Оценка эффективности системы обеспечения медицинскими изделиями государственных учреждений здравоохранения

Коновалова Л.В.1, Ушакова Т.Н.1, Зыкова Н.В.1
1 Северный государственный медицинский университет, Россия, Архангельск

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 9 (Сентябрь 2021)

Цитировать:
Коновалова Л.В., Ушакова Т.Н., Зыкова Н.В. Оценка эффективности системы обеспечения медицинскими изделиями государственных учреждений здравоохранения // Креативная экономика. – 2021. – Том 15. – № 9. – С. 3647-3660. – doi: 10.18334/ce.15.9.113513.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46642544
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Для более эффективного функционирования учреждений здравоохранения необходимо постоянно анализировать их материально-техническое снабжение. На основании анализа научных трудов российских ученых, посвященных вопросам совершенствования эффективности закупочной деятельности в различных сферах, предложена методика, позволяющая оценить эффективность системы обеспечения медицинскими изделиями государственных учреждений здравоохранения, выявить существующие проблемы и разработать мероприятия по их устранению. Практическая значимость заключается в возможности использования разработанных рекомендаций для более эффективного управления механизмом государственных закупок в медицинских организациях

Ключевые слова: государственные закупки, эффективность закупочной деятельности, медицинские изделия, учреждения здравоохранения, медицинские организации

JEL-классификация: H57, I11, I18



Введение

В современных условиях развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения имеет огромное значение. Наличие необходимого медицинского оборудования, лекарственных препаратов и медицинских изделий определяет количество и качество предоставляемой медицинской помощи. Мониторинг закупочной деятельности необходим для оценки уровня ее соответствия современным условиям и требованиям. Поэтому эффективность государственных закупок во многом определяет результаты деятельности медицинских организаций.

В настоящее время вопросам оценки эффективности госзакупок уделяется большое внимание. Например, Истомина Е.А выделяет основные принципы института государственных закупок и предлагает показатели оценки его эффективности [6]. Шешукова Т.Г. [17] предлагает методику оценки конкретной закупки в бюджетной организации. Матвеева Н.С. рассматривает методики оценки эффективности бюджетного процесса, доказывает отсутствие преемственности в оценке эффективности и результативности использования государственных финансов для осуществления государственных (муниципальных) закупок [9]. Немченко Л.И. разрабатывает методические подходы к оценке системы закупок в сфере государственных и муниципальных финансов и обосновывает векторы дальнейшего ее развития в российской экономике [10].

В источниках научной литературы описаны различные методики оценки эффективности госзакупок в разных отраслях. Например, Кожина Н.А., Кирбитова С.В. [7] предлагают методику оценки эффективности государственных закупок в таможенных органах. Демиденко М.В. рассматривает методику оценки эффективности закупок строительной продукции для государственных нужд [4]. Ермашкевич Н.С., Калина А.И. определяют основные особенности закупочной деятельности в сфере образования и дают оценку результатов и эффективности осуществления муниципального заказа [5].

Ряд научных исследований посвящены анализу системы государственных закупок в сфере здравоохранения. Особенности и риски, связанные с осуществлением закупочных процедур лекарственных средств, медицинского инструмента и оборудования бюджетными учреждениями здравоохранения рассматривают Сироткина Н.Г. и Скребцова Р.Р. [13]. Антонов Д.А., Силова Е.С., Тарынин Ю.С. выявляют особенности института закупок в сфере здравоохранения [1]. Бариев М.Ф. [2] представляет организационно-методическое обеспечение подготовительного этапа организации закупок лекарственных препаратов на региональном уровне на примере Республики Татарстан. Валуев Ю.М. [3] выявляет недостатки государственных закупок в области охраны здоровья населения на примере г.Москва и их влияние на основные проблемы в области охраны здоровья населения. Коллектив авторов - Коновалова Л.В., Ушакова Т.Н., Зыкова Н.В. и др. проводит исследования отношения персонала к закупкам медицинских изделий в поликлиниках г. Архангельска [8].

Однако, несмотря на то, что довольно большое количество исследований посвящено анализу эффективности государственных закупок, в настоящее время нет единого подхода в оценке, и ни одна из существующих разработок не взята в качестве общепризнанной модели оценки эффективности закупочной деятельности. Цель настоящего исследования – разработать методический подход к оценке эффективности системы обеспечения медицинскими изделиями в учреждениях здравоохранения. Исследование опирается на анализ научных трудов российских ученых, посвященных вопросам оценки эффективности закупочной деятельности в различных сферах. Практическая значимость заключается в возможности использования разработанных рекомендаций для более эффективного управления механизмом государственных закупок в медицинских организациях. Новизна исследования: на основании предложенной методики проведен анализ эффективности госзакупок медицинских изделий в поликлиниках г. Архангельска, по результатам которого выделены основные проблемы действующей системы закупок и предложены практические рекомендации по их устранению.

Особенности государственных закупок медицинских изделий в учреждениях здравоохранения

Основным нормативным документом в сфере государственных закупок является Федеральный закон № 44-ФЗ [14]. При проведении государственных закупок в медицинских организациях, есть существенная разница между закупками медицинских изделий и лекарственных препаратов. Помимо общих требований к описанию объекта закупки, существуют моменты, которые необходимо учитывать при закупке данных средств. Медицинскими изделиями (МИ) являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях... и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований .... [15].

Постановление Правительства РФ N102 от 05.02.2015г. с последующими изменениями и дополнениями [12] устанавливает ограничения по конкретным закупкам медизделий, происходящих из иностранных государств. Одним из важных документов при закупке МИ госучреждениями является регистрационное удостоверение. Регистрационное удостоверение - это специальный документ, выданный Росздравнадзором, подтверждающий акт регистрации медицинского изделия, а также лекарственного средства. Без этого документа, любой товар, претендующий на медицинское использование, невозможно покупать или продавать на территории Российской Федерации. Важным моментом при осуществлении закупки медицинских изделий является описание объекта закупки. Так, излишнее описание объекта закупки признается ограничением конкуренции и может послужить поводом для разбирательства в УФАС.

Пандемия коронавирусной инфекции в 2020 году внесла свои коррективы, в том числе и в законодательство по закупкам медицинских изделий. Причиной этому стала неготовность медицинских учреждений, и необходимость быстрой закупки медицинских средств и изделий для индивидуальной защиты. Основные проблемы закупок в условиях пандемии covid-19 - это: острый дефицит группы медицинских изделий, относящихся к средствам индивидуальной защиты (маски, респираторы, перчатки, медицинская защитная одежда, кожные антисептики); необоснованно завышенные цены на медицинские изделия у поставщиков; недостаточное правовое регулирование в вопросах закупок в чрезвычайных ситуациях. В новых условиях для закупок средств индивидуальной защиты допустимы некоторые послабления. Заказчик вправе не применять конкурентные процедуры в исключительных обстоятельствах. Такие обстоятельства указаны в пункте 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. По этому пункту можно закупать любые товары, работы, услуги вследствие: предупреждения чрезвычайных ситуаций (режим повышенной готовности); ликвидации чрезвычайных ситуаций; обстоятельств непреодолимой силы; оказания неотложной или экстренной медицинской помощи; аварии; оказания гуманитарной помощи. Основанием для закупки медицинских изделий, относящихся к средствам индивидуальной защиты будет введение режима чрезвычайной ситуации руководителем компетентного органа соответствующего уровня. На территории субъекта РФ - актом губернатора, на территории муниципального образования – главой МО, правительство может ввести режим чрезвычайной ситуации на территории всей страны или ее части. Меры по предотвращению распространения коронавирусной инфекции на территории РФ в части госзакупок предполагают: АО «Корпорация «Росхимзащита» определяется оператором-координатором по обеспечению потребности субъектов в медицинских изделиях согласно перечню, в который входят: респираторы фильтрующие; маски медицинские; марля; перчатки медицинские; комплекты медицинской одежды. Также существует необходимость регулирования цен, из-за резкого роста цен на некоторые позиции. Право Правительства РФ фиксировать цены в одностороннем порядке в случае эпидемии, распространения чрезвычайных ситуаций, необоснованном росте стоимости сразу в нескольких регионах более чем на 30%, на срок не более 90 дней зафиксировано в Законе №67-ФЗ от 26.03.2020 [16].

Оценка эффективности системы закупок медицинских изделий

На основе обобщения результатов исследований для оценки эффективности системы обеспечения медицинскими изделиями предлагаются следующие показатели:

Кэ1 - коэффициент экономности - рассчитывается путем соотношения разницы между начальной и окончательной стоимостью всех контрактов за исследуемый период к их начальной цене. В некоторых методиках его называют показателем фактической экономии бюджетных средств и рассчитывают в процентном соотношении. Данный коэффициент характеризует экономию бюджетных средств, затраченных на закупки конкурентными способами. Если этот коэффициент ниже установленного норматива, это говорит о том, что экономия бюджетных средств низкая, в этом случае требуется привлечение большего числа поставщиков медицинских изделий для того, чтобы конкуренция была выше, и была возможность максимального снижения цены товара. Однако следует иметь ввиду, что при сильно заниженной цене можно получить товар ненадлежащего качества, а также в этом случае стоит ожидать проверок КРУ.

Кэ2 - характеризует эффективность планирования государственных закупок. Коэффициент рассчитывается соотношением количества закупок, произведенных в установленный срок, к общему количеству закупок за период. Он характеризует соблюдение сроков закупок, согласно плану-графику. Закупки в плане-графике следует размещать равномерно, предусматривая их объемы. Необходимо четко планировать сроки аукционов, рассчитывать потребность, чтобы исключить дефицит медицинских изделий до заключения следующего аукциона, избегать наслоения нескольких аукционов в один месяц, особенно в начале года.

Кэ3 - коэффициент исполнения плана-графика - несколько схож с предыдущими двумя показателями, только рассчитывается путем соотношения сумм фактических закупок, заключенных в установленные сроки, к сумме запланированных закупок. Если значение данного коэффициента ниже нормы, здесь также понадобится корректировка плана-графика.

Кэ4 - коэффициент конкуренции - рассчитывается как отношение стоимости контрактов, заключенных по результатам конкурентных процедур к общей стоимости заключенных контрактов. Чем ближе к 1 этот коэффициент, тем выше конкуренция. При низких значениях этого показателя необходимо увеличивать долю конкурентных закупок и проверять соблюдение нормативов по закупкам.

Кэ5 - коэффициент доли заключенных контрактов по результатам конкурентных способов закупки - рассчитывается как отношение количества заключенных контрактов, осуществленных конкурентными способами, к общему количеству заключенных контрактов. Если значение данного коэффициента ниже нормы, необходимо осуществление мероприятий по признанию поставщика (исполнителя) недобросовестным.

Кэ6 - коэффициент доли расторгнутых контрактов - рассчитывается как отношение количества расторгнутых контрактов по итогам закупок к общему количеству заключенных контрактов. Если значение данного коэффициента выше нормы, необходима проверка действий лиц, ответственных за заключение контракта

Кэ7 - коэффициент своевременности исполнения контрактов отражает соблюдение сроков поставок товаров и рассчитывается как отношение количества исполненных в срок контрактов к общему количеству заключенных контрактов.

Кэ8 - коэффициент соблюдения правовых норм при осуществлении государственных закупок - рассчитывается для определения доли нарушений законодательства на каждом этапе закупок как отношение количества контрактов с выявленными правовыми нарушениями законодательства РФ в сфере государственных закупок к общему количеству закупок.

Кэ9 - коэффициент обоснованности закупаемых объемов медицинских изделий - показывает осваиваются ли закупленные средства в полном объеме и не остается ли излишков на складе. Рассчитывается как отношение количества израсходованных медицинских изделий за текущий период к количеству медицинских изделий имеющихся в наличии на складе на начало периода. Показатель Кэ9 в диапазоне 0,75 < Кэ9 < 1,0 свидетельствует об эффективности закупок и обоснованности данного объема, остаток до 25% от объема необходим для того чтобы был небольшой запас товара для переходного периода и до осуществления следующих закупок. Кэ9 в диапазоне 0,5 < Кэ9 < 0,75 говорит о низкой эффективности закупок, неправильного планирования объемов.

Показатель комплексной оценки эффективности закупок медицинских изделий (КЭ) рассчитывается следующим образом:

КЭ = (Кэ1 + Кэ2 + Кэ3 + Кэ4 + Кэ5 - Кэ6 + Кэ7 - Кэ8 + Кэ9) / 9

Степень эффективности закупок определяется на основании полученного значения показателя комплексной оценки: при КЭ > 0,6 эффективность высокая, при 0,4 < КЭ < 0,6 - средняя, при КЭ < 0,4 - низкая.

Нормативные значения установлены на основании экспертных оценок. Данные коэффициенты были рассчитаны за 2018 и 2019 годы для поликлиник г. Архангельска. Оценка закупок в 2020 году является менее показательной, так как в этом году, в связи с эпидемией коронавирусной инфекции, изменилась система закупок (закупки у единого поставщика средств индивидуальной защиты), а также изменилось и финансирование - были выделены целевые деньги на закупку этих средств.

Значения коэффициентов эффективности приведены в таблице.

Таблица - коэффициенты эффективности системы обеспечения медицинскими изделиями поликлиник г. Архангельска

Показатель
Нормативное значение
Фактическое значение
2018
2019
Кэ1 – коэффициент экономности
0,05 < Кэ1 < 0,15
0,14
0,05
Кэ2 - коэффициент соблюдения сроков осуществления закупок
0,8 < Кэ2 < 1
0,8
0,8
Кэ3 - коэффициент исполнения плана-графика
0,8 < Кэ3 < 1
0,68
0,69
Кэ4 - коэффициент конкуренции
Кэ4 > 0,8
0,26
0,11
Кэ5 - коэффициент доли заключенных контрактов по результатам конкурентных способов закупки
Кэ5 = 1
0,52
0,11
Кэ6 - коэффициент доли расторгнутых контрактов
Кэ6 < 0,1
0,04
0,11
Кэ7 - коэффициент своевременности исполнения контрактов
Кэ7 = 1
0,9
0,8
Кэ8 - коэффициент соблюдения правовых норм при осуществлении госзакупок
Кэ8 = 0
0
0
Кэ9 - коэффициент обоснованности закупаемых объемов МИ
0,75 < Кэ9 < 1,0
0,77
0,79
КЭ - показатель комплексной оценки эффективности
КЭ > 0,6
0,44
0,38
Составлено авторами

По результатам анализа можно сделать вывод, что степень эффективности закупок медицинских изделий в поликлиниках города и в 2018 и в 2019гг. имеет средний уровень. Наибольшее влияние на снижение эффективности оказали следующие факторы: несоблюдение сроков закупок, уменьшение стоимости контрактов, низкая конкуренция.

Заключение

Закупочная деятельность в системе здравоохранения оказывает огромное влияние на результаты функционирования медицинских организаций, а, следовательно, на количество и качество предоставляемой медицинской помощи. Медицинские изделия в лечебных учреждениях относятся к числу позиций, которые имеют высокую значимость в процессе оказания медицинской помощи и требуют существенных финансовых затрат. Для более эффективного функционирования учреждений здравоохранения необходимо постоянно анализировать запасы МИ. Предложенная методика позволит выявить существующие проблемы системы закупок медизделий и разработать мероприятия по их устранению.

Проведенное исследование показало, что эффективность закупок медицинских изделий в поликлиниках города имеет средний уровень. Отрицательными факторами, снижающими эффективность, явились несоблюдение сроков закупок, уменьшение стоимости контрактов, низкая конкуренция. Поэтому особое внимание следует уделять планированию и более тщательному контролю за исполнением плана-графика. Необходимо определять реальную потребность в медицинских изделиях, избегать больших остатков от прежних закупок на складе а также закупок ненужных или не соответствующих спецификации медицинских изделий. Это можно осуществить благодаря адаптации существующего программного обеспечения, с ориентированием на планирование; четкому соблюдению сроков закупок; разделению полномочий и усилению ответственности каждого участника в цепочке закупок; созданию единой базы поставщиков, в которой могла бы находиться полная информация о них, с координатами, данными о недобросовестных поставщиках, а также информация о специализации медицинских изделий. Для того, чтобы система закупок работала отлажено, в ней должны работать все участники процесса - руководители отделений, являющиеся материально ответственными лицами, менеджеры, экономисты отдела закупок, контролирующие лица в медицинской организации и поставщики товаров.


Источники:

1. Антонов Д. А., Силова Е.С., Тарынин Ю. С. Особенности института закупок в здравоохранении // Вестник Челябинского государственного университета. – 2019. – № 9 (431). – c. 92-99.
2. Бариев М. Ф. Разработка организационно-методического обеспечения подготовительного этапа организации закупок лекарственных препаратов на региональном уровне. / на примере Республики Татарстан : автореферат дис.,.. кандидата фармацевтических наук : 14.04.03 / Бариев Марат Фаилевич; [Место защиты: Первый моск. гос. мед. ун-т. им. И.М. Сеченова]. - М.:, 2018. – 24 c.
3. Валуев Ю. М. Проблемы управления государственными закупками в сфере здравоохранения города Москвы // Научные труды Московского гуманитарного университета. – 2019. – № 2.
4. Демиденко М. В. Развитие подрядных торгов на строительство объектов в системе государственных закупок. / диссертация,.. кандидата экономических наук : 08.00.05 / Демиденко Михаил Васильевич; [Место защиты: С.-Петерб. гос. архитектур.-строит. ун-т]. - Санкт-Петербург, 2017. – 151 c.
5. Ермашкевич Н.С., Калина А.И. Осуществление муниципальных закупок в сфере образования: специфика, аудит, анализ проблем и оценка эффективности // Креативная экономика. – 2020. – № 7. – doi: 10.18334/ce.14.7.110678.
6. Истомина Е.А Методические основы оценки эффективности института государственных закупок России // Вестник Челябинского Государственного Университета. – 2016. – № 14(396).
7. Кожина Н. А., Кирбитова С. В. Методика оценки эффективности государственных закупок в таможенных органах // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. – 2017. – № 1(78).
8. Коновалова Л.В., Ушакова Т.Н., Зыкова Н.В., Худякова О.Н. Оценка персонала как фактор совершенствования системы обеспечения медицинскими изделиями государственных учреждений здравоохранения // Креативная экономика. – 2021. – № 8. – c. 3375-3394. – doi: 10.18334/ce.15.8.113231.
9. Матвеева Н.С. Оценка эффективности и результативности государственных (муниципальных) закупок // Финансы и кредит. – 2018. – № 3(771).
10. Немченко Л.И. Инструментарий оценки эффективности и векторы развития системы закупок в сфере государственных и муниципальных финансов. / дис.,.. канд. экон. наук : 08.00.10 / Л. И. Немченко ; науч. рук. д-р экон. наук А. В. Пенюгалова. - Краснодар, 2017. – 162 c.
11. Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 431 «Об установлении особенностей обращения медицинских изделий и ограничений на осуществление оптовой и розничной торговли медицинскими изделиями и о перечне таких изделий». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73749672/ (дата обращения: 11.09.2021).
12. Постановление Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. № 102. Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70861952/ (дата обращения: 11.09.2021).
13. Сироткина Н.Г. Скребцова Р. Р. Особенности закупочных процедур бюджетных учреждений здравоохранения в российской федерации // Медицинский альманах. – 2015. – № 4 (39). – c. 10-14.
14. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70353464/ (дата обращения: 11.09.2021).
15. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 02.07.2021). Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/12191967/ (дата обращения: 30.07.2021).
16. Федеральный закон от 26.03.2020 № 67-ФЗ "О внесении изменений в статью 60 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" и статью 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202003260030 (дата обращения: 30.08.2021).
17. Шешукова Т.Г. Эффективность осуществления государственных закупок в бюджетных учреждениях: методический аспект // Международный бухгалтерский учет. – 2018. – № 2 (440). – c. 149-158.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:28:53