Риски и угрозы пространственного развития страны
Земсков В.В.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 7 | Цитирований: 4
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 3, Номер 3 (Июль-сентябрь 2020)
Цитировать:
Земсков В.В. Риски и угрозы пространственного развития страны // Экономическая безопасность. – 2020. – Том 3. – № 3. – С. 313-322. – doi: 10.18334/ecsec.3.3.110793.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44342247
Цитирований: 4 по состоянию на 31.03.2023
Аннотация:
В статье рассматриваются проблемы, связанные с анализом рисков и угроз пространственного развития страны. Это связано с тем, что большинство регионов страны развиваются неравномерно и скачкообразно, что, в конечном счете, негативно влияет на социально-экономическое развитие региона и страны в целом, снижает качество жизни населения из-за снижения объемов налоговых поступлений в соответствующие бюджеты. Автором делается вывод о том, что пространственное развитие должно выступать драйвером экономического роста социально-экономических систем на основе учета внутренних и внешних рисков и угроз
Ключевые слова: пространственное развитие, экономический рост, интегральные показатели территориального развития, сравнительный анализ федеральных округов, риски и угрозы пространственного развития
JEL-классификация: R11, R12, R13
Введение
«Стратегия экономической безопасности страны в качестве основных задач государственной политики выделяет формирование системы управления рисками на разных уровнях управления с целью минимизации последствий реализации рисковых ситуаций на основе пространственного развития» [1]. Одним из последних документов, посвященных стратегическому планированию, можно считать появление распоряжения Правительства Российской Федерации [5], которое регламентирует и определяет современные тенденции и векторы пространственного развития России на основе формирования перспективных центров экономического роста и минерально-сырьевых центров. До выхода этого распоряжения Правительством Российской Федерации было утвержден соответствующий порядок разработки и утверждения пространственного развития страны [3] с указанием ответственных исполнителей за разработку стратегического документа.
На основе идентификации рисков и угроз пространственного развития определяются:
- выявление узких мест в социально-экономическом развитии регионов, городов и сельских населенных пунктов;
- разработка основных механизмов развития территорий;
- разработка мероприятий по стимулированию пространственного развития на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
- разработка приоритетных инфраструктурных проектов, необходимых для социально-экономического развития пространственного развития Российской Федерации и отдельных территорий.
«Опираясь на выявленные риски и угрозы, многие муниципальные образования в составе стратегии социально-экономического развития стали включать раздел, посвященный пространственному развитию, так как именно характеристики пространственного развития дают наиболее наглядное представление, как и каким образом будет развиваться данное образование» [14] (Suvorova, 2019).
Очевидно, что понятие «пространственное развитие» сопряжено с понятием «развитие территории» как экономического пространства, где осуществляется сложная хозяйственная деятельность многими субъектами хозяйствования на основе эффективного использования всех имеющихся ресурсов данной территории, включая как природные, так и человеческие.
В работе Лаженцева В.Н. «под территориальным развитием понимается прогрессивно направленное изменение (как правило, усложнение) пространственной структуры производительных сил, процесс сбалансированного и эффективного использования природно-ресурсного, материально-технического и человеческого потенциалов, формирование и качественное преобразование территориально-хозяйственных систем» [9].
Среди научных исследований, посвященных решению проблем анализа и оценки рисков пространственного развития, можно выделить работы авторского коллектива ученых Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева и Института экономики РАН [7, 8] (Zemskov, Dadalko, Starovoytov, 2020; Karavaeva, Kolomiets, Lev, Kolpakova, 2019).
Таким образом, пространственное развитие должно выступать драйвером экономического роста социально-экономических систем на основе учета внутренних и внешних рисков и угроз.
Актуальность анализа пространственного развития социально-экономических систем объясняется тем, что «основным инструментом этого анализа является сопоставление индикаторов социально-экономического развития регионов» [8] (Karavaeva, Kolomiets, Lev, Kolpakova, 2019), межрегиональное сравнение, на основании которых определяются рейтинги регионов по вкладу в национальный доход. Подтверждением этого подхода является, например, «распределение финансовых ресурсов из фонда регионального развития» [2].
Усиление интереса государственных органов к пространственному развитию вызывает необходимость рассмотрения некоторых финансовых инструментов, способствующих выявлению рисков и угроз в хозяйственной деятельности территориального развития, например федеральных округов. Таким образом, обобщенно уровень территориального развития федеральных округов можно представить в виде совокупности отдельных показателей социально-экономического развития.
В качестве основных показателей для проведения анализа территориального развития федеральных округов выступают отдельные показатели за 2012–2018 годы, в частности [13]:
- валовой региональный продукт, млн руб.;
- валовой региональный продукт на душу населения, руб.;
- задолженность по кредитам в рублях, предоставленным кредитными организациями юридическим лицам, млн руб.;
- задолженность по кредитам в рублях, предоставленным кредитными организациями физическим лицам, млн руб.;
- сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности организаций, млн руб.;
- индексы потребительских цен, декабрь к декабрю прошлого года, %.
По мнению автора, вышеуказанная совокупность наиболее полно характеризует особенности пространственного развития территорий.
Как видно из приведенного перечня показателей, они имеют отличительные признаки в единицах измерения, поэтому невозможно применить способ вычисления среднеарифметических значений для оценки уровня территориального развития. Поэтому необходимо привести их в стандартизированное состояние через «механизм расчета среднего квадратического отклонения» [11] (Plyuta, 1989). В этих целях необходимо произвести определенные расчеты в соответствии с нижеуказанными этапами.
Этап № 1. Проводится стандартизация показателей.
.
Этап № 2. Дифференциация показателей на: стимулирующие и дестимулирующие.
Этап № 3. Расчет матрицы расстояний.
.
Этап № 4. Расчет интегрального показателя.
.
Вычисленные значения интегральных показателей территориального развития федеральных округов РФ представлены в таблице 1.
Таблица 1
Расчетные показатели значения интегрального показателя
Название федерального
округа
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
Центральный федеральный округ
|
0,317869
|
0,366461
|
0,347334
|
0,377392
|
0,378592
|
0,312251
|
0,312547
|
Северо-Западный федеральный округ
|
0,354403
|
0,332712
|
0,302094
|
0,411898
|
0,434748
|
0,357836
|
0,353314
|
Южный федеральный округ
|
0,121535
|
0,143226
|
0,173069
|
0,210438
|
0,235238
|
0,176104
|
0,167899
|
Северо-Кавказский федеральный округ
|
-0,01971
|
-0,01213
|
-0,02624
|
-0,01525
|
-0,00624
|
-0,0017
|
-0,02177
|
Приволжский федеральный округ
|
0,273249
|
0,367561
|
0,380388
|
0,449801
|
0,369125
|
0,297752
|
0,313865
|
Уральский федеральный округ
|
0,303293
|
0,294309
|
0,287673
|
0,306124
|
0,284252
|
0,2246
|
0,215024
|
Сибирский федеральный округ
|
0,245799
|
0,270268
|
0,266381
|
0,309999
|
0,219866
|
0,21775
|
0,259876
|
Дальневосточный федеральный округ
|
0,235057
|
0,194004
|
0,192898
|
0,191726
|
0,17777
|
0,132297
|
0,181936
|
Интерпретация значений интегрального показателя уровня территориального развития состоит в следующем: федеральный округ имеет более высокий уровень территориального развития, интегральный показатель которого наиболее приближен к 1.
Так, по результатам расчетов, наибольший уровень территориального развития имеет Северо-Западный федеральный округ, у которого значение интегрального показателя за 2018 г. равно 0,35. Наименьший уровень территориального развития имеет Северо-Кавказский федеральный округ (-0,02). Разрыв между максимальным и минимальным значением территориального развития исследуемых федеральных округов составляет 5,7 раза, что свидетельствует о высокой степени дифференциации в развитии территорий РФ.
Далее необходимо составить матрицу оценки позиций федеральных округов по уровню территориального развития. Для этого следует определить диапазон значений уровней территориального развития с соответствующей вербальной характеристикой (табл. 2).
Таблица 2
Диапазон значений уровней территориального развития
Диапазон
данных
|
Характеристика
уровней
|
0,36–0,4
|
Высокий
|
0,16–0,35
|
Средний
|
0–0,15
|
Низкий
|
Далее на графике покажем расположение федеральных округов по уровню территориального развития.
Рисунок 1. Уровни территориального развития федеральных округов
Источник: составлено автором.
Из рисунка 1 видно, что точками экономического роста являются Северо-Западный, Центральный и Приволжский федеральные округа. Рассмотрим пространственное развитие Центрального федерального округа (ЦФО). Он занимает 3,8% территории РФ; плотность населения – 57,7 человек на 1 кв. км; занимает 1-е место в России по промышленному и с/х производству (20% и 25% соответственно).
Темпы роста промышленного производства на территории ЦФО выше средних показателей по стране. ЦФО лидирует среди федеральных округов по всем основным показателям социально-экономического развития. Факторы развития социально-экономической сферы: выгодное экономико-географическое положение (пересечение множества федеральных трасс), развитая инфраструктура и созданный производственный и научно-технический потенциал. Кроме того, ЦФО является финансовым центром России.
Отрасли специализации регионов ЦФО: машиностроение, металлообработка, легкая (особенно текстильная) промышленность, химическая промышленность, высоконаучные отрасли экономики.
Центр размещения высокотехнологичного производства и науки – Москва и Московская область.
Мерами по обеспечению пространственного развития являются:
- сохранение ориентации на развитие преимущественно обрабатывающих отраслей промышленности с пониженной материало- и энергоемкостью, но требующих высококвалифицированного труда;
- «использование цифровых технологий в организациях по видам экономической деятельности» [10, с. 33] (Lev, Leshchenko, 2020, р. 33);
- ввиду ухудшения экологической ситуации следует размещать промышленные новостройки в малых городах Брянской, Тверской, Калужской, Костромской, Орловской, Рязанской, Смоленской областей;
- опять же по причине ухудшения экологической ситуации существует необходимость в ограничении роста промышленности и населения крупных городов, Московской и Тульско-Новомосковской городских агломераций.
«Основными факторами экономического роста этих федеральных округов являются наличие высококвалифицированных кадров, развитая инфраструктура и близость к крупнейшим агломерациям, которые концентрируют вокруг себя экономический потенциал нескольких территорий» [12, с. 83] (Sokolinskaya, Khorev, 2020, р. 83). Одновременно эти агломерации выступают тормозом экономического роста для других территорий, которые не попадают в число крупнейших агломераций, поскольку происходит отток и концентрация трудовых ресурсов в крупнейших агломерациях. «Основными причинами оттока трудовых ресурсов из наименее развитых территорий являются отсутствие работы и неразвитость инфраструктуры по доступности жилья и комфортности проживания» [6, с. 185] (Zemskov, 2019, р. 185).
Депрессивным регионом является Северо-Кавказский федеральный округ. На выравнивание территориального развития Северо-Кавказского федерального округа Решением Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года. Общий объем финансирования госпрограммы за весь период ее реализации составит порядка 2,5 трлн рублей [4].
Отмечается спад в Уральском федеральном округе.
Заключение
Таким образом, рисками и угрозами современного пространственного развития России являются: неравномерное развитие территорий; формирование крупных городских агломераций, которые все больше притягивают трудоспособное население из менее развитых территорий.
В результате этого оказываются заброшенными промышленные центры мелких и средних городов, уменьшение посевных площадей из-за несвоевременного их возделывания; наличие инфраструктурных ограничений; отсутствие ясной государственной политики в области урбанизации и концентрации населения в развитых мегаполисах.
Источники:
2. Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 октября 2009 года № 493 «Об утверждении Методики расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации». Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902186132 (дата обращения 14.08.2020).
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.08.2015 № 870 «О содержании, составе, порядке разработки и утверждения пространственного развития Российской Федерации, а также о порядке осуществления мониторинга и контроля ее реализации». Режим доступа: https://base.garant.ru/71170676/ (дата обращения 14.03.2020).
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 №2408-р. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139451/ (дата обращения 14.08.2020).
5. Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития РФ на период до 2025 г.». Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72074066/ (дата обращения 14.03.2020).
6. Земсков В.В. «Экономическая безопасность России: риски инвестиционной привлекательности». // Экономическая безопасность. – 2019. – Том 2. – № 3. – С. 179-187.
7. Земсков В.В., Дадалко В.А., Старовойтов В.Г. «Диагностика и мониторинг экономической безопасности страны». Монография / В. В. Земсков, В. А. Дадалко, В. Г. Старовойтов и др.; под науч. ред. В. В. Земскова. — М.: Прометей, 2020. — 338 с.
8. Караваева И.В., Коломиец А.Г., Лев М.Ю., Колпакова И.А. «Финансовые риски социально-экономической безопасности, формируемые системой государственного управления в современной России» // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2019. - № 2. - С. 45-65.
9. Лаженцев В.Н. «Территориальное развитие как экономико-географическая деятельность (теория, методология, практика)». Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/territorialnoe-razvitie-kak-ekonomiko-geograficheskaya-deyatelnost-teoriya-metodologiya-praktika (дата обращения 14.08.2020).
10. Лев М.Ю., Лещенко Ю.Г. «Цифровая экономика: на пути к стратегии будущего в контексте обеспечения экономической безопасности» // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – Том 10. – № 1. – С. 25-44.
11. Плюта В. «Сравнительный многомерный анализ в эконометрическом моделировании». / Веслав Плюта. – М.: Финансы и статистика, 1989. – 174 с.
12. Соколинская Ю.М., Хорев А.М. «Дифференцированный подход к оказанию мер государственной поддержки моногородов в составе моделей экономической безопасности» // Экономическая безопасность. – 2020. – Том 3. – № 1. – С. 79-94.
13. «Социально-экономические показатели российской федерации в 1991-2018 гг.». Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13396 (дата обращения 14.08.2020).
14. Суворова А.В. «Пространственное развитие: содержание и особенности». Journal of New Economy. 2019. Т. 20, № 3
Страница обновлена: 09.08.2024 в 21:17:19