Specific risks of innovative public-private partnership projects

Kashin A.V.1
1 Новосибирский государственный университет экономики и управления –«НИНХ»

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 15, Number 12 (december 2021)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=47995220

Abstract:
The significant risks of innovative PPP projects related to the peculiarities of interaction between public and private partners in the framework of joint project implementation are analyzed. Based on the analysis of theoretical and factual material, the factors of reducing the number of newly concluded concession agreements and the implementation of PPPs associated with an unforeseen change in legislation or the legal position of supervisory authorities and courts have been identified. The results of the study may be of interest to representatives of the scientific community, the business sector and authorities involved in this area or interested in more effective implementation of public-private partnership projects at the regional and federal levels.

Keywords: innovative projects, public-private partnerships, concessions, political and legal risks

JEL-classification: L26, L32, M11, M21, O31



Введение

В последнее время увеличился интерес государства к применению механизмов государственно-частного партнерства для цели интенсификации инновационных инвестиций со стороны частных инвесторов, что позволяет использовать накопленный инновационный потенциал частного сектора для решения общественно значимых проблем предоставления государственных услуг и обновления общественно значимой инфраструктуры [8] (Kashin, 2019).

Необходимо отметить, что предпосылки вышеуказанного роста интереса в том числе связаны с массовым переходом органов власти к предоставлению услуг в формате «электронного правительства», что влечет необходимость реализации инновационных проектов формирования облачных сервисов, обновления и переноса баз данных, разработки отечественных аналогов IT-оборудования и т.д., что часто требует применения инновационных технологий и проведения соответствующих НИОКР в тесном взаимодействии публичного и частного партнера, так как это позволяет, в свою очередь, более эффективно использовать знания и компетенции частного партнера в интересах государства для улучшения качества предоставляемых публичных услуг.

Большинство инициированных государством ГЧП-проектов, направленных на привлечение инвестиций и инновационных технологий для нужд государства, еще десять-пятнадцать лет назад были сконцентрированы на создании наиболее привлекательных условий участия в ГЧП-проектах иностранных инвесторов, но в последние пять лет можно констатировать, что приоритетными становятся инновационно активные отечественные фирмы. В большинстве своем ГЧП-проекты и концессии, ориентированные на использование инновационных технологий, инициируются и реализуются на федеральном уровне, так как требуют технологического единообразия (стандартизации) и достаточно существенных финансовых вложений из бюджета, которые отсутствуют у региональных (кроме г. Москвы) и муниципальных властей [2] (Kazantsev, 2016).

При этом, согласно статистическим данным, проанализированных РОСИНФРА [9] (Kashin, Markelov, 2020), за последние 5 лет прослеживается ярко выраженная тенденция снижения количества заключаемых соглашений государственно-частного партнерства и концессий, особенно среди средних и крупных, в которых объем частных инвестиций составляет 1 и более млрд руб., что требует проведения исследования причин реализации такой тенденции.

Учитывая изложенное, несомненно актуальным является изучение фактического материала и определение возможных причин существенного снижения числа востребованных государственными структурами инновационно ориентированных проектов ГЧП.

Целью исследования выступает изучение характера и специфики рисков, возникающих при реализации инновационно ориентированных проектов ГЧП и связанных как с особенностями взаимодействия публичного и частного партнера, так и с «издержками» использования бюджетных ассигнований в виде увеличения внимания со стороны контрольно-надзорных органов, преследующих свои цели, отличные от целей участников ГЧП-проектов.

В рамках данного исследования изучение значимости и специфичности рисков, возникающих при реализации инновационно ориентированных проектов ГЧП, позволит выявить факторы и разработать ряд новых точечных рекомендаций как для частного, так и публичного партнера в проекте ГЧП, снижающих вероятность прекращения реализации соответствующего проекта из-за политико-правовых рисков.

В ходе дискуссий по поводу основной причины такого явления часть исследователей указывают на увеличение значимости политико-правовых рисков при подготовке и на начальном этапе реализации соответствующих соглашений между частным и публичным партнерами, в том числе связанных с ухудшением целого ряда параметров инвестиционного климата из-за продолжения обоюдной политики введения санкций и контрсанкций, а также ухудшения прогнозируемых условий хозяйствования из-за увеличения риторики политических деятелей, обсуждающих ужесточение уже имеющихся ограничений, что негативно сказывается как на условиях финансирования за счет средств зарубежных инвесторов, так и на возможности имплементации в российских проектах современных инновационных технологий и оборудования, используемых иностранными инвесторами.

Вышеуказанные негативные тенденции выступают значимым фактором, препятствующим одобрению участия зарубежными инвесторами в российских инновационно ориентированных проектах государственно-частного партнерства [11] (Sokolov, Maslova, 2014).

Необходимо также обратить внимание на то, что важными факторами привлекательности участия частного партнера в инновационно ориентированных проектах ГЧП являются:

Во-первых, то, что ГЧП проект позволяет реализовать возможность относительно гарантированного получения дохода предпринимателем (частным партнером) в условиях практически полного отсутствия конкуренции с аналогичными проектами, которые реализуются другими предпринимателями, так как предметом соглашений ГЧП, как правило, являются инфраструктурные объекты, с помощью которых удовлетворяются потребности населения, организаций или государственных структур в условиях отсутствия (или полной неконкурентоспособности) альтернативных коммерческих предложений, за исключением дублирующей общедоступной инфраструктуры в случаях, прямо предусмотренных законом, – например, «платная» дорога, построенная в рамках ГЧП-проекта или концессии и дублирующая ее «бесплатная» общественная дорога, наличие которой прямо предусмотрено законом.

Во-вторых, частный партнер, принявший решение об участии в инновационно ориентированном ГЧП-проекте, надеется на существенное соучастие и весомую поддержку со стороны публичного партнера, который также заинтересован в благополучном завершении данного проекта.

Как указано в одном из исследований, проведенных Р. Осей-Кией [3] (Dzhomo, Kovdkhuri, 2016), эксперты в сфере ГЧП из 15 стран согласованно поставили на первое место среди факторов успеха при реализации проектов ГЧП именно фактор эффективности управления рисками ГЧП-проекта.

Таким образом, многим частным инвесторам, как правило, тем, кто ранее не принимал участие в реализации инновационно ориентированного проекта ГЧП, заключение соглашения о реализации концессии или проекта государственно-частного партнерства видится как долгосрочный (до 49 лет) проект получения дохода в условиях практически полного отсутствия конкуренции при существенном содействии со стороны государства, в том числе при получении проектного финансирования и субсидий, и вплоть до гарантий возврата совершенных частным инвестором инвестиций и текущих эксплуатационных расходов при использовании объекта, что подразумевает очень низкий уровень рисков реализации проекта при практически полном отсутствии коммерческих рисков и рисков невозврата инвестиций.

Но часть исследователей [1] (Varnavskiy, 2012) прямо указывают на то, что условия реализации конкретного проекта ГЧП часто существенно отличаются от ожидаемых частным партнером из-за слабого учета специфических рисков, вытекающих из-за взаимодействия между частным и публичным партнером, а также наличия необходимости привлечения и учета интересов третьей стороны – финансирующего партнера.

При этом необходимо понимать, что в условиях реализации проекта ГЧП могут возникать как типовые (общие для любого вида проекта) риски, так и нетиповые риски, которые являются специфичными в силу реализации проекта при тесном взаимодействии частного и публичного партнеров, имеющих в том числе разный уровень ответственности за принимаемые решения, что обуславливает наличие таких специфичных рисков, как «заморозка» проекта по политическим причинам из-за избрания на пост губернатора другого политика или пересмотр условий предоставления субсидии проекту из-за снижения лимита бюджетных ассигнований или секвестра, а также кратное увеличение риска привлечения к ответственности из-за проверок контрольно-надзорных органов, которые в том числе проверяют целевое использование бюджетных средств и государственного имущества, что может привести к пересмотру или признанию недействительными условий соглашения о ГЧП, которые не соответствуют закону [7] (Kashin, 2020).

Так, исследователь Е. Зусман [4] (Zusman, 2019), анализируя период с 2011 года по 2018 год, выявил, что в данный период произошел существенный рост количества судебных споров (практически в три раза – с 14 до 48), инициированных публичным партнером или контрольно-надзорными органами, в основном связанных с надлежащим исполнением условий реализации концессионных соглашений, и до настоящего момента остается на таком же высоком уровне – около 45–55 аналогичных судебных дел в год. При этом только 42,0% вынесенных судом решений в этих спорах были приняты в пользу частного инвестора, что свидетельствует о высоком уровне риска возникновения убытков у частного партнера по итогам судебных разбирательств с публичным партнером и показывает не слишком качественную подготовку и обоснование своей правовой позиции частным партнером, в том числе из-за специфики и несовершенства законодательства, отсутствия опытных юристов и подробной судебной практики в данной сфере и иных причин. Также стоит обратить внимание на то, что судебные инстанции достаточно часто – в 16% всех споров, делали вывод о том, что используемая сторонами при подготовке концессии и соглашения о ГЧП конкурсная документация в части не соответствует требованиям действующего законодательства в сфере ГЧП, а основная причина обращения в суд частных партнеров связана с правомерностью и обоснованностью установления тарифов (более 12% от всех дел, рассмотренных в 2018 г.), что позволяет сделать вывод о том, что при заключении соглашения о концессии и реализации ГЧП-проекта частный партнер не всегда корректно формулирует условия о порядке, сроке изменения и ставках тарифов, от которых напрямую зависит его доход от реализуемого проекта [5].

Как отмечают многие исследователи, уровень вышеуказанных рисков в последнее время существенно увеличился, в том числе из-за наработки практики проведения проверок уже реализуемых проектов и повышения уровня юридической подготовки государственных служащих, осуществляющих контрольно-надзорные мероприятия в отношении проекта концессии или ГЧП [12] (Fedorova, Gurina, Dovzhenko, 2013). В ряде случаев происходит существенный пересмотр позиции государственного надзорного органа по трактовке действующего законодательства, так, в феврале 2017 года ФАС РФ, участвуя в судебном разбирательстве относительно концессионного соглашения по строительству автомобильной дороги Стерлитамак – Магнитогорск (Республика Башкортостан), существенно изменила свою правовую позицию, потребовав признания недействительными всех концессий, в которых финансирование создания и эксплуатации объекта в целом было возложено только на публичного партнера, что по своей сути представляло собой государственный контракт на создание (строительство) объекта [6] (Kachkin, Grigorev, 2019) и должно регулироваться законодательством о размещении государственного заказа, а не федеральным законом о концессиях.

Учитывая вышеуказанное изменение правовой позиции надзорного органа, которое поставило под сомнение реализацию тысяч концессионных проектов, которые давно и успешно реализуются в разных регионах страны, неудивительно, что начиная с 2017 года резко, почти в два раза, снизилось количество заключенных частными партнерами концессий, а еще большая часть подготавливаемых к заключению соглашения концессий остались нереализованным, так как частные инвесторы отложили принятие решения до формирования позиции суда высшей инстанции и/или внесения уточняющих формулировок в нормы закона о концессиях.

Надо отметить тот факт, что вышеизложенный случай далеко не единственный, так, согласно Обзору судебной практики [6] (Kachkin, Grigorev, 2019), количество судебных споров, инициированных контрольно-надзорными органами с требованиями изменения или признания недействительными условий соглашений ГЧП и концессии, в 2012 году составляло всего 3%, в 2016 их доля превысила 14%, а в 2020 году составила уже 17% от общего количества завершенных судебных дел по спорам, связанным с реализацией ГЧП-проектов.

Также в последнее время частные инвесторы сталкиваются с затягиванием принятия решения публичным партнером о начале реализации проекта концессии или ГЧП, в том числе в связи с пересмотром ранее уже согласованных условий, или необходимости их пересогласования из-за изменения позиции органов и должностных лиц, так, в Новосибирской области фактически в июле 2016 году было подписано концессионное соглашение в сфере обращения с отходами, предусматривающее строительство мусороперерабатывающего завода (концессионер – группа «ВИС»), которое до настоящего времени так и не реализовано, при этом в 2019 году публичный партнер (Правительство Новосибирской области) в судебном порядке требовал внести изменения в условия реализации концессионного соглашения для снижения рисков незапланированных трат областного бюджета в будущем (иск позднее был отозван, видимо, из-за изменения позиции частного инвестора). В июле 2019 г. Правительство Новосибирской области объявило об отказе от подписания уже согласованных условий концессионного соглашения по строительству и оснащению оборудованием семи поликлиник частным партнером ООО «Полимедика Новосибирск». Как указывает координатор «Инфраструктурного клуба» А. Щеглов [10] (Mereminskaya, 2019), аналогичные ситуации, в которых были реализованы риски, повлекшие незаключение или отмену публичным партнером уже согласованных соглашений о реализации концессий и проектов ГЧП, привели к невозможности реализации проектов на сумму более 250 млрд рублей.

Помимо убытков частного партнера, связанных с подготовкой проекта концессии или ГЧП и последующим незаключением или переносом сроков заключения соглашения, также частный партнер должен учитывать риск переквалификации уже заключенного с публичным партнером соглашения, а также признания его в части или полностью недействительным, так, за период с 2011 по 2018 г. более 30% судебных споров рассматривали именно эти требования, а в 2020 году их количество незначительно снизилось до 26%. В том числе часть инвестиционных контрактов, заключенных частным инвестором с муниципальными органами и учреждениями, относительно строительства или реконструкции объекта недвижимости, находящегося в публичной собственности, по требованиям органов прокуратуры были юридически переквалифицированы (а некоторые признаны судами притворной сделкой) из-за того, что их условия в части содержали базовые элементы соглашения о концессии или проекта ГЧП.

Учитывая долгосрочный характер реализации концессии и проектов ГЧП (от 5 до 49 лет), значимым риском частного партнера также являются сложнопредсказуемые изменения налогового законодательства, что может существенным образом изменить норму доходности реализуемого проекта концессии или ГЧП [7] (Kashin, 2020). Так, в 2018 году произошли существенные изменения налогового законодательства, и помимо увеличения ставки НДС до 20% также был расширен перечень ситуаций и оснований для уплаты данного налога, в том числе изменились условия налогообложения бюджетных субсидий (капитального гранта), которые, как правило, получает частный партнер при начале реализации проекта ГЧП [9] (Kashin, Markelov, 2020). В этом случае частные партнеры, являясь налогоплательщиками и получая капитальный грант в рамках проекта ГЧП, обязаны восстанавливать ранее принятый к вычету НДС при получении субсидий и/или бюджетных инвестиций из бюджетов бюджетной системы РФ (любого уровня) вне зависимости от того, покрывает ли субсидия или инвестиция затраты с учетом сумм НДС, что привело к ухудшению экономической модели реализации более 1000 ранее заключенных концессионных соглашений.

Заключение

Таким образом, недостаточный уровень квалификации государственных служащих в сфере правовых особенностей реализации долгосрочных инвестиционных проектов (ГЧП или концессий), постоянные изменения законодательства, существенное изменение правовых позиций надзорными органами, и как следствие, рост количества судебных споров влечет за собой значимое увеличение правовых рисков для частных инвесторов и, как следствие, замедление развития рынка инновационно ориентированных проектов ГЧП.

В ходе настоящего исследования выявлено, что слабая юридическая проработка частным партнером условий соглашений о концессии или проекте ГЧП (в надежде, что это сделает публичный партнер), несомненно, представляется значимым риском при подготовке и реализации инновационно ориентированного проекта ГЧП, и необходимо понимание, что ошибки и несостыковки в соглашениях заинтересованы найти именно контрольно-надзорные органы, у которых в отличие от публичного партнера отсутствует мотивация поддержки благополучной реализации концессии или проекта ГЧП.

При инициации и реализации инновационно ориентированных проектов ГЧП или концессии частный партнер должен четко сформировать и придерживаться политики риска, под которой можно понимать такую систематизированную совокупность целевых мероприятий, которые призваны существенно снизить (минимизировать) вероятность принятия ошибочного решения еще в процессе его принятия и тем самым сократить вероятность существенных и значимых для бизнеса негативных последствий этих решений на всех стадиях реализации проекта ГЧП.

Таким образом, и частному, и публичному партнеру при подготовке и реализации инновационно ориентированного проекта ГЧП или концессии необходим качественно более высокий уровень подготовки соглашений о реализации таких проектов, помимо этого требуется устранить имеющиеся несостыковки в законодательстве и изменчивость трактовки судами норм законодательства, а также предусмотреть защитный механизм, гарантирующий неухудшение условий реализации проекта для частного партнера, особенно если он предоставляет и использует инновационные технологии и оборудование в интересах государства для предоставления общественно значимых услуг в рамках соответствующего проекта ГЧП.


References:

Issledovanie «Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v Rossii 2016–2017: tekushchee sostoyanie i trendy, reyting regionov» [Public-private partnership in Russia 2016-2017: current state and trends, rating of regions: Research] (2016). (in Russian).

Dzhomo K.S., Kovdkhuri A. (2016). Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo i Povestka dnya v oblasti ustoychivogo razvitiya na period do 2030 g. Razvitie: Sootvetstvuet li tseli? [Public-private partnership and the 2030 Agenda for Sustainable Development: Does it meet the goal?]. DESA Working Paper. (148). (in Russian).

Fedorova E.A., Gurina V.A., Dovzhenko S.E. (2013). Opredelenie faktorov, vliyayushchikh na effektivnost razvitiya gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v RF [Determination of factors affecting the development of effective public-private partnership in Russia]. Audit and financial analysis. (2). 412-421. (in Russian).

Kachkin D., Grigorev A. (2019). Obzor naibolee znachimyh sudebnyh sporov v sfere gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v 2018 godu [Overview of the most significant litigation in the field of public-private partnership in 2018] (in Russian).

Kashin A.V. (2019). Predposylki i usloviya vnedreniya innovatsionnyh printsipov povysheniya konkurentosposobnosti byudzhetnyh uchrezhdeniy v sfere okazaniya sotsialnyh uslug [Prerequisites and conditions for the introduction of innovative principles to improve the competitiveness of budgetary institutions in the provision of social services]. Russian Journal of Innovation Economics. (2). 531-540. (in Russian).

Kashin A.V. (2020). Pravovye riski realizatsii proektov GChP [Legal risks of implementing PPP projects] (in Russian).

Kashin A.V., Markelov V.A. (2020). GChP ili GGP? [Public-rrivate or rublic-rublic rartnership?]. Eco. (2). 123-142. (in Russian). doi: 10.30680/ESO0131-7652-2020-2-123-142.

Kazantsev A.K. (2016). Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v nauchno-innovatsionnoy sfere [Public-private partnership in science and innovation] (in Russian).

Mereminskaya E. (2019). Infrastrukturnye proekty chasto stalkivayutsya s obshchestvennym nedovolstvom [Infrastructure projects often face public discontent]. Vedomosti. (in Russian).

Sokolov M. Yu., MaslovaS.V. (2014). Soglasheniya o GChP: ponyatie i soderzhanie v teorii i praktike [Public-private partnership agreements: concept and contents in theory and in practice]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya Pravo. (4). 126-144. (in Russian).

Varnavskiy V.G. (2012). Upravlenie GChP za rubezhom [Management of public-private partnerships abroad]. Public administration issues. (2). 134-147. (in Russian).

Zusman E. (2019). Obzor sudebnoy praktiki po zaklyucheniyu i realizatsii kontsessionnyh soglasheniy v 2018 godu [Review of judicial practice on the conclusion and implementation of concession agreements in 2018]. Khozyaystvo i pravo. (3). 73-83. (in Russian).

Страница обновлена: 16.04.2025 в 03:42:05