Современная политика в области нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности

Дмитриева Е.О.1
1 Выборгский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 2 (8), Декабрь 2014

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=29289265
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье проводится анализ комплекса мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, применяемого в рамках Таможенного союза ЕврАзЭС.

Ключевые слова: внешняя торговля, нетарифное регулирование, таможенный тариф, таможенный союз, количественные ограничения



Введение

Актуальность темы исследования состоит в том, что осуществление внешнеэкономической деятельности невозможно без государственного регулирования отношений в данной области. Такое регулирование представляет собой систему финансовых и административных инструментов, способствующих установлению нормального баланса между импортом и экспортом товаров. Одним из таких средств, наряду с таможенно-тарифным регулированием, выступает нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности, которое является важной частью таможенной политики многих стран. Меры, составляющие его содержание, устанавливаются исходя из соображений государственной и общественной безопасности страны, выполнения международных обязательств, охраны экономической основы суверенитета, защиты внутреннего потребительского рынка, в качестве ответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие интересы действия иностранных государств [1].

Нетарифное регулирование – комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера [2].

В Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС и Едином экономическом пространстве нетарифное регулирование находится в ведении ранее – Комиссии Таможенного союза [4], в настоящее время – Евразийской экономической комиссии. К компетенции государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства отнесено применение запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью, а также при­менение мер экономического и административного характера, способствую­щих развитию внешнеторговой деятельности [3].

Применяемые в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС и Едином экономи­ческом пространстве общепринятые в международной торговле нетарифные методы регулирования включают:

– меры прямого ограничения, связанные с количественным контролем, включающим следующие инструменты: квотирование, контингентиро­вание, лицензирование, антидемпинговые пошлины, компенсационные пошлины и сборы;

– меры косвенного ограничения, носящие неколичественный характер, сре­ди которых можно выделить два способа (направления) воздействия: нали­чие определенных стандартов (технических, включая стандарты качества санитарных и ветеринарных норм, требования к маркировке, доставке то­варов в определенные пункты пропуска), а также возможности введения до­полнительных таможенных или иных административных формальностей.

В рамках ГАТТ-1994 применение нетарифных барьеров в наиболее общей форме регулируется статьями I и III ГАТТ, требующими от стран- участниц использовать национальный режим и режим наибольшего благоприятствования. Особенно важную роль играет статья XI ГАТТ, которая в общей форме запрещает странам-участницам использовать какие-либо меры ограничения ввоза и вывоза, кроме таможенных тарифов.

Из отдельных нетарифных мер наиболее полно в рамках ГАТТ регулируются количественные ограничения, запреты и некоторые другие. Однако в целом область нетарифных ограничений далеко не достаточно обеспечена международной правовой базой. Вместе с тем, растущее применение нета­рифных ограничений во всех государствах, невозможность их отмены по экономическим и торгово-политическим соображениям вызвали четкую по­литическую линию в международном плане – договориться в рамках Г ATT, а теперь и в рамках ВТО об определенной, согласованной на межгосударст­венном уровне, дисциплине в их применении. Другими словами, создать своеобразные кодексы поведения в этих областях.

Количественные ограничения экспорта и импорта – это прямая административная форма государственного регулирования внешней торговли. Их появление внесло много нового в традиционный, сложившийся рыночный механизм регулирования экономических связей. По характеру своего дейст­вия они существенно отличаются от таможенных пошлин, налогов и других средств протекционизма, ограничивающих ввоз товаров. Действуя через ме­ханизм цен, эти средства прямо повышают цены иностранных товаров и тем самым вызывают сокращение их ввоза. Однако ни таможенные пошлины, ни другие стоимостные средства протекционизма не ограничивают самостоя­тельности предприятий в вопросах выхода на внешний рынок, не устанавли­вают прямых норм, определяющих количество и номенклатуру товаров, раз­решенных к ввозу, не ограничивают круга стран, откуда эти товары могут быть ввезены. Все это делают количественные ограничения.

Их появление заставило существенно изменить правовой механизм регу­лирования внешней торговли. В большинстве развитых стран еще в предво­енные и военные годы были приняты законы, дававшие право исполнитель­ной власти контролировать и регулировать внешнюю торговлю прямыми административными средствами. Характерно, что эти законы не были отме­нены даже после того, как обстоятельства, вызвавшие их введение, перестали существовать. Как отмечалось в докладе Международной торговой палаты, «правительства сохраняют наготове законы и постановления, дающие им право ограничивать или запрещать импорт» [5].

На основании этих законов и распоряжений, а также положений ГАТТ, а теперь ВТО сложилась и действует современная практика использования количественных ограничений во внешней торговле [7].

По состоянию на декабрь 2013 г. выявлено применение 101 ограничительной меры при доступе на рынок в отношении товаров государств – членов.

Таможенного союза, что составляет на 6 ограничительных мер больше по сравнению с предыдущим годом. Основную долю барьеров составляют антидемпинговые меры (46 мер). Также действуют 4 дискриминационных акциза, 1 запрет на импорт, 6 квотных ограничений, 9 прочих нетарифных мер, 1 ограничение импорта по номенклатуре, 2 сбора, 4 специальные защитные меры, 3 СФС – меры, 8 технических барьеров (включая 2 случая угрозы их введения); проводится 5 антидемпинговых и 6 специальных защитных расследований. 3 антидемпинговых расследования приостановлены в связи с подписанием соответствующих соглашений с российской Стороной, в рамках которых были приняты добровольные обязательства в отношении стали и урановой продукции. Кроме того, США, ЕС и Канада применяют к товарам, происходящим из Республики Беларусь, ряд экономических санкций.

Ограничительные меры к товарам государств-членов Таможенного союза применяет 21 страна, из которых 14 относятся к странам Дальнего зарубежья и 7 – к странам СНГ. На долю стран Дальнего зарубежья приходится 65 % от общего количества применяемых мер (66 мер). Наибольшее число мер применяют ЕС (18 мер), США (12 мер) и Индия (12 мер) [6].

В совокупности доля этих стран составляет 64 % от общего количества ограничительных мер, применяемых странами Дальнего зарубежья и 42 % от общего числа мер, применяемых третьими странами.

Не смотря на то, что образование ТС является очевидным шагом вперед, следует отметить различные проблемы, которые возникли с корректировкой национальных законодательств стран-участниц и согласованием их экономических подходов к общим проблемам, в том числе к нетарифному регулированию. Дело в том, что до возникновения ТС правовая база по этим вопросам на национальном уровне была уже отработана на практике (и по большинству разделов достаточно эффективно) с учетом особенностей каждой из стран-участниц. К сожалению, принятый ТК ТС не учитывает многие частные вопросы нетарифной политики, которые регулируются в каждом их участников ТС, ограничиваясь общими установками. Это, в свою очередь, порождает разногласия внутри самого ТС. Наиболее известными являются разночтения по вопросам лицензирования медицинского оборудования, а также продукции военного и двойного назначения. В последнем случае следует отметить, что на национальном уровне разработанная правовая база подтвердила свою эффективность, а на уровне законодательства ТС она остаётся белым пятном.

В области нетарифного регулирования в ТС следует также отметить общие проблемы, связанные с коррупционной составляющей и избирательные, зачастую политически мотивированные подходы к запретам на импорт из соседних стран под прикрытием санитарных требований.

Среди недостатков нетарифного регулирования следует выделить следующие:

1) Лицензирование импорта лекарственных средств. Мера регулирования в отношении такого социально значимого товара, как лекарственные средства, является избыточной.

2) Единый перечень товаров не структурирован на разделы, которыми определялись бы товары, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза по основаниям экономического и неэкономического характера. Этот решают на национальном уровне. Однако проблема заключается в отсутствии единого понимания этого вопроса в государствах – членах Таможенного союза, что находит непосредственное отражение на правоприменительной практике в этих государствах.

3) Отдельные Положения о применении ограничений предусматривают отсылочные нормы к национальному законодательству государств-членов. Особенно чувствительным является вопрос, когда эти нормы касаются терминологии. Например, Положением о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза, вывоза с таможенной территории Таможенного союза и транзита по таможенной территории Таможенного союза опасных отходов определено, что отходы – это вещества или предметы, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с экологическим законодательством государств – членов Таможенного союза. Но из‑за разницы экологического законодательства государств – членов Таможенного союза одни и те же виды товаров в одном государстве относятся к отходам, а в другом – нет.

4) Негативным фактором является то, что законодательством Таможенного союза не предусмотрена возможность внесения изменений в лицензии, в том числе и по техническим основаниями. Так, если таможенным органом обнаружена ошибка в лицензии (например, если количество товара, указанное в лицензии, не соответствует количеству, указанному в контракте) и в ходе разбирательства установлено, что ошибка произошла по вине лицензирующего органа, такая лицензия аннулируется и выдается взамен новая. Однако в этом случае в действиях декларанта образуются признаки административного правонарушения в связи с безлицензионным ввозом товара.

5) Положение о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза, вывоза с таможенной территории Таможенного союза и транзита по таможенной территории Таможенного союза гражданского и служебного оружия, его основных частей и патронов к нему предусматривает выдачу двух разрешительных документов (лицензии и разрешения) одновременно, что очевидно является избыточным.

6) Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, ввоз и вывоз которых на таможенную территорию Таможенного союза допускается на основании лицензии, не структурирован на разделы, поэтому для того, чтобы определить, какое из перечисленных в нем веществ является наркотическим средством, психотропным веществом или их прекурсором, необходимо обращаться к национальному законодательству.

Заключение

Для нормального функционирования союза необходимо в первую очередь адекватное правовое обеспечение. Важно не усложнить таможенное законодательство, не перегрузить его отсылочными нормами, не допустить коллизий с положениями других отраслей права, не ущемить права и интересы субъектов внешнеторговой деятельности. При формировании новой системы нетарифного регулирования необходимо основываться на основополагающих нормах и принципах международного права, применяющихся в области таможенного дела, рамочных стандартах безопасности и облегчения мировой торговли, принятых Всемирной таможенной организацией.

В ближайшей перспективе предстоит выработать и внедрить эффективные механизмы продвижения позиции России в Таможенном союзе, усилить обосновывающую базу предлагаемых российской стороной решений, прогнозирование их социально-экономических и торгово-политических последствий. Необходимо вести дело к тому, чтобы ведущая роль России в Таможенном союзе подкреплялась конкретными результатами в отношении соблюдения экономических и торгово-политических интересов российской стороны. В этих целях предстоит повысить ясность механизма выработки предложений российской стороны, шире привлекать к обсуждению проектов бизнес-сообщество.

Повышение отдачи от участия России в Таможенном союзе делает актуальным формирование системы предотвращения потерь и рисков, связанных с адаптацией к новым, пока еще несовершенным условиям функционирования ТС.


Источники:

1. Дробот Е.В. Направления повышения эффективности нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности Российской Федерации в рамках таможенного союза ЕВРАЗЭС и вступления в ВТО // Структурные реформы для стимулирования роста экономики регионов: опыт России и ФРГ. Международная научно-практическая конференция, сборник научных статей. Под редакцией Л.П. Совершаевой. 2014. С. 155-159.
2. Дробот Е.В. Актуальные проблемы экономической интеграции: опыт Европейского союза и таможенного союза ЕВРАЗЭС // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 9-1 (41). С. 129-133.
3. Дробот Е.В. Евразийский экономический союз и Европейский союз: анализ особенностей процессов экономической интеграции // таможенные чтения - 2014. Актуальные проблемы теории и практики таможенного дела (к 20-летию Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии) Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2014. С. 123-128.
4. О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации : решение Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009г. № 18 // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии [Электрон. ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.tsouz.ru/db/ettr/Pages/default.aspx
5. ICC. Non Tariff Obstacles to trade, Paris, p. 11.
6. Доклад об ограничительных мерах, действующих в третьих странах в отношении товаров государств – членов Таможенного союза // Центр по изучению вопросов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.- 18.01.2013 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.regfortrade.ru/index.php?option=com_conten...
7. Дробот Е.В., Дмириева Е.О. Практические аспекты применения инструментов нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в условиях членства России в ВТО и интеграции в Таможенный союз // Экономические отношения. — 2013. — № 2 (6). — doi: 10.18334/.37344

Страница обновлена: 04.11.2024 в 14:26:37