The tax mechanism in the implementation of tax policy and ensuring spatial development

Stash Z.N.1
1 Кубанский государственный технологический университет, Russia

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 15, Number 12 (december 2021)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=47995235
Cited: 9 by 28.06.2023

Abstract:
In the process of implementing a differentiated tax policy of spatial economic development, it is necessary to use a tax mechanism effectively. Current trends and problems in the global economy determine the need to create special territories among Russian regions where preferences for business will be provided. To implement the provisions of the "Fundamentals of the State Policy of Regional Development of the Russian Federation for the Period up to 2025", it is necessary to ensure economic development based on an effective tax policy and tax incentives. It is proposed to form a set of state measures based on improving the efficiency of the distribution of budget flows and diversified application of tax preferences. The main tool for achieving this goal is the tax mechanism, the main components of which are tax regulation and tax incentives.

Keywords: spatial development, tax policy, tax mechanism, tax regulation, tax incentives, sustainable growth

JEL-classification: H20, H21, H22



Введение

На сегодняшний момент российские регионы столкнулись с необходимостью создания специальных территорий с льготными или преференциальными условиями ведения бизнеса. Одной из причин этому выступают современные тенденции развития мировой экономики. «Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденные указом Президента РФ, определяют систему приоритетов, целей, задач, мер и действий федеральных органов государственной власти по политическому и социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации и муниципальных образований [6]. Она направлены на реализацию всех факторов и условий, оказывающих влияние на формирование и реализацию государственной политики регионального развития. Они ставят такие цели экономического развития, которые требуют создания условий для безопасного и эффективного развития на всех территориях.

Гринберг Р.С., Рубенштейн А.Я., Абалкин Л.И. и др. считают, что произошедший ранее рост российской экономики был основан на избыточном росте цен на энергоносители и это привело к перекосу в экономическом развитии страны [1] (Grinberg, Rubenshteyn, Abalkin, 2010). В условиях современной экономической действительности необходимо применение комплекса мер, обеспечивающих рост валового регионального продукта. Термин «регион» имеет характерные черты, изложенные в работах Дергачева В.А., Кистанова В.В. [5] (Kistanov, 2002), на которые надо опираться при выборе методов и инструментов налоговой политики.

Необходимо широкое применение налоговых преференций, мер поддержки особых экономических зон, выделение средств из бюджетов на формирование, поддержание и развитие инфраструктуры, что позволит регионам избавиться от отсталости в социально-экономическом развитии [7, 9, 14, 16] (Stash, Timchenko, 2015; Stash, 2018; Panskov, 2013; Osadchuk, Kleymenova, 2021).

Преимущества такого типа развития должны формироваться в рамках противодействия санкциям и должны быть направлены на внутреннее стимулирование экономического роста. Их цель сводится к тому, что они должны обеспечивать и реализовывать систему мер, направленных на формирование должного инвестиционного климата и устойчивого экономического роста региона [3, 7] (Stash, Timchenko, 2015; Stash, Timchenko, 2015). Это позволяет говорить нам, что налоговая политика реализуется через налоговый механизм как совокупность инструментов налогообложения, направленных на реализацию целей и задач налогового стимулирования и регулирования, влияющих на налоговые базы налогоплательщиков, сконцентрированных в определенном регионе [14] (Panskov, 2013).

С другой стороны, в рамках реализации налоговый механизм направлен на упорядочивание налоговых отношений.

Все вышесказанное подтверждает актуальность выбранной тематики исследования.

Цель исследования состоит определении места налогового механизма в реализации налоговой политики и обеспечении пространственного развития территорий.

Авторской гипотезой исследования является то, что сложившееся восприятие налогового механизма трансформируется под влиянием социально-экономический среды и должно быть направлено на упорядочивание налоговых отношений для достижения целей территориального экономического развития.

Методология исследования включает обзор прикладной и академической литературы по теме формирования и реализации налоговой политики в обеспечении пространственного развития территорий. Научным результатом является теоретический вклад в понимание особенностей применения налогового механизма для обеспечения устойчивого экономического развития территорий. Данная статья актуальна для широкой публики, для руководителей и должностных лиц, заинтересованных в качественной реализации налоговой политики.

Факторы роста экономики

Для обеспечения выхода России на новый виток технологического развития, то есть на новый мировой уровень развития, необходимы изменения и уточнения ориентиров в сфере экономики и финансов, производства, инноваций и, естественно, в социальной сфере. Основываясь на том, что в теориях, изучающих циклы технологического развития, основной цикл составляет 100 лет, можно сделать вывод о том, что эта задача является сложной и должна реализоваться в течение длительного периода. Для обеспечения перехода к установленной долгосрочной перспективе необходимо, чтобы большая часть ведущих экономических секторов экономики нашей страны в ближайшее время вышли на интенсивный рост. Эксперты и ученые сходятся в едином мнении, что для этого необходима как минимум четверть века. Рост был «запущен резким повышением цен на энергоносители и к настоящему времени уже вошел в устойчивый режим быстрого роста применения новых технологий за счет привлечения избыточного капитала на фоне резкого падения спроса на продукцию традиционных производств» [1, с. 27] (Grinberg, Rubenshteyn, Abalkin, 2010, р. 27).

При этом нельзя не сказать и о том, что, несмотря на выход данного прогресса в технологиях на фазу роста, наблюдается замедление его развития. Причиной этому является неготовность экономики и социальной сферы к широкому внедрению новых технологий. Ни для кого не является новостью, что основу экономического развития, достижения параметров эффективной экономики формируют инновации и инвестиции, оформленные в стратегии в социально-экономической области. Инновации являются ключевым фактором экономического роста. Так называемые приоритетные направления и отрасли формируют ядро, основу нового технологического уклада. Для реализации всех заданных параметров необходимо в первую очередь соответствие инвестиционного потенциала страны и инвестиционной способности поставленных цели. Они должны обеспечивать, определять и развивать новые точки роста в приоритетных направлениях. Должны быть обеспечены инвестиционные возможности для аккумулирования денежных и материальных потоков на развитие приоритетных точек роста. Реализация роста во всех перечисленных направлениях должна способствовать и обеспечивать реализацию разработанной и принятой модели пространственного развития экономики России [2], то есть должна обеспечить устойчивость экономического развития во всех без исключения регионах России, которая, в свою очередь, должна основываться в том числе и на мерах налоговой политики и налогового стимулирования. При этом надо помнить о том, что все регионы имеют разные собственные возможности и ограничения. Имеются региональные особенности формирования налоговой базы, которые оказывают прямое влияние на уровень налогового потенциала. Такие факторы, как географическое положение, составная селения, его количество, дробление и количество административных территориальных единиц, разные ресурсная база, производительные силы и их размещение, оказывают прямое влияние на выбор мер налоговой политики и направлений налогового стимулирования [3] (Stash, Timchenko, 2015).

Региональная экономика по своему влиянию на экономическую систему государства выступает основным звеном экономической науки. Это мнение подтверждают работы А.Г. Гринберга, Л.Б. Вардомского, В.А. Дергачева и других ученых, поскольку она отражает: исследование закономерностей, принципы, производительные силы и социальную инфраструктуру страны и ее территорий [4] (Dergachev, Vardomskiy, 2012). Термин «регион» имеет характерные черты:

- «под регионом понимают обычно часть территории страны, обладающую общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий» [5] (Kistanov, 2002);

- «часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов Российской Федерации» [5] (Kistanov, 2002).

На сегодняшний момент одним из основных показателей, который позволяет оценивать экономический, финансовый, инновационный и налоговый потенциал региона, а также его конкурентоспособность в пуле остальных регионов, является так называемый показатель валового регионального продукта в общем исчислении или валовый региональный продукт, рассчитанный на душу населения. Эти показатели направлены на то, чтобы определить и отразить уровень экономического развития территорий, учитывающий их инвестиционную привлекательность [7] (Stash, Timchenko, 2015).

Сейчас российские регионы делятся на две большие группы: это регионы-доноры и регионы-реципиенты. В свою очередь, регионы-доноры делятся на группы по самодостаточности: самодостаточные регионы, относительно финансово процветающие и не нуждающиеся в финансовой помощи государства, хотя к процветающим регионам их отнести нельзя. Регионы-реципиенты точно так же делятся на группы в зависимости от их бюджетной обеспеченности: это кризисные регионы, которые расположены в кризисных поясах; отсталые регионы; депрессивные регионы и приграничные регионы, которые испытывают на себе негативное влияние государственной границы Российской Федерации.

Комплекс мер, реализуемых государством для обеспечения пространственного развития, основанного на применении единого экономического механизма, должен решить ряд основных задач, которые позволят вывести ряд регионов на более высокий уровень бюджетной обеспеченности и вывести их из состава регионов-реципиентов [8] (Bayanduryan, Osadchuk, Stash, Tishchenko, Kalombo Mulamba, 2018). Эффективный комплекс задач может и должен способствовать более эффективному расходованию бюджетных средств на всех уровнях, основываясь на единых, унифицированных принципах их целевого назначения и эффективного размещения в субъектах. Ожидаемый положительный эффект в развитии территорий может быть обеспечен за счет реализации комплексного подхода, основанного на применении всей совокупности всех возможных преференций. Применение преференций на таких территориях можно признать правильным, если такие особенности экономической деятельности не будут едины на территории всей страны, а будут дифференцированы по регионам с учетом территориальных особенностей. В настоящее время в рамках преференциального развития территорий для эффективной реализации мер государственной поддержки территории, на которые она направлена, можно сгруппировать в три большие группы. Данное разделение может быть дополнено и детализировано с учетом ряда факторов, которые в себя включают: характер особых экономических зон, распределение по субъектам Федерации; зоны территориального развития; виды кластерных образований; инновационные центры; инвестиционные контракты; инвестиционные проекты, реализуемые на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе. Самое широкое применение налоговые преференции в виде налоговых льгот, инвестиционных налоговых кредитов, тарифов страховых взносов, льготных ставок аренды и т.п. получили во всех созданных особых экономических зонах. Кроме того, в виде мер поддержки особых экономических зон применяются прямые меры финансовой поддержки, такие как: выделение средств из бюджетов на формирование, поддержание и развитие инфраструктуры. Реализация прогрессивной налоговой политики в ряде регионов позволит территории экономических зон избавиться от отсталости в социально-экономическом развитии [9] (Stash, 2018).

Налоговая политика как фактор пространственного развития

Реализация всех направлений поддержки должна основываться и отражаться в положениях налоговой политики. Надо сказать, что в основном налоговая политика носит строго фискальный характер [10] (Aleksandrova, Avakyan, 2021). Это обусловлено тем, что налоговая политика напрямую связана с государственной деятельностью, зависима от принимаемых финансовых решений, и любые выпадающие доходы бюджета должны быть обеспечены другими источниками поступления доходов, направленных на пополнение государственного бюджета. Экономическое развитие государства и регионов основано на налоговой составляющей. Ее эффективность связана с реализуемой бюджетной политикой и соблюдением фискальных интересов государства. При этом налоговая политика должна предоставлять возможности управления, обеспечения развития и экономическим развитием регионов, одним из инструментов которого выступают налоговые платежи. Это обеспечит совпадение интересов реализации налоговой политики как со стороны государства в целом, так и со стороны регионов как получателей бюджетных средств. В социально-экономическом развитии государства и территории объективно присутствует налоговая составляющая, которая проявляется во всех сферах управления. Она реализуется через понятие налогового механизма и представлена такими значимыми частями, как регулирование и стимулирование с помощью налогов.

Налоговый механизм

В «Энциклопедии экономических основ налогообложения» налоговый механизм рассматривается как: «совокупность способов организации взаимодействия налоговой системы с предпринимательской средой, предполагающей взаимное согласование действий в процессе налогообложения и взаимообусловленное изменение характеристик» [11, с. 154] (Mayburov, Ivanova, 2016, р. 154).

Особенность применения налогового механизма сведена к тому, что поскольку в зависимости от установленных параметров реализуемой налоговой политики возможно изменение предпринимательской среды, налоговый механизм может изменяться или корректироваться. С другой стороны, будучи элементом государственной налоговой политики и включая в себя меры регулирования экономики, которые реализуются государством, то есть налоговые меры, налоговый механизм корректировке подвергаться не может [12] (Peredkova, 2013). Выходит, что уже применение установленных параметров налоговой политики, применяемой государством на определенной территории, не может и не должно влиять на применение налогового механизма. Целевым ориентиром выступает предпринимательская среда. В ответ на реализуемые положения налоговой политики и применяемый налоговый механизм предприниматели могут корректировать свой выбор организационно-правовой формы, менять налоговые режимы, применяемые в своей деятельности, оптимизировать применяемые схемы налогообложения и так далее, то есть в данной ситуации налоговая политика является первичной, а механика налогообложения второстепенна в рамках реализуемой налоговой политики [13] (Panskov, 2016). Это позволяет нам говорить о том, что налоговый механизм действует как совокупность инструментов налогообложения, направленных на реализацию целей и задач налогового стимулирования и регулирования, влияющих на налоговые базы налогоплательщиков, сконцентрированных в определенном регионе [14] (Panskov, 2013).

С другой стороны, в рамках реализации налоговый механизм направлен на упорядочивание налоговых отношений. Это реализуется благодаря тому, что налогоплательщики управляют налогообложением, используя нормы налогового права. То есть в рамках реализации налогового механизма установленные законом правовые нормы вступают в прямое взаимодействие с финансовыми сферами деятельности налогоплательщика. Нормы законодательства распространяются на формирование плановых показателей, их оценку, фактическую реализацию и прогнозирование новых налоговых обязательств налогоплательщика [15] (Stash, 2021). Тут необходимо сказать еще и о том, что инструменты налоговой политики и налогового механизма используются для обоснования реализации бюджетных назначений.

При формировании и реализации налогового механизма надо помнить о том, что если не устанавливается прямая функциональная зависимость налогообложения от имеющегося потенциала налогоплательщика, то это превращает налоговый механизм, по сути, в конфискационный механизм. Также если при формировании прогнозных показателей, заложенных в принятом бюджете, они не состыкованы и не связаны с теми фактическими показателями совокупных объектов налогоплательщиком, которые имеют место быть, то налоговый механизм принимает дестимулирующий характер [16] (Osadchuk, Kleymenova, 2021). При этом налоговая система теряет свою эффективность и социальную направленность. Важно идентифицировать отношения бюджета и бизнеса на основании реальных денежных потоков, на твердой правовой основе, учитывающей правила их взаимодействия и существующие ограничения. Это важно, поскольку налоговый механизм направлен не только на формирование доходов государственного бюджета, но и призван обеспечить устойчивое развитие хозяйствующих субъектов [17] (Bayanduryan, Kleymenova, Osadchuk, 2021). Налоговое стимулирование, основанное на применение экономически обоснованных налоговых преференций, является значимым акцентом в реализации налогового механизма [18] (Mandroshchenko, 2016).

С этой точки зрения наиболее полным и характерным является понятие налогового стимулирования, изложенное в работах Евстафьевой А.Х., в которых оно рассматривается в качестве «целостного восприятия взаимодействующих закономерных и объективных связей налоговой системы, основанных на детерминированных к социально-экономическому и политическому развитию государства и общества факторах стимулирования экономического роста хозяйствующих субъектов и территорий за счет применения налоговых и иных преференций» [20, с. 91] (Evstafeva, 2016, р. 91).

Заключение

1. Эффективность и результативность налогового стимулирования определяются качеством реализации распределительно-регулирующей функции налогов, которая направлена на поддержание социальной справедливости, то есть налоговая система должна быть сбалансирована таким образом, чтобы обеспечивать равномерное распределение налоговой нагрузки.

2. В рамках пространственного территориального развития можно говорить о том, что для развития российских регионов налоговое стимулирование надо рассматривать гораздо шире, чем совокупность инструментов и факторов, которые играют регулирующую роль. Важно соблюдение обеспеченности всех уровней бюджетов, в том числе консолидированных бюджетов регионов, таким объемом налоговых доходов, который обеспечивал бы постоянный стабильный рост. Необходимо соблюдение интересов государства, на которое возложена ответственность за результативность социально-экономических мер, реализуемых в регионе, и налогоплательщиков, которые зарегистрированы и осуществляют свою производственно-хозяйственную деятельность на территории этого региона.

3. Реализация налогового механизма в рамках пространственного социально-экономического развития регионов и их территорий, создания преференциальных условий развития как налоговая конструкция основана на реализации большого круга налоговых категорий и понятий, а также взаимодействующих в связи с этим налоговых институтов.


References:

Aleksandrova Zh.P., Avakyan S.A. (2021). Sobiraemost nalogov kak kriteriy byudzhetno-nalogovoy bezopasnosti gosudarstva [Tax collection as a criterion of fiscal security of the state]. Sovremennaya shkola Rossii. Voprosy modernizatsii. (3-1 (36)). 228-230. (in Russian).

Bayanduryan G.L., Kleymenova Yu.A., Osadchuk L.M. (2021). Metodicheskoe obespechenie garmonizatsii promyshlennoy i torgovoy politiki v konture ustoychivogo razvitiya otraslevyh komplektov [Methodological support for the harmonization of industrial and trade policy in the context of sustainable development of industry sets] (in Russian).

Bayanduryan G.L., Osadchuk L.M., Stash Z.N., Tischenko E.S., Kalombo Mulamba V.I. (2018). Instrumenty byudzhetnogo i nalogovogo regulirovaniya ustoychivogo razvitiya korporativnyh sotsialno-ekonomicheskikh sistem [Tools for budget and tax regulation of sustainable development of corporate socio-economic systems] (in Russian).

Dergachev V. A., Vardomskiy L.B. (2012). Regionovedenie [Regional studies] (in Russian).

Evstafeva A. Kh. (2016). Gnoseologicheskiy analiz nalogovyh kategoriy, opredelyayushchikh usloviya ekonomicheskogo razvitiya gosudarstva i ego regionov [Epistemological analysis of tax categories determining the conditions of economic development of the state and its regions]. Innovative development of economy. (2(32)). 86-91. (in Russian).

Grinberg R.S., Rubenshteyn A.Ya., Abalkin L.I. (2010). Strategicheskie orientiry ekonomicheskogo razvitiya Rossii [Strategic guidelines for Russia's economic development] (in Russian).

Kistanov V. V. (2002). Regionalnaya ekonomika Rossii [Regional economy of Russia] (in Russian).

Mandroschenko O. V. (2016). Osnovnye podkhody k otsenke effektivnosti nalogovyh lgot [Principal approaches to evaluating the efficiency of tax benefits]. Financial Analytics: Science and Experience. (39 (321)). 45-60. (in Russian).

Mayburov I.A., Ivanova Yu.B. (2016). Entsiklopediya teoreticheskikh osnov nalogooblozheniya [Encyclopedia of the theoretical foundations of taxation] (in Russian).

Mironova O.A., Khanafeev F.F. (2014). O sushchnosti nalogovoy politiki, nalogovogo administrirovaniya i nalogovogo menedzhmenta [Concerning tax policy, tax administration and tax management]. Innovative development of economy. (4(21)). 13-18. (in Russian).

Osadchuk L.M., Kleymenova Yu.A. (2021). Ustoychivoe razvitie ekonomiki v konture sovershenstvovaniya gosudarstvennoy nalogovoy politiki [Sustainable economic development in the context of improving the state tax policy]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (2 (127)). 72-75. (in Russian).

Panskov V. G. (2013). Byudzhetnaya samostoyatelnost i investitsionnaya aktivnost regionov [Budget independence and investment activity of the regions]. Innovative development of economy. (1(13)). 111-115. (in Russian).

Panskov V. G. (2016). Nalogovye instrumenty podema rossiyskoy ekonomiki v usloviyakh ekonomicheskogo krizisa [Tax instruments for the recovery of the Russian economy in the context of the economic crisis]. Innovative development of economy. (3-1 (33)). 24-30. (in Russian).

Peredkova I. V. (2013). Organizatsionno-ekonomicheskiy mekhanizm formirovaniya osoboy ekonomicheskoy zony [Organizational and economic mechanism of the special economic zone formation]. Sotsialnoekonomicheskie yavleniya i protsessy. (9 (055)). 93-97. (in Russian).

Stash Z.N. (2018). Nalogovaya politika kak faktor obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti gosudarstva [Tax policy as a factor of ensuring economic security of the state]. Elektronnyy setevoy politematicheskiy zhurnal \"Nauchnye trudy KubGTU\". (6). 388-394. (in Russian).

Stash Z.N. (2021). Realizatsiya nalogovogo planirovaniya i optimizatsii v ramkakh strategii ustoychivogo razvitiya organizatsiy [Implementation of tax planning and optimization within the framework of the sustainable development strategy of organizations]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (2 (127)). 942-945. (in Russian).

Stash Z.N., Timchenko E.Yu. (2015). Neobkhodimost ukrepleniya funktsii nalogovogo regulirovaniya v usloviyakh transformatsionnoy ekonomiki [The need to strengthen the functions of tax regulation in transformation economy]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (4-2(57)). 451-455. (in Russian).

Stash Z.N., Timchenko E.Yu. (2015). Povyshenie stepeni investitsionnoy aktivnosti ekonomiki putem sovershenstvovaniya funktsii nalogovogo stimulirovaniya [Increased investment activity of the economy by improving the function of tax incentives]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (4-1 (57)). 46-49. (in Russian).

Страница обновлена: 27.04.2025 в 09:05:21