Youth entrepreneurship motivation and stimulation

Volkova A.S.1, Kudaeva M.M.1
1 Новосибирский государственный университет экономики и управления, Russia

Journal paper

Russian Journal of Labour Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 8, Number 11 (November 2021)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=47314630
Cited: 9 by 07.12.2023

Abstract:
The article is devoted to the study of the youth entrepreneurship motivation on the example of students of the Novosibirsk State University of Economics and Management. The authors present the results of their own research conducted in the form of a questionnaire survey in 2021. The study assessed the level of motivation of students of the Novosibirsk State University of Economics and Management for entrepreneurial activity, and also identified the reasons hindering the entrepreneurship development among young people. The authors confirmed the hypothesis that the special entrepreneurship environment created by the university, on the one hand, increases the level of interest of young people in developing their own business, and on the other hand, allows young people to form an objective assessment of their entrepreneurial capabilities. The article provides recommendations on supplementing measures to stimulate youth entrepreneurship. This article may be of practical importance for the development of a regional program for the entrepreneurship development and youth policy.

Keywords: entrepreneurship, entrepreneurship motivation, youth, motives, entrepreneurship stimulation, entrepreneurship university concept

JEL-classification: J24, I23, L26, M21



Введение

Развитие молодежного предпринимательства уже длительное время является актуальной задачей для российской экономики. Однако в 2021 году мы наблюдаем вновь возросший интерес к этой теме со стороны экспертов и власти. Президент РФ Путин В.В. в своем Послании Федеральному Собранию РФ от 21 апреля 2021 г. подчеркнул значимость молодого поколения для общества, указал на необходимость включения в каждый национальный проект мероприятий, направленных на поддержку молодежи, и поручил Правительству представить дополнительные предложения по поддержке малого и среднего предпринимательства [12].

В июне 2021 года в рамках работы Петербургского международного экономического форума состоялись панельные дискуссии на темы «Молодежное предпринимательство», «Где родился, там и пригодился? или почему молодежь уезжает из регионов?». Эксперты, освещая проблемы молодежного предпринимательства, обозначили множество проблем:

- недостаточная урегулированность вопросов поддержки молодежного предпринимательства на федеральном уровне;

- отсутствие программных инструментов для развития молодежного предпринимательства;

- недостаточность «мест притяжения» молодежи, несформированность культуры молодежного предпринимательства;

- недостаточная информированность молодежи о бизнес-возможностях и их мотивация;

- отсутствие наставнической и материальной поддержки при вхождении в бизнес и т.д. [4].

Такими образом, объективных причин, сдерживающих развитие молодежного предпринимательства, много. Не вызывает сомнения, что важное значение имеет и субъективный фактор – сама личность молодого предпринимателя. Его ценностные ориентации, интересы, готовность рисковать, требуемые знания и понимание рынка, то есть, как обозначено выше, информированность и мотивация молодежи, ее направленность на предпринимательскую деятельность.

Исследователи отмечают, что «вопрос о мотивах предпринимательской деятельности чрезвычайно сложен для анализа, поскольку мотивы не всегда четко осознаются человеком, но обязательно переживаются им как нечто значимое, ценное, то есть мотивы тесно связаны с ценностями и ценностными установками личности» [6] (Kosharnaya, 2015).

Механизм формирования мотивации предпринимательства идентичен механизму формирования трудовой мотивации. Важным представляется изучение процесса мотивации, а именно формирования побудительных сил, причин и целей предпринимательской деятельности.

Пугачев В.В. дает следующее определение: «Мотив – это преимущественно осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению, направленному на удовлетворение ею тех или иных потребностей. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие» [15] (Pugachev, 2002).

Традиционно выделяют следующие группы мотивов, побуждающих людей к предпринимательской деятельности: экономические, социальные, психологические, физические и гуманистические мотивы [7] (Mukhacheva, 2017).

Объектом данного исследования выступили студенты, обучающиеся в ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления» (далее – НГУЭУ). Стратегия НГУЭУ – предпринимательский университет. Это означает, что цель обучения – сформировать набор знаний и навыков в профессиональных областях, а также развивать предпринимательский образ жизни и мышления. В студентах поощряется креативность, способность создавать новое, стремление сделать больше, чем требуется.

Предметом исследования выступает мотивация предпринимательской деятельности у студентов и формирующие ее факторы.

Цель настоящего исследования – определение характера, структуры и устойчивости мотивации молодого предпринимателя у студентов НГУЭУ.

Авторами сформулирована основная гипотеза, что особая образовательная среда способствует повышению мотивации к предпринимательской деятельности у студентов НГУЭУ.

Теоретико-методологическую основу настоящей работы составили труды отечественных исследователей. Изучению мотивации российских предпринимателей посвящены работы Устиновой К.А., Баймурзиной Г.Р. [17] (Ustinova, Bajmurzina, 2021), Кошарной Г.Б. [6] (Kosharnaya, 2015), Мухачевой А.В. [7] (Muhacheva, 2017), Акимовой О.Е. [1] (Akimova, 2010); исследование мотивации молодежи представлено в работах Широковой Г.В., Богатыревой К.А., Беляевой Т.В., Ласковой А.К., Карпинской Э.О. [8] (Shirokova, Bogatyreva, Belyaeva, Laskova, Karpinskaya, 2018), Цыганковой И.В., Потуданской В.Ф. [18] (Tsygankova, Potudanskaya, Tszyvey, 2019), Забелиной О.В, Майоровой А.В., Матвеевой Е.А. [2] (Zabelina, Mayorova, Matveeva, 2019); вопросы поддержки и развития предпринимательства в России рассматриваются Патракеевой О.Ю. [11] (Patrakeeva, 2021), Календжян С.О., Кадол Н.Ф. [3] (Kalendzhyan, Kadol, 2021), Смирновой А.А. [16] (Smirnova, 2021) и др. Изучение данных работ подтверждает актуальность настоящей темы и ее интерес для дальнейших исследований.

Эмпирическая база исследования:

1. Результаты опроса студентов НГУЭУ, проведенного авторами с 01.04.2021 по 01.10.2021.

2. Результаты исследований «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2020/2021» [9] и «Глобальное исследование предпринимательского духа студентов. Россия 2018» [8], проведенных Высшей школой менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета.

3. Результаты опросов ВЦИОМ [13, 14].

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения результатов исследования при разработке рекомендаций о повышении мотивации предпринимательской деятельности среди молодежи на региональном и федеральном уровнях.

Результаты исследования

В анкетировании приняли участие 178 студентов НГУЭУ, обучающихся на втором, третьем и четвертом курсах по направлениям подготовки «Управление персоналом», «Экономика». Доля девушек в общей численности респондентов составила 75,6%, что соответствует половой структуре обучающихся НГУЭУ в целом. Средний возраст респондентов составил 21,7 года.

Студентов (входящих в возрастную группу 18–30 лет) характеризует высокий уровень самореализации, большое стремление добиться поставленной цели, сильная мотивация и пик умственных способностей [5] (Kozlova, 2017). Число молодых предпринимателей в России ежегодно растет. По данным «Глобального мониторинга предпринимательства», за период 2014–2020 гг. с 4,4% до 15,1% увеличилась предпринимательская активность среди россиян 18–24 лет [9].

Среди респондентов свой собственный бизнес уже имеют 10,3%, а 21,8% респондентов совмещают обучение в вузе с работой по найму. На вопрос «Хотели бы Вы стать предпринимателем?» отрицательно ответили лишь 23% респондентов. Оставшиеся 77% либо уже занимаются предпринимательской деятельностью, либо хотели бы ею заниматься.

Однако на вопрос о том, каким Вы видите свое будущее, лишь 43% респондентов выбрали варианты ответа «Работа в какой-либо компании для получения опыта, а затем открытие собственного бизнеса» и «Собственный бизнес». 50% респондентов планируют работать по найму в коммерческих или государственных структурах. Оставшаяся доля распределилась между вариантами ответов: планирую продолжать обучение, работа на фрилансе.

Так, потенциальное желание заниматься предпринимательством проявляют 77% респондентов, но в карьерные планы предпринимательство входит лишь у 43% респондентов.

Для сравнения приведем результаты исследования «Глобальное исследование предпринимательского духа студентов». Создать свой бизнес с нуля после вуза хотят 9% российских студентов, что совпадает с аналогичным показателем в мире. Карьеру преемника существующего семейного бизнеса определили для себя 4,6% респондентов в России. Однако ситуация меняется, когда речь заходит о карьерных предпочтениях спустя 5 лет после окончания учебы. Более половины российских студентов (50,4%) хотят открыть собственную фирму, стать предпринимателями, а в международной выборке данный показатель составляет лишь 34,7%. Более чем в два раза сокращается количество желающих работать по найму: в России – до 30,2%, а во всем мире этот показатель снижается лишь до 50,4% [8].

Таким образом, в НГУЭУ доля студентов, планирующих в долгосрочной перспективе карьеру предпринимателя, чуть ниже, чем в среднем по России, но выше среднемирового показателя. Предполагаем, что студенты НГУЭУ имеют меньше иллюзий и более реалистично оценивают свои возможности создать успешный собственный бизнес. К тому же доверие к предпринимательской деятельности в России не до конца сформировано. По данным регулярных опросов ВЦИОМ, несмотря на существенное снижение недоверия (с 45% в 2010 г. до 27% в 2017 г.), доля не доверяющих предпринимателям все еще превышает долю доверяющих (27% против 22%) [13].

Важным представляется факт, что показатель доли студентов НГУЭУ, имеющих свой бизнес сейчас или планирующих открытие бизнеса в краткосрочной перспективе, выше и среднероссийского и мирового значений. Это подтверждает гипотезу о влиянии особой образовательной среды на мотивацию предпринимательства.

Респонденты продемонстрировали различные индивидуальные цели предпринимательства (рис. 1). Большинство привлекают возможности быть независимым (79,5%), планирования своей деятельности и принятия решений (74,4%), самореализации и творчества (69,2%). Во-первых, такие ориентации в целом свойственны для молодежи в возрасте 18–30 лет [5] (Kozlova, 2017). Во-вторых, многие исследования подтверждают полученные результаты, что основной тип мотивации у предпринимателей – инновационно-творческий, а мотивационное ядро предпринимателя складывается на основе потребностей высшего уровня по А. Маслоу [6] (Kosharnaya, 2015).

Рисунок 1. Распределение ответов на вопрос «Открытие собственного бизнеса – это …?», %

Источник: составлено авторами

Стоит отметить, что наблюдается и искажение видения студентами предпринимательства. У 59% и 51,3% респондентов предпринимательство ассоциируется с гибким графиком и высоким доходом, соответственно. Это можно связать с имеющимся опытом, когда часть друзей осуществляют свою деятельность в сфере услуг. Часто такие мастера не имеют качественного образования, не соблюдают определенные санитарные нормы и осуществляют деятельность, не соответствующую нормам действующего законодательства. При этом в окружении формируется образ, как человек, работая «на себя» в свободное от основного занятия время, имеет возможность хорошего заработка.

Привлекательность и востребованность определенных сфер деятельности во многом определили распределение по ним респондентов. Так, 51,7% респондентов рассматривают сферу услуг для занятия предпринимательской деятельностью, 33,3% – отметили торговлю и лишь 10% выбрали производственную сферу. Около 2% респондентов не определились с видом экономической деятельности для занятия предпринимательством. Оставшиеся доли распределились между прочими сферами бизнеса.

Несмотря на высокий уровень мотивации предпринимательства, респонденты в качестве основных сдерживающих факторов к занятию предпринимательской деятельностью выделили отсутствие необходимых знаний (76,3%), первоначального капитала (76,3%) и опыта (65,8%). Кроме этого, такой внутренний фактор, как боязнь неудачи и риск потери вложенных средств, отметили 60,5% респондентов в качестве препятствия началу и осуществлению предпринимательской деятельности. Полученные ответы типичны для молодежи 22 лет, находящейся на этапе профессионального самоопределения и становления.

По оценкам ВЦИОМ, список главных трудностей с которыми сталкиваются россияне, желающие начать собственный бизнес, несколько иной: высокие налоги (25%), бюрократия (22%), нехватка денег (16%), коррупция (9%) и административные барьеры (8%) [14]. Это связано с тем, что средний возраст участников опросов ВЦИОМ выше, больше информированности и социального опыта.

Так, для формирования корректного представления о предпринимательстве у молодежи требуется уделять внимание повышению предпринимательской грамотности, информированности о возможностях, программах поддержки предпринимателей в России. Данную гипотезу подтвердили ответы, полученные на вопрос о требуемой помощи молодым предпринимателям (рис. 2).

Рисунок 2. Распределение ответов на вопрос «Как Вы считаете, существует ли потребность в помощи молодым предпринимателям?», % Источник: составлено авторами.

Около 80% респондентов указали на потребность в повышении предпринимательской грамотности в различных формах: обучении ведению бизнеса, консультационной помощи, обмене опытом.

На студентов, находящихся на этапе профессионального становления, большое влияние оказывает образовательная среда, в которой они находятся. В данном случае интересен опыт НГУЭУ, придерживающегося концепции предпринимательского вуза. Университет достаточно много внимания уделяет формированию предпринимательских компетенций у студентов. Например, все обучающиеся независимо от направления подготовки на первом курсе осваивают дисциплину «Основы предпринимательства». Целью данного курса является стимулирование интереса у обучающихся к предпринимательству, формирование системного представления о современном предпринимательстве и личности предпринимателя, использовании инновационных подходов в данной деятельности.

Также для личностного роста университет предлагает студентам участвовать в различных мероприятиях внеучебных траекторий: «Лидерство и инициативы», «Аналитика, наука и инновации», «Бизнес и предпринимательство» и другие. В рамках предпринимательской траектории университет организует встречи с известными бизнесменами и предпринимателями, профильные мастер-классы, экскурсии в компании, кейс-турниры, участие в международных конкурсах предпринимателей и многое другое. Деятельность университета в целом направлена на популяризацию предпринимательства, формирование предпринимательской грамотности и культуры, поддержку молодежных бизнес-инициатив. Так, университет создает благоприятную среду для формирования мотивации молодежного предпринимательства.

Значимой является и государственная поддержка развития молодежного предпринимательства, но респонденты показали низкую информированность о данных программах. Только 23% респондентов знают о существовании подобных государственных программ (из них 11,5% считают их эффективными). Около четверти респондентов (25,6%) «ничего не слышали» о такой поддержке и 51,4% «слышали, но имеют смутное представление» о государственной поддержке молодежного предпринимательства.

Отметим, что многие вопросы государственной поддержки предпринимательства (вне зависимости от возраста) описаны в паспорте национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [10], который действует до 31.12.2024. Данный проект включает четыре самостоятельных федеральных проекта: поддержка самозанятых, предакселерация, акселерация и цифровая платформа субъектов малого и среднего предпринимательства. Мероприятия каждого проекта включают комплекс стимулов для привлечения населения к занятию предпринимательской деятельностью (информационных, экономических, административных и пр.).

На рисунке 3 представлены результаты опроса студентов НГУЭУ об эффективных способах привлечения молодежи к предпринимательству.

Рисунок 3. Распределение ответов на вопрос «Укажите, на ваш взгляд, наиболее эффективные способы привлечения молодежи к предпринимательству», %

Источник: составлено авторами

Значимым для формирования мотивации молодежного предпринимательства респонденты отметили стимулирование, направленное на развитие предпринимательской грамотности. А именно: организация соответствующих стажировок (84,6%), тренингов и кейсов (75,6%).

Таким образом, чтобы сформировать мотивы к предпринимательской деятельности у молодежи, необходимо предложить стимулы, способствующие возникновению субъективного интереса к предпринимательству. Акимова О.Е. предлагает использовать следующие группы стимулов предпринимательской деятельности:

1. Административные – это побуждение к предпринимательской активности со стороны государства, предполагающее установление определенных санкций за нарушение установленных норм (совершенствование нормативно-правовой базы; разработка щадящего налогового законодательства; гибкая система кредитования начинающих предпринимателей и др.).

2. Экономические – это внешнее побуждение к предпринимательской активности посредством рычагов конкурентно-рыночного механизма, в том числе через доход, дивиденды и так далее (устранение недобросовестной конкуренции на рынке; создание предпринимательский инфраструктуры; выделение грантов на развитие и др.).

3. Статусные стимулы направлены на изменение положения предпринимателя посредством общественного профессионального и морального авторитета и в целом создание позитивного имиджа предпринимательской деятельности (доброжелательная атмосфера в обществе в отношении предпринимательской деятельности, формирование надлежащих этических норм предпринимательства, предпринимательской культуры и др.).

4. Психологические – это побуждение к предпринимательской активности посредством психологической помощи в преодолении внутренних личностных ограничений, препятствующих осуществлению предпринимательской деятельности при условии наличия потребности или желания стать предпринимателем (система страхования вновь создаваемого предприятия; психологическая помощь и поддержка начинающим предпринимателям и др.) [1] (Akimova, 2010).

Заключение

Проведенное авторами исследование показало, что для формирования у молодежи устойчивых мотивов к предпринимательству следует дополнить предложенную Акимовой О.Е. классификацию стимулов группами профессиональных стимулов и стимулов, формируемых образовательной средой.

Профессиональные стимулы направлены на формирование предпринимательской грамотности и компетенций, позволяющих молодежи открыть и вести собственный бизнес. К профессиональным стимулам можно отнести профессиональное бизнес-образование, бизнес-форумы и конференции для предпринимателей, систему стажировок и пр.

Стимулы, формируемые образовательной средой, предполагают побуждение молодежи к предпринимательской деятельности со стороны образовательных организаций различных уровней. К данной группе стимулов следует отнести создание в рамках реализации образовательного процесса такой среды, которая способствует знакомству с историей предпринимательства, привитию молодежи предпринимательской культуры и ценностей, повышению информированности о предпринимательстве и т.д.

Так, использование комплекса стимулов способно обеспечить формирование у молодежи мотивов к предпринимательству. Молодежное предпринимательство, в свою очередь, выступит драйвером развития малого и среднего предпринимательства в России, решения многих социально-экономических проблем.


References:

Akimova O.E. (2010). Motivy i stimuly v predprinimatelskoy deyatelnosti [Motives and incentives in the system of entrepreneurial activity]. Modern economy: problems and solutions. (9). 94-105. (in Russian).

Kalendzhyan S.O., Kadol N.F. (2021). Biznes-obrazovanie kak napravlenie podderzhki sotsialnogo predprinimatelstva v period COVID-19 [Development of social entrepreneurship and social initiatives in the context of the COVID-19 pandemic]. Russian Journal of Labor Economics. (2). 189-200. (in Russian). doi: 10.18334/et.8.2.111756.

Kosharnaya G. B. (2015). Motivatsiya sovremennyh rossiyskikh predprinimateley [Motivation of modern Russian entrepreneurs]. Izvestiya VUZov. Povolzhskiy region. Obschestvennye nauki. (4 (36)). 146-154. (in Russian).

Kozlova T.Z. (2017). Samorealizatsiya lichnosti po vozrastnym intervalam (na primere sovremennyh rossiyan) [Self-realization of a person by age intervals (based on the example of modern Russians)]. Sotsiologiya i zhizn. (3). 63-68. (in Russian).

Mukhacheva A.V. (2017). Motivatsionnaya tipologiya rossiyskogo predprinimatelstva [Motivational typology of Russian entrepreneurship]. The bulletin of the Far Eastern Federal University. Economics and Management. (3). 79-90. (in Russian).

Patrakeeva O.Yu. (2021). Sotsialnoe predprinimatelstvo v Rossii: vozmozhnosti i perspektivy razvitiya [Social entrepreneurship in Russia: opportunities and prospects for development]. Sotsialnoe predprinimatelstvo i korporativnaya sotsialnaya otvetstvennost. (3). (in Russian). doi: 10.18334/social.2.3.113670.

Pugachev V.V. (2002). Rukovodstvo personalom organizatsii [Management of the organization's personnel] (in Russian).

Smirnova A.A. (2021). O merakh gosudarstvennoy podderzhki malogo predprinimatelstva v period pandemii COVID-19 v Rossii [Measures of state support for small businesses during the COVID-19 pandemic in Russia]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (2). 285-298. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.2.111588.

Tsygankova I.V., Potudanskaya V.F., Tszyvey Ya. (2019). Faktory motivatsii molodezhi pri vybore professii [Motivation factors of the youngsters in choosing a profession]. Russian Journal of Labor Economics. (4). 1545-1554. (in Russian). doi: 10.18334/et.6.4.41349.

Ustinova K.A., Baymurzina G.R. (2021). Sklonnost k individualnomu predprinimatelstvu i samozanyatosti: rol sotsialno-ekonomicheskikh faktorov [Propensity to individual entrepreneurship and self-employment: the role of socio-economic factors]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (9). 2225-2242. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.9.113481.

Zabelina O.V, Mayorova A.V., Matveeva E.A. (2019). Trudovye ustanovki rossiyskoy molodezhi i gosudarstvennoe sodeystvie razvitiyu i realizatsii ee trudovogo potentsiala [Labour attitudes of Russian youth and state assistance to the development and realization of its labor potential]. Russian Journal of Labor Economics. (3). 1093-1104. (in Russian). doi: 10.18334/et.6.3.41176.

Страница обновлена: 03.05.2025 в 00:47:51