Analysis of personnel training and development at the enterprise (on the example of Huawei)
Kruglov D.V.1, Chzhao Syue1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Download PDF | Downloads: 17 | Citations: 1
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 11, Number 12 (december 2021)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=47943158
Cited: 1 by 07.12.2023
Abstract:
In the article, the authors pay special attention to the personnel training and development as important processes in the formation of human capital and increasing the enterprise's competitiveness. The object of empirical research is the Chinese telecommunications company Huawei, which revealed a slowdown in the growth rate of the number of employees. In order to identify the causes of this problem, a study was conducted at the Huawei branch (Jilin Province, Changchun, China).
Based on the results of the survey, it was concluded that the irrational training process and dissatisfaction with the personnel training system are the key problems of training management in the company. As a result, measures to overcome the negative consequences were proposed. They are as hollows: cooperation with higher technological educational institutions and modernization of the personnel training system through the introduction of a digital educational platform. This set of measures contributes to the implementation of the concept of continuing education at the enterprise.
Keywords: personnel training, advanced training, personnel development, competitive advantages, competitiveness
JEL-classification: J24, J82, M53, M54
Введение
Развитие общества и объективные изменения в развитии производительных сил повышают ценность знаний и навыков работника [21] (Makarenko, Kaplina, Rybachok, 2019). Подготовка кадров выступает важным этапом в процессе их адаптации на предприятии. В случае успешной адаптации работник будет стремиться достигнуть более высоких показателей деятельности и будет удовлетворенным организационной средой. При неудовлетворительном завершении процесса адаптации возможен уход сотрудника на другую вакансию [3, с. 35–36] (Esikova, 2017, р. 35–36), что создает угрозы для развития предприятия.
Г.М. Жусупова и А.Н. Силенко отмечают, что «теория и практика общественного развития актуализирует вопрос постоянного повышения уровня квалификации и качества профессиональной деятельности, обусловленной сложностью и противоречивостью современного мира» [4] (Zhusupova, Silenko, 2020). Повышение квалификации сотрудников соответствует положениям концепции непрерывного образования и позволяет ликвидировать разрыв «между новейшими достижениями технической мысли и квалификацией персонала» [5] (Zolin, 2019). Исходя из этого, необходимость создания эффективной системы обучения на предприятии, обеспечивающей постоянное совершенствование своих навыков и знаний сотрудниками, является очевидной.
Фань И. и др. отмечают, что концепция управления предприятием, ориентированная на человека, изменила сущность самой организации. Предприятие стало обучающейся и интерактивной организацией, призванной создавать благоприятную среду и способствовать общему развитию своих сотрудников всех уровней [11] (Fan et al., 2021). Обучение ориентировано на повышение навыков, управленческих способностей и всестороннее развитие сотрудников. Сюэ Л. и Пэн Ж. констатируют, что подготовка кадров особенно важна для улучшения качества персонала и повышения конкурентоспособности предприятия [22] (Xue, Peng, 2019). В работах российский ученых также отмечается важность высококвалифицированных кадров как конкурентного преимущества предприятия [6] (Karpukhin, 2017).
В нашей работе в качестве объекта исследования выбрана компания Huawei – одна из крупнейших мировых телекоммуникационных компаний, штат которой включает почти 200 тыс. сотрудников. В организации действует общий стандарт системы подготовки кадров и происходит непрерывный процесс повышения квалификации штатных работников. К сожалению, в 2020 г. было выявлено снижение темпов роста выручки компании с 9,1% в 2019 г. до 8,1% [2], а динамика увеличения штата компании за счет новых сотрудников сократилась с 4,4% в 2018 г. до 1,5% в 2020 г. [1], что является сигналом наличия проблем в управлении персоналом.
Обучение персонала является одним из ключевых компонентов управления человеческим капиталом предприятия [18, с. 531] (Lin, Xiong, 2017, р. 531), поскольку именно человеческие ресурсы определяют направления развития компании [11] (Fan et al., 2021). Исходя из этого, основная цель управления персоналом – достижение эффективного сочетания обучения и мотивации персонала для выполнения работ разного уровня сложности [9] (Abuselidze, Bilyak, Mračkovskaya, 2021). Отталкиваясь от идеи о том, что подготовка и повышение квалификации кадров являются важными компонентами управления персоналом предприятия, можно сделать вывод что в системе обучения компании Huawei существуют некоторые проблемы. Целью исследования является анализ современного состояния системы обучения сотрудников и разработка экономических механизмов и практических рекомендаций по повышению ее эффективности. Научная новизна заключается в выявлении особенностей формирования корпоративной системы обучения и разработке эффективных механизмов ее совершенствования в условиях цифровой экономики
Д. Касмин в своих работах констатирует, что обучение – это технология развития персонала предприятия, направленная на обеспечение повышения производительности труда в соответствии с интересами предприятия и стратегиями личностного развития его работников. В системе обучения персонала классически выделяются три основных вида – подготовка персонала, повышение квалификации и переподготовка. Подготовка персонала представляет собой освоение работником новых компетенций, которые необходимы для реализации конкретных задач в рамках определенной должности. Повышение квалификации персонала – получение работником дополнительных знаний, умений и навыков из-за изменения требований к профессии или карьерному продвижению. Переподготовка персонала – это приобретение работником новых компетенций через изменение профессии или коренное изменение требований в рамках должностной инструкции [16] (Kasmin, 2021).
Сущность процесса корпоративного обучения может быть сведена к циклу ПОПД (планирование, обучение, проверка, действие). Первым его этапом является планирование, в ходе которого выявляются потребности в обучении, составляется план обучения и определяется бюджет. Обучение – это стадия реализации плана обучения, то есть собственно подготовка или повышение квалификации персонала (тот или иной вид определяется исходя из целей обучения). Проверка – это этап, на котором проводится оценка результатов обучения, подводятся итоги и анализируется эффективность обучения. Этап «действие» предполагает обобщение результатов обучения и непрерывное совершенствование полученных знаний и навыков сотрудниками в дальнейшем [22] (Xue, Peng, 2019). Данный подход является процессным и позволяет рассматривать динамическую сущность процесса корпоративного обучения.
Существует иной подход, в рамках которого корпоративное обучение представляет собой систему, состоящую из элементов знаний, где каждый из них является основой знаний и навыков. То есть эта минимальная единица ресурса знаний может влиять на обучение и повышение квалификации персонала [12] (Gao et al., 2021). В нашем исследовании мы придерживаемся первого подхода, согласно которому подготовка и повышение квалификации персонала рассматриваются как процессы, происходящие на предприятии.
Обучение – это приобретение и развитие знаний и навыков сотрудников для более эффективного выполнения своих функций. Оно может повысить индивидуальную результативность на рабочем месте за счет повышения дисциплины. После обучения работники становятся более компетентными в своей области и, следовательно, более мотивированными. Кроме того, практика обучения может быть направлена на создание необходимой базы навыков для сотрудников, чтобы они могли более качественно выполнять свою работу, а руководство предприятия было готово инвестировать в сотрудников [14] (Guan, Frenkel, 2018). Следовательно, подготовка и повышение квалификации способствуют повышению вовлеченности сотрудников в работу предприятия.
Обучение на предприятии может осуществляться в разных формах – без отрыва от производства или с отрывом от производства, при этом первая форма считается наиболее эффективной и способна повысить предельную производительность труда сотрудников в будущем [10] (Ai, An, Zhou, 2018). Предприятие может использовать различные формы обучения сотрудников, например, прохождение стажировки, которое было подробно описано в публикации Г.Г. Силласте и Е.А. Санакиной [8] (Sillaste, Sanakina, 2020). Обучение также может быть общим и специальным. При этом специальное обучение является более эффективным для предприятия [10] (Ai, An, Zhou, 2018).
В настоящее время существует большое количество проблем в управлении человеческими ресурсами на предприятиях КНР [11] (Fan et al., 2021). Управление человеческими ресурсами в Китае в основном практикуется на крупных предприятиях, но многие авторы отмечают необходимость его внедрения в деятельность малых и средних предприятий [17] (Li, Rees C., Branine, 2019). Эффективное образование и обучение сотрудников играют положительную роль в развитии предприятия. Однако в процессе функционирования руководство предприятий обращает внимание в основном на собственные экономические интересы и игнорирует процесс обучения сотрудников. Высший менеджмент предприятия зачастую ошибается в трудоспособности работников «третьего возраста». Руководители полагают, что у сотрудников пенсионного возраста богатый опыт работы, который может компенсировать их недостатки в получении новых знаний.
На предприятиях КНР, как отмечают исследователи Линь Т.Х. и Сюн И., в процессе управления подготовкой и повышением квалификации кадров сталкиваются с проблемами негативного восприятия обучения сотрудников руководителями предприятий, низкими инвестициями в развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров, незавершенностью системы корпоративного обучения [18] (Lin, Xiong, 2017). В некоторых организациях Китая все еще продолжает существовать традиционный подход к управлению персоналом, в котором не уделяется должное внимание важности управления человеческими ресурсами. Руководству предприятий не хватает знаний в области управления человеческими ресурсами. Если организация не может обеспечить благоприятную среду для развития корпоративных талантов, то в дальнейшем система управления человеческими ресурсами может пострадать от негативных последствий [19] (Liu, 2018).
При анализе подготовки и повышения квалификации кадров на предприятиях исследователями использовались разные методические подходы. Ш. Гул и Л. Ф. Сеймур проводили анализ текущего обучения на предприятии, используя инструменты глубинного интервью и опроса работников двух групп – производственного уровня и менеджеров [13] (Gool, Seymour, 2018). С. Лю и М. Промпанио (Таиланд) изучали роль обучения сотрудников в содействии инновационной деятельности компании Huawei в провинции Шаньси [20] (Liu, Prompanyo, 2021). Исследователи использовали комплексный метод с углубленным интервью и анкетным опросом, обработка данных происходила в программе SPSS, где оценивалась количественная статистика путем корреляционного анализа и линейной регрессии.
Компания Huawei является ведущим мировым поставщиком продукции в области информационно-коммуникационных технологий. Это транснациональная компания, которая ведет свою деятельность почти в 200 странах мира, и общий штат компании в 2020 г. составил почти 200 тыс. чел. (рис. 1).
Рисунок 1. Динамика численности сотрудников компании Huawei в 2016–2020 гг.
Источник: составлено по данным [1, 2, 7].
Как показано на рисунке 1, динамика численности сотрудников компании Huawei характеризуется определенной степенью замедления: в 2018 г. прирост количества новых сотрудников составил 4,4%, затем в 2019 г. темп прироста снизился на 1,2% до 3,2%, а в 2020 г. и вовсе снизился до 1,5% (-1,7%). Это может быть сигналом о том, что в управлении персоналом компании имеются некоторые проблемы. Предполагая, что данные негативные факторы могут быть вызваны состоянием управления человеческим потенциалом, мы в своем исследовании провели анализ подготовки и повышения квалификации кадров компании Huawei.
Методика исследования, используемая в настоящей статье, основывается на подходе С. Лю и М. Промпанио [20] (Liu, Prompanyo, 2021), где в качестве основного инструмента исследования использует анкетный опрос, состоящий из 12 пунктов. Опрос проводился среди работников филиала Huawei, расположенного в провинции Цзилинь г. Чанчунь (КНР). Мы проводили опрос в онлайн-формате, с использованием мини-программы для создания и проведения опроса на платформе WeChat. Опрос начали 15 октября 2021 г., и в течение двух недель в нем приняли участие 273 сотрудника компании, включая 26,6% сотрудников управляющего уровня.
Было выявлено, что 96,0% сотрудников компании проходили обучение в компании без отрыва от работы. Среди сотрудников 79,8% проходили общее обучение, а 28,6% проходили специальное обучение. Респондентам также было предложено оценить систему обучения в компании, на основе предложенных критериев получены следующие результаты (рис. 2). На рисунке указана 7-балльная шкала, от 0 (абсолютно не согласен) до 7 (полностью согласен).
Рисунок 2. Оценка системы обучения в компании Huawei (филиал провинции Цзилинь (горизонтальная шкала, баллы от 0 до 7))
Источник: составлено авторами.
В процессе исследования мы пришли к выводу, что многие сотрудники отметили большое влияние полученных знаний на развитие личных качеств и навыков. При этом работники констатируют, что актуальность знаний и новизна полученной информации в ходе обучения находятся на высоком уровне. Тем не менее было выявлено, что практическая ценность учебного материала невысока, в связи с чем удовлетворенность системой повышения квалификации низкая. Это позволяет говорить о том, что система обучения в компании Huawei нуждается в совершенствовании.
В последние годы телекоммуникационная отрасль Китая переживает период новой технологической революции. Появление и популяризация новых технологий привели к новой волне инвестиций в развитие отрасли [15] (Jie, 2019). Поэтому для компании Huawei важно постоянно проводить обучение сотрудников, чтобы развивать инновационный потенциал предприятия. Чжан Цзе предлагает развивать обучение в телекоммуникационных компаниях за счет продвижения сотрудничества между образовательными учреждениями и компаниями. По мнению исследователя, создание платформы обучения талантов, основанной на сотрудничестве университета и предприятия, включает такие направления совместной деятельности, как создание учебных материалов, учебной среды, консультационная поддержка по обучению персонала предприятия и др. Развитие таких платформ может быть внедрено в практику подготовки и повышения квалификации кадров компании Huawei. Для филиала в провинции Цзилинь может быть установлено сотрудничество с Чанчуньским политехническим университетом, ведущим техническим высшим образовательным учреждением провинции Цзилинь.
В качестве направления совершенствования повышения квалификации кадров на исследуемом предприятии может быть предложено внедрение корпоративной системы управления профессиональным обучением на основе J2EE (Java 2 Enterprise Edition – модель многоуровневого распределенного приложения, возможность повторного использования компонентов, интегрированный обмен данными). Для повышения эффективности корпоративной системы управления профессиональным обучением по опыту, описанному в работе [23] (Yan, Li, 2021), может быть предложен проект корпоративной системы управления профессиональным обучением на основе J2EE. Благодаря разработке группы модулей реализуется дизайн системы управления производственным обучением на предприятии. Эти модули включают:
– модуль управления персональной информацией;
– модуль управления учебным курсом;
– модуль управления учебной информацией;
– модуль статистического управления и логического дизайна базы данных.
Использование корпоративной системы управления подготовкой кадров и обучением на основе J2EE, как показали результаты исследования И. Янь и Дж. Ли, обладает высокой производительностью, может обеспечивать стабильное и эффективное управление корпоративным обучением и соответствует потребностям компании [23] (Yan, Li, 2021).
Согласимся также с мнением Х. Ай о том, что инвестиции в обучение персонала выступают одним из ключевых видов инвестиций в человеческий капитал предприятия [10] (Ai, An, Zhou, 2018). В связи с этим компании Huawei следует увеличивать объем инвестиций в развитие системы обучения для того, чтобы сформировать более качественный человеческий капитал.
Заключение
В работе был проведен анализ системы подготовки и повышения квалификации кадров на китайском предприятии Huawei. Используя метод анкетного опроса, авторы получили данные, свидетельствующие о том, что в компании низкая степень удовлетворенности системой повышения квалификации сотрудников. В этой связи можно констатировать, что существующие проблемы в управлении обучением компании возникают из-за низкой организации учебного процесса. Исходя из этого, авторами были предложены варианты образовательного сотрудничества с высшими технологическими учебными учреждениями, а также модернизация системы повышения кадров за счет внедрения образовательной платформы. Это позволит более эффективно реализовывать концепцию непрерывного образования на предприятии и будет способствовать формированию человеческого капитала более высокого уровня, что повысит уровень конкурентных преимуществ компании.
References:
Abuselidze G., Bilyak Y., Mračkovskaya N.K. (2021). Methodological and Practical Issues of the Organization of the Personnel of the Enterprise and the Implementation of Changes to its Structure Studies of Applied Economics. 39 (8). doi: 10.25115/eea.v39i8.4449.
Ai H., An S., Zhou J. A new perspective of enterprise human re-source managementHuman Resources Management and Services (TRANS-FERRED). Retrieved December 02, 2021, from https://systems.enpress-publisher.com/index.php/HRMS/article/view/282/198
Esikova R.S. (2017). Sovershenstvovanie protsessa adaptatsii personala v organizatsiyakh [Improvement of process of adaptation of personnel in the organizations]. Socio-economic phenomena and processes. (3). 34-38. (in Russian).
Fan Y. et al. (2021). System Construction and Development Strategy of Enterprise Staff Education and Training Mode 2nd Asia-Pacific Conference on Image Processing, Electronics and Computers. 325-329.
Gao G.L. et al. (2021). Computational Social Science. – CRC Press London: CRC Press.
Gool S., Seymour L.F. (2018). Managing Enterprise Resource Planning System Customisation Post-Implementation N Proceedings of the 20th International Conference on Enterprise Information Systems. 111-119. doi: 10.5220/0006676401110119.
Guan X., Frenkel S. (2018). How perceptions of training impact employee performance: Evidence from two Chinese manufacturing firms Personnel Review. 48 (1). 163-183. doi: 10.1108/PR-05-2017-0141.
Jie Z. (2019). Discussion on the Training Mode of Mobile Communication Technology Professionals Based on School-Enterprise Cooperation Cham: Springer.
Karpukhin M.Yu. (2017). Obuchenie personala organizatsii: sushchnost, vidy [Personnel training: its nature and types]. Agrarian Bulletin of the Urals. (1(155)). 83-86. (in Russian).
Kasmin D. (2021). Staff development as a prerequisite for enterprise development Innovative Solutions In Modern Science. 3 (47). 26-57. doi: 10.26886/2414-634X.3(47)2021.2 .
Li S., Rees C. J., Branine M. (2019). Employees’ perceptions of human resource management practices and employee outcomes: Empirical evidence from small and medium-sized enterprises in China Employee Relations. 41 (6). 1419-1433. doi: 10.1108/ER-01-2019-0065.
Lin T. H., Xiong Y. (2017). The Existing Problems and Countermeasures in the Training of Enterprise Staff DEStech Transactions on Computer Science and Engineering. 531-536. doi: 10.12783/dtcse/icicee2017/17207.
Liu X. Existing Problems and Countermeasures in Enterprise Human Resources ManagementWebofproceedings.org. Retrieved from https://www.webofproceedings.org/proceedings_series/ESR/ICCEMS%202018/ICCEMS014.pdf
Liu X., Prompanyo M. (2021). The impact of Employee Training on Huawei innovation Performance in Shanxi Province, China International Journal. 5 (1). 1-8. doi: 10.14456/ijmmt.2021.1.
Makarenko S. M., Kaplina Y., Rybachok S. Current Realities of Enterprise Personnel Training And DevelopmentEkhsuir.kspu.edu. Retrieved from http://ekhsuir.kspu.edu/handle/123456789/10000
Sillaste G.G., Sanakina G.G. (2020). Stazherstvo kak faktor razvitiya sotsialnogo potentsiala kompanii [Internships as a factor in developing the companyʼs social potential]. Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta. 10 (4). 46-52. (in Russian). doi: 10.26794/2226-7867-2020-10-4-46-52 .
Xue L., Peng Z. Construction of Enterprise Training Model Reform and Evaluation System Based on Practice TeachingWebofproceedings.org. Retrieved from https://www.webofproceedings.org/proceedings_series/ESSP/EDUER%202019/EDUER102958.pdf
Yan Y., Li J. (2021). Design of Enterprise Job Training Education Management System Based on J2EE International Conference on E-Learning, E-Education, and Online Training. 464-475. doi: 10.1007/978-3-030-84383-0_40.
Zhusupova G.M., Silenko A.N. (2020). Rol podgotovki, perepodgotovki i povysheniya kvalifikatsii kadrov v sovremennyh usloviyakh funktsionirovaniya sotsialno-ekonomicheskikh institutov [The role of training, retraining and advanced training of personnel in modern conditions of functioning of socio-economic institutions]. Innovation and Investment. (5). 131-133. (in Russian).
Zolin I.E. (2019). Sovremennyy vzglyad na problemu povysheniya kvalifikatsii i podgotovku kadrov v usloviyakh razvitiya rynka truda [Modern view on proficiency enhancement and personnel training in the context of labor market development]. Obschestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika. (8(64)). 31-35. (in Russian). doi: 10.24158/spp.2019.8.4 .
Страница обновлена: 12.04.2025 в 06:54:30