to increase hotel's efficiency] 33th International Plekhanov Readings. 125-129. (in Russian).
Kobyak M.V., Ilyina E.L., Latkin A.N. (2021). Krizisnye posledstviya pandemii COVID-19 dlya sfery turizma [Crisis consequences of the COVID-19 pandemic for the sphere of tourism]. Nauchnyy vestnik MGUSiT: sport, turizm, gostepriimstvo. (2(68)). 76-85. (in Russian).
Kobyak M.V., Ilyina E.L., Latkin A.N., Chatkina E. (2021). Didzhital-marketing: vozmozhnosti dlya industrii gostepriimstva [Digital marketing: opportunities for the hospitality industry]. Russian economic online journal. (2). (in Russian).
Kobyak M.V., Latkin A.N., Ilyina E.L. (2021). Masshtabnyy turisticheskiy krizis i ego posledstviya: promezhutochnye itogi vliyaniya pandemii COVID-19 na industriyu turizma [Widescale tourism crisis and its consequences: intermediate outcomes of the COVID-19 pandemic impact on the tourism industry]. Nauchnyy vestnik MGUSiT: sport, turizm, gostepriimstvo. (4(170)). 37-47. (in Russian).
Kostin K.B., Dimitrov K.I. (2019). Upravlenie konkurentosposobnostyu predpriyatiy na mirovom rynke turistskikh uslug [Management of competitiveness of enterprises in the world market of tourism services]. Journal of International Economic Affairs. 9 (3). 2179-2190. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.3.40697.
Kozlov D.A. (2021). Tourism Forecasting Seattle: Kindle Direct Publishing.
Kulgachev I.P., Romanova M.M., Klimova E.O. (2021). Analiz vliyaniya koronavirusnoy infektsii na turizm v Yaponii [Analysis of the influence of coronavirus infection on tourism in Japan]. Nauchnyy vestnik. (2(68)). 66-76. (in Russian).
Kuznetsova O.P., Kosmin A.D., Kuzmenko A.A., Kuznetsov V.V., Kuznetsova S.V., Samokhvalova O.M. (2019). Turizm kak drayver sotsialno-ekonomicheskogo i sotsiokulturnogo razvitiya strany [Tourism as a driver of socio-economic and socio-cultural development of the country]. Journal of International Economic Affairs. 9 (3). 2165-2178. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.3.40705 .
MacDonald M., Piazza R., Sher G. (2020). A Simple Guide to Estimating the Impact of COVID-19 on Travel and Hospitality Activity IMF Research, Special Series on COVID-19. 1-10.
Plotnikova V.S., Vasileva A.V. (2019). Rekreatsionnaya emkost kak organizatsionno-ekonomicheskiy instrument razvitiya ekologicheskogo turizma na osobo okhranyaemoy prirodnoy territorii [Recreational capacity as an organizational-economic instrument for the development of ecological tourism on protected areas]. Journal of International Economic Affairs. 9 (3). 2191-2202. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.3.40950.
To Recovery & Beyond: The Future of Travel & Tourism in the Wake of COVID-19Wttc.org. Retrieved January 26, 2022, from https://wttc.org/Initiatives/To-Recovery-Beyond
Tourism in a Post-Pandemic WorldImf.org. Retrieved January 27, 2022, from https://www.imf.org/en/News/Articles/2021/02/24/na022521-how-to-save-travel-and-tourism-in-a-post-pandemic-world
World Economic Outlook, October 2020: A Long and Difficult AscentImf.org. Retrieved January 26, 2022, from https://www.imf.org/en/Publications/WEO/Issues/2020/09/30/world-economic-outlook-october-2020
Yakovchuk A.A. (2019). Otsenka effektivnosti regionalnoy politiki v sfere turizma [Evaluation of the effectiveness of regional policy in tourism]. Journal of International Economic Affairs. 9 (4). 3103-3114. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.4.41232.
Страница обновлена: 25.04.2025 в 06:08:36